Кто имеет право носить папаху

Обновлено: 30.06.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Меня всегда интересовала история: история тех мест, где я родился, где жили мои родители и мои предки, история жизни моих родственников.

Пра-прадедушка по папиной линии родился и вырос на Дону, в станице Мелиховской Усть-Донецкого района, прямо на берегу Дона. Он был казаком! Звали его Иван Басов, на фотографии он слева в верхнем ряду.

Фотография сделана в 1915 году, в городе Риге, в Первую Мировую войну.

Мой папа, когда был маленьким, ездил в гости к нашим родственникам на Дон, и там познакомился с моим пра-прадедом. Он много ему рассказывал про себя, про казачество, про войну…

Когда мы с папой поехали на Дон, мне было очень интересно увидеть те места, те дома и ту природу, где жили мои предки.

На фото – закат на Дону, станица Мелиховская, лето 2017 г.

Там я и встретил первый раз настоящих казаков-станичников. Мой двоюродный дедушка, пехотный атаман станицы Мелиховская, познакомил меня с местными казаками-Донцами. Мне в тот момент очень понравилось, как они выглядят – подтянутые, в красивой форме, с шашками, на конях, и в интересных шапках, которые они называли папахами….

Я решил очень подробно изучить – кто такие казаки, что же такое папаха, почему она очень важна для казаков, и почему её носят до сих пор.

Цель моей работы: Привлечь внимание к истории, традициям и возрождению Казачества в России.

Часть І. История казачества

История казачества начинается в XV веке. Исторической родиной казачества является территория так называемого Дикого поля (современная Украина) – именно тут появились Запорожские казаки. Это были обычные люди, крестьяне, которые начали селиться на землях Дикого поля, и что бы отбиваться от набегов татар и других народностей, создали мощную военную силу – Запорожскую Сечь.

Донские казаки. Донское казачество является самой древней казацкой культурой, которая возникла в середине XV века. Донские казаки располагались на территории Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности. Донские казаки активно сотрудничали с запорожскими во многих битвах и очень активно участвовали в жизни Российского Государства. Культура донских казаков сохранилась и в наше время.

- монгольская теория и туркестанская теория - о том, что это название кочевых племён;

Самая распространённая теория гласит, что казаком являлся человек вольный, но вооружённый, но готовый к нападению и бою.

Во-первых, это обязательный головной убор – папаха или фуражка, про которую я расскажу подробно чуть позже.

Башлык – отдельный капюшон с длинными концами, который повязывали поверх папахи или фуражки для защиты от ветра или солнца, дождя или снега.

Бешмет – рубашка, похожая на гимнастёрку,

обязательно со стоячим воротником, длиной до колен.

Кафтан, или, как его называют на Дону – чекмень. Удобная верхняя одежда для верховой езды.

Черкесска – верхняя одежда, позаимствованная у Черкесов и у Дагестанцев. Её очень часто показывают в разных фильмах о казаках. На груди располагались кармашки с Газырями – это были бумажные или картонные трубочки, в которых был завёрнут пороховой заряд. Казак мог очень быстро зарядить своё ружье, достав порох прямо из нагрудного кармана. Сейчас на этом месте носят деревянные палочки с серебряным набалдашником.

Почти всегда казак брал с собой бурку – очень плотный плащ без рукавов и воротника, сделанный из войлока. Он настолько тёплый, что, завернувшись в нём, можно спать даже на земле!

В качестве ножа Донские казаки носили бебут – очень длинный нож, похожий на короткую шашку.

Некоторые казаки других регионов носят прямой кинжал, который называется кама. Такие же носят джигиты Кавказских гор.

И обязательно у каждого казака есть шашка – слабо искривлённый клинок длинной менее метра без гарды – защиты руки. Шашкой можно было только рубить, фехтовать ей, как шпагой, не получается.

У Донского казачества есть свой герб – олень, пронзённый стрелой,

и печать - казак, сидящий на бочке с шашкой и в папахе.

Часть ІІІ. История папахи сквозь века Больше всего из справы казаков мне понравилась папаха.

Мой папа увлекается коллекционированием головных уборов, и у нас дома была одна, которую подарил папе его знакомый из Дагестана – очень красивая – белая, пушистая!

Я решил поподробнее узнать про эти головные уборы.

Древние люди, что бы защитить себя от холодов, одевали шкуры убитых ими животных, в том числе они делали из шкур и головные уборы – шапки.

На территории Дона ранее жили скифы, которые шили себе остроконечные шапки из шкур и из войлока (состриженного меха животных).

Покрой был самым простым, шапка имела форму полушария, она имела очень длинный ворс, и шилась из шкуры овец и баранов.

Народ, который жил на территории современной Кабардино-Балкарии, шили шапки из тех же шкур, но уже цилиндрической формы.

Казаки вначале носили шапки из ткани или войлока, которые назывались скуфьи или клобуки, и они были похожи на головные уборы жителей Осетии и Грузии и Центральной России.

Одно время папахи шили из шкур медведей, так как ворс очень плотный, и защищал голову воина от сабельных ударов. Но они были очень тяжёлыми, под дождём очень сильно намокали, и были не очень удобными. Лисьи папахи очень быстро изнашивались, волков в степях и горах было не очень много…

В итоге папахи начали шить только из овечьих шкур (реже из козьего меха) разного фасона, цвета и длины ворса.

В конце 18 века Екатерина II ввела в армии обязательную военную форму, а для казачьих полков ввели одежду, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар (широких штанов), заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом.

«…Папаха для нижних состоит из колпака, с закругленной макушкой, и из пришитой к колпаку меховой тульи (опушки).

Колпак двойной. Каждая сторона колпака папахи составляется из 4-х отрезков холста. Обе стороны колпака (внутренняя и наружная) сшиваются между собой по нижнему краю, колпак весь прокладывается ватой и часто простегивается. Верхушка колпака обшивается, с наружной стороны, цветным сукном. По швам этой суконной обшивки нашивается, крестообразно, белевая тесьма шириной 1/4 вершка.

Таким образом, к Первой Мировой войне регулярные части Российской армии, которым разрешалось носить папахи, практически полностью отказались от папах чёрного и белого цвета с длинным ворсом.

Папаха образца 1910 года с нашитой спереди красной лентой осталась головным убором и у революционного солдата. Несмотря на введение в 1919 году нового зимнего головного убора — знаменитой будёновки, красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды.

Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. С 1940 года папахи стали носить все высшие командиры Советской Армии.

В 1955 году для офицеров выше от полковников и выше ввели папахи из серого каракуля. В таких папахах можно было увидеть и руководство СССР на торжественных парадах того времени. В феврале 1992 года, через 70 лет после запрета папахи в армейской форме, она снова была отменена приказом, согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета.

Но папаха в Российской армии возродилась! С 2005 года она вновь является зимним головным убором высших офицеров и полковников. Теперь она шьётся из каракуля серого цвета, с донцами разного цвета, в зависимости от рода войск. Таким образом, и в XXI веке папаха продолжает нести военную службу.

Часть IV. Виды папах и материалы изготовления

На сегодняшний день папахи можно разделить на несколько основных видов.

1. Каракулевая –. Каракулевые папахи чаще всего изготавливаются из натурального каракуля трех сортов: Валек, Пулат и Антика. Каракуль – шкура маленького ягнёнка (до 2-х недель) из пород, характеризующихся грубой шерстью.

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части.

Классифицируются эти папахи по внешним признакам: цвет (белый, черный, бурый), лохматость, наличие либо отсутствие запаха шкуры, длина шерсти и т.д.

3. Казачья папаха – головной убор родовых казаков России, изготавливается, как правило, из стриженной овчины разных цветов.

Я хочу рассказать о нескольких видах папах, которые есть у нашей семьи:

1. Папаха Донская, из стриженной овчины, с отворотом. Высота 22см. Верх (дно) папахи красного цвета, с галунами серебряного цвета, крест-на-крест. Кокарда Войска Донского рядового состава, родовая.Самая распространённая форма папахи на данный момент среди Донского казачества.

Папаха Донская, из овчины белого цвета, парадная.

Папаха Кубанского Казачества. Высота 20 см. Донце синее, серебряные галуны крест-на-крест. Без отворота. Короткошерстная овчина.

Папаха овечья, г. Нальчик, Кабардино-Балкария. Максимально приближена к форме папах начала 17-18 веков Ставропольских казаков. Донце красного цвета, тесьма крест-на-крест. Без отворота. Высота 28 см.

Запорожская папаха с тумаком. Появилась предположительно в 14-15 веках у Запорожских казаков, проживающих на территории современной Украины. В отличие от папах Дона и Кавказа, донце было не плоским, а в форме длинного конуса. В этот колпак, тумак, как его называли Запорожцы, казаки могли вкладывать, так же, как и в донские папахи с отворотом, иконки, деньги, документы… А если вложить металлические предметы (например, пули для ружей), то таким тумаком можно было, как нагайкой, отбиться от собак или наказать провинившегося. Так же тумаком можно было обернуть лицо, защитив его от ветра, зноя или мороза.

Папаха горская, сшитая мастером в Дагестане из Агульского района, село Буршаг. Шкура животного выделана по специальной технологии, которая передаётся уже много поколений в семье мастеров. Такие папахи передаются в семье по наследству.

Папаха Ставропольского казачества. В отличии от многих папах, которые имеют цилиндрическую или форму полушара, эта папаха плоская. Донце папахи синего цвета, по цвету Кубанского казачества, к которым относится и Пятигорское. Сшита из меха с мелким кучерявым ворсом, очень похожего на каракуль. Шьются папахи чёрного цвета – повседневные, и бывают из белого меха – парадные.

Есть ещё несколько головных уборов и нагаек:

Осетинская, или Сванская (Грузинская) шапка. Делается из войлока, использовалась, в том числе, как подшлемник. В своё время так же была перенята казаками, и носилась, как правило, в быту.

Фуражка Донского казачества. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в одну сторону, а с другой из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета.

Башлык. Название взято из тюркского языка: баш – голова, шлык – колпак. Капюшон с длинными концами. Шьётся из сукна. Цвет башлыка серо-стальнй (Дон), красный (Кубань), синий (Кавказ), белый (парадный, бывает из тонкого войлока), или чёрный –повседневный.

Ранее, в начале 20 века, башлыки шили из шинельной ткани светло-зелёного цвета. Башлык служил для защиты от сильного ветра, зноя, снега. Дополнительно защищал лицо и шею. Так же служил для защиты папахи или фуражки. Можно было носить поверх головы и без папахи.

В зависимости от того, как повязывали башлык, можно было понять, что это за казак: если концы перекрещены на груди – казак следует на службу; если конца перекинуты за спину – казак отдыхает; концы завязаны на груди – казак отслужил срочную службу.

Нагайка – короткая ременная плётка, традиционное средство управления лошадью. Отличается от плётки более толстым плетением, исполняется всегда и сыромятной кожи. Название нагайка пошло от народа Северного Кавказа – нагайцев, у которых казаки и переняли её. Нагайка – это не только плеть, но и символ власти – атаманская нагайка, символ строевого казака.

Кубанская нагайка – рукоять короче, 15-20 см., и продолжением рукояти является сама плётка.

Кнут – длинная плеть из сыромятной кожи, длиной от 3,5 до 5 метров. На конце приделывали хлыстик из верёвочки, который при резком взмахе делал очень громкий хлопок.

Материалы, используемые для шитья папах:

Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;

Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;

Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Часть V. Папаха - не просто шапка.

Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Когда выбирали атамана, то он одевал папаху - трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных папах, а остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины.

Казацкие пословицы и поговорки.

Казацкому роду нет переводу.

Казак с роду — казак с Дону.

Что ни казак, то с Дону

Кто пули боится, тот в казаки не годится

Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт

Хоть папаха черна, да душа светла

Заключение.

Мне очень нравится, что история наших предков сохраняется не только в рассказах, книгах и фильмах, но и в жизни. Сейчас существует очень большое количество родовых казачьих обществ, реестровых казаков, возрождаются старинные обычаи, проводятся праздники, соревнования среди казаков. Я буду продолжать изучать историю казачества! И я считаю, что изучив даже очень небольшую часть быта казаков, и рассказав об этом своим друзьям и Вам, история казачества на Руси будет продолжаться!

Слава Богу, я казак!

Источники используемых источников и литературы:

Рассказы родственников – казаков.

Приложение 1.

Посвящение в казаки меня и моих братьев, лето 2013 года, станица Мелиховская.

Затерянный мир, лето 2017, станица Пухляковская, праздник ИванаКупалы.

Приложение 2.


Старт в науке


На Кавказе говорят, что если у тебя есть голова, то на ней должна быть папаха. А вот какие еще головные уборы носят эти горные народы России?

Головные уборы не только защищают от холода, ветра и сабли, но и имеют сакральное значение для народов, живущих в горных районах Кавказа. Рассказываем, какие шапки носят кавказские женщины и мужчины и какое это имеет значение.

Папаха

Хабиб Нурмагомедов.

Stephen McCarthy/Sportsfile/Getty Images

Один из самых знаменитых бойцов MMA современности, Хабиб Нурмагомедов, до завершения карьеры часто появлялся перед журналистами в огромной пушистой шапке-папахе, традиционном головном уборе многих народов Кавказа. Это самый распространенный головной убор и в Дагестане, и в Карачаево-Черкесии, и в Ингушетии, и с ним связано много традиций. Снять папаху с чужой головы считалось грубым оскорблением (если есть голова, на ней должна быть папаха, как здесь говорят), а вот бросить ее в окно девушке было сродни признанию в любви. У кавказцев было принято иметь несколько папах: на каждый день, на свадьбу и для траура. Шьется папаха из овечьей или козлиной шкуры, но самой дорогой считается шапка из каракуля. Папаха визуально увеличивает рост человека, и некоторые горцы и сегодня могут соревноваться высотой своих шапок.

Кубанка

Кубанский казачий кадетский корпус.

Кубанский казачий кадетский корпус.

Более компактная разновидность папахи, которую носят казаки. Казачья шапка должна защищать от удара холодного оружия (или хотя бы смягчать его). Перед боем некоторые солдаты вкладывали в шапки металлические пластины. А небольшие размеры позволяют шапке лучше держаться во время быстрой езды на лошади. Шьется такая шапка из каракуля, медведя или даже волка.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Осетинская шляпа

Житель села Эдис Джавского района.

Житель села Эдис Джавского района.

Осетинская шляпка

Осетинский женский наряд.

Осетинский женский наряд.

Башлык

Башлык как деталь исторической военной формы.

Башлык как деталь исторической военной формы.

Один из древнейших головных уборов у многих горцев, а затем и казаков - это остроконечный войлочный капюшон-башлык с длинными концами, который можно обмотать вокруг шеи. Он защищал и от солнца, и от дождя, и от холода. С 19 века башлык был даже частью военной формы русской армии, впоследствие став популярным и у солдат Западной Европы. Башлыки сегодня есть в гардеробе многих современных кавказцев.

Курхарс

Древний женский головной убор - курхарс.

Древний женский головной убор - курхарс.

Евгений Шивцов (CC BY-SA 4.0)

Ногайские женские шапки


Статус замужней женщины подчеркивала высокая шапка с несколькими полосами, количество которых указывало, сколько у нее братьев. Навершие в такой шапке может быть в форме шара.

Папаха – это национальный головной убор, который был широко распространён у народов Кавказа, а также казаков в Средней Азии.

Горская черная папаха

Горская белая папаха

Особые породы коз и овец

Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.

Серая каракулевая папаха

Бурая каракулевая папаха

Предмет особой гордости

Суть папахи в том, чтобы увеличить рост человека, сделать его стан более гордым и мужественным. Для народов Кавказа эта шапка была значительным предметом гордости. Размеры их нередко варьировались в зависимости от того, насколько желал выделятся среди окружающих её обладатель. А потому, кавказские горцы, часто пытались перещеголять друг друга высотой папах.

banner

Сбить шапку с головы считалось невиданным оскорблением, которое могло окончиться кровопролитием. Папаху вообще редко снимали, только в особых случаях. Если человек, к примеру, что-то просил, он не оголял голову, это делалось лишь в том случае, если речь шла о прощении кровной мести. Например, Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось находиться в папахе во время заседаний.

Черная папаха

Белая овечья папаха

Казачьи папахи

От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

После революции

Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине "Этно-Шоп". На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

image_pdf
image_print

Папаха — один из древнейших головных уборов народов Средней Азии и Кавказа. В униформологии под папахой принято понимать меховой головной убор, как правило, из бараньего меха, без полей и козырька. В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году.

А началось всё с униформы Черноморского казачьего войска, которая в ноябре 1840 — феврале 1841 года существенно изменилась. Вместо прежнего обмундирования, ориентированного на одежду Донского войска, то есть степного образца, черноморцы получают вариант костюма народов Кавказа. В частности, на снабжение начинают поступать меховые шапки с суконным верхом, цвет которого соответствовал цвету погон и обшивался галуном или тесьмой цвета пуговиц таким образом, что верх офицерской папахи (именно так их называли современники) делился на восемь сегментов, унтер-офицерской — на четыре. У рядовых казаков обшивка на папахе отсутствовала1.

В течение 1846—1848 гг. новый головной убор стали применять и в некоторых частях русской регулярной пехоты. Полки Отдельного Кавказского корпуса (исключая Козловский, Крымский, Нашебургский и Севастопольский) получили шапку образца Черноморского казачьего войска с тёмно-зелёным суконным верхом (колпаком), который сшивался из четырёх частей, разделённых выпушкой цвета погон. Такая же выпушка проходила по краю колпака. Из всех металлических украшений на шапке остался только знак отличия, присвоенный данной воинской части.

25 декабря 1858 года* всем войскам отдельных корпусов — Оренбургского, Сибирского, а также Забайкальской линейной артиллерийской бригаде, частям, расположенным в Восточной Сибири, было приказано заменить прежние кивера и каски папахами образца кавказских войск.

Подробное описание головного убора было утверждено 3 февраля 1859 года.

Суконный верх папахи высотой 22 см сшивался из четырёх частей колпаком с закруглённой макушкой. Цвет сукна: для генералов — красный, для всех прочих чинов — тёмно-зелёный, за исключением жандармов и ветеринарных врачей: у первых верх папахи имел светло-синий, у вторых — тёмно-синий цвет. Низ колпака обшивался овчинным мехом. Генеральские папахи, предназначенные для парадной и праздничной формы одежды, обшивались мехом белого цвета, для повседневной формы — чёрного. Такой же цвет меха имели папахи и всех прочих чинов, независимо от формы одежды. У нижних чинов по швам колпака прокладывались выпушки цвета погон мундира.

У генеральских и офицерских папах с чёрным мехом верх, нижний край и швы обкладывались галуном, а генеральские папахи с белым мехом — генеральским шитьём, которое вышивалось на красном сукне: для генералов и генерал-адъютантов — золотом, для генерал-майоров Свиты Его Величества — серебром. Для нашивки по нижнему краю колпака, возле меха, применялось шитьё шириной 3,4 см, для нашивки крестообразно по швам колпака — 2,2 см. Галуны из гладкой золотой или серебряной ткани (по цвету мундирных пуговиц) с цветными шёлковыми полосками или без них были несколько уже: 2,5 см и 1,56 см соответственно.

Командир 44-го драгунского Нижегородского полка граф И.Г. Ностиц 1860 г. ГА РФ

Командир 44-го драгунского Нижегородского полка граф И.Г. Ностиц
1860 г. ГА РФ

Цвет и наличие цветных полос расписывались очень подробно. Генералам от кавалерии и инфантерии, генерал-адъютантам, генерал-майорам Свиты Его Величества, флигель-адъютантам, генеральским и штабным адъютантам, дежурным штаб-офицерам, состоявшим по особым поручениям, офицерам мест (организаций), подведомственных Военному министерству, офицерам армейским и жандармским папахи полагались с красными полосами посредине; офицерам Генерального штаба — с чёрными; офицерам корпуса топографов, гевальдигерам (военно-полицейская должность) и вагенмейстерам (заведовали армейскими обозами) — со светло-синими; плац-майорам (помощник коменданта крепости), плац-адъютантам (помощник плац-майора) и бау-адъютантам (инженерная должность) — с оранжевыми; папахи генералов и офицеров полевой артиллерии и корпуса военных инженеров имели по краям красные полосы, посредине — чёрные. Папахи офицеров Сибирской пешей артиллерийской батареи линейной Забайкальской артиллерийской бригады и полупарка Восточной Сибири имели по краям галуна красные полоски, а посредине — широкую красную полосу с чёрными закраинами.

Папахи офицеров гарнизонной артиллерии, гарнизонных инженеров военно-рабочих и арестантских рот и цейхвартеры (должность в артиллерии до 1884 г.) обшивались по краям красными полосками, а посредине имели широкую чёрную полосу без закраин.

Офицеры линейных батальонов носили папахи с широкой полосой посредине: оренбургских — светло-синего, сибирских — тёмно-зелёного цвета, в обоих случаях с двумя красными закраинами.

Офицерам внутренних гарнизонных батальонов, инвалидных команд, медикам и капельмейстерам полагались папахи с тёмно-зелёной полосой; ветеринарным врачам — с тёмно-синей; гражданским чиновникам, состоявшим при штабах и управлениях войск и мест, подведомственных Военному министерству, — с красной, аудиторам — с малиновой полосой.

Наконец, армейским офицерам, занимавшим полицейские должности, цветных шёлковых полосок на галунной обшивке папах не полагалось2.

27 июля 1875 года по ходатайству командующих войсками Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского военных округов было велено офицерам и нижним чинам всех частей, которым прежде полагалась шапка (кепи), носить папаху по образцу казачьих частей. 1 июля 1878 года ношение папахи распространено на всех военнослужащих и военных чиновников этих округов.

Эти папахи, практически не изменившиеся, носили наши солдаты в Русско-японскую войну 1904—1905 гг. Бои в Маньчжурии показали, что у головного убора имелись существенные недостатки, терпимые в мирное время и неприемлемые в полевых условиях. В частности, цвет меха (чёрный или белый) демаскировал воинов, длинная шерсть, случалось, мешала вести прицельный огонь, кроме того, конструкция папахи не предусматривала защиты шеи от ветра и холода. Учитывая данный опыт, Главное интендантское управление разработало новый образец папахи, который был отправлен на изучение офицерам стрелковой школы. Меховая опушка предлагалась из стриженой серой овчины или, по усмотрению местного начальства, иной другой, лишь бы мех был серым и коротким. Интересно, что казачьи офицеры высказались за светло-серую мерлушку естественной завивки, а прочие — за мех… кенгуру! Технический комитет Главного интендантского управления, резонно полагая, что такие папахи влетят Военному министерству, что называется, в копеечку, остановил свой выбор на мерлушке.

Приказом по военному ведомству (ПВВ) от 10 ноября 1910 года № 626 папаха нового образца была принята на снабжение войск, расквартированных в Приамурском, Иркутском и Омском военных округах. С 15 марта 1911 года папаху получили чины частей Отдельного корпуса жандармов, расположенных в тех же округах, а также чины Учебной автомобильной роты (ПВВ от 19 марта № 131). Для жандармов папахи образца 1910 года изготавливались с суконным колпаком тёмно-синего (по цвету мундира) цвета. С 13 декабря 1912 года право на ношение этой папахи получили военнослужащие частей, расположенных в Финляндии, Архангельской и Вологодской губерниях. В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск русской армии. При этом околыш солдатских папах шился из искусственного меха. Любопытно, что по опыту использования папах в Финляндии командир 22-го армейского корпуса осенью 1913 года предлагал снова изменить её конструкцию, что фактически превращало папаху в шапку-ушанку. Однако идея не прошла. Впрочем, папаха образца 1910 года, пожалуй, не нуждалась в усовершенствовании: она была достаточно удобной в эксплуатации, к тому же хорошо защищала голову и шею от ветра и мороза4.

Папаха образца 1910 года с нашитой спереди красной лентой осталась головным убором и у революционного солдата. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — знаменитой будёновки, красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии.

Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема. Впрочем, фотодокументы доказывают, что как минимум пограничники, служившие в особо холодных районах, использовали различные папахи ещё какое-то время и после завершения Гражданской войны.

Кубанка имела меховой околыш высотой 10—11 см из чёрной мерлушки. Цвет суконного верха различался по войскам: у терских казаков — светло-синий, у кубанских — красный. По верху крестообразно нашивался в два ряда: для рядового состава — чёрный сутаж (тонкий шёлковый плетёный шнур), для командно-начальствующего состава — золотой сутаж или золотой галун шириной 4 мм.

Папаха для донских казаков изготавливалась также из чёрной мерлушки, но была выше кубанки, причём кверху она несколько сужалась. Суконное дно красного цвета обшивалось крестообразно, по образцу кубанки, чёрным шнуром или золотистым галуном шириной 4 мм. Спереди на околыше папахи образца 1936 года крепилась металлическая красноармейская звезда6.

Генеральская папаха образца 1940 года имела форму усечённого конуса, суконный верх (колпак) выступал над верхом мехового околыша на 4—5 см. Колпак сшивался из четырёх клиньев, места сшива закрывались крестообразно наложенным золочёным галуном. Основание колпака уходило в глубь мехового околыша из серого каракуля и соединялось с подзором из того же сукна, плотно прилегавшим к меху изнутри.

Колпак был установленного приборного цвета, но с некоторыми особенностями. Так, папахи Маршалов Советского Союза, общевойсковых генералов, генералов артиллерии и бронетанковых войск имели красный колпак, генералов авиации — голубой, генералов войск связи, инженерных, технических войск и интендантской службы — малиновый. Внутри папахи имелась стеганая на вате шёлковая подкладка. Спереди на меховой околыш крепилась генеральская кокарда, в авиации она могла быть с вышитым венком из колосьев9.

Отметим кстати, что в 1943 году генералы войск НКВД получили папаху с цветным суконным верхом: светло-зелёным в пограничных и васильковым — во внутренних войсках. 6 июля 1945 года им возвратили папаху с красным суконным верхом10.

26 января 1943 года приказом НКО № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.

Подобно генеральской полковничья папаха также имела форму усечённого конуса и шилась из серого каракуля. Верх колпака из сукна цвета хаки выступал над околышем на 4—5 см, сшивался из четырёх клиньев и украшался золотым галуном, проложенным накрест. Основание суконного верха уходило в глубь мехового околыша, где соединялось с подзором из того же сукна, плотно прилегавшим к меху изнутри. Подкладка папахи — шёлковая стёганая. Околыш высотой 17 см состоял из двух частей — передней (налобника), пришитой к колпаку, и задней (назатыльника) — отворотной. Назатыльник имел суконный клапан для защиты нижней части лица от холода. Передняя часть пристёгивалась к задней крючками. Спереди в центре мехового околыша крепилась пятиконечная звезда установленного образца11.

Интересно, что некоторые генералы заказывали себе папахи по полковничьему образцу, которые в полевых условиях оказались намного практичнее. Образцы таких папах встречаются в музейных собраниях12.

1955 год памятен ещё одним новшеством: в связи с введением для офицеров парадно-выходной шинели стального цвета полковники получили новый образец папахи, ношение которой предписывалось с 1 ноября следующего года. Этот тип папахи также состоял из мехового околыша, имевшего форму усечённого конуса высотой 16 см и шившегося из натурального чистопородного каракуля серого цвета. Колпак сшивался из четырёх клиньев чистошерстяного сукна стального цвета и выступал над верхним краем околыша на 4—5 см. На швах верхней части колпака нашивался в виде перекрестья позолоченный галун шириной 4—6 см. Спереди, в центре околыша папахи, крепилась кокарда, а для лётчиков — кокарда и эмблема. Практически полковничья папаха образца 1955 года повторяла генеральскую, отличаясь лишь цветом суконного дна. Кстати, она оказалась последней разновидностью головных уборов этого рода, установленных для военнослужащих при советской власти.

Но — папаха в Российской армии возродилась! С 2005 года она вновь является зимним головным убором высших офицеров и полковников15. Например, папаха образца 2005 года военнослужащих ФСБ РФ представляет собой колпак с меховым околышем. Колпак шьётся из четырёх клиньев шерстяной ткани, для полковников — иссиня-чёрного, для высших офицеров — василькового цвета, обшит по швам соединения клиньев галуном пятипроцентного золочения. Подкладка колпака серого цвета, имеется возможность регулирования по размеру головы. Меховой околыш из натурального каракуля серого цвета. Спереди на околыше размещается кокарда. Таким образом, и в XXI веке папаха продолжает нести военную службу.

1 Кибовский А. Черноморские казаки в 1840-х гг. Уникальный источник времен Николая I // Цейхгауз. 2006. № 22. С. 29—36.

2 Историческое описание перемен в одежде, вооружении и организации российских войск 1855—1881 гг. Т. XXX (1858—1862 гг.). Л., 1946. С. 20—22.

3 Там же. Т. XXXIII (1873—1878 гг.). Л., 1947. С. 120, 176.

5 Дерябин А. Корниловский конный полк Кубанского казачьего войска. 1918—20 // Цейхгауз. 1997. № 1 (6). С. 32—35.

6 Харитонов О.В. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). М., 1993. С. 28; Военная одежда Вооружённых сил СССР и России (1917—1990-е годы). М.: Воениздат, 1999. С. 107, 108.

8 Пограничник. 1940 № 9—10. С. 1.

9 Степанов А. Генералы Красной Армии. 1940—1943. (Ч. 2) // Цейхгауз. 1996. № 1 (5). С. 38—42; Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Указ. соч. С. 116 и др.

10 Центральный пограничный музей (ЦПМ) ФСБ РФ. Ф. Альбомы, А-17. Л. 38; Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-9401. Оп. 1с. Д. 740. Л. 322.

11 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Указ соч. С. 261.

12 ЦПМ ФСБ РФ. Вещевой фонд. № ОС-787.

13 Харитонов О.В. Обмундирование и знаки различия Советской Армии (1918—1958). Л., 1960. С. 92; Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Указ соч. Т. 2. Ч. 2. С. 18, 19 и др.

14 Военная одежда Вооружённых сил СССР и России… С. 330 и др.

15 Указ Президента РФ № 531 от 8 мая 2005 г. // Новые Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. С. 448—468.

Читайте также: