Кто имел право на установление толкование и защиту дхармы в древней индии

Обновлено: 02.07.2024

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Связанные понятия

Бо́дхи (санскр. बोधि) — термин, обычно передающий с языков пали и санскрита понятие просветление, хотя более точным переводом являются слова пробуждение или осознание.

Упоминания в литературе

Буддизм – религиозно-философская концепция, которая возникла в VI–V вв. до н. э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т. е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм – вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса – и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни.

Связанные понятия (продолжение)

Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna IAST, тиб. རྡོ་རྗེ་ཐེག་པ, Вайли rDo-rje Theg-pa; монг. Очирт хөлгөн — Ваджрная Колесница, Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна (Колесница Плода)) — тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Ваджраяна распространена в Тибете, Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке.

Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).

В индуизме существует много взглядов на природу Бога, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме и монизме.

Восьмеричный путь, Благородный восьмеричный путь (санскр. арья-аштанга-марга; пали арья-аштанга-магга) — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары. Лежит, будучи срединным путём, посередине между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием.

Бхи́кшу (санскр. भिक्षु; пали: бхиккху; тайск. ภิกษุ; тиб. དགེ་ལོང་, Вайли dge long — гелонг; монг. гэлэн) — в буддизме — высшая степень монашеского посвящения. Монахи-бхикшу соблюдают свыше 220 обетов Винаи, основанных на принципе Личного освобождения.

Прибежище (санскр. त्रिशरण, triśaraṇa IAST (тришарана); пали: tisarana) — формула клятвенного обета в буддизме, произносимая при посвящении монахами и монахинями, а также мирянами, желающими приобщиться к учению Будды.

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный путь.

Бха́кти (санскр. भक्ति, bhakti IAST) — преданность, любовь к Богу в индийской философии и религии, а также условное наименование религиозно-реформаторских движений, распространившихся на Севере Индии в эпоху Позднего Средневековья.

Буддийская космология — представление о мироздании, перерождениях и местопребываниях, развитии вселенной согласно классическим буддийским сочинениям — в частности канону Трипитака и энциклопедии Абхидхармакоша, а также по многочисленным комментариям.

Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.

Бра́хма, уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.

Упоминания в литературе (продолжение)

9. Согласно воззрениям буддизма, все сущее – это движение конечных и постоянно изменчивых особых элементов бытия – дхарм , их мгновенное взаимодействие, непостижимое для человека. И душа, и тело есть процесс мгновенного взаимодействия дхарм. Отсюда следует важный для буддизма вывод: душа и тело не образуют в сочетании чего-то постоянного и устойчивого. Собственно, буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование.

Вторая характеристика практики Ваджраяны – знание мудр, или символов. Она предполагает, что мы можем вызывать в уме различные значения формы Йидама во время медитации. Важно знать, что форма Ченрези (как и любого другого Йидама) не является чем-то, возникшим благодаря определенным кармическим накоплениям. Абсолютно ясно, что такие проявления Йидама, как его красота и ясность, не имеют ничего общего с созреванием кармы. Медитируя, например на Ченрези, и помня символический смысл того, что у него одно лицо, представляйте это символом единого вкуса сансары и нирваны. Белый цвет Ченрези символизирует его абсолютную чистоту и отсутствие любых видов пятен и загрязнений, а украшения (драгоценности, шелка и другие) выражают совершенное постижение всех качеств Дхармы , мирских и не-мирских.

В них Дхарма стала особенно популярна. Когда мы говорим о тибетском буддизме, очень важно помнить: это не что-то новое, что изобрели и предлагают в качестве буддизма какие-то умные тибетские ламы, но – подлинная передача Учения, восходящая к Будде Шакьямуни в Индии. Будда проявился как полностью просветленная Нирманакайя среди людей, всю жизнь помогал существам и учил полной системе Сутры и Тантры, чтобы освободить всех от запутанности. Эта подлинная непрерывная передача буддизма была перенесена в Тибет в том виде, в каком она существовала в Индии и сохранилась там.

В этом пособии излагаются четыре поучения, направляющие ум к практике, и приводятся качества Трех драгоценностей. Полностью осознав смысл этих поучений, вы навсегда отвернетесь от цикла существования – сансары – и будете стремиться к Освобождению, полагаясь на закон причины и следствия (карму). Возможно, уже в этой жизни вы достигнете состояния Будды или как минимум освободитесь от страданий. Взращивая положительные качества, вы укрепите основания святой Дхармы . Так что, пожалуйста, не ограничивайтесь попытками осмыслить значимость буддийских истин, но стремитесь также применять их в жизни.

Понимая, что мы можем заражаться негативом, мистик на первых этапах своего пути должен создать для себя понятные правила. Эти правила изложены во всех религиозных доктринах в виде догматов или заповедей. На Востоке следование духовным законам называется дхармой .

Основой брахманизма было представление о перевоплощении душ. Душа человека после смерти может блуждать по телам людей более низкого статуса, животных и растений. Если человек вел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого социального положения. Поведение человека, его судьба выражены в понятии дхармы . Дхарма – это кодекс поведения человека, который определяется его социальным статусом. Принадлежность человека к сословию определялась его рождением и сохранялась за ним всю жизнь.

Всем нам чрезвычайно повезло, что Трангу Ринпоче смог дать нам комментарии, раскрывающие смысл этого глубокого текста, который еще не переведен на английский язык. Трангу Тулку и Мипхам Ринпоче в прошлых жизнях поддерживали очень тесную духовную связь. Трангу Ринпоче с его обширным опытом преподавания Дхармы на Западе в течении более чем тридцати лет всегда указывал на важность понимания западными учениками Срединного пути. И в тексте даваемого им комментария он стремится объяснить нам медитацию, связанную с этим глубоким учением.

В политико-правовой идеологии Древней Индии выделяют два основных направления: брахманизм и буддизм.

Брахманизм – религия, получившая свое развитие в I тысячелетии до н. э. с формированием социальной дифференциации на полуострове Индостан.

Брахманизм считается переходной формой от ведической религии к индуизму. Название свое брахманизм получил от имени одного из главных богов – Брахмы.

Источниками брахманизма являются:

Оправдание сословно-кастового строя. Древнеиндийское общество делилось на четыре сословия – варны: жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и слуги (шудры). Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Представители первых трех варн считались свободными, а шудры находились в их подчинении.

Учение о дхарме. Дхарма – божественно установленный закон, правило поведения, которому должны следовать все члены варн. Так, брахманы изучали Веды, обучали народ религии; кшатрии занимались военным делом; вайшьи пасли скот, занимались торговлей, обрабатывали землю; шудры – служили другим трем кастам.

Таким образом, учение о дхарме обосновывало кастовый строй, привилегии высших варн и оправдывало подневольное положение низших варн.

Догмат о перевоплощении душ, согласно которому, если человек прожил неправедную жизнь, то его душа после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений. Если же он провел праведную жизнь, то душа возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Таким образом, жизнь после смерти зависела от выполнения предписаний дхармы на земле.

Царь возглавлял весь административный аппарат, руководил армией, внешней политикой, сбором налогов, являлся верховным судьей. В то же время царь, по Законам Ману, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и искусству управления. Главное назначение царя (вместе с его слугами) – быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Главным методом осуществления власти является метод принуждения. В государстве существует порядок благодаря наказанию. Законы Ману призывают царей строго соблюдать законы и не освобождать виновных от наказания. Царь, не обращающий внимания на правила закона, низвергается в ад.

Буддизм представляет собой религиозно-этическое учение, в центре которого находится личность. Главной была идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Буддизм поясняет так: сущность человеческой жизни есть страдание; причина страдания – желание (страсти); уничтожение страдания есть успокоение (нирвана); путь к нирване есть освобождение от желаний.

Для достижения данной цели буддисты призвали, в первую очередь, выходить из мира и вступать в монашескую общину. Сделать это могли только свободные (рабов не принимали).

В буддизме сделана попытка рационалистического объяснения природы и общества. Вместо божественного происхождения государства озвучена мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю.

Вместо божественного происхождения царской власти выдвинута идея выборов правителя, а также идея, согласно которой принадлежность к той или иной варне не имеет божественного установления. Кастовый строй стал следствием дифференциации общества, его расслоения. Поэтому принадлежность к той или иной варне определяется родом деятельности каждого человека.

В буддизме дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.

В отличие от брахманизма ограничены роль и масштабы наказания, обязательным условием применения которого является наличие вины. Буддизм проповедует путь законности, который является дорогой справедливости и мудрости.

Буддизм с его антигреческим характером подрывал авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом.

Ключевые источники древнеиндийского права: веды, артхашастры, дхармасутры. Первые исторические упоминания о Законах Ману, их значение. Появление Законов Ману и последующих дхармашастр как качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.02.2014
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Источники права Древней Индии. Законы Ману: общая характеристика

В данной работе перечислены и прокомментированы источники права Древней Индии. Приведена общая характеристика Законов Ману. Рассматриваются особенности права Древней Индии.

закон ману древнеиндийский право

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Рассмотрим источники права Древней Индии и их особенности.

Глава 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийская традиция неразрывно связывает развитие правовой мысли в древней Индии с многочисленными памятниками индийской ведической литературы, история которых уходит вглубь тысячелетий. Действительно, влияние, которое оказала религиозная, философская и другая ведическая литература на правовую культуру древней Индии, было столь значительным, что многие правовые явления и в современной Индии не могут быть поняты и объяснены без его учета. Модифицированные в период средневековья нормы древнеиндийского права легли в основу системы индусского права, многие институты которого пережили века. Такая их живучесть объясняется прежде всего относительной устойчивостью социально-экономической структуры в доколониальной Индии.

Традиционно выделяют следующие источники древнеиндийского права:

1. Веды (знание, учение) -- сборник самых древних священных писаний индуизма.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея -- несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов.

Суть всех Вед можно сформулировать так:

Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды -- источник (ргатапа) всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой -- таков основной принцип древнеиндийского права. Но поскольку в самих ведах нормы права отсутствуют, для подтверждения извечной божественной сущности права брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смрити основана на забытых или потерянных шрути и практически смрити никогда не могут толковаться как противоречащие ведам.

2. Артхашастры (наука о пользе) -- сводный трактат по науке управления, традиционно приписываемый министру-мудрецу Каутилье (321-297 года до н.э.), но реально унифицированный в первые века новой эры. Основное содержание Артхашастры, включающей 15 разделов, составляют проблемы административной структуры государства, экономики и финансов, судопроизводства, ведения войны. Как теоретический трактат Артхашастра базируется на общих принципах науковедения. Критерий науки как таковой (шастра) -- познание закона и пользы. Последний раздел Артхашастры -- перечень 32 признаков науки, изложенной в тексте, имеющий общеметодологическое значение.

Старейшие дхармашастры -- Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр -- Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Иерархия источников древнеиндийского права, нашедшая отражение в дхармашастрах, которая исходит из священности его норм и отводит первое место ведам как главному источнику -- одна из фикций этой правовой системы. Более того, в период средневековья дхармашастры фактически уступили место комментариям и дигестам. Устранение авторами дигест, комментаторами противоречий, неясностей, пропусков в праве дхармашастр привело к тому, что непосредственное толкование дхармашастр в судах не признавалось впоследствии достаточно надежным и авторитетным. Обычай и в эпоху средневековья оставался одним из важнейших источников права.

Таким образом, в Древней Индии источниками права являлись как Религиозные законы, так и систематизированные людьми своды различных правил, возникших в результате политических и экономических преобразований, происходивших в процессе развития общества.

Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ

Первое упоминание о Законах Ману относится к IX веку до н.э. Современным исследователям Законы Ману известны лишь в списках III века до н.э. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн, и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.

Объем Законов Ману -- 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите -- шлока).

· 1 глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

· 2 -- правила жизни в период обучения;

· 3-4 -- правила жизни семьянина-домохозяина;

· 5 -- некоторые религиозные нормы;

· 6 -- правила жизни отшельника;

· 7 -- наставления об обязанностях царя и управлении государством;

· 8 -- наставления о судопроизводстве и юридической практике;

· 9-10 главы посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

· 11 -- предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

· 12 -- описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в Законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).

В Законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора -- поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм -- рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

Таким образом, Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики со стороны современных исследователей. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния Законов Ману на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.

Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения положен не характер самого правонарушений, а наказание за него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом -- искупление.

При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего -- отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип.

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что источники права в Древней Индии были призваны регулировать взаимоотношения в обществе, однако, были далеки от совершенства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин. - М. : Восточная литература, 1992. - 320 с.

2. Крашенинникова, Н. А. Индусское право, история и современность [Текст] / Н. А. Крашенинникова. - М. : Мысль, 1988. - 136 с.

3. Кудрявцев, М. К. Община и каста в Хиндустане [Текст] / М. К. Кудрявцев. - М. : Книга, 1971. - 124 с.

4. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Текст] / М. Н. Прудников. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,. 2010. - 543 с.

5. Самозванцев, А. М. Правовые тексты дхармашастр [Текст] / А. М. Самозванцев. - М. : Наука, 1991. - 295 с.

6. Сыркин, А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад [Текст] / А. Я. Сыркин. - М. : Наука, 1971. - 289 с.

Подобные документы

Предписания Ману-самхита и Артхашастры о семейных отношениях. Свадебные традиции согласно Ману-самхита. Соотношение прав мужчин и женщин в Древней Индии. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 29.12.2012

Роль и место Законов Ману среди источников права Индии. Общая характеристика варнового строя. Религиозно-правовые предписания, свидетельствующие о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

реферат [31,2 K], добавлен 15.01.2011

Общая характеристика Законов Ману как источника древнеиндийского законодательства. Анализ права собственности. Ману как мифический прародитель человечества. Характеристика обязательственного, брачно-семейного и уголовного права. Анализ судебного процесса.

реферат [29,8 K], добавлен 03.04.2015

Социально-экономическая история и культура, социальная стратификация Древней Индии. Общая характеристика законов Ману. Касты как основа формирования и расслоения общества. Структура древнеиндийского общества. Правовое положение высших и низших каст.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 16.05.2013

Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории "чистого права".

Весь лит. корпус Др.Индии подразделяется на несколько периодов. Сначала идут Веды, т.е. ка-нонический состав - источник дхармы и традиции, и практики тех, кто знает их [Веды].

К ним примыкает Веданта - "завершение Вед", поясняющая их высшее значение. Состоит из Упанишад - изложения философской сущности брахманизма при помощи сутр .

Затем следует литература шастр -> полная систематизация этого учения, разъяснение дхармы в форме шастр - толкование смысла, а не просто его закрепление на бумаге.

Позднейшей стадией считается литература smrti (священное предание) или sruti ("откровение") - по-пытка придать упорядоченному учению значение всеобщности, т.е. превратить учение в догмат (истинное знание в его законченном внешнем выражении).

Это были не просто Веды, сутры, шастры и т.п., а дхармасутры, дхармашастры, дхармасмрити, т.к. вся литература индуизма - толкование только одного понятия - dharma. Дхарма - не только самый главный источник права, право вообще, но и целая философская система. Ее цель - управление всеми формами жизни. Мировая ось, на которой держится все живое, вся вселенная. Каждая вещь, существо (в т.ч. человек) может быть познана по своему главному свойству - дхарме. Дхарма огня - жечь, воды - утолять жажду и гасить огонь. Dharma - божественное право. Это основа древнеиндийского права.

Следующим по значению источником права в Индии был указ царя. По форме - индивидуализация дхармы. Часто это выражалось в обязательном обозначении санкции за несоблюдение указа. Сама дхарма обеспечивалась санкцией общего характера, поэтому царский указ формально = индивидуализации этого наказания. Указ царя вводил четкие формальные рамки, применял дхарму к частному случаю.

Следующий источник права – т.н. vyavahara: (1) частноправовой договор, заключенный на основе дхармы, и (2) судебное разбирательство, процесс судоговорения, в форме судебных решений.

Последний источник права - обычай арийских племен. Он формализовывался в литературе, становясь писаным обычным правом. Но обычай в устной форме продолжает играть роль.

Наиболее значимым в юридическом отношении памятником дхармашастр являются законы Ману и Артхашастра. Главный юр.сборник шастр – Narada до сих пор на русский язык не переведен. Все шастры создавались не одновременно, не органом государства, а путем кропотливой работы философских школ брахманизма.

Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до РХ. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изло-жения материала, его распределение - вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе.

Гл.1 учение о варнах

Гл.2 понятие кармы и порядок изучения Вед;

Гл.3 общие постановления о брачном праве;

Гл.4 учение о дхарме, ее ритуальной стороне;

Гл.5 постановления о форме брака;

Гл.6 ритуальные постановления;

Гл.7 публичное право древней Индии или учение о царской власти и государстве;

Гл. 8 сведения о процессе, вещном и обязательственном праве;

Гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и брака, регулирует наследственное право;

Гл.10 различные вопросы учения о варнах;

Гл.11 уголовное право;

Гл.12 заключительные постановления о дхарме.

Важная особенность - грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном по-рядке).

Еще одна особенность - своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной, каузальной форме. Например: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в другой главе это квалифицируется как прелюбодеяние. Т.е., не развит аппарат абстрактного (отвлеченного) мышления

Законы Ману пользовались огромным авторитетом в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Автор - Каутилья (Чанакья), министр царя Чанд-рагупты (индийский Макиавелли). Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.

Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); обязанности надзирателей (задачи гос.управления в сфере хозяйства); судоустройство (вопросы процесса и частного права); вопросы гос.иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; методы айной политики; философские основания государства; методы внешней политики и дипломатии; чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, нашествия противника; способы ведения войны, управления армией.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: