Кто имеет право проектировать грузоподъемные механизмы

Обновлено: 05.05.2024

Вышедшие в марте 2014 года Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (далее - ФНП) устанавливают необходимые требования к:

- деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе к работникам указанных ОПО;

- безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

ФНП определяет требования к специализированным организациям, осуществляющим деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО. При этом указанные ФНП не относят изготовителей грузоподъемных машин, если они не проводят указанные выше работы, к специализированным организациям.

На сегодняшний день требования, которые должен выполнять изготовитель, определяются техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" . В основном большая часть из них приведена в статье 5. На изготовителя возлагается ответственность по обеспечению безопасности, определенной проектной (конструкторской) документацией, при этом должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность, а также испытания продукции.

Кроме этого, согласно пункта 4 статьи 5 изготовитель проводит оценку риска машин и (или) оборудования перед выпуском в обращение. Также изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

При сертификации продукции Орган по сертификации осуществляет анализ состояния производства изготовителя и периодический инспекционный контроль. При этом проверяется расположение организации-изготовителя в определенном месте или установленных местах, насколько она осуществляет или контролирует стадии производства, оценки, обслуживания и хранения изделия. Очевидно, что т.к. грузоподъемные машины и сосуды, работающие под давлением, являются оборудованием повышенной опасности, то и проверке качества следует уделить достаточно внимания, особенно качества сварных соединений. Ведь ТР ТС 010/2011 также требует, чтобы сварные соединения расчетных элементов металлоконструкций грузоподъемных машин обеспечивали их безопасность.

Изготовитель несет полную ответственность за постоянное соответствие изделия соответствующим требованиям и выполняет все обязательства, вытекающие из принятой на себя ответственности. Поэтому в эксплуатационной документации, а именно: в паспорте машины, в руководстве по эксплуатации, а также на табличке с маркировкой указывается наименование, местонахождение изготовителя.

Приемо-сдаточные испытания произведенной продукции являются одним из главных этапов изготовления, во время которых проверяется соответствие продукции требованиям, установленным в стандартах, конструкторской документации, технических условиях, договоре на поставку и оформляются соответствующие документы (например: запись в паспорте, акт монтажа и т.п.). Применяемые при испытаниях и контроле средства измерений и контроля должны быть поверены, а испытательное оборудование аттестовано в установленном порядке.

Как видно, указанный в сертификате соответствия, или в декларации о соответствии изготовитель является одним из важнейших субъектов, отвечающих не только за качество продукции перед потребителем, но и за соответствие ее определенным требованиям, в том числе и технических регламентов. При этом у иностранного изготовителя за соответствие машины или оборудования требованиям технических регламентов должно также отвечать уполномоченное изготовителем лицо (согласно соглашения) или продавец (согласно контракта на поставку партии продукции).

Также если изготовителю придется сменить адрес, форму собственности, наименование или другие реквизиты, причем эти сведения указаны при оформлении в сертификате и декларации о соответствии, а их срок действия не истек, то придется менять и сам документ о соответствии.

Использование различных грузоподъемных механизмов практически всегда сопряжено с высоким уровнем риска для здоровья и жизни людей, которые заняты управлением подъемного сооружения, находятся в нем или располагаются поблизости от него.

Логичным следствием этого выступает установление в рамках существующего в стране законодательства, регулирующего сферу промбезопасности, специальных требований для подобных устройств. В их число входит необходимость регистрации некоторых видов грузоподъемных механизмов в контролирующем органе, которым в данном случае выступает Ростехнадзор.

При этом особенностью подобных подъемных сооружений выступает двухступенчатый характер рассматриваемой процедуры, подразумевающей сначала постановку устройства на учет с присвоением регистрационного номера, а затем включение механизма в реестр ОПО, ведением которого также занимается соответствующее подразделение Ростехнадзора.

Нормативно-правовая база

Процедура выполнения постановки грузоподъемных механизмов на учет в Ростехнадзоре, а также последующего включения сведений об устройстве в реестр ОПО, устанавливается двумя основополагающими документами:

    ФНиПом — в нем определяются правила безопасности эксплуатации различных видов грузоподъемных механизмов на объектах, причисленных к опасным. Указанные нормы и правила были введены в действие Приказом №533;

№116-ФЗ — регулирующий сферу промышленной безопасности в целом по стране

Указанные нормативные и законодательные акты используются два термина, имеющих примерно одинаковое с юридической точки зрения значение - грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения.

Оба они достаточно часто используются в различных нормативных документах и могут без каких-либо проблем заменять друг друга.

Важно понимать, что необходимость постановки грузоподъемного механизма на учет в Ростехнадзоре автоматически означает обязанность последующего включения устройства в реестр ОПО.

Изображение 1

Типы грузоподъемных механизмов, требующие регистрацию

Актуальное на данный момент законодательство предусматривает три признака, которые используются для определения необходимости регистрации грузоподъемного механизма:

    тип устройства и его основные эксплуатационно-технические характеристики;

используемое при эксплуатации подъемного устройства оборудование;

области использования грузоподъемного механизма.

Список подъемных сооружений с необходимой регистрацпей в Ростехнадзоре:

  • Грузоподъемные краны, относящиеся ко всем типам подъемных сооружений, кроме указанных во втором столбце в качестве исключений
    Исключения: краны консольного и мостового типа конструкции, показатель грузоподъемности которых составляет менее 10 т, управляемые с использованием пульта
  • Краны, оборудованные манипулятором
    Исключения: краны, оборудованные стрелой и имеющие максимальную грузоподъемность в размере 1 т. или менее
  • Строительные подъемники различных типов (кроме грузовых), а также подъемные платформы и вышки, которые предназначаются для подъема или спуска людей
    Исключения: краны, оборудованные стрелой с постоянным вылетом или имеющие конструкцию, не предусматривающую поворотный механизм стрелы
  • Электротележки с встроенной кабиной управления, применяемые для перемещения грузов и использующие для передвижения наземные рельсовые пути
    Исключения: краны, смонтированные на различных агрегатах и машинах, включая экскаваторы, и использующиеся исключительно для их ремонта
  • Электротали, обладающие грузоподъемностью более 10 т.
    Исключения: краны-штабелеры мостового типа
  • Краны-экскаваторы, оборудованные подвешенным на канате крюком или электромагнитом
    Исключения: краны-манипуляторы, стационарно смонтированные на основании, имеющие параметр грузоподъемности, не превышающий 1 т., а также величину грузового момента, равную или меньшую 4-м
  • Специальные съемные люльки и кабины, которые предназначены для навешивания на краны с целью подъема или спуска людей
    Исключения: различные сменные приспособления для захвата грузов, которые предназначаются для установки на краны с целью последующего подъема грузов, например, магниты, грейферы, крюки

Постановка на учен не нужна для:

  • Различные виды домкратов
  • Строительные подъемники, используемые для перемещения и подъема разнообразных грузов
  • Лифты, подъемные сооружения с ручным приводом, эскалаторы, эвакуаторы транспортных средств, канатные дороги и другие подобные устройства
  • Экскаваторы, которые применяются для осуществления земляных работ вместе с грейфером или другими землеройными машинами и механизмами
  • Устройства, работающие исключительно с навесным оборудованием, которое не предусматривает использование захватывающих груз приспособлений, например, трамбовками, буровыми установками и т.д.
  • Механизмы, которые применяются как монтажные полиспасты, и несущие конструкции, на которые они устанавливаются
  • Электротали, имеющие грузоподъемность до 10 т. и эксплуатирующиеся в качестве самостоятельных подъемных устройств
  • Различные съемные приспособления для захвата грузов, которые предназначены для установки на краны с целью последующего подъема грузов, например, грейферы, стропы, захваты, траверсы
  • Рельсовые пути, которые предназначены для перемещения подъемных сооружений подвесного или опорного типа
  • Тара, которая используется для перемещения груз

Помимо приведенного разделения подъемных сооружений, ФНиП выделяет третью группу грузоподъемных устройств, которую не нужно ставить на учет в контролирующей инстанции.

К подобным устройствам относятся краны, которые используются в следующих специфических сферах деятельности:

    интересы обороны и защиты государства, когда подъемные устройства применяются в качестве вооружения или военной техники

объекты атомной энергетики

суда и другие плавсредства

учебные заведения, если кран применяется исключительно в образовательных целях на специальных учебных полигонах

Поднадзорные и неподнадзорные Ростехнадзору подъемные сооружения

Новые правила исключили некоторые подъемные сооружения из перечня опасных производственных объектов, подлежащих регистрации и надзору органами Ростехнадзора:

  • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно
  • подъемники (вышки), предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми

Таблица 1. Какие подъемные сооружения поднадзорны Ростехнадзору

ФНП от 12.11.2013 N 533 (отмененные)ФНП от 26.11.2020 N 461 (действующие)Исключены из поднадзорных объектов
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
а) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;
б) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;
г) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.

Таблица 2. На какие подъемные сооружения не распространяются ФНП

Ввод в эксплуатацию поднадзорных и неподнадзорных подъемных сооружений: как обеспечить безопасность

Ввод в эксплуатацию поднадзорных и неподнадзорных ПС требует особого внимания. Подъемные средства подлежат вводу после получения положительных результатов технического освидетельствования. ПС должны соответствовать требованиям, установленным в проектной документации.

Если вводятся в эксплуатацию съемные грузозахватные приспособления и тара, нужно внести запись в журнал учета и периодического осмотра СГП и тары. Запись вносит ответственный за безопасное производство работ, назначенный приказом руководителя организации. Если вводят в эксплуатацию съемные кабины или люльки, которые навешивают на грузозахватные органы кранов и приспособленные для подъема людей, ответственный за осуществление производственного контроля вносит запись в паспорт. Основанием для записи является положительное грузовое статическое испытание. Для того, чтобы ввести в эксплуатацию ПС, организация, владеющая ПС своим приказом создает комиссию. Кроме работников организации, в комиссию включаются представители монтажной организации и представитель Ростехнадзора.

Комиссия подписывает, а руководитель организации утверждает акт готовности. Если представитель Ростехнадзора находит нарушения и отражает их в своем особом мнении, организация, владеющая объектами, должна подать в Ростехнадзор информацию об устранении нарушений. После этого решение о пуске ПС в работу оформляется приказом руководителя организации. Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска ПС в работу.

Комиссия вначале рассматривает документы:

  • разрешение на строительство объектов, для монтажа которых будет установлено ПС;
  • паспорт ПС (в случае его утраты — дубликат);
  • сертификаты (декларации) соответствия;
  • руководство (инструкция) по эксплуатации ПС (в случае утраты — дубликат);
  • акт выполнения монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;
  • заключение экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата (декларации) соответствия;
  • ППР и ТК;
  • акт сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам);
  • документы, подтверждающие соответствие и работоспособность фундаментов для стационарно установленного башенного крана и строительных конструкций (для рельсовых путей мостовых кранов).

Для ввода в эксплуатацию стационарных башенных и мостовых кранов с рельсовыми путями дополнительно прилагаются:

  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • исполнительные геодезические схемы и чертежи;
  • результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
  • документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
  • акты освидетельствования ответственных конструкций;
  • документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Порядок ввода в эксплуатацию ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре устанавливаются в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации ПС. На все объекты, как поднадзорные, так и не поднадзорные, нужно вести паспорта, а также составить производственные инструкции.

Инструкции должны быть утверждены руководителем организации. После утверждения их нужно довести до работников, которые будут эксплуатировать неподнадзорные объекты, в письменной форме. Инструкции должны быть размещены на рабочих местах.

В производственной инструкции необходимо указать технологическую последовательность операций, порядок действий при неисправности и меры безопасности. Также необходимо разработать инструкции по охране труда.

При регистрации ОПО производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присваивается регистрационный номер, выдается свидетельство о регистрации в реестре.

С 1 января 2021 вступили в силу новые требования к регистрации в ОПО, утвержденные Приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020 года. Срок внесения в государственный реестр изменений, касающихся характеристик ОПО составляет 20 рабочих дней.

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используют подъёмные сооружения

Правило №3. Новые правила обязали специалистов сварочного производства, осуществляющих подготовку и руководство сварочными работами, и сварщиков, выполняющих сварочные работы отвечать квалификационным характеристикам (согласно профстандарту) и своевременно проходить аттестацию.

Правило №4. При эксплуатации ПС необходимо обеспечить ограждение по границам опасных зон, где производятся работы с применением ПС, с целью исключения попадания в них третьих лиц и обеспечения безопасности технологических процессов с ПС, с использованием сигнальных лент и ограждений, а также предупреждающих надписей, табличек, знаков безопасности и иных визуальных предостережений.

Внимание! Стропальщики должны быть обеспечены спецодеждой со специальными отличительными знаками. Крановщик должен видеть, кто является старшим стропальщиком, команды которого являются приоритетными. Ранее это уже было в Советском Союзе, когда стропальщики носили нарукавную сигнальную повязку.

Правило №5. Теперь для монтажа ПС разрабатывается только проект производства работ и технологическая карта, а вот технологический регламент разрабатывать не требуется. Перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) более не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.

Правило №6. Теперь на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС составляют проект, а не технические условия. Новыми правилами отменена необходимость разработки наряда-допуска машинисту крана, осуществляющего вход в кабину крана через проходные галереи вдоль рельсового пути.

Правило №7. Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.

Важно! Запрещено допускать в качестве рабочих люльки подъемников (вышек) персонал других организаций. Поэтому работник должен быть штатным.

Правило №8. Решения по работе ПС рядом с существующими зданиями/сооружениями должны быть согласованы с собственником, владельцем или иным лицом, ответственным за безопасное использование и содержание имущества, попадающего в опасную зону.

Подготовка персонала, эксплуатирующего подъемные сооружения

Также указанные категории работников обязаны и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации по промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Первичная аттестация проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на соответствующую должность;
  • при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в Положении об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365).

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации по виду выполняемых работ.

Подлежат аттестации:

Внеочередная аттестация проводится для следующей категории персонала исключительно в ТАК или ВАК, если были выявлены нарушения обязательных требований, определенные в актах, содержащих результаты проведения технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, расследования причин аварии в электроэнергетике.

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
  • работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
  • работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Порядок назначения ответственных лиц при эксплуатации подъемных сооружений

В разделе III ФНП от 26.11.2020 № 461указано, что в эксплуатирующей организации необходимо разработать и утвердить приказом инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных инженерно-технических работников:

  • ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и ответственного за безопасное производство работ с применением ПС разрешается возлагать на одного инженерно-технического работника.

Эксплуатационный и руководящий персонал подлежат аттестации не реже 1 раза в 5 лет. Поэтому приказ о назначении ответственных должен содержать сведения о уже проведенной аттестации.

Работники, назначенные ответственными, должны отвечать требованиям этого профстандарта

Требования к образованию и обучениюВысшее образование (техническое) - бакалавриат, соответствующее профилю производственного объекта
Требования к опыту практической работыНе менее трех лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли
Особые условия допуска к работе• Аттестация по промышленной безопасности.
• Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца при назначении на соответствующую должность.
• Не реже одного раза в пять лет аттестация в области промышленной безопасности.
• Прохождение обучения и проверки знаний требований охраны труда.
• Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
• Прохождение обучения мерам пожарной безопасности, включая прохождение противопожарного инструктажа и
пожарно-технического минимума по соответствующей программе
Другие характеристикиРекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет

Отдельные виды операций характеризуются повышенным уровнем опасности. К ним принадлежат те направления, которые связаны с применением тяжелой промышленной техники. Поэтому охрана труда при работе грузоподъемными механизмами – это исключительно важный для работодателя вопрос: ведь при аварии или травме возможны самые неприятные последствия как для работника – в виде серьезного ухудшения состояния его здоровья, так и для организации – в виде остановки производства, необходимости ремонта техники, выплаты штрафов, компенсаций за нарушение правил безопасности и т.д.

Нормативная база

Вместе с тем, производство работ грузоподъемными механизмами сейчас пребывает в весьма сложной ситуации с точки зрения государственного регулирования. Конечно, основным нормативным актом для этой области, как и прежде, остается федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ, посвященный вопросам промышленной безопасности. Однако до недавнего времени для конкретизации его положений, а также обеспечения практического применения использовался длинный ряд дополнительных правовых актов.

Основным из них был приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533, которым были утверждены правила безопасности промышленных объектов, использующих грузоподъемные сооружения. Однако с 1 января 2021 года наряду с рядом других федеральных норм и правил в области промбезопасности он отменяется в рамках проекта регуляторной гильотины. Ростехнадзор сделал попытку разработать замену этому приказу, однако при выполнении обязательной государственной экспертизы проект этого документа получил отрицательное заключение в области оценки регуляторного воздействия и отправлен на доработку. В результате пока производственные предприятия вынуждены руководствоваться ранее действовавшими правилами в ожидании новых.

Основные риски

К числу самых важных рисков, связанных с функционированием грузоподъемной техники, относятся:

  • возможность падения поднимаемого груза, по причине чего может быть причинен серьезный ущерб здоровью работника;
  • высокие физические нагрузки, связанные с организацией строповки, подъема, разгрузки и других операций с грузами;
  • выполнение операций на открытом воздухе, включая зимний период, характеризующийся сложными климатическими условиями;
  • угроза возникновения поломки оборудования или производственной аварии, в результате которой может возникнуть серьезный материальный ущерб или вред здоровью персонала;
  • другие факторы.

Грузоподъемные работы: безопасность персонала

Основной объем ответственности за обеспечение защищенности сотрудников при выполнении их должностных обязанностей возлагается на руководителя. Он обязан обеспечить организацию всех требуемых операций, которые сокращают риски производственных аварий и других форс-мажорных ситуаций. Порядок составления плана и выполнения таких работ утверждаются локальным нормативным документом – например, отдельным приказом за подписью директора предприятия. Он должен учитывать требования действующего законодательства в этой области, разрешенные режимы работы грузоподъемных машин, установленные производителем, особенности технологического цикла самой компании и другие вопросы. Все работники компании, на которых распространяется его действие, обязаны быть ознакомлены с текстом приказа под роспись.

Однако руководитель вправе делегировать свои обязанности по безопасности персонала, занятого операциями с использованием грузоподъемных механизмов, уполномоченному сотруднику. В этом случае ответственный за производство работ грузоподъемными механизмами будет заниматься организацией необходимых операций, следить за тем, чтобы все работники вовремя прошли инструктаж по эксплуатации грузоподъемных механизмов и выполнять другие обязанности.

Подготовка к работе

Важную роль в безопасности интересующего нас направления играет правильная подготовка. Она включает следующие операции по проверке:

  • целостности лако-красочного покрытия поверхностей;
  • бесперебойного функционирования подъемных и стопорных узлов;
  • достаточности объема смазки основных узлов;
  • соблюдения комплектности оборудования, которую определяет инструкция для работы с грузоподъемными механизмами, сформированная производителем;
  • отсутствия посторонних объектов на пути движения механизма или машины.

Процедура проверки предполагает выполнение холостого запуска техники, в процессе которого ответственное лицо, хорошо знающее принципы работы грузоподъемных механизмов, контролирует отсутствие посторонних шумов, плавность хода машины и другие параметры, свидетельствующие о ее нормальном функционировании.

Требования к работникам

Сотрудник, которому дается право работы с грузоподъемными механизмами, должен отвечать обязательным требованиям:

  • прохождение спецподготовки, в рамках которой он получил требуемые навыки и знания об устройстве техники для безопасной эксплуатации подъемного оборудования. Ее прохождение должно подтверждаться выдачей удостоверения;
  • отличное знание правил работы с краном или иной техникой, включая признаки ее неисправности, запрещенные при эксплуатации действия и т.д.;
  • знание о порядке действий в случае обнаружения неисправности машины, выявления аварии или в других форс-мажорных обстоятельствах;
  • знание нормативов федерального законодательства в области безопасности работ с грузоподъемными механизмами и их соблюдение.

Правила эксплуатации

Технические требования, которые предъявляются к процессу эксплуатации техники для подъема грузов, включают следующие позиции:

  • соблюдение инструкций, предоставленных производителем;
  • проведение регулярного технического осмотра оборудования, а при необходимости – его обслуживания и ремонта;
  • прекращение использования техники в случае обнаружения неисправности до ликвидации ее причины;
  • определение списка работников, которым предоставляется право эксплуатации, обслуживания и ремонта конкретной машины;
  • наличие на рабочих местах сотрудников технической документации на конкретный механизм;
  • наличие эталонных грузов, которые используются для организации регулярных испытаний техники.

Соблюдение перечисленных правил дает возмождность если не ликвидировать, то, во всяком случае, существенно снизить риск возникновения аварии на производстве.

Читайте также: