Кто имеет право управлять танком

Обновлено: 30.06.2024

История бронетанковых войск насчитывает немногим более 100 лет. В настоящее время бронетанковые войска ( БТВ ), составляют основную ударную силу сухопутных войск российской армии. Это один из родов войск, служба в которых доступна призывникам, а не только контрактникам . К тому же, к воинам-танкистам предъявляются несколько пониженные требования по категории годности (А, 1Б) и по росту (не выше 175 см), что делает их более доступными для желающих посвятить жизнь служению Родине в войсках.

О том, как попасть в танковые войска, что такое БТВ, какие требования предъявляются к кандидатам, какая служба в танковых войсках, и какие трудности придется испытать новобранцам, пойдет речь в статье.

Когда появились танковые войска

Требовалось принципиально новое оружие, способное изменить сложившееся стратегическое равновесие. И оно было найдено англичанами к 1916 году. Датой рождения бронетанковых войск, принято считать дату 15 сентября 1916 года, когда, в операции по прорыву немецкой обороны, англичане впервые использовали танки в районе реки Сомме .

Танковые войска в СССР

Российская Империя в Первую мировую войну вошла технически отсталым государством, не имевшем в своем арсенале танков. Поэтому, вся история создания танковых войск, как нового рода вооруженных сил, пришлась на советский период.

Служба в танковых войсках


На европейском театре военных действий она превосходит совокупные возможности потенциального противника (НАТО), более чем в 2 раза. Значимость этого рода войск определяет особое положение танкистов в стратегической доктрине вероятной войны.

Кого берут в танкисты

  1. Требует тяжелого физического труда (все работы по обслуживанию и поддержанию боеспособности танка выполняются силами экипажа);
  2. Высокими динамическими нагрузками (каждый выстрел сопровождается массой поражающих факторов для организма танкиста - звуковое воздействие, ведущее к ослаблению слуха, химическое воздействие – постоянный контакт с ГСМ , отравляющим действием пороховых газов после выстрела, вибрационными травмами в результате работы двигателя, передвижением по пересеченной местности и отдачи орудия);
  3. Замкнутым пространством, порождающим клаустрофобию – боязнь замкнутых пространств.

Танкист должен уметь противостоять этим отрицательным факторам и сохранять боеспособность, даже после поражения танка противотанковым средством:

Требования к призывникам

Ограниченное замкнутое пространство боевой машины предъявляет особые требования к танкистам:

Критерии отбора в военкомате для желающих попасть в танковые войска

Как было сказано выше, предпочтение при отборе отдается:

Служба в танковых войсках по контракту

Основной контингент служащих танкистов – это контрактники . Самой востребованной специальностью является воинская профессия механика-водителя. В военкоматах всегда есть вакансии на эту должность. Связано это с рядом факторов:

  • Не смотря на высокую степень автоматизации управления тяжелой боевой машиной, механик-водитель, как никто иной среди экипажа, испытывает высокие динамические и статические нагрузки,;
  • В его обязанности входит обслуживание силовых агрегатов танка (двигателей, а так же трансмиссии, гидросистем, электрооборудования);
  • При выполнения боевых заданий, особенно на марше, механик-водитель не может отвлекаться или отдыхать, в отличие от других членов экипажа;
  • Место механика-водителя обуславливает нахождение внутри танка большую часть рабочего времени, в статичном положении, что негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

Таким образом, по целому ряду показателей эта специальность относится к категории вредных. Однако, именно это обуславливает высокую оплату труда, делающею специальность привлекательной для людей, привыкших к работе с тяжелыми транспортными средствами (тягачами, тракторами) и воспринимающих такую деятельность как само-собой разумеющее.

Помимо управления танком механик-водитель должен уметь:

  • в совершенстве знать устройство и технические возможности всех агрегатов танка, порядок их эксплуатации и периодичность обслуживания;
  • во внебоевой обстановке проводить плановый ремонт и обслуживание боевой машины;
  • подготавливать машину к форсированию водных преград, сложных участков пересеченной местности, понтонных переправ и мостов, а так же парковку на платформы для перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом;
  • знать вооружение боевой машины, в необходимых случаях уметь заменить наводчика для ведения стрельбы. Владеть личным оружием.

Перечисленные навыки нарабатываются только с приобретением опыта. Срок обучения специальности составляет 6 месяцев, но классными специалистами водители танков становятся только про прошествии нескольких лет.

Одновременно с ростом мастерства, растет и материальное вознаграждение за службу в этой непростой должности.

Показателями высокого профессионализма являются:

  • доведение до автоматизма движений, связанных с органами управления многотонной машиной;
  • способность одновременно управлять танком и контролировать окружающую ситуацию, внезапно возникающие препятствия или опасности;
  • сохранять боеспособность в условиях дефицита времени для сна и отдыха, так как механику приходится тратить значительно больше времени на обслуживание агрегатов чем другим членам экипажа;

При рассмотрении заявлений желающих п опасть в танковые войска , военкоматы отдают предпочтение лицам, проходившим службу по призыву в танковых войсках, или имеющих гражданскую специальность водителей гусеничной сельхозтехники, трактористов-машинистов, бульдозеристов, водителей строительных и асфальтоукладывающих машин.

Служба в танковых войсках по призыву возможна, хотя, более 90% танкистов – служат на контрактной основе. Это обусловлено высокой насыщенностью танка сложной электронной техникой, длительным сроком подготовки специалистов (для механика-водителя - не менее 6 месяцев), высокой стоимостью обучения, что делает не рациональными затраты на подготовку новобранцев, со сроком службы 1 год.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Экипаж является посредником между игроком и машиной. Каждый танкист, в зависимости от своей специальности и наличия дополнительных умений, влияет на различные параметры боевой машины. Члены экипажа получают опыт в боях, благодаря чему они могут совершенствовать владение основной специальностью, а также осваивать дополнительные. Именно по этой причине танк с опытным экипажем имеет большее преимущество перед своим аналогом, управляемым зелёными новичками. Чтобы понять, какие перки в World of Tanks лучше качать, необходимо обдумать что необходимо вашему экипажу и какой у вас стиль игры, изучить танковедение. Игроку доступно множество функций по работе с экипажами: танкистов можно рекрутировать и демобилизовать, они могут быть отправлены на отдых в казарму или переобучены с одной машины на другую. Вне зависимости от того, на каких танках ездил тот или иной танкист, всегда можно посмотреть его послужной список, который наверняка заполнили многочисленные награды. Если танкист получил контузию в бою, то характеристики танка заметно снизятся. Если из строя вышел весь экипаж, то машина считается уничтоженной и покидает бой.

Специальности

Эволюция танков с Д. Пучковым. Экипаж

В каждом танке имеется свой экипаж со строго определенными специальностями. Например, в экипаже МС-1 — всего два танкиста: командир и механик-водитель. Однако в КВ-1 их уже целых пять: командир, наводчик, механик-водитель, радист и заряжающий. В некоторых экипажах могут быть два танкиста с одинаковой специальностью: например, в экипаже СУ-8 имеются два наводчика и двое заряжающих, а в экипаже Т-28 — два радиста. Танкисты могут совмещать специальности: например, в танке МС-1 командир помимо своей основной роли выполняет обязанности наводчика, заряжающего и радиста. Всего же в игре пять разных специальностей.

Наводчик — влияет на скорость сведения орудия и общую точность стрельбы, а также на скорость поворота башни, если таковая имеется.

Механик-водитель — влияет на максимальную скорость танка, а так же на его манёвренность и ускорение.

Радист — влияет на максимальную дальность связи, которая отвечает за видимость врагов на мини-карте.

Заряжающий — влияет на скорость перезарядки.

Бонусы к мастерству танкиста

Есть пять способов повысить танкисту уровень владения основной специальностью, при этом можно даже превысить порог в 100%.

Командирский бонус По 1% каждому члену экипажа за каждые 10% опыта командира, округлённых в большую сторону. То есть, если командир и весь остальной экипаж обучены на 100%, то умение всех бойцов кроме командира будет составлять 100% + 10% = 110%. Бонус оборудования Из оборудования на экипаж влияет только Улучшенная вентиляция, добавляя 5% ко всем умениям (или 6%, при условии, что командир обучен на 100% — ведь он тоже получает 5% от вентиляции, а за счёт этого его бонус возрастает на 1%). Бонус снаряжения Из снаряжения на экипаж оказывают воздействие Доппаек (СССР), Шоколад (Германия), Ящик Колы (США), Крепкий кофе (Франция), Пудинг с чаем (Великобритания), Улучшенный рацион (Китай), Онигири (Япония), Бухты (Чехословакия), Кофе с выпечкой (Швеция), Хлеб со смальцем (Польша) и Спагетти с мясным соусом (Италия). Все они дают прибавку в 10% ко всем параметрам экипажа. Боевое братство Боевое братство — единственное умение, которое влияет сразу на весь экипаж. Оно даёт прибавку в 5% к основной специальности и всем дополнительным умениям танкистов. Наставник Наставник — умение которое ускоряет обучение экипажа. Это умение можно вкачать командиру. По итогам любого боя весь экипаж (кроме Командира) получает на 10% больше опыта (при изучении 100% умения). С 1% экипаж (кроме Командира) получает 0,1% больше опыта по итогам любого боя.

Штрафы к мастерству танкиста

На танкиста накладываются различные штрафы, если пересаживать его с танка на танк без переобучения. Штрафы таковы:

  • Если пересадить бойца на машину того же класса (за исключением премиумных), то штраф составит 25% от нынешнего уровня умения.
  • Если машина, в которую пересаживается экипаж, другого класса, то штраф составит 50% от нынешнего уровня умения.
  • При пересадке на любой танк (кроме премиумных того же класса) штраф от набираемого опыта составляет 50%.

Отдельно стоит отметить штраф за контузию:

  • Если танкист был контужен в бою и не был вылечен аптечкой, то он получит 90% опыта за бой (то есть штраф к полученному в бою опыту составит 10%).

Контузии экипажа

Попадание по танку с пробитием брони может привести к контузии (выходу из строя) члена экипажа. Несмотря на то, что контуженный танкист фактически недееспособен, его параметры снижаются только на 50% от нормального уровня умения. Также, перестают работать дополнительные навыки и умения экипажа, кроме Боевого братства.

Если танкист совмещает несколько специальностей (например, командир является одновременно и наводчиком), то штрафы за контузию влияют на все его функции.

Малая аптечка или Большая аптечка могут вылечить одного или всех танкистов. Повторное использование аптечки возможно лишь по истечении 90 секундной перезарядки. После лечения любого танкиста возможна его повторная контузия с теми же условиями.

Дополнительное умение командира Мастер на все руки снижает негативные последствия от контузий остальных членов экипажа, но не приносит никакой пользы в случае, если сам командир оказался контужен.

В машинах с открытой рубкой экипаж может располагаться за границами видимой модели техники. То есть снаряд, пролетевший над самоходкой, может задеть кого-то из танкистов, которые по этическим причинам не отображаются визуально. Таким образом, повредить внутренние модули можно и без попадания по танку, хоть это и случается крайне редко.

Обучение экипажа

Дополнительные навыки и умения

Левой, правой

До войны Семен Васильевич успел поработать на гусеничном тракторе. Во время учебы в танковом училище знание сельхозтехники помогало.

3 copy

T-34-85 copy

В Т-34-85 за мехводом сидел пятый член экипажа – наводчик. За ним было оборудовано непосредственное место командира, которому сделали башенку наблюдения. Теперь он занимался только руководством боя. Мехвод оказался вне досягаемости его сапога.

Командное дело

Если нет слаженности в действиях экипажа, то танк становился не боевой машиной, а мишенью.

1 copy

5 copy

В бою проявлялась слаженная работа всего экипажа. Обзор в танке слабый. А тут три пары глаз. Увидел вспышку от орудия, отвернул машину вбок и кричу в ТПУ, где она была. Туда сразу обратит взгляд командир или наводчик. Или они увидят камень, скрытый травой, и сразу скажут мне. Радист тоже может услышать важные сведения от соседей. Например, что справа в обороне танк или самоходка. Тогда командир оценит обстановку и решит, что делать дальше: остановиться и уничтожить ее или зайти с тыла.

После боя обязательно осматривали технику. Вместе пополняли боекомплект и запасы горючего. Не было такого, что один за всех отдувается. Были как единая семья.

Из огня да в полымя

91 copy

– Мне повезло, что на фронт попал в 1944 году, – говорит ветеран. – К этому времени наша армия научилась воевать танками. Потери были уже не такими, как в 41-м и 42-м. Тогда танки еле ползали, прикрывая собой пехоту. А ведь главная сила танковых войск не толщина брони или калибр орудия, а скорость и маневренность. В первые годы наши тяжелые КВ и Т-34 легко выбивала противотанковая артиллерия немцев. Танки шли в атаку, как на парад, – медленно, без рывков. Врагу можно было спокойно прицелиться и спалить их. С 1943 года такой воли им уже не давали.

В лоб сильную оборону не брали – обходили стороной. Если отрезать вражеские танки от снабжения, они сами уйдут. Если нет, то подоспеют артиллерия, пехота, авиация, а они уж сровняют с землей любой укрепрайон.

Так и воевали. То мы окружим, то нас. Чаще всего не знали всей оперативной обстановки. Высшее руководство было в курсе действий вверенных им частей. Если возникала серьезная угроза, то тут же нам о ней сообщали, приказывали, что делать дальше.

Night_Battle_of_Razdelnaya_Odessa_1944 copy

Описать бои танка тяжело. Для мехвода главное – ехать туда, куда сказали, сделать так, чтобы машина была трудной мишенью. Да только легче сказать, чем сделать. Смерть была повсюду. Едешь себе маршем по дороге, и вдруг накроет артиллерия. Или идешь в атаку, смотришь вперед, а тут как даст болванка в борт. И все, танк стал. А ты даже не знаешь, кто и откуда выстрелил.

Экипаж за секунды покидал машину. До автоматизма был доведен этот норматив. Первым делом надо было сбросить или отключить шлемофон. Иначе есть риск нелепо погибнуть от удушения. Потом откинуть люк, скатиться по броне и бегом от танка метров на пятнадцать. Подбитая машина – это легкая мишень, которую всегда старались добить вторым-третьим выстрелом, а лучше всего сжечь для надежности. Если начался пожар, то нужно было отползти подальше, пока не взорвался боекомплект. Только при сильном оружейном огне прятались под днище подбитого танка. Так был хоть небольшой шанс выжить. Только если огонь не дойдет до снарядов. Иначе танк становился одной братской могилой для экипажа, укрывшегося под ним.

Тяжело воевать было всем. Умереть мог в равной степени любой член экипажа. Хотя многие считают, что легче было мехводу и радисту. Они находились в корпусе, а он не так заметен, как башня. Мол, ее чаще видели и в нее чаще били. Скажу честно, что в борт попадали не меньше. Тут уже все зависело от судьбы.

2 -пруссия 1944 copy

Мехвод постоянно ездил с приоткрытым люком. Так обзор был лучше, но и возрастала опасность быть убитым пулей. Как и заболеть из-за постоянного сквозняка. Но это на марше. В атаку шли с задраенным люком. Уперся лбом в броню и пытаешься не потерять ориентиры. Ведешь машину на шестом чувстве. Часто спрашивают, что видит танкист во время боя. Отвечу прямо: только небо и землю, небо и землю.

Пожитков у танкистов было мало. Регулярно перед атакой брали двойной боекомплект и устанавливали навесные бензобаки. Во время наступления часто экипажи были неполными. Тогда командир занимал место стрелка-наводчика. В танке отработана взаимозаменяемость. Палить из танка на ходу, как стрелять по воробьям. Делали так только для устрашения противника. Обычно стрельба велась с короткой остановки.

Battle_Razdelnaya_Odessa_1944 copy

Десант из пехоты с 1944 года постоянно был. Но только до первых артиллерийских разрывов. Они как горох скатывались с брони и наступали уже вслед за танками. В открытом поле от пехоты помощи мало, в отличие от городских боев. Там она была незаменимым помощником. Мы закрывали их от пуль, уничтожали вражеские пулеметные точки, орудия, технику. Взамен они защищали нас от фаустпатронников и от гранат с верхних этажей домов. Отношения с красноармейцами были самыми теплыми.

Лучший без сомнений

Если прежней версии тридцатьчетверки приходилось приближаться к тяжелым немецким танкам на минимальное расстояние 300–400 метров, а то и ближе, чтобы уверенно пробить их броню, то Т-34-85 мог вести с ними борьбу на километровой дистанции. Главным же плюсом был легкий переход на выпуск этой бронированной машины. Их просто стали собирать на тех же заводах, где было налажено производство Т-34-76. А это массовость, закрывающая потребности войск в бронетехнике.

Как освобождали Минск

– К лету 1944 года всем было ясно, что вот-вот начнется грандиозное наступление Красной Армии, – говорит ветеран. – Мало кто знал, что удар будет нанесен через белорусские болота, которые немцы считали непроходимыми для техники. Наш 3-й гвардейский танковый корпус включили в состав 5-й гвардейской танковой армии, которой командовал знаменитый генерал Ротмистров. Наступление началось рано утром 23 июня.

залп copy

Правда, надолго нас такие засады не задерживали. Мы к месту возможной засады стали подходить в полной готовности. Увидели в кустах движение – сразу туда бьем. Такая тактика дала положительные результаты: несколько немецких танков и САУ осталось стоять вдоль нашего пути, даже не сделав по нам выстрела.

переправа copy

30 июня 1944 года нашему танковому корпусу поставили задачу взять Борисов. Четыре лучших танковых экипажа должны были проскочить по мосту через Березину и взять его. В бой тогда пошли танки младшего лейтенанта Павла Рака, старшего лейтенанта Кузнецова, лейтенанта Юнаева и капитана Селина. Машины Кузнецова и Юнаева были уничтожены немцами еще на подходе к переправе. Две другие прорвались. Танк капитана Селина подожгли сразу за мостом. Экипаж так и погиб со своей машиной. Немцы сразу после этого прорыва уничтожили мост. В Борисове остался только Т-34 Павла Рака.

Теперь в городе на Березине установлен памятник отважному экипажу. В тот июньский день они были единственными советскими войсками на вражеском берегу. Они не сдались и разили немцев повсюду. Выпустили по врагу почти весь боекомплект, но и сами пали в неравном бою. За этот подвиг Павлу Раку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На рассвете 3 июля 1944 года передовые части 3-го гвардейского Котельниковского танкового корпуса из Острошицкого Городка, а 2-й Тацинский танковый корпус по Могилевскому шоссе одновременно начали наступление на Минск. Благодаря стремительному движению танкистов 3-го корпуса фашисты не успели взорвать ранее заминированные Дом правительства, главпочтамт, Дом офицеров.

Минск copy

К обеду, подавив сопротивление немецких войск, наш 3-й танковый корпус вышел на современную западную окраину Минска. Город был разрушен практически до основания. Особенно его центр. Казалось, что в этих руинах не могут жить люди. К нашему изумлению, даже среди непрекращающейся стрельбы минчане стали выходить на улицы. Их лица сияли от счастья. Не знаю, где они сумели найти цветы среди руин, но они встречали нас букетами, которые бросали на броню и в люки движущихся танков. Женщины плакали от радости. Минчане очень помогли наступающим красноармейцам. Они рассказывали о засадах и немецких позициях в городе, проводили в тыл к немцам наши танки и пехоту. Так столица Беларуси была освобождена.

P. S. Это последнее интервью, которое дал Семен Васильевич. К сожалению, выхода материала на портале minsknews.by герой рубрики не дождался. Сердце ветерана перестало биться 24 марта.

В начале года Минобороны России объявило, что в этом году в "Танковом биатлоне" могут принять участие экипажи, сформированные из военнослужащих-женщин.

Т-72Б3: секреты основного танка армии России ТАСС рассказывает о характеристиках и боевом потенциале самого спортивного танка Вооруженных сил РФ

Т-72Б3: секреты основного танка армии России

Сообщалось, что барышни займут штатные должности командира, наводчика-оператора и механика-водителя танка Т-72Б3.

Накануне Международного женского дня ТАСС решил разобраться, с какими сложностями могут столкнуться представительницы прекрасного пола в современной тяжелой гусеничной боевой машине. О некоторых танковых "нюансах" и специфике в интервью агентству рассказал директор по качеству и информационным технологиям Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) Илья Баранов. Именно на этом оборонном предприятии, входящем в корпорацию "Уралвагонзавод" (в составе Ростеха), разработали практически все наши боевые машины — от легендарного танка Т-34 до современных Т-72Б3, Т-90М и новейшей "Арматы".

Как махать кувалдой?

Если вспомнить историю, то в годы Великой Отечественной войны далеко не все женщины были врачами или медсестрами, многие воевали непосредственно на передовой. Они были снайперами, пулеметчицами, морпехами, летчицами и даже танкистами. Среди самых известных из них: Александра Ращупкина, Екатерина Петлюк, Александра Самусенко, Александра Бойко, Людмила Калинина и Мария Октябрьская.

Три женщины. Три судьбы. Одна война. Как Таня Барамзина, Мария Октябрьская и Зина Туснолобова боролись с фашистами Каждая из них стала Героем Советского Союза, отдав родной стране или здоровье, или жизнь

Три женщины. Три судьбы. Одна война. Как Таня Барамзина, Мария Октябрьская и Зина Туснолобова боролись с фашистами

В основном женщины воевали на средних танках Т-34, но были они в составе экипажей и тяжелых боевых машин ИС-2. Однако полностью женских экипажей в войну не было. "Женщины, как правило, включались в его состав, — говорит Баранов. — Причем именно в экипажи легких и средних машин, где боеприпасы весили примерно от 200 г до 3 кг".

По словам специалиста УКБТМ, в то время легкие танки от средних по усилию на рычагах ничем не отличались — и там и там они были тугие. Например, чтобы просто тронуться с места на Т-34, требовались недюжинная сила и кувалда. Ею стрелок-радист помогал "втыкать" первую передачу.

"Механик включал кулису (предназначена для связывания рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач — прим. ТАСС), а если быстро надо было тронуться, не выжидать, то стрелок-радист кувалдой по ручке легонько ударял. А в Т-72 ручной привод разворота башни — дублирующий, основной привод — от стабилизатора, там просто так называемая чебурашка, за которую двумя руками держишься. Куда ее повернешь — туда и начнет вращаться башня. Управление заряжанием — кнопками, так что там усилий никаких особых нет при движении, чего не скажешь про загрузку боеприпасов, заряжание и обслуживание ходовой части", — рассказывает Баранов.


Сегодня большинство трудностей, связанных с ремонтом и эксплуатацией современных бронированных машин, так никуда и не делись. По словам Баранова, основной боевой танк советской, а сегодня российской армии Т-72 создавали в конце 1960-х годов, когда ни о каких женских экипажах никто и не думал.

Рабочие места механика-водителя, стрелка и командира рассчитывались исключительно под мужчин. Причем определенных физических параметров: первую и вторую мужскую ростовую группу — от 155 до 167 см

Читайте также: