Демокрит первоосновой считал что граждане

Обновлено: 18.05.2024


Демокрит из Абдер (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Он был (предположительно) учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше. Следуя за Левкиппом, Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты.
Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Демокрита ("О природе человека", "Малый мирострой", "Об идеях", "О цели" и др.), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Демокрита в развитие философских идей весьма велик, но самым главным является, безусловно, его учение об атомах. В традиционное для античности представление о первоначале Демокрит ввел идею плюральности и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу Демокрит устанавливает своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) - неделимый. Атомы соединяются между собой и образуются вещи.
Идея плюрального, множественного, бесконечно малого, не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала позволила Демокриту разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множественности и разнообразия вещей, единства и материальности мира, единства телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Демокриту, - есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов, без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные части этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью. По мнению Декарта, в мире существует бесконечное множество атомов. Также бесконечно и число форм атомов.
Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы.
Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. (Космогония Демокрита - аналогична взглядам Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры). Время у Демокрита не имеет начала. По Демокриту, все совершается по некоей неясной и непостижимой необходимости (судьбе) и для человека фактически тождественна случайности. Познание причин явлений - смысл подлинного философского познания. Согласно Демокриту, предпочтительнее "найти одно причинное объяснение, нежели стать персидским царем". Душа - воплощение стихии огня - состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу. Демокрит впервые употребил термин "микрокосм", проведя аналогию между космосом и организацией человеческого организма. Боги существуют в виде соединений огненных атомов и живут дольше людей, не будучи бессмертными.
Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих. Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов. Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Как пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита "все детерминировано: причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью". Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения.
Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Демокрит выдвинул теорию истечении для объяснения восприятии внешних предметов органами чувств. Органом мышления выступает исключительно мозг. Ощущения возникают благодаря проникновению в душу исходящих от вещей "образов" ("идолов"). От предметов, которые видят люди, считает Демокрит, отделяются маленькие, невидимые частицы и (определенным образом соединенные) проходят через пустоту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза, а затем начинается работа ума. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет "темным", оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений. Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы производить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.
Высшее благо - блаженство, достигаемое обузданием желаний и умеренностью образа жизни. Демокрит, по-видимому, первым разграничил прикладные искусства, предполагающие обучение, и художественное творчество, требующее рационально не объяснимого вдохновения.
Демокрит придерживался атеистических воззрений, о чем свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений.
По своим политическим взглядам Демокрит был горячим защитником греческой демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую форму правления. Он писал: "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства".
В этике Демокрит исходит из индивидуалистического принципа. Для него главное - это "достижение доброй мысли". "Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен". Основным средством этического воспитания Демокрит считал убеждение. "Лучшим стимулятором окажется тот, кто употребляет возбуждающую и убеждающую речь, чем тот, кто прибегает к закону и насилию". Философия Демокрита сыграла огромную роль для всей последующей философии.
Атомистическая концепция Демокрита оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав "атом" своего рода принципом объяснения существования, движения, рождения и гибели материальных тел.

Проблема первоначала у представителей материализма в античности [30.10.08]

Содержание
1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности. 3
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности. 7
3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки? 11
Список используемой литературы. 14

Материализм (лат. materialis - вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, не сотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая знание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китае и Греции – за несколько веков до н.э. – в связи с прогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период называют досократовским, а философов – досократиками.Исходной точкой развития античной философии был философский материализм к нему относится Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые в последствии привели к возникновению идеализма. Раскол на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н.э. и в первой половине 4 в. до н.э. в противоположность материализма и идеализма.

Фалес (ок. 625 – ок. 547 г.г. до н.э.) сочетал разностороннюю практическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и мировоздания. Ученик вавилонских жрецов, занимавшихся астрономией, он сам сделал ряд открытий. Ему принадлежит год на 365 дней, и определил продолжительность в 30 дней, составил календарь. Имеются свидетельства практических достижений Фалеса: он был строителем мостов , изобретателем военных технических усовершенствований, гидротехником, создателем гидравлических часов.

Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.

Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 г.г. до н.э.), который материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксимена приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем – облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анаксименом отвергалось.

Гераклит Эфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). В основу всего существующего Гераклит вещественной первоначало - огонь, оно же представляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоначала у Гераклита был не случаен: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе непрерывных изменений, а из всего, что есть в природе, наиболее способен к изменениям, наиболее подвижен именной огонь.

Анаксагор был сторонником атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах). Однако количество их он считал бесконечным и бесконечно делимым (а бесконечные множества, могут быть не только конечной , но и бесконечно малой).

Анаксагор был первым ученым, дающим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Идеализм – философское направление, противоположное материализму. Идеализм рассматривает создание в отрыве от природы, в силу чего неизбежного мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный индетерминизм противопоставляет телеологическую теорию. Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность индетерминизма – отрыв понятий от их объектов – дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становиться действительностью только в условиях классового общества, где индетерминизм возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням индетерминизм, выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. Все разновидности индетерминизма подразделяются на две группы:

Объективный индетерминизм, принимающий за основу действительности личностный или безличный дух, некое сверхиндивидуальное познание.

Субъективный индетерминизм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различия субъективным и объективным индетерминизмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного индетерминизма; с другой стороны, субъективные идеалисты, нередко переходят на позиции объективного индетерминизма. В лице Сократа, Пифагора и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель также излагал свои идей в полемике с предшествующими и современными ему учения.

Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ объективный идеалист. Смысл его философского учения состоит в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще.

Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природы и жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разума в практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.

Нравственные позиции Сократа были далеки от старинного благочестия. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступит по-доброму,, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро или творит зло в целях конечного торжества добра.

В области политики он критиковал все формы правления – монархию, тиранию, аристократию, плутократию, и демократию и демократию. Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Платона.

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) его учение следует, что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Платон полагал, что мир чувствительных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются , в них нет ничего устойчивого, а значит, и истинного.

  1. идеалистическая философия Пифагора сочеталась с ясно выраженными религиозными представлениями.
  2. идеалистические и религиозные идеи сочетались у Пифагора с антидемократическими, аристократическими установками.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) как мыслитель объединил и систематизировал весь философский опыт Греции. В своих философских взглядах Аристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеалистической мысли, и у него материализм часто брал верх над идеализмом.. общий опыт предшествующего развития наук, Аристотель пытался построить единую систему наук, разработав для этого их классификацию.. согласно Аристотелю, все науки занимаются исследованием бытия и делятся на теоретические и практические и творческие.

Хотя Аристотель и называл материю одной из причин бытия, однако в материи он видел только пассивное начало (рассматривал материю лишь как субстрат она бескачественна и неопределенна, лишена всех свойств). Всю активность Аристотель приписывал остальным трем причинам.

Атомы рассматривались как последние неделимые, предельно малые частицы, несотворимые и неуничтожимые. Различие в числе, и весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считалось причиной всего многообразия качеств в мире. Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лукреция.

Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они такде состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.

Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого познания – чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.

Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение о познании, двух его основных формах.

Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройства мира.

Многие считали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительно были основания.

  1. именно Демокрит успешнее других античных философов в своих произведениях решил вопрос о первооснове мира.
  2. он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, как движение, изменение, развитие,связывая это свойство с атомами.
  3. он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертности богов, которые, как и люди, состоят из атомов.

Философские учения Демокрита сыграли свою положительную роль в истории античной философии, укрепилось качественно новое направление – философский идеализм.

Список используемой литературы.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Несмотря на то, что современник у Сократа, линия мысли Демокрита находится в досократовский период, так как его философский подход был больше похож на подход докократовских мыслителей, чем у Сократа и Платона..


Считается, что он изучал астрономию и теологию у магов (мудрецов) персидского царя Ксеркса. По наследству своего отца он путешествовал и учился в Персии, Вавилоне, Индии, Эфиопии, Египте, Греции..

Как только его наследство было исчерпано, он вернулся на родину и поселился со своим братом Дамозисом. Здесь он сосредоточил свои исследования на естественной философии, которую он преподавал на открытых уроках. Он был учеником Левкипа, с которым он основал школу атомизма.

Работы Демокрита охватывают различные области, включая этику, физику, математику, музыку и космологию. Большинство этих работ сохранились благодаря вторичным источникам, таким как критика Аристотеля.

  • 1 Биография
    • 1.1 Исследования
    • 1.2 Смерть
    • 2.1 Атомизм
    • 2.2 Атомная теория
    • 2.3 Отношения с Богом
    • 2.4 Движение
    • 2.5 Вакуум
    • 2.6 "Высшее благо"
    • 3.1 Геометрия
    • 3.2 Изучение объемов
    • 3.3 Диссертации о свете
    • 3.4 Теория восприятия
    • 3.5 Знание
    • 3.6 Антропология
    • 3.7 Математика и геометрия
    • 3.8 Астрономия

    биография

    Демокрит жил между 460 г. до н.э. и 370 г. до н. э. был родом из города Абдера, ныне известного как Фракия, на Балканском полуострове, расположенном в северной части Эгейского моря. В то время Абдера была столицей великого полиса Греции.

    Когда его отец умер, Демокрит получил наследство, которое он оставил ему. Используя эти деньги, он отправился в Персию, где он был учеником ученых и магов короля Ксеркса I.

    исследования

    Говорят, что Демокрит жил экстравагантно, поэтому ему приписывают многочисленные истории, происходящие в разных местах, которые он посетил, включая Египет, Персию и Месопотамию..

    Одна из его самых известных легенд гласит, что Демокрит разорвал ему глаза, потому что они избегали его концентрации во время его философских размышлений. Также сказано, что он смог почувствовать, что произойдет в будущем.

    Есть также истории, рассказывающие, что Демокрит иронично смеялся над тем, как люди развивались перед лицом мировых достижений. Он часто смеялся, утверждая, что смех делает мудрецов.

    смерть

    Считается, что Демокрит умер в 370 г. до н. в возрасте 90 лет. Однако многие авторы того времени соглашаются, что он прожил более ста лет, чтобы добровольно покончить с собой..

    философия

    В контексте, в котором развивался Демокрит, приоритет был не эмпирическим подходом, а логикой, и необходимость достигать концепций только через рациональность.

    Это объясняется тем, что эти философы преуменьшали все, что воспринималось через чувства, которым они не давали характеристики надежности. Они, включая Демокрита, оценили, что сенсорное восприятие было чрезвычайно относительным.

    атомизм

    Одним из наиболее значимых вкладов Демокрита было создание философской школы атомизма. Эта линия мысли возникла в ответ на вопрос, поднятый Парменидом, который подтвердил, что материя неизменна и вечна, и что изменения, наблюдаемые нашими чувствами, являются ошибками восприятия..

    Согласно атомистической школе, атомы - это крошечные твердые частицы, которые различаются по размеру, массе и форме и движутся в вакууме, отталкивая. Когда они сталкиваются друг с другом, они образуют конгломераты, которые порождают другие более сложные материалы.

    Это означает, что макроскопические объекты, которые мы наблюдаем ежедневно, на самом деле являются скоплениями мелких атомов..

    Теория Демокрита об атомах была верна во многих отношениях, но философы ее отвергли. Тем не менее, это повлияло на развитие атомной теории Далтона.

    Атомная теория

    В рамках атомистической школы Демокриту приписывают развитие атомного закона вселенной. Этот закон был задуман некоторое время назад тем, кто был его учителем, философом Леучиппо..

    Основные элементы этой теории могут быть обобщены с учетом следующих моментов. Во-первых, атомы имеют пять специфических характеристик: первая из них состоит в том, что они неделимы, то есть они никогда не могут быть разделены.

    Вторая особенность заключается в том, что они вечны, продолжительны во времени, не имеют ни начала, ни конца. Третья особенность заключается в том, что они несжимаемы, имеют определенные формы и размеры, поэтому их нельзя сжать.

    Четвертая характеристика связана с ее однородностью; Хотя они могут иметь определенные различия с точки зрения форм и фигур, атомы являются однородными с точки зрения их внутреннего состава.

    Наконец, пятая характеристика, которую Демокрит присвоил атомам, заключается в том, что они невидимы. Их невозможно увидеть, потому что они бесконечно малы, не воспринимаются человеческим глазом; у нас есть только возможность получить доступ к результату комбинации нескольких из этих.

    Кроме того, для Демокрита различные конфигурации и комбинации, которые были сгенерированы из атомов, отличались между собой с точки зрения свойств произведенного элемента. То есть разные составы генерировали разные свойства.

    Отношения с Богом

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Демокрит не рассматривал Бога в том, что соответствует миру, поэтому этот философ считается первым атеистом в истории, а также первым мыслителем с материалистическим характером..

    Для Демокрита материя была создана не Богом, а самой собой. Он подсчитал, что все изменения, представленные существами, были связаны с физическими проблемами, а не со сверхъестественными элементами или действиями..

    Фактически, фундаментальный аспект теории, предложенной Демокритом, связан с концепцией случайности как основы для понимания мира. Этот философ утверждает, что и необходимость, и случайность составляют элементы, из которых генерируются все процессы.

    движение

    В учении Демокрита и Левкипа было важное соображение о движении. До сих пор это движение задумывалось как явление, которое возникло своевременно, в результате того или иного действия..

    С другой стороны, Демокрит установил, что движение является элементом, который существует сам по себе, и даже был одним из первых, кто представил концепции, связанные с тем, что мы сегодня знаем как инерцию..

    вакуум

    Эта концепция Демокрита, связанная с небытием, рассматривалась как сущность с неабсолютным характером. Это так, потому что он считает, что вакуум был сценарий, в котором свободные частицы, не связанные друг с другом, двигались.

    Демокрит установил, что вакуум также присутствует в этом вопросе, потому что он считал, что каждый атом характеризовался определенной формой, что позволяло ему связываться с другими, чтобы генерировать определенный элемент.

    Комбинация, без слияния

    Этот союз атомов был только комбинацией, а не сплавом, потому что эти частицы всегда оставались как разные элементы друг от друга.

    Затем, согласно Демокриту, в этих вновь образованных элементах вследствие смешения атомов также имеется небольшая часть вакуума, которая способствует дифференциации каждого атома..

    На самом деле, пустота - это пространство, которое позволяет атомам находиться в постоянном движении и придает им характеристику вечности..

    Демокрит установил, что атомы собираются вместе, чтобы генерировать новые элементы. В результате столкновения этих элементов с другими атомы снова разделяются, а затем объединяются с другими, образуя новые элементы и т. Д..

    Тогда, без существования вакуума, у атомов не было бы идеального сценария, чтобы раскрутить и воссоединиться с другими, сформировать новые комбинации.

    "Высшее благо"

    Это хорошее настроение было напрямую связано со способностью человека наслаждаться жизнью, не беспокоясь о проблемах, которые ее окружают..

    Он также отметил, что это состояние благополучия было достигнуто посредством умеренного поиска удовольствий, различая два типа: полезные и вредные удовольствия, являющиеся инструментами, которые вызывали радость.

    Демокриту приписывают фразу "храбрый человек - тот, кто побеждает не только своих врагов, но и его удовольствия".

    Вклад в философию и науку

    геометрия

    Хотя Демокрит известен своими атомистическими теориями и философскими исследованиями, он также был известным геометром..

    На самом деле, эта наука была одной из наиболее изученных для тех, кто последовал за ним, и многие из его публикаций, которые, к сожалению, не пережили наше время, были связаны с областью геометрии и астрономии..

    Его интерес к геометрии можно понять, взглянув на контекст времени, поскольку многие философы считали, что подавляющее большинство фактов и ситуаций, которые произошли в мире, можно объяснить с помощью геометрии и арифметики..

    Об этом свидетельствует тот факт, что Демокрит даже придал характеристики геометрических фигур таким абстрактным элементам, как запах или вкус. В этом смысле он связывал некоторые формы с определенными элементами, что означало, что они знали ту или иную вещь.

    Например, для Демокрита элементы, которые были округлыми и гладкими, имели горький вкус; аналогично, вещества, которые были довольно круглыми, имели более сладкий вкус, и все эти кислые и кислые элементы имели острую структуру с углами.

    Эти интерпретации, которые также применялись в других областях, таких как осязание, свидетельствуют о элементарной вещи, которую этот философ считал геометрическими формами..

    Изучение объемов

    Кроме того, в число его исследований входят также различные договоры, связанные с объемом рисунков..

    Например, согласно историческим записям, считается, что Демокрит мог найти формулу, которая отражает объем пирамиды, и что он также обнаружил, что та же формула может быть применена в случае желания определить объем конуса..

    Из этих диссертаций возникли две основные теоремы, приписываемые Демокриту. Первая из этих теорем показывает, что при сравнении цилиндра и конуса, имеющих одинаковую высоту и основание, объем указанного конуса будет составлять одну треть от объема указанного цилиндра..

    Вторая теорема, приписываемая Демокриту, указывает на то, что при наличии пирамиды и призмы, которые измеряют одинаково и имеют одинаковое основание, объем, соответствующий пирамиде, будет составлять треть объема призмы..

    Диссертации о свете

    Как мы видели, Демокрит был философом, который сосредоточился на понимании причин вещей, основанных на физической среде, придавая особое значение материи и ее составу..

    Поэтому его опасения были связаны с физическим объяснением различных явлений. Одним из них был свет и его корпускулярная природа.

    Следуя своим рассуждениям, Демокрит отождествил себя с теорией излучения, которая указывает, что глаза производят своего рода лучи или частицы, благодаря которым можно воспринимать и различать объекты..

    Теория восприятия

    Теория восприятия Демокрита тесно связана со школой атомизма. Этот философ указал, что изображения (eidola) на самом деле они были слоями атомов.

    Эти пленки атомов сжимаются и расширяются. Только те, кто достаточно сжимается, могут проникнуть в человеческий глаз.

    В этом смысле именно изменения, произведенные в пленках атомов, позволяют нам воспринимать реальность. Кроме того, видимые свойства макроскопических объектов (таких как размер и форма) являются продуктом этих пленок..

    Знание

    С точки зрения эпистемологии, Демокрит различал два типа знаний: знания-бастарды и законные знания. Знание ублюдка является тем субъективным и недостаточным, которое получается посредством сенсорного восприятия.

    С другой стороны, законное знание - это подлинное знание, которое получается путем обработки ублюдочных знаний с использованием индуктивного мышления..

    антропология

    Хотя нет убедительных доказательств, некоторые историки указывают, что вполне возможно, что Демокрит был создателем теории об историческом развитии человеческих сообществ.

    Это предположение сделано с учетом информации, полученной из вторичных источников, согласно которой Демокрит проявил интерес к изучению происхождения человеческих обществ, их институтов и их культуры. Это означает, что этот греческий ученый, возможно, был одним из первых антропологов.

    Математика и геометрия

    Демокрит был одним из пионеров в математике и геометрии. Фактически, он написал трактаты о числах, числах, касательных, иррациональных числах, среди других. Однако в наши дни нет копий этих договоров, и они известны только из вторичных источников..

    Точно так же известно, что Демокрит был первым, кто заметил, что объем конуса равен одной трети объема цилиндра с таким же основанием и такой же высотой рассматриваемого конуса..

    астрономия

    Демокрит был также первым философом, который осознал, что небесное тело, которое мы знаем как Млечный Путь, было образовано светом тысяч далеких звезд..

    Он также был одним из первых, кто заявил, что вселенная полна планет, некоторые из которых были необитаемы.

    завод

    Работа Демокрита была неизвестна в Афинах. Считается, что Аристотель был первым, кто изучил и прокомментировал это, и что причина, почему его работа не была столь же известна как работа других философов, состоит в том, что он сам не был заинтересован в том, чтобы быть известным.

    После его смерти греческий историк Диоген Лаерсио расскажет о существовании нескольких произведений, оставленных Демокритом. Эти работы будут включать более 70 текстов и трактатов по математике, этике, физике, технике и музыке..

    Среди его самых известных работ Великий Диакосмос, и несколько сборников фрагментов его мыслей, таких как Лешль, Дильс-Кранц и Лурия.

    По содержанию своей работы Демокрит считается одним из первых энциклопедических авторов истории.


    В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

    Оглавление

    • 1. Основания возникновения философии
    • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
    • 3. Основные разделы философского знания
    • 4. Основные философские направления
    • 5. Диалектика и метафизика
    • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
    • 7. Основные философские учения Древней Индии
    • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
    • 9. Философия средневековья
    • 10. Философия эпохи Возрождения
    • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

    Древнегреческая философия — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

    1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

    2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

    3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

    4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

    5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

    Первые греческие философы — диалектики.

    Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) — Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

    1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

    3. Природа — совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

    Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

    Школа эллиатов (V в. до н. э.) — Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит — это линия материализма, Парменид — идеализма.

    Для Парменида вещь и мысли об этой вещи — одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями — затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела — покоится).

    Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

    Платон (V–IV вв. до н. э.) — родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей — тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь — слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона — идеальное государство. Основа — труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

    Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

    В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

    Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

    Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

    Читайте также: