Кто имеет право на охоту

Обновлено: 30.06.2024

В сезон весенней охоты 2021 года, несмотря на продолжающийся в республике режим повышенной готовности в связи с новой короновирусной инфекцией, мужская часть населения нашей республики будет стремиться уехать в лес на охоту.

В этой связи сегодня мы будем говорить с заместителем Якутского природоохранного прокурора Саввой Степановым о правилах охоты, о том, какие права и обязанности имеются у охотников, какую ответственность несут недобросовестные охотники и что необходимо знать, чтобы не пополнить их число.

Где можно охотиться у нас в республике?

В Якутии охотиться разрешено:

1) в границах охотничьих угодий, которые бывают:

- общедоступными, т.е. свободными;

- закрепленными, то есть которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и охотхозяйственных соглашений;

2) на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных (к примеру, на особо охраняемых природных территориях).

Вот на таких территориях возможно осуществление охоты.

Какие документы нужно иметь для охоты?

Документы, которые должен иметь охотник при осуществлении охоты, зависят от вида охотничьих угодий и вида охоты.

Общие требования – это наличие:

- разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

- разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Вместе с тем, при осуществлении охоты в закрепленных охотничьих угодьях охотник также обязан иметь путевку.

Кто выдает данные документы?

Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью (то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста), не имеющим судимости за совершение преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума, утвержденными приказом Минприроды России от 30.06.2011 № 568.

На территории республики охотничий билет гражданам выдается Департаментом охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства республики и его территориальными подразделениями в городах и районах.

Документы, выдаваемые другими охотничьими организациями, даже если они называются охотничьим билетом, таковыми не являются и не предоставляют право на производство охоты.

Еще одним документом, который охотник должен иметь при производстве охоты, это разрешение на добычу охотничьих ресурсов.

Именно с момента выдачи разрешения возникает право на добычу охотничьих ресурсов.

Выдача такого документа осуществляется:

- в закрепленных охотничьих угодьях - охотпользователем;

- в общедоступных охотничьих угодьях - Министерством экологии республики;

- на особо охраняемых природных территориях - Дирекцией биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия).

Еще одним документом является путевка. Это документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства между охотпользователем и охотником, и получить его можно непосредственно в охотничьем хозяйстве.

Осуществление охоты в отсутствие любого из указанных документов является нарушением Правил охоты.

За нарушение Правил охоты установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, предусматривающая наложение на граждан административный штраф до четырех тысяч рублей с конфискацией орудия охоты и лишением права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Можно ли охотиться на особо охраняемых природных территориях ?

Даже просто нахождение гражданина на указанных территориях без разрешения на их посещение влечет административную ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ с назначением штрафа до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Каким образом осуществляется фиксирование охотником добытых диких животных?

Транспортировать добытое животное без указанного разрешения с произведенной надлежащей отметкой запрещено. Данное требование установлено Правилами охоты, нарушение которого влечет административную ответственность по ст. 8.37 КоАП РФ.

А зачем расписывать возраст и вес добытого животного?

Это требуется для учета, мониторинга и сохранения охотничьих ресурсов в среде их обитания.

В каких случаях возможен добор раненного животного?

Добор животного осуществляется в течение суток, не считая дня его ранения. Если раненное копытное животное не добыто в течение указанного срока, его добор прекращается, о чем охотником или ответственным за проведение коллективной охоты (при осуществлении коллективной охоты) делается соответствующая отметка в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. При этом разрешение на добычу охотничьих ресурсов считается использованным.

При доборе раненного копытного животного разрешается заходить в охотничьи угодья, не указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, предварительно сделав в нем отметку о ранении охотничьего животного.

В этом случае до момента пересечения границы соседнего охотничьего угодья с целью добора раненого копытного животного, лицо, на чье имя выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов, любым доступным способом, уведомляет:

  1. в общедоступных охотничьих угодьях - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий федеральный государственный охотничий надзор на территории субъекта Российской Федерации (на территории республики таким органом является Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) и его территориальные подразделения);
  2. в закрепленных охотничьих угодьях – охотпользователя, заключившего охотхозяйственное соглашение или обладающего правом долгосрочного пользования животным миром.

Предусмотрено ли взимание платы за добычу охотничьих ресурсов?

При обращении в уполномоченный орган за выдачей разрешения на добычу объектов животного мира необходимо уплатить:

1) государственную пошлину в размере 650 рублей.

Следует отметить, что в случае обращения гражданина с использованием портала государственных услуг, уплата госпошлины за предоставление разрешения подлежит со скидкой в размере 455 рублей вместо 650 рублей.

2) сбор за пользование объектом животного мира, ставки которого установлены ст. 333.3 Налогового кодекса РФ и зависят от выбранного объекта животного мира. К примеру, за добычу одной особи медведя необходимо уплатить 6 000 рублей, за косулю - 450 руб., а за благородного оленя или лося – 1500 руб.

При этом ставка сбора на диких животных в возрасте до одного года установлена в размере 50 процентов от указанных ставок.

Следует отметить, что представители коренных малочисленных народов Севера и лица, приравненные к ним, от уплаты сбора освобождены, но только в том количестве и объеме добываемых животных, которое необходимо для удовлетворения личных нужд в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Также при получении разрешения на охоту в закрепленных охотничьих угодьях оплачивается стоимость путевки, размер которой определяется непосредственно охотпользователем и напрямую зависит от сумм, вложенных им в мероприятия по охране объектов животного мира (в этом числе произведение биотехнических мероприятий и развитие объектов охотничьей инфраструктуры), поэтому стоимость путевки в разных охотничьих хозяйствах разная.

На какие охотничьи ресурсы можно охотиться, а на какие запрещено?

Сезоны охоты на пернатую дичь, копытных, пушных животных, медведей определяются Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477, и указом Главы республики от 01.04.2021 № 1786.

Например, различают весеннюю и летне-осеннюю охоту на уток.

Если говорить про весеннюю охоту, в нашей республике сезон охоты на пернатую дичь открывается, по общему правилу, в мае. Конкретные даты их начала зависят от территории. К примеру, на территории г. Якутска на боровую дичь можно охотиться с 7 по 16 мая, а на гусей и селезней уток (речных и нырковых) - с 11 по 20 мая.

Следует отметить, что Правилами охоты в новой редакции предусмотрено право субъекта РФ устанавливать более ранний срок весенней охоты на селезней уток с использованием живых подсадных уток .

К примеру, указом Главы республики от 01.04.2021 № 1786 допускается охота на селезней уток с использованием живых подсадных уток уже с 21 апреля.

Охоту можно производить только на те объекты животного мира, которые являются охотничьими ресурсами и указаны в полученном разрешении.

Запрещена охота на животных, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Якутии, а также занесены в Перечень особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978.

К примеру, в нашей республике запрещено охотиться на белого медведя, находящегося под охраной Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры от 3 марта 1973 г., к которой присоединена Российская Федерация.

Незаконная охота на таких животных влечет за собой уже не административную, а уголовную ответственность по статье 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания вплоть до л ишения свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Если Вы обнаружили труп такого животного, необходимо, в первую очередь, поставить в известность Министерство экологии республики, позвонив по телефону 42-30-27 или направив обращение в письменном виде по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 30/1 , а также органы внутренних дел, сообщив о месте нахождения трупа, а также не уничтожать следы, имеющиеся в данном месте, изучение которых поможет специалистам определить причину, повлекшую гибель животного.

На кого возложена охрана охотничьих ресурсов?

Охрана охотничьих ресурсов, в первую очередь, осуществляется производственными охотничьими инспекторами в границах закрепленных за охотпользователями охотничьих угодий в рамках производственного охотничьего контроля.

На общедоступных охотничьих угодьях охрана охотничьих ресурсов осуществляется государственными инспекторами Министерства экологии республики.

Кроме того, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований в области охоты осуществляется федеральный государственный охотничий надзор.

На территории нашей республики он осуществляется государственными инспекторами Министерства экологии республики.

На особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный охотничий надзор осуществляется Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), а также администрациями особо охраняемых природных территорий, которые обладают теми же полномочиями, что и федеральные охотничьи инспекторы.

На особо охраняемых природных территориях регионального значения охрана осуществляется инспекторами Дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий республики.

Удаётся ли привлекать нарушителей Правил охоты к ответственности?

Работа по выявлению, пресечению и привлечению нарушителей Правил охоты к установленной законом ответственности непосредственно проводится государственными охотничьими инспекторами Министерства экологии республики.

К примеру, в текущем году в период майских праздников государственными инспекторами п роверено 11 граждан, выявлено 4 нарушения, в отношении 4 граждан составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, изъято 5 гладкоствольных охотничьих огнестрельных оружий.

Следует помнить, что размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности определяется исходя из Такс для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденных приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, и составляет 30 тыс. руб. за одну особь дикого северного оленя. К указанной Таксе применяется пересчетный коэффициент (кратностью от 1 до 7), учитывающий пол животных и иные обстоятельства, повлекшие причинение вреда охотничьим ресурсам (на особо охраняемых природных территориях, сверх разрешенного количества, при осуществлении хозяйственной деятельности и др.).

Указанные суммы взыскиваются с причинителя вреда в доход муниципального бюджета.

При квалификации преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ (незаконная охота), повышающие коэффициенты не предусматриваются, а размер ущерба, причиненного незаконной охотой, составляет 30 тыс. руб. за одну особь, что следует из постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 № 750, утвердившего Таксы и Методику исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При этом крупным ущербом по статье 258 УК РФ признается ущерб, превышающий 40 тыс. руб., и особо крупным - 120 тысяч руб.

Ваши пожелания читателям?

В настоящее время в республике сложилась сложная эпидемиологическая обстановка, вызванная новой короновирусной инфекцией, накануне ожидается весеннее половодье, вслед за ними лесные пожары.

В этой связи огромная просьба охотникам не усугублять и без этого тяжелую ситуацию в республике.

С началом сезона весенней охоты, находясь в лесном массиве, во избежание возникновения лесного пожара прошу охотников не разводить костры, бросать горящие спички и окурки, сжигать сухую траву, использовать машины с неисправной системой питания двигателя.

Глав муниципальных образований попрошу принять дополнительные меры по разъяснению среди населения запрета на проведение выжигания сухой травы на землях сельскохозяйственного назначения.

Охотпользователей попрошу обеспечить нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов на своих лесных участках, предоставленных для целей использования видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и содержать их в готовности до начала пожароопасного сезона.

Если Вы стали свидетелем нарушений Правил пожарной безопасности в лесу со стороны охотников и других лиц или заметили возгорание в лесу или вблизи лесного массива, не оставайтесь в стороне, сообщите об этом в региональную диспетчерскую службу по номеру 44-74-76 либо на номера экстренных служб полиции (102) и МЧС (101)!

- в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).

2. Предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, вышеперечисленные документы, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.

3. Предъявлять по требованию производственных охотничьих инспекторов, осуществляющего производственный охотничий контроль:

- разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;

- разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства для осмотра.

4. Соблюдать Правила охоты и правила пользования объектами животного мира.

5. Осуществлять охоту на территории охотничьих угодий, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, в соответствии с установленными сроками и нормами добычи.

6. Соблюдать технику безопасности на охоте. Хранить оружие, патроны и боеприпасы в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Проявите свою гражданскую позицию:

В случае если Вы стали свидетелем нарушения гражданами правил охоты и имеете достаточно сведений, Вы можете:

1. Обратиться в управление охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области:

- по телефону (8332) 27-27-55, доб. 5500;

- дата и место его составления;

- сведения о лице, в действиях которого содержатся признаки административного правонарушения;

- если имеются свидетели и потерпевшие - фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- сведения об обнаруженных орудиях и продукции охоты, государственный номер транспортного средства использованного при незаконной охоте.

Кроме того помните:

1. Охотник должен соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. От действий по предотвращению пожаров зависит не только природа, но и безопасность людей, их здоровье и жизнь.

2. Любители охоты больше всех подвержены опасности быть укушенными клещами – переносчиками опасных инфекционных заболеваний. Рекомендуем, соблюдать меры профилактики и пройти вакцинацию от клещевого энцефалита.

3. Охотники должны с пониманием относиться к угрозе распространения птичьего гриппа, вируса бешенства и других опасных инфекционных заболеваний. При контакте с животным, имеющим симптомы заболеваний, необходимо соблюдать правила санитарной безопасности и гигиены, при первой же возможности обратиться в медицинское учреждение и немедленно сообщать о всех случаях обнаружения животных с признаками инфекционных заболеваний опасных для человека и животных в государственные органы ветеринарной службы городов и районов области.

Привлечение лиц к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда, и на основании ст. 58 Закона об охоте, ст. 56 Закона о животном мире и ст. 77 Закона об охране окружающей среды лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, обязаны возместить его в полном объеме добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру.

Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам утверждена приказом Минприроды России от 17.11.2017 № 612 (далее – Методика), согласно которой размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению № 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении № 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида.

Так, например, в соответствии с Методикой за незаконную охоту (за исключением незаконной охоты на территории особо охраняем природных территорий) размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам, за одну особь составляет:

Лось – самец 240 тыс. рублей, самка 400 тыс. рублей;
Кабан – самец 90 тыс. рублей, самка 150 тыс. рублей;
Медведь – самец 180 тыс. рублей, самка 300 тыс. рублей;
Рысь – самец 120 тыс. рублей, самка 200 тыс. рублей;
Глухарь – самец 18 тыс. рублей, самка 30 тыс. рублей;
Тетерев – самец 6 тыс. рублей, самка 10 тыс. рублей;
Утки, рябчик, куропатки, вальдшнеп – самец 1,8 тыс. рублей, самка 3 тыс. рублей.

Таким образом, незаконная охота оказывается очень дорогостоящим мероприятием для нарушителей требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Охота всегда привлекает своей динамичностью, красотой, неожиданными ситуациями, а также охотничьими ритуалами, делающими ее еще более эмоциональной и запоминающейся.

Тема охоты нашла глубокое и многостороннее отражение в отечественной литературе. Образы родной природы, описание жизни зверей и птиц несут огромный нравственный заряд и помогают охотнику выработать такие важные качества, как дисциплинированность, экологическая грамотность, физическая подготовка, высокая работоспособность, находчивость, выдержка, умение ориентироваться на местности, способность сдерживать сильные искушения, связанные с возможностью нарушить Правила охоты.

Управление охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области призывает всех охотников не превращать охоту в банальную заготовку мяса, строго соблюдать установленные Правила охоты, действующее в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания законодательство.

Помните! Доставляет удовольствие только осуществление охоты с соблюдением всех требований действующего законодательства. Кроме того, это гораздо дешевле, чем незаконная охота.

Вступают новые правила охоты в России с 2021 года

Новая редакция Правил регламентирует обязанности граждан при осуществлении охоты, в том числе коллективной.

Документ определяет требования к охоте, к отлову и отстрелу охотничьих животных, регулированию их численности, использованию световых приборов и тепловизоров, применению механических транспортных средств и летательных аппаратов

Так, появились новые правила охоты на пушных животных. Теперь разрушение плотин и хаток для установки самоловов, а также раскопка нор для оказания помощи собакам, находящимся в норе, разрешена лишь частично. Охота на волка, лисицу, енотовидную собаку может проходить в любые сроки при наличии разрешения на добычу любого вида животного, но при условии, что охотнику вписали в разрешение на добычу вышеперечисленные виды.

Ознакомиться и скачать новые ПРАВИЛА ОХОТЫ можно по ссылке

Общие сведения

Одна из главных особенностей новой редакции правил – значительное расширение с 2021 года полномочий региональных властей в вопросах организации охоты. Они могут касаться установления и переноса охотничьего сезона, запрета или ограничений некоторых инструментов и способов, которыми пользуются охотники (например, использования приборов ночного видения, петельного лова и пр.). Причем требования могут распространяться как на территорию всего субъекта РФ, так и его отдельные районы.

  • Конкретизировали ряд терминов, у которых ранее не было четких определений. Первичная обработка продукции охоты обозначена как комплекс действий, связанных с снятием шкуры, ощипыванием перьев, потрошением, разделкой туши на части, отделением тканей и органов. Транспортировкой считаются любые перемещения добытых животных или их частей.
  • Отменили требование об обязательном использовании вышек при охоте в ночное время суток, а вместе с ним – требования к техническим характеристикам самих вышек. То есть охотники с ружьем могут оставаться ночью на земле.
  • Изменили разрешенные сроки охоты на отдельных животных. Так на медведей будет разрешено охотиться с 1 августа до 31 декабря (ранее сезон заканчивался 30 ноября), на лося, косулю, лань, пятнистого и благородного оленей – 1 октября-10 января (ранее – до 31 декабря), на селезней уток при использовании подсадных – 1 марта-16 июня (минимальная продолжительность сезона должна составлять 30 дней).
  • Четко регламентировали вопросы петельного лова и установили перечень муниципальных образований, где его запрещено применять в любое время года. Речь идет о территориях обитания редких представителей кошачьих: амурского тигра, манула, дальневосточного и переднеазиатского леопардов, снежного барса, каракала и пр. При этом региональные власти определяют возможность петельного лова в отдельных районах для животных, в отношении которых требуется регуляция численности.

Требования к охотничьему оружию

  • Применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием под патрон кольцевого воспламенения (бокового огня) калибра 5,6 миллиметров на рябчика, тетерева и глухаря в сроки, указанные в подпункте 51.2 пункта 51 (51.2 на боровую, горную дичь - в период с третьей субботы августа по 28 (29) февраля в течение единого непрерывного срока не менее 120 дней);
  • Применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия калибром более 5,7 миллиметров для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей - более 8 миллиметров для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь.

Луки, арбалеты, пневматика. В правилах установлены положения об осуществлении охоты с использованием пневматического, метательного стрелкового оружия.

В Российской Федерации охота считается одним из массовых видов деятельности, определяющим пользование ресурсами богатого животного мира. Эта деятельность должна регулироваться государством, иначе может неуклонно привести к непоправимым последствиям. В связи с этим, Министерством природы РФ разработаны правила охоты, которые утверждены на законодательном уровне.

Охотник с ружьем

На основании ФЗ №209 Министерством природы РФ издан приказ №512 от 16 ноября 2010 года, одним из пунктов которого является решение утвердить законы и правила охоты. Изменения и дополнения в данный приказ вносились периодически. Последние были введены 6 августа 2015 года. Утвержденные правила берутся за основу для разработки региональных правил и требований. Таким образом, в каждом регионе актуальна собственная версия документа, в котором определены все основные правила охоты.

Выполнение требований, прописанных в правилах, является обязанностью каждого охотника. Нарушение основных положений правил накладывает на гражданина административную ответственность согласно кодексу КоАП РФ.

Основные положения

Правила охоты вводятся с целью оптимального и рационального использования природных ресурсов. Вторая цель заключается в регулировании численности популяций животных. Допускается отстрел животных, которые пребывают в естественных условиях. В охотничьих угодьях или специально организованных хозяйствах допускается пребывание с оружием огнестрельного типа, и это пребывание отождествляется с охотой. Допускается транспортировать трофеи и оружие (но оно должно быть только в собранном виде) по дорогам, определенным для общего пользования.

Все дикие звери, на которых разрешено охотиться, составляют охотничий фонд, а среда их обитания называется охотничьими угодьями.

Право на отстрел животных, а также охоту с собаками или с ловчими птицами предоставляется всем гражданам. Главное условие — они состоят в обществе охотников (или иначе, имеют охотничий билет), если его выдаче предшествовала сдача экзамена на знание охотминимума.

Охотничий трофей

Все документы, дающие право на проведение охоты, гражданин обязан носить с собой. Это не только охотничий билет, но и лицензия на оружие, типовая путевка или спецразрешение от управляющего органа на отстрел лицензионных охотничьих животных.

Данные документы предъявляются по требованию сотрудников, уполномоченных на осуществление контроля за ведением охоты. Разрешение на добычу лицензионных животных действует только в пределах территории определенного хозяйства.

Определен перечень запретов, о которых обязан знать любой охотник. Эти запреты также регламентированы действующими правилами ведения охоты.

Перезарядка ружья

При этом согласно принятым законам охотнику разрешается:

  • проводить манипуляции по частичному разрушению хатки ондатры;
  • вскрывать различные места убежищ мелких зверьков;
  • при охоте на пушных зверьков применять небольшие сети, которые лишены механизма автоматического срабатывания;
  • подкапывать проходы к норкам лис или барсуков при условии, что после проведения охоты эти подкопы будут засыпаны.

За пребывание охотника с заряженным оружием в населенном пункте предусмотрено административное наказание. Подобные санкции ожидают гражданина за проведение стрельбы ближе, чем за 100 метров от жилого дома, за охоту в состоянии опьянения. Карается штрафом транспортировка оружия в расчехленном виде и использование ТС в преследовании добычи. Разрешено только вести охоты с плавсредства, если его мотор выключен.

Использование собак на охоте

Правила охоты с собакой предписаны каждому, кто желает привлекать последних к преследованию или ловле охотничьей добычи. Их использование допустимо, однако на каждого пса должна иметься определенная документация, подтверждающая его родословную.

Собака на охоте

Каждая собака вписывается в охотничий билет. Регламентируются сроки охоты, период натаски и породы, разрешенные к использованию, только региональными постановлениями. В подавляющем большинстве регионов разрешено использовать собак гончих пород.

Тонкости, которые несет в себе текст положения об охоте, подразумевают разряжать и разбирать ружье, если собака выбежала за пределы той территории, в которой разрешено охотиться по путевке. Хозяин несет за свою собаку ответственность, если та причинила существенный ущерб фонду природы.

Охота на копытных животных

Свободная охота на копытных животных в России запрещена. Для отстрела необходимо получить соответствующую лицензию. Если охотится группа, то данный документ должен находиться у их руководителя. На него возлагается определенная ответственность и некоторые обязанности.

  • Руководитель должен проверить правильность заполнения бланка лицензии.
  • Занимается вопросами оформления путевки на охоту.
  • Проверяет наличие разрешительной документации у каждого члена группы. В перечень документов включается охотничий билет и выданная ОЛРР лицензия. Не попадают под эту проверку лица, прибывшие для проведения рыбалки.
  • Составляет своеобразную картотеку, куда вносит данные о дате охоты, там же указывает списки всех членов группы, в виде отдельной графы предоставляет номера их лицензий и прочую информацию.

Охота на лося

  • Охотник перед вывозом добычи обязан заполнить оборотную сторону документа, выданного для охоты на лицензированных животных.
  • О ранении преследуемого зверя опытный охотник может узнать по ряду признаков, в том числе и следам крови. Прежде чем начать преследование и добор, необходимо сделать соответствующую пометку в лицензии (пометку о ранении). На добор отводится один день, причем тот день, в который было нанесено ранение, не учитывается.
  • Нередко случаются форс-мажорные обстоятельства, вызванные ошибочными действиями охотника. К таким обстоятельствам можно отнести превышение численности добытых животных, отстрел животного, на которого нет лицензии, отстрел взрослой особи при разрешенном отстреле молодняка. В таком случае охотник делает запись в лицензии, а о случившемся сообщает в администрацию хозяйства. При этом продукцию, ошибочно добытую, он должен сдать.
  • Преследуя кабана или другого копытного животного, которое было ранено, приходится выходить за пределы территории охотничьего хозяйства. Это вполне допускается, но при наличии предварительно выставленной отметки о ранении в лицензии.

Охота на медведя

Правила отстрела бурого медведя несколько схож с порядком охоты на копытных животных. Исключением случит то, что на добор теперь отводится 2 дна, а не 1. Охота ведется исключительно по приобретенной лицензии. Самку бурого медведя нельзя убивать, если обнаружили ее с выводком текущего года. Этот запрет распространяется вплоть до зимней спячки животных.

Медведь вылезает из берлоги

Если в берлоге находится несколько особей, то охотник имеет право отстреливать их всех, но соответствующие записи в лицензию он вносить обязан. Сезон охоты на медведя открывается и закрывается указом региональных органов власти.

Охота на пушного зверя

Охота на пушного зверя обязательно сопровождается оформлением некоторых документов. Так, при проведении любительской охоты на бобра или соболя требуется, помимо лицензии, заключить договор с заготовительной компанией. В этом договоре указано, что охотник будет сдавать шкурки, а также определено их количество.

Охота не зверя, который не лицензируется, лишена ограничений по количеству особей. Она может вестись на протяжении произвольного числа дней в неделе. Администрация некоторых охотничьих хозяйств оставляет за собой право закрывать охоту на зайца в определенные дни. Также она вправе ограничить норму, приходящуюся на каждого охотника.

Зимняя охота в тайге

Подобно тому, как должен действовать охотник при ошибочном отстреле копытного животного, предусмотрено действие и в случае охоты на пушного зверя. Если охотник превысил норму или наименования добычи нет в лицензионном перечне, то после выставления отметки в лицензии гражданин должен сообщить о факте нарушения в администрацию хозяйства.

Правила охоты в России с последними изменениями предполагают, что в течение месячного срока со дня, когда закончился сезон, охотник должен сдать государству шкурки тех животных, которые перечислены соответствующем списке, это белка, песец, норка, ондатра, соболь, горностай. Список этот подлежит утверждению правительством.

На территории жилых пунктов разрешен отлов лисиц и хорьков. Охотиться на крота, бурундука или суслика можно без путевки и даже без охотничьего билета.

Правила охоты на дичь

Начало весеннего сезона в каждом регионе устанавливают местные власти, однако продолжительность этого сезона везде одинаковая, она составляет 10 дней. Из всех видов охоты на пернатую дичь разрешенными можно считать только следующие:

Охота на пернатых

  • Охота на глухаря. Ведется только отстрел самцов.
  • Охота на самца тетерева. Допускается стрельба из укрытия.
  • Отстрел вальдшнепа.
  • Отстрел селезней уток. Допускается стрельба из укрытия.
  • Охота на гуся.

Охота с собаками, если при этом оружие не применяется, имеет более расширенные сроки и может открываться несколько раньше основного сезона. В процессе деятельности хозяйства администрация может на свое усмотрение ограничить норму добычи или закрыть для охоты определенные дни.

Нормы повсеместно убираются только после 15 сентября. Исключением являются лишь места, через которые пролегают пути миграции птиц. В данных правилах есть один существенный запрет – запрет на использование нарезного оружия.

Нарушение правил охоты

Степень ответственности, которую должен нести охотник за пренебрежение правилами, может определяться как административным кодексом, так и уголовным. Суровость наказания будет зависеть от последствий такого нарушения.

Стрельба с лодки

К примеру, гражданин не соблюдал требования техники безопасности. В итоге ничего страшного не произошло, однако правила были нарушены. На него будет наложен штраф. Но если его действия привели к весомому урону живой природы или считаются злостным нарушением, то могут применяться более жесткие меры.

К числу грубых или злостных нарушений можно отнести отсутствие охотничьего билета. Строго наказывается отстрел тех животных, охота на которых запрещена на данной территории. Сроки охоты позиционируются в целях регулировки численности популяции.

Если вести беспорядочный отстрел, то можно добиться экологической катастрофы. Вот почему охотнадзор так пристально следит за соблюдением сроков. Соответствующее нарушение считается грубым нарушением правил. Заповедные зоны создаются для восстановления определенной популяции. Естественно, на таких территориях охота запрещена.

Отстрел пушных зверей (некоторых) и копытных животных производится только по разрешительному документу. Размер штрафа определяется согласно КоАП РФ, а уголовная ответственность определяется УК РФ.


В ходе судебного заседания представители органов государственной власти сошлись во мнении, что оспариваемая норма соответствует Конституции, однако требует разъяснений в связи с содержащейся в ней неопределенностью.

16 апреля КС рассмотрел жалобу на неконституционность положений ст. 19 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, которой регламентирована охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

История дела

Суд принял к рассмотрению жалобу на положения Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, которыми, по мнению заявителя, ограничиваются права представителей КМНС

В 2014 г. Геннадий Щукин, являясь президентом районной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера (КМНС), в силу имеющихся у него юридических знаний разъяснил представителям общин, что в соответствии с действующим правовым регулированием, отражающим гарантии КМНС, каждый член общины имеет право добыть без каких-либо разрешений восемь оленей. При этом общины вправе поручить охоту одному или нескольким ее членам в объеме, рассчитанном на них всех. Геннадий Щукин исходил из того, что в ином случае соответствующих гарантий будут лишены те члены КМНС, которые не имеют охотничьего билета, не имеют возможности охотиться по малолетству, состоянию здоровья, в силу традиционного разделения хозяйственной деятельности или в силу других объективных причин. Делегирование права добычи биологических ресурсов уполномоченным охотником за других членов общины касается только возможности самой по себе добычи, а не распоряжения продуктами охоты, в связи с чем исключаются какие-либо риски, связанные со злоупотреблением правом.

В последующем в отношении Геннадия Щукина было возбуждено уголовное дело. Приговором Дудинского районного суда Красноярского края от 28 декабря 2017 г., оставленным без изменения апелляционным постановлением Красноярского краевого суда от 27 февраля 2018 г, он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 258 УК – подстрекательство к незаконной охоте, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Постановлением судьи Красноярского краевого суда от 21 июня 2018 г. было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение. В связи с актом амнистии Геннадий Щукин был освобожден от наказания.

При вынесении приговора и оставлении его без изменения суды руководствовались ст. 19 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, в соответствии с которым, как они указали, охотники из числа КМНС вправе осуществлять традиционную охоту лишь в пределах нормативно установленного лимита, рассчитанного на самого охотника, и не вправе осуществлять традиционную охоту в порядке делегирования лимитов других членов общины.

Не согласившись с приговором, Геннадий Щукин обратился в КС. Он попросил Суд признать положения ст. 19 Закона об охоте противоречащими Конституции в той мере, в которой они, исходя из придаваемого правоприменительной практикой смысла, предполагают право лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществлять свободную (без каких-либо разрешений) охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности лишь лично каждым членом семейных родовых общин и не допускают осуществления данного права одним или несколькими уполномоченными охотниками в пределах нормативно установленных лимитов, рассчитанных исходя из количества членов общины, делегировавших осуществление этого права.

Рассмотрение жалобы в КС

В ходе заседания Геннадий Щукин отметил, что губернатор Красноярского края устанавливает лимиты и квоты для коренных народов для личного пользования, которые утверждаются постановлением правительства края. Он указал, что в соответствии с Законом об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока люди коренных народностей могут объединяться в общины и тем самым легализовать свой статус как юридическое лицо. Такие организации уполномочены законодательством издавать приказы.

Заявитель добавил, что престарелые, женщины, дети, инвалиды, а также проживающие в городе представители этнических народностей ограничены в доступе к биоресурсам, поскольку у них нет всего необходимого для их добычи. Для этого приказом общины назначаются охотники, имеющие право на ношение и хранение оружия.

Представитель заявителя, адвокат АП Архангельской области Владимир Цвиль отметил, что это первая жалоба, поданная в защиту интересов КМН в указанном аспекте, и выводы Суда будут иметь важное значение для практики.

Он указал, что оспариваемое законоположение определяет субъектный состав охоты, к нему относятся представители КМН их общины, а также устанавливает свободный режим осуществления охоты в рамках лимита, предусматривая два варианта использования добытой продукции – для личного потребления и для реализации. Вместе с тем буквальный смысл нормы не дает прямого ответа на вопрос о возможности реализации права на традиционную охоту силами уполномоченного охотника.

На вопрос судьи Юрия Рудкина о том, в каком порядке община получила разрешение на отстрел оленей группой лиц и как оформляется порядок реализации добытых туш, Геннадий Щукин пояснил, что согласно уставу общины все решения принимаются ее советом. Порядок реализации добытых туш определяется устно либо указывается в протоколе.

Владимир Цвиль на уточняющий вопрос судьи Николая Бондаря подтвердил, что в региональном нормативном регулировании объекты животного мира обозначаются применительно к конкретному лицу, независимо от возраста или наличия охотничьего билета. Кроме того, лимиты определяются исходя из потребностей одного лица.

На вопрос председателя КС Валерия Зорькина о том, как осуществлялась охота до 2009 г., когда в ст. 19 Закона об охоте были внесены соответствующие изменения, Геннадий Щукин пояснил, что добыча оленя всегда осуществлялась уполномоченными охотниками, просто нормативно это не было определено.

Полномочный представитель Госдумы Марина Беспалова указала, что, поскольку не все члены общины в силу различных причин, включая возраст, способны охотиться, государственный орган полагает допустимой охоту отдельными членами общины. При этом она добавила, что возможность коренных народов определять обязанности отдельных лиц прямо предусмотрена ст. 35 Декларации ООН о правах коренных народов.

Марина Беспалова подчеркнула, что в случае охоты для нужд общины объем добычи охотничьих ресурсов, необходимый для удовлетворения личного потребления, не может быть ограничен только лицом, непосредственно осуществляющим охоту, поскольку ресурсы добываются для всех членов общины. По ее мнению, иное толкование оспариваемой нормы не только противоречит буквальному смыслу ее положений, но и не отвечает Конституции и нормам международного права.

Полномочный представитель Совета Федерации Андрей Клишас отметил, что ст. 19 Закона об охоте не препятствует передаче права на охоту, но неопределенность при этом все же имеется. Сенатор огласил позиции Комитета Госдумы по природным ресурсам и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В ответе первого отмечалось, что заявителем обоснованно ставится вопрос о возможности реального получения соответствующих социальных гарантий всеми членами общин – в частности теми, кто в силу ряда причин не может реализовать свое право. Второй комитет указал: упомянутое право не может быть делегировано другому лицу.

Полномочный представитель Президента РФ Михаил Кротов отметил, что постановление правительства Красноярского края принято в соответствии со ст. 333.2 НК РФ о сборах за пользование объектами животного мира, которой установлены лимиты добычи для Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Он подчеркнул, что оспариваемая норма не противоречит Конституции, поскольку закрепленные ею положения направлены на защиту прав КМН и обеспечение гарантий защиты и сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов. По его мнению, коллизия правоприменительной практики может быть устранена восполнением пробелов в правовом регулировании на региональном уровне.

Владимир Цвиль в свою очередь задал вопрос о том, что если общины относятся к субъектам права традиционной охоты, то в каких формах они могут реализовывать это право – посредством уполномоченного охотника, как в деле заявителя, либо иным образом? Михаил Кротов пояснил, что возможность передачи существует, однако вопрос в том, кто является членом общины – лицо, которое относится к КМН, или то, которое не относится к ним, но проживает на соответствующей территории и ведет соответствующий образ жизни.

Представитель заявителя предложил уйти от модели с общинами и представить, что семья КМН проживает сама по себе. Он спросил, как в таком случае можно реализовать право на охоту за других лиц отцом семейства. Может ли он это делать только на основании общих семейных принципов либо требуются дополнительные условия? В ответ Михаил Кротов отметил, что в таком случае документ не нужен.

Полномочный представитель Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева также согласилась с конституционностью оспариваемых положений, однако подчеркнула, что вопрос о возможности и порядке делегирования права на добычу объектов животного мира от одних членов общины другим (охотникам) требует дополнительной регламентации.

Кроме того, она указала, что на основании ч. 3 и 4 ст. 24 Закона об охоте лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта РФ его высшим должностным лицом. При этом лимит оленей утверждается по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако, отметила Татьяна Васильева, устанавливая полномочия субъектов РФ, Закон не раскрывает, что понимается под объемом добычи охотничьих ресурсов, необходимых КМН для удовлетворения личного потребления, а не в понимании промысла.

Она указала, что разграничение объема для личного потребления и промысла важно, поскольку практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что, вопреки требованию Закона о гарантиях прав КМН, охота и рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни зачастую используются в качестве упрощенного доступа к ресурсам и легализации браконьерского промысла.

Полномочный представитель Минюста России Мария Мельникова также высказалась за конституционность оспариваемой нормы, отметив необходимость совершенствования законодательства, регулирующего данную сферу. При этом она указала, что изменения в региональное законодательство можно внести уже сейчас. Так, в части определения добычи охотничьих ресурсов, необходимых КМН для удовлетворения личных потребностей, полномочия переданы субъекту РФ. Чтобы он правильно определил этот объем, необходимо обратиться к ст. 6 Закона о животном мире, в которой указано, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны использования объектов животного мира и среды их обитания, вправе издавать нормативно-правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические указания.

Заместитель директора правового департамента Министерства природных ресурсов и экологии Сергей Иванов отметил, что Закон об охоте не содержит правовой неопределенности в вопросах о лицах, обладающих правом традиционной охоты. Он указал, что возможность делегирования права на традиционную охоту законом не предусмотрена. При этом Сергей Иванов посчитал, что ее закрепление в ст. 19 Закона об охоте не повлечет тех правовых последствий, на которые ссылается заявитель, поскольку члены семьи, не способные осуществлять традиционную охоту самостоятельно, не смогут обладать правом на добычу охотничьих ресурсов с использованием охотничьего оружия.

Председатель КС сообщил, что решение будет принято позже в закрытом заседании.

Читайте также: