Кто имеет право голоса в великобритании

Обновлено: 14.05.2024

  • Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.
  • Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право.
  • Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами:
    • избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью, которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных;
    • избирательным правом наделялись арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов;
    • равного представительства;
    • переизбрания парламента каждый год;
    • всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев;
    • отмена имущественного ценза;
    • тайного голосования;
    • вознаграждения труда депутатов.
    • Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
    • Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную власть получила партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.
    • Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула "король не может быть не прав" оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - "король царствует, но не управляет".
    • Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата).
    • Снижение имущественного ценза.
    • Ценз оседлости был увеличен до 1 года.
    • Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
    • Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей).
    • профсоюзы рабочих добиваются легального существования;
    • отменяется уголовное наказание за организацию забастовок;
    • признаются свобода слова и свобода совести.

    Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893 г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций в 1906г. была образована единая Лейбористская партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии. Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная теряет свою социальную опору и вообще сходит с политической арены.

    Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля над ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, часто были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.

    Парламент Великобритании представляет народ Соединенного Королевства. Он принимает решения и издает законы по широкому кругу вопросов, которые вас касаются.

    Как это сделано?

    палата общин

    палата лордов

    В Палате лордов более 700 неизбираемых членов, которые внимательно следят за работой Палаты общин.

    Как его выбирают?

    Парламент Великобритании избирается на всеобщих выборах в Великобритании.

    На всеобщих выборах у вас есть один голос, чтобы выбрать кандидата, представляющего ваш округ в Палате общин.

    Большинство кандидатов от политической партии, но могут быть и независимые кандидаты.

    После всеобщих выборов королева просит лидера партии с наибольшим количеством депутатов стать премьер-министром и сформировать правительство, которое будет управлять страной. Лидер партии, занимающей второе место по количеству депутатов, становится лидером оппозиции.

    Кто имеет право голосовать?

    Следующие лица не могут голосовать на выборах в парламент Великобритании:

    • члены Палаты лордов
    • Граждане ЕС (кроме Великобритании, Ирландии, Кипра и Мальты), проживающие в Великобритании
    • любой, кроме граждан Великобритании, Ирландии и соответствующих требованиям граждан Содружества
    • осужденные, содержащиеся под стражей в соответствии с их приговорами, за исключением неуважения к суду (хотя подследственные, неосужденные заключенные и гражданские заключенные могут голосовать, если они внесены в список избирателей)
    • любое лицо, признанное виновным в течение предыдущих пяти лет в коррупционных или незаконных действиях в связи с выборами

    Найдите своих кандидатов

    Ищете кандидатов, стоящих в вашем районе? Введите свой почтовый индекс, чтобы просмотреть список. Ваши кандидаты будут доступны за несколько недель до дня голосования.

    Парламент Шотландии представляет народ Шотландии. Он имеет право принимать решения и принимать законы в определенных областях, известных как переданные вопросы. Сюда входят такие области, как здравоохранение, образование и экономическое развитие.

    Парламент Великобритании по-прежнему может принимать законы для Шотландии, но обычно сначала получает согласие парламента Шотландии.

    Парламент Великобритании по-прежнему отвечает за области, известные как зарезервированные вопросы. Это включает, например, оборону, иностранные дела и иммиграцию.

    Представление

    В Парламент Шотландии (ПШ) входят 129 избранных членов, и вы представлены восемью из них. Один MSP предназначен для вашего округа, а остальные семь - для вашего региона.

    Восемь избирательных округов:

    • Центральная Шотландия
    • Глазго
    • Хайлендс и острова
    • Лотиан
    • Средняя Шотландия и Файф
    • Северо-Восточная Шотландия
    • Южная Шотландия
    • Западная Шотландия

    Голосование на этих выборах

    Выборы в парламент Шотландии проводятся каждые пять лет.

    На выборах в парламент Шотландии используется система дополнительных членов. На этих выборах у вас два голоса.

    При первом голосовании вы выбираете кандидатов, баллотирующихся в вашем избирательном округе, ставя крестик [X] рядом с вашим выбором.

    Затем вы вторым голосом выбираете политическую партию или независимого кандидата, представляющего ваш регион. Вы ставите крестик [X] в поле рядом с выбранной вами политической партией или независимым кандидатом.

    У каждого в Великобритании есть местный совет и депутат, который заседает в парламенте Великобритании.

    В зависимости от того, где вы живете, вы также можете быть представлены в Ассамблее Северной Ирландии, шотландском парламенте или Сенедде в Уэльсе. Также может быть мэр вашего района.

    Другие парламентские ресурсы

    Иллюстрация, представляющая письменный вопрос

    Иллюстрация, представляющая нормативный акт

    Иллюстрация, представляющая договор

    Иллюстрация, представляющая депонированные документы

    Иллюстрация, изображающая депутатов рядом с книгой

    Иллюстрация к книге Эрскина Мая

    Просмотрите и выполните поиск в онлайн-версии трактата Эрскина Мэя о законе, привилегиях и процедурах.

    Найдите членов Палаты общин

    Введите свой почтовый индекс, чтобы узнать имя и контактные данные местного депутата.

    Найдите членов Палаты лордов

    Введите имя или титул, чтобы получить подробную информацию о члене Палаты лордов.

    Следуйте за Парламентом по .
    Facebook
    Instagram
    Flickr
    Твиттер YouTube



    Пользователь

    Г-н Уилшер возьмет на себя двойную роль инспектора полиции Ее Величества в Англии и Уэльсе и инспектора пожарных и спасательных служб Англии.

    Фотография Роя Уилшера

    Министр Прити Патель объявила о назначении Роя Уилшера OBE QFSM новым инспектором полиции и пожарно-спасательных служб в независимой инспекции HMICFRS.

    Г-н Уилшер возьмет на себя двойную роль инспектора полиции Ее Величества в Англии и Уэльсе и инспектора пожарных и спасательных служб Англии. В первую очередь он будет курировать инспекции в восточном регионе, включая оценку пожарного риска в Восточном Мидлендсе и восточной Англии.

    На протяжении своей карьеры г-н Уилшер почти 40 лет проработал в пожарно-спасательной службе. Он начал свою карьеру в лондонской пожарной бригаде в 1981 году, где дослужился до помощника комиссара, а затем в 2004 году перешел в службу пожарно-спасательной службы Хартфордшира. Он проработал в качестве главного исполнительного директора полиции и комиссара по уголовным делам Хартфордшира в течение 4 лет.

    Позже г-н Уилшер стал инаугурационным председателем недавно сформированного Национального совета начальников пожарных служб (NFCC) в 2017 году. NFCC является профессиональным голосом британской пожарно-спасательной службы, и роль г-на Уилшера заключалась в оказании поддержки пожарным и персоналу, оказывая профессиональную помощь. консультирование Комитета по управлению пожарной службой, а также работа с Министерством внутренних дел и автономными администрациями.

    Он был награжден OBE в 2007 году и медалью Королевской пожарной службы в 2013 году. Г-н Уилшер станет первым начальником пожарной службы, который будет назначен инспектором в HMICFRS.

    Г-н Уилшер в настоящее время работает независимым советником Министерства внутренних дел по вопросам пожарной безопасности. Он уйдет с этой должности до того, как займет должность в HMICFRS.

    Министр внутренних дел Прити Патель сказала:

    Я рад приветствовать Роя на этой важной роли, где он будет играть жизненно важную роль в обеспечении того, чтобы наши полицейские силы, а также пожарные и спасательные службы оказывали отличные услуги, которых заслуживает британская общественность.

    Рой накопил богатый опыт на многих должностях в пожарной службе - от руководства и поддержки, которые он оказывал офицерам, до своей роли в консультировании правительства во время серьезных инцидентов, и я знаю, что он будет отличным дополнением к HMICFRS.

    После назначения г-н Уилшер сказал:

    Я очень горжусь тем, что Ее Величество назначила меня в Инспекцию. Я всегда стремился улучшить общественные услуги на благо всех наших разнообразных сообществ и буду стремиться делать то же самое в этой роли.

    Я действительно с нетерпением жду возможности поработать с новыми коллегами и хочу отдать должное своей предшественнице Зое Биллингем. Зои проделала отличную работу, и ей будет нелегко уследить за ней.

    Г-н Уилшер был выбран в результате строгого процесса приема на работу в соответствии с Кодексом практики Управления Уполномоченного по государственным назначениям (OCPA).

    Затем инспекторы HMICFRS назначаются Ее Величеством Королевой по рекомендации министра внутренних дел и премьер-министра.

    Избирательная система Великобритании: какие уроки прошлого стоят внимания украинцев

    Завершилась моя краткая, но насыщенная поездка в Британию. Буквально за неделю мне удалось познакомиться с английскими коллегами в сфере политического консалтинга, GR и лоббизма, посетить английский парламент, встретиться с учеными и общественными активистами. Своими впечатлениями об английской политической системе я и хочу поделиться с читателями.

    Великобритания для большинства моих читателей воспринимается как страна, давшая миру модель демократического государства, хотя сама она является конституционной монархией. И Королевой англичане гордятся и уважают Ее Величество не только как символ своего государства, но и как политического деятеля.

    Примеру Великобритании последовали многие страны мира. В первую очередь, государства Содружества (Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка), а также Пакистан, Филиппины. Британский опыт построения политической системы тщательно анализируется и даже, в определенной мере, применяется, в бывших социалистических странах. Ценен он и для Украины.

    Избирательная система Великобритании достаточно сложна (мне, например, не до конца ясны еще некоторые ее моменты). На ее структуре сегодняшнего дня отразилось множество реформ и довольно драматичная многовековая история английской демократии (от дней Великой Хартии вольностей и до Брекзита). Результатом исторического развития этой системы явилось то, что она представлена несколькими одновременно действующими ее моделями.

    Но она также и продуманная, системная, демократичная. На общенациональном уровне проводятся выборы в парламент Великобритании, а до Brexit – и в Европейский парламент. Второй уровень представлен выборами в законодательные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Низовой, третий уровень британской избирательной системы представлен выборами в советы графств, округов, приходов и других органов, представляющих власть локальную.

    Рассмотрим кратко те избирательные системы, которые применяются в Великобритании.

    1. Мажоритарная система относительного большинства

    Это самая распространенная и известная из всех видов английских избирательных систем. В том или ином виде эта система заимствована всеми демократическими странами, в том числе, Украиной. Но, многие из них, в силу очевидных ее недостатков, отказались от нее. Многие, кроме Англии. Эта система основана на принципе "первый получает пост" (First-past-the-post). При этой системе территория страны делится на 659 избирательных округов, каждый из которых представлен одним депутатом Парламента. Победившим признается кандидат, получивший наибольшее число голосов (почему она и называется системой относительного большинства). Та политическая партия, представители которой образуют большинство в Палате общин, формирует Правительство.

    2. Система дополнительного голоса (Supplementary vote)

    Будучи чем-то средним между мажоритарной и пропорциональной, эта система применяется при выборах мэра Лондона. Каждый избиратель имеет право подать два голоса в порядке предпочтения. Избирательный бюллетень содержит две колонки: одна – для первичного выбора, другая – для дополнительного. Избранным считается кандидат, набравший в первой колонке более 50% голосов. Вторая колонка нужна, если ни один из кандидатов не получает большинства. В этом случае, два кандидата, набравшие наибольшее число голосов во второй колонке суммируются с голосами, полученными этими кандидатами в первой колонке. Побеждает тот кандидат, который в сумме получил наибольшее число голосов.

    3. Cиситема голосования с указанием кандидатов в порядке предпочтения

    (система Единственного передаваемого голоса, Single Transferable Vote (STV)).

    Эта система похожа на пропорциональную систему с открытыми списками, но в ней отсутствуют партийные списки как таковые и допускается возможность самовыдвижения. Она применяется на выборах всех уровней в Северной Ирландии.

    Здесь каждый избирательный округ представляется не одним, а несколькими кандидатами (3-6). Избиратель указывает собственную "оценку" каждого из них. Из всех кандидатов проходят те, которые набрали максимальную сумму "баллов" (соответственно, наиболее предпочтительный кандидат, например, из 6 мандатов, получает 6 баллов, а наименее предпочтительный – 1). По сути, эта система – рейтинговая. Здесь каждый избиратель может сам определиться с приоритетностью. И это – большой плюс, ведь избранный кандидат является медианой – то есть, компромиссным для большинства.

    4. Система списков (List system)

    Это действующая и в Украине, пропорциональная система с закрытыми списками. Она действует и на выборах в Европейский Парламент.

    Избирательная комиссия.

    Организация выборов долгое время оставалась в Великобритании сферой интересов политических партий и полиций. Лишь в 2000 году была создана общегосударственная Избирательная Комиссия. Еt члены назначаются Королевой по совету Палаты общин на срок до 10 лет. Члены комиссии не могут состоять в какой-либо партии, а также входить в списки спонсоров политических сил в течение 10 лет перед их назначением. В еt состав входит не менее пяти, но и не более девяти членов. Отдельным органом избирательной системы являются специальные парламентские комиссии по установлению границ избирательных округов. Также в избирательном процессе в Британии довольно заметно участвуют и органы исполнительной власти.

    Мне показалась интересной отличительная черта британской избирательной системы, – в ней Избирательная комиссия не занимается непосредственной организацией выборов. Деление избирательных округов на избирательные участки, определение мест голосования, назначение председателей участков относится к компетенции местной администрации. При чем, собственно, деятельность на выборах входит в ее должностные обязанности.

    Порядок выдвижения и проведения выборов

    После назначения даты выборов, потенциальный депутат должен внести залог Ј1000 должностному лицу, контролирующему ход выборов в данном избирательном округе (Returning Officer). Эта сумма будет возвращена ему, если он наберет минимум 5 % голосов. Это правило позволяет избежать выдвижения "кандидатов-шутников". Но удается это не всегда. Англичанам хорошо известен такой "герой" выборов, как Дэвид Сати. В течение более тридцати лет он неизменно выдвигается кандидатом в одном и том же избирательном округе. Правда, безуспешно. Для выдвижения не нужно принадлежать к какой-либо партии и не обязательно даже проживать в данном округе. Меня всегда удивляет парадокс британской политической системы, – юридически, политических партий в стране не существует, однако, их роль в британской политике самая существенная.

    Кто не может голосовать?

    Не все лица, проживающие на территории округа, могут принять участие в голосовании. Это – члены палаты лордов и заключенные. В течение 5 лет не могут голосовать лица, уличенные в нарушении процедуры голосования. Но стоит отметить, что в 2010 году в число голосующих были включены бездомные. Особенностью английского закона является положение, не всегда понятное даже британским юристам, о том, что люди, попадающие в категорию "идиотов" (idiots) не могут голосовать, а "душевнобольные" (lunatics) – могут, но только в состоянии прояснения сознания. Лица, находящиеся на излечении в стационарных лечебных заведениях, а равно, представительницы "древнейшей профессии", права голоса не имеют.

    Королева имеет право голосовать, равно как и члены королевской семьи, однако они не пользуются этим правом, поскольку на практике это могли бы счесть неконституционным.

    Когда выборы?

    Официально закон не требует, чтобы выборы проходили в конкретный день, но, по традиции с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам.

    Заканчивая статью, хочу обобщить, что британская избирательная система представляет собой пример того, что политический институт, имеющий много вполне логичных нареканий со стороны сторонних наблюдателей, на деле, может быть вполне эффективно действующим на протяжении достаточно длительного времени. Может быть именно такие институты и стоит создавать в Украине?


    Книга посвящена британской избирательной системе в последней трети девятнадцатого века. Автор раскрывает особенности избирательной системы, рассматривает стратегию и тактику либеральной партии в борьбе за билль о правах 1884 г., роль королевы Виктории в урегулировании конфликта между политическим партиями. Для историков, студентов гуманитарных вузов, преподавателей, а также всех интересующихся партийно-политической историей Великобритании.

    Оглавление

    • Введение
    • Глава I. Британское общество и политические партии между парламентскими реформами (1868−1884 гг.)

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Власть и общество: избирательные реформы и их восприятие в Великобритании в последней трети XIX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Британское общество и политические партии между парламентскими реформами (1868−1884 гг.)

    1.1. Британская избирательная система после проведения реформ

    В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Избирателями становились все квартиросъемщики в городах, уплачивающие 10 фунтов стерлингов в год, тем самым право избирательного голоса получила привилегированная часть рабочих. Так, количество избирателей в Англии увеличилось вдвое, в Шотландии втрое. Была ликвидирована множественность голосов для лиц, уплачивающих прямые налоги, имевших вклады в банках, держателей государственных облигаций. Произошло и незначительное снижение имущественного ценза в графствах с 15 до 12 фунтов стерлингов. Кроме того, в 1868 г. было проведено перераспределение мест. Соответствующий закон предусматривал расширение границ графств и боро [16] (58 английских боро).

    Например, в окрестностях Патрика проживало 94 000 человек, большинство из которых были квалифицированными рабочими. Их них только 3 426 человек имели право голоса в политических вопросах страны. Это было обусловлено сменным характером их работы, поскольку крупные хозяйства переезжали на более дешевые земли [19] . В одном из местечек, где население составляло 21 500 человек, не имелось парламентского представительства, хотя оно находилось в ½ мили от границы Ньюкасла [20] .

    Существовала так называемая множественная подача голосов для представителей зажиточных слоев: владельцы нескольких домов и имений имели несколько голосов, сообразно с числом представляемых ими цензов. Например, один землевладелец имел 43 голоса. Таким образом, из числа юридических избирателей вычеркивался целый ряд рабочих и искусственно прибавлялись голоса домовладельцев и землевладельцев [23] .

    Продолжало сохраняться прежнее засилье земельных интересов ввиду отсутствия принципиальной перестройки выборных органов. Действительно, хотя примерно три четверти новых избирателей проживали в городах, из затронутых перераспределением 45 мест (для сравнения: в 1832 г. — 143 места) они получили только 20, а графства — 25. В итоге в промышленных центрах соотношение между количеством мест в палате общин и числом избирателей изменилось в худшую сторону. Серьезным недостатком существовавшей избирательной системы являлось различие в размерах избирательных округов, поэтому существовала возможность, что результат в одном крупном округе мог исказить общую картину [27] .

    Число избирателей было очень малым: в 1877 г. в графствах проживало 11, 5 миллионов человек, однако в списках числилось только 785,343 человека. Хотя в городах соотношение было выше, всего один избиратель приходился на восемь человек. Сельская Англия выбирала огромное большинство членов в парламент, хотя к 1885 г. страна была преимущественно индустриальной. Обширные новые пригороды Лондона были представлены недостаточно, как и промышленный север [29] .

    Кроме того, для землевладельцев была возможность путем временной номинальной передачи собственности лицу, лишенному права голоса на основе имущественного ценза, создавать фиктивные голоса. Это являлось одним из главных условий для процветания коррупции во время выборов в сельской местности. Но поскольку именно графства были оплотом консервативной партии, подобное положение вещей вполне устраивало тори [30] .

    Сохранялась принципиальная разница в численности избирателей в университетских округах, сельских районов графств и городских округах. До 1884 г. еще были округа с численностью от четырех до девяти тысяч избирателей, посылавшие в парламент двух депутатов, наравне с промышленными центрами с населением более 100 тысяч человек [31] .

    Для наглядности представляется уместным привести следующие статистические данные.

    Соотношение избирателей к населению [32]


    Эти данные четко представляют ограниченный характер избирательных прав в графствах. В Англии 13,5 % населения городов имели право избирательного голоса, а в графствах — лишь 7 %. В Шотландии несоответствия еще более заметные: 12 % жителей городов обладали избирательными правами, а в графствах — только 4 %. В Ирландии система избирательных прав была еще более ограниченна. Очень заметно соотношение избирателей к общему числу населения: только 3,9 % в графствах и 6,3 % в городах [33] .

    Соотношение количества депутатов к населению в городах [36]


    Соотношение количества депутатов к населению в графствах [37]


    Из списков по городам видно, что 72 небольших города с общим населением в 500 000 человек имеют почти столько же депутатов, сколько 38 крупнейших городов, население которых составляет 9 279 человек. Другими словами, маленькие города имели один мандат на 7 000 человек, а крупные города одного депутата на 122 000 человек. Малые населенные пункты, если вести расчет на основе количества населения, имели примерно в 17 раз больше представителей, чем крупные. Итак, можно сделать вывод, что из 360 членов, положенных городам, половину получали населенные пункты, общее население которых не превышало 1 800 000 человек, а населенные пункты с общим населением свыше 13 000 000 человек вынуждены были согласиться на другую половину [38] .

    Таким образом, налицо все недостатки избирательной системы и необходимость ее дельнейшего реформирования. При расширении избирательной системы авторы билля 1867 г. продолжали открыто признавать принцип ограничения избирательного права, представленного не как естественное право гражданина, а как привилегию, заслуженную доказанной правоспособностью.

    1.2. Отклики в обществе на реформирование избирательной системы в 1870–1880 гг.

    Сразу после принятия второго билля о реформе последовал период спада. Общественность почти не выражала интереса к данной теме, а большинство парламентариев испытывали антипатию к вопросу и не желали продвигать его. Некоторые опасались развития демократии, а многие попросту не хотели снова начинать обсуждение непростой темы пересмотра конституции. Основными инициаторами проведения новой избирательной реформы стали члены либерал-радикальной фракции, стремящиеся за счет продвижения билля о правах усилить свое влияние в парламенте. Поэтому уже в начале 1870-х гг. все аргументы радикалов были сфокусированы на недостатках существующей избирательной системы, на непропорциональной системе представительства [39] .

    После билля 1867–1868 гг. большинство лидеров рабочего движения мало верили в действительность народного представительства даже с правом голоса на руках, поскольку попытки защитить парламент от проникновения в него рабочих стали предприниматься сразу после проведения реформы в 1867 г. [41] Всеобщие выборы 1868 г. стали первым серьезным испытанием. Поскольку у рабочих отсутствовал опыт создания самостоятельных политических организаций, Лиге реформы и вождям рабочего движения пришлось объединиться с либералами [42] . Лига реформы принимала деятельное участие в регистрации избирателей, агитационной работе и подборе наиболее подходящих кандидатов в члены парламента для либералов. В качестве ответной благодарности либералы обещали предоставить Лиге необходимую финансовую помощь для выставления собственных кандидатов в избирательных округах. Однако, как показали дальнейшие события, сотрудничество с официальной либеральной партией, особенно с ее преобладающей вигской группой, было непростым.

    Хотя рабочие помогли либералам одержать сокрушительную победу на выборах 1868 г., их интересы не были удовлетворены. Последующие попытки вести дела с министерством Гладстона приводили к еще большему разочарованию. Так, в 1871 г. правительство Гладстона приняло ряд рабочих законов. Они давали тред-юнионам легальный статус и возможность регистрации, но предусматривали строгие меры наказания за борьбу против штрейкбрехеров (штрейкбрехер — рабочий, который вопреки общему решению рабочих начать забастовку выходит на работу и занимает сторону администрации) в любой форме, а также не защищали от угрозы применения против союзов антинародного закона о подрывной деятельности.

    Между 1867 и 1871 гг. реформаторы из рабочей среды продолжали выступать за дальнейшее расширение электората. Так, Лига реформы в качестве своей конечной цели сохранила всеобщее избирательное право для мужчин. После роспуска самой организации в марте 1869 г. было решено создать Лигу свободного представительства, чьей основной целью стало избрание рабочих депутатов в парламент. Признавая, что еще не пришло время для наступления по всему фронту, реформаторы сосредотачивались на улучшении регистрации избирателей, а также выдвижении и выборах в парламент кандидатов из числа рабочих. Тайное голосование вкупе с антикоррупционными средствами рассматривалось как способ сделать избирателя из низших классов более независимым [46] . Однако подобные усилия давали мало результата.

    Весьма спонтанное вначале проявление народных масс вскоре превратилось в довольно организованное движение, стремящееся оказывать давление на парламент. С каждым годом они становились все более политически активными, а в начале 1870-х гг. профсоюзное движение стало распространяться на сельскохозяйственных рабочих. Со времени аграрных беспорядков 30-х годов они были одним из наиболее отсталых и забитых отрядов трудящихся. Их инертность и пассивность стали привычными для правящих классов и долгое время воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Так было по крайней мере до конца 60-х годов, когда в условиях острого дефицита рабочей силы они начали бастовать и организовываться.

    Основными пунктами их программы стали требования борьбы с классовыми привилегиями, улучшение государственного управления с устранением ограничений тех или иных классов или религиозных групп, просвещение рабочих, обязательное, бесплатное и светское образование, реформа избирательного права на основе домовладения.

    У Джозефа бели резкие, но довольно приятные черты лица, ничего не выдававшие глаза и тщательно приглаженные короткие волосы. Его гладко выбритое лицо было маской, украшенной моноклем на черной ленте; его костюмы были безупречны и изысканны, с неизменной свежей орхидеей в петлице. Неизменный монокль и орхидея стали теми деталями, которые постоянно обыгрывались карикатуристами. Сделав значительное состояние в качестве фабриканта винтов и шурупов в Бирмингеме, он в 38 лет отошел от дел и стал мэром города.

    Его отличали широта мышления и динамизм. Бившая из него неиссякаемая энергия часто превращалась в неудержимый порыв идущего напролом борца. Своими выступлениями он зажигал сердца слушателей и вел их за собой. Историографы единодушно утверждают, что он открыто симпатизировал простым людям, будучи весьма богатым человеком.


    Punch. 1883. Oct. 20.

    Видную роль играл председатель лондонского отделения Лиги 27-летний радикал Чарльз Дилк. Он сразу нашел общий язык с Чемберленом, а вскоре между ними сложились дружеские отношения, сохранившиеся на много лет. По происхождению, образованию, связям Чарльз Дилк принадлежал к политической и интеллектуальной элите, но был совершенно свободен от свойственного этой среде снобизма. Отличаясь независимостью суждений и находясь в оппозиции к партийному руководству, Дилк открыто высказывал республиканские взгляды, шокируя респектабельную публику и вызывая тревогу при дворе. Такой бунтарский дух импонировал Чемберлену. По мнению отечественного историка Л. Е. Кертмана, Джозеф также ценил постоянную готовность друга уступать ему первые роли [54] .

    В своих выступлениях радикалы доказывали необходимость бесплатного образования. Чемберлен, к примеру, даже потребовал принятия мер, открывающих высшую школу для одаренных детей бедняков, настаивал на открытии в воскресные дни музеев и публичных библиотек. Молодой бирмингемец обрушился с критикой на Гладстона и министра образования Форстера, между прочим, старейшего радикала! Оратор полагал, что они обманули нонконформистов, поддерживавших либеральную партию. Горячась, даже угрожал разрывом нонконформистов с либералами, что никак не входило в его компетенцию.

    Эта и подобные речи передовой группы вызвали стойкую вражду между ними и старейшим радикалом Форстером. Произошла и неизбежная ссора либерал-радикалов с доминировавшими в министерстве Гладстона вигами. К 1873 г. передовые радикалы оказались по-настоящему оторванными от старой либеральной коалиции, представленной как в парламентской партии, так и в правительстве. Им приходилось вести борьбу с вигизмом (теорией и практикой вигов. — Е.Н.) и его влиянием на партию. Основы для компромисса не существовало и либерал-радикалы стали оппозиционерами.

    Требование свободной церкви означало ее отделение от государства в Англии и Уэльсе, требование свободной школы — отмену платы в начальных учебных заведениях, содержащихся за счет местных муниципальных налогов, требование свободной земли — устранение юридических препятствий к отчуждению земельных участков, требование свободного труда — аннулирование законов, закреплявших неравноправные отношения между рабочими и предпринимателями, а также запрещавших забастовки и пикетирование.

    Постепенно кампания набирала силу и последовательность. Передовые радикалы справедливо полагали, что борьба за реформу усилит их политическое влияния. Осенью 1872 г. началась очередная кампания за расширение избирательных прав. Была образована Ассоциация реформы избирательной системы, ставшая организатором конференции и митинга в Стейт Джеймс Холле в Лондоне 12 ноября. По этому случаю интересы радикалов, городского рабочего класса и, что самое примечательное, сельскохозяйственных рабочих были впервые объединены [58] . Предводители батраков лично присутствовали на встречах в Стейт Джеймс Холле. Предполагалось, что участие примут 39 радикальных обществ и 52 трейд-юниона со всех концов страны, включая Шотландию.

    Председателем конференции был избран Чемберлен. Подготовка мероприятия была тщательной и продуманной. Организаторы выбрали довольно осторожный подход к реформе. Наблюдалось явное намерение объединить широкий диапазон отдельных интересов и добиться согласия по основным вопросам. Прежде всего акцент был сделан на неравенстве представительства. Расчет основывался на том, что вопрос о правах можно вносить в зависимости от настроения собрания [59]

    Читайте также: