Кто имел право созывать народное собрание 3 принцепс 2 сенат 1 магистрат

Обновлено: 15.05.2024

Римская империя просуществовала пять столетий — с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э. За это время она прошла сложный путь развития от становления до падения. Первый период ее истории охватывает время с конца I в. до н. э. до конца II в. н. э., после чего начинается длительный кризис.

Положение Октавиана после 30 г. до н. э. было довольно сложным. Он ликвидировал всех своих противников и стоял во главе армии и государства. Авторитет нового правителя был огромен. Вместе с тем перед ним стояли новые проблемы: стабилизация римского общества и окончательное приспособление его к новым условиям при максимальной опоре на традиции и максимальном сохранении старого полисно-республиканского строя.

Принципат — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические иреспубликанские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

Первой задачей Октавиана было установление собственной власти. В 30-29 гг. до н. э. он был на Востоке, а затем вернулся в Рим. Все его действия символизировали конец гражданских войн и установление мира. Победитель отпраздновал триумф над Египтом, велел закрыть храм Януса и устроил пышные зрелища и раздачи. В честь Октавиана устраивались молебствия и возводились алтари.

Кроме того, с 31 г. он временно оставался консулом, а с 36 г. имел элементы трибунской власти, дававшей право вето и контроль над коллегией трибунов. Сочетание проконсульского империя и трибунской власти стало правовой основой власти римских императоров.

Октавиан получил почетное имя Август (от Augustus — священный, величественный).

Создание правовой основы власти в основном завершается в 23 г. до н. э. Август отказался от консульства. Вместо этого он получил всю полноту трибунской власти, а проконсульский империй стал высшим по отношению ко всем другим империям магистратов.

Кроме юридического фактора власть Августа имела сильную морально-политическую основу. Авторитет первого принцепса был велик: с ним связывали конец гражданских войн, реставрацию государства и поддержание римского мира .

В итоге Август занимал положение главы сената и магистратской коллегии. Он командовал армией и был главой провинциального управления. Припцепс также осуществлял надзор за соблюдением законов и стоял во главе религии, вокруг него начал создаваться культ. Вместе с тем рядом с этой абсолютной властью Августа сохраняется практически не ущемленная в правовом отношении и отчасти реально существующая полисно-республиканская политическая система.

Политика Августа в отношении сената была гибкой. Юридически император и сенат были двумя элементами общей системы управления. Система принципата стала сочетанием этих двух сил, первая из которых была сильнее, но еще не до такой степени, чтобы подавить вторую. Дуализм управления существовал во всех основных областях. После 27 г. провинции были разделены между принцепсом и сенатом.

Сенатскими провинциями управляли избираемые сенатом проконсулы и пропреторы, а в императорские Август назначал легатов также из числа преториев и консуляров. Поскольку все вновь завоеванные провинции становились императорскими, пропорция постепенно увеличивалась в сторону последних. Практически вся армия находилась в императорских провинциях, но ею командовали лица сенаторского ранга. Обе власти могли издавать законы: сенат — сенатус-консульты, а император — эдикты и декреты. В финансовом отношении имел место дуализм: наряду с общегосударственной казной, эрарием, появилась императорская казна — фиск.

Август монополизировал контроль за составом сената. Примерно раз в 10 лет он проводил сенатский ценз Число сенаторов сократилось с 1000 до 600. Пребывание в сенате и продвижение прежде всего зависели от принцепса. Он также имел право рекомендации и отвода кандидатов на выборах. После 36 г. Август примирился со старой знатью. Остатки римского нобилитета сливаются с выдвиженцами Августа и италийской верхушкой и образуют новую имперскую аристократию, в основном поддерживающую принцепса.

Политика Августа отмечена серией хотя и противоречивых, но тесно связанных между собой мероприятий. Империя преодолевала полисно-республиканские традиции, но их полное преодоление было отдаленной перспективой, а кроме того, Август опирался на многие элементы старой традиции.

Важнейшим элементом державы были Рим и Италия. Август победил в гражданской войне, опираясь на Италию и играя роль ее лидера. Этот курс продолжался и при принципате. Рим и Италия продолжали сохранять особое, привилегированное положение.

Рим стал гигантским супергородом с более чем миллионном населением. Сохраняя черты полиса, он начал превращаться в мировую столицу. Эпоха Августа стала временем интенсивного строительства. Многие постройки были реставрированы, другие появились заново. Только число восстановленных храмов достигло 82. Происходит реорганизация управления.

В 22 г. до н. э. Август берет на себя ответственность за управление городом. К концу правления становится постоянной должность префекта города. Рим получает постоянные полицейские силы: 3 городские когорты и 7 когорт вигилов по 1000 человек в каждой. Им помогала императорская гвардия, преторианцы. При Августе наладилось снабжение города продовольствием, число получавших хлеб достигло 200 тыс. человек.

После 36 г. в Италии началось экономическое оживление, вызванное концом гражданских войн, Наибольший подъем наблюдается в Лациуме, Кампании и Северной Италии. Растут экспорт и внешняя торговля, хотя ввоз по-прежнему превышает вывоз. Италия могла теперь реально пользоваться получением римского гражданства. Число граждан почти достигло 5 млн. Именно в это время Италия превращается в единое целое. В стране строятся дороги и акведуки. Италийская знать теперь доминирует в сенате, официальная пропаганда превозносит идею Италии, а культурный подъем при Августе носит италийский характер.

В целом Август опирался на старый сенатский аппарат. Вместе с тем начинается создание нового имперского вне сенатского аппарата. Основными его элементами были префекты, кураторы и прокураторы. Префекты назначались императором из числа всадников. Некоторые из них были достаточно высокопоставленными деятелями (префект претория, префект вигилов и др.). Кураторы представляли собой сенатские комиссии, обычно для надзора за строительными объектами. Прокураторы были финансовыми агентами принцепса. Из личных слуг императора они становились государственными чиновниками.

Важным элементом политики Августа были законы о либертах и брачные законы. Около 18 г. до н. э. был принят закон Юлия о браке. Мужчины в возрасте от 25 до 60 и женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были состоять в браке, а в случае смерти супруга или развода в течение 1,5 лет найти себе нового. Безбрачные и бездетные лишались свободы завещания, а многодетные семьи поощрялись.

Общей тенденцией времени был рост роли провинций, которые стали превращаться в партнера Италии. Римские власти берут курс на активную романизацию провинций. Цезарь начал его очень решительно, и, хотя Август замедлил темпы романизации, процесс продолжался. Выросла прослойка римских граждан в провинциях. Так, в качестве колонистов из Италии выехало около 100 000 ветеранов. Ряд общин Бетики, Нарбонской Галлии и Сицилии получили римское гражданство. Одним из важных каналов романизации была служба во вспомогательных войсках: отслужив 25 лет, провинциал получал римское гражданство.

Принципат Августа заложил основы системы принципата и положил начало превращению Рима в средиземноморскую монархию. Главными итогами стали учреждение постоянной императорской власти и ее опоры — профессиональной армии, начало создания внесенатского аппарата и нового отношения Рима и провинций. Вместе с тем на первом этапе принципат сохранял сильную связь с республиканской традицией, правом и идеологией, что вело к политическому дуализму.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 185
  • КНИГИ 663 279
  • СЕРИИ 25 508
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 160

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

академик А. О. ЧУБАРЬЯН (главный редактор)
член-корреспондент РАН В. И. ВАСИЛЬЕВ (заместитель главного редактора)
член-корреспондент РАН П. Ю. УВАРОВ (заместитель главного редактора)
кандидат исторических наук М. А. ЛИПКИН (ответственный секретарь)
член-корреспондент РАН X. А. АМИРХАНОВ
академик Б. В. АНАНЬИЧ
академик А. И. ГРИГОРЬЕВ
доктор исторических наук А. Б. ДАВИДСОН
академик А. П. ДЕРЕВЯНКО
член-корреспондент РАН С. П. КАРПОВ
академик А. А. КОКОШИН
академик В. С. МЯСНИКОВ
доктор исторических наук В. В. НАУМКИН
академик А. Д. НЕКИПЕЛОВ
доктор исторических наук К. В. НИКИФОРОВ
академик Ю. С. ПИВОВАРОВ
член-корреспондент РАН Е. И. ПИВОВАР
доктор исторических наук А. П. РЕПИНА
академик В. А. ТИШКОВ
академик А. В.ТОРКУНОВ
академик И. Х. УРИЛОВ

Редколлегия первого тома:

член-корреспондент РАН А. И. Иванчик,

член-корреспондент РАН Х. А. Амирханов,

доктор исторических наук Г. А. Кошеленко,

доктор исторических наук О. В. Сидорович

доктор исторических наук А. А. Бокщанин,

доктор исторических наук П. П. Шкаренков

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА

Все это повышает общественный статус и значение исторической науки; одновременно возрастает и критика профессиональных историков со стороны различных кругов населения. Причем эти явления характерны и для России, и для других стран. На этой основе усиливается интерес и к осмыслению исторического опыта, к пониманию его роли в современной жизни. Историческая наука приобретает все большее значение и как источник знаний о прошлом, о национальных и интернациональных традициях, и как аккумулятор исторической памяти и исторического пути, пройденного человечеством.

В этом плане история выступает важным, если не самым главным, инструментом формирования личности и воспитания молодого поколения, утверждения у молодых людей ценностных ориентаций, в которых современная жизнь органически соединяется с историческим опытом и наследием прошлого. Благодаря ей поддерживается генетическая связь с прежними поколениями, на которую накладываются знания и информация, получаемые в школах, в высших учебных заведениях и через средства массовой информации.

За последние годы во многих государствах были опубликованы тысячи фундаментальных трудов, раскрывающих мировую, региональную и национальную истории. Переиздание всемирно известных изданий, типа Кембриджской истории, постоянно стимулирует исследование теоретических проблем всемирной истории.

В мировой истории глобализм и всемирность, универсализм и макроистория всегда привлекали значительное внимание исторического сообщества. В этом контексте такие темы, как формирование и крах империй, интеграционные процессы в истории, взаимосвязь континентов, компаративистские исследования, экономический аспект интернационализации, активно изучаются специалистами в разных странах.

СОДЕРЖАНИЕ

Республиканские рамки

Историческая конституция

Реформы Суллы


Сулла, сам богатый аристократ, был от природы консервативным и реакционным. Таким образом, он стремился укрепить аристократию против масс, в частности, против власти Сената. Сулла требовал одобрения сенатора, прежде чем какой-либо законопроект мог быть представлен плебейскому совету (который превратился в главное законодательное собрание республики). Сулла также уменьшил силу трибунов. Благодаря его реформам в плебейском совете трибуны фактически утратили право законодательной инициативы. Затем Сулла запретил бывшим трибунам занимать какие-либо другие должности, поэтому амбициозные люди больше не будут добиваться избрания в трибунат, поскольку такие выборы положат конец их политической карьере. Наконец, Сулла отозвал право трибунов налагать вето на действия Сената.

Затем Сулла ослабил независимость и престиж различных магистратских должностей, увеличив количество магистратов, избираемых каждый год, и потребовал, чтобы все вновь избранные квесторы автоматически получали членство в Сенате. Эти две реформы позволили Сулле увеличить размер Сената с 300 до 600 членов. Это избавило цензуру от необходимости составлять список сенаторов, поскольку бывших магистратов всегда было более чем достаточно для заполнения сената. Цензура была самой престижной из всех магистерских должностей, и, уменьшив власть цензоров, эта конкретная реформа еще больше помогла снизить престиж всех магистратских должностей. Кроме того, за счет увеличения числа магистратов престиж каждого магистрата был снижен, а вероятность возникновения препятствий в каждом магистерском колледже была максимально увеличена. Чтобы предотвратить препятствия, различные магистраты обращались к Сенату за советом и руководством. Это повысило важность Сената как главного органа республиканского правительства.

Чтобы еще больше укрепить престиж и авторитет Сената, Сулла кодифицировал cursus honorum , который требовал, чтобы человек достиг определенного возраста и уровня опыта, прежде чем баллотироваться на какую-либо конкретную должность. В прошлом cursus honorum соблюдался по обычаю, но на самом деле никогда не был требованием закона. Требуя от сенаторов быть более опытными, чем они были в прошлом, он надеялся повысить престиж и, следовательно, авторитет Сената как органа.

Сулла также хотел снизить риск того, что будущий генерал может попытаться захватить власть, как это сделал он сам. Чтобы снизить этот риск, он подтвердил требование, чтобы любой человек ждал десять лет, прежде чем быть переизбран на какой-либо пост. Затем Сулла установил систему, в которой все консулы и преторы служили в Риме в течение года своего пребывания в должности, а затем командовали провинциальной армией в качестве губернатора в течение года после ухода с должности. Эти две реформы должны были гарантировать, что ни один губернатор не сможет командовать одной и той же армией в течение длительного периода времени, чтобы свести к минимуму угрозу того, что другой генерал может попытаться маршировать на Рим.

После проведения реформ Сулла ушел с поста диктатора и ушел в частную жизнь в 79 г. до н.э., скончавшись в следующем году в 78 г. до н.э. Без его постоянного присутствия в Риме реформы Суллы вскоре были отменены. Гней Помпей Магнус и Марк Лициний Красс , двое из бывших помощников Суллы, были избраны консулами на 70 г. до н.э. и быстро отменили большую часть конституции Суллы. В то время как Сенат продолжал оставаться основным органом республиканского правительства, а магистраты подчинялись его воле, к трибунам вернулись полномочия, которые Сулла лишил своего поста.

Реформы Цезаря


Диктатор Юлий Цезарь взял на себя контроль над римским правительством, поставив себя выше всех республиканских институтов.

В то время как законодательные собрания продолжали собираться, все кандидаты на выборах требовали его одобрения, а все законопроекты, представляемые собраниям для принятия, требовали его одобрения. Это привело к тому, что собрания стали фактически бессильными и неспособными противостоять Цезарю или действовать вне его руководства. Затем Цезарь увеличил количество судей, избираемых каждый год, что создало большой пул опытных магистратов и позволило Цезарю вознаграждать своих сторонников. Это также ослабило власть отдельных магистратов и, следовательно, магистратских коллегий в целом. Чтобы свести к минимуму риск того, что другой генерал может попытаться бросить ему вызов, Цезарь издал закон, который ограничивал срок полномочий губернаторов не более двух лет. Когда Цезарь начал готовиться к войне против Парфянской империи в 44 г. до н.э., он издал закон, который позволял ему назначать всех магистратов в 43 г. до н. Э. И всех консулов ​​и трибунов в 42 г. до н. Э. Это превратило различных магистратов из представителей народа в агентов Цезаря.

Цезарь был убит в мартовские иды 44 г. до н. Э. Мотивы заговорщиков были как личными, так и политическими. Большинство заговорщиков были сенаторами, и многие были недовольны тем, что Цезарь лишил сенат большей части его власти и престижа. Также ходили слухи, что Цезарь собирался провозгласить себя царем. Со смертью Цезаря различные полномочия и власть, которые он взял на себя, утрачены, и многие из его конституционных реформ были отменены.

Второй Триумвират

Триумвирату была предоставлена ​​власть управлять Республикой в ​​течение пяти лет и, по сути, это была диктатура из трех человек. Триумвиры приняли принципы положительной коллегиальности, но не отрицательные. Все три триумвира были наделены полной властью, но не обладали правом наложить вето на остальных. Подобно диктатуре Цезаря, триумвирам был предоставлен империум, превосходящий все гражданские магистраты и провинциальные губернаторы, подчиняющиеся их воле. Их высшая военная власть позволяла Триумвирам снимать с должности любого гражданского магистрата или военного командира по своему усмотрению. Подобно Цезарю до них, Триумвиры обладали властью назначать всех магистратов и наказывать (без суда) тех, кто не подчинялся их приказам.

После битвы при Филиппах в 42 г. до н.э. триумвиры договорились разделить территорию Республики между собой. Октавиан получил провинции Галлия , Испания и Италия . Антоний получил Грецию , Азию и восточные клиентские королевства Республики (включая Египет при королеве Клеопатре VII ). Лепиду, младшему партнеру Триумвирата, осталась провинция Африка . Полномочия Триумвирата были продлены еще на пять лет, начиная с 37 г. до н.э. В 36 г. до н.э. Октавиан и Лепид начали совместную операцию против мятежника Секста Помпея , правившего Сицилией . Несмотря на первоначальные неудачи, флот Секста был почти полностью уничтожен генералом Октавиана Марком Випсанием Агриппой в морском сражении при Наулохе . И Лепид, и Октавиан собрали сдавшиеся войска, но Лепид почувствовал себя достаточно сильным, чтобы заявить права на Сицилию, и приказал Октавиану отступить. Однако войска Лепида покинули его и перешли на сторону Октавиана, так как они устали от сражений и нашли соблазнительные обещания Октавиана о деньгах. Лепид сдался Октавиану и был изгнан из Триумвирата, но ему было позволено сохранить свое положение Великого Понтифика . Правительство республики было теперь разделено между Октавианом на Западе и Антонием на Востоке. Хотя срок действия Триумвирата официально истек в конце 33 г. до н.э., оба мужчины продолжали управлять своими половинами.

Несмотря на то, что он женился на Октавии , сестре Октавиана, Антоний открыто жил в Александрии с царицей Египта Клеопатрой , даже родив от нее детей. Используя антиегипетскую пропаганду , Октавиан настроил общественное мнение против своего коллеги. Октавиан незаконно получил завещание Антония в июле 32 г. до н.э. и разоблачил его римской публике: оно обещало детям Антония существенное наследство от Клеопатры и оставило инструкции по отправке его тела в Александрию для захоронения. Рим был возмущен, и Сенат объявил войну Клеопатре , что было важным отличием, потому что Октавиан не хотел, чтобы римский народ считал это гражданской войной. Войска Октавиана окончательно победили Антония и Клеопатру в битве при Акциуме в Греции 31 сентября до нашей эры, преследуя их в Египте в 30 году до нашей эры. И Антоний, и Клеопатра покончили жизнь самоубийством в Александрии, а Октавиан лично взял под свой контроль Египет и Александрию.

Полное поражение Антония и маргинализация Лепида позволили Октавиану стать единственным хозяином римского мира.

Превращение в Империю

Первое поселение

Избегая открытого антиэлитизма, проявленного Юлием Цезарем и Марком Антонием, Август изменил политическую систему в этом поселении, сделав ее приемлемой для сенаторских классов Рима.

Первое поселение поставило его в идеальное политическое положение. Как резюмировали Res Gestae :

Второе поселение

Второе поселение было объявлено в 23 г. до н.э., после того, как Август начал болеть. Осознавая, что его консульство ограничивало его полномочия покровительства и могло вызвать недовольство среди восходящих политических звезд Рима (он сохранял влиятельное положение лидера в течение последних десяти лет), Август полностью отказался от должности консула. Однако, что касается власти, полученная компенсация была более чем достаточной:

  • Не будучи буквально консулом, он сохранил за собой право занимать место на трибуне консулов ​​перед Курией.
  • Он был удостоен права выступать первым на заседании Сената ius primae Relationship .
  • Ему было предоставлено право созвать заседание Сената - полезный инструмент для выработки политики и поддержки иллюзии res publica .

Вместо того, чтобы полагаться на полномочия консульства, от которого он отказался, он вместо этого полагался на tribunicia potestas , или власть трибунала, которая позволяла ему:

  1. предлагать законы Сенату, когда он хочет.
  2. накладывать вето на любые законы, которые он хотел.
  3. амнистировать любого гражданина, обвиняемого в совершении преступления.

Фактически предоставляя Августу верховенство в законодательной сфере, честь трибунальной власти имела в народе коннотации, восходя к традициям республики, и, таким образом, не была оскорбительной для аристократии. Помимо лидера сената , Август теперь был стражем свободы и благополучия римского народа.

За пределами Рима Август получил более широкую проконсулярную империю. Помимо управления своими собственными провинциями и армиями, это положение означало, что он мог эффективно отменять приказы любого другого губернатора провинции в Римской империи, к чему, как указывают указы Кирены, он был вполне готов.

Обычно в республиканские времена полномочия Августа, которыми он владел даже после Второго Мирового соглашения, были разделены между несколькими людьми, каждый из которых осуществлял их с помощью коллеги в течение определенного периода времени. Август держал их все сразу в одиночестве и без ограничений по времени; даже те, которые номинально имели временные ограничения, автоматически возобновлялись по истечении срока.

Дополнительные полномочия

Эти реформы также означали, что Августу отдавалась заслуга в каждой последующей римской военной победе после этого времени, потому что большинство армий Рима размещалось в имперских провинциях, которыми командовал Август через легатов, которые были заместителями принцепса в провинциях. Более того, если битва велась в сенаторской провинции, проконсульский imperium maius позволял Августу взять на себя командование (или приписать) любую крупную военную победу. Это означало, что Август был единственным человеком, способным получить триумф , традиция, которая началась с Ромула, первого царя Рима и первого победившего полководца. Луций Корнелиус Бальб был последним человеком, не принадлежащим к семье Августа, получившим эту награду в 19 году до нашей эры. Тиберий, старший пасынок Августа от Ливии, был единственным генералом, получившим триумф за победы в Германии в 7 г. до н. Э.

Tribunus plebis, отображается на английском языке как плебейский трибун, народная трибуна или плебейский трибун, был первым офисом Римское государство это было открыто для плебеи, и был на протяжении всей истории Республики важнейшим сдерживающим фактором силы Римский сенат и магистраты. Эти трибуны имел право созывать и председательствовать на Concilium Plebis (народное собрание); созывать сенат; предлагать законы; и вмешиваться от имени плебеев в правовые вопросы; но самой значительной силой было вето действия консулы и другие магистраты, таким образом защищая интересы плебеев как класса. Плебские трибуны были священный, что означает, что любое нападение на них каралось смертью. В имперские времена, полномочия трибунала были переданы император само собой разумеется, а сам офис потерял независимость и большую часть своих функций. [1] Днем трибуны сидели на скамейки для трибун на Forum Romanum.

Содержание

Учреждение трибунала


Спустя пятнадцать лет после изгнания короли и установлением Римской республики плебеи были обременены тяжестью сокрушительных долгов. Серия столкновений между народом и властью патриции в 495 и 494 годах до нашей эры плебеи оказались на грани восстания, и заговорили об убийстве консулов. Вместо этого по совету Луций Сициний Веллут, плебеи отделился в массовом порядке к Монс Сасер (Священная гора), холм за пределами Рима. [2] Сенат отправил Агриппа Менений Ланатус, бывший консул, которого плебеи любили как посланника. Менений был хорошо принят, и он рассказал басню о животе и конечностях, сравнив людей с конечностями, которые предпочли не поддерживать живот и таким образом морили себя голодом; Так же, как живот и конечности, город, объяснил он, не смог бы выжить без совместной работы патрициев и плебеев. [3]

Плебеи согласились вести переговоры об их возвращении в город; и их условием было то, что должны быть назначены специальные трибуны, которые будут представлять плебеев и защищать их от власти консулов. Ни один член сенаторского сословия не имел права на эту должность (на практике это означало, что только плебеи имели право на участие в трибунате), а трибуны должны были быть неприкосновенными; Любой человек, который возьмется за один из трибун, будет объявлен вне закона, и все плебеи имеют право убить такого человека, не опасаясь наказания. Сенат согласился с этими условиями, люди вернулись в город. [4]

Первый плебис трибуна мы Луций Альбиниус Патеркул и Гай Лициний, назначенный на 493 год до нашей эры. Вскоре после этого сами трибуны назначили Сициния и еще двоих своими коллегами. [4]

Древние источники указывают на то, что изначально трибунов могло быть двое или пятеро. В первом случае коллегия трибунов была расширена до пяти в 470 г. до н.э. Как бы то ни было, в 457 г. до н.э. количество колледжей увеличилось до десяти и оставалось на этом уровне на протяжении всей истории Рима. Им помогали двое эдилы плебис, или плебейские эдилы. Только плебеи имели право на эти должности, хотя было как минимум два исключения. [5]

Полномочия трибун

Хотя их иногда называют плебейскими магистратами, народные трибуны, как и плебейские эдилы, которые были созданы в то же время, технически не были магистратами, так как они были избраны плебейское собрание один. Однако они функционировали во многом как магистраты римского государства. Они могли созвать консилиум плебис, который имел право принимать законы, затрагивающие только плебеев (плебисцита), а начиная с 493 г. до н.э. избирать плебейских трибунов и эдилов. С момента учреждения трибуна любой из плебейских трибунов имел право председательствовать на этом собрании. Трибуны имели право предлагать закон перед собранием. К третьему веку до нашей эры трибуны также имели право призвать сенат к порядку и представить ему предложения. [1] [6]

Трибуны могли наложить вето на действия римского сената. Трибуна Тиберий Семпроний Гракх наложил свое вето на все правительственные функции в 133 г. до н.э., когда сенат попытался заблокировать его аграрные реформы, наложив вето другого трибуна. [7]

Ограничения

Хотя трибун мог наложить вето на любое действие магистрата, сената или других собраний, он должен был физически присутствовать, чтобы сделать это.

Поскольку святость трибунов зависела от клятвы плебеев защищать их, их полномочия были ограничены пределами города Рима. Путешествующий за границу трибун не мог полагаться на свои полномочия, чтобы выступить от имени плебеев. По этой причине деятельность трибун обычно ограничивалась самим городом и радиусом в одну милю от него. [1]

История

Трибуны в конфликте приказов

В 471 г. до н.э. Лекс Публилия перенес выборы трибунов из Куриатские комиции к трибутная комиция, тем самым устраняя влияние патрициев на их избрание. [9]

В 462 г. Гай Терентиллиус Арса утверждал, что консульское правительство стало еще более деспотичным, чем монархия, которую оно заменило. Он настаивал на принятии закона о назначении пяти комиссаров для определения и ограничения полномочий консулов. Из-за угрозы войны и чумы рассмотрение вопроса было отложено на пять лет споров, и каждый год избиралась одна и та же коллегия трибунов. В 457 г., надеясь лишить сторонников закона их импульса, сенат согласился увеличить число трибунов до десяти при условии, что ни один из трибунов прошлых лет не будет переизбран. [10]

Однако новые трибуны продолжали настаивать на принятии закона Терентилла, пока в 454 году сенат не согласился назначить трех комиссаров для изучения греческих законов и институтов, а по их возвращении помочь разрешить раздоры между орденами. По возвращении послов сенат и трибуны договорились о назначении комитета из десяти человек, известного как децемвири, или децемвиры, служить в течение одного года вместо ежегодных магистратов и кодифицировать римское право. Сам трибунат на это время был приостановлен. Но когда вторая коллегия децемвиров, назначенная на 450 год, незаконно продолжила свою должность и в следующем году, и злоупотребление их властью стало очевидным для народа, децемвират был упразднен, а трибунат восстановлен вместе с ежегодными магистратами. [11]

Среди законов, кодифицированных децемвирами, был закон, запрещавший смешанные браки между патрициями и плебеями; то Двенадцать таблиц Римского права также кодифицировало, что само консульство было закрыто для плебеев. Что еще хуже, в 448 году два патриция были кооптированы для заполнения вакантных должностей в трибунате, хотя они, как оказалось, придерживались умеренных взглядов, и год их пребывания в должности был мирным. Чтобы предотвратить будущие попытки патрициев повлиять на выбор трибун, Люций Требониус Аспер обнародованный закон запрет трибунам кооптировать своих коллег и требование продолжения их избрания до тех пор, пока не будут заполнены все места. Но отношения между орденами ухудшились, пока в 445 году трибуны во главе с Гай Канулей, смогли протолкнуть закон разрешение смешанных браков патрициев и плебеев и разрешение одному из консулов ​​быть плебеем. [12]

Вместо того чтобы разрешить избрание плебейского консула, сенат принял решение об избрании военные трибуны с консульской властью, который может быть избран от любого порядка. Первоначально этот компромисс удовлетворил плебеев, но на практике избирались только патриции. Регулярные выборы военных трибунов вместо консулов ​​не позволяли плебеям занимать высшие государственные должности до 400 года, когда четыре из шести военных трибунов были плебеями. Плебейские военные трибуны служили в 399, 396, 383 и 379 годах, но во все остальные годы между 444 и 376 годами до нашей эры каждый консул или военный трибун с консульскими полномочиями был патрицием. [13]

Начиная с 376 г. Гай Лициний Кальв Столо и Луций Секстий Латеранскийплебейские трибуны использовали право вето для предотвращения избрания любых ежегодных магистратов. Продолжая выполнять свои обязанности каждый год, они расстраивали патрициев, которые, несмотря на избрание патрицианских военных трибунов с 371 по 367 год, в конце концов уступили консульство, согласившись на Лицинийские Rogations. В соответствии с этим законом военные трибуны с консульской властью были упразднены, и один из ежегодно избираемых консулов ​​должен был быть плебеем. Хотя этот закон иногда нарушался избранием двух патрицианских консулов, сам Секстий был избран консулом на 366, а Лициний - на 364. Наконец плебейские трибуны нарушили патрицианскую монополию на высшие магистратуры государства. [14] [15] [16]

После своей победы в 367 году трибуны оставались важной проверкой власти сената и ежегодных магистратов. В 287 г. до н.э. сенат официально признал плебисцита как законы с обязательной силой. [1] В 149 г. до н.э. мужчины, избранные в трибунат, автоматически входили в сенат.

Эрозия трибунской власти в конце республики

Однако в 81 г. до н.э. диктатор Сулла, который считал трибунат угрозой своей власти, лишил трибунов их полномочий законодательной инициативы и права вето на действия сената. Он также запретил бывшим трибунам занимать какие-либо другие должности, эффективно предотвращая использование трибуната в качестве ступеньки к более высокой должности. Хотя трибуны сохранили право ходатайствовать от имени отдельных граждан, большая часть их власти была утрачена в ходе реформ Суллы. [17] Бывшие трибуны снова были принят в ежегодные магистратуры начиная с 75 г. до н.э., и власть трибунов была полностью восстановлена ​​консулами Гней Помпей Магнус и Марк Лициний Красс в 70 г. [1]

Достоинство этой должности еще больше подорвалось, когда в 59 г. до н.э. патриций Публий Клодий Пульхер, который стремился сохранить власть трибуна, сам был усыновлен плебейским юношей и отказался от своего патрицианского статуса, чтобы быть избранным трибуном на следующий год. Хотя в то время это считалось возмутительным, план Клодия был разрешен, и он приступил к осуществлению законодательной программы, призванной объявить своих политических оппонентов вне закона и конфисковать их собственность, при этом осознавая значительную выгоду от своих действий. [18] [19] [20]

В 48 г. до н.э. сенат пожаловал Tribunicia Potestas (власть трибунала) на диктаторе Гай Юлий Цезарь, который, будучи патрицием, не имел права быть избранным одним из трибунов. Когда два избранных трибуна попытались воспрепятствовать его действиям, Цезарь объявил им импичмент и предстал перед сенатом, где они были лишены своих полномочий. Никогда больше Цезарь не сталкивался с противодействием трибунов; он удерживал власть трибунала до своей смерти в 44 г. [21]

В 23 г. до н.э. сенат наделил племянником Цезаря властью трибунала, Октавиан, теперь оформлен Август. С этого момента Tribunicia Potestas стала предпосылкой для императоров, большинство из которых получили ее от сената при вступлении на престол, хотя некоторые уже получили эту власть во время правления своих предшественников; предоставление этой власти было средством назначения избранного члена императорского двора предполагаемым преемником императора. Агриппа, Друз Младший, Тиберий, Тит, Траян, и Марк Аврелий таким образом каждый получил власть трибунала. С регулярным переходом к власти трибунов императорами и их наследниками, древний авторитет трибунов пошел на убыль. [22]

Хотя должность трибуны продолжалась имперские времена, его независимость и большинство практических функций были потеряны. Вместе с эдилетством это оставалось шагом в политической карьере многих плебеев, стремившихся заседать в сенате, по крайней мере, до III века. Есть свидетельства того, что трибунат продолжал существовать вплоть до пятого века нашей эры. [1]

Читайте также: