Кто имеет право продавать авиабилеты

Обновлено: 05.07.2024

Претензии граждан к ценам на авиабилеты – хороший индикатор общественных настроений. Обострение этого симптома обычно происходит, когда у среднего класса, основного клиента авиакомпаний, возникает беспокойство по поводу роста цен. Инфляция, бьющая по привычному благосостоянию и образу жизни, рождает требования назначить виновных. Парадоксально, что именно авиакомпании в этой ситуации оказываются одной из первых мишеней для публичного недовольства. Парадоксально, потому что при среднегодовых темпах инфляции 6,95% в 2011–2018 гг. среднегодовой рост цен на авиабилеты на внутренних направлениях составлял всего 3,02%. Пассажирские автобусные перевозки в тот же период, например, дорожали гораздо быстрее – 5,75% среднегодового роста. Причина отставания роста цен на авиарынке от остальной экономики тоже хорошо известна. Рынок авиаперевозок – это не ЖКХ, здесь конкуренция год за годом выдавливает операторов в сегмент лоукостеров.

Миф первый: якобы системы динамического ценообразования дискриминируют пассажиров по индивидуальным характеристикам, например по типу устройства, используемого для покупки (смартфон, домашний компьютер), месту пребывания (страна, регион) и т. п. Этот миф имеет к реальности определенное отношение: американские авиакомпании так и делают. Но в России подобной практики нет и никогда не было. Все пассажиры российских авиакомпаний в каждый конкретный момент времени имеют равные возможности купить билеты по одной и той же стоимости, потому что в каждый конкретный момент к продаже предлагаются билеты только одного тарифного класса. Ни место, ни способ приобретения авиабилетов на их стоимость никак не влияют.

Функция динамической системы сводится к открытию/закрытию продажи разных классов в сетке тарифов в зависимости от тенденций на рынке. Алгоритмы могут различаться, но в самом общем виде система работает в несколько этапов. В зависимости от ожидаемого спроса, в предварительном порядке (а впоследствии на определенных реперных точках в течение всего периода продаж) каждому классу или группе классов бронирования определяется лимит мест, исходя из физического наличия мест на борту самолета. Чем ближе к дате вылета, тем гуще реперные точки, тем чаще производится оценка текущих бронирований и изменение квот для каждого класса. Если продажи низкие, т. е. остаток мест большой, – на продажу выставляются более низкие тарифные классы. Тут в ход могут идти спецпредложения, и это именно тот момент, когда есть реальная возможность купить билеты очень дешево. Если продажи высокие, низкие тарифные классы оставляют закрытыми, средние классы тоже закрывают, а продажи производят только в высокие классы. Хотите в Сочи на неделю майских праздников день в день – готовьтесь раскошелиться.

Что подобная система дает авиакомпаниям? Даже при ее наличии большинство рейсов могут быть убыточными. Убытки компенсируются за счет высоких цен на сверхвостребованные направления в высокий сезон и на бизнес-класс, пассажиры которого ценят время больше денег. Что эта система дает клиентам авиакомпаний? Разнообразие тарифов открыло им доступ к авиабилетам на любой бюджет. Если ежегодный прирост зарубежной индустрии авиаперевозок за последние 10 лет составлял 4–6%, то российская гражданская авиация росла сверхвысокими темпами – в среднем на 10–11%, в немалой степени именно за счет доступности билетов.

Несмотря на пока оптимистичные показатели роста пассажиропотока, авиационный бизнес осознает собственную уязвимость: его выживание и развитие напрямую зависит от покупательной способности пассажира. Перевозчики внимательно следят за любыми колебаниями спроса, стараясь сдерживать тарифы и работая поэтому на минимальной марже. При этом издержки перевозчиков продолжают расти. До 30–40% расходов авиакомпаний (например, расходы на лизинг) привязаны к доллару, курс которого вырос почти на 20% за 2018 г. К этому надо добавить скачкообразный рост цен на авиакеросин – более чем на 33% в 2017–2018 гг. (расходы на ГСМ составляют 30–40% в цене билета).

На постоянно меняющемся для экономики авиакомпаний фоне предложения зарегулировать ценообразование на авиабилеты выглядит весьма смело, но это может привести к последствиям прямо противоположным ожиданиям. Выравнивание тарифов приведет к тому, что дорогие билеты, доступные сейчас только очень обеспеченным пассажирам, станут дешевле, а вот дешевых билетов просто не станет. Проиграют в первую очередь самые незащищенные слои населения.

Важно понимать простую арифметику. Сейчас по дешевым тарифам продается в среднем за год больше половины всех билетов. Если все билеты будут продаваться по единой цене, то дешевых не будет, а, следовательно, резко снизится заполняемость рейсов и возрастут расходы на одного пассажира. Чтобы компенсировать потери, авиакомпании будут вынуждены поднять цены либо сократить частоту полетов, а то и вовсе отказаться от убыточных рейсов. Раз запустив этот механизм, остановить его будет очень трудно. В результате вместо динамичного роста вся отрасль рискует свалиться в стагнацию. А это, в свою очередь, означает сокращение доступности перевозок для пассажиров, мобильности населения, потери доходов для бюджета, сокращение спроса на отечественную авиатехнику.

На мой взгляд, отечественной авиаотрасли необходимо серьезно отнестись к этим рискам. Без настойчивой и масштабной просветительской работы недостаточное понимание принципов динамического ценообразования будет оставаться питательной средой для общественного недовольства и претензий ФАС. Сама по себе эта проблема не исчезнет, но она вполне решаема. Российским авиакомпаниям нужно ясно и четко донести до клиентов несколько базовых рекомендаций по покупке билетов. Они хорошо известны: тем, кто хочет купить билеты по минимальному тарифу, надо покупать их заранее. Самые дешевые тарифы поступают в продажу в среднем за два месяца до вылета и ранее. Если надо сэкономить, не стоит отправляться на курорт в высокий сезон: билеты на майские праздники всегда будут стоить дороже, чем, например, в марте. Чем ближе к выходным, тем, как правило, дороже билеты. Если с датами определились, берите сразу билеты в оба конца. И последнее – между тарифами в рамках одного класса может быть существенная разница. Выбирать нужно тот, который нужен именно вам – с багажом или без, с возможностью возврата/переноса или без и т. д.

Российские банки и финансовые организации уже много лет активно занимаются финансовым ликбезом населения и только выиграли от этого. Сегодня авиабилеты – это по сути сложный финансовый инструмент, и клиентов авиакомпаний нужно научить пользоваться им правильно.

Стартапер задается таким вопросом: как открыть авиакассу и начать зарабатывать на продаже билетов? Давайте разберемся поэтапно. Бизнес план “Авиакассы ” предлагает несколько вариантов развития событий.

Как открыть авиакассу

Как открыть авиакассу

Собственные авиакассы как вид бизнеса можно развивать по двум путям: как самостоятельное учреждение и как часть туристической фирмы, турагентства или туроператора. Во втором случае бизнесмену необходимо прописывать в уставе реализацию авиабилетов в качестве сопутствующей услуги, а также подать документы на получение соответствующего сертификата.

Подробнее о процедуре сертификации и лицензировании туристического бизнеса можно прочесть в одноименной статье нашего сайта.

Этот вид бизнеса считается прибыльным, так как зачастую клиенты не желают ездить в аэропорт за билетами и стоять в утомительной очереди. Некоторым клиентам нужны билеты срочно, а времени ехать и забирать их просто нет. Однако онлайн покупка билетов сопряжена с некоторыми неудобствами – это длительность процесса выбора билетов, компании – перевозчика, сравнение цен на билеты и еще множество нюансов. Иногда человеку легче прийти в кассу и объяснить, что именно ему нужно.

Две основные причины, почему выгодно открыть авиакассу в своем городе: спрос на подобные услуги растет у населения с каждым днем.

Чаще стали пользоваться услугами авиаперевозок люди со средним уровнем достатка. Но для них покупка билета в кассе аэропорта или онлайн сопряжена с рядом неудобств, которые нужно устранить. Ниша стремительно развивается и набирает обороты, поэтому важно успеть занять свое место на рынке продаж авиабилетов. Однако этот вид бизнеса требует больших капиталовложений. Первые шесть месяцев, скорее всего авиакасса будет работать себе в убыток.

Авиабилеты не являются предметом первой необходимости для большинства людей. Но если есть возможность заключения на выгодных условиях договоров с авиакомпаниями, тогда вы сможете продавать билеты своим клиентам по очень привлекательным ценам, обеспечив себе надежную клиентскую базу.

Авиакассу с нуля можно открыть двумя способами: заключить агентский договор с авиакомпанией-перевозчиком или оформить договор субаренды с агентом крупной авиакомпании.

Как подобрать выгодное местоположение для авиакассы

Лучшим вариантом будет район, удаленный от аэропорта и с большим количеством офисных зданий. В процессе составления бизнес плана вам необходимо будет заключить договор с авиакомпанией. Основные статьи расходов при открытии авиакассы:

  1. Обслуживание офиса – 30 000 руб.
  2. Оборудование и мебель – 30 000 – 60 000 руб.
  3. Оформление договора с учетом всех юридических тонкостей – 200 тыс. руб.
  4. Рекламная кампания и зарплата сотрудникам – 60 000 руб.

Реклама авиакассы

Как провести эффективную рекламную кампанию авиакассы? Можно поместить рекламу в офисах, на пилларсах, в метро и на заправках. Вы также можете обратить в БТЛ-агентство или в агентство наружной рекламы.

Начинающий бизнесмен не сможет заключить договор с авиакомпанией-перевозчиком – условия их договора слишком жесткие. Например, ежемесячно необходимо покупать определенное количество авиабилетов, которые нужно будет как-то реализовать. Также крупные авиакомпании выдвигают определенные требования к обустройству помещений по реализации авиабилетов.

Если стартапер нарушит эти требования, его ждут крупные штрафы или расторжение договора. Так что лучше, если вы будете заниматься продажей авиабилетов в пределах собственного турбизнеса – это выгоднее в несколько раз. Обычно новичкам советуют начать с субагентского договора, и только потом, после приобретения нужных навыков, можно пробовать заняться этим самостоятельно.

Бизнес план авиакассы — скачать бесплатно за 550 руб., можно у наших партнёров, с гарантией качества.

Что такое субагентский договор

Этот вид договора заключается между начинающим бизнесменом и агентами, которые представляют крупные авиакомпании. Чтобы оформить такой договор, необходимо подготовить следующие документы:

  • учредительные бумаги;
  • документы, подтверждающие госрегистрацию и учет в налоговом органе;
  • договора аренды (приобретения) помещения;
  • список персонала и документы, которые подтверждают его профессиональную пригодность и квалификацию;
  • документы, согласно которым все точки реализации авиабилетов оформлены в соответствии с требованиями авиакомпании-перевозчика.

Авиакассу можно открыть по такой схеме:

  1. На первом этапе выбирать и обустроить помещение.
  2. На втором закупить оборудование и оформить договора о сотрудничестве.

При обустройстве помещения важно обратить внимание на обеспечение комфорта клиентов: светлые тона в общем дизайне, удобные кресла, трансляция расписания рейсов, установка систем кондиционирования и вентиляции воздуха. Также обязательным пунктом является наличие систем видеонаблюдения, охраны, системы сигнализации или тревожной кнопки для вызова полиции. Дополнительно нужно обеспечить пожарную безопасность помещения.

Какое нужно оборудование для оформления авиакассы

  • персональный компьютер, принтер;
  • сканер;
  • ксерокс для ведения отчетности и печати документов;
  • принтер для печати на билетах и телефон;
  • напольный сейф.

Кроме того, агенты часто (1 раз в месяц или 1 раз в квартал) проверяют правильность обращения со стоками (особыми бланками авиабилетов). Поэтому вся документация, связанная с реализацией билетов, должна быть в полном порядке. Если будет выявлена пропажа или порча стока, авиакасса заплатит штраф. Его размер обычно указывается в договоре.

Согласно условиям договора также вы получите доступ к системе бронирования мест на самолеты. Основные программы, которыми пользуется большинство авиакасс: Сирена, Галилео, Габриэль, Амадеус. За использование этих систем нужно платить 3-6 тыс. руб. в месяц. Еще одна обязательная процедура – аккредитация. Для этого потребуется пакет документов на обслуживающий персонал.

Также вас обязательно проинформируют о том, где и как сотрудники смогут получить дополнительные знания о продаже авиабилетов, обучат их правильно и быстро пользоваться программным обеспечением. В помещении, где происходит продажа билетов, должна быть размешена следующая информация:

  • расписание работы точки продаж ( время, когда касса открывается и закрывается, график выходных дней и перерывов);
  • основные правила авиаперевозок пассажиров;
  • полная информация об агентстве.

Доходы и расходы

За сотрудничество по договору субаренды вы сможете получить от 8 до 12 процентов. Самыми прибыльными обычно считаются праздничные и летние дни, когда большинство людей уезжают на отдых. Также можно рассмотреть вариант о продаже (бронировании) он-лайн билетов. Примерный расчет финансовых расходов на открытие авиакассы:

  • аренда офисного помещения – 15 000-30 000 руб.;
  • зарплата сотрудникам – 12 000-50 000 руб.;
  • приобретение оборудования для офиса – 30 000-100 000 руб.;
  • реклама бизнеса – 10 000-40 000 руб.;
  • другие расходы – 10 000-30 000 руб.

Что нужно для открытия авиакассы

Что нужно ля открытия авиакассы

Окупаемость бизнеса наступит не ранее 6-8 месяцев работы кассы. Доход будет зависеть от уровня конкуренции в регионе, покупательской способности населения, ситуации в местах массового туристического отдыха за рубежом и в России, стоимости топлива. Если брать в расчет все выплаты в налоговую службу и прочие инстанции, то размер чистой прибыли может колебаться от 30 000 до 70 000 руб. в месяц. Что нужно сделать, чтобы начать бизнес:

  1. Пройти регистрацию в налоговом органе и оформить индивидуального предпринимателя или Общество с ограниченной ответственностью.
  2. Найти помещение под офис.
  3. Закупить необходимое оборудование.
  4. Заключить договора.
  5. Провести рекламную кампанию.

Если вы желаете увеличить доход от реализации авиабилетов, необходимо также заключить договора на продажу железнодорожных и автобусных билетов. Дополнительно можно начать сотрудничество с фирмами, которые часто отправляют своих сотрудников в командировки.

Итого на открытие бизнеса Авиакассы с нуля вам придется потратить не менее 280 000 рублей.

На видео: советы начинающим бизнесменам как открыть авиакассу

Понравился этот образец бизнес плана? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому примеру бизнес-плана, а именно - Бизнес на продаже авиабилетов, проголосуйте за лучший - это анонимно и всем сразу видно. Может есть чем поделиться и дополнить?

Продажа по воинским перевозочным документам Минобороны (ВПД МО) осуществляется в собственных кассах авиакомпании, в кассах уполномоченных агентств и в кассах аккредитованных агентов ТКП.

Билеты оформляются только для лиц, указанных в ВПД МО РФ и строго по маршруту , указанному в ВПД.

Оформление и переоформление билетов производится только при наличии требования ВПД МО РФ, выданного военным учреждением и заверенного гербовой печатью.

Оформление авиабилетов допускается только по ВПД, выданным для следования авиационным транспортом по опубликованному тарифу экономического класса, в котором разрешено оформление авиабилетов для военнослужащих МО по ВПД, в соответствии с условиями применения тарифа. Оформление авиабилетов на трансферную перевозку по одному ВПД, выданному на весь маршрут, возможно только по трансферному (сквозному ) тарифу. Если оформление перевозки по трансферному тарифу по ВПД не разрешено, то оформление перевозки по участкам возможно только с наличием отдельного ВПД на каждый участок полета. Рекомендуется оформлять всю перевозку в одном билете, для возможности определения данных пассажиров, как следующих трансфером, с возможностью сквозной регистрации багажа и т.п.
Продажа авиабилетов по ВПД на прямые и обратные рейсы осуществляется не более, чем за 90 суток до вылета.

Для детей в возрасте до 12 лет применяется стандартная скидка Авиакомпании в соответствии с условиями применения тарифа.

Оформление перевозки багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатной перевозки осуществляется по талону багажному или наличными.

При добровольном или вынужденном отказе от перевозки, оформленной в кредит по ВПД МО РФ, пассажиру возврат наличными не производится, выдается справка о возврате для перерасчета с а/к централизованным порядком (см. Приложение). Справка не является БСО. Оформление справки производится под копирку в трех экземплярах. После оформления пассажиру выдается оригинал и копия справки, вторая копия прикладывается к билету, принятому к возврату, и подшивается в отчет. Подпись воинского пассажира за получение справки и ее копии обязательна.

При добровольном возврате сбор за возврат взимается наличными.

При добровольном изменении даты вылета добор до тарифа, доступного на момент переоформления и сбор за переоформление взимаются наличными.

Вынужденное изменение условий договора перевозки производится без доплаты.

Сбор за бронирование YR для пассажиров, оформленных по ВПД МО в кредит является возвратным. При любом виде возврата.

Оформление авиабилетов на группу военнослужащих, кроме следующих в отпуск, в количестве трех и более человек, независимо от количества выданных ВПД, осуществляется только на основании заявок на выделение мест в воздушном судне,

согласованных с Департаментом транспортного обеспечения МО РФ. Когда в ВПД указывается только фамилия старшего команды, к ВПД должен прилагаться список военнослужащих, подлежащих перевозке, заверенный печатью и подписью командира части.

Печать та же, что и на ВПД.

Основание для скидки:

  • для МО РФ: удостоверение личности офицера, мичмана, прапорщика ;
  • для МВД РФ – служебное удостоверение МВД или удостоверение личности офицера внутренних войск МВД;
  • для МЧС РФ: удостоверение ГПС МЧС,
  • а также копии документов, подтверждающих родство.

При использовании воинских перевозочных документов (требования) одним из членов семьи остальные могут воспользоваться указанной скидкой.
Количество перелетов с использованием скидки неограниченно.

Правила продажи билетов военнослужащим

Продажа по воинским перевозочным документам Минобороны (ВПД МО) осуществляется в собственных кассах авиакомпании, в кассах уполномоченных агентств и в кассах аккредитованных агентов ТКП.

Билеты оформляются только для лиц, указанных в ВПД МО РФ и строго по маршруту , указанному в ВПД.

Оформление и переоформление билетов производится только при наличии требования ВПД МО РФ, выданного военным учреждением и заверенного гербовой печатью.

Оформление авиабилетов допускается только по ВПД, выданным для следования авиационным транспортом по опубликованному тарифу экономического класса, в котором разрешено оформление авиабилетов для военнослужащих МО по ВПД, в соответствии с условиями применения тарифа. Оформление авиабилетов на трансферную перевозку по одному ВПД, выданному на весь маршрут, возможно только по трансферному (сквозному ) тарифу. Если оформление перевозки по трансферному тарифу по ВПД не разрешено, то оформление перевозки по участкам возможно только с наличием отдельного ВПД на каждый участок полета. Рекомендуется оформлять всю перевозку в одном билете, для возможности определения данных пассажиров, как следующих трансфером, с возможностью сквозной регистрации багажа и т.п.
Продажа авиабилетов по ВПД на прямые и обратные рейсы осуществляется не более, чем за 90 суток до вылета.

Для детей в возрасте до 12 лет применяется стандартная скидка Авиакомпании в соответствии с условиями применения тарифа.

Оформление перевозки багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатной перевозки осуществляется по талону багажному или наличными.

При добровольном или вынужденном отказе от перевозки, оформленной в кредит по ВПД МО РФ, пассажиру возврат наличными не производится, выдается справка о возврате для перерасчета с а/к централизованным порядком (см. Приложение). Справка не является БСО. Оформление справки производится под копирку в трех экземплярах. После оформления пассажиру выдается оригинал и копия справки, вторая копия прикладывается к билету, принятому к возврату, и подшивается в отчет. Подпись воинского пассажира за получение справки и ее копии обязательна.

При добровольном возврате сбор за возврат взимается наличными.

При добровольном изменении даты вылета добор до тарифа, доступного на момент переоформления и сбор за переоформление взимаются наличными.

Вынужденное изменение условий договора перевозки производится без доплаты.

Сбор за бронирование YR для пассажиров, оформленных по ВПД МО в кредит является возвратным. При любом виде возврата.

Оформление авиабилетов на группу военнослужащих, кроме следующих в отпуск, в количестве трех и более человек, независимо от количества выданных ВПД, осуществляется только на основании заявок на выделение мест в воздушном судне,

согласованных с Департаментом транспортного обеспечения МО РФ. Когда в ВПД указывается только фамилия старшего команды, к ВПД должен прилагаться список военнослужащих, подлежащих перевозке, заверенный печатью и подписью командира части.

Печать та же, что и на ВПД.

Основание для скидки:

  • для МО РФ: удостоверение личности офицера, мичмана, прапорщика ;
  • для МВД РФ – служебное удостоверение МВД или удостоверение личности офицера внутренних войск МВД;
  • для МЧС РФ: удостоверение ГПС МЧС,
  • а также копии документов, подтверждающих родство.

При использовании воинских перевозочных документов (требования) одним из членов семьи остальные могут воспользоваться указанной скидкой.
Количество перелетов с использованием скидки неограниченно.


На фоне пандемии планы меняются чаще обычного. А если из-за этого пропадают билеты на самолет, обидно вдвойне. Скайсканер разобрался в тонкостях и рассказывает, как вернуть или обменять авиабилеты и не потратить лишнего.

Можно ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он куплен. Чтобы не платить лишнего, перед бронированием прочитайте правила тарифа — все те пояснения мелким шрифтом, мимо которых хочется проскочить.

Краткие ответы на главные вопросы про обмен и возврат авиабилетов:

Получится ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он был куплен. Даже невозвратные билеты можно вернуть, если вы отказываетесь от билета вынужденно, например, из-за болезни. Некоторые перевозчики позволяют бесплатно сдать или обменять авиабилет вне зависимости от тарифа в течение суток после покупки или до полуночи того же дня.

Чтобы сдать или обменять авиабилет, обращайтесь туда же, где его покупали: в авиакомпанию или к агентству-посреднику. Оформляйте возврат или обмен билета на самолет как можно раньше. Ближе к дате вылета это наверняка будет стоить дороже, а после окончания регистрации авиабилеты могут вообще сгореть.

В большинстве случаев билет, купленный в интернете, вы сами за 5 минут сдадите или обменяете на том же сайте.

Какие авиабилеты можно вернуть, а какие — нельзя

Дорогие билеты чаще всего можно сдать и получить назад их полную стоимость. Даты и города вылета и прилета можно менять. Дешевые авиабилеты обычно продают без возможности возврата и обмена: если у вас изменятся планы, они сгорят. Между этими крайностями — уйма вариантов с разными условиями. Бывает, что билет нельзя вернуть, но можно за доплату изменить маршрут, дату или тариф; другие билеты можно сдать, заплатив сбор.

Во время пандемии авиакомпании, как и всегда, обязаны четко следовать договору перевозки и предоставлять вам все положенное. Чтобы пассажиры могли гибко планировать поездки в этот непростой период, многие крупные перевозчики отменили или уменьшили сборы за изменение брони. При сдаче билета авиакомпании вместо возврата средств стали активно предлагать пассажирам ваучеры, но от них можно отказаться.

Где найти правила тарифа

Краткий словарик на случай, если правила тарифа написаны по-английски:

  • REFUNDABLE — билет с возможностью возврата;
  • NON-REFUNDABLE — невозвратный билет;
  • TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF NO-SHOW — билет не подлежит возврату, если пассажир не пришел до конца регистрации и не сообщил авиакомпании, что не полетит;
  • CHANGES / CANCELLATIONS PERMITTED, FEES APPLY — билет разрешено обменять / вернуть, эти услуги платные;
  • NOT PERMITTED — не разрешено;
  • CHARGE 100 EUR — сбор 100 евро.

Как вернуть авиабилет и получить назад свои деньги

Если поездка сорвалась, вы сможете вернуть всю стоимость возвратного авиабилета или хотя бы ее часть. Сколько именно — зависит от тарифа, времени до вылета и того, какой возврат оформляете. Если билет невозвратный, тоже не все потеряно.

1. Не откладывайте возврат авиабилета, чтобы не потратить лишнего

Ошиблись при покупке билета? Попробуйте сдать без штрафов в первые сутки.

Во многих авиакомпаниях есть правило 24 часов после покупки. В течение этого срока можно сдать любой авиабилет, в том числе невозвратный, и получить назад всю сумму. Разве что сбор за бронирование вычтут. Такая возможность есть, к примеру, у easyJet, Finnair, Emirates, Air France и British Airways. Часто есть дополнительные условия: билет можно аннулировать в день покупки, если до вылета осталось не меньше недели, или только на определенных маршрутах. Еще бывает, что полный возврат без сборов возможен только до полуночи текущего дня или даже в течение нескольких часов. Если ошиблись при заказе билета или внезапно передумали, действуйте быстро.

2. Определитесь с видом возврата

Отказаться от полета можно по-разному:

  • Вынужденный возврат авиабилета — это когда вы не можете лететь по веской причине, связанной с форс-мажором — у вас или авиакомпании. Основанием для вынужденного возврата могут быть болезнь (ваша или близкого родственника, с которым вы собирались лететь), смерть члена семьи, отмена или долгая задержка рейса. В таком случае вам вернут все деньги даже за невозвратный билет. Подробнее о ситуациях, когда вы имеете право на вынужденный возврат.
  • Добровольный возврат авиабилета — это когда у вас изменились планы и вы передумали лететь. Тогда вам вернут столько, сколько полагается по правилам тарифа. Если у вас билет без возможности возврата, то вы можете претендовать только на сборы и налоги. Причем некоторые налоги и сборы тоже могут быть невозвратными: точную сумму рассчитают в авиакомпании.

3. Узнайте правила возврата по своему тарифу и посчитайте, выгодно ли сдавать билет

Прочитайте полные правила тарифа, по которому куплен билет: должно быть написано, можно ли вернуть и удержат ли сборы. Подсчитайте сумму возврата, чтобы знать, имеет ли смысл тратить время. Позвоните в авиакомпанию и узнайте, предлагает ли она альтернативы.

Пассажир вправе выбирать: согласиться на ваучер, к которому часто предлагают бонусы, или получить возврат денег. Также авиакомпания может предложить вам перебронировать билет на другой день или с открытой датой.

4. Запустите процесс возврата

Обратитесь туда, где купили авиабилет: к агентству-посреднику или в авиакомпанию. Сообщите, что отказываетесь от полета, и отправьте запрос на возврат стоимости билета. Как это сделать:

Важно! Некоторые авиакомпании берут деньги за возврат или перебронирование авиабилета через службу поддержки или в офисе. Но и они, скорее всего, не снимут ни копейки, если вы все сделаете сами на сайте.

Заранее сообщите авиакомпании, что не полетите, и заполните электронное заявление на вынужденный возврат на сайте, где покупали билеты, приложив подтверждающие документы.

Возможно, что вернуть такой билет самостоятельно на сайте не выйдет. Свяжитесь со службой поддержки.

Этот же подход годится, когда не получается самостоятельно вернуть авиабилеты в личном кабинете:

1) Заполните форму возврата на сайте авиакомпании или посредника. Иногда для этого нужно сначала найти свой билет через форму поиска; или

3) Свяжитесь со службой поддержки. В случае вынужденного возврата объясните, почему не можете лететь оплаченным рейсом и приложите отсканированные копии паспорта и подтверждающих документов, например, справку из больницы о состоянии здоровья на день вылета или листок нетрудоспособности. Подробнее о документах.

Сообщите об этом авиакомпании до начала регистрации на первый рейс. Деньги вам вряд ли удастся вернуть: даже если билет возвратный, авиакомпания пересчитает дешевый стыковочный рейс по обычному тарифу, вычтет его из общей цены билета и, скорее всего, окажется, что сумма к возврату равна 0. Но сообщить, что вы не полетите одним из рейсов, все равно нужно: по правилам большинства авиакомпаний, если вы не пришли на регистрацию, то все последующие перелеты в бронировании аннулируются. На практике это значит, что если вы летите Москва — Рига — Рим и обратно и опоздали на рейс Рига — Рим, то обратный билет полностью сгорит.

В этом случае сумма к возврату будет меньше, чем полцены билета. Авиакомпания пересчитает использованный вами билет туда по более высокому тарифу, а еще может удержать сервисные сборы.

5. Если решение по возврату вас не устраивает, действуйте

Если уверены в правоте, еще раз вежливо и подробно объясните свою позицию и, если необходимо, приложите подтверждающие документы, точный список которых лучше узнать в службе поддержки. Если вас игнорируют или отвечают отговорками, не отступайтесь и продолжайте переписку. С российскими авиакомпаниями можно сослаться на статью 108 Воздушного кодекса РФ, если сдаете билеты по своему желанию, или на пункт 227 Федеральных авиационных правил, если оформляете вынужденный отказ.

6. Дождитесь, когда деньги вернут

Это может занять от одного дня до нескольких месяцев. Деньги придут на банковскую карту, которой вы платили за билеты. Если покупали билеты наличными в кассе или в терминале, то получите свои кровные на карту, реквизиты которой укажете в заявлении, либо наличными.

Как обменять билет на самолет

Если хотите изменить дату и время рейса, город вылета / прилета или класс обслуживания, перевозчик выдаст вам новый билет. Можно ли поменять авиабилет на другой и возьмут ли деньги за услугу, зависит от правил тарифа, установленных авиакомпанией. Во время пандемии перевозчики чаще стали предлагать гибкие условия для перебронирования билетов: некоторые сделали внесение изменений бесплатным, другие уменьшили сборы — это помогает планировать путешествия увереннее.

Как вернуть или обменять авиабилет в связи с COVID-19?

Куда сейчас можно полететь за границу?

Какие границы открыты и какие документы нужны для путешествия, удобно смотреть на нашей карте. Подпишитесь на уведомления по интересующим направлениям и первым узнавайте об открытии новых стран.

Нужная помощь

Вы можете отменить подписку в любое время. Подробная информация в нашей Политике конфиденциальности.

Читайте также: