Кто имеет право разрабатывать проект зсо

Обновлено: 15.05.2024

Профессионально и оперативно разработаем и согласуем проект зоны санитарной охраны ЗСО как подземного (скважины), так и поверхностного (река, озеро, водохранилище) источников водоснабжения.

Сроки – от 3 месяцев. Стоимость – от 99т.р.

Для обеспечения безопасного использования водных объектов, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований по части влияния потребляемой воды на окружающую среду и здоровье населения устанавливаются определенные требования и нормативы качества для вод как питьевого, так и хозяйственно-бытового назначения.

Для чего и кем разрабатываются проекты ЗСО?

При изъятии водных ресурсов из скважин и прочих объектов, их собственники обязаны подтвердить соответствие водопотребления установленным законодательством нормативам. Для этого разрабатывается проект ЗСО. Оформление этого документа необходимо предприятиям, непосредственно задействованным в сфере водопотребления. Также он нужен и тем объектам, на подведомственных территориях которых располагаются источники изъятия воды для дальнейшего использования. Без утвержденного проекта ЗСО дальнейшая деятельность производиться не может.

Как правило, разработка проекта зоны санитарной охраны скважины или поверхностного источника осуществляется специализированными организациями. Зачастую ими выступают компании, область деятельность которых напрямую связана с гидрогеологией. Такие организации обычно работают на коммерческой основе, и стоимость разработки проекта ЗСО в них в среднем составляет 80-100 тысяч рублей - зависит от вида водозабора и количества используемых скважин. При этом сроки разработки составляют 1-2 месяца и вычисляются, исходя из запланированного объема работы по проекту.

Этапы разработки проекта.

Начинается разработка проекта ЗСО, как и любого другого проекта, со сбора данных о предприятии. Это могут быть его реквизиты, уставные документы, описание технологии и технологических процессов. Сбор документов осуществляется самим заказчиком проекта и предоставляется в сроки, оговоренные в договоре. Кроме того, заказчик несет ответственность за точность и полноту предоставляемых сведений.

После сбора основных данных требуется подготовить документы на скважину, из которой осуществляется водозабор. Это может быть ее паспорт или карточка. Также место расположения скважины отображается на графических материалах в виде схемы ее территориального размещения. Требуемый масштаб для таких карт составляет 1:1000 или 1:10000.

Предоставление гидрологического заключения поможет сэкономить время и деньги на его разработку. Хорошо, если это заключение было получено заблаговременно.

Далее требуется предоставить балансовые расчеты для процессов водопотребления и водоотведения предприятия.

Помощь в разработке нового проекта ЗСО может оказать старый расчет, который также требуется предоставить разработчику при наличии его на исследуемом объекте.

Немаловажными при разработке проекта являются результаты лабораторных испытаний проб воды из скважины. К ним относятся химические, бактериологические или радиологические исследования. Не стоит забывать, что исследования проводятся только специализированными аккредитованными организациями.

Кроме того, разработчику предоставляется:

  • описание системы дальнейшего использования извлеченной из скважины воды,
  • ее передачи конечным пользователям
  • система организации последующего сброса.

Также для характеристики водозабора требуется предоставить соответствующие справки о санитарно-эпидемиологическом и техническом состоянии используемой воды.

Подготавливаются материалы по обследованию источников водоснабжения контролирующими спецорганизациями.

Одним из главных документов при разработке проекта выступает действующий план проведения водоохранах мероприятий на предприятии.

После проведения подготовительного этапа составления проекта – сбора документации, происходит уже непосредственно этап его разработки, включающий компоновку сведений, проведение необходимых расчетов и окончательное формирование проекта.

Содержание проекта ЗСО.

Состав проекта формируется на основании собранных сведений и требований по его информационному содержанию. Первыми стандартно оформляются титульный лист, содержание, введение и общая характеристика предприятия. Необходимым разделом данного проекта является описание геологического строения района расположения исследуемого в проекте объекта. После формируется описание санитарного состояния водозабора и режим его эксплуатации. Также в описательную часть входит характеристика используемой на объекте воды.

Далее в проекте рассчитываются зоны санитарной охраны водного объекта, приводится методика, используемая для их расчета и непосредственно сами расчеты. По количеству зон должно быть не менее трех.

Первая их них регламентирует доступ к водному объекту, санитарное расстояние до него и использование специализированных ограждений для препятствия доступа посторонних лиц и возможного загрязнения используемой воды.

Вторая регламентирует состояние объекта по микробиологической характеристике с учетом региона расположения, а соответственно ему и условий эксплуатации для соблюдения санитарно-эпидемиологических параметров его использования.

Последняя, третья зона, должна отражать показатели химического состояния воды в используемой скважине.

Далее, для каждой из рассчитанных зон приводятся правила и режим использования территории в описанных ранее охранных зонах.

Последними в состав проекта входят список литературы и приложения, содержащие документы, требуемые для подтверждения описанных в проекте данных.

Этапы согласования готового проекта.

Согласование готового проекта зоны санитарной охраны ЗСО первоначальнов обязательном порядке осуществляется руководителем организации-заказчика. Подтверждением согласия выступает печать и подпись директора на титульном листе проекта.

Далее проект требуется согласовать в государственных инстанциях. Госпошлина за согласование в данном случае может составить то 15 до 30 тысяч рублей. Для проведения согласования требуется распечатать проект в двух экземплярах.Еще один экземпляр необходимо предоставить в электронном виде.

В Российской Федерации согласование проекта для различных регионов страны может отличаться. Но в целом основные согласующие инстанции остаются неизменными.

После утверждения проекта ЗСО предприятию требуется обратиться в местную администрацию с просьбой обозначить установленные проектом санитарные зоны на графических материалах. Это требуется для соблюдения установленных режимов и исключения использования территории охранных зон посторонними лицами.

Проект сокращения санитарных зон, изменение границ зон уже утвержденного проекта.

Помимо проектов установления санитарных зон для водных объектов, существует также проект и по их сокращению.Разработка проектапо сокращению границ зон санитарной охраны ЗСО проводится в случаях необходимости уменьшения охранных территорий водных объектов. Этот проект может потребовать более длительных сроков и больших денежных вложений.

Разработка проекта зоны санитарной охраны ЗСО

Утвержденный проект действует уже бессрочно. К тому же возможно изменение утвержденных проектом охранных границ при изменении условий эксплуатации водного объекта. Для этого требуется разрабатывать новый проект ЗСО в том же порядке, в каком был сделан его первоначальный вариант.

Ответственность за отсутствие проекта.


Новые требования к установлению ЗСО с 01.01.2020

Модератор: Ecolog-Julia

Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.


Самый полезный участник форума

Новые требования к установлению ЗСО с 01.01.2020

Лёха писал(а): ↑ 12 дек 2019, 15:51 Согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории решение об установлении такой зоны принимается в соответствии с требованиями, введенными статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования указанного Федерального закона (04.08.2018) Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Порядок установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (то есть до 04.08.2018) Правительством Российской Федерации не утверждался.
Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на сегодняшний день Правительством Российской Федерацией также не утверждено.
Учитывая вышеизложенное, принятие решения Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по установлению, изменению и прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возможно только после утверждения Правительством Российской Федерации Положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ в редакции от 31.12.2019 г. регламентирует, что в случаях, если до 01.12. 2019 года Правительством РФ в соответствии с ч.1 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации не утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида, то установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (включая ЗСО) осуществляется до 01.01.2022 в порядке, установленном до дня официального опубликования ФЗ № 342-ФЗ (04.08.2018 г.), с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ.
До 04.08.2018 г. ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ регламентировала, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Спойлер

1.5 . ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Роспотребнадзор правоприемник ЦГСЭН и выдаёт СЭ заключения) и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

Для установления ЗСО должно быть в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам границы и режима ЗСО, указанным в проекте ЗСО, т.е. для установления ЗСО применяется СЭ заключение Роспотребнадзора о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам, выданное на основании экспертного заключение Органа Инспекции (результата СЭ экспертизы) в соответствии требований ч. 2 ст. 42 ФЗ № 52-ФЗ.
Таким образом, до 01.01.2022 г. установление ЗСО осуществляется на основании требований ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ в редакции до 04.08.2018 г. и СанПиН 2.1.4.1110-02.
Также полагаю, что утверждение нового Положения о ЗСО должно отменить действие СанПиН 2.1.4.1110-02. Спойлер

1. Пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 требует в генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указывать на схеме планировочных ограничений, т.е. должны быть указаны на картах функциональных зон ГП МО и соответственно на картах градостроительного зонирования территорий в ПЗЗ МО.
2. На основании п. 1 ч. 8 и ч. 9 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ до 01.01.2025 г. ЗОУИТ (включая ЗСО) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН, требования ч. 12 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ), если такие зоны установлены до 01.01. 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
При этом исходя из требований ч. 10 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 01.01.2022 г. нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
3. В соответствии с ч. 16.2 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ до 01.01.2022 г. заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться с заявлением об изменении или прекращении существования ЗОУИТ, установленной в соответствии с частью 8 или 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны.

Таким образом, полагаю, что ЗСО возможно считать установленной при отсутствии сведений о ней в ЕГРН до 01.01.2025 г. при наличии:
- проекта ЗСО с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой и графической форме;
- экспертного заключения Органа Инспекции (с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой форме) и СЭ заключение Роспотребнадзора о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам;
- НПА органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении границ ЗСО и их режима (с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой форме на основании проекта ЗСО, экспертного и СЭ заключений на него);
- границ ЗСО на картах функциональных зон ГП МО и соответственно на картах градостроительного зонирования территорий в ПЗЗ МО ( с описанием местоположения границ ЗСО в графической форме).

update 31.01.2020 Спойлер

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 455-ФЗ внесены изменения в ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, в соответствии с которыми с 31.12.2019 г. была исключена норма о необходимости соблюдения требований ст. 106 ЗК РФ при установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ, включая ЗСО, в отношении которых не утверждено соответствующее положение.
В настоящее время Правительством Российской Федерации не утверждено положение о ЗСО.
Таким образом, положения статьи 106 ЗК РФ, в том числе о недопустимости требования согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах ЗОУИТ, не применяются при установлении, изменении или прекращении существования до 01.01. 2022 г. или до утверждения положения о ЗСО.

Полагаю, что установление ЗСО и осуществление иных видов деятельности, включая размещение зданий и сооружений для нового строительства, в ЗСО - это не одно и тоже, поэтому требования ч. 3 ст. 106 ЗК РФ, ч. 46 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ с учётом п. 16 ст. 105 ЗК РФ, явно противоречат требованиям п.п. 3.2.2.2, 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02.

обработка отходов является одним из видов деятельности по обращению с отходами

По требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм каждый владелец источника воды обязан организовать зону санитарной охраны и разработать проект ЗСО. В проекте четко определены границы всех трех поясов, для каждой из них указаны меры безопасности, соответствующий режим использования воды, а также список мер по предотвращению возникновения загрязнений для источника.

Разработка проекта зон санитарной охраны и обеспечение режима в зоне направлена на охрану от различного рода загрязнений водного источника, скважины и прилегающей территории.

Обзор законодательных документов, на основании которых проектируется ЗСО:

ФЗ РФ Об охране окружающей среды №7-ФЗ. (в ст. 3 говорится, что деятельность организаций должна вестись с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду с обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека).
ФЗ РФ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения №52-ФЗ (в ст. 19. говорится о том, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, и должна иметь благоприятные органолептические свойства).
СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. (ст. 1.4. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников).
СанПиН 2.14.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. (ст. 3 п. 3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В п.3.3 приводятся нормативные показатели питьевой воды, такие как общее микробное число, колифаги, общие колиформные бактерии и др. Кроме того, в п. 3.5. говорится о том, что исследования состава и качества воды должны проводиться только в аккредитованных лабораториях).
СП 2.1.5.1059-01. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения (ст. 2. п. 2.3. говорится о том, что организации, которые оказывают влияние на состояние подземных вод, должны принимать меры по предотвращению их загрязнения. В п.2.4. разъясняется, что охрана подземных вод подразумевает нормирование состава и свойств воды; организацию и эксплуатацию ЗСО, регламентирование порядка пользования недрами и пр.).
ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (с Изменениями N 1, 2) (В документе приведены термины, связанные с водопользованием: водопользование, регулирование качества воды, водопотребление и т.д.).

Полный цикл выпуска проекта условно можно разделить на три этапа. Остановимся подробнее на каждом из этапов.

  • документы о праве пользования земельными участками под артезианской скважиной (свидетельство о регистрации права);
  • лицензия на водопользование (при наличии);
  • копия паспорта скважины;
  • план или карта местности вокруг источника по установленному масштабу;
  • расчеты водоотведения и водозабора;
  • результаты анализа воды из скважины на все основные показатели за все время ее работы;
  • справка о настоящем санитарном состоянии источника;
  • схема эксплуатации источника воды;
  • акт обследования источника;
  • актуальный план мероприятий по охране воды, гидрогеологическое заключение Департамента недропользования о возможности использования подземных вод (т.е. описание водоносных горизонтов, участвующих в геологическом строении территории).

Второй этап: разработка проекта зон санитарной охраны
На втором этапе происходит сама разработка проекта. Регламентированной структуры проекта пока не существует (несмотря на то, что законодательство требует проект и наказывает за его отсутствие второй десяток лет). Однако методом проб и ошибок, а также на основании замечаний экспертных организаций и той общей информации, которая естьв СанПиН 2.1.4.1110-02, в нашей компании разработка проекта ЗСО происходит таким образом, что документы согласовывают как экспертная организация, так и Роспотребнадзор.

  1. Общие сведения (общие сведения об объекте; основной вид деятельности объекта; характеристика района размещения скважины; характеристика водопользования объекта).
  2. Характеристика санитарного состояния территорий размещения артезианской скважины (гидрогеологическая характеристика района расположения скважины; техническое состояние скважины, границы трех поясов ЗСО скважины (расчет зон санитарной охраны); оценка защищенности артезианских подземных вод на участки водозабора; характеристика санитарного состояния 1-го пояса ЗСО; характеристика санитарного состояния 2-го пояса ЗСО; характеристика санитарного состояния 3-го пояса ЗСО).
  3. Правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зоны санитарной охраны всех поясов артезианской скважины; мероприятия единовременного характера; мероприятия постоянного (режимного) характера.
  4. Данные о перспективах строительства в районе расположения скважины (в том числе жилых, промышленных с/х объектов).
  5. План мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, предупреждению загрязнения и улучшению качества питьевой скважины.
  6. Выводы.
  7. Картографический материал.
  8. Список использованной литературы.
  9. Приложения (документ, подтверждающий право пользования земельных участком под артезианской скважиной; мероприятия по 2 и 3 поясам ЗСО, согласованные с землепользователями, копия паспорта водозаборной скважины; копия паспорта на насос; копия договора на вывоз и размещение коммунальных отходов; копии протоколов лабораторных испытаний артезианской вод).

Хотелось бы предупредить, что проект зоны санитарной охраны – это часть большой работы по легализации водопользования без привлечения централизованной сети Водоканала. Обычно этот документ является этапом на пути к получению лицензии на недра в части добычи воды . Он готовится параллельно с поиском и оценкой запасов подземных вод.

Мы не будем приводить подробное описание разработки проекта, так как в этом случае объем информации выйдет далеко за рамки одной статьи. Остановимся лишь на подразделе “2.3. Границы первого, второго и третьего поясов ЗСО артезианской скважины”.

Границы первого пояса
Здесь все просто. СанПиН 2.1.4.1110-02 сам называет минимальный размер первого пояса – 30 метров. Если нормативная граница выдержана – замечательно. Однако бывают случаи, когда по незнанию владельцы скважины застраивают территорию первого пояса строениями, которых в первом поясе быть не должно. Тогда приходится либо сносить сооружения либо сокращать размер пояса, если исключается возможность загрязнения почвы и подземных вод. В нашей практике удавалось сокращать первый пояс до 4 метров.

При этом очень важно соблюдать строго предписанные СанПиНом требования – огородить саму скважину кирпичным павильоном, засадить территорию вокруг павильона многолетней травой и огородить забором; периодически проводить осмотр состояния забора и территории пояса.

Границы второго пояса
Для определения границы второго пояса необходимо знать основной параметр – время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Значение берут из табл.1 СанПин 2.1.4.1110-02 и СНиП 23-01-99.

таблица из СанПин для расчета второго пояса ЗСО


Рис. Табл. 1 СанПин 2.1.4.1110-02

таблица из СНиП для расчета второго пояса ЗСО


Рис. Табл. СНиП 23-01-99

Формула для расчета второго пояса ЗСО


Рис. Формула для расчета второго пояса ЗСО из СанПин

где RII – расстояние от водозаборной скважины до границ второго пояса ЗСО, м; Q – производительность скважины, метры кубические в сутки; Тм – расчетный период выживания бактерий, сут.; n – активная пористость водовмещающих пород (n составляет для песчаника – 0,1); m – вскрытая мощность водоносного горизонта, м. (данные берутся из паспорта скважины)

Пример расчета второго пояса ЗСО:

Пример расчета второго пояса ЗСО


Рис. Пример расчета второго пояса ЗСО

78 метров – расстояние до водозабора до границ второго пояса конкретного объекта.

Границы третьего пояса
Чтобы вычислить границы третьего пояса, потребуется определить срок эксплуатации водозабора (скважины). Обычно это 25-50 лет или 10 тыс. суток.

Формула расчета третьего пояса ЗСО


Рис. Формула расчета третьего пояса ЗСО

где Тх – оставшийся срок эксплуатации артезианской скважины, сут. (10 тыс. сут).

Пример расчета третьего пояса ЗСО:

Пример расчета третьего пояса ЗСО


Рис. Пример расчета третьего пояса ЗСО

Итак, граница третьего пояса ЗСО определяется для всего водозабора, начиная от ее условного центра, и равна в нашем случае 553 метрам.

Разработка проекта ЗСО с верным расчетом границ, а самое главное – проведение анализа воды и соблюдение предписанных правил и режима использования территории со скважинами обеспечит водопользователям защиту от отравления некачественной водой и спокойствие самому владельцу скважины.


Вы можете заказать разработку проекта зоны санитарной охраны (проект ЗСО) в ООО "Одум". Наши специалисты оформят необходимые документы, а также представят их на рассмотрение в территориальное управление Роспотребнадзора.

Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

Зоны санитарной охраны (ЗСО) — ограничения использования территории с целью защиты мест водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, а также территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02: зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:

  • Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
  • Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Рис.2.1. Павильон скв. № 1
ЗСО 1 и 2 пояса

В каждом из трех поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Стоит отметить, что разработка проектов ЗСО осуществляется только для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Для источников водоснабжения технического назначения установление зон санитарной охраны не требуется.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

Разработка проекта зон санитарной охраны

При разработке проекта ЗСО можно выделить следующие основные этапы:

  • Сбор и анализ исходной информации. Выезд специалиста для проведения обследования санитарно-технического состояния водозаборных сооружений (скважин) и прилегающей территории;
  • Разработка проекта ЗСО – разработка проекта на основании результатов обследования и полученных данных Заказчика, а также фондовых материалов региональных исследований;
  • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации и получение положительного экспертного заключения;
  • Согласование проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения;
  • Согласование проекта в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края;
  • Внесение сведений в ЕГРН.

Разработка проекта ЗСО предприятия выполняется на основании оформленного в установленном порядке договора (контракта) на создание проекта, представляющего собой перечень организационных, экономических и правовых положений, устанавливающих функционально-технологическое и юридическое закрепление обязательств, прав и ответственности сторон на период действия договора (контракта).

Для оценки объема работ на стадии заключения договора по разработке проекта ЗСО Заказчик предоставляет Исполнителю предварительные исходные данные:

  • Реквизиты предприятия (организации, учреждения);
  • Вид деятельности предприятия (организации, учреждения);
  • Вид источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
  • Количество и глубина водозаборных скважин;
  • При наличии двух и более скважин в группе расстояние между ними;
  • Расстояние от водозаборных скважин до объектов, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
  • Перечень имеющейся информации на скважины (лицензия, паспорта на скважины, проект на бурение, лабораторные исследования качества воды и прочее).

Примечание

Радиус первого пояса ЗСО должен составлять не менее 30 метров, т.е. площадка под размещение водозаборных скважин должны быть с размерами не менее 60х60 метров. Однако на практике часто встречается, что нормативный размер первого пояса ЗСО не выдержан и уже на расстоянии менее 15 метров расположены объекты, не имеющие непосредственного отношения к водозаборным сооружениям. Либо, площадка имеет нормативный размер и обустроена, но скважина размещена с краю этой площадки, что также является нарушением санитарных норм.

Таким образом, Вам необходимо точно знать ситуацию с поясом строгого режима ЗСО на Вашем водозаборе. Обратите внимание, что на площадке ЗСО-1 не допускается располагать объекты, не имеющих непосредственного отношения к водозаборным сооружениям (размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений), а также площадку ЗСО-1 не должна пересекать внутренняя дорога (даже если по ней минимальное движение транспорта).

Сбор исходных сведений

На первом этапе разработки проекта ЗСО Заказчик предоставляет Исполнителю пакет документов, включающий, но не ограничиваясь, следующий перечень документов:

  1. Общие сведение о предприятии:
    • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
    • Идентификационные коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО; ОКВЭД; ОКПО и др.;
    • Временной режим работы предприятия;
    • Ф.И.О. руководителя
    • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды на предприятии;
    • Кадастровый паспорт на земельные участки;
    • Форма собственности на земельные участки (аренда или собственность). Приложить договора или другие правоустанавливающие документы;
  2. Характеристика объекта, в том числе:
    • цели водоснабжения;
    • дата введения в эксплуатацию водозаборных скважин;
    • Технический отчет о гидрогеологических работах (строительстве водозаборного сооружения);
    • Гидрогеологическое заключение (при наличии);
    • Паспорта скважин;
    • Гидрогеологические данные (мощность водоносного горизонта, напор, мощность водоупоров, дебит скважины);
    • Данные о водопотреблении из водозаборной скважины и количестве воды, расходуемой на технические и отдельно на питьевые нужды;
    • Протоколы анализа питьевой воды, проводимые за время эксплуатации водозаборных скважин;
    • Данные об устройстве скважин (затрубная цементация эксплуатационной колоны, бетонная опалубка скважины, оголовок, павильон насосной станции и др.);
    • Данные о насосной станции. Справка о глубине установки насоса в теле скважины, марка насоса;
    • Справка о месте сброса сточных вод от поселка из канализации и месте их сброса на рельеф (водный объект);
    • Данные о водопроводе от водозаборной скважины до объекта, на карте и информация о нем, местоположения;
    • Схема расположения водозаборных скважин;
    • Данные о перспективе строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектах;
    • Документация на земельный участок в районе расположения скважин (договор аренды, свидетельство о собственности земли, др);
    • В случае проведения водоподготовки (наличие установок очистки и обеззараживания воды), приложить паспорта на очистные установки;
    • Рабочая программа производственного контроля качества воды

После получения исходных данных Исполнитель проводит анализ на соответствие их требованиям санитарного и природоохранного законодательства РФ.

Вся информация предоставляемая Заказчиком для выполнения проекта Исполнителем заверяется подписью и печатью руководителя предприятия (организации, учреждения). Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых исходных данных несет Заказчик.

Ответственный исполнитель проекта при необходимости консультирует Заказчика по подготовке исходных данных для проекта, а также организует совместную работу с Заказчиком на предприятии при формировании пакета документов.

В ходе проведения работы Исполнителем по разработке проекта ЗСО Заказчик обязан предоставить свободный доступ на территорию предприятия представителям Исполнителя для осмотра территории и производственных подразделений.

Последовательность составления проекта ЗСО

Этапы разработки проекта и установления размеров ЗСО:

  • Общие сведения об участке водозабора;
  • Общие сведения о предприятии;
  • Общие сведения о водозаборе подземных вод;
  • Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения;
  • Физико-географические условия. Климат;
  • Геологические условия и геоморфология;
  • Гидрогеологические условия;
  • Химический состав и качество подземных вод;
  • Зоны санитарной охраны подземных вод;
  • Назначение поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения;
  • Обоснование границ I, II, III поясов ЗСО;
  • Расчет II пояса ЗСО;
  • Расчет III пояса ЗСО;
  • Правила и режим хозяйственного использования территории, входящих в зону санитарной охраны всех поясов
  • Санитарный режим в пределах поясов зон санитарной охраны
  • Запретительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны
  • Санитарно-оздоровительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны
  • Правила и режим использования по санитарно-защитной полосе водоводов
  • План первого пояса ЗСО водозаборных скважин (М 1:500 - 1:1000)
  • План второго и третьего поясов ЗСО водозаборных скважин (М 1:10 000 – 1:25 000)
  • Ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением водопроводных площадок и линии водовода (М 1:10 000 – 1:25 000)
  • Гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора

Формирование проекта ЗСО с приложениями исходных данных, результатов проведённых расчетов и учредительных документов предприятия (организации, учреждения).

Согласование проекта ЗСО

Согласование проекта ЗСО осуществляется в следующем порядке:

  • Утверждение проекта зон санитарной охраны Заказчиком;
  • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации с получением положительного экспертного заключения;
  • Согласование в территориальном Управлении Роспотребнадзора с получением положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормативам;
  • Согласование проекта в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края;
  • Внесение сведений в ЕГРН.

В составе проекта обязательной частью является перечень предусмотренных мероприятий, которые обязательно должны быть согласованны с собственниками земель, попадающими в радиусы второго и третьего поясов.

Сопровождение процедуры согласования проекта Исполнителем:

  • Уведомление Заказчика о готовности проекта;
  • Доставка проекта ЗСО в согласующий орган;
  • Отслеживание процесса согласования;
  • При наличии замечаний к проекту – устранение замечаний и доработка проекта в части совей компетенции, Исполнитель осуществляет без дополнительной оплаты;
  • Уведомление Заказчика о получении всех необходимых разрешений и передача согласованного проекта и полученных санэпидзаключений Заказчику.

Сроки согласования в согласующих органах:

  • Получение санитарно-эпидемиологического экспертного заключения – по условиям экспертных организаций (регламент не более 60 рабочих дней);
  • Согласование проекта в Роспотребнадзоре – по условиям согласующих организаций (регламент не более 60 рабочих дней);
  • Согласование проекта в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края;
  • Внесение сведений в ЕГРН.

Сроки действия проекта ЗСО

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

Ответственность за отсутствие проекта ЗСО

Проект ЗСО разрабатывается во исполнение действующего законодательства РФ:

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц -от 100 до 200 МРОТ).

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).

Статья 8.13. КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных объектов"

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 15 до 20 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 до 20 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Статья 8.14. КоАП РФ "Нарушение правил водопользования водных объектов"

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ

Статья 8.15. КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств"

Стоимость разработки проекта ЗСО

Срок разработки проекта ЗСО (без учета согласования в контролирующих органах) может составлять от 3-х недель до 6 месяцев в зависимости от количества скважин и сложности объекта.

Минимальная стоимость разработки проекта для одной скважины составляет от 90 000 рублей без учета НДС.
В стоимость включено сопровождение при согласовании во всех согласующих органах и организациях.

Стоимость разработки проекта для группового подземного водозабора, а также поверхностного определяется индивидуально в зависимости от объема работ и наличия исходной документации.

Доверьте разработку проекта ЗСО специалистам!

Инженеры-экологи компании Одум выполняют разработку проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения в полном соответствии с последними требованиями природоохранного законодательства.


Новые требования к установлению ЗСО с 01.01.2020

Модератор: Ecolog-Julia

Правила форума
В этом разделе форума обсуждаются конкретные нормативные и законодательные акты. Обсуждаются проекты законов.
Вопросы и просьбы в помощи определиться с законом будут удаляться из этого раздела.


Самый полезный участник форума

Новые требования к установлению ЗСО с 01.01.2020

Лёха писал(а): ↑ 12 дек 2019, 15:51 Согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории решение об установлении такой зоны принимается в соответствии с требованиями, введенными статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования указанного Федерального закона (04.08.2018) Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Порядок установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (то есть до 04.08.2018) Правительством Российской Федерации не утверждался.
Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на сегодняшний день Правительством Российской Федерацией также не утверждено.
Учитывая вышеизложенное, принятие решения Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по установлению, изменению и прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возможно только после утверждения Правительством Российской Федерации Положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ в редакции от 31.12.2019 г. регламентирует, что в случаях, если до 01.12. 2019 года Правительством РФ в соответствии с ч.1 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации не утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида, то установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (включая ЗСО) осуществляется до 01.01.2022 в порядке, установленном до дня официального опубликования ФЗ № 342-ФЗ (04.08.2018 г.), с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ.
До 04.08.2018 г. ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ регламентировала, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Спойлер

1.5 . ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Роспотребнадзор правоприемник ЦГСЭН и выдаёт СЭ заключения) и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

Для установления ЗСО должно быть в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам границы и режима ЗСО, указанным в проекте ЗСО, т.е. для установления ЗСО применяется СЭ заключение Роспотребнадзора о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам, выданное на основании экспертного заключение Органа Инспекции (результата СЭ экспертизы) в соответствии требований ч. 2 ст. 42 ФЗ № 52-ФЗ.
Таким образом, до 01.01.2022 г. установление ЗСО осуществляется на основании требований ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ в редакции до 04.08.2018 г. и СанПиН 2.1.4.1110-02.
Также полагаю, что утверждение нового Положения о ЗСО должно отменить действие СанПиН 2.1.4.1110-02. Спойлер

1. Пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 требует в генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указывать на схеме планировочных ограничений, т.е. должны быть указаны на картах функциональных зон ГП МО и соответственно на картах градостроительного зонирования территорий в ПЗЗ МО.
2. На основании п. 1 ч. 8 и ч. 9 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ до 01.01.2025 г. ЗОУИТ (включая ЗСО) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН, требования ч. 12 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ), если такие зоны установлены до 01.01. 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
При этом исходя из требований ч. 10 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 01.01.2022 г. нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
3. В соответствии с ч. 16.2 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ до 01.01.2022 г. заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться с заявлением об изменении или прекращении существования ЗОУИТ, установленной в соответствии с частью 8 или 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны.

Таким образом, полагаю, что ЗСО возможно считать установленной при отсутствии сведений о ней в ЕГРН до 01.01.2025 г. при наличии:
- проекта ЗСО с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой и графической форме;
- экспертного заключения Органа Инспекции (с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой форме) и СЭ заключение Роспотребнадзора о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам;
- НПА органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении границ ЗСО и их режима (с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой форме на основании проекта ЗСО, экспертного и СЭ заключений на него);
- границ ЗСО на картах функциональных зон ГП МО и соответственно на картах градостроительного зонирования территорий в ПЗЗ МО ( с описанием местоположения границ ЗСО в графической форме).

update 31.01.2020 Спойлер

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 455-ФЗ внесены изменения в ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, в соответствии с которыми с 31.12.2019 г. была исключена норма о необходимости соблюдения требований ст. 106 ЗК РФ при установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ, включая ЗСО, в отношении которых не утверждено соответствующее положение.
В настоящее время Правительством Российской Федерации не утверждено положение о ЗСО.
Таким образом, положения статьи 106 ЗК РФ, в том числе о недопустимости требования согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах ЗОУИТ, не применяются при установлении, изменении или прекращении существования до 01.01. 2022 г. или до утверждения положения о ЗСО.

Полагаю, что установление ЗСО и осуществление иных видов деятельности, включая размещение зданий и сооружений для нового строительства, в ЗСО - это не одно и тоже, поэтому требования ч. 3 ст. 106 ЗК РФ, ч. 46 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ с учётом п. 16 ст. 105 ЗК РФ, явно противоречат требованиям п.п. 3.2.2.2, 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Читайте также: