Кто из астрономов эпохи возрождения был осужден судом инквизиции на смертную казнь через сожжение

Обновлено: 07.07.2024

Джордано Бруно - итальянский мыслитель, философ, поэт, обучался в доминиканском монастыре, став монахом, потом - священником, сменил имя с Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в монастырской библиотеке. За выступления против догматов церкви вынужден был покинуть монастырь. Дальше - годы скитания по городам и странам Европы. Выступал на публичных, богословских диспутах, читал лекции.
Его основные философские и естественно-научные сочинения, написанные на итальянском языке, вышли в Лондоне в 1584 году. Наиболее значительным был труд "О бесконечности, Вселенной и мирах" (миром называли Землю с ее обитателями).
Когда Бруно вернулся в Италию, один из его учеников выдал его инквизиции. В течение 7-ми лет он был заточен в тюрьме, где его уговаривали отречься от своих взглядов. Был сожжен на костре в Риме на Площади цветов в 1600 году. Теперь там стоит памятник, воздвигнутый в 1889 году, спустя три столетия со дня его казни, с надписью: "Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел на том месте, где был зажжен костер".
Последние слова Бруно: "Сжечь - не значит опровергнуть".

Бруно отрицал существование сверхприродного Бога и утверждал свою пантеистическую натурфилософию. Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправили на костер за то, что он обожествлял природу и практиковал магию. В любом бульварном издании публикуются десятки объявлений о порчи, привороте.
Однако даже спустя 400 лет после казни Джордано Бруно, глава Римско-католической церкви отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации.
Времена меняются, история подвергается пристальному и скрупулезному анализу. Что же в действительности произошло? Насколько произошедшее имеет отношение к "конфликту" религии и науки, как любят это утверждать защитники якобы обиженных христианством ученых?
Джордано Бруно был казнен. И такой шаг наврядли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали. И эта смерть навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада.
За что же пострадал Бруно?
Как мыслитель, он оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и - косвенным образом - на развитие философии Нового времени. Его идеи получили свое продолжение в трудах Спинозы и Лейбница. Бруно был продолжателем идей Николая Кузанского, учение которого подрывало физику и космологию Аристотеля. Но, при этом, сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом.
Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки ХУІ века.
Действительно науку создавали Коперник, Галилей, а также Ньютон. Бруно не занимался исследованиями в том смысле, в каком занимались ученые его времени.
Бруно пострадал не за свои научные взгляды. Он был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его, в первую очередь, как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.
Конечно, в ту эпоху становления науки, эта разница - ученый или философ - была не столь очевидна, как сегодня.
В отличие от Ньютона, который говорил: "Гипотез не измышляю", Бруно "измышлял гипотезы" и, собственно, больше ничем и не занимался. Своим мыслям в трактатах Бруно придавал поэтически-образную форму, а также риторическую красочность.

Из вступительного письма, написанного сеньору Микело ди Кастельново: "Но я измеряю поле природы, стремлюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исправляю привычки интеллекта - вот почему, кто на меня смотрит, - угрожает мне; кто наблюдает за мной, - нападает на меня; кто догоняет меня, - кусает меня и кто меня схватывает, - пожирает меня; и это - не один или немногие, но многие или почти все".
("О бесконечности, Вселенной и мирах")

Бруно обладал удивительной способностью наживать себе врагов. Он отказывался от всего, что не воспринимал его разум и прямо заявлял спорящими с ним, что они глупцы и недоумки.
Идеи бесконечного пространства и бесчисленных миров Бруно нашел в поэме Лукреция "О природе вещей". Идеи Лукреция (взятые из Эпикурейской философии) он преобразует, снабжая бесчисленные миры магической одушевленностью.
Магия была для Бруно самой точной и жизненной наукой. Его философия представляет собой сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой.
Галилео Галилей, признавая выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым и, тем более, астрономом. Принято считать, что Бруно развил идеи Коперника. Однако факты свидетельствуют, что их знакомство было весьма поверхностным. В толковании трудов Коперника Бруно допускал грубые ошибки, что уничтожало их научную ценность. Хотя теория Коперника оказала влияние на формирование взглядов итальянца.
Бруно смело и легко интерпретировал Коперника, облекая свои размышления в поэтическую форму. Он "обожествлял" материальный мир, утверждая, что человек "есть смертный Бог" и что "Бог небесный есть бессмертный человек". Далее Бруно говорил: "Господин вечности есть первый Бог, мир - второй, человек - третий. Бог, творец мира и всего, что он в себя заключает, в том числе и человека, который, в свою очередь, все превращает в предмет своей деятельности".
Таким образом, Бруно нельзя назвать ученым, а, тем более, популяризатором учения Коперника. С точки зрения науки, Бруно, скорее, компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Его аргументы в пользу Коперника были лишь набором бессмыслиц, которые, в первую очередь, демонстрировали невежество автора.
За что же тогда его сожгли?
За его религиозные воззрения. Его идеи отвергали христианскую идею Бога, сотворившего мир из "ничего" (ex nihilo).
Согласно христианским воззрениям, Бог - вне времени. Он не сотворен. Он не подчиняется законам пространства-времени. А сотворенная Богом Вселенная не обладает абсолютными характеристиками самого Творца. По идее Бруно, бесконечная причина - Бог, должна иметь бесконечные следствия и не может существовать предел Его творящей силы. У Бруно стираются границы между Творцом и Его творением и уничтожается принципиальная разница. Бог у Бруно - не личность. В то время, как учение о Боге как о личности, является принципиально важным для христианского учения о человеке. Человек есть личность, т.к. сотворен по образу и подобию личности Творца.
Творение мира и человека есть свободный акт Божественной любви.
Кроме того, что Бруно активно практиковал магию - "герметизм", он отстаивал идею переселения душ из одного тела в другое, из одного мира - в другой, подвергая сомнению смысл и истинность христианских таинств. Он иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с церковью.
Что же такое "герметизм"? Это логико-оккультное учение, восходящее к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста. Гермес как основатель религии, был провозвестником в эзотерических герметических кружках и гностических сектах.
Адепты герметизма верили, что существует магическое средство очищения человека, возвращающее его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения.
Очистившись от скверны, человек становится вторым Богом. И он может без всякой помощи свыше управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом, до изгнания из рая.
Поэтому взгляды Бруно нельзя охарактеризовать как научные. И в его борьбе с Римом не было борьбы науки с религией. Таким образом, для церкви он был еретиком, а еретики в то время были сжигаемыми. Бруно жил в эпоху религиозных войн. В те времена еретики не были безобидными религиозными мыслителями, которых инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба не просто за власть. Шла борьба за смысл жизни, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И все это, безусловно, не приближает эпоху ведьм к Евангелию.
Все это подтверждает основной тезис: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды. Церковь во времена Бруно не была гонительницей науки. Инквизиторы тщательно, в течение восьми лет, изучали труды Бруно и склоняли его к покаянию за его антихристианские взгляды. И упорство Бруно фактически не оставляло ему никаких шансов на помилование.
Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Свое собственное религиозно-философское построение Бруно называл "героическим энтузиазмом" и "философией рассвета". Будь он больше ученым, чем "свободным философом", он мог бы избежать проблем с Римским престолом.
По мнению выдающего российского мыслителя А.Ф. Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с христианством.
Бруно же не боялся потерять Христа, т.к. эта потеря, судя по всему, произошла гораздо раньше.


"Кто дух зажег, кто дал мне легкость крылий?
Кто устранил страх смерти или рока?
Кто цель разбил, кто распахнул широко
Врата, что лишь немногие открыли. "
(Сонеты перевел В.Н. Ещин)

Джордано Бруно - не только одна из самых известных фигур эпохи Возрождения, но и одна из самых противоречивых. Основные споры современников касаются обвинений, предъявленных ему инквизицией. Почему об этом нужно знать? Читайте, как искусство влияет на человека и поддайтесь его благотворному влиянию.

Invme - универсальная площадка для поиска новых друзей, единомышленников, собеседников, партнеров и попутчиков. Просто создайте новое событие и ждите откликов.

Бруно сожгли на костре 17 февраля 1600 года. Приговор не сохранился в целости до наших дней - полный текст был утерян во времена наполеоновских войн. Однако из сохранившейся части того документа известно, что Джордано обвиняли в восьми убеждениях, от которых он не готов был отказаться на протяжении 9 лет пребывания в римской тюрьме.

Джордано Бруно сожгли на костре 17 февраля 1600 года из-за того, что на протяжение 9 лет тюрьмы он не отказался своих убеждений

Чем занимался Джордано Бруно?

Уже в 15-летнем возрасте Бруно поступил в церковь Святого Доминика. Через 2 года, когда ему было 17 лет, юноша постригся в монахи, а в 24 года - стал католическим священником.

В 1575-м году Бруно впервые навлек на себя подозрения. Он читал запрещенные на тот момент книги. Служители церкви считали это опасным, ведь образ мыслей священника напрямую влияет на то, что он транслирует в мир. Беспокоясь за будущее и свободу, Бруно начал странствия по Европе. Он уехал в Рим, затем - в Северную Италию, а вскоре - в Женеву.

Бруно жил во Франции, Англии, Германии, Чехии, а в 1591-м году вернулся в Италию. За годы европейских скитаний Джордано работал в университетах, преподавал мнемонику (специальная техника для запоминания больших объемов информации), читал лекции для студентов, публиковал многочисленные философские труды и сочинения. Но почти везде Бруно спорил, вступал в дискуссии с убежденными сторонниками католической церкви и пытался доказать правоту своего мнения.

Джордано Бруно преподает студентам

Вклад Бруно в науку

Многие считают, что известного мыслителя сожгли в первую очередь за его активное продвижение гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентризм - теория, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца (геоцентризм утверждает обратное). Бруно также считал, что звезды - это солнца, расположенные в миллионах километров от нас. Он был приверженцем теории бесконечной вселенной и множества миров.

Основой его трудов была теория польского астронома Николая Коперника. Именно этот ученый одним из первых предположил, что Солнце является центральным объектом, а Земля вместе с другими планетами нашей системы вращаются вокруг него. Также Бруно высоко ценил работы известного немецкого мыслителя Николая Кузанского.

Однако наработки ученых Бруно использовал скорее в религиозном просвещении. Немецкий филолог начала XX века Л. Ольшки пишет: “Бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную через призму магии”. А философ Мирча Элиаде даже говорит о том, что Бруно чувствовал превосходство над Коперником:

“Бруно не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики — как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Копернику мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако, он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определенных”

Единого мнения о вкладе Джордано Бруно в развитие науки нет. Одни историки придерживаются мнения о том, что наработки Коперника он развивал как религиозное учение. Вместе с другими трудами эта концепция вошла в основу его “новой философии”. Считают, что именно эти намерения Бруно вызывали опасения у католической церкви. Еще более радикальные мнения представителей того же лагеря гласят о том, что Бруно никогда не был настоящим ученым.

Другие специалисты уверены, что свои концепции Бруно подкреплял физическими доводами. Они утверждают, что гелиоцентризм Джордано мог отстаивать с помощью астрономических фактов и логических рассуждений. Согласно этому мнению, труды Бруно сильно повлияли на дальнейшее развитие физики.

Истинная причина казни

Неизвестно, содержалось ли в списке восьми обвинений Бруно перед казнью хотя бы одно положение, затрагивающее его космологические взгляды. О том, что основной претензией к философу было именно распространение им “неправильных” религиозных убеждений, гласит несколько доводов:

  • Официально инквизиция запретила гелиоцентрическую систему в 1616 году, то есть, через 16 лет после сожжения Джордано. Во время суда и казни продвижение этой теории в массы не считалось тяжким преступлением, хоть космологические убеждения Бруно и осуждала инквизиция. Представители трибунала напоминали, что гелиоцентризм противоречит Священному Писанию;
  • Бруно попал в тюрьму из-за доносов Джованни Мочениго. В обращениях к инквизиции тот писал:

«. много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.

  • Историки также приводят текст очевидца казни. Иезуит Каспар Шоппе присутствовал во время сожжения Бруно на площади Кампо-деи-Фьори и написал письмо другу по свежим следам тех событий, пересказав приговор инквизиции:

Однозначных выводов о причинах казни Бруно, состоявшейся 420 лет назад, делать нельзя - слишком много материалов дела утрачено и не подлежит восстановлению. Но множество косвенных фактов, основные из которых мы привели выше, дает основание утверждать, что главные обвинения Джордано были связаны с его отрицанием церковных догматов, а не продвижением новых научных теорий.

Бруно обвиняли в огромном количестве еретических тезисов. 8 лет инквизиция вела с ним “профилактические беседы” и трижды до исполнения приговора узнавала, не поменял ли Джордано мнения. Но величайший мыслитель эпохи был непреклонен, чувствуя значимость своих идей для дальнейшей истории.

Узнайте больше об искусстве, истории, религии и их взаимосвязи. Мы подобрали онлайн-курсы для изучения истории искусств, которые станут отличной пищей для ума.

Жертвы инквизиции - кто они такие? Трибунал Католической церкви

Жертвы инквизиции - кто они такие? Ян Гус

Жертвы инквизиции - кто они такие? Жанна Д

В отличие от до сих пор не реабилитированного национального героя Чехии, национальная героиня Франции Орлеанская дева (теперь мы ее знаем под именем, которым сама она никогда не пользовалась - Жанна д'Арк (Jeanne d'Arc, 1412-1431)) впоследствии была реабилитирована и причислена Католической церковью к лику святых. По официальной версии, она погибла на костре в Руане по решению инквизиционного трибунала 30 мая 1431 года. Пытки к ней не применялись. Возможно, что она даже не попала и на костер. Вокруг Жанны Девы огромное наслоение мифов и версий.

В отличие от до сих пор не реабилитированного национального героя Чехии, национальная героиня Франции Орлеанская дева (теперь мы ее знаем под именем, которым сама она никогда не пользовалась - Жанна д'Арк (Jeanne d'Arc, 1412-1431)) впоследствии была реабилитирована и причислена Католической церковью к лику святых. По официальной версии, она погибла на костре в Руане по решению инквизиционного трибунала 30 мая 1431 года. Пытки к ней не применялись. Возможно, что она даже не попала и на костер. Вокруг Жанны Девы огромное наслоение мифов и версий.

Жертвы инквизиции - кто они такие? Джордано Бруно

Жертвы инквизиции - кто они такие? Галилео Галилей

Итальянский механик, астроном, философ, математик, основатель экспериментальной физики Галилео Галилей (Galileo Galilei, 1564-1642) не умер на костре, хотя причислен к лику пострадавших от обскурантов гениев науки. Испанский философ Ортега-и-Гассет давно подметил, что причины процесса над Галилеем коренятся "скорее в мелких интригах отдельных группировок, нежели в каких-либо догматических установлениях Церкви". Что касается решения суда, по которому Галилею запрещалось упоминать публично о теории Коперника даже как о предмете критики, на это решение повлияла, как пишет современный русский исследователь профессор Игорь Дмитриев, "сложная полифония различных факторов и контекстов". Она и "определила, в конечном итоге, причины, характер и особенности процесса над Галилеем".

Итальянский механик, астроном, философ, математик, основатель экспериментальной физики Галилео Галилей (Galileo Galilei, 1564-1642) не умер на костре, хотя причислен к лику пострадавших от обскурантов гениев науки. Испанский философ Ортега-и-Гассет давно подметил, что причины процесса над Галилеем коренятся "скорее в мелких интригах отдельных группировок, нежели в каких-либо догматических установлениях Церкви". Что касается решения суда, по которому Галилею запрещалось упоминать публично о теории Коперника даже как о предмете критики, на это решение повлияла, как пишет современный русский исследователь профессор Игорь Дмитриев, "сложная полифония различных факторов и контекстов". Она и "определила, в конечном итоге, причины, характер и особенности процесса над Галилеем".

Жертвы инквизиции - кто они такие? Алессандро Калиостро

Авантюрист, известный под разными именами, настоящее имя которого - Алессандро Калиостро (Alessandro Cagliostro, 1743-1795). Трудно ответить на вопрос, был ли он человеком, призванным подготовить Французскую революцию, или он шарлатан, выдававший себя за мага. Более определенно можно сказать: Калиостро был мистиком и масоном, обладавшим незаурядной силой внушения.

Авантюрист, известный под разными именами, настоящее имя которого - Алессандро Калиостро (Alessandro Cagliostro, 1743-1795). Трудно ответить на вопрос, был ли он человеком, призванным подготовить Французскую революцию, или он шарлатан, выдававший себя за мага. Более определенно можно сказать: Калиостро был мистиком и масоном, обладавшим незаурядной силой внушения.

Жертвы инквизиции - кто они такие? Жестокие нравы

Тот факт, что в Варфоломеевскую ночь погибло больше людей, чем от рук опричников Ивана Грозного, не отменяет жестокости Ивана Васильевича. Если католические инквизиции предали смерти меньше народу, чем судилища протестантов, еще не следует их обелять. Окончательные выводы можно делать лишь в том случае, когда историки будут располагать верными данными, а не науськиваемые пропагандой противной стороны. В настоящее время мы скорее глотаем пыль, поднятую скорее копытами дьявола или лошади под ним, чем вооружены серьезным и сведениями. В данном случае наши разногласия базируются на личных предпочтениях.

Тот факт, что в Варфоломеевскую ночь погибло больше людей, чем от рук опричников Ивана Грозного, не отменяет жестокости Ивана Васильевича. Если католические инквизиции предали смерти меньше народу, чем судилища протестантов, еще не следует их обелять. Окончательные выводы можно делать лишь в том случае, когда историки будут располагать верными данными, а не науськиваемые пропагандой противной стороны. В настоящее время мы скорее глотаем пыль, поднятую скорее копытами дьявола или лошади под ним, чем вооружены серьезным и сведениями. В данном случае наши разногласия базируются на личных предпочтениях.

Иван Ливанов

Денис, верится, не верится

Денис Тесленко

Никита Жёлудев

Денис Тесленко

Никита Жёлудев

Максим Яковенко

Денис Тесленко

Никита Жёлудев

Денис Тесленко

Никита Жёлудев

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов

Только судили его католики не за науку, а за оккультизм, которым он увлекался, а также за сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого, а как беглого монаха и отступника от каталической веры. Что до научных взглядов, то в Библии нет указания на геоцентрическая или гелиоцентрическая систему, поэтому судить за естественные воззрения его не могли, как думают многие.

Def Thoobalt

Александр Шишкалов

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил Александру

Алексей Михайлюк

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил Алексею

Рад Буткевич

Константин, сжиганий не было.
Но во имя церкви было совершено много убийств.
Например - ледовое побоище.
По большей части было из за религии.
Хотя да, была вероятность захвата российских земель.

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил Раду

Рад, вы приводите пример агрессии немцов против Руси. Это лишь подтверждает правоту сказанного. И да, крестовые походы католиков шли против православия.

Def Thoobalt

Константин, какой же ты наивный. Когда они казнили, сжигали и ломали людей (учёных), они руководствовались тем, что эти учёные идут против бога, церкви и т.д. и уж поверь, никакие стихи или заповеди тут не действовали, они попросту считали их дьяволами которых нужно сжигать. Ты приводишь в пример стих о ближнем, но разве дьявол может быть твоим ближним? Думаю что вряд-ли. Вот такая же логика была у этих попов и им подобным, так что не надо тут романтики, человек устроен гораздо сложнее, а средневековый тем более..

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил Def

А здесь нет никакой романтики. Давайте факты. Католики отошли от православного вероучения, и от заповедей Христовых.

Но даже если так (я не оправдываю) всего было вынесено испанской инквизицией 775 приговоров на смерть. Большинство из них иудаизанты, мориски, протестанты, около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм. Из всех 49 092 целых 98% оправданы. В целом по католической Европе между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти.

А вы знаете сколько погибло за свою веру в СССР в период с 1917 по 1939 гг? Расстреляно 33 171 человек. Еще свыше 40 000 человек арестованы. Погибло больше христиан чем в языческом Риме. Что больше 3000 или 33 000?

Нужна современность? В Сирии с 2011 года население христиан сократилось с 1,7 миллиона до 450 тысяч человек, в Ираке от 1,5 миллиона в 2003 году сегодня осталось менее 120 тысяч христиан. В Индии только за 2017 год было нападений на христиан в количестве более 700 штук. Это что?

Никита Смирнов


Никита Смирнов

Константин, ну конечно, инквизиция абсолютно безобидна и справедлива. Какие то цифры приводишь. Откуда точные данные, кто кого оправдал или нет?Средние века были темным временем. И кто знает, сколько людей погубили в темницах и пыточных. И никого не оправдывали, лишь смягчали приговор и условия нахождения под ним. Да и работало только в сторону довольно известных людей. Обычных же простолюдинов в расход как правило пускали.

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил Никите

Я указал, что не оправдываю эти методы. И смертей было правда много, но это меркнет в сравнении с тем что делали большевики. А данные взяты в том числе из архивов Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся в Национальном историческом архиве Испании. Светские историки озвучивают цифры в 40 000 казненных человек по всей Европе. Но это цифры за несколько веков с 1550 по 1800 гг, а не за несколько лет как это было при тех же большевиках в 30-е годы XX века. А главное, что ученых-астрономов и физиков среди жертв инквизиции нет с чего все и началось.

Юлия Котова

DELETED

DELETED

Мирослав Зрожовец


Мирослав Зрожовец ответил Александру

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил DELETED

Вы описываете какие-то единичные случаи, произошедшие за 7-8 веков существования Руси, с каждым из которых нужно разбираться в отдельности. Но если взять светскую власть того времени, то только один поход Ивана Грозного на В. Новгород сократил его население на 1/3, один только опричник Малюта Скуратов, который голыми руками задушил Св. Филиппа, Митрополита Московского, собственноручно убил за этот поход более 1000 человек. И с 1550 по 1580 гг., за 30 лет, население Московии сократилось примерно на четверть. Инквизиция имеет своей целью массовые репрессии. Мы также говорим о пострадавших за свои воззрения ученых, которых нет.

DELETED

Мирослав, Ну я и не спорю. Просто скинул Константину Скоморохову на его тезис о том что ( далее его слова) это чисто католическое изобретение, у нас в православии такого не было слава Богу.

DELETED

DELETED

Да ладно тогда вспоминай Князя Владимира который утопил в крови людей пока крестил их. Убил брата родного, беременную его жену изнасиловал. И да, только пургу не надо мне прогонять о том что он сказал: ПОКА Я БЫЛ ЯЗЫЧНИКОМ Я БЫЛ ЗВЕРЕМ КАК СТАЛ ХРИСТИАНИНАМ Я СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ. В общем спорить у меня и мысли не было мне вообще по барабану хотите верить что православие это чудо какое-то ВЕРТЕ мне как то все равно.

Константин Скоморохов


Константин Скоморохов ответил DELETED

Руслан, не сможете. А вот я смогу, потому что советская атеистическая власть действительно устроила инквизицию не только на верующих, но и на всех инакомыслящих.

Читайте также: