Кто имеет право производить осмотры дэс

Обновлено: 02.07.2024

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТРУКЦИИ:

1. Стационарные. Эксплуатация осуществляется в помещениях в

непосредственной близости к тому объекту, для электроснабжения которого они

2. Передвижные. Для перемещения применяют автоприцепы.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ ФУНКЦИЯМ:

1. Аварийные. Устанавливают их там, где паузы в подаче электроэнергии

2. Резервные. Применяются в случае поломки основного источника или как

резерв, когда от стационарной сети не подаётся напряжение.

3. Основные. Используют в местах, где нет централизованного

электроснабжения и подводить его нецелесообразно.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ:

1. Замена масляного фильтра (минимум раз в полгода, раз в год, раз в 2

2. Замена масла (минимум раз в полгода, раз в год, раз в 2 года).

3. Замена топливного фильтра (минимум раз в полгода, раз в год, раз в 2

4. Замена или чистка воздушного фильтра (раз в год, раз в 2 года).

5. Замена охлаждающей жидкости (раз в 2 года).

6. Замена прокладки клапанной крышки (раз в 2 года).

Сроки и виды работ необходимо уточнять всегда в инструкции к электростанции.

КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ, СРОКИ, ОБЪЁМ И НОРМЫ ОСМОТРОВ И

1. Уход за генератором и возбудителем (не реже 1 раза в месяц).

2. Профилактический осмотр генератора и возбудителя (не реже 1 раза в

3. Сушка генератора и возбудителя (внешним нагреванием, постоянным током,

электрическим током в режиме короткого замыкания, от постороннего источника

4. Уход за силовой панелью генератора.

5. Обслуживание систем автоматического управления и сигнализации ДЭС.

6. Уход за системой автоматического регулирования напряжения.

ПРОВЕРКА МАГНИТНЫХ ПУСКАТЕЛЕЙ И АВТОМАТИЧЕСКИХ

ПРОВЕРКА МАГНИТНЫХ ПУСКАТЕЛЕЙ:

1. Внешнее состояние магнитного пускателя. Убедиться, что на корпусе

отсутствуют места разлома. Очистить поверхность корпуса и сердечника

электромагнита от пыли и грязи.

2. Проверка механических деталей пускателя. Необходимо проверить пружину

(она должна быть достаточно жёсткой). Убедиться в нормальном ходе якоря.

3. Зачистка контактов.

4. Убедиться в том, что никакие силовые контакты не соприкасаются с

металлом и не создают электрической цепи.

5. Осмотр катушки магнитного пускателя.

6. Выявление повышенного шума (проверить катушку и убедиться в отсутствии

её перекошенного состояния).

7. Проверка установки теплового реле перегрузки.

ПРОВЕРКА АВТОМАТИЧЕСКИХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ:

1. Автомат подключается к испытательному устройству. Сначала проверяют

отсечку. Автомат включают и через него кратковременно пропускают ток,

увеличивая его величину ступенями.

2. После срабатывания фиксируют ток отсечки, и автомат сразу же включают

снова. Если он не включится, то сработала не отсечка, а тепловая защита.

3. Затем автомату дают немного остыть и проверяют тепловой расцепитель.

Ступенями поднимают ток до трёхкратного номинального.

НАСТРОЙКА УВТЗ-5

Устройства температурной защиты электродвигателей унифицированы. Они эффективно

отключают электродвигатель при длительных перегрузках или при пуске, обрыве

фаз, отклонениях напряжения в пределах 70-110% от номинального.

Перед включением УВТЗ-5 в цепь управления электроустановки необходимо убедиться

внешним осмотром в отсутствии механических повреждений и других дефектов,

которые могут нарушить работоспособность или привести к выходу из строя при

Монтаж УВТЗ-5 производится согласно схеме подключений приложения.

НАСТРОЙКА ТЕПЛОВОЙ И УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Электротепловое реле типа РТИ предназначено для защиты от перегрева обмоток

электродвигателя при токовых перегрузках.

В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка

срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся

поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.

Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме. Для

Профосмотр – важная процедура для стабильной и безаварийной эксплуатации дизельгенератора. В соответствии с регламентом она включает в себя порядка 40 видов работ, которые направлены на проверку различных систем, обеспечивающих запуск и надежную работу ДЭС: топливной и выхлопной системы, систем впуска, охлаждения, смазки, подогрева, вентиляции, аккумуляторной батареи и электрической части. Также проводятся испытания ДГУ под нагрузкой заказчика, в режимах “Тест” и “Холостой ход”, прогрев до рабочей температуры. Цель профосмотра: поддержание дизельгенератора в исправном рабочем состоянии и предупреждение возможных поломок.

Если ДГУ находится в постоянной эксплуатации, то обычно обслуживающий персонал на объекте ежедневно визуально проверяет целостность кабельных линий, отсутствие течей технических жидкостей, их уровень, а также характеристики работы станции по показаниям датчиков. Но профосмотр дизельгенераторов, находящихся в резерве, необходимо проводить раз в месяц в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя.

Не все владельцы ДГУ готовы проводить профосмотр и ТО генератора своими силами. Поэтому наша компания одна из первых на российском рынке разработала и предложила для заказчиков такую услугу, как: ежеквартальные и ежемесячные профосмотры ДЭС, которые дополняют стандартные регламентные работы по техническому обслуживанию. За относительно небольшую стоимость заказчики получают дополнительную гарантию, что резервный дизель-генератор не подведет в нужный момент.

Мы всегда готовы подстроиться под пожелания клиента по периодичности и объему работ для профосмотра. По результатам работы заказчик получает полный отчет о состоянии генератора и рекомендации по ремонту, если были обнаружены неисправности.

2. ТО-1 для ДГУ

Своевременное техническое обслуживание дизельгенератора – залог надежности его работы и высокой производительности. Техобслуживание проводится в соответствии с регламентом, указанным заводом изготовителем. В регламенте на нашем сайте вы найдете усредненный список процедур, который совпадает с регламентом ТО большинства производителей ДГУ, как импортных, так и отечественных. Отличия возникают только в случае специфических технических особенностей оборудования заказчика или тяжелых условий эксплуатации, и мы обязательно их учитываем. В остальном наш перечень процедур подходит всем.

ТО-1 необходимо проводить раз в полгода, если генератор находится в резерве, либо через каждые 250 моточасов наработки, если генератор эксплуатируется в постоянном режиме. Регламент для ТО-1 включает в себя комплексную проверку всех систем и отдельных элементов, отвечающих за включение и дальнейшее функционирование дизельного генератора. Это топливная и выхлопная системы, системы впуска, охлаждения, смазки, подогрева, вентиляции, аккумуляторная батарея и электрическая часть. Кроме того, во время ТО-1 осуществляется замена масла и масляного фильтра, а также замена охлаждающей жидкости, если с момента прошлой замены прошло два года. По результатам ТО специалисты Genservice составляют полный технический отчет, содержащий информацию о состоянии ДЭС и рекомендации по ремонту, если он требуется.

Многие владельцы ДГУ, находящихся в резерве, задаются вопросом, для чего менять масло и масляный фильтр, если генератор не используется. Ответ очень простой: и масло, и фильтрующий материал со временем меняют свои свойства. Масло должно очищать элементы двигателя от нагара во время работы, но потеря его чистящих свойств приводит к тому, что мотор работает в режиме повышенного трения, что пагубно отражается на его ресурсе. Поэтому даже резервные ДГУ должны вовремя проходить полное техобслуживание.

3.ТО-2 для ДГУ

Техническое обслуживание ДГУ необходимо проводить в соответствии с регламентом, описанным заводом-изготовителем в инструкции к устройству. Регулярная проверка работоспособности всех систем и своевременная замена технических жидкостей и фильтров гарантирует запуск дизельгенератора в нужный момент и его стабильную работу. На нашем сайте вы найдете регламент технического обслуживания, который совпадает с перечнем нужных процедур для ДЭС любых марок и мощностей. В своей работе мы всегда прислушиваемся к пожеланию клиента и можем провести ТО в соответствии с техзаданием заказчика.

Список процедур, входящих в ТО-2, включает в себя комплексный профосмотр с проверкой всех элементов и систем, отвечающих за пуск и надежную работу генератора: топливной и выхлопной системы, систем впуска, охлаждения, смазки, подогрева, вентиляции, аккумуляторной батареи и электрической части. Во время ТО-2 производится замена масла, а также топливного и масляного фильтров. Каждые два года необходимо менять и охлаждающую жидкость, поэтому, если срок подошел, эта процедура также входит в ТО-2. Мероприятия завершаются прогревом ДЭС до рабочей температуры, проверкой под нагрузкой, а также в режимах “Холостой ход” и “Тест”.

Замену топливного фильтра необходимо проводить раз в год для резервных ДЭС и каждые 500 моточасов наработки для непрерывно работающих станций. Владельцы ДГУ, находящихся в резерве, не всегда понимают важность замены топливного фильтра на генераторе, который во время простоя не перекачивает топливо. Дело в том, что во время проверочных мероприятий топливо даже в небольшом количестве периодически проходит через фильтр. Фильтрующий материал заполняется топливом и дальше находится в таком виде. От этого его рабочие свойства ухудшаются, поэтому фильтр нужно периодически менять во избежание риска выхода из строя топливной системы генератора.

Весь комплекс работ по ТО-2 занимает 3-4 часа, поэтому вам не придется надолго выводить ДГУ из эксплуатации. В результате вы получите дизельгенератор, готовый к началу работы в любую минуту, а также полный отчет о его состоянии и рекомендации по возможному ремонту.

4. ТО-3 для ДГУ

В соответствии с регламентом завода-изготовителя любого ДГУ необходимо регулярно проходить техническое обслуживание генераторов для его корректной и стабильной работы. ТО включает различные мероприятия по осмотру станции, проверке ее рабочих параметров, замене фильтров и технических жидкостей. Регламент профосмотра и ТО, размещенный на нашем сайте, включает список процедур, являющийся исчерпывающим для большинства дизельгенераторов как иностранных марок, так и отечественных. Если ДЭС заказчика имеет какие-то технические особенности, мы проводим техобслуживание в соответствии с этими обстоятельствами.

Принципиальное отличие ТО-3 от других видов технического обслуживания состоит в том, что оно дополнительно включает процедуру регулировки зазоров клапанов. ТО-3 проводится один раз в два года для резервных станций или каждые 1000 моточасов наработки для ДГУ, находящихся в постоянной эксплуатации. Также каждые два года необходимо менять охлаждающую жидкость, поэтому эта процедура осуществляется во время ТО-3, если подошёл срок.

Кроме того, ТО-3 включает в себя все работы, которые выполняются при ТО-2, ТО-1 и профосмотре. Это замена масла, масляного и топливного фильтра и комплексная проверка всех систем дизельгенератора: топливной и выхлопной системы, систем впуска, охлаждения, смазки, подогрева, вентиляции, аккумуляторной батареи и электрической части. Стоимость технических жидкостей, фильтров, прокладок клапанных крышек уже заложена в цену техобслуживания, поэтому заказчик ничего не платит дополнительно.

Весь комплекс мероприятий занимает 3-4 часа. Перед тем, как снова вводить генератор в эксплуатацию, инженеры Genservice проводят тестовый прогрев ДЭС до рабочей температуры, испытания под нагрузкой, а также в режимах “Холостой ход” и “Тест”. По результатам их работы клиент получает заполненный чек-лист и отчет о состоянии дизельгенератора. При необходимости формируется заказ-наряд на ремонт.


Дизельные генераторы, как и любая другая техника, нуждаются в своевременном техническом обслуживании – комплексе действий по поддержанию техники в рабочем состоянии. Регулярно проводимое сервисное обслуживание дизель-электростанции позволяет избежать многих поломок в течение всего срока службы. И наоборот, в случаях несвоевременного техобслуживания вероятность отказа техники близка к стопроцентной, причем, как обычно, в самый критически важный момент.

Периодичность ТО дизельных генераторов

Совсем другое дело – техобслуживание резервной ДЭС, т.е. дизель-электростанции, находящейся в резерве. Несмотря на то, что она не работает, все-таки проводить ее обслуживание необходимо. Как правило, регламенты производителей предписывают не реже 1 раза в год обслуживать дизель-генераторы с заменой расходных материалов и технических жидкостей (аналог ТО-1000 или ТО-2000). Кроме того, рекомендуется проводить техническое обслуживание без замены расходников (так называемое проверочное ТО) через полгода после годового ТО, а желательно ежеквартально. Мы также рекомендуем не реже одного раза в месяц проводить пробные пуски электростанции: Вам же необходимо убедиться, что она заработает в самый нужный момент.

Наверняка механики со стажем вспомнят и сезонные ТО, в процессе которых техника готовится к зимнему и летнему сезонам. Можно сказать, что в наше время ввиду теплых зим и повышения качества техники сезонное техобслуживание современных дизель-генераторных установок в средней полосе России обычно не проводится. Вместо этого во время подготовки к зимнему сезону проводят ежегодное ТО с определенными элементами сезонного технического обслуживания (например, заменой дизельного топлива). Но в условиях континентального и резко-континентального климата, а также в северных районах страны сезонные ТО являются обязательным элементом комплекса техобслуживания дизельных электростанций.

Работы по техническому обслуживанию ДГУ

Для упрощения восприятия основные работы по техобслуживанию сведены в таблицу.

Перечень работ Проверочное
ТО
(ТО-1) (ТО-2) (ТО-3) (ТО-4)
Внешний осмотр ДГУ
Проверка уровня масла в картере, долив
Проверка уровня охлаждающей жидкости, долив
Проверка и обслуживание АКБ
Проверка загрязненности воздушного фильтра, очистка
Проверка состояния и натяжения приводных ремней
Проверка крепления и состояния шлангов и патрубков системы охлаждения
Слив воды и отстоя из топливного отстойника
Проверка усилия затяжки крепежа
Запуск двигателя установки, прогрев его до необходимого теплового значения, проверка основных параметров работы ДГУ на холостом режиме
Замена масла и масляного фильтра
Замена топливных фильтров
Замена воздушного фильтра
Замена охлаждающей жидкости и фильтров системы охлаждения

Как видно из нее, самым простым с точки зрения набора работ является проверочное техобслуживание, когда производятся только контрольно-проверочные работы без замены расходных материалов и технических жидкостей. Оно предполагает замену деталей и расходных материалов и долив технических жидкостей только в случае необходимости.

  • в ТО-250 (и выше) замена масла и масляного фильтра;
  • в ТО-500 (и выше) добавляется замена топливных фильтров;
  • через каждые 1000 мото-часов либо 1 раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше, проводится ТО-1000, где рекомендуется выполнить комплекс работ по ТО-500, а также сменить воздушный фильтр;
  • раз в два года или через 2000 мото-часов (ТО-2000) требуется заменять охлаждающую жидкость и соответствующие фильтры (если есть).

В зависимости от конфигурации автономной системы электроснабжения, регламентов производителя или требований заказчика могут проводиться и другие работы. Например, обслуживание ИБП (источников бесперебойного питания), систем АВР, контроллеров управления, пожарной сигнализации. Как минимум раз в год рекомендуется проверять электростанцию при работе под нагрузкой, желательно нагрузочным модулем, с помощью которого можно не только проверить работоспособность техники, но и определить параметры, которые подлежат корректировке, а также заменять дизельное топливо в баке.

Все эти рекомендации – не блажь производителей, а действительные требования к нормальному обслуживанию дизельных электростанций, которые должны заработать в нужный момент и выдать необходимую мощность с заданными параметрами. Необслуживаемый дизель-генератор не только не включится, когда это необходимо, но и потребует дорогостоящего восстановления своей работоспособности. Таких ДГУ в нерабочем состоянии в любом регионе России можно найти множество. Самым же ярким примером безрассудного отношения к обслуживанию техники являются события на японской АЭС Фукусима, когда резервные дизельные генераторы не запустились из-за своего неудовлетворительного состояния. А ведь трагедия могла не случиться…


Дизельная электростанция построена на связке двух основных агрегатов – мотора, вырабатывающего механическую энергию, и альтернатора, преобразующего её в электричество. Остальные узлы и механизмы дизель-генератора – вспомогательные. Для того, чтобы мобильная электростанция исправно выдавала электроэнергию нужных параметров, она, как и любая другая техника, должна проходить регулярное техническое обслуживание (ТО).

Интервалы технического обслуживания не сильно отличаются у различных производителей электростанций и привязаны к наработке моточасов двигателя, либо, если дизель генератор находится в резерве, и включается изредка – к периоду времени (месяц, квартал, год).

Общепринятые промежутки проведения сервисного обслуживания с заменой расходных материалов и жидкостей – каждые 250, 500, 1000, 2000 моточасов. В случаях, когда дизельная генераторная установка постоянно находится в резервном режиме, рекомендуется раз в год проводить ТО-1000, раз в два года – ТО-2000. Кроме того, в промежутке между регламентными ТО, минимум один раз в год, а лучше – ежеквартально, выполнять проверочное техническое обслуживание. При этом плановые замены не предусмотрены, зато производится проверка всех систем ДЭС. Проверочное ТО служит для профилактики отказов техники при редких включениях ДГУ. Ориентировочная стоимость технического обслуживания для электростанций различных мощностей указана в соответствующем разделе сайта.

Для удобства мы свели работы по различным видам ТО в одну таблицу:

Список работ

технического обслуживания

или проверочное

Визуальный осмотр ДГУ

Проверка креплений генераторной установки и ее опор

Проверка резьбовых соединений

Проверка зарядного генератора АКБ

Проверка уровня и плотности электролита АКБ

Проверка натяжения и состояния приводных ремней

Проверка состояния воздушного фильтра, очистка по необходимости

Проверка уровня масла моторного, долив по необходимости

Проверка уровня охлаждающей жидкости, долив по необходимости

Проверка и слив жидкости воды с фильтра предварительной очистки топлива

Проверка системы отвода выхлопных газов

Замена масла моторного, фильтров масляных

Замена фильтров топливных

Замена фильтров воздушных

Замена охлаждающей жидкости и фильтров системы охлаждения

Оформление технического отчёта

Интервалы, с которыми следует проводить работы по техническому обслуживанию генератора, могут отличаться в зависимости от технических характеристик конкретной ДГУ, её объективного состояния в данный период эксплуатации и от степени нагрузки на установку. В усреднённом виде график планового технического обслуживания дизельной генераторной установки выглядит так:

ТО-0 (или ТО-50) - обкаточное техническое обслуживание, которое проводится спустя пятьдесят отработанных мото-часов после ввода оборудования в эксплуатацию. Целью данного вида ТО является проверка и возможная наладка основных параметров ДГУ. Обкаточное техобслуживание включает в себя следующие работы:

- внешний осмотр дизель-генераторной установки, выявление возможных механических повреждений, нехарактерных для нормальной работы шумов и т.д.

- проверка фильтров и технологических жидкостей, при необходимости – замена расходных материалов;

- проверка дизель-генераторной установки на холостом ходу/под нагрузкой;

- составление отчёта о техническом состоянии установки.

ТО-1 (или ТО-250) - техническое обслуживание, которое рекомендуется к проведению каждые двести пятьдесят мото-часов наработки или каждые шесть месяцев, если дизель-генератор находится в резерве, и включает в себя:

- визуальный осмотр ДГУ;

- проверку основных систем (топливной, системы охлаждения, системы впуска и др.) на герметичность;

- проверку работы панели управления ДЭС;

- инспекцию электрических и болтовых соединений;

- замену фильтров и технологических жидкостей;

- составление технического отчёта по результатам технического обслуживания.

ТО-2 (или ТО-1000) - комплекс работ по техобслуживанию, который проводится ежегодно или каждую тысячу мото-часов наработки, и включает в себя следующие операции:

- замена фильтров и технологических жидкостей;

- проверка и замер остаточной ёмкости электрических аккумуляторов;

- проверка работоспособности регуляторов оборотов двигателя и напряжения генератора;

- контроль уровня и концентрации антифриза;

- проверка износа приводного ремня (при необходимости – замена ремня);

- проверка вентиляционной трубы картера;

- слив конденсата из топливного фильтра сепаратора;

- диагностика состояния крепёжных и электрических соединений;

- испытание ДГУ на холостом ходу/под нагрузкой;

- отчёт о техническом состоянии дизель-генератора.

Безусловно, перечень работ, приведенный выше, не является полным. Работы по техническому обслуживанию электроустановок, как и график проведения ТО, оформляется исходя из состояния и потребностей конкретной единицы техники.

К сожалению, одной из наиболее частых причин снижения работоспособности и возникновения неисправностей ДЭС, является несоблюдение рекомендаций по сервисному обслуживанию дизель-генераторной установки. Следует помнить, что залогом длительной службы дизель-генератора является соблюдение всех требований и рекомендаций по эксплуатации, полученных от завода-изготовителя и специалистов, которые отвечают за техподдержку Вашей установки.

Кроме операций, приведенных в таблице ТО, мы настоятельно рекомендуем, особенно если ДГУ находится в резерве, как минимум один раз в год производить нагрузочное тестирование станции эквивалентом мощностной нагрузки – резистивным модулем. Таким образом можно будет проверить способность электростанции работать в реальном режиме, и внести исправления в случае нестабильной работы.

Также отметим, что современное дизельное топливо ЕВРО, имеющее в своем составе многочисленные присадки, снижающие токсичность выхлопа, начинает разлагаться уже после полугода хранения и терять свои рабочие свойства. В связи с этим мы рекомендуем в случае длительного простоя ДГУ в резерве, не реже одного раза в год-полтора во время обслуживания электростанции заменять солярку в топливном баке.

В-общем, можно сказать, что своевременное техобслуживание дизель генераторов и систем электроснабжения не только намного продлевает жизнь самому оборудованию, но и является единственной настоящей гарантией того, что вы не останетесь без электричества в самый неподходящий момент. Напротив – непроведение ТО не только сокращает моторесурс техники, но и может привести к её неожиданному отказу и поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.

В завершение этой статьи хотим напомнить о том, что все работы по регламентному обслуживанию ДГУ необходимо выполнять в строгом соответствии с правилами техники безопасности. Только так можно сохранить не только долгую работоспособность ДГУ, но, что несравнимо важнее - здоровье и жизни людей!

Для того чтобы качественно и бюджетно провести техобслуживание своего оборудования, Вы можете обратиться в нашу компанию ЭнергоДизель. Мы рассчитаем стоимость ТО, согласуем с Вами сроки его выполнения, а по завершении обслуживания предоставим фирменную гарантию на работы и материалы, выдадим письменные рекомендации по дальнейшей эксплуатации техники.

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

Наименование должности
работодателя

Производственная инструкция

для машиниста ДЭС (дизельная электростанция)

(наименование профессии, должности или вида работ)

Настоящая производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция) разработана на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС N 3), Правил технической эксплуатации дизельных электростанций (ПТЭД), утверждённых Минтопэнерго РФ 09.02.93.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Машинист ДЭС (дизельная электростанция), далее по тесту машинист ДЭС, является рабочим и подчиняется непосредственно мастеру (руководителю структурного подразделения).

1.2. Машинисту ДЭС необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. На должность машиниста ДЭС назначается лицо, имеющее среднее образование и соответствующую подготовку по специальности (среднее профессиональное образование).

1.4. Машинист ДЭС должен знать:

технические условия на проведение испытаний изделий;

устройство машин (механизмов), правила и инструкции по их эксплуатации, техническому обслуживанию и профилактическому ремонту;

способы производства работ при помощи соответствующих машин;

технические требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов сооружений;

нормы расхода горючих и смазочных материалов и электроэнергии.

1.5. Машинист ДЭС назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.6. К работе машинистом ДЭС допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Машинист ДЭС обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.

1.8. Машинисту ДЭС необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.9. Машинист ДЭС должен:

применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать машину в технически исправном состоянии. Не допуская работу с неисправностями при которых эксплуатации запрещена;

быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

применять безопасные приемы выполнения работ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Машинист ДЭС перед началом работы обязан:

надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений, а также надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;

проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками;

удостовериться в наличии средств пожаротушения.

2.2. Машинисту ДЭС запрещается начинать работу в случае:

неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;

наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;

отсутствия или неисправности защитного заземления;

обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;

отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;

нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов или строящихся зданий.

2.3. Во время работы Машинист ДЭС обязан:

2.3.1. При пуске электростанции машинист обязан:

проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;

производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);

после прогрева двигателя следует поворотом рукоятки реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети;

после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети;

при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить неисправность.

2.3.2. Во время работы машинист ДЭС обязан:

вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления:

контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора;

следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;

не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;

производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;

пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, диэлектрическими перчатками диэлектрической подставкой или ковриком;

открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного патрубка.

2.4. Машинисту ДЭС запрещается:

заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;

брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя;

использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;

пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов;

ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;

измерять уровень масла случайными предметами;

превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.

2.5. В случае аварийных ситуаций машинист ДЭС обязан:

в случае воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком, брезентом;

запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением;

в случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность;

2.6. Машинист ДЭС в конце рабочего дня обязан:

отключить внешние линии электропередачи;

провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;

проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;

привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный металлический ящик;

привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления;

сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист ДЭС несет ответственность за:

3.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него обязанностей.

3.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

3.3. Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и Правил дорожного движения РФ.

3.4. Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.

3.5. Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

3.6. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов машинист ДЭС может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

4. ПРАВА

Машинист ДЭС имеет право:

4.1. Получать от работников предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.3. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего квалификационного разряда.

4.4. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

4.5. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

4.6. Пользоваться всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана инструкция.

5.2. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью инструкции, хранящемся у работодателя.

Читайте также: