Кто имеет право служить в армии в случае всеобщей мобилизации

Обновлено: 01.06.2024

В случае объявления войны из запаса будут призываться военнослужащие. По какой статье Трудового кодекса РФ их необходимо будет увольнять - по п. 1 ст. 83 ТК РФ или же п. 7 ст. 83 ТК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

По нашему мнению, трудовой договор в рассматриваемой ситуации может быть прекращен по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ.

Как следует из ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время.

В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; далее - Закон N 31-ФЗ).

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе (п. 2 ст. 17 Закона N 31-ФЗ). Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований (п. 2 ст. 20 Закона N 31-ФЗ).

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в случае объявления войны или фактического начала военных действий, граждане, пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу по мобилизации.

Обратим внимание, что Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) различает призыв на военную службу по призыву и призыв на военную службу по мобилизации (смотрите ст. 1 Закона N 53-ФЗ). При этом п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ, предусматривающий прекращение трудового договора в связи с призывом работника на военную службу, не конкретизирует, по какому основанию осуществлен призыв на военную службу: по призыву или по мобилизации.

Факт же призыва работника на военную службу по мобилизации очевидно исключает продолжение выполнения им своих трудовых обязанностей. При этом Закон N 53-ФЗ предусматривает освобождение от работы или учебы только на время прохождения военных сборов (п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ). Соответственно, полагаем, что в случае объявления войны или фактического начала военных действий трудовой договор с гражданами, пребывающими в запасе и подлежащими призыву на военную службу по мобилизации, может быть прекращен по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ.

По нашему мнению, будет неправильным расторгнуть трудовой договор в рассматриваемой ситуации по п. 7 части первой ст. 83 ТК РФ, то есть в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Само по себе наступление чрезвычайных обстоятельств не является основанием для прекращения трудового договора (смотрите решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 09.10.2013 по делу N 2-467/2013). Для расторжения трудовых договоров по п. 7 части первой ст. 83 ТК РФ необходимо одновременное наличие трех условий: наличие чрезвычайного обстоятельства (военные действия); данное обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений; взаимосвязь этих фактов признана Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором произошли события (смотрите решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21.06.2017 по делу N 2-1998/2017).

Поводом к беседе о мобилизации послужила политическая ситуация между Украиной и Россией.

О правовой стороне дела предлагаю читателям интервью с юристом и автором блога Epistula nоn erubescit, пишущим под псевдонимом wotton_henry .

***
В Российской Федерации пока всеобщая воинская обязанность. Т.е. в случае боевых действий призвать могут каждого без права на отказ? Но часть населения не поддерживает "КРП".

Да, но начнём с того, что оборона страны это не только защита от нападающих, но и всякие меры, которые проводятся в предупреждение такого нападения. В мирное время постоянно проводятся мероприятия, которые заранее подготавливают.

а) защиту государства от вооружённого нападения;
б) удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время.

Это называется мобилизационной подготовкой.

При этом, не стоит путать мобилизационную подготовку с именно мобилизацией. Т.е. всё, что делали в мирное время это подготовка, а как стало горячо, то осуществляем мероприятия уже по переводу всего чего только можно на организацию и состав военного времени. Это мобилизация.

В содержание и мобподготовки, и мобилизации входит в том числе создание запаса Вооружённых сил (далее – ВС) РФ, бронирование на время мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.

За время существования РФ среди мужчин появились новые группы: уклонисты и те, кто не может служить Родине по сложности убеждений.

Давайте рассмотрим ситуацию в деталях. По отношению к обороноспособности страны всё мужское население можно разделить (как это вижу я) на несколько групп:

- дети
- призывники
- военнослужащие
- запас
- отставники
- уклонисты

Костяк ВС в мирное время составляют военнослужащие. Призывники (проходящие военную службу по призыву) и контрактники (проходящие военную службу по контракту).

Первоначальная постановка на воинский учёт производится с 17 лет. До этого возраста ребёнок должен готовиться: заниматься спортом, развивать в себе патриотизм и проч. Потом его "считают" и ждут совершеннолетия.

С 18 до 27 лет молодой человек считается призывником. В том случае, если он состоит или должен состоять на воинском учёте, но ещё не пребывает в запасе. Соответственно, законодательством предусмотрены некоторые категории, которые не призываются, а так же предусмотрены отсрочки. Во всех остальных случаях, если призывник не пришёл в военкомат, когда пришёл срок, то действует статья 328 Уголовного кодекса.

После службы (как по призыву, так и по контракту) военнослужащий увольняется в запас, кроме отчисленных из ВВУЗов и тех, кто достиг предельного возраста. Возраст, который является предельным для нахождения в запасе, смотрится по занимаемой должности, званию и проч. Достигшие данного возраста уходят в отставку, и к активным боевым действиям (теоретически) не привлекаются.

Соответственно в запас попадают следующие категории граждан:

- "сапоги", т.е. срочники, прошедшие службу;
- контрактники, уволенные с военной службы с зачислением в запас;
- "пиджаки", т.е. выпускники гражданских ВУЗов с военной кафедрой;
- те, у кого было освобождение от призыва;
- те, у кого были отсрочки;
- те, кто "бегал" до 27 лет;
- альтернативщики;
- женщины, у которых есть военно-учётная специальность;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах (это, например, в случае судимости или иностранные граждане).

Т.е. в запасе у нас ВСЕ, за редким исключением. Гражданин, пребывающий в запасе, в определённые моменты будет проходить медицинское освидетельствование, чтобы понять, изменилось ли в его здоровье что-то, что делает его негодным к военной службе.

РЕКЛАМА. Например вы хотите выбрать отель для отдыха. Вы знаете, как сию секундные требования повлияли на размещение инфы, положим … для грамотного выбора отелей? Правильная тактика задержать читателя на странице как можно дольше. Хороший пример здесь.

Что сделали авторы этого отельно- туристического продвижения? Они слепили выбиралку на множество вкусов и поставили ее на единственную массово продвигаемую «тяжелыми ссылками посадочную страницу. Ищущий целевой клиент найдет на этой странице, точней, наверняка найдет, только ему подходящий туристический вариант. И это очень эффективно для конверсии.

Дело в том, что анализ здоровья – штука сложная. Заметное число граждан РФ призывного возраста осознают себя носителями queer-философии. Представим две реальных ситуации:

А) Некий Милослав Тараканов, осознал свою сложную гендерную идентичность, оплатил операцию и гормональный курс, и живет теперь с женскими половыми признаками. А по паспорту это все тот же.

Б) Некая Слава Ревякина ощутила в себе вполне мужской гендер. Она и осознает себя мужчиной. Затем прошла гормональную терапию, может быть и операцию. И хочет служить в рядах войск РФ.

Давай с Ревякиной начнём, как с более простой ситуации Предположим, что операции не было, то Слава просто идёт в ближайший военкомат и говорит, что безумно хочет служить. Как обычный гражданин (в том числе и иностранный), у которого появилось подобное желании. Военкоматом будут проведены медицинское и профессионально-психологическое освидетельствования, на основании которых вынесется решение насколько г-жа Ревякина годна к воинской службе. Вариантов годности четыре и если ты попадаешь не в четвёртую категорию, то берут на испытательный срок. Но это уже теория контрактного прохождения службы.

Теперь, если операция была, и мужской гендер теперь подтверждён первичными половыми признаками. Я, конечно, с таким ещё не сталкивался, но вроде как при смене пола ты должен получить новый паспорт. Хотя законом не предусмотрена смена паспорта при смене пола. Только при значительных изменениях внешности. В любом случае, отношение к мобилизационным мероприятиям зависят от документально подтверждённого пола. Если ты по паспорту мужчина, то автоматически тебя заносят в списки военнообязанных или запасников. И все законы для тебя действуют как для людей, которые мужчина с рождения.

Теперь Тараканов. Сомневаюсь, что при такой сложносочинённой жизненной ситуации он (она, оно) не ходят в паспортный стол и не становятся Милославой. Как-то не логично. Опять же, в России живём, и если женского паспорта у него нет, то по всем мобилизационным спискам, он остаётся мужчиной, к которому применяются все правила и обязательства. Т.е. если мобилизация, то Тараканова позовут в военкомат для проведения осмотров и прочей годности, а вместо него придёт блондинка с третьим номером, то комиссия сразу отметёт такого персонажа. Как минимум, по психологической непригодности, я думаю.

Да. Теперь мы ближе к пониманию. Возвращаемся к мобилизации?

Давай. Вот объявлена в стране мобилизация. С этого момента гражданам, состоящим на воинском учете, воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов. Т.е. сидим и ждём.

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (есть и такие отсрочки). Т.к. запасников больше, чем необходимая численность военнослужащих, то некоторые из них могут направляться для работы на гражданских должностях.

При объявлении мобилизации военнослужащие продолжают проходить службу, только женщин, имеющих детей до 16 лет, отпускают домой.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

- забронированным гражданам (это когда госорганы забронировали человека для работы у себя во время войны);
- признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
- кто ухаживает за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, (должно быть заключение или I группа инвалидности), а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, кто должен их содержать;
- у кого на иждивении 4 и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка);
- у матери которых помимо них есть ещё 4 и более детей до восьми лет, и нет мужа;
- и, естественно, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Есть ещё отдельные категории рабочих, указанных в Указе Президента РФ от 31.07.2002 N 817. Это, в основном, предприятия оборонки.

(а не устарел ли этот указ по дате?).
Положение о простом векселе с 1937 года действует и ничего. А это всего лишь 2002 год.

Судя по оппозиционному шествию "Марш Мира" и т.п. среди граждан РФ есть значительная группа граждан, которые морально не готовы к призыву. Многие из них имеют и двойное второе или даже множественное гражданство. Что с ними будет? Концентрационные лагеря? Высылка? Штрафбаты?

Как говорит Конституция, наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Позовут всех, а уже в военкомате определят, кому и что делать дальше. Это не только про многогражданственников, но и вообще про всех, кто должен быть призван по мобилизации. Если кто-то, как ты говоришь, морально не готов быть призванным (что вне моего понимания), то обязанность явиться в военкомат закреплена в законе "О мобилизационной подготовке". Не явился – нарушаешь закон. Нарушаешь – должен быть наказан. Кому интересно, то наказание за любые неисполнения обязанностей по воинскому учёту – предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.

Иными словами, лагеря, высылка и прочие штрафбаты – это желаемое за действительное.

Что делать с этим абзацем – не понимаю пока. В текст не кладётся.

Если ни дай Бог мобилизация, то все призывные штуки, которые кто как оставил в прошлом, возобновляются опять. С некоторыми ограничениями. Указанными выше.

Далее пояснения по вопросу. Пока нет войны, самое страшное, что грозит "запасным" людям это сборы, от которых женщины освобождаются, кстати.

- забронированные (см. выше) граждане;
- сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
- гражданский персонал ВС и органов из предыдущего пункта;
- обслуживающие самолеты (вертолеты), аэродромную технику, подвижной состав и устройства железнодорожного транспорта;
- плавающий состав морского и речного флотов - в период навигации;
- те, кто занят на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;
- педагоги;
- учащиеся очной или очно-заочно в образовательных организациях;
- заочники, только на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;
- граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;
- у кого 3 и более несовершеннолетних детей;
- у кого отсрочка от призыва на военную службу;
- граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
- и куда без: члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
- альтернативщики.

Сейчас в законе чётко сказано, что военной службе по призыву подлежат граждане мужского пола. И по моим данным, сейчас нет законопроекта, который бы менял данное положение. На сборы женщин не берут. И к службе по контракту годны женщины, не состоящие в запасе.

Кроме того, любой гражданин, делающий карьеру или бизнес, может понести существенный урон его делам в случае "профилактического" призыва на сборы.

От двух месяцев раз в три года, что может пострадать? К тому же, какждого на сборы могут позвать не более чем на 12 месяцев. Из моих знакомых только одного на сборы забирали, так он счастлив был, ничего страшного там нет.

Спасибо за факты.

З.Ы. Известно, что православные церковные правила не допускают в клир убийц любого рода. Полагаю, это значит, что священники РПЦ не смогут участвовать в боевых действиях с оружием в руках. Т.е. РПЦ станет требовать для своих священников особых статусов в армии.

Государство у нас светское. И изначально ты гражданин, со всеми обязанностями и правами, а уж потом церковный служащий. И думаю, что требования статусов в мирное время и мобилизация священников – это разные вещи. К тому же, я уже упоминал о четырёх категориях годности, из которых только четвёртая полностью исключает службу. Запасников много, всем давать первую категорию никто не будет. Надо же кого-то и на вторую волну оставить. И на третью ))

Есть ли список религиозных организаций, чьи представители возьмут на себя роль вдохновителей на поле брани в случае войны?

Я не встречался с такими списками и беглый поиск информации ничего не дал. Сомневаюсь, что это так открыто. Но что-то подсказывает мне, что много кто будет с хоругвями стоять во главе. У нас же все войны Священные.

Еще раз благодарю за содержательную беседу. Надеюсь, что будут и следующие).

З.Ы. Иллюстрацией к тексту послужила фотография работ Ольги Фирсовой , замечательной рукодельницы, которую рекомендую. Полагаю, что данная фотография ясно иллюстрирует мое видение готовности современного общества к войне.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5354).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.

II. Порядок призыва граждан по мобилизации

2. Призыв граждан по мобилизации - комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.

Призыв граждан по мобилизации включает:

оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации;

явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты встречи пополнения воинских частей;

документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

3. Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы).

5. Порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации граждан субъектов Российской Федерации (органа местного самоуправления).

6. Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами (начальниками) комплектуемых воинских частей.

Граждане, работающие в мирное время в воинских частях на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям.

Военнослужащие, уволенные в запас из центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, приписываются по мобилизационному плану к этим органам военного управления.

Факт приписки к воинской части или предназначения в специальное формирование доводится до сведения гражданина на основании решения призывной комиссии по мобилизации путем вызова в военный комиссариат и вручения ему мобилизационного предписания.

7. Сроки и места явки (доставки) граждан, подлежащих призыву по мобилизации, определяются планом перевода воинской части с мирного времени на военное время и планом проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории соответствующего военного комиссариата и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и повестках.

8. Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в военном комиссариате в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

9. Для проведения оповещения граждан по месту их жительства (работы) создаются:

в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены военные комиссариаты, - участки оповещения;

в муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, и в организациях - штабы оповещения.

Создание, организация работы и материальное обеспечение участков оповещения осуществляются соответствующими военными комиссариатами при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Создание и организация работы штабов оповещения возлагаются на соответствующие органы местного самоуправления.

В организации при создании штаба оповещения издается приказ руководителя, в котором определяются:

схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан - владельцев транспортных средств;

ответственные должностные лица и их обязанности;

схема организации связи;

порядок выделения автотранспорта для организации оповещения.

10. Отправка граждан, приписанных к воинским частям, дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации, а также предназначенных в специальные формирования, осуществляется через пункты (места) сбора граждан, создаваемые в субъектах Российской Федерации.

11. При значительном удалении от военного комиссариата пункта переоборудования судов призыв по мобилизации граждан, предназначенных для комплектования сил (войск) флотов, производится военным комиссариатом по месту приписки передаваемых судов.

12. Порядок оформления призыва граждан по мобилизации, их явка (доставка) и передача в воинские части (специальные формирования) осуществляются в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

13. Граждане, призванные по мобилизации, направляются в воинские части (специальные формирования) через военный комиссариат, за исключением:

состоящих на воинском учете в федеральных органах исполнительной власти, имеющих запас;

привлекаемых к выполнению первоочередных работ в воинских частях (специальных формированиях) при их переводе на организацию и состав военного времени;

работающих в мирное время в воинских частях, воинских и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму и приписанных к ним (предназначенные в них).

14. В случае невозможности призыва граждан, приписанных к воинским частям (специальным формированиям), осуществляется призыв граждан, не имеющих мобилизационных предписаний, и направление их в воинские части (специальные формирования) в целях их полного укомплектования до штатов военного времени.

15. Приписка (предназначение) на воинские должности граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

III. Порядок создания и состав призывной комиссии по мобилизации граждан

16. В мирное время в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации.

17. Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).

18. В состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации включаются:

председатель комиссии - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или один из его заместителей;

заместитель председателя комиссии - военный комиссар субъекта Российской Федерации;

секретарь комиссии - работник военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

представитель органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации;

председатель военно-врачебной комиссии;

представитель органа федеральной службы безопасности по субъекту Российской Федерации;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

19. В состав призывной комиссии по мобилизации муниципального образования включаются:

председатель призывной комиссии - глава муниципального образования или один из его заместителей;

заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар муниципального образования;

секретарь комиссии - работник военного комиссариата муниципального образования;

врач (врачи-специалисты), участвующий (участвующие) в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;

представитель соответствующего органа внутренних дел муниципального образования;

представитель органа федеральной службы безопасности в муниципальном образовании;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

20. Члены призывной комиссии по мобилизации, как правило, входят в состав аппарата усиления военного комиссариата субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

21. На призывную комиссию по мобилизации субъекта Российской Федерации возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

организация призыва граждан и его обеспечения;

руководство деятельностью призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом субъекта Российской Федерации;

осуществление призыва граждан и его обеспечение;

осуществление контроля за своевременным оповещением и явкой (доставкой) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также их доставкой на пункты приема воинских частей (специальных формирований).

22. На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

определение количества объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата исходя из объема мобилизационного задания;

распределение объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата по организациям, фондами которых они будут пользоваться;

определение необходимого количества граждан, привлекаемых в аппарат усиления военного комиссариата;

организация оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военного комиссариата, а также доставки граждан на пункты приема воинских частей (специальных формирований);

осуществление контроля за содержанием зданий, помещений и других объектов, предназначенных для обеспечения проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования;

организация проведения и обеспечения призыва граждан;

обеспечение организации розыска и доставки граждан, не явившихся в военный комиссариат для получения ими мобилизационных предписаний;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования;

утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части;

осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов в плановые сроки;

осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов;

предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации;

организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов, а также на маршрутах движения ресурсов.

23. Решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на призывные комиссии по мобилизации могут возлагаться и другие функции, связанные с решением оборонных вопросов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

24. Призывная комиссия по мобилизации:

а) в мирное время:

согласовывает и периодически уточняет документы по организации оповещения и явки граждан по мобилизации, в том числе по заблаговременной подготовке ресурсов;

принимает участие (через своих представителей) в проведении сборов с руководителями организаций по организации проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов;

организует своевременное оповещение и явку (доставку) граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора военных комиссариатов;

содействует подбору граждан в состав аппарата усиления военного комиссариата и привлечению их к тренировочным занятиям;

представляет на заседание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы организации и всестороннего обеспечения вышеуказанных мероприятий, в том числе предоставления зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств, в соответствии с планами мобилизации;

б) в период мобилизации:

во взаимодействии с военными комиссариатами обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву.

25. Деятельность призывной комиссии по мобилизации в мирное время планируется и организуется, как правило, в период проведения текущего уточнения документов мобилизационного плана.

В мирное время призывная комиссия по мобилизации принимает решение об общем объеме планируемых к призыву ресурсов в пределах мобилизационного задания с учетом резервов, необходимых для гарантированного выполнения задания.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом.

В дальнейшем при проведении приписки граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (причисленных) в команды (партии), в их мобилизационных предписаниях проставляется номер и дата протокола.

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

26. Решение призывной комиссии по мобилизации о планируемом призыве граждан, а также о предназначении граждан в аппарат усиления военных комиссариатов заблаговременно доводится военным комиссариатом до сведения граждан путем вручения им мобилизационного предписания с указанием номера, даты протокола заседания призывной комиссии по мобилизации и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах.

Форма мобилизационного предписания определяется Министерством обороны Российской Федерации.

27. Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения:

о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации;

об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.

28. С объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.

29. Призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.

Начиная со времени первичной постановки на воинский учет, каждого юношу интересует вопрос призыва. Он отражает некоторое недопонимание структуры действующих вооруженных сил, поэтому и формулируется такими типовыми тезисами, как призыв в мирное время или призыв в военное время.

Естественно, чтобы в полной мере ответить сразу на все возможные вопросы, придется погрузиться в законодательную базу, что, в принципе, под силу каждому. Однако трактовать сухой язык юриспруденции достаточно тяжело, поэтому и появляются статьи, в которых доступно и с примерами изложен необходимый материал.

Армейская форма

Отличия призыва от мобилизации

Состав вооруженных сил РФ достаточно разнообразен. В него включены солдаты, проходящие срочную службу, профессиональные военные, несущие службу по контракту, офицерский состав, рабочие, имеющие военно-учетную специальность, обслуживающий персонал. Но не стоит забывать, что потенциал армии содержится еще и в контингенте, пребывающем в запасе. Единовременно содержать многочисленные ряды нет необходимости, при условии, что в случае внешней угрозы можно будет достаточно быстро пополнить их мобилизационными кадрами.

Из сложившейся картины становится видно, что призыв в армию, как процесс, подразделяется на прохождение срочной службы и мобилизацию. Оба этих вида призывов проходят по определенному регламенту, устанавливаются сроки и категории граждан, прописываются возможные отсрочки для лиц, подлежащих призыву. Необходимо отметить, что имеются определенные аналогии в организации, а также кардинальные различия. Но самое главное отличие заключается в том, что призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется после объявления данного мероприятия. Обычно этому предшествует введение военного положения.

Отправка на военную службу

четвертая частичная мобилизация
указ президента о частичной мобилизации




В Минобороны Украины все, кто общается с общественностью, заверяют, что частичная мобилизация не означает автоматическую отправку новобранцев в зону проведения антитеррористической операции. Успокаивая матерей и жен призывников, чиновники утверждают, что на Донбассе проходят службу только хорошо подготовленные специалисты. Сложно, конечно, что-то говорить о реальном положении дел, но остается верить в господство здравого смысла.

Что же касается службы по месту прописки, то эта норма отменена. Призывники направляются в те части, которые недоукомплектованы в данный момент.

Срочная служба

В ФЗ о воинской обязанности четко прописано, кто подлежит призыву, причем перечень категорий граждан проще рассматривать с двух позиций: кого призывают и кого не призывают в армию. Так, в России ряды ВС должны пополнять граждане в возрастном промежутке от 18 до 27 лет.

Узнай: Осенний призыв 2021, сроки проведения, даты начала и конца

Срочная служба

Граждане, которые могут быть освобождены от армейского быта, проще перечислить по категориям.

После выполнения основной воинской обязанности относительно срочной службы гражданин становится на учет в том отделе комиссариата, который расположен на территории постоянного проживания. Его воинская обязанность заключается в пребывании в запасе.

В Кремле призвали россиян к личной мобилизации из-за распространения COVID-19

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в четверг, 8 октября, заявил, что статистика суточного прироста новых подтвержденных случаев COVID-19 в России является поводом для серьезно озабоченности, а также поводом для внутренней мобилизации каждого гражданина страны.


Пиковая данность: вирусологи ждут перелома в ситуации с пандемией к январю

Активный рост числа выявленных заражений коронавирусом продлится еще три недели, считают эксперты

Отвечая на вопрос журналистов о перспективах борьбы с инфекцией централизованными методами, Песков подчеркнул, что ситуация с распространением вируса в регионах лучше видна их руководителям и они сами принимают эпидемиологические решения.

Представитель российского лидера призвал россиян сделать необходимые выводы и соблюдать эпидемиологические меры безопасности, в том числе носить маски. В противном случае, по его словам, прирост новых случаев COVID-19 будет только расти.

По данным оперштаба в стране за минувшие сутки было выявлено 11 493 новых случая коронавируса. При этом суточный прирост выше 11 тыс. держится уже на протяжении трех дней. Всего на сегодняшний день в России выявлен 1 260 112 случаев заражения коронавирусом в 85 регионах. За весь период распространения инфекции скончались 22 056 человек, вылечился 1 002 329.

Ранее в этот же день главный санитарный врач России Анна Попова отметила, что новый виток роста заболеваемости нельзя назвать второй волной. По ее словам, это продолжение эпидпроцесса.

Инфографика

Избежать новых ограничений поможет соблюдение уже введенных на сегодняшний день. Практика показала их эффективность, отметила она.

За день до этого глава государства Владимир Путин заявил, что угроза коронавирусной инфекции в России еще не отступила, но страна готова к любому развитию событий. Днем ранее глава Минздрава Михаил Мурашко напомнил, что РФ может избежать второй волны распространения коронавируса, если граждане будут соблюдать все противоэпидемические меры.

Мобилизация

Как было уже указано ранее, в случае внешней агрессии в стране объявляется военное положение, что позволяет мобилизовать требуемую часть контингента для укомплектования рядов ВС. Под призыв по мобилизации попадают уже отслужившие и пребывающие в запасе лица, кроме тех, которые в текущий период и так проходит срочную службу.

Суть работы по воинскому учету и сама мобилизационная подготовка заключается не только в оперативном сборе личного состава, но и в проведении разъяснительных работ. Необходимо довести до сведения, кто должен призываться в первую очередь, а кто несколько позже.

Возрастной порог для солдат в звании до прапорщика включительно составляет 50 лет. Это значит, что мужчин старше указанного возраста не направят на службу ни при каких обстоятельствах.

Кого не коснется мобилизация

Важным отличием от обычного призыва является привлечение к службе женщин, которые освоили хотя бы одну из военно-учетных специальностей. Некоторые граждане заведомо получают последовательность действий в виде мобилизационного предписания. Оно хранится в виде вкладыша к военному билету. Имеется перечень категорий, которые не задействуются даже в военное время.

Узнай: Весенний призыв 2021, сроки проведения призывной кампании

Чтобы пребывающие в запасе не потеряли навыков военной службы, который они приобрели ранее, для них устраиваются сборы. Явка на сборы по значимости приравнивается к самому призыву.

Специалист по воинскому учету, помощник начальника отделения

Четвертой волны мобилизации: что ждет призывников

В Украине стартовала четвёртая волна мобилизации. Она продлится до конца апреля. В ходе частичной мобилизации в этом году в армию планируется призвать 103,5 тыс. военнообязанных в возрасте от 20 до 60 лет. Плюс по итогам года к ним добавятся около 40 тыс. призывников. Власть заявила, что проколов, допущенных во время предыдущих трёх волн, больше не будет.

Начало мобилизации в этом году ознаменовалось скандалом: советник президента и помощник министра обороны Юрий Бирюков обвинил жителей западных областей в саботаже военного призыва. “Поджав хвост, призывник прячется от военкома, меняет номер телефона, собирает манатки и чешет в Румынию, Венгрию, Словакию или Польшу”, — написал Бирюков на своей страничке в Facebook и привёл данные из отчёта о выполнении плана четвёртой мобилизационной волны.

Согласно им, 57% оповещённых военнообязанных Ивано-Франковской области не прибыли на прохождение медкомиссии, головы сельских рад Тернопольщины открыто саботируют мероприятия по оповещению, а в Черновицкой области за последние 30 суток государственную границу пересекло 17% от общего числа местных военнообязанных.

Бирюкова тут же обвинили в желании очернить жителей Западной Украины, тогда как проблема с уклонистами от мобилизации типична для всех регионов страны. В Генштабе предоставить Фокусу информацию о призванных по регионам отказались, мотивируя отказ нежеланием “накалять и без того напряжённую внутриполитическую обстановку в Украине”.

Только здоровые и боеспособные

Четвёртой волной частичной мобилизации планируется охватить около 50 тыс. украинцев. Получать повестки военнообязанные будут до конца апреля. К мобилизации призывают людей из всех регионов Украины. Исключение — временно оккупированные территории. Тамошние жители могут записаться в армию добровольно.

В рамках нынешней мобилизации повестки, по данным Министерства обороны, уже вручили более 70 тыс. украинцев. При этом 45 тыс. мобилизованных прошли медицинское обследование и отправились в учебные центры вооружённых сил. В Генеральном штабе корреспондента Фокуса заверили, что ошибки трёх предыдущих волн мобилизации, проходившей в 2014 году, полностью учтены. Теперь в армию набирают лишь тех, кто действительно нужен фронту.

“Запросы присылают воинские части, так что сперва призываем людей с затребованными военно-учётными специальностями, — на условиях анонимности говорит один из сотрудников киевского горвоенкомата. — Правда, это не всегда удаётся. Если является кто-нибудь со специальностью для тыла, приходится переучивать, к примеру, на артиллериста — другого выхода нет.

Кроме того, полученные ещё в советское время специальности уже давно неактуальны, и осваивать новые всё равно придётся”. Во время нынешней волны мобилизации среди мужчин предпочтение отдают танкистам, артиллеристам, специалистам противовоздушной обороны, связистам и ремонтникам техники. Среди женщин — медикам и связистам.

Кроме этого, ужесточили контроль качества медицинского обследования призывников. По словам сотрудника столичного горвоенкомата, сейчас в Киеве из тысячи тех, кто приходит в райвоенкомат по повестке, годными к военной службе признают лишь около 600 человек. Те, кто годен, в обязательном порядке пройдут обучение — сперва в военных центрах, а затем на полигонах. Подготовка в учебках будет длиться 26 дней. За это время призывники должны овладеть военно-учётными специальностями. После учений — программа боевого слаживания, и только потом — отправка в зону АТО.

В этот раз мобилизованным гарантируют и полное государственное содержание, а воюющим на передовой — каски и бронежилеты. “Каждый прибывший в учебный центр будет экипирован и поставлен на все виды обеспечения: вещевое, финансовое, продовольственное, — рассказал в интервью Фокусу полковник Александр Правдивец, отвечающий в Генштабе за мобилизацию. — Военнослужащие, выполняющие обязанности в зоне АТО, будут обеспечиваться средствами индивидуальной защиты”.

Что такое мобилизационное предписание

Мобилизационным предписанием является документ, обязывающий военнообязанных граждан при объявлении мобилизации прибыть в срок и место, указанные в этом предписании.

Форма мобилизационного предписания определяется Министерством обороны РФ.

В мобилизационном предписании, как правило, указываются:

  • номер воинской части, куда приписан гражданин;
  • номер военно-учетной специальности;
  • наименование и код воинской должности;
  • воинское звание гражданина;
  • ФИО гражданина и год его рождения;
  • время и адрес, куда гражданин должен явиться.

Предписание подписывается военным комиссаром и заверяется печатью военкомата.

После прибытия гражданина в военкомат с мобилизационным предписанием оно вклеивается на внутреннюю сторону задней обложки его военного билета. В самом военном билете проставляются отметки о выдаче мобилизационного предписания.

Планирование

Для успешного проведения мобилизационных мероприятий подготавливается план мобилизации. Это документ, обладающей государственной важностью, в котором прописано, в какой последовательности будут проводиться действия по призыву населения на службу и по его подготовки к боевым действиям.

В нашей стране этот документ подготавливает Генеральный Штаб РФ( орган оперативного управления вооруженными силами России), а после завершения работы над документом, его подтверждает верховный главнокомандующий.

Читайте также: