Кто имеет право на арендное жилье в беларуси

Обновлено: 02.07.2024

Арендное жилье – жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежащее сдаче гражданам на правах аренды, с заключением договоров найма.

В настоящее время на получение арендного жилья от государства могут рассчитывать все граждане Беларуси. Но есть категории, которым, в соответствии с пунктом №77 Указа № 563, оно будет предложено в первую очередь, это:

  • судьи, сотрудники прокуратуры и другие госслужащие, перечисленные в перечне должностей, установленном Президентом;
  • молодые специалисты, обучавшиеся за счет бюджетных средств, прибывшие к месту работы по распределению или целевому направлению;
  • военнослужащие;
  • сотрудники МВД и других силовых ведомств;
  • ученые и преподаватели ВУЗов и учреждений культуры;
  • незаменимые специалисты, приехавшие в населенный пункт, в частности город Минск, из других мест, при условии подтверждения службой занятости того факта, что в городе не нашлось равноценной замены указанному работнику;
  • другие категории граждан из списков Совета Министров.

Отметим, что все вышеперечисленные соискатели арендного жилья не должны иметь в указанном населенном пункте жилых помещений на праве собственности. Уже проживающие в общежитиях в список первоочередников не попадают.

Также стоит отметить, что указанные категории граждан не должны занимать, в общей сложности, более 40% от общего фонда арендного жилья, в том числе военнослужащие и сотрудники других силовых ведомств – не более 10%.

В настоящий момент количество желающих занять арендную квартиру в Минске может доходить до 400 человек на место.

Если попытаться коротко изложить нынешнее положение на рынке арендного жилья, выйдет примерно следующее: занимать арендное жилье в Минске оказалось намного выгоднее, чем снимать его у частных владельцев. С учетом того, что арендные квартиры размещались чаще в новостройках, их привлекательность еще более возрастала. Кроме того, добросовестный квартиросъемщик получал преимущественное, по сравнению с другими претендентами, право продлить договор аренды, т.е. исчезала зависимость от произвола частного владельца жилья. По законодательству, максимальный срок договора найма государственного жилья - 5 лет.

Состав государственного жилищного фонда пополнился с 1 июля 2016 года, когда неприватизированные жильцами государственные дома и квартиры были переведены в категорию коммерческого арендного жилья. Однако, эта жилплощадь, как правило, уже заселена.

Заметим, что арендное жилье строится не только в Минске, но и в областных городах и крупных райцентрах, однако, там темпы существенно ниже. Ниже и количество желающих занять эти квартиры, несмотря на заметно меньшую арендную плату. Это можно объяснить меньшей остротой жилищного вопроса по сравнению со столицей.

За 2016 года в стране было введено в эксплутацию более 1,5 миллиона квадратных метров жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это примерно 18 тысяч квартир или 35% от общего объема построенного жилья в стране. Но количество нуждающихся неизмеримо больше, т.е. надежда получить арендное жилье, кроме первоочередников, была разве что у простоявших 20 лет на очереди.

Больше всего новостроек для сдачи в коммерческую аренду в городе Минске, к 2018 году уже введено в эксплуатация 7 домов на 770 квартир. В крупных райцентрах, вроде Бобруйска, построено по одному пяти – или девятиэтажному дому. В 2018 году в столице построен арендный дом в Заводском районе столицы по Партизанскому проспекту.

В 2020 году в Беларуси введут в эксплуатацию столько же арендного жилья, как и в 2019. Общее количество составит 135 тысяч квадратных метров. По сравнению с двумя предыдущими годами количество арендного жилья значительно вырастет в Минской области и Минске, а в Гомельской и Гродненской областях, наоборот, снизится.

Объемы строительства арендного жилья (тыс. кв. м)

Арендное жилье План на 2020 годПлан на 2019 годПлан на 2018 год
Брестская обл. 25,4 26,25 17,5
Витебская обл. 11,78 10,5 5,5
Гомельская обл. 16,3 28,35 18,9
Гродненская обл. 13,88 33,25 23,5
Минская обл. 30,5 10,5 7,0
Могилевская обл. 14,84 15,0 10,0
г. Минск 22,3 11,4 7,6
Всего 135,0 135,25 90,0

Ежемесячный размер платы за аренду коммерческого жилья определяется исходя из:

  • размера базовой ставки платы за пользование жильем, которая составляет 0,2 базовой величины (:BV_0.2 рублей) на 1 м 2 общей площади;
  • размера коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений.

Таким образом, ежемесячная плата за пользование жильем высчитывается по формуле: размер базовой величины × размер базовой ставки платы за пользование жильем × общая площадь жилья × коэффициент.

Чтобы получить представление о стоимости аренды государственной квартиры общей площадью в 40 кв.м. в Минске и других городах страны, проведем расчет исходя из размера базовой величины (29 рублей), базовой ставки за пользование жильем (0,2 для всей республики) и действующих коэффициентов для разных категорий населенных пунктов:

  • в центре Минска по улице Немига: 29 × 0,2 × 40 × 1,5 = 348 рублей (1,5 - коэффициент для 1-й экономико-планировочной зоны);
  • в Минске: 29 × 0,2 × 40 × 1,2 = 278,4 рубля (2-я экономико-планировочная зона);
  • в Минске по улице Громова: 29 × 0,2 × 40 × 1 = 232 рубля (3-я экономико-планировочная зона);
  • на окраине Минска ближе к МКАД: 29 × 0,2 × 40 × 0,8 = 185,6 рубля (4-я экономико-планировочная зона);
  • на окраине Минска, например в Шабанах: 29 × 0,2 × 40 × 0,5 = 116 рублей (5-я экономико-планировочная зона);
  • в Гродно, Витебске, Мозыре, Жлобиле, Барановичах, Пинске: 29 × 0,2 × 40 × 0,6 = 139,2 рублей;
  • в Гомеле: 29 × 0,2 × 40 × 1 = 232 рублей;
  • в Бресте: 29 × 0,2 × 40 × 0,75 = 174 рублей;
  • в Могилеве, Бобруйске: 29 × 0,2 × 40 × 0,8 = 185,6 рублей.
  • в Лиде, Березе, Ивацевичах, Орше, Полоцке: 29 × 0,2 × 40 × 0,4 = 92,8 рублей.

Некоторым категориям граждан арендная плата будет начисляться с учетом понижающего коэффициента. На данный момент это: судьи, прокурорские работники, военные, молодые специалисты. В недалеком будущем к ним добавятся граждане, занимавшие государственное жилье до перевода его в коммерческий арендный фонд.

При определении платы для граждан, имеющих внеочередное право на получение арендного жилья на время трудовых или служебных отношений, а также для граждан, не приватизировавших жилье до 1 июля 2016 года, дополнительно применяется понижающий коэффициент 0,1 (для г. Минска - 0,2, для населенных пунктов Гомельской области с населением не больше 5 тысяч человек - 0,08).

Могилевский городской исполнительный комитет

Главная Актуальное Информация по арендному жилью

Информация по арендному жилью

Указом определены категории граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования на период трудовых (служебных) отношений. В настоящее время к ним относятся граждане, не имеющие жилых помещений в собственности (долей в праве собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в населенном пункте по месту работы (службы), из числа:

  • судей, прокурорских работников, а также государственных служащих согласно перечню должностей, дающих право на получение жилых помещений коммерческого использования;
  • молодых рабочих (служащих), специалистов, получивших образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • военнослужащих;
  • работников при назначении на должность в случае их переезда из другого населенного пункта при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены;
  • ученых, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, работников организаций культуры.

В целях эффективного заселения фонда жилых помещений коммерческого использования с соблюдением интересов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлено ограничение в доле жилых помещений, предназначенных для первоочередного предоставления на период трудовых (служебных) отношений, - не более 30 % от общего количества незаселенных жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда. Кроме того, 10 % от общего количества незаселенных жилых помещений коммерческого использования предназначаются военнослужащих.

Оставшиеся 60 % жилых помещений коммерческого использован!: либо невостребованные жилые помещения из числа предназначенных да первоочередного предоставления гражданам распределяются в обще порядке - гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки на такой учет. При отсутствии граждан, состоящих на учете, жилые помещения коммерческою использования предоставляются гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий, по дате подачи заявления о предоставлении жилого помещения.

Аналогичное распределение жилых помещений коммерческого использования закреплено в части республиканского жилищного фонда: организация вправе самостоятельно предусматривать в локальных нормативных правовых актах категории граждан из числа работников данных организаций, имеющих первоочередное право предоставления жилых помещений коммерческого использования (в пределах 40 % от общего количества жилых помещений коммерческого использования).

Заявления о предоставлении жилых помещений коммерческого использования принимаются на основании информации о наличии таких жилых помещений, размещенной на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения этих жилых помещений.

Информация о наличии жилых помещений коммерческого использования должна содержать сведения о:

  • месте нахождения жилых помещений коммерческого использования;
  • количественном и качественном составе этих жилых помещений;
  • характеристике жилых помещений;
  • уровне благоустройства жилых помещений;
  • размере платы за пользование жилым помещением коммерческого использования;
  • сроке обращения за предоставлением данных жилых помещений.

Учитывая, что на получение жилых помещений коммерческого использования очередь не формируется, заявления от граждан, претендующих на получение жилого помещения коммерческого использования, принимаются не ранее, чем со дня размещения указанной информации.

Указом также урегулирован порядок определения платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования. При этом размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования зависит от оснований пользования такими помещениями.

В отношении жилых помещений коммерческого использования размер платы за пользование в настоящее время определяется исходя из размера базовой ставки платы, установленной Советом Министров РБ (0,2 базовой величины) с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений.

При этом в отношении жилых помещений, включенных в соответствии с положениями Указа в состав жилых помещений коммерческого использования из числа служебных, специальных служебных и отдельных видов специальных жилых помещений (до 1 апреля 2014 г.), а также жилых помещений государственного жилищного фонда, занимаемых гражданами по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда (до 1 июля 2016 г.), размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования устанавливается с учетом понижающих коэффициентов. Такие коэффициенты установлены в настоящее время по республике в размере 0,1, для г.Минска - 0,2.

Договор найма жилого помещения коммерческого использования заключается: при наличии трудовых (служебных) отношений - на период таких отношений, а в случае предоставления в общем порядке гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или не состоящим на таком учете, - на срок до 5 лет.

Основаниями для выселения из жилых помещений коммерческого использования являются:

  • истечение срока действия договора найма жилого помещения коммерческого использования, кроме случаев, когда данный договор подлежит заключению на новый срок. Вместе с тем, договор, заключенный на пять лет, по истечении срока его действия должен быть продлен на новый срок при условии, что наниматель по данному договору надлежащим образом исполнял свои обязанности (обязанности определены типовым договором найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда);
  • наличие без уважительных причин задолженности по внесению платы за пользование жилым помещением коммерческого использования и (или) жилищно-коммунальные услуги в размере 2-месячной платы за пользование жилым помещением коммерческого использования и (или) жилищно-коммунальные услуги;
  • прекращение трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, - в случае, если жилое помещение предоставлено в связи с характером трудовых отношений. В случае расторжения трудовых (служебных) отношений предусматривается безусловное освобождение жилых помещений коммерческого использования. В этой связи граждане, проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на период трудовых (служебных) отношений, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • иные случаи, предусмотренные законодательными актами. В частности, такие случаи определены в главе 13 ЖК.

При надлежащем соблюдении условий договора найма жилого помещения коммерческого использования, наниматель может пользоваться коммерческим жильем практически бессрочно, поскольку договор подлежит продлению на новый срок. Кроме того, в отношении данного вида жилых помещений распространяются положения Жилищного кодекса Республики Беларусь, касающиеся переоформления, изменения договора найма жилого помещения.

На 1 июня 2014 года в республике насчитывалось 26 532 жилых помещений коммерческого использования, из которых 1 835 квартир -новое построенное жилье, 2 635 квартир - освобожденный вторичный жилфонд, 22 062 квартиры - заселенные жилые помещения, включенные в разряд жилых помещений коммерческого использования.

Учитывая, что средства, полученные от сдачи жилых помещений коммерческого использования, будут направляться на строительство, реконструкцию жилых домов под жилые помещения коммерческого использования, государственный жилищный фонд для целей сдачи по договорам найма жилых помещений коммерческого использования постоянно будет увеличиваться. Развитие такого фонда окажет помощь гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий десятилетиями, без ущерба снимать у государства жилье и при этом осуществлять меры по улучшению своих жилищных условий.

1. Включение жилых помещений государственного жилищного фонда в состав арендного жилья и их исключение из данного состава осуществляется приказом (распоряжением) УП "Витебскоблгаз" (далее - предприятие).

Если иное не установлено ЖК, Президентом Республики Беларусь, заселенное арендное жилье не подлежит исключению из состава таких помещений.

В случае отсутствия заявлений от работников структурных подразделений по месту нахождения жилых помещений при повторном размещении информации о наличии свободных жилых помещений, данные жилые помещения предоставляются работникам всех структурных подразделений предприятия.

При отсутствии заявлений о предоставлении арендного жилья от работников предприятия арендное жилье предоставляется работникам других государственных организаций, входящих в систему Министерства энергетики Республики Беларусь, в соответствии с законодательством.

3. Первоочередное право на предоставление арендного жилья имеют работники предприятия, не имеющие жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) в населенном пункте по месту работы, из числа принятых, переведенных на работу в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами и переезжающих из другого населенного пункта.

4. Решение о предоставлении арендного жилья принимается на совместном заседании Нанимателя (уполномоченных лиц), президиума Профкома и общественной комиссии по жилищным вопросам.

5. Количество жилых помещений, предоставляемых работникам, имеющим первоочередное право предоставления арендного жилья, не должно превышать 40 процентов от общего количества незаселенного арендного жилья. Предоставление таких жилых помещений производится по мере их освобождения или включения в состав арендного жилья в следующем порядке:

4 из 10 жилых помещений - работникам, имеющим первоочередное право предоставления арендного жилья;

6 из 10 жилых помещений - работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае отсутствия таковых - работникам, не состоящим на таком учете.

При этом в первоочередном порядке могут быть распределены как первые 4 из 10 жилых помещений, так и в иной последовательности по мере их освобождения или включения в состав арендного жилья.

Определение конкретных жилых помещений, предназначенных для работников, имеющих первоочередное право предоставления арендного жилья, осуществляется на совместном заседании Нанимателя (уполномоченных лиц), президиума Профкома и общественной комиссии по жилищным вопросам.

В случае отсутствия заявлений работников, имеющих право на предоставления жилого помещения в первоочередном порядке, информация о таком жилом помещении размещается повторно и по решению Нанимателя (уполномоченных лиц), президиума Профкома и общественной комиссии по жилищным вопросам данное жилое помещение может быть распределено на общих основаниях.

6. Информация о наличии арендного жилья и сроке обращения за предоставлением арендного жилья с указанием конкретных жилых помещений, предназначенных для работников, имеющих первоочередное право на предоставление арендного жилья, размещается в доступных для ознакомления местах, на официальном сайте предприятия.

Информация об арендном жилье должна содержать:

количественный и качественный состав;

размер платы за пользование.

Срок обращения за предоставлением арендного жилья не менее 15 календарных дней со дня размещения информации.

Если заявлений от работников о предоставлении арендного жилья в срок, установленный для обращения за предоставлением таких жилых помещений, не поступило, информация об арендном жилье размещается в порядке, установленном в указанном пункте Положения, повторно.

В случае поступления нескольких заявлений о предоставлении одного и того же арендного жилья от работников, претендующих на получение такого жилого помещения, рассматривается заявление, поданное первым. Другие заявления рассмотрению не подлежат.

7. Для получения арендного жилья работники подают заявления и документы в филиал предприятия по месту нахождения арендного жилья или аппарат управления предприятия при нахождении арендного жилья в г. Витебске и Витебском районе.

В заявлении о предоставлении арендного жилья должна содержаться информация о месте нахождения работника на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и членах семьи гражданина, совместно с которыми он претендует на предоставление арендного жилья.

8. Филиал или аппарат управления предприятия осуществляет учет заявлений работников о предоставлении арендного жилья путем регистрации в журнале осуществления административных процедур.

9. В течение 2 рабочих дней после окончания срока обращения за предоставлением арендного жилья, установленного в пункте 4.6 Положения, филиал предприятия:

проверяет информацию о нахождении работника, подавшего заявление, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

направляет заявление, информацию о нуждаемости в улучшении жилищных условий работника в аппарат управления предприятия для принятия решения о предоставлении арендного жилья.

10. По истечении срока, предусмотренного в пунктах 4.6, 4.9 Положения, предприятие рассматривает заявления работников о предоставлении арендного жилья и принимает решение о предоставлении арендного жилья в следующей очередности:

4.11. При принятии решения о предоставлении арендного жилья предприятие устанавливает следующие факты:

отнесение работника к имеющим первоочередное право на предоставление арендного жилья;

наличие у гражданина в собственности жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение) и (или) во владении и пользовании жилого помещения в населенном пункте по месту работы (службы).

12. Предприятие в течение пяти дней со дня принятия решения о предоставлении арендного жилья направляет работнику извещение заказным письмом с обратным уведомлением либо вручает под подпись.

Работник, уведомленный о предоставлении ему арендного жилья, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в течение 15 календарных дней со дня получения такого извещения обязан обратиться в филиал предприятия по месту нахождения арендного жилья или аппарат управления предприятия при нахождении арендного жилья в г. Витебске и Витебском районе для заключения договора найма арендного жилья.

Необращение работника либо его представителя в срок, установленный в части второй настоящего пункта, рассматривается как отказ от предоставления арендного жилья. Указанный срок может быть продлен до 30 календарных дней в случае, если работник в течение срока, указанного в части второй настоящего пункта, уведомил филиал предприятия по месту нахождения арендного жилья или аппарат управления предприятия при нахождении арендного жилья в г. Витебске и Витебском районе о наличии уважительных причин, препятствующих его обращению за заключением договора найма арендного жилья.

В случае отказа работника от предоставления арендного жилья данное жилое помещение предоставляется иному работнику, подавшему заявление о предоставлении этого жилого помещения в порядке, установленном пунктом 4.10 настоящего Положения.

13. Право пользования арендным жильем возникает у работника на основании договора найма арендного жилья.

14. Договор найма арендного жилья заключается на срок трудовых отношений и подлежит обязательной регистрации в местных исполнительных и распорядительных органах по месту нахождения жилого помещения.

Договора найма с работниками, проживающими в арендном жилье, включенном в этот состав в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 г. № 563, заключаются на установленный в ранее заключенных договорах найма срок, а если в этих договорах срок не указан - бессрочно, при отсутствии указанных договоров и (или) трудовых (служебных) отношений с предприятием - на срок, не превышающий пяти лет.

15. Наниматели арендного жилья подлежат выселению из занимаемых жилых помещений со всеми проживающими с ними членами семьи и иными лицами без предоставления других жилых помещений в следующих случаях:

истечение срока действия договора найма арендного жилья, кроме случаев, когда данный договор подлежит заключению на новый срок;

наличие без уважительных причин задолженности по внесению платы за пользование арендным жильем и (или) жилищно-коммунальные услуги в размере двухмесячной платы за пользование арендным жильем и (или) жилищно-коммунальные услуги;

прекращение трудовых (служебных) отношений с предприятием, если арендное жилье предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений;




220088, Минск, ул. Захарова, 53
admpart@minsk.gov.by
пн-чт 8 45 - 13 00 ; 14 00 - 18 00
пт 8 45 - 13 00 ; 14 00 - 16 45
сб-вс выходной

Информация для нанимателей жилых помещений коммерческого использования (арендного жилья)

  • граждан, имеющих заболевания, и граждане, в составе семей которых есть дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;
  • детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, установленных в статьях 2 и 4 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О ветеранах";
  • граждан, в том числе уволенных в запас (отставку), из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
  • инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;
  • граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
  • неработающих одиноких инвалидов I и II группы,
  • неработающих одиноких пенсионеров, лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста;
  • граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;
  • малообеспеченных инвалидов I и II группы;
  • малообеспеченных граждан, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности (инвалидность снята) или которые признаны в установленном порядке дееспособными;
  • малообеспеченных пенсионеров, лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста;
  • малообеспеченных многодетных семей, а также матерей, которым присвоено звание "Мать-героиня" или которые награждены орденом Матери, орденом "Материнская слава" либо медалью "Медаль материнства";
  • малообеспеченных граждан, взявших на воспитание троих и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей;
  • малообеспеченных ветеранов боевых действий на территории других государств;
  • малообеспеченных членов семей погибших (умерших) граждан, указанных в статье 22 Закона Республики Беларусь "О ветеранах".

Малообеспеченные граждане - это граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления жилого помещения социального пользования.

Кто может претендовать на государственное арендное жилье, и сколько оно стоит

Кто имеет право получить государственное арендное жилье

Претендентов можно разделить на две группы: тех, кто пользуется преимущественным правом на такие метры, и стоящих на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К первой категории относятся молодые специалисты, целевики и те, кому по работе необходимо переехать в другой город. Им предоставляют 30 % пустующих государственных квартир, еще 10 % распределяют между военными и приравненными к ним лицами. Остальные 60 % — гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выделяют такое жилье по заявительному принципу. Исполкомы размещают информацию о наличии и технических характеристиках сдаваемых помещений. При появлении подходящего варианта граждане подают заявление. Срок рассмотрения — до одного месяца. При наличии нескольких претендентов на квартиру приоритет отдадут тому, кто раньше стал на очередь.

Сколько придется платить

Снимать жилье в государственном фонде гораздо дешевле, чем в частном. По словам представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства, размер платы за арендуемое помещение определяется исходя из установленной правительством базовой ставки, привязанной к базовой величине (БВ). На сегодняшний день она равна 0,2 БВ за 1 м², или 5 рублей 10 копеек. К ней применяют коэффициенты, зависящие от месторасположения арендного жилья. Минск разделен на зоны. Для центра установлен самый высокий коэффициент — 1,5, а для таких микрорайонов, как Кунцевщина, Сухарево, Малиновка, Лошица, — 1,0.

В среднем арендная плата за однокомнатную квартиру площадью 32 м² на ул. Немиге составит 244 рубля, а на Шаранговича — 163 рубля в месяц, тогда как частный собственник попросит минимум 350 рублей.

Для тех, кто получил съемное жилье в качестве служебного, а также для молодых специалистов, преподавателей вузов, работников сферы культуры и других категорий действует понижающий коэффициент. В Минске он равняется 0,2.

Например, молодому специалисту предоставили однушку (32 м²) в центре Минска. За нее он будет платить всего 49 рублей. Если же арендное жилье будет ближе к окраине города, то 32 рубля.

Разрешают ли арендуемые метры перевести в разряд социального жилья

Это право предоставлено 17 категориям граждан, в числе которых одинокие нетрудоспособные пенсионеры, многодетные семьи и воспитывающие детей-инвалидов, ветераны боевых действий на территории других государств, инвалиды 1-й и 2-й групп. Они освобождаются от арендной платы и рассчитываются лишь за жилищно-коммунальные услуги.

В этот список входят дети-сироты и ребята, оставшиеся без попечения родителей. Но для них заработают новые правила: они смогут сменить статус квартиры с арендной на социальную, не дожидаясь, пока исполнится 23 года. До настоящего времени такое право они получали только по достижении этого возраста.

— По действующему законодательству местные распорядительные и исполнительные органы власти вправе предложить гражданам в качестве социального жилья комнату с общей кухней. После вступления в силу новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь должны предоставить как минимум однокомнатную квартиру, — пояснила О. Герман.

Кого из арендаторов оставят в списках очередников

Очередь сохраняется за теми, кто получил арендную квартиру на период трудовых и служебных отношений, за молодой семьей, не имеющей в собственности жилья в Минске и Минской области.

Единственное условие — на одного человека должно приходиться менее 10 квадратов. Так, если семья из трех человек перебирается в арендную однушку, она имеет возможность построить квартиру с господдержкой.

Можно ли приватизировать снимаемую квартиру

Приватизация жилья завершилась 1 июля 2016 года. На данный момент законотворцами изменения не рассматриваются.

На какой срок предоставляют арендное жилье

Можно проживать в квартире пять лет. Если жильцы своевременно платят за аренду и рассчитываются за коммунальные услуги, им гарантировано право на продление договора найма. Пролонгировать его разрешают до тех пор, пока человек хочет жить на снимаемых квадратах.

В 2019 году в Беларуси запланировано построить 135 000 м² арендного жилья. В Минске возведут 11 400 м². Его фонд увеличивается за счет реконструкции и ремонта пустующих квартир. На эти цели идет до 10 % от общей суммы платы за пользование арендным жильем. Арендное жилье в столице более востребовано, чем в других регионах Беларуси. В Минске на одну квартиру подают от 50 до 200 заявлений.

Читайте также: