Кто имеет право руководить движением маневрового локомотива сдо

Обновлено: 25.06.2024

Проведение прицепки и отцепки вагона относится к маневровой работе и регламентируется Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог Российской Федерации. Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Регламентом организации работы резервов проводником, а также должностной инструкцией составителя поезда.

Маневры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника – дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездного диспетчера. Распределение обязанностей по распоряжению маневрами указывается в техническо – распорядительном акте станции.

Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить также только один работник – руководитель маневров (составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение.

Основным средством передачи указаний при маневровой работе должна быть радиосвязь, а необходимых случаях – устройства двухсторонней парковой связи. Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами.

Руководитель маневров обязан:

  • точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
  • обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
  • формировать поезда в точном соответствии с требованиями ПТЭ;
  • организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, сохранность подвижного состава. Маневры с вагонами, занятыми людьми, следует проводить с особой осторожностью.

При большом объеме маневровой работы территорию станции делят на маневровые районы. Каждый из них включает определенные парки или группы путей, вытяжные пути или горки и обслуживается определенными локомотивами и составительскими бригадами. Маневровый состав или локомотив за пределы этого района выезжает по указанию маневрового диспетчера и только с разрешения дежурного по станции.

На промежуточных станциях маневровая работа может производиться под руководством главного кондуктора или работника, который выполняет его обязанности.

Прицепку и отцепку пассажирского вагона выполняют только при помощи локомотива.

Маневровыми передвижениями локомотива, не обслуживаемого составительской бригадой или главным кондуктором, руководит работник, имеющий право распоряжаться производством маневров в данном районе, или, по его указанию, сигналист (дежурный стрелочного поста).

Локомотивная бригада при производстве маневров обязана :

  • точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
  • внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;
  • внимательно следить за люльками, находящимися на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава;
  • обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность подвижного состава.

Порядок обработки транзитного поезда с отцепкой (прицепкой) групп вагонов

Прицепляемая группа вагонов должна быть заранее подготовлена к отправлению и поставлена на один из путей, смежный с путями приема поезда. Технический осмотр этих вагонов и проба тормозов от станционной установки осуществляется до прибытия поезда. В зависимости от расположения отцепляемой группы вагонов ( в голове или хвосте) поезда обрабатывается поездным или маневровым локомотивом. Прицепка группы вагонов к составу также может быть выполнена маневровым или поездным локомотивом.

Если вагоны, подлежащие отцепке, находятся в хвостовой части состава, то поезд обрабатывается полностью маневровым локомотивом. При этом выполняются следующие операции:

  • заезд локомотива за группой вагонов;
  • отцепка вагонов и постановка их на один из соседних путей;
  • заезд локомотива за подготовленной заранее прицепляемой группой и ее прицепка.

Если же отцепляемые вагоны находятся в голове поезда, то они могут отставляться на соседний путь прибывшим поездным локомотивом. Прицепка группы вагонов к составу может быть выполнена маневровым или отправляющимся поездным локомотивом. В таком же порядке выполняются операции при прицепке вагонов от одного группового поезда к другому.

Обработка транзитного пассажирского поезда производится следующим порядком.

По выходе с соседней станции оператор или дежурный по станции (ДПС) извещает об этом диктора радиоузла и оператора ПТО, указывая номер поезда и пути приема для оповещения о прибытии поезда пассажиров и работников, участвующих в обработке поезда.

Обработка транзитного поезда включает:

  • технический осмотр,
  • безотцепочный ремонт вагонов,
  • посадку и высадку пассажиров, погрузку и выгрузку почты,
  • прицепку и отцепку прицепных вагонов.

Дежурный парка прибытия делает запись в специальном журнале форме ВУ – 14, указывая номер поезда, путь приема, время предъявления (указывает время прибытия) и ставя свою подпись.

При одновременном прибытии нескольких поездов очередность их технического обслуживания устанавливает дежурный по станции.

На основании информации, переданной по радио, бригада осмотрщиков выходит на пассажирскую платформу, прилегающую к пути приема, для встречи прибывшего поезда. Осмотр вагонов прибывшего на станцию поезда производится с ходу. Осматривая вагоны движущего поезда, осмотрщики – ремонтники визуально и на слух выявляют неисправные редукторно – карданные приводы, дребезжание плохо закрепленных деталей, заклиненные колесные пары. Номера вагонов, у которых обнаружены неисправности, осмотрщики – ремонтники записывают в Книгу предъявления вагонов к осмотру.

После остановки поезда осмотрщик по тормозам получает от локомотивной бригады информацию о работе тормозов и о замеченных в пути следования неисправностях вагона.

Техническое обслуживание вагонов проводится одной или двумя бригадами осмотрщиков – ремонтников (четного и нечетного отправления).

После ограждения поезда установленным порядком осмотрщики – ремонтники головной и хвостовой групп приступают к осмотру и ремонту вагонов с двух сторон поезда (с головы и хвоста), двигаясь к середине состава.

Осмотрщики – ремонтники по тормозам, работающие в голове поезда, выясняют у машиниста локомотива состояние и качество работы автотормозов и электропневматических тормозов и приступают к их осмотру. В случае необходимости производят контрольное опробование тормозов.

Осмотрщики хвостовой части после остановке поезда продувают магистраль через концевой кран хвостового вагона, а затем начинается осмотр, двигаясь к середине.

Обнаруженные при осмотре неисправности в объеме текущего отцепочного ремонта устраняются осмотрщиками – ремонтниками за время стоянки поезда.

Если же неисправности устранить в поезде не предоставляется возможным, тогда сменный мастер или старший осмотрщик уведомляет по телефону дежурного по парку или дежурного по станции о подаче вагона на путь ремонта или в депо для выполнения ремонта.

По окончании технического обслуживания тормозов осмотрщики – ремонтники по тормозам, идущие со стороны машиниста, производят полное опробование тормозов от локомотива и сокращенное опробование электропневматических тормозов в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ -227.

После окончания полного опробования тормозов в поезде головной осмотрщик – ремонтник по тормозам составляет справку о тормозах формы ВУ-45 в двух экземплярах, один экземпляр вручается машинисту.

Осмотр и ремонт вагонов поездов с электроотоплением производится при разъединенных межвагонных высоковольтных соединениях между локомотивом и первым вагоном и опущенном пантографе.

Параллельно указанным выше операциям производится посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка багажа и почты, снабжение продуктами вагона – ресторана.

Прицепка вагонов к транзитным пассажирским поездам производится в соответствии с действующим графиком движения поездов, а также приказами управления дороги.

Прицепные вагоны к транзитным поездам заблаговременно предъявляются к техническому осмотру оператором ПТО с оформлением записи в настольном журнале не позднее, чем за 4ч до прицепки вагона к поезду. Оператор ПТО согласно полученному их плановому приказу сообщает старшему осмотрщику вагонов о необходимости осмотра прицепного вагона. Старший осмотрщик вагонов направляет для осмотра прицепного вагона осмотрщика – ремонтника. Осмотрщик – ремонтник после осмотра прицепного вагона расписывается в журнале формы ВУ-14 и докладывает о готовности старшему осмотрщику, который в сою очередь, докладывает об этом оператору ПТО. Последний через дежурного по парку уведомляет об окончании осмотра и готовности вагонов маневрового диспетчера и дежурного по станции.

Действия составителя поездов при прицепке вагонов. Перед началом маневров составитель поездов обязан убедиться, что препятствий для передвижения нет и предупредить всех находящихся в районе о предстоящей работе; следует также убедиться о наличии достаточного числа тормозных башмаков. Запрещается во время передвижения маневрого состава заходить в пространство между вагонами, расцеплять вагоны в пределах стрелочного перевода.

Составитель обязан:

  • убедиться в отсутствии препятствий, нормальном положении расцепных рычагов на локомотиве и в первом вагоне, закреплении стоящих вагонов;
  • дать команду (сигнал) машинисту на прицепку вагонов;
  • после соединения автосцепок проверить надежность сцепления (дать команду на растяжку);
  • повторно подать машинисту команду (сигнал) на остановку, убедиться в восприятии по сигналу машиниста (три коротких свистка);
  • проверить сцепление вагонов, соединение рукавов тормозной магистрали, открытое положение концевых кранов, в месте предстоящего расцепа концевые краны перекрыть, разъединить и подвесить тормозные рукава, возвратиться к локомотиву;
  • соединить рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, открыть концевые краны.

Убедиться в надежности закрепления вагонов, к которым подъезжает локомотив, особо важно в тех случаях, когда путь имеет уклон, направленный в сторону, противоположной стороне, с которой заезжает локомотив, а тормозные башмаки уложены с этой противоположной стороны.

После соединения локомотива с вагоном машинист сам, не ожидая команды составителя, обязан проверить надежность сцепления (пробой на растяжку). Однако составитель должен это контролировать и лично убедиться в надежности сцепления. От этого зависит также личная безопасность самого состава. Если в момент соединения тормозных рукавов и открытия концевых кранов несцепившиеся вагоны отойдут от локомотива (или наоборот), то составитель может быть травмирован металлической головкой тормозного рукава под воздействием сжатого воздуха с тяжелым исходом, вплоть до смертельного.

По этой причине перед открытием концевых кранов составитель должен убедиться в надежности соединения головок тормозных рукавов.

Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, соединение и разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали необходимо производить после полной остановки вагона. Работу эту разрешается проводить только в рукавицах.

В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью составителю необходимо:

  • перед расцепкой вагонов вначале перекрыть концевые краны, а затем разъединять соединительные рукава между вагонами;
  • при сцеплении вагонов вначале соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

Для торможения вагонов тормозные башмаки нужно укладывать на рельсы

Заблаговременно, чтобы успеть до подхода отцепа отойти на безопасное расстояние. Под вагоны в середине отцепа тормозные башмаки разрешается подкладывать только специальными вилками.

Расцепка вагонов должно производиться с помощь специальной вилки – рычага сбоку от вагона без захода в межвагонное пространство.

При маневрах а электрифицированных путях категорически запрещается приближаться к контактному проводу (подниматься на крыши вагонов и т.п.) на расстояние менее 2м.

Составительские бригады обязаны быть особенно бдительными при маневрах в местах нахождения людей (пассажирские платформы, участки производства путевых работ и т.д.). Затем необходимо чаще подавать сигналы, предупреждать людей и быть готовыми к немедленной остановки маневрового состава.

Действие поездной бригады при отцепке вагона в пути следования. Начальник поезда выделяет проводников для охраны имущества отцепленного вагона, проводит инструктаж о порядке их действия до отправки вагонов в пункт приписки, составляет график дежурства проводникам отцепленного вагона с записью в маршрутном листе под роспись. Если отцепляется вагон с радиокупе, то его необходимо опломбировать.

Пассажиров отцепленного вагона размещают по возможности на свободных местах в вагонах состава или, при их отсутствии, в коридорах и тамбурах.

Совместно с начальником станции отцепки (дежурным по станции), машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или другим должностным лицом начальником поезда составляется акт соответствующей формы в трех экземплярах, один из которых затем сдается в пункт формирования состава.

Начальник поезда через дежурного по станции отцепки или лично сообщает на ближайший пункт формирования о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки пассажиров в другой поезд.

Расскажу я вам сегодня, а что же это такое МАНЕВРЫ, для чего, почему и кто и как их производит. Рассказать об этом меня попросили вопросы и комментарии к моим статьям, а также запросы в поисковых системах, по которым люди попадают на мой канал.

Что такое маневры на станции

Маневры — это любые передвижения вагонов и групп вагонов вне поезда по станционным путям.

Цель маневровых передвижений бывает разная. Например, сформировать поезд, составить разрозненные группы вагонов назначением одного направления на один путь, для дальнейшей обработки и отправления готового поезда со станции.

Или, наоборот, расформирование поезда. Это когда на станцию прибывает поезд, вагоны которого прибыли для погрузо-разгрузочных операций на станции или узле станций. Такие поезда еще называют РАЗБОРКАМИ. Тогда нужно из поезда выбрать вагоны по группам, чтобы доставить их к месту выгрузки, погрузки или передачи на соседние, более мелкие станции.

Для производства маневров на станции, обычно, существуют специальные парки - сортировки, где и производятся маневровые работы. В идеале такой парк располагается в стороне от ходовых путей и транзитных парков, в которых обрабатываются проходящие поезда, чтобы ничто не мешало скорейшему формированию и расформированию поездов.

Способы производства маневров

Самым распространенным способом производства маневровых передвижений является осаживание. Это когда группу вагонов каждый раз вытягивают по направлению специального пути - вытяжки за ограничивающий пучок стрелок сигнал и оттуда осаживают на другой путь, где оставляют вагоны выкидки и вновь вытягивают вагоны за сигнал.

Иногда, вместо осаживания, используется второй локомотив, который выезжает с путей сортировки и снимает вытянутые вагоны, забирая их на себя, после чего вновь прячется на пути сортировки. Пропуская вытянутую группу на соседний путь.

Такой способ является наиболее безопасным, хотя и ресурс затратным, ведь приходится использовать сразу два локомотива с составительскими бригадами. Хотя и более быстрым, по сравнению с постоянными осаживаниями вагонов.

На некоторых станциях, где это разрешено нормативными документами, могут производиться маневры толчками с профилированной вытяжки. Это когда вагоны разборки вытягивают в вытяжку и оттуда небольшими группами расталкивают по путям сортировки. При этом способе вагоны катятся самостоятельно, не сопровождаемые составительской и локомотивной бригадами, с выключенными тормозами.

Для работы толчками требуется два составителя, один из которых выполняет функции регулировщика скорости движения вагонов, останавливая катящиеся вагоны - отцепы, тормозными башмаками. Работа толчками делится на два типа:

  • Работа одиночными толчками — это когда дежурный по станции готовит маршрут для следующего отцепа только после получения доклада от ловящего, встречающего, работника об остановке отцепа и его закреплении тормозными башмаками. Используется на путях с ломаным профилем, где есть угроза обратного скатывания отцепа в сторону стрелок.
  • Работа серийными толчками — это когда дежурный по станции готовит маршрут для следующего отцепа не дожидаясь доклада, по мере освобождения стрелок используемых для прохождения отцепов. Используется на путях с благоприятным профилем, исключающем скатывание отцепов в обратном направлении.

Самым же зрелищным способом является роспуск вагонов с сортировочной горки. Но горки есть не на всех станциях, например, у нас горки нет. Хотя я был на горках и на одной из них заснял весь процесс на видео.

Скорости при маневрах

Маневры на станции выполняются с определенной скоростью, прописанной в ПТЭ. Для каждого случая есть своя скорость, хотя предписываются ее максимальные значения, а реальная скорость зависит от местных условий, видимости и веса конкретной группы, но она всегда будет не выше предписанной.


Машинист поезда

Регламент переговоров при маневровой работе: общие положения

Упомянутым документом определяется последовательность действий и переговоров экипажа поезда (машинист и его помощник) или иного транспортного железнодорожного средства, а также порядок радиопереговоров экипажа поезда с сотрудниками транспортного хозяйства. Переговоры осуществляются при производстве маневровых работ на станции и при движении состава транзитом через транспортный узел.

Выполнение всех положений Регламента строго обязательно для всех сотрудников железной дороги, чья деятельность связана с организационной работой и обеспечением безопасной эксплуатации транспортного хозяйства.

Железнодорожный узел

Общие положения о маневровых работах

Любой маневр, как в пределах железнодорожной станции, так и вне ее, должен осуществляться по заранее составленному плану. Подача вагонов и формирование составов, перевалка грузов и посадка (высадка) пассажиров планируются соответствующими логистическими подразделениями железной дороги. Существует определенный порядок маневровой работы, который не может нарушаться и обязателен к выполнению всеми должностными лицами и служащими железной дороги.

Крупные железнодорожные узлы делятся на районы, за которыми закреплены дежурные маневровые локомотивы. Данные тягачи должны быть в идеальном и технически исправном состоянии, с рабочими сигнальными и габаритными огнями, с радиостанцией.

Практически вся сеть железных дорог Российской Федерации прошла модернизацию, стрелки в основном переключаются оператором с централизованного пульта управления в автоматическом режиме. Однако на некоторых отдаленных станциях движение поездов до сих пор регулируется дежурным сотрудником, который вручную переключает стрелки. Прежде чем переключить направление дороги, ответственный сотрудник должен убедиться в том, что путь не занят другим составом. Несоблюдение мер предосторожности грозит катастрофой и может обойтись жертвами среди людей.

Ответственность за планирование маневровых работ возлагается на дежурного по станции. На него же, а также на машиниста и его помощника возлагается ответственность за проведение работ и обеспечение бесперебойного движения поездов.

В тех случаях, когда видимость ограничена плохими погодными условиями, все маневры должны осуществляться с особой осторожностью и повышенным вниманием всех без исключения сотрудников.

Работа всего вспомогательного транспорта курируется начальником соответствующей службы. Любое перемещение таких локомотивов должно проходить согласование с диспетчером и дежурным по станции.

Для проведения работ по составлению вагонов и подсоединению коммуникаций (в том числе тормозных рукавов) привлекаются соответствующие бригады. А вот присоединение и отсоединение коммуникаций к локомотиву входит в обязанности экипажа (бригады) тягача.

Локомотив на станции

Руководство маневровыми работами

Право отдавать приказ (указание) на проведение маневровых работ имеет только одно лицо – дежурный по железнодорожной станции. В некоторых случаях (при наличии соответствующего распоряжения вышестоящего руководства) правом отдавать подобные распоряжения могут наделяться диспетчер маневровых работ либо дежурный по сортировочному отделу.

Сами работы осуществляются составителем. На многих крупных узлах железной дороги составителю выделяется помощник. Это позволяет более оперативно формировать составы и минимизировать нежелательные простои подвижного состава.

Нередко бывают ситуации, когда в ходе маневров приходится по тем или иным причинам отступать от заранее намеченного плана. Ведь обстоятельства в реальной жизни бывают самые разные. В таком случае о внесенных изменениях незамедлительно должны быть проинформированы все сотрудники и участники этого сложного процесса. История знает множество случаев, когда самовольство работников на местах обернулось гибелью людей и крупными авариями.

Любые передвижения локомотива, осуществляющего маневровые работы, допускаются лишь при прямом указании на то дежурного по станции. Причем дежурный, прежде чем дать разрешение на передвижение, обязан согласовать все действия с дежурным станции, на которую отправляется состав.

Перед тем как заступить на дежурство, составитель обязан ознакомиться с расстановкой подвижного состава на вверенном ему участке пути и выслушать своего сменщика, лично убедиться в надежности крепления составов. В любом случае, даже если все идеально, составитель обязан доложить обстановку дежурному по железнодорожной станции.

Служащий, руководящий маневровыми работами на железной дороге, перед осуществлением любых действий обязан лично убедиться в том, что сотрудники, участвующие в работах, в полном составе находятся на посту. Также руководитель должен ознакомить весь персонал, который планируется задействовать, с подробным планом предстоящих работ, лично убедиться в отсутствии препятствий для передвижения составов.

Обязанности руководителя маневровых работ:

  • заблаговременная подача сигналов и указаний для обеспечения безопасности и эффективности работ;
  • контролировать и проверять подготовку путей (своевременность и правильность переключения стрелок), подачу сигналов другими задействованными в операции сотрудниками железной дороги;
  • при стыковке вагонов должен находиться на специальной подножке (площадка для перехода) крайнего вагона;
  • в том случае, если нет возможности находиться на площадке, должен сопровождать движения состава пешим ходом;
  • в плохих погодных условиях должен предпринимать дополнительные меры по обеспечению безопасности (подача специальных звуковых и визуальных сигналов при маневровой работе).

Движение железнодорожного состава

Правила стыковки и крепления вагонов

Все вагоны, которые стоят на путях и не участвуют в погрузке-разгрузке, должны быть закрыты на замок.

Если предполагается поставить вагоны на длительную стоянку, то угол уклона путей, отведенных под такую стоянку, не может превышать 25 десятитысячных одного градуса. Причем такой путь должен быть изолирован от магистральных путей. Для фиксации вагонов используются башмаки, на которые накатываются колеса.

Железнодорожные сфетофоры

Скоростные режимы маневров

Скорость при маневровой работе строго регламентирована. Машинисту позволено развивать высокую скорость (25, 40 или 60 километров в час) лишь в том случае, если диспетчер станции дал на то разрешение и подтвердил информацию о том, что пути свободны. Если экипаж маневрового поезда не располагает информацией о свободности путей, то любое, пусть даже самое незначительное его действие должно производиться с особой осторожностью. Скорость при этом должна быть минимальной, чтобы иметь возможность остановиться в любой момент с минимальным тормозным путем.

Скорость в 60 километров в час разрешено развивать одиночным локомотивам при движении по свободным путям и с исправной системой торможения. Причем локомотив должен двигаться впереди вагонов (тянуть их за собой). Если же локомотив толкает вагоны, то скорость движения ограничена 25 километрами в час (и это при условии, что состав перемещается свободным путям).

В тех случаях, когда в вагонах находятся люди, или же осуществляется перевозка негабаритных грузов, допустимый скоростной режим составляет 15 километров в час.

Ну и, наконец, если осуществляется маневр толчками, то скорость движения локомотива не должна превышать пяти километров в час. При этом при подъезде локомотива к вагонам с целью стыковки не допускается развивать скорость более трех километров в час.

Переговоры и действия экипажа перед началом движения

Перед тем как состав тронется со станции (при разрешающем сигнале жд светофора), машинист и его помощник обязаны, в соответствии с Регламентом, провести диалог с сотрудниками станционных служб на предмет готовности и отсутствия препятствий для перемещения состава. Причем диалог должен состояться в любом случае. При этом совершенно неважно, выполняется ли маневровая работа на станциях, или же поезд должен проследовать транзитом без остановки на большой скорости.

В том случае, если на станции к составу были присоединены или отсоединены вагоны, то перед тем, как поезд тронется с места, машинист и его помощник должны провести между собой диалог, в ходе которого они сообщают друг другу о наличии всей необходимой документации и бланка для предупреждений. Кроме того, машинист в обязательном порядке должен убедиться в наличии упомянутой документации, а помощник обязан ее предоставить своему начальнику. В ходе данного диалога, в соответствии с инструкцией по движению поездов и маневровой работе, машинист и его заместитель (помощник машиниста) обязаны также сообщить друг другу об исправности приборов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию оборудования, а также об исправной работе радиостанции, о положении тормоза-ручника, о наличии документации, подтверждающей результаты испытаний тормозной системы состава и свидетельствующей о ее полной исправности, о соответствии нумерации вагонов заявленной в путевой документации, о разрешенной скорости движения на протяжении всего предстоящего участка пути.

Как только поезд тронулся с места, машинист и помощник машиниста обязаны в открытые окна визуально осматривать сам состав и дорожную обстановку на предмет наличия сигналов, запрещающих дальнейшее движение, а также состояние самого состава. В соответствии с действующими правилами, при выполнении маневровых работ разрешается проводить осмотр через зеркала заднего вида, не открываю окон и не выглядывая в них.

Кроме того, помощник должен контролировать правильность подготовки пути со стороны станционных служб. Когда помощник лично убедится в том, что маршрут поезда проложен правильно, он обязан доложить об этом машинисту. Последний, в свою очередь, обязан перепроверить информацию, поступившую от помощника, и подтвердить получение сведений.

Маневровые работы на станции

Переговоры экипажа при движении поезда

После того как состав проедет станцию, помощник в обязательном порядке сообщает машинисту о скорости (фактической и установленной) на конкретном перегоне. Если на рассматриваемом участке пути установлены какие-либо ограничения по скорости (как временные, так и постоянные), то помощник машиниста локомотива обязан сообщить об этих обстоятельствах машинисту.

Правила движения железнодорожных составов лишь на первый взгляд кажутся предельно простыми. На самом же деле, движение состава регулируется множеством дорожных знаков и жд светофоров. Обо всех обстоятельствах и изменениях в дорожном движении, а также о нетипичных знаках помощник обязан незамедлительно сообщать машинисту. Этого требуют должностная инструкция и регламент переговоров при маневровой работе. Машинист подтверждает принятие и проверку информации повторением слов своего помощника.

Если состав приближается к участку пути, на котором должна проверяться тормозная система поезда, то помощник обязан сообщить своему начальнику о предстоящем испытании. При этом он указывает необходимые параметры испытания: скорость перед торможением, километр пути и так далее.

Кроме всего прочего, в обязательном порядке машинист поезда должен быть проинформирован своим помощником о приближении состава к пересечениям с автомобильными дорогами (переездам), к местам с ограничениями по скорости. Более того, когда состав преодолеваем участки пути, на которые распространяется действие ограничивающих скорость знаков, то помощник машиниста, в соответствии с общепринятыми международными правилами движения поездов, обязан находиться непосредственно на своем рабочем месте.

Внешний осмотр поезда посредством смотровых окон или зеркал заднего вида должен производится не только во время начала движения состава. Такой осмотр машинист со своим помощником обязаны проводить и при преодолении криволинейных участков маршрута поезда.

Когда по встречной железнодорожной ветке движется состав, то помощник машиниста обязан также осматривать и встречный поезд на предмет наличия неисправностей и всевозможных нарушений. Если таковые будут обнаружены, то машинист встречного состава предупреждается по рации о наличии неисправностей и нарушений в работе вверенного ему состава.

Если по ходу движения встречается светофор с горящим желтым сигнальным огнем, то помощник машиниста докладывает об этом и указать допустимую скорость состава.

Помощник машиниста не может покинут кабину управления локомотивом в период перемещения поезда по станции, в моменты снижения скорости (при приближении состава к соответствующему светофору), при проезде строительных сооружений (прежде всего тоннелей и железнодорожных мостов).

Узел железной дороги

Действия и переговоры экипажа поезда при осуществлении маневровой работы

В соответствии с Регламентом переговоров при маневровой работе, машинист обязан сообщать и согласовывать со своим помощником все действия и план маневров. Осуществлять любые действия разрешено лишь при соответствующем распоряжении дежурного железнодорожной станции.

Перед тем как приступить к маневру, помощник должен напомнить машинисту о необходимости осуществить проверку работы и надежности системы вспомогательного торможения. Именно вспомогательный тормоз поезда используется при осуществлении маневровых работ на железной дороге. Испытание предшествует началу маневра. Скорость осуществления маневровых работ не должна превышать пяти километров.

Правила ведения переговоров посредством узла радиосвязи поезда

Человек, к которому обращались, должен представиться и подтвердить, что он на связи. В любом случае участники разговора должны представляться и озвучивать занимаемую должность.

В ответ человек, который инициировал обращение, также представляется (называет свою должность и фамилию) и воспроизводит текст обращения или приказа (в зависимости от конкретного случая).

Работа системы радиосвязи проверяется в обязательном порядке перед каждым отправлением состава со станции жд. Маневровые работы не допускается осуществлять при нарушении в работе радиоузла. Это может привести к аварии и гибели людей.

Подача сигнала о возникновении аварии или неисправности в системе управления

В данной форме производится обращение в случае обнаружения посторонних предметов и повреждения железнодорожного полотна, в случае поломки или неисправности тормозной системы поезда, а также в случае остановки железнодорожного состава в результате схода с рельсов.

Читайте также: