Кто имеет право голосовать на выборах рб

Обновлено: 28.06.2024

Общие положения. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Запрет одному и тому лицо баллотироваться на должность Президента Республики Беларусь более двух раз подряд снят в 2004 году. Действующий Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко впервые был избран в 1994 году.

Для признания президентских выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании более 50% избирателей, включенных в списки избирателей, а для избрания кандидата на должность Президента Республики Беларусь – получение более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательный кодекс Республики Беларусь: законодательные новации. За период, прошедший с момента проведения последних выборов Президента Республики Беларусь (19 марта 2006 года) в Избирательный кодекс Республики Беларусь дважды вносились изменения и дополнения - законом от 6 октября 2006 года и законом от 4 января 2010 года.

При этом закон от 4 января 2010 года был принят в результате диалога с БДИПЧ ОБСЕ, учета рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения за парламентскими выборами в Республике Беларусь в 2008 году, а также на основе Совместной оценки дополнений в Избирательный кодекс Республики Беларусь, сделанной БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы 17 декабря 2009 года, утвержденной на 33-м заседании Совета по демократическим выборам 3 июня 2010 года и 83-й пленарной сессии Венецианской комиссии 4 июня 2010 года.

К числу основных законодательных новаций Избирательного кодекса Республики Беларусь применительно к президентским выборам относятся следующие положения:

п\п

Республика Беларусь

Российская Федерация

- как минимум, треть состава избирательных комиссий, за исключением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, должна быть от политических партий и других общественных организаций, при этом государственные служащие также не должны составлять более одной трети от общего состава избирательных комиссий;

- от политической партии в состав избирательной комиссии может быть назначен только один представитель. Государственные служащие не должны составлять более половины от общего состава избирательной комиссии.

- возможность обжалования решений Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в Верховном Суде Республики Беларусь;

- аналогичное положение закреплено в федеральном избирательном законодательстве.

- кандидату на должность Президента Республики Беларусь может быть отказано в регистрации только в случае обнаружения в декларации о доходах и собственности существенных ошибок;

- в законодательстве о выборах Российской Федерации предусмотрен более широкий перечень оснований отказа в регистрации в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации.

- решения, связанные с назначением членов избирательных комиссий, за исключением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, могут быть обжалованы в суды соответствующего уровня;

- решения по указанным вопросам могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии или в суды;

- кандидатам и политическим партиям не требуется получать разрешение на проведение митингов и других агитационных мероприятий в публичных местах (местные органы власти должны определять места для проведения подобных мероприятий по соответствующему уведомлению кандидатов и политических партий);

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрен заявительный порядок;

- участники выборов Президента Республики Беларусь вправе проводить пикеты в любом месте г. Минска, за исключением четырех городских площадей (Независимости, Октябрьской, Победы и Янки Купалы), при этом разрешительный порядок участия в агитационных мероприятиях заменен на заявительный порядок;

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрен заявительный порядок;

- предусмотрено проведение дебатов между кандидатами по телевидению и радио в рамках выделенного эфирного времени;

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрено проведение дебатов на добровольной основе и в прямом эфире;

- дебаты проводятся с согласия кандидатов, кандидат вправе уполномочить для участия в дебатах доверенное лицо;

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрено проведение дебатов на добровольной основе;

- кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для дополнительного финансирования своей предвыборной агитации, однако, лимиты по денежным средствам, перечисляемым в избирательные фонды кандидатов, очень низки;

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрено право кандидатов создавать собственные избирательные фонды, размеры которых существенны больше;

- детализированы некоторые нормы, касающиеся организации и проведения досрочного голосования и голосования вне помещения для голосования;

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрено проведение досрочного голосования в определенных случаях и предельно четко урегулирована процедура его проведения;

- в некоторой степени расширены права наблюдателей, в том числе международных (иностранных) наблюдателей.

- в законодательстве Российской Федерации о выборах предусмотрены широкие права для осуществления наблюдения за выборами, в том числе в соответствии с положениями Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах- участниках Содружества Независимых Государств (Россия, в отличие от Беларуси, является участников указанной Конвенции);

В Избирательном кодексе до сих пор:

- отсутствует национальный регистр избирателей (список избирателей), в том числе в электронном виде;

- права голосовать лишены граждане, находящиеся под следствием;

- Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов назначается Президентом Республики Беларусь по согласованию с Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь; состав нижестоящих избирательных комиссий формируется исполнительными комитетами;

- нет четких правил выдвижения представителей местной исполнительной власти в состав соответствующих избирательных комиссий;

- отсутствуют положения, регламентирующие подсчет голосов участковыми избирательными комиссиями в обстановке прозрачности и обозримости, в том числе отсутствуют положения, гарантирующие наблюдателям непосредственную и эффективную возможность наблюдать за процессом голосования, подсчетом голосов избирателей и установлением итогов голосования;

- отсутствуют положения, четко гарантирующие наблюдателям и представителям СМИ беспрепятственное получение копий протоколов (изготавливают сами);

- отсутствует автоматизация избирательного процесса, в том числе деятельности избирательных комиссий, государственная автоматизированная система.

Досрочное голосование. В Избирательном кодексе Республики Беларусь закреплены основные элементы организации и проведения досрочного голосования избирателей.

- избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов проголосовать досрочно в помещении участковой комиссии. Официального подтверждения причин невозможности избирателя придти на выборы в день голосования не требуется;

- досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии;

- в первый день досрочного голосования ящики для голосования пломбируются или опечатываются;

- ежедневно по окончании времени проведения голосования председатель или заместитель председателя участковой комиссии заклеивает прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования листом бумаги и ставят подписи на этом листе. Вскрытие прорези для опускания бюллетеней в ящике для голосования производится ежедневно перед началом досрочного голосования.

- в период досрочного голосования ежедневно составляется протокол, в котором указываются число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число граждан, получивших бюллетени для голосования (в последний день досрочного голосования – общее число граждан, получивших бюллетени для голосования), число испорченных бюллетеней и число неиспользованных бюллетеней;

- при получении избирательного бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования;

- досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также перед вторым туром голосования.

Таблица
законодательного регулирования процедуры досрочного голосования на выборах главы государства в Республике Беларусь, Российской Федерации, США
(извлечения)

Республика Беларусь

Российская Федерация

США

1

Статья 53. Досрочное голосование на выборах

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей.

Официального подтверждения причин невозможности избирателя придти на выборы в день голосования не требуется.

Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также перед вторым туром голосования.

Статья 70. Досрочное голосование

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях.

Для расширения возможности участия граждан в выборах имеются альтернативные способы голосования, такие как досрочное голосование.

29 штатов предусматривают возможность досрочного голосования в помещении избирательного органа.

В 33 штатах можно досрочно проголосовать по почте без предоставления каких-либо объяснений о причинах использования этой формы голосования.

Еще в 17 штатах и в федеральном округе Колумбия избиратели могут голосовать по почте только в случае указания причины, по которой он не может быть на избирательном участке в день выборов.

2

На выборах депутатов Палаты представителей 28 сентября 2008 года в досрочном голосовании (началось 23 сентября – за 5 дней до дня выборов) приняло участие 26,3% избирателей (в 2004 году на парламентских выборах в досрочном голосовании приняло участие 17,6% избирателей.

По предварительным данным, оглашенным Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референ-думов Л.М. Ермошиной 19-20 декабря 2010 года в Информационном центре, в досрочном голосовании приняло участие 23,1% избирателей, включенных в списки избирателей на территории Республики Беларусь.

При проведении в декабре 2007 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва избирателям, проголосовавшим досрочно, было выдано 147 966 избирательных бюллетеней, что составляет 0,21% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

При проведении в марте 2008 года выборов Президента Российской Федерации в досрочном голосовании принял участие 188 421 избиратель, что составляет 0,176% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей.

На выборах Президента Российской Федерации в 2004 году досрочно проголосовали 129 022 избирателя – 0,119% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей.

В 2008 году в США на выборах Президента США свыше 30 штатов предоставили своим избирателям право досрочного голосования, что явилось не последним фактором обеспечения высокой активности голосующих: традиционно более 30 процентов избирателей воспользовались возможностью поучаствовать в голосовании досрочно.

Читайте также: