Кто имеет право выдавать займы физическим лицам

Обновлено: 17.05.2024

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.


Важной частью социального пакета, предоставляемого персоналу предприятием, часто становится займ работнику от работодателя. Такой формат взаимодействия выгоден обеим сторонам. Сотрудник получает возможность взять деньги на очень привлекательных условиях, часто – вообще без процентов. Бонус – отсутствие необходимости собрать комплект документов и проходить проверку кредитной истории.

  1. Что говорит действующее законодательство?
  2. Как оформить займ сотруднику организации?
    1. Пошаговые действия
    2. Договор
    1. Как быть, если долг работника прощен?
    1. Допускается ли выдача беспроцентного займа сотруднику?
    2. Какие налоги необходимо платить при выдаче организацией займа работнику?
    3. Как избежать ошибок при подготовке и осуществлении сделки?

    Организация увеличивает лояльность как этого конкретного работника, так и остальных, для которых подобное отношение работодателя имеет не меньшее значение. Обязательным условием для успешной реализации мероприятия становится грамотное оформление документов. Это позволит избежать как конфликтом с заемщиком, так и проблем с фискальными органами.

    Что говорит действующее законодательство?

    Общий порядок предоставления займов регламентируется положениями ГК РФ. Конкретно – параграфом 1 главы 42. Он включает несколько статей, начиная с 807 и заканчивая 818. Для рассматриваемого вопроса особо важное значение имеют две из них – статья 807 и статья 808.

    Отдельного упоминания заслуживает налогообложение подобных операций. Необходимость и величина налоговых выплат определяются в рамках действующего НК РФ. Непосредственно беспроцентных займов персоналу касается статья 212 этого законодательного акта.

    Как оформить займ сотруднику организации?

    Выдача займа сотруднику – мероприятие добровольное. А потому его реализация предусматривает совместные действия, предпринимаемые обеими заинтересованными сторонами.

    Пошаговые действия

    Чтобы оформить и выдать беспроцентный займ сотруднику, требуется последовательно выполнить несколько несложных операций. В их число входят:

    Завершающим этапом осуществления сделки становится возврат денег. В большинстве случаев он осуществляется регулярным вычетом из заработной платы сотрудника. Размер удержания определяется по согласованию сторон и зависит от двух факторов – суммы и срока займа.

    Договор

    И процентный, и беспроцентный займ сотруднику выдается на основании договора, который составляется в обязательном порядке. Порядок оформления и требования к содержанию документа не отличаются от стандартных. К числу обязательных составляющих договора относятся следующие реквизиты и сведения:

    1. Название, дата и место подписания. Традиционные для любого договора данные, которые обычно указываются в шапке документа.
    2. Предмет соглашения. Включает сумму займа, срок выдачи и возврата, условия возврата, характер сделки – возмездный или безвозмездный, а также процентная ставка (во втором случае нулевая, но все равно указывается).
    3. Права, обязанности и ответственность каждой из сторон. Применительно к беспроцентному займу сотруднику от организации эти разделы не имеют серьезного значения. Единственным существенным условием часто становится необходимость работы на предприятии до полного погашения долга.
    4. Порядок досрочного расторжения договора. Независимо от условий, на которых выдается займ сотруднику, последний имеет право досрочно погасить долг без необходимости уплаты каких-либо штрафов или комиссии. Таковы положения действующего в России законодательства, регламентирующие сферу кредитования.
    5. Полный набор реквизитов и данных о каждой из сторон сделки.
    6. Подписи – заемщика и руководителя/ответственного лица кредитора. Также необходимо поставить на договоре печать предприятия.

    Налогообложение сделки

    Действующее законодательство рассматривает беспроцентный займ как источник дохода для заемщика. Он образуется за счет экономии на процентах. Такая позиция выглядит вполне логичной и сформирована достаточно давно.

    Необходимость уплаты НДФЛ возникает для любого льготного займа. К числу последних относятся не только беспроцентные, но и те, где процентная ставка находится в пределах 2/3 от ставки рефинансирования Центробанка. Полученная заемщиком в результате заключения такого займа материальная выгода облагается по стандартной ставке, равной 35% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов).

    Важно отметить, что страховые взносы на выгоду от льготного займа не начисляются. Можно избежать и выплаты НДФЛ. Для этого необходимо доказать, что полученные средства направлены на покупку жилья в любом формате (квартира, комната, коттедж) или земли под строительство частного дома.

    Как быть, если долг работника прощен?

    Нередко организация принимает решение списать долг сотрудника. Это становится еще одним поощрением за успешную или добросовестную работу. В этом случае возникает необходимость произвести дополнительное начисление НДФЛ, так как работник получает очередную материальную выгоду. Ее величина равняется сумме списанного долга. Она облагается налогом в размере 13%.

    Начисленная сумма удерживается из зарплаты сотрудника, так как налоговым агентом по НДФЛ выступает работодатель. Важно помнить, что по действующим правилам сумма удержания не может быть выше половины получаемого сотрудником заработка.

    Требования к сотруднику

    Выдача беспроцентного займа сотруднику – это привилегия, которая предоставляется далеко не всем. Обычно подобным образом отмечаются лучшие и самые перспективные работники предприятия.

    В качестве критериев для определения кандидатов на такой вид стимулирования персонала, используются следующие факторы:

    • личностные качества сотрудника;
    • достигнутые им результаты;
    • стаж работы на предприятии;
    • кредитная нагрузка (часто безвозмездные займы выдаются на погашение имеющихся банковских кредитов или финансовых обязательств перед МФО);
    • заявленное направление расходования средств.

    Комплексное изучение перечисленных параметров становится базой для принятия решения. Но необходимо отметить, что нередко работодатель сам выходит с предложением к сотруднику с целью его стимулирования. В подобной ситуации анализировать критерии попросту не требуется, так как формально решение уже принято.

    Нюансы и возможные ошибки

    Практика показывает, что при выдаче беспроцентных займов персоналу обычно допускаются две самые частые ошибки. Первая касается выдачи крупных (свыше 600 тыс. руб.) сумм, что нередко привлекает внимание контролирующих органов, занимающихся борьбой с отмыванием нелегальных доходов.

    Вторая связана с отсутствием в тексте договора указания на беспроцентный характер займа. В этом случае налоговая проверка по умолчанию рассматривает займ, как выданный по ставке рефинансирования. Результатом становится пересчет в большую сторону налога на прибыль.

    Допускается ли выдача беспроцентного займа сотруднику?

    Да, такая финансовая операция не противоречит действующему законодательству. Но ее реализация должна отвечать нескольким обязательным требованиям, которые касаются оформления документов, а также начисления и уплаты налогов.

    Какие налоги необходимо платить при выдаче организацией займа работнику?

    Если речь идет о льготном займе (беспроцентном или под очень низкий процент), требуется заплатить НДФЛ с материальной выгоды, полученной сотрудником. Налог начисляется и платится бухгалтерией предприятия, после чего удерживается из зарплаты работника.

    Как избежать ошибок при подготовке и осуществлении сделки?

    Для этого необходимо четко выполнять требования законодательства в части содержания договора займа и налогообложения финансовой операции.

    Выводы

    Предоставление сотруднику беспроцентного займа выступает одним из эффективных способов мотивации персонала. Главные его достоинства для работника – выгодные условия, оперативность получения, отсутствие необходимости собирать объемный пакет документов. Важным бонусом становится длительный срок кредитования, причем нередко – с последующим списанием части долга.

    В свою очередь, предприятие получает лояльность – как со стороны конкретного сотрудника, так и персонала в целом. Главным условием эффективного использования столь многочисленных преимущества становится грамотное оформление сопутствующих документов и выплата полагающихся по закону налогов.

    Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

    Организации и частные предприниматели имеют право выдавать ссуды другим организациям и собственным сотрудникам не только под низкий процент, но и без оплаты за пользование денежными средствами.

    Для работника подобный заем выглядит намного привлекательнее банковского кредита благодаря отсутствию оплаты (при процентной ставке в 0%), а также отсутствию необходимости готовить пакет документов.

    Бухгалтерии работодателя следует отразить в учете не только операции по выдаче и погашению ссуды, но и связанные с ними налоговые последствия.

    Требования к сотруднику

    В каждой компании приняты собственные правила, применяемые при кредитовании работников. Некоторые предприятия в качестве средства мотивации выдают небольшие суммы в долг работникам практически с момента их трудоустройства в компанию, другие – после прохождения испытательного срока работы.

    В серьезных компаниях решение о выдаче работнику беспроцентного займа в соответствии с его заявлением принимается руководством организации исходя из материальных возможностей компании и с учетом характеризующих заявителя факторов в виде:

    • его личностных качеств (ответственность, качество труда);
    • продолжительности работы в компании;
    • величины получаемого дохода (заработной платы);
    • наличия действующих (непогашенных) долгов по ссудам в различных кредитных организациях;
    • характеристики непосредственного руководителя работника;
    • целей, для которых запрашивается ссуда.

    Потенциальный заемщик входит в число сотрудников организации, в которую он обращается за кредитом, а потому практически все требуемые для рассмотрения вопроса о выдаче средств документы находятся в бухгалтерии и кадровой структуре работодателя.

    При положительном рассмотрении заявки в организации готовится соответствующий приказ и уведомление (распоряжение), после чего с работником подписывается договор о займе.

    Источником денежных ресурсов для выдачи займов могут служить личные деньги руководителя организации, часть резервного, уставного или других фондов, а также нераспределенная прибыль предприятия.

    Вопрос: Какой код указывается в поле 20 платежного поручения при перечислении беспроцентного займа своему работнику?
    Посмотреть ответ

    Выдаваемые средства не касаются коммерческих или предпринимательских целей ни одной из сторон соглашения.

    Важно! Если сотрудник запрашивает крупную сумму средств с указанием конкретной цели их использования, работодатель вправе запросить подтверждающие документы (план квартиры проживания или договор-намерение при покупке жилья, справку о составе семьи, медицинское заключение при необходимости лечения).

    Оформление соглашения о беспроцентном займе

    ВАЖНО! Образец договора беспроцентного займа от КонсультантПлюс доступен по ссылке

    При заключении договора о кредитовании с сотрудником сделка должна производиться в письменном виде (ст. 808 ГК РФ, ст. 5 ФЗ №82 (19.06.00)). В качестве образца может использоваться стандартный кредитный договор, в который добавляются специфические условия, касающиеся конкретной сделки.

    Величина процентной ставки за пользование ресурсами прописывается в тексте документа. Если размер ставки не указан, то получатель ссуды обязан производить оплату вознаграждения по займу в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на день погашения долга. В ситуации с беспроцентной сделкой условие должно прописываться с указанием ставки в размере 0% (ст. 809 ГК РФ).

    В тексте должны прописываться и другие условия предоставления займа в виде:

    • его размера;
    • срока выдачи (даты выдачи средств и окончательного возврата);
    • целевого назначения.

    Договор должен содержать сведения о:

    • месте и дате заключения сделки;
    • наименовании кредитора и его руководителе (учредителе);
    • данных заемщика (работника);
    • периодичности и способах погашения долга с указанием возможности досрочного возврата полученных средств;
    • штрафных санкциях при нарушении любой из сторон условий соглашения;
    • обстоятельствах форс-мажора, освобождающих участников договора от исполнения обязательств;
    • конфиденциальности документа, то есть неразглашении условий соглашения иным лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательно;
    • способах разрешения сторонами спорных вопросов, возникающих при исполнении соглашения.

    В случае продления срока действия сделки или корректировки иных ее условий сторонами подписывается дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью.

    Договор вступает в силу с момента получения заемщиком (сотрудником) денег, подтверждаемого кассовым (расходным) ордером или платежным поручением в зависимости от способа получения денег (наличными, перечислением на счет заемщика в банке).

    Порядок возврата займа указывается в тексте соглашения, в противном случае заемщик вправе по своему усмотрению погашать долг путем внесения денег в кассу кредитора или перечислением средств на расчетный счет предприятия.

    Важно! Если кредит носит целевой характер, то заемщик должен в оговоренный срок представить организации-работодателю документы, подтверждающие использование ссуды на предусмотренные в договоре цели (договор купли, платежное поручение, акт приемки, расписку).

    Налогообложение по кредиту работнику компании

    Работодатель, выдавший беспроцентный кредит, не получает от исполнения сделки доходов, поэтому не производит выплату налогов.

    Получение беспроцентной ссуды сотрудником влечет для последнего налоговые последствия, так как он получает материальную выгоду, выраженную в виде экономии средств на отсутствии процентов по сделке (ст. 212 НК РФ). Подобный доход подлежит налогообложению на общих основаниях.

    После выдачи беспроцентной ссуды компания обязана производить:

    • начисление НДФЛ по ставке 35% на сумму сэкономленных процентов в течение всего периода действия договора о займе (ежемесячно по последним числам месяца);
    • удержание налога с любых доходов сотрудника-заемщика с учетом того, что общая сумма удерживаемого НДФЛ не должна быть больше 50% выплачиваемого дохода;
    • перечисление НДФЛ в бюджет на следующий рабочий день после удержания.

    Доход в виде экономии на отсутствии процентов не облагается налогом на доходы физического лица в случаях, если:

    • ссуда предназначена для нового строительства или для покупки в пределах территории Российской Федерации жилья (дома, комнаты, доли в жилом помещении), земельного участка с расположенным на нем жилым строением или для проведения индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
    • кредит выдан банковским учреждением, расположенным на территории РФ, для рефинансирования целевого займа, выданного для ведения ИЖС или покупки жилья.

    Вопрос: В какой срок нужно исчислить и перечислить НДФЛ с дохода работника в виде материальной выгоды от беспроцентного займа? Как заполнить разд. 2 расчета 6-НДФЛ по материальной выгоде от экономии на процентах?
    Посмотреть ответ

    Если долг прощается

    Если организацией принято решение не взыскивать долг с сотрудника, а простить его, то налог, начисленный на размер выгоды от сэкономленных процентов по ссуде, должен удерживаться с заработка работника до полного его исчерпания.

    Должна облагаться налогом (13%) и сама сумма долга со дня прощения, выраженного в виде уведомления о прощении долга или в виде соглашения о дарении денег (ст. 210, 224 НК РФ).

    Итого в случае прощения долга из заработка работника удерживается налог:

    • с суммы долга (прощенного);
    • с выгоды от сэкономленных процентов на дату прощения;
    • на доходы, выплачиваемые физическому лицу (НДФЛ).

    В этом случае общая сумма удержанных налогов также не должна превышать 50% выплачиваемого дохода.

    Проводки

    По бухгалтерскому учету все виды расчетов с сотрудниками (кроме заработной платы и сумм подотчета) отражаются на счете 73, а расчеты по кредитам – на субсчете 73-1.

    Проводки по счетам при кредитовании работника выглядят следующим образом:

    Проценты по договору отсутствуют, поэтому в учете не отражаются.

    Важно! При недостатке дохода для удержания всей суммы налога по окончании отчетного года (до 1 марта следующего года) налоговый орган должен быть проинформирован о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ (с признаком 2).

    Некоторые нюансы беспроцентной сделки

    Соглашение беспроцентного займа между предприятием и сотрудником регулируется ст. 42 ГК РФ и ст. 809 НК РФ.

    Законодательные нормы и акты в РФ, включая Гражданский и Налоговый кодексы, не содержат каких-либо запретов в отношении предоставления организациями кредитов сотрудникам. Но выданная ссуда может привлечь внимание ФНС, если ее размер превысит 600 тыс.руб., согласно ФЗ № 115 (07.08.2001) о противодействии легализации полученных преступным путем доходов.

    Факт, что сделка является именно беспроцентной, должен обязательно найти отражение в тексте соглашения. В противном случае по умолчанию ставка по договору принимается равной ставке рефинансирования НБ и производится доначисление налога на прибыль.

    Как отмечается в определении, в рассматриваемом деле факт признания истца виновным в незаконном предпринимательстве в особо крупном размере имеет значение для правильного разрешения гражданского спора


    По мнению одного из экспертов, ВС обоснованно квалифицировал действия заимодавца как направленные на обход закона с противоправной целью и противоречащие основам правопорядка. Другой полагает, что в рассматриваемом деле усматривается более широкое применение Верховным Судом ч. 4 ст. 61 ГПК, что представляется несколько чрезмерным.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда опубликовала Определение от 7 сентября по делу № 47-КГ21-11-К6 о взыскании задолженности с заемщика-физлица гражданином, ранее осужденным за незаконное предпринимательство в особо крупном размере.

    Впоследствии Владимир Минеев обратился в суд с иском к Ирине Цыбро о взыскании основного долга, процентов и пени по указанному договору займа. Ирина Цыбро обратилась со встречным иском, в котором просила суд признать договор займа недействительным и применить последствия недействительности сделки.

    Суд удовлетворил первоначальный иск частично, взыскав в пользу Минеева задолженность по договору займа в сумме 200 тыс. руб., проценты за пользование займом за период с 20 декабря 2016 г. по 19 декабря 2019 г. в размере 576 тыс. руб., а также неустойку в 2000 руб. В удовлетворении встречных исковых требований Цыбро было отказано в полном объеме. Тем самым суд счел, что спорный договор займа заключался с целью получения ответчиком заемных средств на личные нужды и по ее инициативе.

    Суд добавил, что намерение заемщика получить денежные средства и намерение заимодавца предоставить их на условиях срочности, платности и возвратности не противоречат основам правопорядка или нравственности. Действия сторон по выдаче и получению заемных денежных средств были направлены на предоставление именно займа. При этом первая инстанция сочла, что факт вынесения обвинительного приговора Владимиру Минееву за незаконный бизнес в особо крупном размере не имеет юридического значения для рассматриваемого дела.

    В решении также отмечалось, что истец был осужден не за то, что заключал с потерпевшими договоры займа, а за то, что фактически осуществлял предпринимательскую деятельность в отсутствие соответствующей регистрации, получив доход в виде приобретенных им объектов недвижимости. Доходом от незаконной предпринимательской деятельности суд признал рыночную стоимость объектов недвижимости, переоформленных потерпевшими на Минеева в качестве обеспечения исполнения обязательств по договорам займа, а не доход от процентов по выданным суммам займа, которые, как было установлено приговором, истец так и не получил от заемщиков. Апелляция и кассация поддержали выводы нижестоящего суда.

    В связи с этим Ирина Цыбро обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд. Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право выступать кредитором по договору потребительского займа. Физические лица в этот перечень не входят и таким правом не обладают. Как подчеркнул Суд, Владимир Минеев был осужден за то, что, заключая с потерпевшими договоры займа, осуществлял по факту предпринимательскую деятельность в отсутствие соответствующей регистрации, получая доход от такой деятельности не только в виде рыночной стоимости объектов недвижимости, переоформленных потерпевшими на него в качестве обеспечения исполнения обязательств по договорам займа, но и от процентов по выданным суммам займа.

    Верховный Суд добавил, что заявитель жалобы возражала против исковых требований, ссылаясь на указанные обстоятельства. По ее мнению, оспариваемый договор является ничтожной сделкой, в связи с чем требования истца о взыскании с нее процентов по договору удовлетворению не подлежат, однако ее возражения не были учтены судом при вынесении решения. В итоге ВС отменил акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

    Читайте также: