Кто имел право поступать в университеты во второй половине 19 века

Обновлено: 02.07.2024


1831. Шестой год царствования августейшего Николая I. Легкого вступления на престол у императора не случилось — тревожно прокатился по Сенатской революционный марш. Подобно прочим неудачным революциям, в историю он войдет как восстание.

С 7 лет о будущем Илье Николаевиче Ульянове заботился его старший брат Василий, после смерти отца оставшийся за кормильца. Сам образования получить не смог, однако приложил все силы, чтобы ученье стало доступно смышленому ма / лому.

Илья не был крепостным. Но, как представителю податного сословия, путь в классическую гимназию ему был заказан.

Именно классические гимназии, с древними языками латынью и греческим, давали право поступить в университеты. Их и постарались отгородить от посторонних высоким забором.

Студент прибыл

Братья Ульянины также нашли способ по окончании Астраханского уездного училища с отличием, устроить Илью в гимназию. Некоторые источники утверждают, что произошло это не без помощи крестного - протоиерея Николая Ливанова. Гимназию юноша окончит в числе лучших, с медалью. И захочет поступить в университет…

Поэтому за чистотой университетских рядов следили особо.

Важно объяснить дополнительную причину привлекательности университетов: в храме знаний функционировал скоростной социальный лифт.

Студенты-отличники именовались кандидатами и получали чин 10-го из 14 классов или штаб-ротмистр в армии, а после 1884 года им выдавался диплом 1 степени.

И наоборот, ни один чиновник, какая бы выслуга лет у него ни имелась, не мог подняться выше чина 9-го класса титулярного советника, без университетского диплома.

Лица, получившие ученые степени, становились неподатными.

Чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство, а после 1845 — личное. Так что преподаватели из мещан и разночинцев, делая научную карьеру, попадали в элиту империи. Ректор входил в высшие четыре класса имперских чиновников, по чину был равен генерал-майору в армии, а по должности соответствовал директору департамента, губернатору и градоначальнику.

Высшее образование фактически гарантировало путевку в жизнь. Поэтому так важно было избежать вольнодумства в этом оплоте государственной стабильности.

Не имея средств к существованию, на жизнь и учебу ему придется зарабатывать репетиторством.

Изгнание бесов из университетской программы

В царских фаворитах при Николае I числились кадетские корпуса и технические учебные заведения. Зато в университетах введен жесткий контроль и цензура. Запретили закупать иностранные книги и приглашать для преподавания иностранных ученых, педагогов обязали представлять деканам краткие программы своих курсов.

Дочь Ильи Ульянова Анна вспоминала: «Тяжелый гнет лежал на студенчестве. Лишь в тесных кружках решалась молодежь отводить душу разговорами, петь свои запрещенные песни на слова Рылеева и др. Эти песни слышали потом от Ильи Николаевича его дети вдали от города, в прогулках по лесам и полям.

Для Ильи Ульянова и многих других интеллигентных молодых людей недворянского происхождения это было время возможностей. Но считать его светлым и спокойным определенно не стоит. Студенчество, закрученное в тугую спираль реформами предшественника, сопротивлялось строгим правилам. Жестокий университетский контроль стал поводом для ряда волнений. Накал беспорядков достигал такой силы, что университетская полиция не справлялась, для усмирения направлялись полиция и войска.

Несколько раз правительство даже закрывало высшие учебные заведения. В 1861 году беспорядки охватили Санкт-Петербургский университет. Поводом стал приказ министра образования графа Евфимия Путятина об ужесточении дисциплины и запрете студенческих собраний. Даже введение в университет войск и аресты не смогли утихомирить студентов, и Александр II приказал его закрыть. Вуз возобновил работу в 1862 году, но в знак протеста его покинули отдельные профессора.

И вот в таких интерьерах начинают разворачиваться либеральные реформы.

Лед тронулся

186-ый — отменено крепостное право.

В 1863 году принят новый университетский устав, возвращавший автономию и расширявший права. В программу вернулась философия. Правда, лишь на историко-филологических факультетах.

В это время кандидат математических наук Илья Ульянов уже год как старший учитель математики и физики в Нижегородской мужской гимназии, преподаватель и воспитатель в других учебных заведениях Нижнего Новогорода.

В 1869 по инициативе министра народного просвещения царского правительства Дмитрия Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью народных школ и благонадёжностью учителей учреждена Инспекция народных училищ. Инспектора осуществляли надзор за земскими школами, приходскими, городскими и уездными училищами.

В 1869 годуУльянов получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, в 1874 году — директора народных училищ Симбирской губернии.

Никогда так не было — и вот опять

Вновь правление, начавшееся с личной трагедии, привело к реакции.

В 1886 году действительный статский советник, уважаемый педагог, сторонник всеобщего для всех национальностей образования Илья Ульянов скоропостижно умирает. В следующем году за подготовку покушения на Александра III будет казнен его сын Александр. Считается, что это событие повлияло на радикализацию позиции будущего вождя революции, к тому времени - 16-летнего юноши из вполне благополучной семьи.

О том, каким было образование в правление Николая II — в следующем материале.

Николай I (1825 — 1855)

Реформа: Запрет приема крепостных в гимназии и университеты (1827). Образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Развитие военного образования.

Школы выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа (т.е. Министерству народного просвещения).

Университетский устав (1835): ограничение автономии университетов, запрет университетского суда и установление цензуры и надзора за студентами. Исключена философия.

Высшее образование (университеты):

Киевский университет (1833)

Ликвидировано большинство привилегированных средних учебных заведений для детей дворян: лицеи и благородные пансионы при гимназиях.

Среднее образование:

Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений:

Архитектурное училище (1830), Училище гражданских инженеров (1832) — в 1842 году объединены в Строительное училище,

в Белоруссии открыто Горыгорецкое земледельческое училище (1842), преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт,

Училища для детей чиновников земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

7-классные гимназии — для всех свободных людей (там готовили к поступлению в университет).

Прогимназии — 5-классные дворянские училища.

Начальное образование: сохраняется трехступенчатая общеобразовательная школа. Уездные и приходские училища теперь — низшие учебные заведения с законченным циклом обучения.

Духовное образование:

Поддержка духовного образования. Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

Военное образование: Императорская военная академия (1832), готовившая офицеров Генерального штаба.

В 1855 г. — Артиллерийская и Инженерная академии.

Развитие кадетских корпусов. По мнению Николая I, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров.

В начале 19 века в. существовало 5 кадетских корпусов, к середине века — уже двадцать.

Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус — 1834 г.,

Полоцкий кадетский корпус — 1835 г.,

Петровский-Полтавский кадетский корпус (1840),

Воронежский Великого князя Михаила Павловича кадетский корпус (1845),

Орловский Бахтина кадетский корпус (1843),

Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (1844),

1-й Сибирский Императора Александра I кадетский корпус (1845),

2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус (1849).

Женское образование: —

Александр II (1855 — 1881)

Высшее образование (университеты):

Новороссийский (1865, преобразован из так наз. Ришельевского лицея)

Варшавский (1869, преобразован из т. наз. Главной школы).

Были даны большие права университетским советам, разрешено открытие научных обществ и позволено выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.

Среднее образование:

Классические гимназии — с упором на предметы гуманитарного цикла и обязательным изучением древних языков. В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников.

Реальные гимназии. Программа отличалась большим вниманием к естественно-научным предметам: математике, физике, химии. Эти гимназии предпочитали представители буржуазии. Выпускники могли без экзаменов поступать в университеты.

Начальное образование:

двухклассные (5-летние) училища Министерства народного просвещения.

Т. к.роль земств в создании этих училищ воспринималась как основная — неформально назывались земской школой.

Школы грамотности (открывались по инициативе самих крестьян)

Церковные школы (см. Духовное образование).

Духовное образование:

Семинарии. До конца 1870-х годов, окончившие курс семинарий, имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами; затем доступ этот был закрыт. При семинариях появились воскресные школы.

К 1861 году было открыто свыше 18 тысяч церковно-приходских школ.

Положение 1864 года подчинило все церковно-приходские школы духовного ведомства светским училищным советам. Министерству просвещения предоставлялась полная руководящая роль в народном образовании и вменялось в обязанность учреждать школы по всей империи. Церковно-приходские школы стали постепенно приходить в упадок, исчезать, а многие просто передавались в полное ведомство земств (число таких школ сократилось до 4 тысяч).

80-х гг. в правительстве вновь заговорили, что только своими силами не остановить разгула вольнодумства, который распространился в этот период в земских школах. Влияние церкви стало возрастать.

Военное образование:

Владимирский Киевский кадетский корпус (1857 г.),

Все существовавшие к этому времени кадетские корпуса были переименованы в военные гимназии или расформированы. Военные атрибуты ликвидированы. Строевые занятия упразднены.

Женское образование:

Начался массовый выезд девушек за границу для получения высшего образования. С 1864 по 1872 г. только в Цюрихском университете училось 200 женщин, из которых три четверти составляли студентки из России.

Начали принимать учениц женские епархиальные училища.

Женщинам позволили слушать лекции при университетах

Александр III (1881 — 1894)

К концу века положение резко изменилось. Были приближены друг к другу учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях, причем процент детей дворян и чиновников в них упал до 35%, а детей мещан, рабочих и крестьян вырос до 45%.

Высшее образование (университеты):

Первый университет в Сибири — г. Томск (1888)

Университеты вновь получили автономию (официально это произошло в 1905 г.), женщины были допущены на некоторые факультеты, открыты новые университеты и другие высшие учебные заведения.

Среднее образование: усиление сословности (см. Реформы)

Начальное образование:

Церковно-приходские школы (на время сменили земские школы):

одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) гимназии

Появляются школы с преподаванием на языках местных национальностей

Духовное образование:

Число церковно-приходских школ выросло до 31 тысячи, в них обучалось более миллиона мальчиков и девочек.

Военное образование:

Все военные гимназии переименованы обратно в кадетские корпуса.

Императора Александра II кадетский корпус (1882)

Симбирский кадетский корпус (1882)

Тифлисский Великого князя Михаила Николаевича кадетский корпус (1882)

Псковский кадетский корпус (1882)

3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус (1882)

Николаевский кадетский корпус (1882)

Донской Императора Александра II кадетский корпус (1882)

2-й Оренбургский кадетский корпус (1887).

Женское образование:

Бестужевские курсы, учрежденные (1878) — частное учебное заведение в Санкт-Петербурге.

Читайте также: