Кто имеет право опрашивать граждан

Обновлено: 30.06.2024

Как следует из текста Разъяснения, 12 октября в Совет АПВО поступило заявление адвоката Виктории Курочкиной, которая просила дать разъяснения о том, как ей действовать в сложной этической ситуации.

По мнению Виктории Курочкиной, имеет место сложная этическая ситуация. С одной стороны, органы следствия желают опросить ее по обстоятельствам, не связанным с обстоятельствами преступления, по фактам которого ее подзащитный был допрошен в качестве подозреваемого. С другой – конфликтная ситуация имела место при производстве допроса по уголовному делу, фактически – при оказании ею юридической помощи.

Полагая, что дача адвокатом объяснений и показаний против своего подзащитного повлечет невозможность ее дальнейшего участия в качестве защитника по уголовному делу по факту совершения кражи, утрату доверия к ней, Виктория Курочкина просила Совет на основании ч. 4 ст. 4 Кодекса профессиональной этики адвоката дать разъяснения по следующим вопросам: должна ли она давать объяснения и показания против своего подзащитного по подозрению его в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ; может ли она в дальнейшем при даче таких пояснений и показаний участвовать в качестве защитника по уголовному делу по ст. 158 УК РФ.

С названными выше нормами корреспондируют также п. 2 и 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ. Исключение составляют лишь случаи, когда о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого, причем с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого.

Следовательно, на адвоката распространяется свидетельский иммунитет, предусмотренный ст. 56 УПК РФ.

«Исходя из вышеприведенного законодательства и позиции Конституционного Суда Российской Федерации Вы не можете быть допрошены об обстоятельствах, ставших Вам известными в ходе оказания Вами юридической помощи, – считает Совет АП Вологодской области. – Соответственно, Вы не можете быть обязаны и к даче соответствующих объяснений по обстоятельствам, указанных в Вашем заявлении, в рамках проводимой органами предварительного следствия проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ.

Данная позиция Генри Резника, несмотря на то что с момента опубликования статьи прошло достаточно много времени, актуальна до сих пор, уверены в Совете АПВО. Более того, как подчеркивается в Разъяснении, в настоящее время расширены гарантии адвокатской деятельности и законодательно закреплено, что проведение оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения (п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре).

Совет АП Вологодской области сослался также на вышеприведенное Определение КС РФ, где сказано, что данная норма пользуется приоритетом как специально предназначенная для регулирования соответствующих отношений; для защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц она устанавливает дополнительные гарантии, обусловленные их особым правовым статусом.

В заключительной части документа Совет АП Вологодской области рекомендовал адвокату Виктории Курочкиной:

«1. Воздержаться от дачи объяснений органам предварительного следствия в ходе проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ.

2. Подробно мотивировать следователю причины отказа в даче объяснений со ссылкой на аргументы, изложенные в вышеуказанном разъяснении Совета Адвокатской палаты Вологодской области и в статье вице-президента ФПА РФ, председателя Комиссии ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов Генри Марковича Резника.

Суть аргументации, которую приводили следователи и прокуроры, по словам Генри Марковича, «сводилась к ошибочному толкованию пп. 2,3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ, как распространяющихся только на конфиденциальные отношения адвоката и подзащитного и сведения, собранные адвокатом при оказании юридической помощи, но не на информацию, полученную им при проведении публичных следственных и судебных действий и потому не являющуюся адвокатской тайной.

Начальный этап уголовного судопроизводства в России. В ходе которого, производятся различные мероприятия (процессуальные и непроцессуальные действия) направленные на обнаружение установление и закрепление следов преступления, свидетельствующих о причастности конкретных лиц к преступлению, равно как и к их непричастности.

Каким образом. Должностное лицо правомочное проводить проверку о преступлении, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а руководитель его отменяет, направляя материал для проведения дополнительной проверки, и так каждые 30 суток, либо спустя несколько лет, проверка возобновляется после отмены последнего решения.

При этом в качестве обязательного условия возникновения права на адвоката, законодатель связывает производство процессуального действия или принятия процессуального решения, которое затрагивает:

То есть только при производстве процессуальных действий, перечисленных в ч. 1 ст. 144 УПК
РФ, и только в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают права и свободы заподозренного в преступлении.

Когда как, с таким подтекстом нельзя согласиться по мнению автора, адвокат может представлять интересы не только лица, которого заподозрили в совершении преступления, но и других лиц с участием которых производятся действия направленные на установление обстоятельств преступления, а принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

То есть, адвокат может представлять интересы:

- заявителя о преступлении, жертвы преступления - потерпевшего от предполагаемого преступления.

- гражданского истца, лица, которому причинён материальный ущерб предполагаемым преступлением.

- свидетеля, очевидца преступления, лица которому могут быть известны сведения о предполагаемом преступлении.

- заподозренного в преступлении - лица, которого подозревают в совершении преступления.

Безусловно, сам факт проведения следственных действий с участием конкретного лица, направленных на установление его причастности к преступлению, свидетельствует о наличии минимальных подозрений лица в совершении преступления. При намерении следователя, провести процессуальное действие, с участием лица заподозренного в совершении преступления, следователь обязан разъяснить права ему, предусмотренные ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, из числа которых право на участие адвоката.

Адвокат, принимающий участие на стороне лица заподозренного в совершении преступления, будет являться защитником (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ), а значит распространение гарантий, предусмотренных ст. 48 Конституции России, в том числе на бесплатное участие адвоката в этой стадии оправдано.

Столкнувшись с своеволием должностных лиц и суда при применении норм Уголовно-процессуального кодекса, автором были предприняты попытки защиты Конституционных прав в суде Российской Федерации. Об этом тут.

В процессе исследования автором выявлены некоторые проблемы реализации права на участие защитника в доследственной проверке.

Несмотря на зафиксированное право на участие адвоката-защитника, с момента начала процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в УПК РФ нет механизма приглашения привлечения адвоката-защитника, лицу, которое изъявило желание пригласить адвоката, исключением составляют случаи приглашения заподозренного лица в назначенный день и назначенное время повесткой. В таком случае заподозренное лицо имеет возможность пригласить адвоката по аналогии с положениями ч. 5 ст. 189 УПК РФ. В иных случая, задержание, доставление, лица, без оформления его процессуального статуса или разъяснения положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, а также предоставления времени для приглашения адвоката-защитника затруднительно. Об этом, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 506-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Об этом тут.

В силу ч. 5 ст. 50 УПК РФ, в случае если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Как мы видим, положения ч. 5 ст. 50 УПК РФ, не предполагают возмещение расходов на участие адвоката в стадии доследственной проверки, а только в стадии предварительного расследования. Что является основанием и препятствием для реализации Конституционного права на бесплатную, квалифицированную юридическую помощь в этой стадии.
Об этом в Определении Конституционного суда от 20 декабря 2016 года № 2740-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьей 50 и частями первой и первой1 статьи 144 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации". Об этотм тут.

Об этом Конституционный суд: "Согласно статье 125 УПК Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, судья выносит решение либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения (часть пятая). Из содержания данной нормы прямо следует обязанность судьи рассмотреть жалобу на решения и действия (бездействие) должностных лиц и принять одно из указанных решений, что не только не нарушает права и законные интересы лица, в отношении которого вынесено обжалуемое решение, но и, напротив, обеспечивает их защиту (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 475-О, от 18 декабря 2007 года № 913-О-О, от 19 марта 2009 года № 273-О-О, от 23 октября 2014 года № 2352-О, от 29 января 2015 года № 35-О, от 27 октября 2015 года № 2330-О и др.). Определение по жалобе Голенко А. П. № 1946-О от 29 сентября 2016 года. Об этом тут.

Отдельный вопрос о праве лица, в отношении которого производилась проверка, в том случае если в ходе проверки были применены меры ограничивающие права и свободы лиц, экономическую деятельность лиц, которые повлекли за собой ущерб, моральный или материальный не разрешен ни в УПК РФ ни в ГПК РФ. Когда как, возможный механизм мог быть прописан в главе 18 УПК РФ.

К сожалению прочная практика сохраняется, курс уголовного судопроизводства направлен на господство силовых ведомств, покрываемых судебной коалицией.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 47 минут назад


Прежде всего, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в Основном Законе Российской Федерации (ст. 33, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).

Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы прокуратуры, получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.

Реализуя свое право на обращение, гражданин вправе обратиться на прием к должностному лицу лично или через своего представителя, а также в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, может получить ответ на обращение устно в ходе личного приема. В необходимых случаях гражданин вправе получить устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обращаться. Также заявитель вправе потребовать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В последнее время граждане все чаще изъявляют желание использовать в ходе личного приема различные технические устройства, посредством которых можно закрепить полученную в ходе приема информацию для использования в своих целях. Не всегда их интересует вопрос о соблюдении закона и прав других граждан при осуществлении фиксации беседы на фото, аудио, видео аппаратуру, при этом, как правило, идет ссылка на Конституцию РФ, на законодательство об информации, информационных технологиях и о защите информации, на иные федеральные законы гарантирующие гражданам доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ч.1 ст. 5 Закона об информации). Однако обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

Граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру: пресс- конференции (если организаторы не запрещают видеосъемку); участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях; участников происшествий и столкновений; любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съемка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъемку.

При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на охрану своего изображения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, учитывая требования гражданского законодательства, а также в силу сложившейся судебной практики - фото, аудио, видеофиксация гражданина без его согласия, обнародование и использование его изображения допустимо, когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), и обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

При этом каждым органом государственной власти и местного самоуправления для своих подчиненных работников может быть установлен порядок, обеспечивающий реализацию права гражданина на фото и видеосъемку в месте проведения приема заявителей ими самостоятельно либо самим органом.

Например, в целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция). Разделом 7 Инструкции определены основные требования организации приема заявителей в органах прокуратуры, однако действующий порядок не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.

Осуществляя личный прием граждан, работник государственных органов, органов местного самоуправления или органов прокуратуры не всегда является публичной фигурой в вышеприведенном смысле, а обнародование и использование его изображения осуществляется не в связи с политической или общественной дискуссией и интерес к данному лицу не является общественно значимым, что не допускает возможность фото- и видеофиксации изображения должностного лица без его согласия.

С учетом изложенного, отвечая на вопрос, возможна ли фото, аудио, видеофиксация гражданином, обратившимся на личный прием к должностному лицу, беседы, однозначно можно сказать, что возможна, но лишь с согласия этого должностного лица.

Такие основные вопросы задают мои Доверители, приходя ко мне на консультацию в связи с проверкой, начатой отделом,по борьбе с экономическими преступлениями.

С проверкой, начатой отделом по борьбе с экономическими преступлениями.

Прежде всего, перед посещением Оперуполномоченного, необходимо ознакомиться с основными своими правами, предоставляемыми российским законодательствам. Конституция РФ предоставляет своей статьей 51 право не давать показания в отношении себя и своих близких родственников.

В том случае, если предмет интереса ОБЭП является та или иная организация, сотрудник экономической полиции может при таком ответе настаивать на даче показаний, поясняя, что его не интересует личная жизнь лица или его родственников, а именно ФХД организации.

Прибыв по вызову на опрос (допрос) не надо бояться узнавать в связи с чем будет выполняться такое действие, в отношении кого проводится проверка или расследуется уголовное дело. Узнать номер КУСП или номер уголовного дела, статья, по которой расследуется дело, орган и данные следователя.Что говорить, а о чем умолчать, это все индивидуально, в зависимости от ситуации. Но надо сто раз обдумать, какие документы предъявлять на обозрение оперативнику.

Допрос оперативным сотрудником может проводиться в двух случаях:

2. Во-вторых, сотрудник органа дознания имеет право провести допрос в рамках выездной налоговой проверки, проводимой органами ФНС. В этом случае допрос проводится в соответствии со ст. 90 Налогового кодекса РФ по правилам, предусмотренным НК РФ.

В указанных случаях следует предложить представить поручение следователя или налогового органа в зависимости от формы допроса.

Какими нормативными актами, законами регламентируется опрос?

Как себя вести во время опроса (допроса) в ОБЭП?

Следует понимать, что за отказ от показаний или предоставление ложных сведений, лицо по проверочным мероприятиям не несет никакой уголовно-правовой ответственности. В отличие от дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу.

Опрос сотрудников организации в том числе и бухгалтера.

Сотрудники организации или ИП вызываются для опроса в целях установления сведений: в частности для установления реальности сделок, этими фактами интересуются оперативники прежде всего в целях раскрытия налоговых правонарушений.

Допрос (опрос) в ОЭБиПК без присутствия защитника

Если вы обладаете твердым характером, достаточно образованы, то можете дать пояснения без правовой поддержки адвоката. Но мой опыт подтверждает простое правило, вступать во взаимоотношения с представителями правоохранительных органов надо только правовой поддержке специалиста в области экономических преступлений, налогового права.

Обычный адвокат, не сведущий в налогообложении, не имеющий достаточного опыта по защите от преследования по экономическим составам не сможет оказать квалифицированную помощь, а цена этого достаточно высока.

Некоторые граждане считают, что если нет повестки (приглашения), то и необязательно являться с мыслями (само рассосется). Не надейтесь, если есть необходимость получить от вас информацию, оперуполномоченный встретится с вами. Ваше право давать информацию или отказаться от дачи пояснений.

Проверочные мероприятия, а именно опрос или допрос в Отделе экономической полиции возможен при участии профессионального юриста, имеющего статус адвоката при предъявлении ордера и удостоверения адвоката. Обычный юрист на основании доверенности не будет допущен к оказанию юридической помощи своему доверителю. И в отличие от представления интересов в налоговых органах, дача пояснений представителем например исполнительного органа компании в рамках доследственной проверки ОЭБиПК невозможна. Интересующее дознавателя лицо вызывается непосредственно и не может быть заменено представителем по доверенности.

Допрос следователем по ст.199 УК РФ или ст.159 УК РФ.

Допрос следователем следственного подразделения СК или МВД в рамках уголовного дела экономической направленности, которых не сведущие граждане называют следователями ОБЭП, проводят допрос в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом. Если при проверках доследственных опрашиваемое лицо имеет статус очевидца, то в уголовном деле: свидетель: подозреваемый: обвиняемый. Причем, лицо после допроса в качестве свидетеля может поменять свой статус на подозреваемого.

Если свидетель перед началом допроса предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, то подозреваемый имеет право защищаться отказавшись о показаний или выдвигать свою версию.

Я, адвокат Чернов имею хороший опыт защиты и оказания юридической помощи при допросе как в ОБЭП, так и налоговой инспекции, поскольку и базовое образование получил в ВУЗе МВД по специализации ОБЭП и расследовал дела по экономическим составам и сопровождаю организации и ИП во время выездных налоговых проверках. Договориться о встрече можно по тел: 89035509858.

Каким образом правоохранительные органы взаимодействуют для получения информации о вашем имуществе для дальнейшего изъятия в пользу государства смотреть здесь.

Все слышали самую популярную фразу из иностранных фильмов "Вы можете хранить молчание". В российском законодательстве есть аналог - статья 51 Конституции РФ.

При ссылке на 51-ю статью Конституции граждане не будут отвечать за отказ от показаний. Фото: Reuters

При ссылке на 51-ю статью Конституции граждане не будут отвечать за отказ от показаний. Фото: Reuters

Гражданин по этой статье имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых очерчен законом. Вроде бы все просто. Но есть сложности.

В каких случаях человек может воспользоваться этой статьей? Ограничений нет: ни по процессуальному статусу (очевидец, свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), ни по виду и стадии судопроизводства, а также независимо от любой формы общения и со всеми чиновниками.

Фото: Gettyimages

Главное - любая попытка ограничить право молчать, ссылаясь на то, что статьей 51 могут, например, пользоваться только обвиняемые, будет нарушением конституционных прав человека. Как и запрет пользоваться ей, к примеру, при устной беседе с любым сотрудником органов, в любой ситуации.

Как правильно пользоваться статьей и когда это уместно?

Бывает, когда граждан опрашивают или допрашивают правоохранители и не спрашивают об их желании отвечать на вопросы. При отказе без ссылки на статью 51 в протоколе могут написать - "гражданин отказался отвечать на поставленные вопросы". Это нередко используется как метод давления на человека. При допросе же по уголовному делу такой ответ может привести к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний.

Но если на тот же вопрос человек ответит: "при ответе на поставленный вопрос я воспользуюсь ст. 51 Конституции", то такой ответ не считается отказом. При ссылке на конституционное право граждане не подпадают под ответственность за отказ от дачи показаний.

А кто такие по закону близкие родственники? Где границы понятия "не свидетельствовать против себя самого" и какая информация под это подпадает? Право молчать распространяется не только на свидетельство против себя, но и запрещает принуждать свидетельствовать против близких родственников. Это супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки. То есть по Конституции можно не давать любую информацию, которая касается этих людей, будь то их личная жизнь или работа.

Фото: Дарья Алексеева/ТАСС

Важно - закон выделяет и другую категорию - "близкие лица". К ним относятся "иные лица", жизнь, здоровье и благополучие которых человеку дороги в силу сложившихся личных отношений. Кстати, к этой категории относятся люди, состоящие в так называемом гражданском браке.

Что значит "не свидетельствовать против самого себя"? Четкого ограничения в законе нет. Это должно решаться самим гражданином, а не диктоваться ему кем-либо чужим.

Важно, что не разъяснение гражданину статьи 51 Конституции может привести к признанию протокола допроса недопустимым доказательством.

И еще одна интересная особенность этой статьи. Конституционный суд РФ разъяснил в одном из своих постановлений, что право не свидетельствовать против себя предполагает не только возможность отказаться от дачи показаний, но и от предоставления органам предметов и документов и т.д., которые могли бы свидетельствовать против него.

Право молчать распространяется не только на свидетельство против себя, но и запрещает принуждать свидетельствовать против близких и родственников

Любое введение человека в заблуждение о его праве пользоваться статьей 51 является нарушением его конституционных прав и свобод.

Но нередко полный отказ человека отвечать на вопросы, прикрываясь этой статьей, дает возможность вести следствие в невыгодном для гражданина направлении. И это обязательно надо помнить.

Читайте также: