Кто имеет право проводить пожарный аудит

Обновлено: 25.06.2024

Государственный пожарный надзор на объектах аудита (НОР), и расчеты по оценке пожарного риска

Планирование плановых и внеплановых проверок, порядок их проведения, оформление их результатов регламентируется приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".

Планирование проверок осуществляется на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, объектов защиты, с учетом решений вышестоящих должностных лиц органов ГПН, сезонных и местных условий, сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требо ваниям пожарной безопасности (далее - НОР) , сведений из реестра уведомлений о начале деятельности, а также официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления о (об):

- правообладателях объектов защиты;

- отнесении правообладателей объектов защиты к субъектам малого (малое предприятие или микропредприятие) или среднего предпринимательства;

- вводе объектов защиты в эксплуатацию;

- государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Основанием для включения плановой проверки органа власти в пятилетний план является истечение пяти лет со дня окончания проведения последней плановой проверки органа власти.

Основанием для включения плановой проверки объекта защиты в ежегодный план является истечение:

1) трех лет со дня:

- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;

- окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки объекта защиты в ежегодный план проверок физических лиц-правообладателей является истечение трех лет со дня:

- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;

- окончания проведения последней плановой проверки.

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;

- по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.

(п. 31 приказа МЧС № 375 от 28.06.2012 г.).

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2-11 настоящего пункта;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

(п. 43 приказа МЧС № 375 от 28.06.2012 г.).

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

- сведений от граждан, организаций о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

- обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка в отношении объекта защиты по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта 3 настоящего пункта, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в течение двадцати четырех часов о проведении мероприятий по надзору посредством направления в органы прокуратуры заявления типовой формы, установленной приказом Минэкономразвития России N 141, о согласовании органом ГПН с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии таковой). В случае поступления в органы ГПН заключения НОР с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности копия данного заключения прилагается к заявлению.

Внеплановая проверка в отношении объекта защиты физического лица-правообладателя по основанию, указанному в абзаце втором и третьем подпункта 3 настоящего пункта, может быть проведена незамедлительно.

(п. 47 приказа МЧС № 375 от 28.06.2012 г.).

В случае проведения аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 43 настоящего Административного регламента.

Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:

1) исполнение в полном объеме данного мероприятия;

2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором расчетом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, - для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент);

3) наличие расчета по оценке пожарного риска в случаях, установленных Техническим регламентом, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным федеральным законом, - для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу Технического регламента.

При выяснении в ходе проверки, в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям внеплановая проверка осуществляется в объеме, предусмотренном пунктом 48 настоящего Административного регламента, с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

При применении на объекте защиты комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ходе проверок проверяется их соблюдение.

ГОСТ Р 57974-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования

Production services. Organization of health checks of the systems and installations for fire protection of buildings and structures. General requirements

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ВДПО), Ассоциацией "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности" (НСОПБ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 "Производственные услуги"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2020

Введение

Автоматические системы противопожарной защиты (далее - системы) зданий и сооружений являются одним из наиболее эффективных средств противопожарной защиты объектов.

Систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" настоящий стандарт является нормативным документом по пожарной безопасности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее - объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее - системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

- автоматических установок пожаротушения;

- автономных установок пожаротушения;

- автономных устройств пожаротушения;

- автоматической пожарной сигнализации;

- систем оповещения и управления эвакуацией;

- систем противодымной защиты;

- внутренних противопожарных водопроводов;

- лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли;

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:

ГОСТ 21.001 Система проектной документации для строительства. Общие положения

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ Р 56935 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения "01" и "112"

ГОСТ Р 57369 Производственные услуги. Термины и определения

СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочной стандарт, на которой дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 автоматическая пожарная сигнализация: Совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.

3.2 автоматическая установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически срабатывающая, при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара, установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

3.3 автономная установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически осуществляющая функции обнаружения и тушения пожара независимо от внешних источников питания и систем управления.

3.4 автономное устройство пожаротушения: Стационарное техническое средство, предназначенное для тушения пожара, обеспечивающее выпуск огнетушащего вещества при срабатывании от воздействия опасных факторов пожара.

3.5 внутренний противопожарный водопровод: Совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам.

3.6 проектная документация: Совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

3.7 проверка работоспособности систем (системы, элементов) обеспечения пожарной безопасности объекта: Подтверждение соответствия (несоответствия) систем (системы, элементов) обеспечения безопасности объекта, при котором проверяются значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции и их соответствие (несоответствие) требованиям законодательства, а также нормативной, технической и/или конструкторской (проектной) документации, стандарта организации, согласованного с профильным техническим комитетом и проводится лицом, имеющим оценку компетентности в соответствующей области, выполненной специалистом (экспертом-аудитором), с применением необходимого аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений.

3.8 работоспособность: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.9 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

3.10 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: Совокупность технических средств, предназначенных для информирования людей о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

3.11 система противодымной защиты: Комплекс инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение распространения продуктов горения в течение времени необходимого для эвакуации людей в безопасные зоны или в течение всей продолжительности пожара.

3.12 стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, и согласованный с профильным техническим комитетом по стандартизации услуг в области обеспечения пожарной безопасности, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за которым закреплен мониторинг применения настоящего стандарта (далее - профильный технический комитет).

4 Общие требования

4.1 Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее - руководитель).

4.2 Цель (цели) проверки:

- подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;

- возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.

5 Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля

5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.

5.3 Проверка средств огнезащиты на объекте проводится не реже 1 раза в год.

5.4 Проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода.

5.3-5.4 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

6 Порядок организации проверок

6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности установленной настоящим стандартом.

Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.

6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее - сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.

Чек-лист пожарной проверки: что учесть до и как вести себя во время визита инспекторов

Инспекторы пожарной инспекции могут приостановить деятельность компании на срок до 3 месяцев, что в некоторых случаях приведет к краху бизнеса. Поэтому важно соблюдать все требования ведомства — если вы ничего не нарушаете, визиты будут редкими и быстрыми, а результаты проверок — положительными.

Подготовиться к визиту сотрудников налоговой, пожарной инспекции и Роспотребнадзора поможет детальная статья в нашем блоге. В ее основу лег многолетний опыт экспертов консалтинговых и бухгалтерских компаний.

Виды проверок пожарной инспекцией

Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.

Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.

Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:

  • Нужно проконтролировать выполнение ранее выданного предписания.
  • В инспекцию поступила информация о том, что на вашем предприятии нарушаются правила пожарной безопасности, есть угроза здоровью и жизни граждан.
  • Есть соответствующее распоряжение Президента или Правительства Российской Федерации.

О том, что инспекторы нанесут внеплановый визит, вас обязаны предупредить не позднее, чем за 24 часа. Без уведомления могут прийти, если есть угроза здоровью и жизни граждан или обратился потребитель с жалобой на нарушение своих прав.

Чек-лист пожарной проверки: как не допустить нарушений

У вас обязательно должны быть приказ руководителя компании и инструкция по пожарной безопасности. В инструкции зафиксируйте:

  • требования к содержанию помещений, территории, путей эвакуации;
  • правила эксплуатации оборудования и обеспечения безопасности во время проведения работ, связанных с риском возникновения возгорания;
  • правила хранения и перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ;
  • расположение мест для курения;
  • граничные показания измерительных приборов, превышение которых может привести к возгоранию;
  • действия персонала при пожаре;
  • процесс эвакуации сотрудников и материальных ценностей.

Кроме подготовки приказа и инструкции важно позаботиться вот о чём:

  1. Каждый новый сотрудник должен пройти инструктаж по противопожарной безопасности. До этого момента его нельзя допускать к работе.
  2. Если на этаже работает больше десяти сотрудников, обязательно нужно составить и вывесить на видном месте планы эвакуации. Также должна быть разработана система оповещения на случай возгорания.
  3. Если в компании больше пятидесяти сотрудников, нужно не реже, чем раз в полгода, устраивать учебную эвакуацию.
  4. В каждом помещении должны быть таблички с номером пожарной охраны.
  5. Двери, расположенные на эвакуационных маршрутах, должны свободно открываться по направлению движения людей. Нельзя загораживать выходы мебелью или иным способом ограничивать их доступность!
  6. Обязательно нужно закупить огнетушители и обеспечить их своевременное обслуживание.
  7. Дороги и проезды, ведущие к пожарным лестницам и источникам воды, должны быть свободны и содержаться в таком состоянии, чтобы по ним могла проехать техника.

Чек-лист пожарной проверки: что проверяет инспектор

Чек-лист пожарной проверки: что проверяет инспектор

Задача сотрудника пожарной инспекции — убедиться, что в офисе, ресторане, магазине или на производственном предприятии соблюдаются Правила пожарной безопасности, которые утверждены МЧС России. Эти Правила касаются всех организаций, вне зависимости от формы собственности и рода деятельности.

Инспектор в ходе проверки проверит:

  • в каком состоянии эвакуационные выходы — не перекрыты ли они мебелью, ненужными вещами, все ли двери открываются по ходу движения людей;
  • в каком состоянии дороги и проезды, ведущие к пожарным лестницам и источникам воды, — не перекрыты ли они, очищены ли от снега и льда;
  • оборудовано ли предприятие средствами пожаротушения, системой уведомления о пожаре;
  • все ли документы, касающиеся пожарной безопасности, имеются и составлены правильно;
  • прошли ли сотрудники инструктаж;
  • правильно ли составлены и размещены планы эксплуатации и т. д.

Выездная плановая проверка предприятия может длиться не более 20 рабочих дней, малого предприятия — до 50 часов, микропредприятия — до 15 часов. Внеплановая — до 10 дней в общем случае, до 2 дней — для малого бизнеса.

Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право

Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.

Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.

Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!

Проверка пожарной безопасности доставляет немало хлопот сотрудникам управляющей организации. А за несоблюдения требований законодательства управляющей компании может грозить штраф до 200 тысяч рублей.

Разберёмся, какие документы регулируют работу пожарного надзора, как подготовиться к приходу пожарного инспектора и какие нарушения обнаруживаются в ходе проверки чаще всего.

Узнайте о предстоящей проверке государственного пожарного надзора

  1. Плановые. Такие проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые в обязательном порядке согласуются с органами прокуратуры. Узнать о предстоящей в календарном году проверке вы можете на сайте Генеральной прокуратуры РФ после 1 января текущего года. Также не позднее трёх рабочих дней до начала проверки Госпожнадзор направит вам уведомление о проведении проверки.
  2. Внеплановые. О проведении проверки этого вида вас предупредят не позднее, чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом. Есть один нюанс – если от собственников помещений в МКД, физических или юридических лиц поступила жалоба об угрозе жизни и здоровью граждан, животных, государственные органы имеют право не предупреждать вас о проведении проверки.
  • истекает срок ранее выданного организации предписания об устранении нарушений;
  • на нарушение требований на вашем объекте жаловались жильцы, средства массовой информации, государственные или муниципальные органы;
  • органом государственной власти или местного самоуправления установлен особый противопожарный режим;
  • есть требование органов прокуратуры или поручение Президента РФ.

Изучите законодательство о требованиях пожарной безопасности

    . В этом законе описаны общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности: основные задачи государственного пожарного надзора, разработка и реализация мер пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и др.. Этот документ регулирует принципы обеспечения пожарной безопасности. В нём описаны требования, которые предъявляются к системам противопожарной безопасности. Если объекты не будут соответствовать этим требованиям, инспектор вправе выписать вам предписание об устранении правонарушений.. Он описывает основания проверок, их периодичность и порядок.

Подготовьте документы

Если вам стало известно, что скоро организацию посетит с проверкой государственный пожарный инспектор, в первую очередь подготовьте пакет документов, которые понадобятся проверяющему.

  • выявите нарушения требований пожарной безопасности;
  • проведёте учёт первичных средств пожаротушения;
  • проверите работоспособность систем противопожарной защиты, оповещения и эвакуации;
  • проверите размещение эвакуационных знаков.

У вас будет время на устранение нарушений. Если не сможете устранить все, то минимизируете перечень нарушений.

Устраните нарушения

Нам известны самые частые ошибки управляющих организаций. Обратите на них внимание и вероятность, что вы будете во всеоружии к приходу пожарного инспектора, возрастёт в разы.

  • неисправное состояние систем автоматической пожарной сигнализации;
  • неисправное состояние систем оповещения людей при пожаре;
  • использование горючих материалов при отделке путей эвакуации;
  • эксплуатацию чердачных и подвальных помещений не по назначению;
  • нарушение режима курения;
  • некорректное ведение документации по пожарной безопасности;
  • отсутствие у ответственного за противопожарную безопасность сотрудника удостоверения о прохождении курсов противопожарного минимума;
  • незаконную перепланировку;
  • отсутствие огнезащитной обработки несущих конструкций, деревянных конструкций кровли и чердачных помещений;
  • неисправность или неукомплектованность пожарного водопровода.

Хотите избежать проверки, проведите экспертизу

Да, такой способ есть. Проверить исполнение требований вам всё-таки придётся, но это сделает подрядная организация, а не инспектор государственного пожарного надзора. Заключите договор на проведение пожарного аудита с лицензированной организацией. Он проводится с целью выявления нарушений требований пожарной безопасности на объекте и разработки мероприятий по их устранению.

Если аудит прошел успешно и объект был признан соответствующим требованиям пожарной безопасности, поступление такого заключения до утверждения ежегодного плана в орган Госпожнадзора, плановые проверки в отношении таких объектов защиты не планируются в течение трёх лет.

Стоит такое удовольствие недёшево. Если у вас в управлении многоквартирный дом площадью 2500 квадратных метров, то цена будет около 100 000 рублей. Не каждая управляющая компания может себе это позволить, но стоимость проверки в некоторых случаях получается значительно меньше, чем штраф за нарушение требований пожарной безопасности.

Читайте также: