Кто из авторов выделил невротические механизмы с помощью которых родители контролируют подростка

Обновлено: 13.05.2024

Реферат выпускницы программы "Клинический гештальт" Бирюковой-Романовой А.Ф. "Стратегия работы с обсессивными и компульсивными расстройствами"

Введение

Современность диктует определенные условия. Особенности личности, которые можно отнести к обсессивной и компульсивной динамике, ценятся и приветствуются обществом. Исполнительность, умение выполнять рутинные задачи, забота о нормах и контроле - все это делает людей ценными подчиненными и отличными работниками. Но это же может принести страдания и дискомфорт, если в результате сочетания предрасположенности, воспитания и внешних обстоятельств, склонность становится жестким, ригидным и неадаптивным конструктом.

Здесь и далее мы будем говорить не о психиатрическом диагнозе обсессивно-компульсивного расстройства, а скорее о людях, обладающих определенными, объединяющими их особенностями поведения, спецификой контактирования и сочетаниями механизмов прерывания.

Обсессивно-компульсивная структура характера известна давно. Фрейд писал о них как о методичных, упрямых, скупых. Пьер Жане описывал как негибких, ригидных, подчеркнуто добросовестных, проявляющих настойчивость перед лицом непреодолимых препятствий.

В условиях стресса или повышенных нагрузок эти личностные черты могут преобразоваться в симптоматическое поведение, которое затем может приобрести характер ритуала. (11)

Обсессии (навязчивые мысли) - это мысли, импульсы или образы навязчивого, повторяющегося характера. которые предстают в уме помимо воли, неразумны и неконтролируемы человеком.

Компульсии (навязчивые действия) - это действия, которые пациент чувствует себя вынужденным совершать под влиянием непреодолимого внутреннего давления, чтобы успокоить сильнейшее напряжение. Компульсии различают на сдерживающие и изгоняющие. (3)

Характерные феноменологические особенности

К характерным особенностям обсессивных и компульсивных личностей можно отнести:

- Излишне, напряженно сфокусированное внимание. Трудности с расфокусировкой и расслаблением.

- Доминирование воли и необходимости. Руководство долженствованиями-интроектами. “Наиболее характерная мысль обсессивно-компульсивного человека: "Я должен". Воля, обычно направленная на удовлетворение желаний человека, у них исказилась до того, что стала доминировать над желаниями и даже ими управлять.” (1)

- Привычка откладывать немедленное выполнение действия. Размышления без действия.

- Страх собственных мыслей, приравнивание мысли к действию.

- Контроль собственного поведения и экспрессии как основа самоуважения (2)

- Изоляция аффекта и связанная с ней склонность к рационализации и сомнениям.

- Магическое мышление, с помощью которого формируются неочевидные связи между явлениями и людьми.

- Всемогущий контроль, дающий ощущение пугающей власти и ответственности над окружающим миром.

- Склонность к реактивному образованию. Запретный и подавленный импульс формирует противоположную потребности реакцию. Гнев превращается в устремленность, враждебность в нежность.

- Уничтожение сделанного (аннулирование). Склонность “обнулять” сложную неоднозначную ситуацию.

- Рационализация и интеллектуализация

Условия возникновения и особенности развития

Исследования показывают, что свойственные для обсессий мысли бывают в течении дня у многих людей.

Д.Кларк и К.Пурдон опросили людей в 16 странах, и выяснилось, что у большого количества людей есть интрузивные (вторгающиеся) мысли. Например: не оставил ли я включенной плиту, лампу, что может привести к пожару? (79% женщин, 62% мужчин) Или: не оставил ли я открытой дверь, так что внутрь могут попасть непрошеные гости? (77% женщин, 65% мужчин)

Но отнюдь не все люди, сталкивающиеся с такими мыслями, имеют обсессии и компульсии. В этом играет немаловажную роль психобиологический фактор. Существует взаимосвязь между серотонинергической системой головного мозга, отвечающей за поддержание чувства спокойствия, удовлетворенности состоянием, и навязчивыми мыслями и действиями. Этим обусловлено то, что в лечении навязчивых состояний успешно применяют трициклические антидепрессанты и ингибиторы обратного захвата серотонина.

Однако, помимо биологических факторов формирования обсессивных или компульсивных личностных особенностей, безусловно играют роль условия развития и семейная система.

Основные факторы воспитания и семейной системы, влияющие на развитие обсессивных и компульсивных механизмов:

- Родительский контроль экспрессии

- Жесткий доминирующий стиль воспитания, контролирующая гиперопека

- Один родитель жесток и требователен, второй потакает. Ребенок копирует и сохраняет в себе оба эти варианта поведения, конфронтирующие друг с другом.

- Пограничный стиль воспитания. Это связано с предыдущими пунктами. Если родитель сам не может контролировать экспрессию, и обладает иными дефицитами в структуре личности, ребенку приходится учиться контролировать то, что не в его власти.

- Элементы навязчивостей у одного из родителей.

Обсессии и компульсии. Сходства и различия.

Обсессивные и компульсивные особенности, следуя традиции, рассматриваются в одном материале. Это связано с тем, что обсессивные и компульсивные тенденции нередко сосуществуют или чередуются друг с другом в одном человеке, а также потому, что в целом для них характерна сходная динамика развития.

Однако ряд авторов (Нэнси Мак-Вильямс, Джованни Салониа) обращает внимание на то, между обсессивными и компульсивными личностными особенностями существуют достаточно серьезные различия, которые необходимо учитывать.

Кратко можно охарактеризовать эту разницу таким образом:

- Обсессивный, преимущественно навязчивые мысли - это склонность “застревать” на обдумывании, не переходя к действиям.

- Компульсивный, преимущественно навязчивые действия - это склонность смещать действие, делать не то действие, которое может удовлетворить потребность.

Особенности цикла контакта и Self

Существующие материалы о том, как можно описать обсессии и компульсии на цикле контакта, порой противоречат друг другу. Поэтому приведем характерные особенности на каждом этапе контактирования, собрав коллегиальное мнение различных специалистов.

Этому мнению вторит Джованни Салониа. Он выделяет на цикле контакта пять фаз: ориентацию, действие, решение, финал и ассимиляцию. Разделяя фазы действия и решения. И описывает момент прерывания при обсессии на этапе перехода от ориентации к необходимости действия. Возбуждение уже появилось, но оно слабо распознано, вызывает ужас и должно быть погашено. А компульсии - на фазе действия, когда возбуждение уже распознано, но должно быть изгнано.

Согласно же Джею Левину, главной особенностью контактирования при ОКР являются сложности на этапе finale контакта. По его словам, в момент необходимости принятия решения, совершения выбора и потери полного контроля, соединения с объектом потребности - и возникает прерывание.

Если сравнить две последних точки зрения, то они также вторят друг другу, каждый по-своему рассматривая цикл контакта. В основном прерывание так или иначе возникает между формированием потребности и решением, выбором ее удовлетворить. И это, вероятно, связано с существенной сложностью людей, склонных к навязчивостям - нарушением связи между функцией Id и Personality. Часто Id описывается и воспринимается как нечто запретное и даже чуждое. Тогда как Personality усечено, нормировано и ригидно. И в этом случае невозможно полноценно сделать выбор, принять решение с помощью функции Ego, пока Id и Personality разделены и дефицитарны.

Чимо Таррега Солер говорит об этом так: “Функцией преконтакта является Id. Но проблемой обсессивного человека является то, что он пытается сделать отправной точкой определения своей потребности Personality. Это происходит в результате сочетания особенностей структуры личности, таких как непереносимость аффекта, обилия интроектов и переживания большого количества усвоенного стыда.”

Отдельно стоит подчеркнуть значимость ассимиляции, постконтакта в процессах людей с навязчивостями. Для ОКР характерны сложности с признанием нового опыта, с присвоением его для дальнейшей расширения функции Personality.

Характерные механизмы прерывания

В первую очередь нужно подчеркнуть, что не существует одного механизма прерывания, характерного для ОКР. Скорее, страдание любой личности можно описать метафорой Джея Левина: это как луковица, вы снимаете один слой, один механизм прерывания, а за ним вы обнаруживаете другой, а потом еще один, и так далее. Нет единой закономерности и последовательности, но можно выделить наиболее характерные механизмы и сочетания механизмов.

Часто на первом этапе заметна конфлюенция, ретрофлексия или дефлексия. Все это призвано не допустить столкновения с потребностью и часто - с глубоким и токсическим чувством стыда, с ней связанным. Зарождающаяся потребность очень быстро уходит в фон, задавленная и остановленная стыдом.

Также отдельно стоит упомянуть такой неклассический механизм прерывания, который в психодинамической традиции называется изоляция аффекта, а в гештальте некоторыми авторами упоминается как десенситизация. Обесчувствливание, отделение чувственного переживания от когнитивного содержания.

Ригидность и жесткость Personality базируется на обилии интроектов. Интроецированные знания о себе, о мире, о том как надо. Обилие долженствований. Все это необходимо, чтобы компенсировать структурные дефициты личности. Также можно говорить о присутствии интропроективного механизма. Например, в образовании компульсивного действия часто можно заметить элементы проекций внутреннего содержания опасности на внешний объект или ситуацию.

Эготизм, в той или иной степени, является сложностью людей с навязчивостями. При этом именно этот механизм прерывания часто является глубоко укоренившимся и эго-синтонным. И требует долгой и кропотливой работы.

Стратегия работы в гештальт-подходе

Стратегия работы с обсессиями и компульсиями подразумевает, в первую очередь, отказ от работы с симптомом навязчивости как с элементом, требующим удаления и избавления. Гештальт-терапия не занимается коррекцией поведения и мыслей. Симптом является следствием того, что происходит с человеком в его жизни и отношениях. Он является верхушкой айсберга, и задача работы - раскрутить и раскрыть процесс образования симптома в обратном направлении, от конца - навязчивости, к его началу - потребности в контексте отношений. И помочь человеку осознать и отследить этот процесс. Так как именно таким образом, согласно парадоксальной теории А.Бейссера, могут быть созданы условия для изменений.

В начале работы важно концентрироваться на:

- Создании прочного альянса. Так как навязчивости и невозможность сфокусировать фигуру связана с обилием стыда в преконтакте, важно создать условия, чтобы клиент мог преодолевать эту сложность, вместе со специалистом, не прервав терапию.

- Давать надежду, но не давать гарантий. Клиенты с навязчивостями часто ищут и требуют четкой, понятной и конкретной структуры работы. Они приносят свой симптом как ноутбук на ремонт. Важно с самого начала разрушить их уверенность во всесильности консультанта и донести мысль о том, что в этой работе нет и не может быть никаких гарантий и тем более - одностороннего результата, без участия в изменениях самого человека.

- Необходимо сместить внимание с симптома на контекст возбуждения и тревоги, которые лежат в корне навязчивости.

В ходе работы стратегически важно:

- Побудить клиента формировать и удерживать фигуру, не давая ей скрыться в фоне. Выделяя фигуру, скрывающуюся за обсессией, особенно навязчивым страхом, необходимо помнить о фоне, из которого этот страх возникает. В процессе прояснения особенностей жизни пациента терапевт проясняет для себя ту потребность, попытка удовлетворить которую, заканчивается застреванием на страхе.

- акцентировать фазу действия в эксперименте, т.е. способствовать наиболее полному выражению себя в действии и ассимиляции опыта.

Тактика работы может быть построена таким образом:

  1. Предложить прервать выполнение компульсивных ритуалов и сфокусироваться на контексте тревоги, защитой от которой является навязчивость.
  2. Предложить распознать внутренние угрозы, пересказать катастрофические фантазии, присвоить спроецированные на внешние объекты импульсы и выявить лежащие в их основе чувства.
  3. Использовать чувства как проводник в ситуацию. Таким образом соединить разъединенные десенситизацией функции Self. Легализовать функцию Id и снизить значение ригидной и неэффективной из-за интроектов функции Personality, на которую опирается человек.
  4. Фиксировать внимание клиента на этапе перехода к действию, побуждая к переходу от ретрофлексии к экспрессии чувств, челночно связывая процессы в сессии с процессами в жизни.
  5. Анализ механизмов принуждения. Восстановление функции отвращения и отвержения неприемлемого опыта для того, чтобы расшатать ригидный интроективный механизм и вернуть присущую системе спонтанность.

Психотехника парадокса

Также, говоря о стратегиях работы в с ОКР, необходимо упомянуть психотехники парадокса, так как они имеют непосредственное отношение к работе с навязчивостями.

Психотехники парадокса предлагают опираться на симптом, в данном случае на обсессию или компульсию, как на нечто позитивное, как на друга, который может принести важную информацию и выполняет в системе важную функцию. Необходимые действия в терапии - найти положительную сторону симптома, научиться сверяться с ним в своих действиях и понять для чего он нужен в системе клиента.

Парадоксальные техники могут быть отличными помощниками в этом. Предлагая клиенту смену направления движения - не “от” симптома а “к” нему, мы даем ему способность в какой-то мере управлять тем, что с ним происходит.

Важное осознание, к которому может прийти клиент, хорошо сформулировал Джей Крютнер: “ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШИ СПАЙКИ УШЛИ, ВАМ НУЖНО ЗАХОТЕТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОСТАЛИСЬ.” (5) Так как именно это внутреннее действие и усилие в итоге приводит к действительным изменениям в отношении навязчивостей.

У ребенка являющегося участником постоянных семейных конфликтов отмечаются, как правило, следующие симптомы:

1. Повышается общая нервозность, чаще бывают эмоциональные взрывы и беспричинные истерики.

2. Поведение ухудшается, потому что авторитет родителей падает. Ребенок перестает им доверять и прислушиваться к их мнению.

3. Нарушается принятие моральных и общих культурных ценностей. Дети могут попадать под негативное влияние, желая бороться против всего, что было раньше в их жизни.

4. Чаще возникает негативное отношение к мужчинам и женщинам, в зависимости от того, против кого настроен ребенок.

У многих детей перенесших насилие часто появляются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Дети плохо спят, сны становятся беспокойными, у них появляются страхи и тревожные мысли о смерти. Может начаться или обостриться заикание или другие речевые нарушения. Внимание становится рассеянным, дети не могут сосредоточиться на каком-то деле, могут забывать сделать даже привычные дела, например, умыться утром, почистить зубы перед сном.

Насилие, как известно, порождает ответное насилие. Оно в свою очередь оказывается направленным на другого человека, тот передает его следующей жертве и так до бесконечности.

Встречаясь в своей работе с детьми из неблагополучных семей, специалисты каждый раз отмечали их уверенность в том, что они имеют право бить других детей. В группе детского сада 6 летний мальчик позволяет себе ударить другого ребенка, и считает, что поступил правильно. Он не видит в этом ничего необычного – ведь его били, так почему же он не может ударить любого, кого ему только захочется. Именно так думает каждый, кого хоть раз в жизни ударили: почему меня можно бить, а я не могу ударить другого?

У ребенка возникает вполне справедливый вопрос, на который многие взрослые не могут дать ответ. Ребенок действует интуитивно, то есть, полагаясь на свой чувственный опыт. Ему обидно и единственный вывод, который он для себя делает – ему можно драться с теми, кто ему не нравится. Таким образом, использование силы становится единственным способом достигать своих целей в отношениях с людьми.

Если такая позиция находит подтверждение в какой-то ситуации и ребенок действительно с помощью силы получает желаемое, то она закрепляется в сознании как правильная.

На подобное поведение важно правильно реагировать. В первую очередь, остановить ребенка. Затем, объяснить ему, что такое поведение недопустимо, и вы не позволите никому больше причинять боль. Если ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения, то говорить много не нужно. Будьте немногословны – говорите только по существу дела. Главное это показать своими уверенными и спокойными действиями, четкими и короткими фразами, что вы контролируете эту ситуацию и всем необходимо успокоиться. Только после того, как вы убедились, что все участники конфликта успокоились, можно доносить до них какую-либо информацию.

Еще одной серьезной семейной проблемой являются частые конфликты между родителями.

Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась девушка 14 лет. Представилась Светой и пожаловалась на своих родителей.

Света рассказала, что никогда не чувствовала родительской любви. По её словам, они всегда были заняты разборками между собой. Мать и отец постоянно ссорились, то из-за денег и их нехватки, то из-за взаимных претензий друг к другу. Постоянно дрались, потом мирились, снова дрались и так далее. Самые негативные воспоминания девушки связаны с тем, что во время скандалов мать и отец пытались склонить дочь, каждый на свою сторону. При этом пытались манипулировать ей, то обещаниями, то угрозами. На деле ни первое, ни второе, в итоге не доводили до конца. Мать рассказывала дочери про отрицательные черты отца, а тот в свою очередь наговаривал на жену. Оба требовали от дочери принять только одну из сторон, чтобы вместе противостоять супругу. В итоге, к своему возрасту, единственным желанием девочки-подростка было уйти из дома, куда глаза глядят и как можно скорее.

Как правило, такое желание ребенок старается реализовать.

Выясняя отношения между собой в семье, большинство родителей совершают одни и те же ошибки:

Пытаются использовать детей как своих сторонников в борьбе против супруга.

Отгораживают детей полностью от реальной ситуации в семье, опасаясь за них.

И первое, и второе есть крайности, обусловленные, чаще всего, эгоизмом самих родителей. В первой ситуации ребенок непременно оказывается в роли проигравшего, а во второй, дети чувствуют, что что-то происходит, но не могут понять что именно. Эти переживания заставляют их бояться, жить в страхе, пугаясь любого шума, развивая невротические привычки, часто такие же, как и у их родителей. Подобные проблемы в детстве превращаются в устойчивую тревожность у взрослого человека. Таким образом, в обоих случаях, мы получаем потенциальную жертву.

Как же поступить, чтобы и ребенок сделал правильный вывод и самому не стать при этом манипулятором, решающим свои задачи за счет ребенка?

Отечественные психологи, врачи и педагоги (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) уже давно выделили несколько видов родительского отношения к своим детям. Это сложившаяся система отношения родителей к ребенку, включающая в себя эмоции, чувства, стереотипы и ожидания которые родители переносят на детей.

Авторитарные родители.

Когда в группу детского сада или класс школы входит авторитарный отец (или мать), его всегда видно и слышно: громкий голос, резкие движения, строгий взгляд. За всеми этими внешними, казалось бы, четкими и строгими признаками знающего человека прячется неуверенность в ребенке, страх за себя и попытка компенсировать незнания в воспитании методами быстрыми, но на самом деле малоэффективными и недолговременными. Они оперируют только угрозами, надеясь, что ребенок от этого станет послушнее. Но время идет, ребенок растет и то, что раньше помогало добиться его послушания уже не эффективно.

Рисунки детей, у таких родителей, изобилуют черным мрачным цветом, тематически привязаны к непропорциональным изображениям больших рук родителей и маленькой фигурой самого ребенка. А иногда в них присутствуют и такие элементы, которые редко встретишь в детских рисунках.

Случай из практики. Мальчик Ибрагим З. посещает детский сад, он из большой семьи, но большая семья, к сожалению, не всегда означает дружная семья. Родители разведены, но вынуждены жить вместе в одной квартире, дети свидетели частых ссор. У Ибрагима трое братьев и две сестры. В рисунках мальчика появляются черные терминаторы, спортивные снаряды, животные, которые соединены художником с техникой и оружием.

По мнению А.Л. Венгера (Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2003), в таких рисунках детей отражена агрессия, которой повергали их и которую они также готовы выплеснуть на окружающих. То есть, защитный механизм – агрессия, передаётся к детям от родителей, которые используют его как средство воспитания. Следовательно, в детском коллективе мы получаем неблагополучного ребенка, который почти всегда будет выделяться, либо частыми конфликтами с окружающими, либо избеганием контактов и страхами.

В авторитарных семьях чаще, чем в других фигурирует насилие. Родители, применяющие его к своим детям, разрушают их ожидания в принятии, доверии, любви, заботы, что приводит к нарушению всего процесса здорового развития ребенка. Такие дети, сами становятся агрессорами, перенося полученный опыт из семьи родителей в свои отношения.

Что можно сделать в этой ситуации? Дайте ребенку возможность закончить начатые ранее дела. Ваш малыш индивидуален и имеет свой внутренний биологический ритм. Конечно, режим и соблюдение порядка должны быть, но постоянное принуждение приводит к сбою внутренних часов, нарушению обмена веществ и расстройствам психических процессов. Ребенок не дрессированная собачка и не может выполнять все, так как вы хотите. Требования должны быть адекватны возрасту ребенка. Все изменения, происходящие в жизни ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности.

Чрезмерно опекающие родители.

Такие родители часто используют мелочные придирки, постоянно контролируют все перемещения ребенка, его действия подвергают анализу и критике, чтобы сделать более управляемым. Забота плавно переходит в давящую опеку, которая подавляет любую инициативу и активность ребенка.

В результате из детей вырастают безынициативные люди, слабохарактерные, нерешительные, не умеющие за себя постоять, полагающиеся во всем на мнение старших, неспособные строить полноценные социальные отношения со сверстниками. Если вдруг, в какой-то момент, родитель оказывается готов дать свободу своему ребенку, то наедине с самим собой никак не может успокоиться и перед его глазами всплывают ужасные картины происходящего с их чадом.

Более того, когда ребенок видит, что отец или мать со всеми из-за них ругаются, он делает вывод, что мир – это сборище негативно настроенных людей, с которыми постоянно нужно выяснять отношения ссорами и руганью.

Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась женщина 52 лет. К психологу ее направил школьный учитель с вопросом о том, как её ребенку (мальчику 12 лет) наладить отношения со сверстниками. В ходе беседы выяснилось, что её ребенок единственный, поздний (после 40 лет), долгожданный, воспитывается матерью в одиночку. Отца нет. Мать постоянно опекает сына, одевает его только в ту одежду, в которой тепло, чтобы он не заболел. Кормит только домашней, полезной едой, считая, что здоровье необходимо беречь с детства. При этом мать не позволяет смотреть телевизор, играть в компьютер, принципиально, не покупает продукцию, произведенную в Китае, считая её некачественной, заразной или опасной.

Для того чтобы иметь возможность провожать и забирать сына каждый день из школы она бросила прежнюю работу и устроилась уборщицей в офис. Проблемой считает то, что другие дети постоянно обижают мальчика, не хотят с ним дружить. Спрашивает: как помочь ему наладить дружбу с детьми?

Личная позиция родителя. Такой родитель не готов отпустить ребенка в жизнь. Постоянно переживает за его здоровье, тревожится о самочувствии, но мало беспокоится развитием личности ребенка. В их глазах ребенок – неспособное ни к чему, слабое, немощное создание, нуждающееся в постоянной заботе и защите от внешней опасности.

Что можно сделать в этой ситуации? Во-первых, родителям стоит работать над своей повышенной тревожностью. Именно она заставляет их самих испытывать страх и переносить его на ребенка. Впечатлительность и тревожность – несомненно, помогают выживать в наше непростое время, но во всем должна быть адекватная мера. Это значит, пора объективно оценить, что может быть опасно, а что лишь кажется опасным.

Во-вторых, родителям надо работать над своим эгоизмом. Они боятся не за ребенка, а за самих себя, потому что не интересуются его мнением, его чувствами и интересами и тем, чего на самом деле боится ребенок. Соотнесите его страхи и свои. Только тогда вы поймете, где заканчивается ваша субъективная тревога и начинается реальность.

Эмоциональные, раздражительные родители.

Такие родители своим ребенком всегда недовольны, предъявляют постоянные претензии и обвиняют во всех ошибках. Не сделал урок – дурак, ошибся – кретин, не смог за себя постоять – размазня. При этом в отношениях отсутствует эмоциональная близость между взрослым и ребенком. Тактильные контакты осуществляются на уровне шлепков, подзатыльников, оплеух.

При этом инициатором какого-то действия становится родитель. Он сам подталкивает ребенка на совершение поступка и уже изначально не верит в возможный успех. Дети очень хорошо заражаются эмоциональным настроем взрослого и поэтому не умеют верить в самих себя – естественно, что в результате они делают все не так как надо. Как и в прежнем случае, в итоге развивается низкая самооценка, забитость, не умение отстаивать свои позиции, появляется страх самовыражения.

Как правило, такие дети становятся пассивными агрессорами, держат свое недовольство глубоко внутри себя. То есть, проявляют они его не явно, а несколько иначе. Например, едкими замечаниями в адрес другого человека, выражают иронию, провоцируют сарказмом, переворачивают факты с ног на голову, выставляя виновными за свои ошибки других людей.

Что можно сделать в этой ситуации? Ребенок не рождается с умениями и знаниями о жизни. И эти самые знания не появятся у него до тех пор, пока он сам, своими руками не попробует сделать что-то, пока ребенок не совершит ошибки которые потом сам исправит и не найдет способ решать проблемы по-своему, особенно.

Вы, конечно, не обязаны обожать своего ребенка, видеть в нем только плюсы и достоинства. Но хотя бы не мешайте ему развиваться естественным путем, не подавляйте в нем личность, своими претензиями и утверждениями в его несостоятельности. Если не умеете делать это сами – тогда доверьте профессионалам. А для ребенка будьте не строгим учителем или врачом, а просто родителем. Все люди имеют недостатки – это нормально, поэтому меняйте свое отношение к ребенку как к личности со своими, не похожими ни на кого, особенностями, которые в дальнейшем могут стать его достоинствами.

Либеральные родители.

Считают, что у взрослого есть свой взгляд на жизнь, а у ребенка свой. Своими делами они и предпочитают заниматься, пока их не спрашивают или пока не попросят о чем-то.

Что можно сделать в этой ситуации? Исправлять такую позицию, обычно, бывает бесполезно. В ней, в принципе, есть рациональное зерно: ребенок учится самостоятельности, отвечать за свои поступки и всего в жизни добиваться своими силами, рассчитывая только на себя. Правда, находить эффективные пути взаимодействия с другими людьми он так и не научается, потому что он не видел примера в лице значимых для него людей (родителей).

Авторитетные родители.

Авторитеты для ребенка – это пример личной активной позиции (в любом деле), весомое мнение, определяющее возникновение мотива к действию. Другими словами, с такими родителями дети советуются, выбирают их в качестве примера и делают так, как они поступили бы в этой ситуации.

Личная позиция родителя. У таких родителей есть внутренняя жизненная позиция, что они являются спутниками ребенка на жизненном пути. Свои поступки они стараются комментировать, разъясняя, таким образом, главный принцип своих действий. Стараются избегать давления на ребенка, всегда в курсе состояния дел ребенка. Бывают честными в первую очередь с самими собой, к этому приучают и ребенка.

Исправлять такие отношения не нужно, если они благоприятно влияют на развитие личности ребенка. Более того, в этом случае, обычно, ни от кого, не поступает подобного запроса о помощи.

Демократичные родители.

Дети демократичных родителей, знают и умеют вести себя адекватно ситуации, в которой они оказались. Они достаточно критичны, по отношению к себе и умеют оценивать поступки других людей. В конфликтных ситуациях, предпочитают рассуждать последовательно, умело аргументируют свое мнение.

Личная позиция родителя. Ставят честность и справедливость в приоритет. Стараются прислушиваться к мнению ребенка, выслушать его внимательно, чтобы понять. Собственным примером воспитывают в детях дисциплину, самостоятельность, уверенность, уважение к самому себе и другим людям.

Таким образом, только наши собственные иррациональные убеждения мешают нашим детям быть счастливыми. Поэтому дайте им свободу выбора, но при этом будьте рядом, чтобы они всегда могли обратиться к Вам за помощью или знали, где эту помощь можно получить.

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Причины

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Причины

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Читайте также: