Кто имеет право проверять лицензию на такси

Обновлено: 18.05.2024

Для агрегаторов такси и таксопарков Автокод предлагает решения по проверке соответствия водителей и ТС требованиям благонадежности и безопасности.

Теме проверки благонадежности водителей такси уделяется всё больше внимания государственных структур. Это вызвано неуклонным ростом ДТП и правонарушений с их стороны в последние годы.

Для агрегаторов такси и владельцев таксопарков проверка водителей важна не только ввиду требований регуляторов, но и по причине несения ответственности за безопасность и жизнь пассажиров и сохранность имущества компании.

С помощью Автокода можно проверить водителей по основным пунктам риска: действительность документов (паспорта, водительских прав), оценка качества вождения (стаж, штрафы, ДТП, скоринговый балл), наличие проблем с законом, финансовое состояние и пр.

Проверка доступна как по гражданам России, так и СНГ.

  • Повышение безопасности и лояльности пассажиров
  • Снижение рисков угона и попадания в ДТП автомобилей в собственности
  • Минимизация затрат на оплату штрафов и компенсаций

Техническое состояние личных автомобилей новых водителей или автомобилей парка партнёра может представлять угрозу для безопасности пассажиров и снизить их лояльность.

Предварительная проверка ТC через Автокод позволяет верифицировать данные из документов на ТС и получить информацию о полной истории эксплуатации автомобиля: ДТП, регистрационные действия, пробеги, нахождение в лизинге, розыске и др.

  • Обеспечение безопасности и сохранение лояльности пассажиров благодаря снижению риска приема проблемных автомобилей в парк
  • Минимизация количества ДТП из-за неисправностей автомобиля и сокращение расходов на ремонт и компенсации пострадавшим

Проблемы могут возникать не только при приеме ТС в парк или заключении договора с новым водителем, но и в процессе его эксплуатации:

  • ТС могут попадать в ДТП, объявляться в розыск
  • На ТС выписываются штрафы. Их оплата после "льготного периода" приводит к увеличению сумм для погашения, а несвоевременная оплата - к возбуждению исполнительных производств.

С помощью Автокода можно проводить регулярный мониторинг автопарка - как собственного, таки и подрядчиков - физических и юридических лиц.

  • Сокращение расходов на оплату штрафов ГИБДД, МАДИ, АМПП
  • Снижение аварийности и сохранение лояльности клиентов за счет своевременного ремонта или снятия с линии неисправных ТС

Мы готовы обсудить и другие варианты сотрудничества. Чтобы узнать о наших возможностях, а также получить коммерческие условия, ознакомиться с тарифными планами или подобрать персональное предложение, свяжитесь с нами по телефону или email, указанным ниже, или через форму заявки на бесплатную консультацию.

Наши клиенты о нас

Марков Николай Генеральный директор Интеграция с Автокод помогла нам значительно сократить количество сделок с участием проблемных авто. Также мы снизили финансовые и временные расходы на проверку транспортных средств. Это позволило повысить качество обслуживания. Весь кейс

Юлия Игоревна Мартышева Начальник управления сопровождения клиентских и банковских операций С Автокод мы смогли снизить риски кредитования обремененных автомобилей. Это существенно повлияло на сокращение дополнительных расходов компании и скорость обслуживания клиентов. Весь кейс

Денис Макаров Руководитель управления методологии обязательных видов страхования Автоматическая проверка данных о ТС помогла снизить негативное влияние от недобросовестных страхователей, а нашим добросовестным клиентам – избежать ошибок при оформлении полиса. Мы уверены, что при переходе на электронные полисы ОСАГО. Весь кейс

Отзыв о сотрудничестве Представитель компании Мы ставим в приоритет душевное спокойствие наших пользователей в процессе покупки и продажи автомобилей. Благодаря сервису “Автокод” нам удалось сделать сайт безопасной площадкой для сделок подобного рода. И это стало нашим конкурентным преимуществом. Весь кейс

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Ребенок испачкал салон такси, и водитель запер его с матерью в салоне, требуя компенсацию за химчистку. Такси врезалось в фонарный столб, и пассажирка получила многочисленные травмы. Таксист привез заказчика не по нужному адресу, высадил буквально в сугроб и уехал. Все пострадавшие пользовались услугами агрегаторов и совершенно внезапно для себя обнаружили, что те… не несут никакой ответственности за произошедшее, даже если виноват водитель. Неужели это по закону?

Агрегаторы такси: кто и за что несет ответственность?

В нем говорится, в частности, следующее:

  • Водитель такси должен иметь не меньше 3 лет стажа за рулем.
  • Разрешение получается на автомобиль. Причем, не только на тот, который в собственности, но и тот, который арендован или используется по доверенности.
  • Водитель имеет право совершать межрегиональные поездки без получения дополнительных разрешений, если место посадки пассажира было в том регионе, в котором получена лицензия.

Как видите, условия для таксистов сравнительно гуманны. И сейчас, когда сегмент перевозок пассажиров в целом развивается очень бурно, многие пользуются возможностью и начинают оказывать такие услуги.

Но при всем удобстве такси нельзя забывать, что передвижение в легковом автомобиле потенциально опасно, и никто не застрахован от аварии.

Кто отвечает за ДТП с участием такси, и как можно получить компенсацию?

Важно! Пассажир такси, попавшего в ДТП, имеет право на компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в аварии. Выплаты производит компания-страховщик того, кто виноват в столкновении. Так как все автомобили сейчас должны в обязательном порядке быть застрахованы по программе ОСАГО, пассажирам гарантируется выплата.

Что нужно сделать?

1. Необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Если пассажир получает серьезные травмы и его увозят в больницу, этот факт фиксируется в протоколе. Но если травмы не серьезные, то дождаться нужно обязательно!

2. По факту аварии составляется протокол ДТП. Важно! В нем должно быть зафиксировано, что имеются пострадавшие!

3. После получения протокола ДТП пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все травмы. После осмотра врач выписывает заключение, в котором указывает степень травм.

4. Подготовить для страховой компании пакет документов, включающий в себя: акт об аварии, медицинское заключение. Если пострадало имущество, нужны еще: документы, подтверждающие право собственности на это имущество, заключение независимого эксперта о причинении имуществу вреда, подтверждение расходов на ремонт имущества.

О своем желании получить страховую выплату страховщика нужно уведомить в течение 15 дней после ДТП.

Важно! Если такси было нелегальным, а водитель отказывается компенсировать причиненный пассажиру вред, требовать выплату можно только через суд.

Водитель требует больше денег, чем договаривались изначально. Надо ли платить?

За что отвечают агрегаторы?

Большинство пассажиров не знает этих нюансов, но реальность такова, что на сегодняшний день агрегаторы такси не отвечают за то, что произошло (или не произошло) с пассажиром во время поездки. Ответственности за ДТП с участием водителя, приехавшего по вызову, они также не несут, поэтому обращаться к администрации в случае аварии бесполезно.

Дело в том, что законы, регламентирующие работу такси, на них не распространяются. Агрегаторы оказывают информационные услуги и отвечают за то, что водитель и пассажир встретились. В дальнейшем клиент оказывается предоставлен самому себе.

И если случился конфликт, то решать их водитель и пассажир тоже будут самостоятельно.

2. При этом водителей дополнительно никаким образом не проверяют на состояние здоровья и усталость. Не существует понятия ограничения смены, и водитель может проводить за рулем много часов кряду, что сказывается на его концентрации и скорости принятия решений, а это в свою очередь приводит к авариям.

3. В случае ДТП агрегаторы никаких компенсационных выплат также не предлагают.

Кстати, Uber ранее штрафовали за то, что не предоставляет информацию о водителе

Сейчас, пользуясь услугами агрегаторов, можно рассчитывать только на страховку участников дорожного движения. И если прийти к согласию с водителем не удается, обращаться к агрегаторам бессмысленно. Правда, в ближайшее время ситуация может измениться.

А вы попадали в ДТП, будучи пассажиром такси? Случались ли у вас конфликты с водителями? Были ли претензии к тому, как выполнялся заказ? Делитесь вашими историями в комментариях!

Какие планируются изменения?

В конце 2019 года группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, регламентирующий деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси и деятельности агрегаторов такси.

Они предложили урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями, в частности, предполагается введение следующих положений:

  • Оказывать услуги такси могут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые граждане.
  • Ужесточаются требования к водителям. В частности, не допускается управление легковым такси на основании иностранных или международных водительских удостоверений.
  • Водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети территории, где он будет работать. Он сможет проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины.
  • Все автомобили, которые используются для оказания услуг такси, должны иметь соответствующие отметки на корпусе и крыше (чтобы сразу было понятно, что это такси).
  • Появится реестр такси и служб заказа такси — агрегаторов.
  • Служба заказа обязана один раз в сутки через личный кабинет передавать данные о местоположениях и маршрутах следования такси уполномоченному на это региональному органу.
  • Агрегаторы будут обязаны ежедневно проверять актуальность документов у перевозчиков. Штраф для юридических лиц за передачу заказа водителям без разрешения составит 100–200 тыс. руб., при повторном нарушении 200–500 тыс. руб.

Эти изменения введут агрегаторы в правовое поле. И хотя пока не идет речи об ответственности агрегаторов в случае оказания некачественных услуг или возникновения ДТП, это уже большой шаг в сторону того, чтобы урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями в этой сфере.


Яндекс.Такси - налогообложение для таксистов вызывает много вопросов. Кто платит налог с доходов водителей: агрегатор, партнер или сам таксист? С кем заключает договор таксист: с агрегатором или с партнером? Законна ли деятельность таксиста-самозанятого? Разбираемся в нюансах налогообложения таксистов в нашем материале.

Такси — лицензируемая деятельность

Остановимся вначале на основном моменте, который является краеугольным камнем в деятельности такси.

ВАЖНО! Для легальной деятельности такси необходимо получать лицензию!

То есть для того, чтобы совершать пассажирские перевозки на законных основаниях, необходимо получить разрешение.

Посмотрим, какие условия выдвигает закон для перевозчиков (ст. 9 федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ):

  1. Лицензию может получить только ИП или юридическое лицо. Это очень важный момент. Подчеркнем еще раз и будем обращаться к данному факту в течение статьи: физлицо не имеет права на получение лицензии.
  2. Автомобиль должен принадлежать соискателю лицензии на правах собственности либо по договору аренды (лизинга).
  3. На одно транспортное средство выдается одна лицензия.
  4. Юридическое лицо либо ИП, осуществляющие деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров, обязаны:
  • проводить ТО и ремонт транспортных средств;
  • обеспечивать техконтроль автомобиля перед выездом;
  • обеспечивать медицинский осмотр водителя перед выездом.

Подытожим основные тезисы, чтобы на их основе показать, какие схемы работы с Яндекс.Такси являются законными, а какие — нет, и ответить на вопрос: придется ли платить налог Яндекс.Такси.


Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов

В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются. Однако их распространенность совершенно не означает законность. Что мы сейчас и покажем. Незаконны схемы не только потому, что налоги в Яндекс.Такси для водителей не уплачиваются, но еще и потому, что данные схемы склоняют водителей к незаконной предпринимательской деятельности. Причем в некоторых случаях она является таковой даже с условием того, что Яндекс.Такси налог самозанятого отражает в его приложении.

Покажем несколько схем и разберем подробно, какая из них законна, а какая нет, и почему:


Как видим, во всех схемах Яндекс.Такси (как и любой другой агрегатор) работает через партнеров. Это обязательное условие. Партнером является ИП либо юридическое лицо. Напрямую с физлицами агрегаторы не работают. Ситуацию, когда Яндекс.Такси подключает самозанятого, рассмотрим ниже. Спойлер: зачастую это также незаконно.

Отношения агрегаторов с партнерами

Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.

Итак, агрегатор заключает с партнером:

  • договор оказания услуг — на предоставление доступа к сервису, на поиск водителей для партнера (при необходимости);
  • агентский договор — на прием безналичной оплаты от клиентов.

Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.

Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.

Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.

Как видим, закон о лицензировании такси не нарушен, налоги с доходов агрегатора уплачиваются, налогообложение партнера Яндекс.Такси прозрачное и в него включена уплата налога с доходов водителей.

Из рисунка также становится очевидным ответ на частый вопрос: платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей? Нет, не платит, так как не взаимодействует непосредственно с таксистами.

Отношения партнеров с водителями

Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.


Поясним еще раз: если самозанятый платит налог в Яндекс.Такси, как это может быть незаконным?

Здесь нарушается закон о лицензировании деятельности такси, возникает незаконная оптимизация налогообложения для таксопарка Яндекс.Такси, а также незаконная предпринимательская деятельность со стороны водителя.

С вопросами, касающимися работы самозанятых, можно ознакомиться в наших статьях:

Законные способы быть самозанятым таксистом

Теперь расскажем, можно ли законно быть самозанятым в Яндекс.Такси и какой налог платить при этом. Самозанятость — это специальный режим налогообложения (НПД — налог на профессиональный доход), который могут применять как физлица, так и ИП.

Законные способы быть самозанятым таксистом:

  1. Зарегистрировать ИП на НПД, получить лицензию на такси и стать партнером Яндекс.Такси.
  • Законно ли с точки зрения лицензирования деятельности такси? — Да.
  • Законно ли с точки зрения налогового законодательства? — Да.
  • Сколько платят налог самозанятые водители Яндекс.Такси и с какой суммы? — 4% от физлиц и 6% от юрлиц, что значительно меньше 13% НДФЛ. Однако учесть комиссию агрегатора нельзя. Страховые взносы уплачивать не надо.
  • Можно ли нанять сотрудников-водителей? — Нет, придется работать одному.
  • Можно ли учитывать расходы на бензин, ремонт и прочее при расчете налога? — Нет, нельзя.
  1. Стать самозанятым физлицом и устроиться по ГПД к партнеру Яндекс.Такси — в таксопарк.
  • Законно ли с точки зрения лицензирования такси? — Да.
  • При такой самозанятости в Яндекс.Такси сколько налог платить? — В этом случае источником дохода является таксопарк — партнер Яндекс.Такси, поэтому доход облагается 6%.
  • Как платить налоги таксопарку Яндекс.Такси в этом случае? — Налог с вознаграждения, выплаченного физлицу самозанятому , уплачивать не надо, так как это обязанность самозанятого.
  • Могут ли переквалифицировать ГПД в трудовой договор? — Да, такая вероятность высока.
  • Можно ли таксопарку учитывать расходы на бензин, ТО и вознаграждение водителю? — В зависимости от того, какую систему налогообложения применяет партнер (при ОСНО и УСН 15% можно, при УСН 6% и ПСН нельзя).
  • Налог таксопарк платит с разницы между доходом от поездки и вознаграждением водителя? — Нет, доходом является все поступление от клиента, а вознаграждение водителя можно учесть в расходах при некоторых системах налогообложения.

Итоги

Самозанятые физлица не могут заниматься таксомоторной деятельностью, так как не имеют права получить лицензию. Для того чтобы стать водителем такси, необходимо зарегистрировать как ИП (можно на НПД) или заключить трудовой договор с партнером Яндекс.Такси — таксопарком. Иных законных способов работать таксистом нет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: