Кто имеет право заходить в алтарь

Обновлено: 02.07.2024

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

- Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

Подруги долго возились в прихожей, рассматривая себя в зеркале. Затем хлопнула дверь, а я задумался, почему женщины, так ревниво относящиеся к вопросу неравенства с мужчинами, в церкви безропотно переносят несправедливую и унизительную дискриминацию? Ведь именно они составляют основной контингент прихожан. Это видимо происходит потому, что женщины принимают религию из чисто эмоциональных побуждений. Ничтожная часть женщин согласует свои религиозные чувства с доводами рассудка! Раз положено соблюдать правила – значит, будем соблюдать! Они не задумываются, кем это положено, зачем и почему? Надо так и всё!

ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО В ХРАМЕ СТОЯТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МУЖЧИН.

Хотя современные церковники говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило. Например, в Воронеже в Покровском и Благовещенском соборах, которые посещает супруга, во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.

Причины этого уходят вглубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом.
Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазняясь, преступила дозволенное". Таким образом, по мнению апостола, Адам не несёт ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала и осознано грешила. Павлу, видимо было неизвестно, что незнание не спасает от ответственности!

Правило 2.
В ЦЕРКВИ ЖЕНЩИНЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПОЗВОЛЕНО.

ЖЕНЩИНЕ В ЦЕРКВИ ПРЕДПИСАНО ОДЕВАТЬСЯ СКРОМНО.

3.1. Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более, губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

К чему такие строгости? Где их истоки? Объяснения в истории вопроса. Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим брючным видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм |3|.

Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового Года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины одевали женское платье, женщины – мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядится зверем. Кстати рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Даже ряса запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.

Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что, они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушение порядка в суматохе масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот была своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.

Христианство в отличие от язычества отвергает языческое скоморошество и призывает покаяться в грехах и не совершать их впредь. Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеют древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВХОДИТЬ В АЛТАРЬ.

С другой стороны этот запрет уходит в глубину веков. Запрет связан с женским менструальным кровотечением.
Алтарь - это жертвенник, на который исторически лилась кровь, испускаемая из жертвенного животного или человека, в угоду божеству, хозяину данного храма.
Считалось, что с кровью испускается душа жертвы - в угоду божеству или демону. Потом жертву сжигали - и божество "вкушало" душу жертвы.
Авраамические религии все патриархальные. Творить ритуалы - проливать на алтарь кровь жертвы, отращивать длинные волосы - на голове и на бороде - и выпускать их наружу - дозволено лишь мужчинам. Женщина должна всячески свои волосы прятать.
В православии менструирующей женщине нельзя не только всходить на жертвенник (алтарь), а также и вообще приходить в церковь.
А в иудаизме такая женщина считается ритуально нечистой и ей запрещено вступать в сношения с обрезанным ритуально чистым мужем, из опасения его осквернить.
По окончании месячных вымыться в душе ей недостаточно. Ей нужно совершить ритуальное омовение в ритуальном резервуаре (микве), наподобие нашего крещения. Только потом она может являться мужу.

ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастыря, вход куда женщинам строго воспрещён.
Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попали в шторм, сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.

ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ

*Организации появились в России в первой половине 1990-х
годов. Они отличаются от пятидесятнических общин своей
уникальной молодежной культурой, применяют новые методы
миссионерского и социального служения,а также готовностью
выражать свое мнение по различным социальным и политическим
вопросам. По причине высокой миссионерской активности
харизматов, птядесятнические/харизматические деноминации
представляют наиболее активно растущей частью протестантского
движения России.

ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВХОДИТЬ В ХРАМ, ТАКЖЕ В ПЕРИОД МЕСЯЧНЫХ. КРОМЕ ТОГО НЕ МОЖЕТ ПРИСТУПАТЬ К СВ. ТАИНСТВАМ

Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.

В православии эта проблема и проще и сложнее одновременно.
Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако, мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691—692г.; созван императором Юстинианом II в691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).
Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:

А как же священное писание – Ветхий завет? Вообщем, на усмотрение пастыря! Именно так и сказано в Пособии по практическом руководстве «О Законодательстве церковном. О венчании (п.21).

На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.

Как говорится: без комментарий. Есть старая восточная пословица: можно хоть сто раз сказать халва – во рту слаще не станет! Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

1.3 Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.1.4 Образ женщины в религиях мира. Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002. 255 с.

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

- Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

Подруги долго возились в прихожей, рассматривая себя в зеркале. Затем хлопнула дверь, а я задумался, почему женщины, так ревниво относящиеся к вопросу неравенства с мужчинами, в церкви безропотно переносят несправедливую и унизительную дискриминацию? Ведь именно они составляют основной контингент прихожан. Это видимо происходит потому, что женщины принимают религию из чисто эмоциональных побуждений. Ничтожная часть женщин согласует свои религиозные чувства с доводами рассудка! Раз положено соблюдать правила – значит, будем соблюдать! Они не задумываются, кем это положено, зачем и почему? Надо так и всё!

ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО В ХРАМЕ СТОЯТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МУЖЧИН.

Хотя современные церковники говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило. Например, в Воронеже в Покровском и Благовещенском соборах, которые посещает супруга, во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.

Причины этого уходят вглубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом.
Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазняясь, преступила дозволенное". Таким образом, по мнению апостола, Адам не несёт ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала и осознано грешила. Павлу, видимо было неизвестно, что незнание не спасает от ответственности!

Правило 2.
В ЦЕРКВИ ЖЕНЩИНЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПОЗВОЛЕНО.

ЖЕНЩИНЕ В ЦЕРКВИ ПРЕДПИСАНО ОДЕВАТЬСЯ СКРОМНО.

3.1. Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более, губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

К чему такие строгости? Где их истоки? Объяснения в истории вопроса. Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим брючным видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм |3|.

Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового Года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины одевали женское платье, женщины – мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядится зверем. Кстати рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Даже ряса запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.

Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что, они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушение порядка в суматохе масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот была своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.

Христианство в отличие от язычества отвергает языческое скоморошество и призывает покаяться в грехах и не совершать их впредь. Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеют древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВХОДИТЬ В АЛТАРЬ.

С другой стороны этот запрет уходит в глубину веков. Запрет связан с женским менструальным кровотечением.
Алтарь - это жертвенник, на который исторически лилась кровь, испускаемая из жертвенного животного или человека, в угоду божеству, хозяину данного храма.
Считалось, что с кровью испускается душа жертвы - в угоду божеству или демону. Потом жертву сжигали - и божество "вкушало" душу жертвы.
Авраамические религии все патриархальные. Творить ритуалы - проливать на алтарь кровь жертвы, отращивать длинные волосы - на голове и на бороде - и выпускать их наружу - дозволено лишь мужчинам. Женщина должна всячески свои волосы прятать.
В православии менструирующей женщине нельзя не только всходить на жертвенник (алтарь), а также и вообще приходить в церковь.
А в иудаизме такая женщина считается ритуально нечистой и ей запрещено вступать в сношения с обрезанным ритуально чистым мужем, из опасения его осквернить.
По окончании месячных вымыться в душе ей недостаточно. Ей нужно совершить ритуальное омовение в ритуальном резервуаре (микве), наподобие нашего крещения. Только потом она может являться мужу.

ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастыря, вход куда женщинам строго воспрещён.
Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попали в шторм, сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.

ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ

*Организации появились в России в первой половине 1990-х
годов. Они отличаются от пятидесятнических общин своей
уникальной молодежной культурой, применяют новые методы
миссионерского и социального служения,а также готовностью
выражать свое мнение по различным социальным и политическим
вопросам. По причине высокой миссионерской активности
харизматов, птядесятнические/харизматические деноминации
представляют наиболее активно растущей частью протестантского
движения России.

ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВХОДИТЬ В ХРАМ, ТАКЖЕ В ПЕРИОД МЕСЯЧНЫХ. КРОМЕ ТОГО НЕ МОЖЕТ ПРИСТУПАТЬ К СВ. ТАИНСТВАМ

Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.

В православии эта проблема и проще и сложнее одновременно.
Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако, мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691—692г.; созван императором Юстинианом II в691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).
Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:

А как же священное писание – Ветхий завет? Вообщем, на усмотрение пастыря! Именно так и сказано в Пособии по практическом руководстве «О Законодательстве церковном. О венчании (п.21).

На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.

Как говорится: без комментарий. Есть старая восточная пословица: можно хоть сто раз сказать халва – во рту слаще не станет! Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

1.3 Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.1.4 Образ женщины в религиях мира. Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002. 255 с.

Алтарь

Таково самое священное место храма – образ Царства Небесного.

Что такое алтарь в церкви?

Каин и Авель

Жертвоприношение Каина и Авеля

История

Многие столетия люди, пытаясь вернуть утраченное по грехопадении первых людей Адама и Евы Царство Небесное, строили храмы, а в них жертвенники, как они думали, богам, в реальности же – низшим духовным сущностям, падшим ангелам. Хотя порыв человека был в основах своих благороден, греховное повреждение его духовного зрения вело к тому, что над многими сбывались слова Апостола:

Служение Истинному, Живому Богу совершал только один народ – евреи.

У древних иудеев

Позже Ковчег оказался в Первом Иерусалимском храме, также за завесой. Было Святое Святых также в храме втором, построенном после Вавилонского плена иудеев.

К тому времени Ковчег был уже утрачен, но со Своим избранным народом по-прежнему был Бог – а значит, было Святое Святых – пусть теперь это был пустой зал площадью 10х10 м. Раз в году заходил сюда первосвященник с жертвенной кровью, молитвой за грехи народа.

Ковчег Завета

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения

Храмы первых веков Церкви

В минуту смерти Господа завеса, скрывавшая святилище, разодралась надвое, открывая священное место. То было явное знамение того, что разрушена преграда между Творцом и человеком. А потому первые христианские храмы не имели ни завес, ни иных преград, которые бы отделили место совершения таинства от остального пространства церкви.

Но прошло несколько столетий. Горячая вера стала ослабевать, а по прекращении трехсотлетних гонений к Церкви потянулись люди, не имевшие духовного опыта первых христиан. По преданию, свт. Василий Великий, архиерей города Кесарии области Каппадокии, однажды увидел, как сослуживший ему диакон засмотрелся на присутствующую за богослужением женщину – тут же Дух Святой отошел от служащих. Говорят, именно свт. Василий впервые ввел завесу, отделившую самое священное место храма.

А спустя много столетий священник Павел Флоренский скажет:

Схема алтаря

Алтарь схема

Схема устройства православного алтаря

Устройство алтаря

С этой, самой главной части, начинается строительство любого храма. Архитекторы говорят, что форма, декор, даже – радиус алтаря и главного купола у древних церквей чаще всего совпадают. Это не случайно: ведь храм – единый ансамбль, Небо на земле, а сердце его – так, где престол.

Где находится?

Алтарь

Почему на востоке?

Как правило, храмы ориентированы таким образом, чтобы первые лучи восходящего солнца падали на престол. Традицию обычно связывают с тем, что на востоке, согласно Книге Бытия (Быт.2:8) находится Рай:

Однако, традиция сложилась не сразу, не везде:

Алтарь

Действующая церковь свт. Николая под Псковом. Её алтарь ориентирован не на восток. Фото автора статьи, июль 2011 г. 9.30 утра, по теням видно, где солнце.

Как выглядит священный алтарь: описание

Особенность этой части храма – то, что он на некотором возвышении по отношению к нефу (где собираются молящиеся), притвору (западной части церкви).

Что там находится

Сейчас здесь обычно:

  • престол – обязательная принадлежность храма с первых веков Церкви;
  • жертвенник;
  • кафедра епископа, которая помещается на так называемом Горнем месте – напротив престола у самой восточной стен;
  • ризница.
Престол

Это часть алтаря, известная еще со времен Древней Церкви. Первоначально таинство Евхаристии совершалось непосредственно на каменной гробнице мученика, которая служила престолом. Именно отсюда пошел обычай позднейших храмов иметь в престоле частицу мощей святых. Он окончательно утвердился с VIII в.

Алтарь

Престол и сень над престолом Успенского собора
Московского Кремля

Есть свидетельства, что во времени гонений советских лет заключенные священники не раз служили литургию буквально на мощах – на груди умирающего от голода, непосильного труда мученика. Вот рассказ свидетеля подобных богослужений, архимандрита Тавриона:

Ныне престол может быть изготовлен из дерева, либо камня. Деревянный престол покрывается облачением из парчи. Каменный облачения из ткани может не иметь: для него часто делаются облачения из дорогого металла, с украшением драгоценными камнями.

Алтарь, престол

Такое облачение имел престол храма Святой Софии Константинополя. А его верхняя доска была изготовлена из чистого золота с вкраплением драгоценных камней.

Поверх облачения престола полагаются:

Кроме того, на престоле находятся Дарохранительница, лампада.

Жертвенник

Сейчас так именуют северную часть алтарного пространства, а также собственно столик, на котором находятся священные сосуды для совершения главного Таинства. Здесь до начала литургии (во время чтения Часов) священник совершает Проскомидию, приготовляя жертвенный хлеб к Евхаристии.

Алтарь

Такое расположение жертвенника – позднее, утвердившееся как повсеместный обычай не ранее VI-VIII вв.

Современному литургисту, Р. Тафту, знатоку византийского богослужения, удалось установить, что в храме св. Софии Константинопольской, самом знаменитом соборе христианского мира, богослужебные сосуды находились не только за пределами самого храма, где было специальное помещение, называемое скевофилакией. Когда приходило время Таинства, из алтаря направлялась процессия духовенства.

Кафедра

Близ Горнего места расположены также скамьи для священнослужителей, где они восседают в некоторые моменты богослужения.

Алтарь, Горнее место

Горнее место в алтаре

Ризница

Это южная часть, по-другому называемая диаконником. Здесь хранятся облачения священников, других служителей, а также богослужебные книги, другие предметы.

Лишь с 1551 г. Стоглавый Собор воспретил вносить в алтарь что-либо, кроме хлебов, вина используемых за богослужением. Однако очень долго сохранялась традиция хоронить здесь благотворителей, знатных прихожан.

Так, в ризнице Архангельского собора Кремля Москвы находится могила Ивана IV, а также его сыновей Ивана и Феодора.

Возвышение перед алтарем

Во-первых, это так называемая солея она тянется на всю ширину иконостаса. Первоначально она была нужна для того, чтобы службу лучше видели и слышали все прихожане, даже стоящие далеко. Центр солеи – полукруглый выступ точно пред царскими вратами, называется амвоном. С него обычно читается писание, говорятся проповеди.

Исторически амвон не всегда имел малую высоту – в больших соборах он мог возвышаться даже до нескольких метров, а выглядеть как небольшая башенка. Например, над высоким амвоном храма св. Софии Константинопольской была сень с 8 столбиками, а вверх вела высокая лестница. На его возведение, по воспоминаниям современников, ушел годовой бюджет одной из Византийских провинций – Египта.

Подобные амвоны, конечно, не были выступами на солее: их размещали по центру храма. С них пелись антифоны, читались проповеди. На амвоне же происходило венчание на царство.

Алтарь, амвон

Чем отличается католический от православного

Прежде всего – тем, что под алтарем понимается не пространство, а только стол для совершения Евхаристии. Он не отделен иконостасом, верующие видят все моменты богослужения.

Алтарь церкви Мадлен в Париже

Алтарь церкви Мадлен в Париже

Почему женщинам нельзя заходить?

  • пожилые монахини – особенно часто это бывает в монастырях;
  • во время гонений советских лет прихожанки в возрасте также иногда помогали священникам приходских церквей.

Кому можно?

Это священники, диаконы, низшие церковнослужители. При этом входить через царские врата может только священник или епископ. Помимо служителей Церкви до революции право входа также имел царь.

Это пожертвование храму, которое по мере возможности делается прихожанином. Необходимы свечи, горящие на престоле, стоящие на жертвеннике. Кроме того, священники стоят со свечами во время Всенощного бдения, когда читается Евангелие. Такие свечи или приобретаются храмом, или жертвуются усердными прихожанами.

Престол Божий и Голгофа, место сослужения Ангелов земным священнослужителям – таково сердце любого православного храма, пусть даже самого скромного.

25 вещей, которые нельзя делать в православном храме

По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.


На фото: Русская православная церковь в Антарктике

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.


3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.


5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.


7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно.

8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.


10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

11. В православном храме не рекомендуется сидеть. Исключение составляют люди больные, которые физически не могут стоять всю службу.


12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не идите мимо священника, а обойдите алтарную часть.

13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.


15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор — сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.


17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.


20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.


23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: