Кто имеет право выдавать постановление

Обновлено: 04.07.2024

С 23 февраля 2020 года действует новая инструкция для должностных лиц МСУ, которые выполняют функции нотариуса. Расскажем о положениях этого документа. Затем предложим пошаговый алгоритм для должностного лица, которое совершает нотариальные действия. В конце статьи — образец доверенности с пояснениями.

Кто вправе совершать нотариальные действия

Документ: Минюст утвердил новую инструкцию приказом от 07.02.2020 № 16. Старая инструкция, утвержденная приказом Минюста от 06.06.2017 № 97, утратила силу

По старой инструкции совершать нотариальные действия могли только главы администраций и должностные лица МСУ поселений и муниципальных районов на своих территориях. Кто имеет право выполнять функции нотариуса по новой инструкции, посмотрите в таблице тише.

Глава поселения совершает нотариальные действия, если уставами муниципального района и поселения — административного центра района предусмотрено образование районной администрации, которая исполняет полномочия администрации этого поселения.

Сообщите о должностных лицах, исполняющих функции нотариуса, в территориальный орган Минюста. Также разместите информацию о них на стендах в помещениях органа МСУ и на его официальном сайте.

Какие должностные лица теперь имеют право выполнять функции нотариуса

Где
Кто имеет право совершать нотариальные действия
В поселении
Глава администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо
администрации поселения
В населенном пункте на межселенной территории
Глава администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное
лицо администрации района
В населенном пункте, входящем в состав муниципального или городского округа и не
являющемся его административным центром
Уполномоченное должностное лицо администрации муниципального или
городского округа

Какие нотариальные действия вправе совершать должностные лица МСУ

На заметку: Исключение — доверенности на распоряжение недвижимым имуществом, его отчуждение, аренду, залог, наем, безвозмездное пользование, передачу в доверительное управление

Перечень нотариальных действий, которые вправе совершать должностное лицо МСУ, стал меньше. Новая инструкция разрешает:

— удостоверять доверенности;
— принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества;
— заверять копии документов и выписки из них;
— заверять подписи на документах;
— удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
— удостоверять факт нахождения гражданина в живых;
— удостоверять тождественность подписи инвалида по зрению, проживающего на территории поселения или муниципального района, факсимильному воспроизведению его подписи;
— удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;
— удостоверять тождественность гражданина лицу, изображенному на фотографии;
— удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
— удостоверять время предъявления документов;
— удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Для справки:

Кому выдавать сведения и документы о совершении нотариальных действий

Перечень случаев, когда должностное лицо МСУ вправе выдать сведения и документы о совершении нотариальных действий, не изменился. Сведения и документы может получить лицо, от имени или по поручению которого чиновник совершил нотариальное действие. Также выдавайте их:

— по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами;
— запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юрлиц и ИП, в связи с государственной регистрацией;
— требованию судебных приставов — исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов;
— запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции;
— запросам нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями.

Должностные лица МСУ не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих близких родственников.

Важная деталь: Должностное лицо МСУ не вправе для совершения нотариальных действий выезжать за пределы территории своего поселения, муниципального, городского округа или муниципального района

По новой инструкции орган МСУ не вправе:

— удостоверять завещания;
— удостоверять доверенности на распоряжение недвижимым имуществом;
— управлять наследственным имуществом, в том числе удостоверять завещательные распоряжения и наследственные договоры, создавать наследственные фонды.

Как совершить нотариальное действие

Чтобы совершить нотариальное действие, рекомендуем придерживаться алгоритма из 10 шагов.

Шаг 1. Установите личность гражданина

Удостоверить личность можно не только по внутреннему паспорту, но и по другим документам, которые указаны в пункте 12 инструкции. Например, гражданин может предъявить загранпаспорт, военный билет, дипломатический или служебный паспорт, удостоверение беженца.

В реестре регистрации нотариальных действий запишите название документа, удостоверяющего личность, его серию и номер, дату выдачи, а также наименование органа, выдавшего документ. Возвратите документ гражданину. Копию себе не оставляйте.

Шаг 2. Проверьте дееспособность гражданина, правоспособность юрлица, полномочия их представителей

Если вас просят удостоверить доверенность, проверьте дееспособность физических лиц, участвующих в совершении нотариального действия. Если речь идет о юридическом лице, проверьте его правоспособность и полномочия его представителя.

Дееспособность гражданина возникает в полном объеме по достижении им 18 лет (п. 1 и 2 ст. 21 ГК). При вступлении в брак до достижения 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. Дееспособным несовершеннолетний объявляется по решению органа опеки и попечительства или суда.

Правоспособность юрлица возникает с момента, когда в ЕГРЮЛ внесли сведения о его создании. Правоспособность прекращается в момент, когда сведения об этом появились в реестре (п. 3 ст. 49 ГК).

На заметку: Если представитель юрлица действует по доверенности, недостаточно предъявить только ее. Потребуйте договор между представителем и юрлицом либо решение общего собрания (п. 4 ст. 185 ГК)

Представитель юридического лица подтверждает свои полномочия выпиской из ЕГРЮЛ. Также он может представить учредительные документы юридического лица. Подойдут и документы, подтверждающие избрание или назначение на должность: протокол общего собрания, протокол заседания правления, приказ о назначении.

Шаг 3. Отложите совершение нотариального действия, если есть основания

Нотариальное действие можно отложить, чтобы:

Отложить нотариальное действие можно не более чем на месяц со дня, когда вы зафиксировали это решение в постановлении. Если заинтересованное лицо оспаривает в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое лицо, отложите нотариальное действие на срок не более 10 дней.

На заметку:
Когда ответить заявителю отказом

Откажитесь совершать нотариальное действие, если:

— его совершение противоречит законодательству;
— его вправе совершить только нотариус либо должностное лицо МСУ другого поселения, муниципального, городского округа или муниципального района;
— доверенность не соответствует требованиям законодательства РФ;
— с просьбой о совершении действия обратился недееспособный гражданин, либо представитель, не имеющий полномочий, либо гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства или пребывания;
— документы, представленные для совершения действия, не соответствуют требованиям законодательства;
— факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в законном порядке.

Вынесите постановление об отказе в 10 — дневный срок со дня, когда к вам обратились.

Шаг 4. Подготовьте нотариальный документ

Нотариальный документ на бумажном носителе не должен иметь подчисток, приписок, зачеркнутых слов и других исправлений. Текст документа должен быть легко читаемым. Суммы, числа и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами.

В тексте нотариально удостоверяемого документа для физлица укажите Ф. И. О., дату и место рождения, гражданство, пол, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес места жительства.

На заметку: В строках, которые вы заполнили не до конца, поставьте прочерки

Шаг 5. Поставьте на документе подписи

Содержание доверенности или документа, подпись на которых вы заверяете, зачитайте заявителю вслух. Попросите заявителя поставить подпись в вашем присутствии. Затем распишитесь в документе сами и поставьте печать органа МСУ. Если документ электронный, используйте усиленную квалифицированную электронную подпись.

Шаг 6. Зарегистрируйте нотариальное действие

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами МСУ, регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий. Его бланк утвержден приказом Минюста от 27.12.2016 № 313 (форма № 1.1). Заполняйте его шариковой ручкой синего, голубого или фиолетового цвета.

На заметку: Выписки из реестра выдаются по письменному заявлению лиц, от имени или по поручению которых были совершены нотариальные действия

Шаг 7. Примите оплату госпошлины или нотариального тарифа

За совершение нотариальных действий должностное лицо местного самоуправления взимает госпошлину. Ее ставки указаны в статье 333.24 НК. Так, если вы удостоверили доверенность на совершение сделки, госпошлина составит 200 руб. Не забудьте о льготах (подп. 11, 12 п. 1 ст. 333.35, ст. 333.38 НК). Например, инвалиды I и II групп уплачивают лишь половину госпошлины независимо от вида нотариального действия.

Шаг 8. Выдайте свидетельство или сделайте удостоверительную надпись

Документ: Формы нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей утверждены приказом Минюста от 27.12.2016 № 313

Текст надписи может быть напечатан или четко написан от руки. Подчистки в нем недопустимы. Можно использовать штамп с текстом надписи.

Шаг 9. Выдайте один экземпляр документа заявителю

Один экземпляр оформленного в нотариальном порядке документа выдайте заявителю. Другой передайте на хранение в дела органа МСУ. В делах хранятся экземпляры нотариально удостоверенных:

Рекомендация: Используйте образец доверенности с подсказками (см. ниже)

— завещаний (до 1 сентября 2019 года);
— договоров о передаче наследственного имущества на хранение (до 1 сентября 2019 года);
— документов о принятии мер по управлению наследственным имуществом;
— актов описи наследственного имущества;
— договоров доверительного управления (до 1 сентября 2019 года);
— свидетельств;
— доверенностей (по просьбе лиц, обратившихся за удостоверением доверенностей).

Если заявитель потеряет удостоверенный документ, вы сможете выдать дубликат на основании экземпляра, который хранится в делах органа МСУ.

Шаг 10. Направьте сведения в нотариальную палату региона

Направляйте сведения об удостоверении и отмене доверенностей в нотариальную палату региона. Эту информацию внесут в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Направьте сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя. Срок — пять рабочих дней со дня совершения нотариального действия.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

Власти решили усовершенствовать основной регламент о паспорте гражданина Российской Федерации – Положение 1997 года № 828, особенно в части сроков действия и оформления этого удостоверения личности. В данном материале – обзор постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 в части нового и изменений по паспортам РФ с 16 июля 2021 и 2022 года.

Новый срок действия паспорта РФ

Положение о паспорте гражданина РФ, образце бланка и его описании утверждено постановлением Правительства России от 08.07.1997 № 828. С 16 июля 2021 года оно действует в новой редакции благодаря указанному постановлению Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 с изменениями (далее – Постановление № 1205).

Теперь срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении возраста 20 и 45 лет, продлён до 90 дней.

Отметим, что до 16.07.2021, когда гражданину исполнялось 20 или 45 лет, ему необходимо было сразу же поменять паспорт, так как этот документ автоматически становился недействительным.

Суть в том, что на период оформления нового паспорта, которое занимает от 10 до 30 дней, гражданину выдавали временное удостоверение личности. Однако с таким документом возможности очень ограничены. Например, невозможно оформить в банке кредит или зарегистрироваться на сайте Госуслуг.

Новые правила избавили людей от таких неудобств. Теперь общегражданский паспорт РФ лиц, которым исполнится 20 или 45 лет, будет оставаться действительными до дня оформления нового паспорта, но не более 90 дней после достижения этого возраста (кроме военных по призыву).

То есть, экстренно переоформлять документ сразу после дня рождения больше не нужно.

Новый срок на подачу документов на паспорт подростками

Ещё одна новация, которую ввело Постановление № 1205 с 16 июля 2021 года, – продление срока подачи документов для получения паспорта гражданам, достигшим 14 лет. Теперь это не 30, а 90 дней.

Новый порядок для отметок в паспорте РФ

С 16 июля 2021 года в паспорте РФ проставляют только по желанию гражданина следующие отметки:

  • о регистрации и расторжении брака;
  • о детях (гражданах РФ, не достигших 14 лет);
  • о загранпаспортах;
  • о ранее выданных общегражданских паспортах;
  • о группе крови и резус-факторе (как ранее);
  • об ИНН (как ранее).

Отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, а также о воинской повинности остались обязательными.

Замена паспорта

Это теперь необходимо сделать в том числе в случае:

  • непригодности паспорта для дальнейшего использования из-за нарушения элементов защиты его бланка паспорта, в результате которого невозможно установить его подлинность и обеспечить защиту от изменения нанесенной на него информации;
  • повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или ее части, предназначенной для внесения отметок/записей);
  • износа (повреждения), при котором невозможно однозначно визуально определить наличие или содержание указанных в паспорте сведений и реквизитов (Ф.И.О., дата и место рождения, пол, наименование органа, выдавшего документ, номер или серия, дата выдачи), машиночитаемой записи либо фотографии.

Заверение данных паспорта

Гражданин для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации его личности ставит личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении. Исключение – если от физически не может сделать это.

Новый срок оформления паспорта РФ

С 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составляет не более 5 рабочих дней независимо от того, подано заявление по месту жительства или по месту пребывания.

До 01.07.2022 срок оформления паспорта РФ такой:

  • 10 дней – если документы поданы по месту жительства;
  • 30 дней – во всех остальных случаях.

Также с 01.07.2022 отменён 30-дневный срок для случаев обращения за выдачей или заменой паспорта РФ не по месту жительства, а также, когда утраченный (похищенный) паспорт выдало другое ОВД.

Кроме того, с 1 июля 2022 года МФЦ и организации социального обслуживания передают поданные гражданами для оформления паспорта РФ документы в ОВД в течение 1 дня (ранее – 3 дня).

Чтобы получить удостоверение, надо пройти обучение по охране труда

Удостоверение специалиста по охране труда: срок действия, образец, можно ли купить.

Удостоверение по охране труда – это документ, который подтверждает, что трудящийся прошел обучение безопасным методам выполнения работ. Не имея удостоверения, работник не допускается к своим должностным обязанностям.

Кому нужно удостоверение по охране труда?

Оформлять удостоверения по охране труда нужно:

  • руководителям компаний, их структурных подразделений;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • руководителям всех видов работ;
  • специалистам по ОТ;
  • сотрудникам, выполняющим опасные работы (например, сварочные работы, эксплуатация сосудов, работающих под давлением);
  • уполномоченным трудовых коллективов по вопросам ОТ;
  • ответственным по различным направлениям ОТ лицам подразделений.

Кто выдает удостоверения по охране труда?

Удостоверение по охране труда выдает организация, силами которой было организовано обучение. Это может быть:

  • комиссия лицензированного учебного центра;
  • собственная комиссия организации. В ее составе должно быть не менее 3 ИТР, прошедших обучение (как правило, в учебном центре) по данному курсу или виду работ, с действующими удостоверениями о проверке знаний требований охраны труда.

Малым предприятиям и ИП часто выгоднее и проще пройти обучение по охране труда руководителей и специалистов в учебном центре, и получить удостоверение, чем организовывать такое обучение самостоятельно, в т. ч. создавать собственную экзаменационную комиссию. Нельзя просто купить удостоверение по охране труда без прохождения обучения!

Стандартный срок действия удостоверения по охране труда — три года и более, при условии, что через три года будет пройдено повторное переобучение.

Как получить удостоверение о проверке знаний требований охраны труда?

Удостоверение по охране труда купить невозможно, т.к. номера удостоверений регистрируются в территориальном управлении по труду. Удостоверение по охране труда нового образца 2021 г. выдается только после прохождения обучения в учебном центре либо на самом предприятии, и успешной сдачи экзамена. Обучение краткосрочное и занимает примерно 1-3 дня.

Вместе с удостоверением по охране труда трудящийся получает протокол проверки знаний или его заверенную печатью копию. Этот документ нужно тщательно хранить. Он пригодится, если удостоверение по охране труда потеряется или испачкается. Предъявив его сотрудникам организации, которая проводила обучение, можно без проблем получить дубликат удостоверения. В противном случае придется или долго искать свою фамилию в протоколах обучения, которые хранятся в архивах экзаменационной комиссии, или проходить обучение заново.

Срок действия удостоверения по охране труда

Обычно, срок действия удостоверения по охране труда — 3 года и более, пока не закончатся отметки о повторных проверках.

Это связано с тем, что работник должен проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда каждые 3 года.

Когда этот срок в 3 года заканчивается, нужно проходить обучение и сдавать экзамены заново. После успешной проверки знаний в удостоверение вносится новая запись, а трудящемуся выдается соответствующий экземпляр протокола (или его копия). Начинать обучение нужно не после окончания срока действия удостоверения по охране труда, а заранее, чтобы не лишать трудящегося возможности работать.

Удостоверение специалиста по охране труда или работника нужно продлевать раньше, чем через 3 года, если:

  • изменились требования Правил охраны труда, других НПА, по которым проводилось обучение;
  • если на участке произошло травмирование, авария, и ответственные лица были направлены на переобучение;
  • во время внеочередной проверки знаний трудящийся показал неудовлетворительный уровень знаний. В этом случае удостоверение изымается, а работник направляется на переобучение.

Образец удостоверения по охране труда 2021

Порядок оформления удостоверения по охране труда нового образца 2021 года утвержден Постановлением 1/29. В Приложении 2 Постановления приведен образец удостоверения по охране труда. В документ может быть вклеено много страничек. Они оформляются так же, как правая сторона в образце.

Новый образец удостоверения по охране труда

Заполненное удостоверение по охране труда нового образца 2021 года:

Протокол, прилагаемый к удостоверению по охране труда:

Протокол прилагаемый к удостоверению специалиста по охране труда нового образца

Что лучше – самим изготовить бланки удостоверений труда или купить удостоверения по охране труда в типографии, магазине, организации решают самостоятельно. Главное, чтобы эти бланки были установленного образца. Особое внимание нужно уделить качеству обложки – она должна быть достаточно твердой и надежно защищать листы с записями. Обычно ее площадь больше, чем площадь внутренних листов.

Как правильно заполнить удостоверение о проверке знаний требований охраны труда?

Все записи вносит ответственное лицо организации, которая проводила обучение. Желательно, чтобы у него был разборчивый почерк. Поскольку единого порядка заполнения удостоверение о проверке знаний требований охраны труда нет, нужно четко следовать напечатанным под строчками образца документа указаниям. Итак, заполняя левую сторону удостоверения по охране труда, впишите:

  • название организации, которая проводила обучение, полностью;
  • номер удостоверения;
  • Ф.И.О., место работы, должность трудящегося;
  • название программы, по которой обучался трудящийся, и количество затраченных учебных часов;
  • реквизиты протокола;
  • текущую дату.

После того, как председатель комиссии подпишет удостоверение по охране труда, поставьте печать.

Перед тем, как выдать готовое удостоверение о проверке знаний требований охраны труда прошедшему обучение трудящемуся, внесите соответствующую запись в журнал регистрации удостоверений, который ведется в вашей организации.

Если обучение повторное, то левая сторона удостоверения уже заполнена. В этом случае следует заполнять его правую сторону. Порядок действий такой же, только название организации, которая проводила обучение, и номер удостоверения писать не нужно. Если проверку знаний проводила не та организация, которая выдавала удостоверение, ее название можно постараться вписать в предназначенную для названия программы обучения строчку. Печать каждый раз ставить обязательно.

После повторных проверок знаний заново регистрировать документ в журнале выдачи удостоверений не нужно. Если есть необходимость фиксировать продление удостоверений, можно завести отдельный журнал произвольной формы.

ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ

Действительно ли выданное одной организацией удостоверение специалиста по охране труда в другой организации?

На этот вопрос сотрудники разных подразделений ГИТ отвечают по-разному. Общий подход к решению этого вопроса приведен в п. 3.3 Постановления 1/29. В этом пункте идет речь о том, что если при переводе трудящегося на другую работу или его назначении на должность ему понадобятся дополнительные знания по ОТ, то перед тем, как приступить к работе, ему нужно переобучиться.

Если есть возможность, стоит выяснить точку зрения на этот вопрос инспектора по труду, который курирует вашу организацию. Если такой возможности нет, а сомнения остаются, лучше пройти обучение еще раз. Полезной информации ведь много не бывает!

Купить удостоверение по охране труда или пройти полноценное обучение?

Знать требования НПА по ОТ важно не только трудящимся, связанным с опасными работами, но и ТОП-менеджерам компаний. Это поможет не только обеспечить личную безопасность, но и уберечь свою организацию от штрафов, необоснованных требований сотрудников проверяющих органов, несчастных случаев, аварий, других нежелательных инцидентов.

Как нужно хранить удостоверение удостоверение о проверке знаний требований охраны труда?

Удостоверение нужно постоянно носить с собой, не ламинировать или покрывать другими пленками, т.к. это помешает вносить последующие записи. Если проверяющий обнаружил, что у трудящегося нет с собой соответствующего удостоверения, он должен отстранить его от выполнения работ.

Когда нужно менять удостоверение о проверке знаний требований охраны труда?

Периодически удостоверения приходится менять. Это делается, если:

  • В удостоверении закончились чистые листы. После очередной проверки знаний записи вносятся в новый бланк.
  • Работник или работница сменили фамилию. Новое удостоверение оформляется во время очередного обучения и выдается после успешной сдачи экзамена. До этого момента сотруднику или сотруднице достаточно предъявлять проверяющим копию свидетельства о браке.
  • Вступили в силу новые НПА, которыми утверждаются новые образцы удостоверений по охране труда. В этом случае должен быть оговорен срок, в течение которого нужно провести соответствующее обучение и замену удостоверений.
  • Удостоверение стало непригодным к эксплуатации: промокло, загрязнилось, порвалось, обгорело и т. д. В этом случае трудящемуся в рабочем порядке выдается дубликат удостоверения. При этом организация должна заблаговременно купить удостоверение по охране труда — а именно бланки удостоверений для выдачи таким работникам.
  • Трудящийся сменил должность, перешел работать в другую организацию. В этом случае ему нужно проходить переобучение, и удостоверение будет выдано новое, с указанием его новых реквизитов. Это нужно делать, потому что новые обязанности потребуют дополнительных знаний по ОТ. Часто кажется, что если трудящийся переходит работать из одной компании в другую на аналогичную должность, то дополнительно обучаться не нужно. Чаще всего это не так. Например, специфика работ специалистов по ОТ на молочном и цементном заводах, в больнице и в автотранспортном предприятии существенно различается.

Менять ли удостоверения по охране труда, если организация сменила название, а характер и специфика работ остались прежними?

Если новая организация является правопреемником предыдущей, удостоверения можно не менять. Информация насчет правопреемничества содержится в Уставе новой организации, и ее следует просто предоставить в распоряжение подразделений. В противном случае придется заново проводить обучение трудящихся и выдавать им новые удостоверения, поскольку они считаются вновь принятыми в организацию и поэтому обязаны обучаться.

Освобождает ли наличие удостоверения по охране труда от прохождения инструктажей по охране труда?

Удостоверение – пропуск к выполнению работ, но не мультипаспорт. При наличии удостоверения, даже специалиста по охране труда, трудящемуся все равно придется проходить все виды инструктирований и стажировку.

Исключение – специалисты по безопасности технологических процессов, ОТ, преподаватели, работники федеральных и исполнительных органов власти с непрерывным стажем работы по ОТ 5 лет и больше. Им разрешено обучаться, сдавать экзамены и получать соответствующие удостоверения (или продлевать их) спустя год после трудоустройства.

Итак, узнали, как выдаются удостоверения специалиста по охране труда и другим трудящимся, увидели удостоверение по охране труда нового образца 2021 года (образец удостоверения по охране труда размещен в заполненном виде).

Читайте также: