Кто имеет право ездить по автобусной полосе в казахстане

Обновлено: 30.06.2024

Выделенная полоса для общественного транспорта

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, которые относятся к дороге с полосой для общественного транспорта. Двигаться по выделенным полосам могут не только автобусы, но и троллейбусы. Тем не менее полосы зачастую называют автобусными, т.к. на них нанесена разметка в виде буквы "А".

Название полосы для общественного транспорта говорит само за себя, двигаться по выделенке должен именно общественный транспорт. Однако существует и несколько исключений, когда воспользоваться автобусной полосой могут другие транспортные средства. Соответствующие правила будут рассмотрены ниже:

Могут ли автобусы выезжать с выделенной полосы?

Итак, первое, на чем я хочу остановиться в этой статье, - это движение общественного транспорта по дороге с выделенной полосой. Сразу же хочу отметить тот факт, что водители маршнутного транспорта не обязаны двигаться по автобусной полосе.

Правила запрещают движение всех транспортных средств по выделенной полосе (кроме нескольких исключений, которые будут рассмотрены ниже), однако они никак не ограничивают движение автобусов и троллейбусов.

Например, если выделенная полоса отделена от остальной дороги прерывистой линией разметки, и в данном направлении есть хотя бы еще одна полоса движения, предназначенная для всех участников движения, то автобусы и троллейбусы при желании могут перестраиваться между выделенной и обычной полосами любое количество раз.

Итак, если на дороге есть автобусная полоса, то общественный транспорт получает больше пространства для маневра, чем все остальные автомобили.

Типы дорог с полосой для автобусов

Попутная и встречная полосы

Можно выделить две большие группы дорог с полосой для общественного транспорта:

  • Попутная. Наряду с автобусной полосой на дороге есть несколько попутных полос для других транспортных средств (левая часть рисунка).
  • Встречная. Полоса общественного транспорта направлена навстречу основному потоку транспортных средств (правая часть рисунка). Подобные дороги напоминают дороги с односторонним движением, однако они таковыми не являются. Выезд на встречную полосу общественного транспорта даже в отсутствие разметки ведет к лишению водительского удостоверения.

Дорожные знаки, используемые для обозначения полос для МТС

В правилах дорожного движения есть 6 видов дорожных знаков, которые могут обозначать дорогу или полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств
Начало встречной автобусной полосы.
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств
Конец встречной автобусной полосы.
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет налево. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать налево нельзя.
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет направо. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать направо нельзя.
Знак 5.14 Полоса для маршрутных транспортных средств
Начало попутной автобусной полосы. Если знак установлен справа от дороги, то он распространяется исключительно на правую полосу движения.
Знак 5.14.1 Конец полосы для маршрутных транспортных средств
Конец попутной автобусной полосы.

Кто может ездить по автобусной полосе?

Пункт 18.2 ПДД содержит список транспортных средств, которые могут выезжать на выделенную полосу:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки).
  • Школьные автобусы.
  • Легковые такси.
  • Автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в специальные перечни, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
  • Велосипедисты.

Обратите внимание, школьные автобусы, такси, автобусы из перечней и велосипедисты могут пользоваться автобусной полосой далеко не всегда. Рассмотрим следующую ситуацию:

Велосипед на автобусной полосе

Посмотрите на правую часть картинки. Над выделенной полосой установлен знак 3.1 (кирпич), запрещающий выезд на эту полосу. Данный знак не распространяется на маршрутный транспорт, однако он запрещает движение по выделенной полосе для всех остальных.

Поэтому если Вы едете, например, на велосипеде, то прежде чем выезжать на выделенную полосу, убедитесь, что дополнительные знаки этого не запрещают.

Кроме того, в список исключений не входят:

  • Автомобили каршеринга (они не являются ни такси, ни маршрутными ТС).
  • Мотоциклы.
  • Мопеды и скутеры.
  • Автобусы для перевозки детей, не являющиеся школьными.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Поворот направо

Поворот с выделенной полосы

Водитель должен поворачивать направо с выделенной полосы, если такая полоса отделена прерывистой линией разметки (левая часть рисунка):



Если автобусная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее нельзя (правая часть рисунка). Обратите внимание, на рисунке поворот направо возможен только из правой полосы, однако разметка не позволяет на эту полосу выехать. В связи с этим оранжевый легковой автомобиль на данном перекрестке выполнить поворот не может, он вынужден проехать прямо.

Остановка для посадки и высадки пассажиров

Высадка пассажиров

Если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой (левая часть рисунка), то на нее можно выехать для высадки или посадки пассажиров. При этом не должны создаваться помехи автобусам и троллейбусам, т.е. полоса должна быть пустой на достаточном расстоянии.

Если же разметка сплошная (правая часть рисунка), то выезжать на автобусную полосу нельзя. В пределах второй полосы выполнить остановку правила не разрешают. Т.е. на данном участке дороги высадить пассажиров не получится.

Примечание. Если автобусная полоса обозначена только знаком, а разметка отсутствует (сплошная или прерывистая), то выезжать на нее нельзя. Многие водители не обращают внимания на этот момент и "зарабатывают" штрафы.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, которая встречается на дорогах. Например, в Москве некоторые автобусные полосы в выходные дни не работают. Для этого устанавливается следующее сочетание дорожных знаков:

Автобусная полоса в выходные

Данное сочетание знаков означает, что полоса является выделенной только в рабочие дни. То есть в выходные по ней можно ездить.

Однако, в данном нужно учитывать следующие факторы:

  • Дополнительные условия, запрещающие выезд. Например, если над выделенной полосой установлен знак 3.1 "кирпич", то выезжать на эту полосу запрещается (и в рабочие дни, и в выходные).
  • Сплошная линия разметки. В выходные дни перестает действовать лишь автобусная полоса, а отделяющая ее сплошная линия разметки остается на месте и пересекать эту линию нельзя. То есть водитель может получить штраф за пересечение сплошной, хотя движение по полосе и не запрещено.
  • Является ли день выходным. Самая сложная ситуация возникает в случае переноса выходных дней. Например, если суббота объявлена рабочей, то выезжать в этот день на автобусную полосу запрещено.

Как узнать, можно ли сегодня ездить по выделенной полосе?

Чтобы выяснить, является текущий день рабочим или выходным, придется обратится к нормативным документам.

В первую очередь рассмотрим статью 112 Трудового кодекса:

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.

Кроме того, выходные дни могут быть перенесены в дополнительных нормативных документах. В 2018 году данная информация приводится в Постановлении Правительства РФ от 14 октября 2017 г. N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году":

Перенести в 2018 году следующие выходные дни:

с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

В 2019 году действует Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2018 г. N 1163 "О переносе выходных дней в 2019 году":

Перенести в 2019 году следующие выходные дни:

с субботы 5 января на четверг 2 мая;
с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая;
с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.

Обратите внимание, каждый год выпускается новое постановление Правительства о переносе выходных.

К сожалению, на практике перенос выходных вызывает проблемы у некоторых водителей. В основном речь идет о тех, кто не работает по стандартной рабочей неделе, т.к. следить за праздниками им приходится самостоятельно.

Например, 29 декабря 2018 года (суббота) - это рабочий день. Водители, которые в этот день выехали на выделенные полосы в Москве получили соответствующие штрафы.

Ситуация повторяется из года в год, так что будьте внимательны.

Штрафы за езду по полосе общественного транспорта

НаправлениеРегионПричина выездаНаказание
попутноеМосква или Санкт-Петербург-3 000 рублей
попутноедругие регионы-1 500 рублей
встречное-объезд препятствия1 000 - 1 500 рублей
встречное-другие причины5 000 рублей или лишение прав на 4 - 6 месяцев;
повторное: лишение прав на 1 год или 5 000 рублей

Более подробная информация по штрафам на выделенной полосе приведена в статье:

Чтобы не запутаться в штрафах за различные нарушения правил, рекомендую скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов ГИБДД и положить её в автомобиль.

Напоследок приведу видео, на котором Вы можете увидеть дорогу с двумя выделенными полосами для общественного транспорта:

На подобных участках дорог в 2021 и 2022 году устанавливаются комплексы автоматической фиксации нарушений. Так что наказание для нарушающих водителей является неизбежным. Кстати, если Вы подозреваете, что могли случайно нарушить правила под прицелом видеокамеры, то можете сначала узнать о штрафах ГИБДД онлайн, а затем оплатить их.

В последние годы значимость общественного транспорта нисколько не уменьшилась. В крупных мегаполисах нередко для его движения отводится выделенная полоса, которую ещё иногда называют автобусной. Общественный транспорт не такой маневренный и быстрый, по сравнению с легковыми автомобилями.

Полоса для автобусов

Встроиться в общий поток машин троллейбусам и автобусам гораздо сложнее. Чтобы немного разгрузить движение, была придумана отдельная полоса для таких категорий ТС. Можно ли заезжать на неё другим автомобилям и не предусмотрен ли штраф за выделенную полосу?

Общая информация о выделенных полосах

Городскими службами выделяются специальные линии, которые рассчитаны именно для организации движения общественного транспорта. Перемещаться по ним свободно могут автобусы всех видов и маршрутные такси, а также и троллейбусы. Обязательным условием для водителя является наличие лицензии на перевозку пассажиров. Как правило, такие полосы находятся в крайнем правом к обочине ряду.

Интересно, что для других транспортных средств существуют строгие ограничения на пересечение. Сами же автобусы имеют право перестраиваться и двигаться в других смежных линиях. То есть водители этих ТС могут использовать их для перестроения и движения, а впоследствии возвращаться обратно, в зависимости и загруженности городских улиц.

Кому можно пользоваться выделенной полосой

Теперь нужно обозначить, имеют ли право водители других категорий транспорта заезжать на автобусную линию дороги. Основное её предназначение заключается в том, что автобусы и работающие на электроходу троллейбусы не так маневренны, и потому не имеют преимущества перед быстрыми и динамичными легковыми авто. Основное правило для других ТС звучит так: они могут заезжать на автобусную линию для перестроения и лишь в том случае, когда между ними прерывистая, а не сплошная линия.

Итак, для городского автобуса движение по специальной полосе не несёт никаких ограничений. Она, наоборот, предназначена для того, чтобы выделить этот транспорт среди общего потока и чтобы он не создавал помех другим участникам движения. Наиболее актуально это становится на перегруженных улицах многих наших мегаполисов. Ряд водителей периодически грешит нарушением правил движения, перестраиваясь на неё, например, в выходные дни, когда поток общественного транспорта снижается. И это сразу грозит наложением штрафных санкций.

Знаки над выделенной полосой для общественного транспорта

Движение такси

Отдельный вопрос возникает по каршерингу — одной из разновидностей краткосрочного проката автомобилей. Этот популярный вид аренды рассчитан на тех, кому машина нужна на короткий срок, вплоть до нескольких часов. Получить доступ к транспорту на короткий срок можно на стоянках, которые разбросаны по всему мегаполису. Однако каршеринг — не более, чем арендованная машина, и потому она не даёт никаких преимуществ для проезда по полосе общественного транспорта. В этом плане у таксистов гораздо больше возможностей.

Скорая помощь

Любые машины специального транспорта, как и скорая помощь, имеют право выезда на выделенную под общественный транспорт полосу. Это вызвано необходимостью экстренного решения чрезвычайной ситуации. Для этого им необходимо включить проблесковые маяки и звуковой сигнал, чтобы иметь право перестроиться.

Мотоциклы

Для этой категории транспорта движение по специальной полосе не предусматривается. Однако выполнить маневр, не нарушая правил разметки, они могут. То есть права движения для них точно такие же, как и для любых легковых автомашин.

Велосипеды

Когда автомобилю разрешено использование автобусной полосы

Итак, далеко не всем водителям разрешено ехать на специальной полосе, и всё зависит от того, каким транспортным средством они управляют. Эти участки на дорогах рассчитаны на такие категории ТС, как:

Выделенная полоса для общественного транспорта

На самом деле использовать специальную полосу могут и водители легковых автомобилей, но в этом случае возможны ограничения. Первая возможность связана с необходимостью свернуть на прилегающую справа улицу для выполнения поворота, но не разворота. Отдельные возможности могут предусматриваться для выходных и праздничных дней, что связано сниженной нагрузкой на городские улицы.

Заезд на выделенную полосу

Штрафы за нарушение

Водитель рискует оказаться быть подвергнутым финансовому наказанию, если нарушит правила, регламентирующие использование выделенных полос. Самый простой размер штрафа составляет 1500 рублей, и это если водитель будет двигаться в том же направлении, что и общественный транспорт, а не ему навстречу. Это правило носит федеральный характер и должно соблюдаться на всех дорогах страны.

Но в самых крупных мегаполисах, таких, как Москва или Санкт-Петербург, водителю придётся раскошелиться на гораздо большую сумму. На дорогах этих городов, имеющих федеральное значение, штрафы составят уже 3000 рублей. В отдельных ситуациях бывает так, что машина вынуждена сделать маневр на выделенную полосу для объезда препятствия.

Увы, закон и в этом случае будет не на стороне водителя — ему придётся заплатить штраф за езду по выделенной полосе в размере 1500 рублей. Особое внимание стоит уделить тем, кто рискнёт нарушить то же самое правило повторно в течение года. Сумма штрафа может достигнуть 5000 рублей с альтернативой лишиться права управления сроком на 1 год.

Сотруднику ГИБДД не обязательно присутствовать лично, чтобы зафиксировать нарушение своими глазами. Сегодня на большинстве крупных улиц и развязок в мегаполисах установлены камеры дорожного наблюдения. Нарушение может быть зафиксировано на различных участках трассы и оспорить его в суде не будет никакой возможности, учитывая видеофиксацию.

Лучше всего знать свои права и соблюдать обязанности — они будут напрямую зависеть от того, каким конкретно транспортом управляет водитель. Соблюдение правил дорожного движения сэкономит бюджет и послужит залогом безаварийной езды, безопасной для всех участников движения.

В последние годы значимость общественного транспорта нисколько не уменьшилась. В крупных мегаполисах нередко для его движения отводится выделенная полоса, которую ещё иногда называют автобусной. Общественный транспорт не такой маневренный и быстрый, по сравнению с легковыми автомобилями.

Полоса для автобусов

Встроиться в общий поток машин троллейбусам и автобусам гораздо сложнее. Чтобы немного разгрузить движение, была придумана отдельная полоса для таких категорий ТС. Можно ли заезжать на неё другим автомобилям и не предусмотрен ли штраф за выделенную полосу?

Общая информация о выделенных полосах

Городскими службами выделяются специальные линии, которые рассчитаны именно для организации движения общественного транспорта. Перемещаться по ним свободно могут автобусы всех видов и маршрутные такси, а также и троллейбусы. Обязательным условием для водителя является наличие лицензии на перевозку пассажиров. Как правило, такие полосы находятся в крайнем правом к обочине ряду.

Интересно, что для других транспортных средств существуют строгие ограничения на пересечение. Сами же автобусы имеют право перестраиваться и двигаться в других смежных линиях. То есть водители этих ТС могут использовать их для перестроения и движения, а впоследствии возвращаться обратно, в зависимости и загруженности городских улиц.

Кому можно пользоваться выделенной полосой

Теперь нужно обозначить, имеют ли право водители других категорий транспорта заезжать на автобусную линию дороги. Основное её предназначение заключается в том, что автобусы и работающие на электроходу троллейбусы не так маневренны, и потому не имеют преимущества перед быстрыми и динамичными легковыми авто. Основное правило для других ТС звучит так: они могут заезжать на автобусную линию для перестроения и лишь в том случае, когда между ними прерывистая, а не сплошная линия.

Итак, для городского автобуса движение по специальной полосе не несёт никаких ограничений. Она, наоборот, предназначена для того, чтобы выделить этот транспорт среди общего потока и чтобы он не создавал помех другим участникам движения. Наиболее актуально это становится на перегруженных улицах многих наших мегаполисов. Ряд водителей периодически грешит нарушением правил движения, перестраиваясь на неё, например, в выходные дни, когда поток общественного транспорта снижается. И это сразу грозит наложением штрафных санкций.

Знаки над выделенной полосой для общественного транспорта

Движение такси

Отдельный вопрос возникает по каршерингу — одной из разновидностей краткосрочного проката автомобилей. Этот популярный вид аренды рассчитан на тех, кому машина нужна на короткий срок, вплоть до нескольких часов. Получить доступ к транспорту на короткий срок можно на стоянках, которые разбросаны по всему мегаполису. Однако каршеринг — не более, чем арендованная машина, и потому она не даёт никаких преимуществ для проезда по полосе общественного транспорта. В этом плане у таксистов гораздо больше возможностей.

Скорая помощь

Любые машины специального транспорта, как и скорая помощь, имеют право выезда на выделенную под общественный транспорт полосу. Это вызвано необходимостью экстренного решения чрезвычайной ситуации. Для этого им необходимо включить проблесковые маяки и звуковой сигнал, чтобы иметь право перестроиться.

Мотоциклы

Для этой категории транспорта движение по специальной полосе не предусматривается. Однако выполнить маневр, не нарушая правил разметки, они могут. То есть права движения для них точно такие же, как и для любых легковых автомашин.

Велосипеды

Когда автомобилю разрешено использование автобусной полосы

Итак, далеко не всем водителям разрешено ехать на специальной полосе, и всё зависит от того, каким транспортным средством они управляют. Эти участки на дорогах рассчитаны на такие категории ТС, как:

Выделенная полоса для общественного транспорта

На самом деле использовать специальную полосу могут и водители легковых автомобилей, но в этом случае возможны ограничения. Первая возможность связана с необходимостью свернуть на прилегающую справа улицу для выполнения поворота, но не разворота. Отдельные возможности могут предусматриваться для выходных и праздничных дней, что связано сниженной нагрузкой на городские улицы.

Заезд на выделенную полосу

Штрафы за нарушение

Водитель рискует оказаться быть подвергнутым финансовому наказанию, если нарушит правила, регламентирующие использование выделенных полос. Самый простой размер штрафа составляет 1500 рублей, и это если водитель будет двигаться в том же направлении, что и общественный транспорт, а не ему навстречу. Это правило носит федеральный характер и должно соблюдаться на всех дорогах страны.

Но в самых крупных мегаполисах, таких, как Москва или Санкт-Петербург, водителю придётся раскошелиться на гораздо большую сумму. На дорогах этих городов, имеющих федеральное значение, штрафы составят уже 3000 рублей. В отдельных ситуациях бывает так, что машина вынуждена сделать маневр на выделенную полосу для объезда препятствия.

Увы, закон и в этом случае будет не на стороне водителя — ему придётся заплатить штраф за езду по выделенной полосе в размере 1500 рублей. Особое внимание стоит уделить тем, кто рискнёт нарушить то же самое правило повторно в течение года. Сумма штрафа может достигнуть 5000 рублей с альтернативой лишиться права управления сроком на 1 год.

Сотруднику ГИБДД не обязательно присутствовать лично, чтобы зафиксировать нарушение своими глазами. Сегодня на большинстве крупных улиц и развязок в мегаполисах установлены камеры дорожного наблюдения. Нарушение может быть зафиксировано на различных участках трассы и оспорить его в суде не будет никакой возможности, учитывая видеофиксацию.

Лучше всего знать свои права и соблюдать обязанности — они будут напрямую зависеть от того, каким конкретно транспортом управляет водитель. Соблюдение правил дорожного движения сэкономит бюджет и послужит залогом безаварийной езды, безопасной для всех участников движения.

Выделенная полоса для общественного транспорта

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, которые относятся к дороге с полосой для общественного транспорта. Двигаться по выделенным полосам могут не только автобусы, но и троллейбусы. Тем не менее полосы зачастую называют автобусными, т.к. на них нанесена разметка в виде буквы "А".

Название полосы для общественного транспорта говорит само за себя, двигаться по выделенке должен именно общественный транспорт. Однако существует и несколько исключений, когда воспользоваться автобусной полосой могут другие транспортные средства. Соответствующие правила будут рассмотрены ниже:

Могут ли автобусы выезжать с выделенной полосы?

Итак, первое, на чем я хочу остановиться в этой статье, - это движение общественного транспорта по дороге с выделенной полосой. Сразу же хочу отметить тот факт, что водители маршнутного транспорта не обязаны двигаться по автобусной полосе.

Правила запрещают движение всех транспортных средств по выделенной полосе (кроме нескольких исключений, которые будут рассмотрены ниже), однако они никак не ограничивают движение автобусов и троллейбусов.

Например, если выделенная полоса отделена от остальной дороги прерывистой линией разметки, и в данном направлении есть хотя бы еще одна полоса движения, предназначенная для всех участников движения, то автобусы и троллейбусы при желании могут перестраиваться между выделенной и обычной полосами любое количество раз.

Итак, если на дороге есть автобусная полоса, то общественный транспорт получает больше пространства для маневра, чем все остальные автомобили.

Типы дорог с полосой для автобусов

Попутная и встречная полосы

Можно выделить две большие группы дорог с полосой для общественного транспорта:

  • Попутная. Наряду с автобусной полосой на дороге есть несколько попутных полос для других транспортных средств (левая часть рисунка).
  • Встречная. Полоса общественного транспорта направлена навстречу основному потоку транспортных средств (правая часть рисунка). Подобные дороги напоминают дороги с односторонним движением, однако они таковыми не являются. Выезд на встречную полосу общественного транспорта даже в отсутствие разметки ведет к лишению водительского удостоверения.

Дорожные знаки, используемые для обозначения полос для МТС

В правилах дорожного движения есть 6 видов дорожных знаков, которые могут обозначать дорогу или полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств
Начало встречной автобусной полосы.
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств
Конец встречной автобусной полосы.
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет налево. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать налево нельзя.
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет направо. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать направо нельзя.
Знак 5.14 Полоса для маршрутных транспортных средств
Начало попутной автобусной полосы. Если знак установлен справа от дороги, то он распространяется исключительно на правую полосу движения.
Знак 5.14.1 Конец полосы для маршрутных транспортных средств
Конец попутной автобусной полосы.

Кто может ездить по автобусной полосе?

Пункт 18.2 ПДД содержит список транспортных средств, которые могут выезжать на выделенную полосу:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки).
  • Школьные автобусы.
  • Легковые такси.
  • Автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в специальные перечни, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
  • Велосипедисты.

Обратите внимание, школьные автобусы, такси, автобусы из перечней и велосипедисты могут пользоваться автобусной полосой далеко не всегда. Рассмотрим следующую ситуацию:

Велосипед на автобусной полосе

Посмотрите на правую часть картинки. Над выделенной полосой установлен знак 3.1 (кирпич), запрещающий выезд на эту полосу. Данный знак не распространяется на маршрутный транспорт, однако он запрещает движение по выделенной полосе для всех остальных.

Поэтому если Вы едете, например, на велосипеде, то прежде чем выезжать на выделенную полосу, убедитесь, что дополнительные знаки этого не запрещают.

Кроме того, в список исключений не входят:

  • Автомобили каршеринга (они не являются ни такси, ни маршрутными ТС).
  • Мотоциклы.
  • Мопеды и скутеры.
  • Автобусы для перевозки детей, не являющиеся школьными.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Поворот направо

Поворот с выделенной полосы

Водитель должен поворачивать направо с выделенной полосы, если такая полоса отделена прерывистой линией разметки (левая часть рисунка):



Если автобусная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее нельзя (правая часть рисунка). Обратите внимание, на рисунке поворот направо возможен только из правой полосы, однако разметка не позволяет на эту полосу выехать. В связи с этим оранжевый легковой автомобиль на данном перекрестке выполнить поворот не может, он вынужден проехать прямо.

Остановка для посадки и высадки пассажиров

Высадка пассажиров

Если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой (левая часть рисунка), то на нее можно выехать для высадки или посадки пассажиров. При этом не должны создаваться помехи автобусам и троллейбусам, т.е. полоса должна быть пустой на достаточном расстоянии.

Если же разметка сплошная (правая часть рисунка), то выезжать на автобусную полосу нельзя. В пределах второй полосы выполнить остановку правила не разрешают. Т.е. на данном участке дороги высадить пассажиров не получится.

Примечание. Если автобусная полоса обозначена только знаком, а разметка отсутствует (сплошная или прерывистая), то выезжать на нее нельзя. Многие водители не обращают внимания на этот момент и "зарабатывают" штрафы.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, которая встречается на дорогах. Например, в Москве некоторые автобусные полосы в выходные дни не работают. Для этого устанавливается следующее сочетание дорожных знаков:

Автобусная полоса в выходные

Данное сочетание знаков означает, что полоса является выделенной только в рабочие дни. То есть в выходные по ней можно ездить.

Однако, в данном нужно учитывать следующие факторы:

  • Дополнительные условия, запрещающие выезд. Например, если над выделенной полосой установлен знак 3.1 "кирпич", то выезжать на эту полосу запрещается (и в рабочие дни, и в выходные).
  • Сплошная линия разметки. В выходные дни перестает действовать лишь автобусная полоса, а отделяющая ее сплошная линия разметки остается на месте и пересекать эту линию нельзя. То есть водитель может получить штраф за пересечение сплошной, хотя движение по полосе и не запрещено.
  • Является ли день выходным. Самая сложная ситуация возникает в случае переноса выходных дней. Например, если суббота объявлена рабочей, то выезжать в этот день на автобусную полосу запрещено.

Как узнать, можно ли сегодня ездить по выделенной полосе?

Чтобы выяснить, является текущий день рабочим или выходным, придется обратится к нормативным документам.

В первую очередь рассмотрим статью 112 Трудового кодекса:

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.

Кроме того, выходные дни могут быть перенесены в дополнительных нормативных документах. В 2018 году данная информация приводится в Постановлении Правительства РФ от 14 октября 2017 г. N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году":

Перенести в 2018 году следующие выходные дни:

с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

В 2019 году действует Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2018 г. N 1163 "О переносе выходных дней в 2019 году":

Перенести в 2019 году следующие выходные дни:

с субботы 5 января на четверг 2 мая;
с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая;
с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.

Обратите внимание, каждый год выпускается новое постановление Правительства о переносе выходных.

К сожалению, на практике перенос выходных вызывает проблемы у некоторых водителей. В основном речь идет о тех, кто не работает по стандартной рабочей неделе, т.к. следить за праздниками им приходится самостоятельно.

Например, 29 декабря 2018 года (суббота) - это рабочий день. Водители, которые в этот день выехали на выделенные полосы в Москве получили соответствующие штрафы.

Ситуация повторяется из года в год, так что будьте внимательны.

Штрафы за езду по полосе общественного транспорта

НаправлениеРегионПричина выездаНаказание
попутноеМосква или Санкт-Петербург-3 000 рублей
попутноедругие регионы-1 500 рублей
встречное-объезд препятствия1 000 - 1 500 рублей
встречное-другие причины5 000 рублей или лишение прав на 4 - 6 месяцев;
повторное: лишение прав на 1 год или 5 000 рублей

Более подробная информация по штрафам на выделенной полосе приведена в статье:

Чтобы не запутаться в штрафах за различные нарушения правил, рекомендую скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов ГИБДД и положить её в автомобиль.

Напоследок приведу видео, на котором Вы можете увидеть дорогу с двумя выделенными полосами для общественного транспорта:

На подобных участках дорог в 2021 и 2022 году устанавливаются комплексы автоматической фиксации нарушений. Так что наказание для нарушающих водителей является неизбежным. Кстати, если Вы подозреваете, что могли случайно нарушить правила под прицелом видеокамеры, то можете сначала узнать о штрафах ГИБДД онлайн, а затем оплатить их.

Читайте также: