Кто из казаков стал первым русским профессором права

Обновлено: 25.06.2024

Как известно, изначально Императорская академия наук в Санкт-Петербурге состояла из иностранцев, приглашённых ещё Петром I. Первым русским академиком стал Михаил Ломоносов. А вторым, если не считать поэта Василия Тредиаковского, — Степан Крашенинников. Солдатский сын, он, исключительно благодаря таланту и трудолюбию, сумел стать профессором. Но прежде — практически в одиночку исследовать Камчатку. Как попал студент-гуманитарий в экспедицию Беринга? Почему 26-летнего Крашенинникова оставили одного на Камчатке? И как случилось, что его останки пролежали четверть века в картонной коробке?

В 1732 году по предложению Витуса Беринга Сенат принял решение об отправке Второй Камчатской экспедиции. Грандиозная эпопея требовала не только колоссальных финансовых трат. Так или иначе, деньги можно было изыскать. Куда сложнее было с кадрами. Это сейчас можно довольно быстро сформировать отряд специалистов из кандидатов и даже докторов наук. А в то время не было научных институтов. Даже учёные по большей части были иностранцами, порой толком не знавшими русский язык.

В Сибирь!

В конце лета 1733 года отряд выехал из Санкт-Петербурга. Перед участниками Второй Камчатской, или, как её ещё называют, Великой Северной, экспедиции стояла грандиозная задача: исследовать арктическое побережье России, огромное пространство к востоку от Урала и даже достичь Америки и островов Японии.

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

В научном походе Беринга участвовало несколько отрядов. Самая масштабная задача, даже если считать только площадь исследований, стояла перед сухопутным Академическим отрядом. В его компетенцию входило исследование всей Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая Камчатку. Недаром позже отряд выделили в отдельную экспедицию. Возглавляли его три профессора — Герхард Фридрих Миллер, Иоганн Георг Гмелин, Людовик Делиль де ла Кроер.

Прежде чем попасть на Камчатку, Крашенинникову предстояло три года провести в Сибири. Но сначала нужно было добраться до неё. Только дорога из столицы империи до Тобольска заняла полгода. Далее — Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. По пути участники экспедиции собирали материал — географический, природоведческий и этнографический. В 1735 году отряд прошёл Енисейск, Красноярск, Иркутск, переправившись через Байкал, исследовал Бурятию и Забайкалье. Под руководством профессора-натуралиста Гмелина Крашенинников занимается метеорологическими наблюдениями, препарирует кабаргу — мускусного оленя, исследует пещеры и писаницы — наскальные рисунки, изучает степь и реки. По инструкциям профессора истории Миллера составляет словари местных наречий, пишет статьи об их носителях и русских, давно живущих в Сибири.

Поначалу задача состоит лишь в том, чтобы приготовить базу для приезда руководителей отряда. Но вскоре станет ясно, что Крашенинникову придётся всё делать одному: профессора остались исследовать Сибирь. А может, что называется, запала не хватило.

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

Терра инкогнита

Своего рода лейтмотивом всей деятельности Степана Крашенинникова было недоумение.

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

К моменту появления Крашенинникова на полуострове это была неизведанная земля площадью 270 тысяч квадратных километров. На ней уместились бы Германия, Австрия и Швейцария, вместе взятые. А населения — ительменов, коряков и курилов, а также казаков — вряд ли тогда было больше трёх тысяч человек.

А инструкции от профессоров требовали от Крашенинникова быть всем для всех: географом, метеорологом, этнографом, зоологом, ботаником, историком, вулканологом и даже лингвистом. В его подчинении был лишь небольшой вспомогательный отряд. При этом характер работы изначально предполагал вполне себе государственный масштаб.

Эффект присутствия

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

Крашенинников описал восточное побережье Камчатки, четыре полуострова, заливы и бухты, и высоко оценил их потенциал для морской торговли и не только. Кстати, одна из бухт Авачинской губы зовётся ныне бухтой Крашенинникова и является местом базирования подводных лодок Тихоокеанского флота.

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

В главе о растениях Камчатки Крашенинников подробно останавливается на том, как её жители использовали себе на пользу борщевик, которым ныне разве что детей не пугают.

В свете наших сегодняшних дискуссий об экологии, избыточном потреблении и, как следствие, гигантском объёме мусора, производимого человечеством, очень поучительными кажутся наблюдения Крашенинникова о том, как раньше использовались природные ресурсы неразумными (с нашей колокольни) племенами.

Но Крашенинников — учёный, он всё аккуратно фиксирует, благодаря чему до нас дошли очень важные этнографические сведения.

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

Крашенинникова, надо думать, многое к тому моменту повидавшего, некоторые умения коренного населения просто изумили.

Особенно его поразила цепь, сделанная из моржовой кости без использования железных инструментов.

Именно с точки зрения пользы Крашенинников делает своего рода SWOT-анализ Камчатки.

Бедный господин профессор

Спустя почти десять лет после начала экспедиции Крашенинников вернулся в Санкт-Петербург. За плечами остались 25 773 версты. На обратном пути Крашенинников женился на племяннице якутского воеводы Степаниде Цибульской.

Степан Петрович был оставлен при Академии наук, работал в Ботаническом саду. В 1745 году получил звание адъюнкта (в то время это соответствовало званию члена-корреспондента академии) натуральной истории и ботаники. В апреле 1750 года был избран профессором (то есть академиком) ботаники и натуральной истории. А ещё через два месяца назначен ректором Академического университета и инспектором гимназии при Академии наук. Необычность ситуации состояла в том, что Крашенинников стал одним из первых русских по рождению академиков, причём недворянского происхождения (отец Степана Петровича был солдатом). Это обстоятельство роднит его с Михаилом Ломоносовым, ровесником и соратником.

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

Степан Крашенинников: студент, который открыл миру Камчатку

Да и посмертная судьба Крашенинникова не была спокойной. Его могила была утеряна, когда переносили кладбище у Благовещенской церкви в Петербурге.

В декабре 1986 года на заседании Всесоюзного географического общества, как тогда называлось РГО, было объявлено о том, что окончательно принято решение о захоронении. 26 мая 1988 года Степан Петрович Крашенинникова был погребён заново.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

Происхождение казачества


Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

кто такие казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Я поначалу даже подумал, что это такой троллинг. Что некий плут отпустил авантажную бороду, переоделся в казачью форму и снял этот самый ролик, чтобы над казачеством жестоко посмеяться.

Но нет. Это действительно съемка некоего казачьего "Семинара № 6", проводимого в Свердловской области. У его автора на страничке в Ютубе различных роликов про казаков очень много, и они совершенно не шуточные. Все всерьез, господа, все всерьез.

Позволить себе выложить чужое видео я не могу, но и не откомментировать - тоже. Вы поймете, почему, а на сам исходный ролик будет ссылка внизу.

Итак, "Семинар № 6, "Враги казачества в 21 веке".

Нам предстает некий импозантный седобородый господин в казачьей форме и с наградами на груди. Он говорит в камеру: "Мы снимаем уже шестой семинар по казачеству на территории Свердловской области. Основа наших знаний - это фильм "Дикое поле" Гусарова."

На этом моменте я поперхнулся кофе. Основа. Знаний. Художественный фильм 1991 года.

Основа. Знаний. Нет, это не шутка, это все всерьез.


Других источников, забегая вперед, предъявлено не будет вообще. Какие архивы, какие исторические книги, о чем вы вообще? Хотя нет, вру. Будет. Книги Алмазова "Слава Тебе, Господи, что мы казаки". Все.

А я тут, понимаешь, сутками в источниках ковыряюсь. Надо было сразу "Дикое поле" смотреть. Может даже, и посмотрю, кстати. Надо только табачку купить покрепче (для толокеров Дзена: курить вредно!). Потому что, чую, без него будет никак.

Далее выдержка из речи седобородого господина:

- Тема этого семинара - это вот вредители казачества. Те, которые вредят, которых надо наказывать. Они заводят разговоры совершенно ненужные, вредные, вот это вот - потомственный ты, не потомственный?! А сомневаться в казаке нельзя!

Далее мы узнаем много нового из истории казаков (почему-то донских, а не сибирских):

1) Казаки жили в землянках, в норах, что твои хоббиты. Потому что в Диком поле жить было нельзя. Там не было "никаких крепостей, никаких городов". А всякого, кто пытался пахать землю, сразу убивали. А крепостей не было, потому что "матерьялов нету".

О существовании многочисленных казачьих городков в низовьях Дона и Волги седобородый господин совершенно не в курсе.

2) Казакам нельзя было заводить семью (это в десятом веке, кстати. Хотя фильм повествует совсем о других временах - о шестнадцатом веке). Потому что женщин сразу убивали татары. Дом сразу сжигали, если кто строил. Поэтому "системой защиты было ничего не иметь".

3) Женщин, если очень уж хотелось и совсем невмоготу, казаки покупали себе на базарах. Видимо, базары татары не сжигали. Да и как они могли, их в десятом веке в этих местах еще и в помине не было. )))

4) К зиме женщины беременели, а весной. "По весне женщину надо было зарезать". Чтоб не угнали в плен татары. Это - цитата из УЧЕБНОГО РОЛИКА для молодых казачат!

По весне всех женщин под нож, а летом снова шли "за зипунами". И - "веками так было, и до, и после монгольского нашествия!"

У вас есть цензурные высказывания? У меня нет. Стивен Кинг нервно курит в сторонке.


Про шашки, разумеется, тоже. Шашки у казаков уже в то время были, и они ими крутили. Ни у кого не было, а у казаков были. У тех казаков, у которых даже дом построить было не из чего.

5) У казаков было рабство. Поскольку больше торговать было нечем, они продавали всех и всем, в том числе и своих. На турецкие галеры. Потому что так выгодно - человек дороже скота. И это говорит тот же самый человек, что минутой раньше утверждал - "Плен хуже смерти!"

6) О потомственности у казаков речи не могло быть в принципе, поскольку бабы не успевали детей донашивать. Их же всех к весне - того. И вообще они обет безбрачия давали, все поголовно (казаки, не бабы). Всех войск. А детей казаки похищали у соседних племен или тоже покупали на базаре. И продавали. Купил ребенка, надоел - продал. Так веками ковалось казачье общество. Поэтому о потомственных казаках даже речи быть не может! Это не мои слова, это слова указанного господина в фуражке и с медалями.

7) Несмотря на отсутствие "потомственности", все казаки - супервоины. Автоматом Калашникова овладевают в два дня. Что вы ржете, черти полосатые? Не ржать! Учебный ролик, ответственный, понятно вам?)))

8) "Не надо никаких книжек читать, не надо к профессорам ходить" - опять-таки прямая цитата. Стенька Разин княжну утопил. Об этом народная песня сложена. Он обет безбрачия давал. Раз народная песня есть, значит, святая правда.

На самом деле Стенька Разин даже своему сыну от той персиянки еще обучение оплачивал у ученого священника из Астрахани, но об этом казаку знать не положено. Об этом в книжках написано. А их читать не надо.

9) В 1672 году казаки присягнули царю Алексею Михайловичу, и тогда на дон пришло много священников, и ввело христианскую культуру, и только тогда казаки стали жить "как сейчас" - с семьями и детьми.


10) А вот сей господин в черной папахе говорит следующее: "Нельзя это выкладывать в интернет. Люди несведущие поймут вас превратно и обольют по полной". Не, он даже в чем-то прав, не стоит такое выкладывать. ))

11) Стенька Разин знал пять языков и лично с царем Алексеем Михайловичем приятельствовал - за одним столом чаи гонял. А потом обиделся на царя-то, ну и понеслось.

12) Русское правительство платило дань казакам. Каждый год шли караваны на Дон и Терек - кормить казаков. А когда царь Тишайший дань казакам не выплатил, те пропустили татар на Москву.

И после этого меня еще упрекают, что я потомственным казакам на слово не верю?)) Да вы же сами слышали - нет среди вас потомственных! И не может быть! ))))

Вот, пожалуйста. Убедитесь сами:

Нравоучение, оратория и стихотворство: первые лекции и студенты МГУ

Московский университет стал первым высшим учебным заведением светского типа в России. Учреждённый в 1725 году Академический университет в Петербурге прекратил своё существование в 1760-е годы и стабильно стал работать лишь с 1819 года.

Для дворян и разночинцев





Первым помещением вуза стало здание Аптекарского приказа у Воскресенских ворот — сейчас на этом месте находится Исторический музей. Здесь университет находился первые 12 лет до постройки собственного здания на Моховой.

Указ об учреждении университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года в день памяти святой мученицы Татьяны, потому Татьянин день стал всероссийским праздником студенчества. А первые занятия в Московском университете начались 26 апреля 1755 года.

Три факультета, десять кафедр

В университете было три факультета — юридический, философский и медицинский. На философском обучали логике, метафизике и нравоучению, физике экспериментальной и теоретической, оратории и стихотворству. Было десять кафедр, занятых десятью профессорами. Согласно проекту Ломоносова, большое внимание уделялось изучению латыни, которая в то время являлась международным языком науки. Вначале лекции читали только на латыни, а с 1767 года начали преподавать на русском языке. Выбор языка зависел от возможностей профессоров: русские профессора преподавали преимущественно на родном языке, а иностранцы — на латыни. Однако на медицинском факультете часть лекций всегда читалась на латыни (вплоть до 1917 года).






В университете не хватало собственных кадров, и приглашались иностранные преподаватели из разных университетов Германии. Но уже с первых лет существования университет поставил цель — воспитать собственную русскую профессуру. Для усиленной подготовки после обучения в Москве самых одарённых студентов посылали на стажировку в лучшие европейские университеты. С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков учились у Адама Смита и Джона Миллара в Университете Глазго в Шотландии, С.Г. Зыбелин и П.Д Вениаминов — в Лейдене в Голландии, М.И. Афонин — у знаменитого шведского биолога Карла Линнея в Уппсале в Швеции. После возвращения в Россию они работали на высоком уровне мировой науки и использовали передовые методы для обучения студентов.

Кого и как принимать в студенты?

В 1786–1793 годах на углу улиц Большой Никитской и Моховой для университета построили специальное здание по проекту архитектора М.Ф. Казакова, которое существует и сейчас на улице Моховой, дом 11 (Институт стран Азии и Африки). В 1791 году открылась университетская церковь Святой Татьяны.

Во время пожара 1812 года университет горел и потом был реконструирован по проекту Д. Жилярди в 1817–1819 годах. Вблизи этого основного здания в 1833–1836 годах построили ещё одно, перед которым был установлен памятник Ломоносову (улица Моховая, дом 9, факультет журналистики).

Постройку нового университетского комплекса на Ленинских (Воробьёвых) горах по проекту архитекторов Л.В. Руднева, С.Е. Чернышёва, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова начали в 1949 году. Главное здание МГУ, аудитории которого открылись в 1953 году, — одна из семи сталинских высоток. Там же был установлен ещё один памятник Ломоносову. В 1970, 1980 и 2000-х годах на огромной территории вокруг главного здания было построено ещё несколько больших корпусов и здание библиотеки.

С философского на юридический и медицинский

Все студенты вначале должны были учиться три года на философском. Это объяснялось слабой в XVIII веке дифференциацией наук. К тому же, несмотря на название, на факультете студенты изучали не только философию, но и основы математики, механики, физики, экономических и словесных наук.

После трёх лет обучения часть учеников оставалась на философском факультете для дальнейшей специализации в гуманитарных науках и физике, а остальные продолжали образование на юридическом и медицинском факультетах. На медицинском, кроме врачей, готовили также химиков и биологов.

До 1830-х годов, пока не был построен второй большой корпус на Моховой, заниматься приходилось в тесноте. Лекции проходили с восьми утра до 12 часов дня, затем шёл перерыв на обед, и потом занятия продолжались — с двух часов дня до шести вечера.

Система управления и собственный суд

До 1804 года университет управлялся назначаемым чиновниками директором и находился под контролем Сената. Университетский устав 1804 года вводил принципы университетской автономии. Этот означало, что университет является самоуправляющейся организацией и имеет судебный иммунитет относительно светской и духовной власти, то есть неподсудность профессоров и студентов любым судам, кроме университетского. В 1848 году при Николае I выборность ректора университета была отменена.

По уставу 1863 года право университета по выборам на университетские должности было восстановлено. Уставом 1884 года было ликвидировано самоуправление: ректор, деканы и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения. В 1905 году самоуправление было частично восстановлено, вернулась выборность ректора и декана, но уже в 1911 году эта автономия была отменена.

Первые студенты — медики и юристы

Как рос престиж университета? После великих реформ конца 1850-х — начала 1870-х годов престиж высшего образования вырос, что было связано с формированием рынка интеллектуального труда. Во всех сферах повседневной жизни России были востребованы образованные специалисты — врачи, юристы, инженеры, преподаватели. В 1870–1880-х годах приток абитуриентов в Московский университет был столь велик, что он не справлялся с резким увеличением количества студентов, мечтающих получить востребованную в обществе специальность врача. Материальная база была недостаточной, что выражалось в нехватке аудиторий для лекций и лабораторий для практических занятий.

В 1878 году количество студентов на медицинском факультете дошло до огромной цифры — 1539 человек, на первом курсе было 486 студентов, на втором — 394 студента. Из своих специальных средств университет израсходовал на содержание двух параллельных отделений и на дополнительное вознаграждение преподавателям 30 тысяч рублей, но этим удалось лишь временно снять напряжение. Проблема не была решена.




В студенты за казённый счёт

Как осуществлялось финансирование университета? Если по первому уставу 1755 года на содержание университета отпускалось всего 10 тысяч рублей в год, то по уставу 1804 года Московскому университету, находившемуся под высочайшим покровительством, полагалась штатная сумма в размере 130 тысяч рублей.

Стипендии и пособия

К примеру, Антон Чехов получил профессию врача в Московском университете на стипендию Таганрогского городского общественного управления. Стипендия составляла 300 рублей в год, Чехов получал её ежегодно из Таганрога тремя частями по 100 рублей.

Сейчас в Московском университете 41 факультет и более 300 кафедр. Здесь обучаются 35 тысяч студентов.

Ушедшие в 1920–1922 годах в изгнание казаки‑профессора и научные сотрудники весьма быстро заняли должное их знаниям и опыту положение в высших учебных заведениях и в научных учреждениях Сербии и Франции, Болгарии и Чехословакии, США и ряда других стран.

Многие же молодые, и не очень молодые, казаки, стойко преодолевая немалые материальные трудности и бытовую неустроенность, тоскуя по родине и своим родным и близким, получили высшее образование в университетах и других высших учебных заведениях ряда стран Европы, а затем и в США. Довольно быстро находили применение своим знаниям, как на производстве, так и в науке, достигнув со временем немалых высот.


Казачка ст. Новочеркасской, Области войска Донского, доктор философии Г.В. Заречняк (США) с мужем


В 30‑е годы в Министерстве земледелия США служил выпускник Пражского университета (Чехословакия), казак станицы Нижне‑Чирской ОВД, Феофил Капитонович Попов (16.12.1899–24.08.1936, г. Боземан, США).

24 июня 1929 года в актовом зале ректората Пражского политехнического института (Чехословакия) был провозглашен докто‑ром технических наук казак станицы Луковской Хоперского округа ОВД, инженер‑агроном Василий Андреевич Вуколов. Окончив в 1925 году Высшее сельскохозяйственное училище при Пражском политехническом институте, казак станицы Михайловской ОВД Владимир Петрович Клонов (1890–7.01.1946, места лишения свободы, СССР) в 1928 году в г. Праге (Чехословакия) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук.

Бывший Донской прокурор, доктор права, профессор Михаил Павлович Чубинский (1871–6.01.1943, Югославия), ученый‑криминалист с мировым именем, сыгравший заметную роль в пропаганде идей объединения южных славян, в эмиграции был профессором университетов гг. Белград и Субботица в Югославии. В начале 20‑х годов активно участвовал в разработке нового уголовного кодекса Королевства С.Х.С.


Бывший профессор Донского (г. Ростов‑на‑Дону) и Парижского (Сорбонна) университетов, коренной иногородний Дона С.Г. Сватиков




В 1974 году с должности ординарного профессора архитектурного факультета Белградского университета (Югославия) ушел на пенсию казак станицы Аксайской ОВД Григорий Иванович Самойлов (08.09.1904–16.10.1989, г. Белград, Югославия), известный художник и архитектор, явившийся в Югославии родоначальником разработки теоретических вопросов архитектурной акустики.


Профессор Белградского университета, архитектор и скульптор, казак ст. Аксайской, Области войска Донского Г.И. Самойлов, 60‑е годы, г. Белград (Югославия)

Казак станицы Урюпинской ОВД Михаил Петрович Сергеев (1898–?) во Франции получил глубокое и разностороннее образование, прослушав курс высшей математики в Парижском университете (Сорбонна), а затем окончил высшую сельскохозяйственную школу в г. Анженере и Национальный агрономический институт тропических культур. Более тридцати последующих лет М.П. Сергеев работал в Африке, а затем во Франции. Удостоен за научные достижения рядом правительственных наград Франции и молодых африканских государств.


Доктор искусствоведения, писатель и публицист, донская казачка Л.Р. Николенко, ФРГ

Переехав в приобретенный им особняк в районе Кенсингтон в г. Лондоне, Е.В. Саблин превратил его в центр русской политической и культурной жизни, где регулярно проводились общественные собрания, приемы и благотворительные вечера. Здесь хранились многие исторические ценности и реликвии императорской России, а с 1940 года совершались и богослужения.

К сожалению, в 1944 году особняк сильно пострадал во время очередного налета германской авиации (прямое попадание авиабомбы) и значительная часть хранившихся в нем ценнейших коллекций погибла.

В 50–60‑е годы профессором русской словесности в православной семинарии в г. Джорданвилле (США) и настоятелем православной церкви во имя Св. Девы Марии в г. Скенектеди, штат Нью‑Йорк (США) был казак станицы Каменской, Области войска Донского, ученый‑священник о. Михаил Минаев (1.09.1887 – 23.08.1961, г. Скенектеди, США), учившийся ранее в России на физико‑математическом факультете университета в г. С.‑Петербурге и на сельскохозяйственном отделении Пражского университета в Чехословакии, участник Первой мировой и Гражданской войн. Сан иерея принял в 1951 году.

В конце 20‑х годов, блестяще окончив Парижский университет, уроженец г. Ростова‑на‑Дону Олег Иванович Ядов продолжил научную работу в Сорбонне и уже в 1938 году защитил докторскую диссертацию, став первым иностранцем, получившим в Парижском университете это высокое ученое звание.

В 1936 году О.И. Ядов утверждается профессором. К этому времени он автор 12 серьезных научных трудов, ряда запатентованных изобретений, участник важнейших научных разработок, а также научных докладов на заседаниях Академии наук Франции и ряда международных конгрессов и конференций.

В конце 30‑х годов О.И. Ядов переехал на жительство в США, где в последующие десятилетия в полной мере раскрылся его большой научный потенциал, в том числе и в сфере закрытых научных разработок.

С 1930 года в США жил и работал казак станицы Котовской Хоперского округа Области войска Донского, доктор философии, профессор ботаники и фитопатологии (болезни растений), член Академии наук штата Монтана (США) Митрофан Михайлович Афанасьев (4.12.1900, ст. Котовская, ОВД – 19.06.1988, США).

Выпускник духовной семинарии на Дону М.М. Афанасьев в эмиграции окончил в 1927 году Высшую агрономическую школу в г. Брно (Чехословакия), получив диплом инженера‑агронома и степень бакалавра. В 1930 году переехал на жительство в США, где в 1937 году защитил диссертацию при университете штата Небраска и получил степень доктора философии по специальности химика и ботаника‑фитопатолога.


Донской казак Михаил Попов – выпускник Московской духовной академии и медицинского факультета Варшавского университета, участник в качестве полкового священника Первой мировой и Гражданской войн, в эмиграции жил в Венгрии, где окончил Теологическую реформаторскую академию и Дебреценский университет, в котором в 1937 году защитил диссертацию и получил ученую степень доктора философии.

В последующие годы М. Попов преподавал в университете, а в 1941 году был назначен епископом венгерской греко‑православной церкви и стал членом верхней палаты парламента Венгрии.

В г. Мюнхене (ФРГ) М.А. Миллер был одним из основателей и руководителей (ученый секретарь) Института по изучению истории и культуры СССР. Одновременно он профессор древней истории на Матуранских курсах в г. Геттингене и в Украинском свободном университете, член Украинской свободной академии наук в ФРГ.

Ведя большую научную и административную работу, М.А. Миллер опубликовал множество монографий и других научных работ, статей и очерков в различных изданиях российского и казачьего зарубежья, в том числе посвященных родному Дону и казачеству.


Профессор военно‑инженерных наук, генерал‑майор Всевеликого войска Донского Л.М. Михеев, США

В последние годы жизни Л.М. Михеев был руководителем представительства русских организаций для защиты интересов русских в США.

Его сын – Ярополк Леонидович Михеев, родившийся 29 апреля 1930 года в г. Косовска Митровица (Югославия), инженер‑строитель, более 45 лет работал в США, в том числе возглавлял строительный отдел при сооружении в штате Флорида космической станции Кеннеди‑Спейс‑Порт.


Бывший депутат Войскового круга, казак ст. Мигулинской, Области войска Донского, писатель и публицист, заслуженный профессор Г.А. Знаменский, США

В 192З году в числе первых групп российских изгнанников в США прибыл и депутат Донского войскового круга (сентябрь 1918 года), выпускник Киевской духовной академии, казак хутора Тиховского станицы Мигулинской области войска Донского Георгий Александрович Знаменский (28.03.1890, хут. Тиховский – 6.01.1975, США). Окончив Гарвардский университет и получив ученую степень магистра педагогических наук и психологии, Г.А. Знаменский начинает свою многолетнюю педагогическую карьеру в США, где он в разное время преподавал в Гарвардском, Массачусетском Техно‑логическом, Браунском и Бостонском университетах, в Симмоне – Колледже, в Канаде – в Саскачеванском университете и в ряде других учебных заведений. Получает ученое звание профессора, а затем и заслуженного профессора. Он принимал самое активное участие в создании в США популярного в свое время Общества защиты и помощи русским, в строительстве храма‑памятника Святому Владимиру на ферме РОВА и в основании Богоявленского прихода в г. Бостоне, где он жил с середины 50‑х годов.


Донской казак, заслуженный профессор Принстонского университета (США) Г.П. Чеботарёв

Участник Первой мировой и Гражданской войн, хорунжий Г.П. Чеботарев в феврале 1920 года командируется Донским атаманом А.П. Богаевским с Донским императора Александра III кадетским корпусом в Египет. Затем учеба в Высшей технической школе в г. Берлине (Германия), большая инженерная практика в Германии и Египте, переезд в 1937 году в США, где началась его большая и успешная научная работа.

В 1959 году в составе делегации инженеров‑фундаменто‑строителей США, сформированной Национальной академией наук в г. Вашингтоне, Г.П. Чеботарев в первый, но не в последний раз приезжал в СССР. Позднее он посетил и г. Новочеркасск, где в политехническом институте с удивлением, но, безусловно, и с удовлетворением узнал о том, что его имя и научные труды известны советским ученым.

Окончив Берлинский университет со степенью доктора народного хозяйства, В.П. Чеботарева в 1934–1938 годах опубликовала в германской прессе более 30 статей об экономических и финансовых проблемах СССР.

В 50–70‑е годы в США, куда В.П.Чеботарева в 1938 году переехала на постоянное жительство, ею были опубликованы многочисленные статьи на темы русской истории, культуры и дореволюционного экономического прогресса в России. В 1959 году вышла ее книга, посвященная истории российского предпринимательства, несколько позднее – выдержавшая три издания книга (пособие) для студентов среднего уровня знания русского языка. В начале 60‑х годов В.П. Чеботарева‑Билл вместе с Л.К. Турьсевич составила сборники рассказов И.С. Тургенева, Ф. Достоевского, К. Паустовского, М. Горького и М.А. Шолохова, снабдив их грамматическими разъяснениями и словарем. Этими сборниками пользовалось не одно поколение студентов в университетах и колледжах США и Канады.

В январе 1979 года ученую степень доктора социальных наук во Флоридском университете получил выпускник гимназии в столице Донского казачества г. Новочеркасске и юридического факультета С.‑Петербургского университета, магистр политических наук Лев Николаевич Кей (1893, г. Новочеркасск, Области войска Донского – 5.03.1979, г. Пальм Спринг, США), живший в США с 1923 года и окончивший в 1931 году Колумбийский университет.

Но не только этим отличился донской казак. В годы Первой мировой войны И.И. Манохин изобрел и внедрил в производство знаменитые бронебойные пули и самодвижущиеся снаряды (ракеты). Кроме того, проживая с 1921 года во Франции, И.И. Манохин изобрел синтетический бензин и создал новый вид аэроплана.

Принятый в 1924 году в лейб‑гвардии Казачий дивизион, Н.И. Греков в 70‑е годы – генеральный секретарь Гвардейского объединения и секретарь Объединения офицеров лейб‑гвардии Казачьего Его Величества полка.

Все послевоенные десятилетия, живя и работая в США, В.Г. Улитин принимал активное участие в общественной жизни казачьего зарубежья, его статьи и очерки, в основном по казачьей тематике, регулярно публиковались в ряде изданий российского и казачьего зарубежья, а с 90‑х годов прошлого столетия – и в России.


Казак ст. Казанской Области войска Донского, заслуженный профессор русской культуры и литературы В.Г. Улитин, США


Один из ведущих западных специалистов по творчеству М.А. Шолохова и А.И. Солженицына, профессор русской и советской литературы Принстонского университета (США), донской казак Г.С. Ермолаев. 2003 г.

Вырос Н.В. Федоров в хуторе в низовьях Дона, учился в г. Новочеркасске в гимназии имени атамана М.И. Платова. В эмиграции окончил Софийский университет, где в 1929 году получил степень бакалавра.

В 1929 году Н.В. Федоров переехал в США, где учился в Колумбийском университете и работал. В 1952 году получил ученую степень доктора инженерных наук; в последующие годы преподавал и вел научные исследования в США и Голландии. Большое количество его научных публикаций систематически появлялись на страницах различных научных изданий в США и в ряде других западных государств; участник многих международных конгрессов и конференций, где систематически выступал с докладами.

Уже в начале 50‑х годов Н.В. Федоров стал членом Нью‑Йоркской академии наук, членом Американской ассоциации прогресса науки и ряда других американских научных ассоциаций. Он также – почетный консультант Американского биографического института, офицер Национальной академии наук Французской Республики, носитель ордена Академической пальмы.

Двадцать пять лет проработал в университетах США, преподавая русскую историю, русский язык и русскую классическую литературу выпускник факультета богословия Софийского университета, доктор наук, профессор, казак станицы Новочеркасской Области войска Донского Владимир Николаевич Бутков (19.06.1916, г. Таганрог, ОВД – 11.02.2000, Вест Оранж, США).

Прибыв в 1958 году в США, В.Н. Бутков в сжатые сроки, преподавая русский и болгарский языки, сумел подготовить кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. В последующие годы В.Н. Бутков явился учредителем и многолетним руководителем кафедр русского языка и литературы в Рочестерском университете (штат Нью‑Йорк) и в университете г. Санкт‑Луис. Работу в университетах В.Н. Бутков совмещал с преподаванием русского языка и литературы в колледжах и в учительском институте, внеся в существовавшую в США систему преподавания кардинальные, вызвавшие большой интерес и получившие высокую оценку профессионалов изменения.

Пятнадцать лет В.Н. Бутков возглавлял культурно‑просветительский отдел православного прихода‑собора Св. Иоанна Предтечи, систематически выступал с докладами в разных городах США и Канады. В деятельности отдела активно участвовали донские казаки, доктор философии Г.В. Заречняк и профессор П.П. Заворотнов, а также профессор М.М. Заречняк. Десять лет В.Н. Бутков был атаманом Общеказачьей станицы в г. Вашингтоне (США).

Донской казак‑калмык станицы Платовской Сальского округа области войска Донского, профессор Принстонского университета (США) Араш Борманжинов много лет занимается изучением истории, культуры и религии донских калмыков. По этой тематике им опубликовано семь монографий и множество статей в ведущих американских и европейских научных журналах по востоковедению. Он многократно участвовал в международных научных конференциях и съездах, проводившихся в разных странах мира.

Во второй половине 90‑х годов Араш Борманжинов, завершая работу над большой монографией по истории донских калмыков, неоднократно приезжал для научной работы в Россию, посетив, в частности, гг. Ростов‑на‑Дону, Элисту и Новочеркасск.

За долгие годы успешной научно‑педагогической работы доктора естественных наук, профессора (специализация механика жидкости и газа), донского казака Виктора Никитича Сальникова (21.01.1927, г. Печи, Югославия – 2.06.2006, г. Белград, Югославия) под его руководством в Югославии защищено около 30 кандидатских и более 15 докторских диссертаций. Лично им подготовлено более 40 научных публикаций в югославской печати и более 25 – в различных международных научных изданиях.

В.Н. Сальников принимал участие, выступая, как правило, с докладами, на 23 югославских и 33 международных научных съездах и конференциях. В 1989 году он был избран членом‑корреспонден‑том Европейской академии наук в г. Париже (Франция).

Были в зарубежье и другие донские казаки, имевшие ученые степени и звания и не имевшие их, но благодаря своим знаниям и природным способностям, опыту и практике преуспевшие в науке и технике, в производстве и предпринимательстве, о которых информация пока, к сожалению, весьма ограниченна:

– многие годы главным управляющим лесами в Западной Словакии известного обувного промышленника Томаша Бати (Чехословакия) был казак станицы Азовской, Области войска Донского Алексей Иванович Пивоваров;

– в 1957 году членом Донского Войскового Совета в США был ученый‑экономист А.П. Сенявин (США);

– в 70‑е годы профессором университета штата Огайо (США) был сын известного ранее на Дону и затем в зарубежье казака‑калмыка станицы Ново‑Алексеевской Области войска Донского Б.Н.Уланова – С. Уланов;

Но этими именами перечень донских казаков, оставивших в зарубежье свой след в науке, технике и производстве, безусловно не исчерпывается!

Что сегодня известно в донских университетах и других многочисленных высших учебных заведениях об этих донских казаках, об их научной и учебно‑педагогической деятельности?! Практически ничего! И это не столько наша вина, сколько общая беда.

Читайте также: