Кто имеет право пользоваться психодиагностическим инструментарием

Обновлено: 01.06.2024

Психодиагностика в качестве метода оценки сотрудников не слишком популярна у специалистов по управлению персоналом, хотя вполне может помочь в сборе информации, необходимой для принятия решений по подбору, оценке и развитию работников.

В рекрутменте психодиагностические тесты особенно актуальны для подбора сотрудников, в чьей работе важную роль играет выраженность особых психологических свойств личности. Тесты служат для исследования пригодности кандидатов и прогнозирования их успешности. В рамках ассессментапсиходиагностическое тестирование используют, когда нужно назначить работника на руководящую должность или перевести на другой участок, где предполагается наличие таких качеств, как эмоциональная устойчивость и умение длительно удерживать внимание на чем-либо, лидерство, коммуникативность и целеустремленность.

Тестирование применяют и при реализации корпоративных программ развития(формирования резерва выдвижения, поиска лидеров или талантов и прочего) для прогнозирования потенциальной успешности работника на более высокой позиции.

Универсальные методики: личностные и интеллектуальные тесты

Тест Кеттелла (16PF) позволяет определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера испытуемого. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и ее характеристику в части межличностных отношений. К числу диагностируемых факторов относятся: общий уровень интеллекта, уровень развития воображения, эмоциональная устойчивость, степень тревожности, наличие внутренних напряжений, уровень развития самоконтроля, степень социальной нормированности и организованности, такие коммуникативные свойства, как открытость, замкнутость, смелость, отношение к людям, степень доминирования или подчиненности, зависимость от группы, динамичность. До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии-интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а также могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности на задачу, на себя и на других. В связи с этим данную методику можно применять в сочетании с исследованием особенностей темперамента по Айзенку и методикой Смекала и Кучера, предназначенной для выявления общей направленности личности.

Типологический опросник Майерс-Бриггс (MBTI) служит для оценки психологического типа личности, позволяет оперативно выявить наиболее выраженные деловые качества сотрудника, особенности его поведения, стиль руководства, оптимальную обстановку для работы (в том числе предпочтительный режим труда), слабые стороны и возможные пути развития. В отечественной HR-практике чаще всего используется версия опросника Майерс-Бриггс, адаптированная Ю. Гиппенрейтер. Существуют и другие варианты адаптации этого диагностического инструмента.

По некоторым данным результаты, полученные в ходе NEO-PI-R, коррелируют с результатами опросников другой теоретической ориентации (например, построенных на основе разработанной Мюрреем мотивационной модели личности). Последнее особенно важно, поскольку доказывает возможность установления связи между чертами и мотивами.

Калифорнийский личностный опросник (California personality anventory, CPI) предназначен для оценки уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении, измерения уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей, потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере (стремления к достижениям через следование определенному порядку, требованиям; способности достигнуть успеха в той области, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки). Кроме того, опросник позволяет проанализировать сферу интересов человека по таким параметрам, как знание людей, проницательность, интерес к окружающим.

Определить общий уровень интеллектуальных способностей можно, например, при помощи теста Айзенка и Краткого ориентировочного теста (КОТ), предназначенных для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности. Эти тесты предусматривают диагностику таких параметров интеллекта, как способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и др.

Существуют также тестовые методики, позволяющие изучать различные стороны интеллекта. К ним относится тест структуры интеллекта Амт-хауэра (1ST), направленный на исследование так называемого вербального интеллекта (индуктивного мышления, комбинаторики, формирования суждений), а также счетно-математических способностей, пространственного воображения и запоминания информации.

Ключевые правила психодиагностики

При организации исследования кандидатов начальник отдела карьерного развития и оценки персонала Юго-Западного банка Сбербанка России Галина Анцуповасоветует придерживаться нескольких ключевых правил:

  • всегда уточнять запрос на психодиагностическое исследование;
  • грамотно подобирать методы и тесты; учитывать установочное поведение кандидата например, диссимуляцию - стремление представить себя в наиболее выгодном свете и скрыть какую-то информацию).

Она также отмечает, что применение психодиагностических методик позволяет ускорить закрытие вакансии и повысить качество отбора сотрудников при условии соблюдения следующих рекомендаций:

  • набор методов должен соответствовать целям и предмету исследования;
  • необходимо гибко сочетать дистанционные и очные исследования кандидатов;
  • квалификация рекрутера или эксперта по оценке персонала должна быть высокой;
  • при организации конкурсов на вакантные должности необходимо создавать равные условия для кандидатов и предлагать один и тот же набор тестов;
  • форму отчета об оценке кандидата нужно заранее обсудить с заказчиком подбора. Например, необязательно описывать результаты оценки в формате полных отчетов, если для принятия решения достаточно представить рейтинг кандидатов с выделением конкурентных преимуществ;
  • целесообразно запросить у кандидата результаты предыдущих психодиагностических исследований, если таковые имеются - это позволит сделать справнительный анализ и в ряде случаев избавит от проведения лишней работы.

Показания к применению психодиагностики при подборе и оценке сотрудников

Психодиагностический инструментарий наиболее активно используется для целей рекрутмента и оценки работающего персонала. Рассмотрим специфику его применения в этих областях.

Использование психодиагностических методик при подборе сотрудника позволяет выявить такие черты личности соискателя, которые невозможно определить другими способами оценки: способности, структуру ценностей и внутренней мотивации, поведение в конфликте, стрессоустойчивость, готовность к риску. В ходе интервью можно выявить дополнительно: морально-нравственные ориентиры (например, допускает ли кандидат возможность воровства на рабочем месте), критерии поиска работы. Если информации в результате психодиагностики и интервью недостаточно, то следует собрать рекомендации либо провести кейс-тестинг или ас-сессмент-центр (в случае конкурсного отбора).

Считается целесообразным применять психодиагностические методы при подборе персонала на должности, в функционале которых человеческий фактор является критичным. Имеется в виду либо поведение, либо принятие решений. Поведение критично для сервисной деятельности и выполнения задач в условиях повышенной опасности. В части принятия решений действует правило: чем больше ответственность, тем критичнее человеческий фактор.

Для закрытия вакансий, в функционале которых в основном администрирование или сопровождение процессов и операций, серьзная психодиагностика не столь важна. Достаточно проверить характеристики внимания и такое личностное качество, как критичность. К примеру, в пробе на внимание (таблица Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, обратный устный счет, обратный устный счет с переключением) можно проанализировать ошибки, а также определить отношение кандидата к собственным ошибкам. Принятие своих ошибок, игнорирование или внешнеобвиняющая реакция кандидата указывают на критичность, локус контроля и косвенно на самооценку. По результатам нескольких проб следует делать вывод, особенно если внимательность является профессионально значимым фактором. По существующей норме кандидат может допустить в пробах до 4% ошибок на внимательность.

Галина Анцупова полагает, что с кандидатом нужно проводить три основных измерения: интеллектуальных способностей и внимательности, устойчивых характеристик личности или компетенций и функционального состояния.

Наиболее подходящими для оценки соискателей, по ее мнению, являются такие тесты, как КОТ, тест структуры интеллекта Амтхауэра, шестнадцатифак-торный личностный опросник Кеттелла (16PF), тест трудовой мотивации Герчикова, СТМ (структура трудовой мотивации). Последний предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационной сферы личности и используется не только при подборе, но и при составлении индивидуального плана построения карьеры, управления мотивацией персонала в организации.

По ее мнению, надежность прогноза успешности кандидата при проведении интервью составляет 30%, по результатам тестирования - 50%. Если рассматриваются кандидаты на руководящую должность в рамках конкурса, нужно использовать либо кейсы, либо ассессмент-центр. Надежность прогноза успешности кандидата по результатам ассессмента - 70%, но для его проведения необходима команда экспертов и порядка пяти-шести часов.


При проведении регулярной процедуры оценки персонала при помощи психодиагностического тестирования имеет смысл оценивать динамично меняющиеся психофизиологические качества, которые являются ключевыми для сотрудников. Например, внимание или память критичны для водителей, операторов, авиадиспетчеров. Кроме того, итоги оценки, как правило, служат отправной точкой для формирования индивидуального плана развития сотрудников, на их основании принимаются решения о зачислении в кадровый резерв. Психодиагностические методики могут помочь определить дальнейшие пути профессионального роста и развития. Так, при отборе сотрудников, потенциально способных занять руководящие должности, часто возникает потребность в определении того, насколько ответственным является человек, хорошо ли он владеет собой в трудные моменты и способен ли быстро взять ситуацию под контроль, т. е. фактически требуется оценить степень его активности и эмоциональной зрелости.

Психологи полагают, что ответственность за происходящее и его последствия связана с уровнем субъективного контроля человека, представляющим собой обобщенную характеристику личности, проявляющуюся схожим образом в различных ситуациях. Для оценки уровня контроля существует Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, разделяющая людей на два типа (интерналов и экстерналов) в зависимости от того, как они оценивают причину различных событий в их жизни и того, кто должен нести за них ответственность.

Люди интернального типа оценивают происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности, продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы, более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Если по результатам теста выясняется, что сотрудник относится к интернальному типу, это может служить дополнительным аргументом для построения управленческой карьеры, а также сигнализировать о необходимости обучения работе в команде и партнерскому стилю взаимоотношений, принятому между начальником и подчиненными.

Люди экстернального типа, напротив, склонны полагать, что большинство важных событий в их жизни произошло под влиянием внешних сил, и снимать с себя ответственность за происходящее. При этом они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. С сотрудником-экстер-налом вполне можно обсудить возможность дальнейшего карьерного роста по экспертной ветке.

На основе шкалы Дж. Роттера отечественные ученые Бажин, Голынкина и Эткинд разработали свою методику исследования уровня субъективного контроля. Они исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может врьироваться в различных жизненных сферах. В связи с этим их методика включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявление этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, здоровью или болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений. Результаты, полученные при использовании такой методики, как и других мотивационных и личностных тестов, безусловно, позволят руководителю лучше понять, какие качества и в каком объеме выражены у сотрудника. Эти знания он сможет использовать при составлении плана развития подчиненного. Таким образом, система подготовки и мотивации специалиста приобретает целевую направленность, а выделенные для этого средства расходуются более эффективно.

Слово диагноз часто вызывает недоумение и интерпретируется как печать или ярлык, определяющие характер проявления некоторых жизненных образований. Понятие психодиагностики довольно новое в научном мире и сталкивается с сопротивлением взглядов устаревших и искаженных воззрений. В данной статье проясняется истинный смысл психологического распознавания, а также описывается актуальная в наше время интегральная система инструментальной психодиагностики, ее такие составляющие методики как психометрия, беседа, наблюдение, применение технических средств, обеспечивающих регистрацию психофизиологических параметров, а также специфические приемы распознавания. Подчеркивается ориентация диагностики и использования конкретного инструмента от области и специфики практического запросов из клинической, образовательной, кадровой и других сфер практики.

The word diagnosis is often puzzling and is interpreted as a seal or label, defining the nature of the existence of some living entities. The concept of psycho-diagnostics quite new in the scientific world and facing resistance looks outdated and distorted beliefs. This article clarifies the true meaning of psychological recognition, and describes relevant in our time, the integrated system of instrumental psycho, its components such techniques as psychometrics, interview, observation, use of technical means for ensuring registration of psychophysiological parameters as well as the specific methods of recognition. Emphasizes the orientation of the diagnosis and use of a particular instrument from the field and the specific requests of clinical, educational, personnel, and other areas of practice.

инструментальная психодиагностика; инструмент; методики; психологическое распознавание; психометрика; запрос; психодиагностическая задача; психотерапевтическая диагностика;клиентоцентрированность

instrumental psychodiagnostics; tools; techniques; psychological recognition; psychometrika; query; psychodiagnostic task; psychotherapeutic diagnostics;person-centered

УДК 159.99

Инструментальная психодиагностика

Психодиагностика - это распознавание текущего психологического статуса в целом или отдельных индивидуально—психологических характеристик. Наличие диагностики предполагает, что существует и другое знание о читаемом феномене, но здесь и сейчас целесообразно применение именно определенного типичного выделения элемента реальности, диктующего наиболее верное направление решения задачи.

Инструментальная психодиагностика—это психодиагностика вообще, то есть фундаментальный теоретический базис, включающий такие направления как клиническая диагностика, организационная, консультативная и т.д. Это изучение и измерение личности как системы психологических свойств и социально значимых черт, применительно к которой существует несколько уровней ведущих инструментов диагностики:

  1. беседа и наблюдение;
  2. применение психометрических методик (клинические шкалы, тесты, опросники, психосемантические тесты, патопсихологические пробы и др.);
  3. технические средства;
  4. специфические методики.

Что касается беседы и наблюдения, то данные методики позволяют качественно диагностировать личность целостно и в ее функциональном (динамическом) аспекте. Данный подход очень широко распространен, особенно в клинической, консультативной и психотерапевтической практиках.

Применение психометрических методик хорошо помогает измерять индивидуально—психологические характеристики как элементного состава, так и общего.

Специфические методики психодиагностики бывают актуальны из—за острой нужды частичного или полного распознавания в какой—либо области практики.

Практический запрос

Вышеизложенное описание определяет, что целесообразность применения того или иного инструмента психодиагностики личности зависит от практического запроса. Если человек идет на сессию к психологу—консультанту, чтобы преодолеть, например, неуверенность в себе, то специалист будет применять, разумеется, такие инструменты как наблюдение и беседа. Если необходимо распознать некоторые психологические качества, обладание которыми входит в перечень требований овладения определенной профессией, то здесь можно воспользоваться психометрическими шкалами целевого назначения. Например, при запросе оценки уровня тревожности в клинической практике используют диагностические шкалы.

К основным общественным сферам применения психодиагностики относятся следующие:

  1. образовательная (педагогическая);
  2. организационная (кадровая);
  3. клиническая;
  4. консультативная;
  5. отдельно психотерапевтическая.

В образовательной среде запросы обычно связаны с отставанием в обучении и нарушениями поведения в различных возрастных категориях. Современные требования диктуют изучения возможности правильного формирования мышления, памяти, внимания, составления портрета личностных характеристик будущего исследователя, педагога, практика. На какие психические образования должна быть направлена информация для правильной ее интерпретации и возможности расширения. Также присутствуют вопросы продуктивности обучения, в частности, направления общего или целевого образования[1].

Организационная среда чаще всего связана с расстановкой кадров для наиболее конструктивного и продуктивного производства, оценкой персонала по истечению некоторого срока работы. Каждая ответственная специализация формирует специфичные для нее профессиограммы, требованиям которой должен соответствовать личностный профиль работника.

Клиническая практика диктует запросы, связанная с оценкой и измерением врожденных и приобретенных психологических индикаторов, при неблагоприятном сочетании возможностью их коррекции для обеспечения оптимального качества жизни клиента. Международная статистика показывает, что в сфере здоровья присутствует наибольшее число обращений к психологам, причем часто эти обращения бывают не по профилю. Так люди боятся обращаться к соответствующим специалистам из—за негативной социальной оценки или предвзятости относительно некоторых явлений. Допустим, обращение к психиатрам иногда считается чем—то постыдным и накладыванием ярлыка душевнобольного, что приводит к тому, когда клиенты с тревожно—фобическими расстройствами обращаются к психологам общего профиля или вообще к знакомым психологам—исследователям, работа которых в данном случае не так целесообразна как клинически—ориентированного специалиста.

В пространстве консультативного направления также существую типичные запросы, которые часто отражают элементы, лежащие на периферии личности и являющиеся обычно уже следствием сложившегося феномена. Необходимость поиска причины отчасти сталкивает консультанта с решением поисковых задач.

Аналитический обзор типичных практических запросов и их диагностического инструментария.

Анализируя литературу Ануфриева, Бурлачука, Гуревича, а также некоторые современные источники можно представить краткий обзор типичных практических запросов [2].

Если весь диагностический инструментарий обозначить соответствующими цифрами:

  1. непосредственное восприятие (беседа, наблюдение, интервью);
  2. психометрические методики;
  3. психофизиологические исследования;
  4. специфические методики,

то получим следующее.

  • нарушение эмоционального состояния—1;
  • нарушения поведения—1;
  • отдельно девиантное поведение—1,2;
  • трудности в общении со сверстниками—1.

Основные виды деятельности практического психолога в образовании в значительной степени сходны с видами практической психологической работы в других сферах, однако, имеют специфику, связанную с особенностями объектов психологической работы (дети, родители, воспитатели, учителя) и соответствующими проблемами, с которыми они сталкиваются. Это — психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка.

  • оценка персонала—1,2;
  • экспертиза—1,2,3;
  • оценка достоверности информации—1,3;
  • обработка визуального контента—3;
  • скорость принятия решения—1,3;
  • поведенческая гибкость—1,3,4.

Психологические проблемы организации различаются в зависимости от того, на какой стадии развития она находится. Эти проблемы связаны, прежде всего, с формированием личности профессионала, обеспечение его адаптации в рынке труда, осознание путей повышения квалификации и карьерного роста. Важнейшим ориентиром в решении психологических проблем, возникающим в организации являются надежные методы психологической диагностики и способы коррекции и совершенствования профессиональной деятельности кадров. Среди такого рода методов наиболее эффективным является системное применение графических методов в сочетании с методами индивидуального планирования деятельности, методиками диагностики компетентности специалиста и т.д. Их детальная разработка применительно к профессии и, в частности, профессии кадрового менеджера, позволят наиболее эффективно решать проблемы кадрового обеспечения, сформировать необходимый уровень культуры кадровой деятельности.

  • тревожные расстройства—1,2,4;
  • аффективные расстройства—1,4;
  • расстройства когнитивных функций—1,2,3;
  • личностные расстройства—1;
  • психосоматические расстройства—1,4.

При изучении психологии болеющего человека врач и медицинский психолог обращают внимание на все многообразие явлений – нормальных и патологических, – связанных с влиянием соматического заболевания на психическую деятельность, эмоциональные переживания и преломленные в них особенности личности и социально-психологической ситуации больных. Задача клинического психолога состоит в дифференцированной оценке психического состояния соматического больного, то есть в определении степени выраженности, глубины и структуры эмоционально-аффектив­ных, мотивационных и поведенческих нарушений. В задачу психологической диагностики в этих случаях входит также выявление осознаваемых и неосознаваемых установок в отношении болезни и лечения, которые могут являться как следствием нарушений психического состояния больного, так и могут приводить к усилению аффективного напряжения[3].

  • беспокойство—1;
  • тяжесть утраты—1;
  • неуверенность в себе—1,2;
  • познавательное любопытство—1;
  • психологическая интоксикация—1,2;
  • нарушение межличностных взаимодействий—1,2;
  • уныние и тоска—1.

Основной метод консультирования—беседа, построенная определенным образом. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чувства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно короткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы клиента. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и включает одну или несколько консультаций. В отличие от психотерапии, ориентированной на длительные отношения пациента и психотерапевта, психологическое консультирование предполагает краткосрочные отношения.

  • депрессия—1;
  • хроническая тревога—1;
  • личностная неудовлетворенность—1,4;
  • развод—1;
  • ангедония—1,4;
  • потеря смысла жизни—1,4;
  • смещение ценностей—1;
  • потеря себя—1,4.

Сложнее всего приходится заниматься диагностикой в психотерапевтической сфере, заслуживающей отдельного рассмотрения. Задачи психотерапии часто совпадают с консультативными, но не всегда. Последняя постоянно сталкивается с пограничными случаями, определенность которых очень относительна, но также очень важна.

Если подытожить вышеперечисленные запросы и применяемый психодиагностический инструментарий, то мы получим следующие результаты, приведенные в таблице 1.

Итак, как мы можем видеть, во всех перечисленных в начале аналитического обзора запросах присутствует эксплуатация инструментов группы 1, то есть инструментов непосредственного восприятия (беседа, наблюдение, интервью). Важно отметить, что ни один психодиагностический процесс и процедура без них не обходится. Общая частота находится в самом большом значении 29.Второе место по частоте применения разделили диагностические инструменты 2 и 4 групп с частотой равной 8. Причем чаще всего применение психометрических методик зафиксировано в консультативных запросах, но, именно как дополняющий способ психологического распознавания, а специфических—в психотерапевтических запросах. Последнее место по частоте применения занимают инструменты технической группы (полиграф, айтрекер, мрт), практически все случаи использования данной диагностической аппаратуры приходятся на организационную сферу.

Что касается 2 группы инструментов, тот тут уместно представить основные категории психометрических методик [5]:

  1. клинические методики
  • клинико—психологические опросники;
  • клинические опросники;
  • клинические шкалы.
  1. опросники
  • личностные опросники;
  • опросники черт личности;
  • типологические опросники;
  • опросники ценностей;
  • социологические опросники.
  1. проективные методики;
  2. психосемантические методики;
  3. тесты.

К классическим психосемантическим методикам относят методику предельных смыслов, методику семантического дифференциала, шкала позитивного аффекта и негативного аффекта и т.д.

К группе тестов часто относят методики на выявление степени развитости интеллекта. Например, культурно—свободный тест интеллекта Кеттела, тест Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, определение социального интеллекта по Гилфорду и др.

Как мы можем наблюдать, направление ответа на практический запрос хорошо отражено в названии психометрических методик, что облегчает их использование и не вызывает путаницы в определении стимульного материала.

Что касается 3 группы психодиагностических инструментов, являющихся аппаратными средствами, измеряющими психофизиологические параметры, то тут актуальным будет упомянуть популярный полиграф, использующийся во многих исследованиях как практического, так и теоретического характера.

  1. кардиоканал (артериальное давление, фотоплетизмография, дополнительно—число сердечных сокращений);
  2. пневмоканал (верхнее—грудное и нижнее—диафрагмальное дыхание);
  3. кожно—гальванический рефлекс.

Что касается средств 4 группы, то это область отдельного изучения и последующего теоретического оформления. Можно лишь отметить как один из самых действующих на сегодня методов—это психофармакологический метод. В психотерапии часто применяются методы волевого преодоления, поведенческой игры, методики пластичного ответа, помогающие определить по результатам деятельности нормы реакции для данной личности.

Заключение

Инструментальная психодиагностика отвечает всем требованиям обработки актуального запроса, по распознаванию индивидуально—психологических качеств или целостных характеристик личности, коллектива, малой или большой группы, а также оценки ситуации, динамики взаимодействия человека в ней. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. Общественная практика диктует несколько направлений с акцентированными запросами на выяснение: клиническая практика, организационная, педагогическая, консультативная, образовательная, психотерапевтическая. Целесообразность применения того или иного инструмента психодиагностики личности зависит от практического запроса. В зависимости от сферы реализации ответа на сформированный запрос применяются различные средства психологического распознавания: беседа и наблюдение, психометрические методики, технические средства, обеспечивающие замер психофизиологических параметров и специфические методики. Отдельного рассмотрения заслуживают решения диагностических задач в психотерапии, ввиду необходимости аккуратного применения распознавания и коррекции. Таким образом, инструментальная диагностика является эффективным средством решения не только исследовательских, но и практических задач.

26.06.2015, 9:32 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Стать рекомендуется к публикации.Основания: 1/Психодиагностика развивается в поле психогенного компонента. 2/Интерпретация психодиагностических инструментов и методик всегда дает поле для експоненциального анализа их применения. 3/Психодиагностика в данном случае решает очень интересный диагностический конструкт-связь социометрический методики/в классических параметрах применения и психологическая пропедевтика клинических заболеваний/. 4/Типологизация психодиагностических инструментов по моему дана в нужном кореляционном порядке верификационного применения.

28.06.2015, 23:50 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует основным квалификационным требованиям и, кроме того, отличается подлинно научным стилем и проблематикой. Рекомендуется к публикации

31.08.2015, 13:28 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Рекомендуется к печати.

НАВСТРЕЧУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ ПСИХОЛОГОВ

НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 1

В настоящем документе будут освещены некоторые принципы нормативного регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.

Развертывание практической работы психологов в различных сферах производства, медицины, образования, требующей применения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики, речь идет о системе конкретных требований к разработчикам и пользователям методик. До недавнего времени практическое и исследовательское применение методик плохо разграничивалось, это замедлило выработку свода нормативных предписаний (стандартов) к практическому использованию тестов и нестандартизованных процедур. Требуется изменить коренным образом такое положение, когда нормативное регулирование отстает от реальной практики: нормативное регулирование должно сопровождаться выработкой такой системы правил, которая бы опережала практику, задавала ей ориентиры, перспективы на будущее.

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ

Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между собой прежде всего посредством методической литературы. Стандартные требования к оформлению руководств, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в качестве директивных документов обществами психологов целого ряда стран.

Во избежание опасности невольного разглашения профессиональных тайн автор О-методики должен получить санкцию на опубликование своей методики у соответствующего экспертного совета.

Справочные издания и инструктивные материалы должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от типа методики) пересматриваться, так как условия применения методик со временем неизбежно меняются, а следовательно, меняются и психометрические свойства.

В справочных и инструктивных материалах должны быть однозначно сформулированы требования к профессиональному статусу пользователя методики.

Инструктивные материалы должны пройти объективные испытания на однозначность указанных в них предписаний: пробная выборка пользователей методики (теста) должна прислать автору руководства копии протоколов по результатам обследования, на основании которых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторского варианта методики и тех характеристик методики, которые выявляются при ее использовании пользователями. Последнее требование имеет принципиальное значение для методик, предполагающих значительное участие экспертной оценки (инструкции к контент-анализу , к интерпретации результатов проективной техники, полустандартизованного интервью и т.п.)

Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть также описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать идентичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями руководства.

Предпочтительно включение и использование пользователями тестов локальных тестовых норм (по сравнению с неспециализированными по популяции).

4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.

Одной из важнейших обязанностей всех органов Общества психологов СССР (президиума, координационных комиссий, экспертных советов, секций и т.п.) является контроль за деятельностью средств массовой информации в целях соблюдения профессиональных тайн психодиагностических методик.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

1. Измерительные методики (тесты). Должны удовлетворять следующим требованиям:

А. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен

на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, судебно-административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п.

В. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

Г. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность воспроизвести предпринятое стандартизационное исследование в своей области и выработать свои локальные стандарты.

Д. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью , позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

Е. Головная методическая организация в данном ведомстве (области применения) должна вести банк данных, собранных с использованием теста и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

Б. Инструкции по проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному (эталонному) набору данных (текстов, рисунков, звуко - или видеозаписей и т. д.).

В. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных результатов, которое позволило бы проверить конечный результат другому эксперту.

Г. Пользователи и разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности в использовании методики к заданному эталонному набору данных.

Д. Головная организация должна вести банк данных, обеспечить подготовку и переподготовку пользователей (переподготовку в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам .

1. Пользователь-психолог

А. Должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрии, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области.

Б. Отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие

репрезентативности и прогностической валидности методики. Предупреждает возможные ошибки; допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста.

В. Обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Г. В подборе методик в батарею (программу обследования) не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.

Д. Параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе он поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы.

Е. Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Не имеет права уклоняться от стандарта в проведении методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики.

З. Хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана ее валидность, предупреждая о том, кем и для чего будет использована информация по результатам обследования. Не сообщает при использовании косвенных методик о подлинном предмете диагностики (при тестировании памяти могут быть на самом деле выявлены установки или личностные черты и т.п.).

И. Обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве.

К. Сообщает в региональные или центральные органы общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных или этических) принципов психодиагностики. Уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики и должен выполнять эту обязанность независимо от должностной субординации. В соблюдении профессионального устава психолог подотчетен только Обществу психологов СССР и его действительным членам.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК СПЕЦИАЛИСТАМИ-СМЕЖНИКАМИ

Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом специалист-пользователь методики должен:

A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками.

Б. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики вообще.

B. Пользователь, получающий доступ к П-методикам , автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

Г. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим

лицам: он, так же как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

Д. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности , требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-непсихологами .

Е. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Ж. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной экспертной комиссии Общества психологов СССР, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПСИХОМЕТРИСТУ (РАЗРАБОТЧИКУ)

А. Разработчик методик должен быть специалистом-исследователем в области дифференциальной психометрии. Он должен обеспечить вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности , установленные в специальных психометрических экспериментах.

В. Разработчик методики подготавливает инструктивные материалы и руководство по применению методики, направляет эти материалы в методический центр для получения аттестации. Разработчик отвечает за правильное определение круга специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию аттестованной методики.

Г. С помощью головной методической организации (в рамках данной отрасли) разработчик собирает сведения о круге специалистов, активно использующих методики в практической работе, принимает от них рекламации и предложения. Разработчик определяет структуру и способы пополнения банка данных по методике.

Д. С накоплением новых предложений по усовершенствованию методики и с накоплением новых данных разработчик через обоснованный интервал времени (от двух до пяти лет) разрабатывает пересмотренную версию методики.

Е. При разработке методики разработчик обеспечивает ее корректное использование с процедурной и этической точки зрения, сопровождая инструктивные материалы специальными рубриками, освещающими эти вопросы. Психолог-разработчик выполняет все требования профессионально-этического кодекса психологов, принятого Обществом психологов СССР.

Ж. Психолог-разработчик выполняет все требования по охране авторских прав других разработчиков, а также международные обязательства, принятые СССР по охране авторского права. Психолог-разработчик — активный проводник всех законодательных решений, приняты х в СССР по изобретательству (утвержденных Госкомитетом по делам изобретений открытий).

З. О работе по модификации уже аттестованной методики психолог должен поставить в известность тот общественный или административный (отраслевой) центр (в рамках Общества психологов), который аттестовал методику. Психолог не имеет права вносить модификации в уже аттестованную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы.

К. Психолог-разработчик должен содействовать патентоведческой (информационно-поисковой) работе методического центра в той области психологии, в которой он имеет аттестованные методики.

Л. Разработчик активно содействует работе практиков, направленной на практическое внедрение. По результатам внедрения аттестованной методики разработчик получает от заказчика справку о внедрении, которая заносится в учетную карточку по этой методике, хранящуюся в картотеке методического центра. Разработчик должен помнить, что престиж аттестованных методик выше, чем неаттестованных , а внедренных — выше, чем невнедренных .

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

А. Преподаватель психодиагностики в своей работе руководствуется всеми нормативными стандартами данного предписания, учитывая состав аудитории (профессионалы-психологи или непсихологи ).

Б. Психолог-преподаватель психодиагностики отвечает за :

1) дачу ложных и непроверенных сведений по конкретным методикам;

2) разглашение профессиональной психодиагностической тайны (иллюстрируя учебный материал, не должен нарушать принципа конфиденциальности психодиагностики);

3) раскрытие сути профессиональных методик ( П-методик ) непрофессионалам;

4) бесконтрольное распространение имеющихся у него П-методик .

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭВМ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

А. Головные методические центры отрасли должны поощрять применение ЭВМ психологами-разработчиками методик на этапе как психометрического анализа теста, так и автоматизации процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов обследования. В инструктивных материалах по методике обязательно фиксируется уровень автоматизации методики, указываются авторы оригинальных программ (на правах соавторов методики или авторов модифицированных автоматизированных версий).

Б. Пользователями, обладающими правом получения программного обеспечения к автоматизированной методике, являются профессиональные психологи. Специалист в смежной области не имеет права использовать программу-методику без разрешения отраслевой методической организации психологов.

В. Все варианты использования автоматизированной методики без уполномоченного пользователя следует считать некорректными и с профессиональной, и с этической точки зрения. Пользователь лично отвечает за принятие адекватного решения на основе результатов автоматизированной методики: он обязан содержательно контролировать достоверность этих результатов. При использовании автоматизированной обратной связи (когда клиент-испытуемый получает информацию о своих промежуточных или финальных результатах работы по методике) пользователь лично отвечает за правильное понимание испытуемым смысла обратной информации, за психотерапевтический эффект этой информации.

Применение систем автоматизированной интерпретации считается корректным только в том случае, если клиент-испытуемый получает информацию на языке не научного диагноза, а собственного запроса.

Г. Бесконтрольное распространение аттестованных программ-методик среди пользователей ЭВМ, попытки использования аттестованной П-методики в качестве игры с ЭВМ следует считать некорректными. Психологи должны предотвращать возможность неправильного использования автоматизированных методик и их бесконтрольное распространение среди программистов.

Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этого стандарта могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов:

1. Принцип ответственности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип этической и юридической правомочности.

4. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

5. Принцип конфиденциальности.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях обследования.

9. Принцип морально-позитивного эффекта исследования.

10. Принцип гражданственности и патриотизма.

1 Печатается в порядке обсуждения. Настоящий проект разработан инициативной группой в составе А.А. Бодалева , В.В Столина , А.Г. Шмелева (МГУ), В.И. Похилько ( I ММИ), А.А. Кроника (ИПАН).

Под "психологическим инструментарием" в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле - совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

Классификация психологического инструментария

Что Вы посещаете?

Объемные геомет­рические фигуры (куб, призма, ци­линдр, шар, конус)

3—4 набора после­довательностей сю-­

Наборы карточек, объединенных за­-

данным признаком (групповым и др.)

Печатный материал со схемами, мат­рицами, контурны­ми и образными изображениями

Набор плоскост­ных геометричес­ких фигур различ­ной формы, цвета и размера

Шкалы, таблицы, графики, профили,

сетки перевода ко­личественных дан­ных в качествен­ные характерис­тики

программы по соотнесению, сравне­нию и интерпретации данных, полученных в результа­те психологического взаимодействия

Цветные каранда­ши, фломастеры,

акварельные крас­ки, альбомные лис­ты разного форма­та, цветная бумага, ножницы и пр.

Дискеты и CD-дис­ки с воспроизведе­-

нием музыкального и вербального со­провождения кор-рекционно-диагностической дея­тельности

Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

Некоторые виды наборов для конструирования и моде­лирования

Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр.

* В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: "Коробочка форм", "Пирамидки", "Матрешка", "Последовательность картинок", "Самая непохожая", "Классификация", "Комплекс Венгера". Этот перечень не является полным и законченным.

Что Вы посещаете?

Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности ("Пиктограмма", "Дорисовывание фигур" и др.), деятельности конструирования ("Рыбка"), предметной деятельности ("Пирамидки", "Матрешка" и др.), вербальной деятельности ("Дополнение фраз", "Три желания" и др.) и игровой деятельности ("Игровая комната"). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT*( (Child Apper ception Test) - Детский апперцептивный тест), размытыми цветными пятнами - методика Роршаха, установками изображения - "Рисунок семьи", "Рисунок несуществующего животного" (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197-199).

Требования, предъявляемые психологическому инструментарию:

Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике "Самое непохожее" заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике "Последовательность картинок" серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть "доработаны" прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

Читайте также: