Кто имеет право быть инвестором

Обновлено: 30.06.2024

Заключение инвестиционных договоров между частным и публичным субъектами уже давно стало одним из наиболее распространённых способов привлечения инвестиций с вовлечением в оборот государственного имущества.

Наиболее популярными договорными схемами привлечения инвестора являются:

  1. Заключение договора аренды на инвестиционных условиях

В этом случае договор аренды представляет собой смешанный договор, поскольку помимо обычных обязательств по аренде инвестор получает в качестве разрешённого использования право на строительство или реконструкцию объекта, и за ним закрепляется ряд обязанностей (взносы на инфраструктуру и т. п.).

  1. Заключение двух самостоятельных договоров одновременно (договор аренды для целей строительства и инвестиционный договор)

Особенностью такой схемы является фактическое разделение в самостоятельные правовые конструкции отношений по аренде и собственно инвестиционных обязательств, исполнение которых порождает право инвестора на распределение прав на созданный в результате реконструкции объект.

Необходимо отметить, что законом РФ от 23.06.2014 № 171-ФЗ был установлен запрет на установление в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, каких-либо требований к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом (п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ).

Правовая природа инвестиционного договора и инвестиционных отчислений

Строительство на государственных землях, как правило, сопряжено для инвесторов с необходимостью несения дополнительных расходов, не связанных именно с выполнением строительных работ, а связанных с возложением на инвестора обязанности по так называемым вопросам инвестиционных отчислений.

В силу сложной экономической ситуации приходится констатировать, что общий объём таких инвестиционных отчислений с каждым годом возрастает, и государство последовательно возлагает расходы на инфраструктуру, социальную обеспеченность и т. п. на инвестора.

При этом такого рода инвестиционные отчисления бывают как в натуральной форме (например, выполнение работ по ремонту/строительству детского сада), так и в прямом денежном выражении. Следует признать, что какого-либо внятного единого для всех субъектов РФ регулирования порядка расчёта объёмов таких отчислений нет, и субъекты РФ проявляют здесь всю свою изобретательность [1] .

Наибольший переполох создало разъяснение ВАС РФ, данное в п. 6 Постановления № 54: в случае, если собственник либо иной титульный владелец земельного участка предоставляет его для строительства здания или сооружения, а другая сторона обязуется осуществить строительство, то к их отношениям подлежат применению нормы о договоре строительного подряда (глава 37 ГК РФ). При квалификации отношений сторон как строительного подряда в соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на построенный объект недвижимости возникает у собственника земельного участка, на котором он возведён, с момента регистрации его права в ЕГРН. В свою очередь, сторона, осуществившая строительство, имеет право на оплату выполненных работ, а в случае уклонения от исполнения этой обязанности застройщиком – также право требовать возмещения убытков, выплаты неустоек и может воспользоваться правом удержания (ст. 712 ГК РФ).

Очевидно, буквальное применение этих разъяснений к аренде на инвестиционных условиях у государства привело бы к коллапсу.

Необходимо признать, что правоприменительная практика, и прежде всего практика регистрации прав Росреестра, проигнорировала позицию ВАС РФ, и по-прежнему завершивший надлежащим образом строительство и выполнивший инвестиционные условия инвестор может зарегистрировать своё право собственности как первичное право (ну а в случае привлечения дольщиков – зарегистрировать их право собственности).

Привлечение инвестиций в отношении находящихся в собственности РФ объектов недвижимого имущества и земельных участков

В соответствии с п. 3 Постановления № 505 согласование заключения инвестиционного договора в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности, относится исключительно к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом за исключением предусмотренных п. 4 данного Постановления случаев, когда требуется предварительное решение Правительства РФ [6] , а именно:

  • стоимость недвижимого имущества, определённая в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн рублей;
  • стоимость недвижимого имущества, определённая в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и суммарный объём капитальных вложений, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в совокупности превышают 500 млн рублей.

Планировалось, что инвестиционный договор с инвестором будет заключаться на основании обязательной рыночной оценки прав и по результатам аукциона.

  1. a) предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям;
  2. b) расположены в границах населённых пунктов либо в пределах:
  • 30 километров от границ населённых пунктов с численностью населения более 1 млн человек;
  • 15 километров от границ населённых пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн человек;
  • 5 километров от границ населённых пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.

При этом п. 4 Постановления № 234 установлены исключения из установленного моратория на распоряжение объектами недвижимости, расположенными в федеральной собственности, либо привлечение инвестиций:

a) предоставление земельных участков после вступления в силу Постановления № 234:

  • по результатам аукционов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, либо аукционов на право заключения договора аренды таких земельных участков, либо состоявшихся до вступления в силу Постановления № 234 аукционов на право заключения инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках;
  • в целях исполнения государственных контрактов на строительство объектов для обеспечения федеральных государственных нужд;
  • для строительства объектов государственного или муниципального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ;
  • в рамках исполнения договоров о развитии застроенной территории;
  • взамен земельных участков, изымаемых для федеральных государственных нужд;
  • в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории резидентам особой экономической зоны или управляющей компании, а также лицу, с которым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны;
  • для строительства объектов в соответствии с концессионными соглашениями;
  • лицам, получившим лицензию на недропользование, или лицам, заключившим договор водопользования (в отношении которых вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование), в целях строительства объектов, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной указанными документами;
  • по отдельным решениям Правительства Российской Федерации;
  • для размещения объектов, необходимых для подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года;
  • в границах соответствующих функциональных зон национальных парков в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • находящихся на территориях закрытых территориально-административных образований;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;

b) приватизация земельных участков в составе имущественного комплекса, включённого в программу приватизации федерального имущества;

c) продажа земельных участков в процессе реализации высвобождаемого военного имущества;

d) продажа, предоставление в аренду и совершение иных установленных федеральными законами действий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

Также Постановлением № 234 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закреплённым за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, за исключением:

  • передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном п. 11 ст. 154 закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее – закон № 122-ФЗ) [8] и законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ (далее – закон № 423-ФЗ) [9] ;
  • реализации высвобождаемого военного имущества;
  • передачи в аренду и безвозмездное пользование.

Кроме того, согласно п.п. 4.1, 4.2 Постановления № 234 установленные таким Постановлением запреты не распространяются на случаи распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности и расположенным за пределами Российской Федерации, а также не распространяются на случаи проведения аукционов по привлечению инвестиций в отношении недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного за пределами Российской Федерации.

С учётом бессрочно установленного моратория не стоит ожидать существенного вовлечения федеральных объектов в инвестиционный процесс. Возможности частных инвестиций в эту сферу по-прежнему ограничены.

Привлечение инвестиций в отношении находящихся в муниципальной собственности и собственности субъектов РФ объектов недвижимого имущества и земельных участков

С учётом скудного федерального регулирования вопросов инвестирования субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно определяют порядок вовлечения принадлежащих им объектов недвижимости в инвестиционную деятельность.

В предыдущих разделах последовательно раскрывались особенности оформления разрешительной документации применительно к публичным землям, предоставленным на инвестиционных условиях. В частности, речь идёт об ограничении целевого использования участка только ВРИ, указанным в договоре аренды (без права выбора иных основных ВРИ без согласия публичного собственника), различия в сроках аренды и сроках в разрешении на строительство и т. п.

Важное значение имеет вопрос о необходимости/обязательности протокола о выполнении инвестиционных условий, оформленного публичным и частным субъектом, для оформления прав инвестора на созданные объекты. Как правило, ранее в большинстве договоров аренды на инвестиционных условиях / инвестиционных договорах предусматривалось, что завершением инвестиционного проекта является не завершение строительства, а исключительно подписание публичным субъектом протокола о выполнении инвестиционных условий [10] . В настоящее время судебная практика полагает, что оформление протокола требуется исключительно в случае наличия указания на обязательность его оформления в самом договоре, а во всех остальных случаях он сам по себе не является необходимым для оформления прав инвестора документом [11] , и значение имеет только фактическое исполнение инвестиционных обязательств [12] .

Характеризуя вопросы инвестиционных договоров с публичными субъектами РФ, нельзя не упомянуть про особые права субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – на внесудебное расторжение ими инвестиционных договоров, заключённых до 01.01.2011, в одностороннем порядке (п.п. 3, 4 ст. 18 закона № 39-ФЗ) с компенсацией документально подтверждённых прямых затрат на исполнение обязательств по нему, на сумму которых начисляются проценты в порядке, установленном ст. 395 ГК РФ. Основанием для такого расторжения может быть существенное нарушение условий данного договора и (или) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.

Необходимо отметить, что формулировка п. 4 ст. 18 закона № 39-ФЗ устанавливает значительное число ограничений для удовлетворения требования о компенсации прямых затрат инвестора, а именно:

  • инвестиционный договор должен быть заключён до 01.01.2011, и обязательства по нему должны действовать на 14.12.2011 [13] ;
  • договор должен предусматривать привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора;
  • договор должен быть расторгнут досрочно, т. е. истечение срока действия инвестиционного договора не порождает права на компенсацию (за исключением случая, указанного в п. 5 ст. 18 закона № 39-ФЗ: Правительство РФ вправе принять решение об определении размера убытков по обязательствам, вытекающим из договора, заключённого с федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным учреждением либо федеральным государственным унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в собственности РФ и расположенном в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, при его расторжении по соглашению сторон).

В Москве утверждён порядок взаимодействия городских органов исполнительной власти при рассмотрении вопросов о возмещении затрат, понесённых инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов [14] . Данный порядок предусматривает возможность для инвестора в досудебном порядке получить компенсацию в случаях, когда Градостроительно-земельной комиссией города Москвы приняты решения:

  • о расторжении в одностороннем порядке инвестиционных контрактов (договоров) в соответствии с требованиями ст. 18 закона № 39-ФЗ;
  • о расторжении инвестиционных контрактов (договоров) по соглашению сторон;
  • об исполнении установленных инвестиционным контрактом (договором) обязательств по возмещению инвестору затрат [15] ;
  • о возмещении инвестору понесённых затрат в иных случаях.

Такой порядок позволяет существенно снизить нагрузку на арбитражные суды, так как предоставляет возможность для инвестора компенсировать свои затраты без обращения в суд.

У меня два вопроса: как получить этот статус и нужно ли его подтверждать для каждого брокера? В поддержке одного из брокеров сказал мне, что статус квалифицированного инвестора у каждого брокера нужно получать заново и перенести его нельзя — так ли это?

С уважением, Роман

Роман, на второй вопрос можно ответить коротко: да, проходить квалификацию нужно у каждого брокера, с которым вы работаете. И в Тинькофф-инвестициях тоже.

Теперь давайте разберемся в деталях.

Что за статус и что он дает

Квалифицированный инвестор — это человек или юрлицо, который подтвердил свою квалификацию и получает за это доступ к дополнительным финансовым инструментам — тем, которые недоступны неквалифицированным инвесторам.

Чтобы защитить начинающих вкладчиков от излишних рисков, ЦБ разделяет инвесторов на квалифицированных и просто инвесторов. К квалифицированным по закону относятся:

  1. Банк России, ВЭБ, кредитные организации, АСВ.
  2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.
  3. Некоммерческие организации субъектов РФ, которые приобретают ЗПИФы для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
  4. Акционерные инвестиционные фонды, НПФ, УК инвестиционных фондов.
  5. Страховые организации.
  6. Роснано, международные финансовые организации.

Физическое лицо тоже может стать квалифицированным инвестором. Для этого надо, чтобы таковым его признали профессионалы: брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании акционерных инвестфондов и паевых инвестиционных фондов.

Статус квалифицированного инвестора позволяет совершать сделки с финансовыми инструментами, которые недоступны обычным инвесторам. Например, с ценными бумагами иностранных эмитентов, которые не допущены к публичному размещению или обращению в РФ, иностранными финансовыми инструментами, не квалифицированными в качестве ценных бумаг, некоторыми субординированными облигациями и т. д.

В премиум-сервисе Тинькофф-инвестиций благодаря статусу квалифицированного инвестора можно купить ценные бумаги, которые не торгуются на Московской и Санкт-Петербургской биржах, и внебиржевые ценные бумаги: сплитированные и целые лоты евробондов российских и зарубежных компаний, структурные ноты и др.

Разные брокеры и УК могут давать квалифицированным инвесторам доступ к разному набору финансовых инструментов. Прежде чем открыть счет у нового брокера, стоит проверить список финансовых инструментов, которые у него есть.

Требования к квалифицированному инвестору

Чтобы получить статус квалифицированного инвестора, достаточно выполнить одно из условий:

  1. владеть имуществом на сумму от 6 млн рублей. Учитываются только деньги на счетах и депозитах в банках, договоры обезличенных металлических счетов и ценные бумаги. Недвижимость или коллекция антиквариата не подойдет;
  2. иметь опыт работы в организации, которая совершала сделки с ценными бумагами или производными инструментами. Нужно два года опыта, если организация — квалифицированный инвестор, и три года — в других случаях;
  3. получить экономическое образование в вузе, который на тот момент мог аттестовывать в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Или иметь аттестат специалиста финансового рынка, аудитора, страхового актуария, CFA, CIIA, FRM;
  4. за последний год совершить сделки с ценными бумагами или деривативами на сумму от 6 млн рублей. При этом каждый месяц должно быть не менее одной сделки, а каждый квартал — в среднем не менее 10 сделок.

Такой список используется и в премиум-сервисе Тинькофф-инвестиций , и у других брокеров. Брокеры и УК не сами придумывают критерии: они прописаны в указаниях Банка России.

Как получить статус квалифицированного инвестора

В премиум-сервисе Тинькофф-инвестиций порядок такой:

  1. Вы отправляете персональному менеджеру в чате приложения Тинькофф-инвестиций копию документа, подтверждающего, что вы соответствуете статусу.
  2. Если вы храните деньги в Тинькофф-банке , менеджер сам собирает нужные документы.
  3. Менеджер готовит все необходимые бумаги и присылает их в чате приложения. Документы нужно подписать кодом из смс.
  4. В течение 5 рабочих дней документы проверяют и присваивают статус квалифицированного инвестора.

У каждого брокера и УК есть свой регламент признания лица квалифицированным инвестором, то есть в других организациях порядок действий может отличаться. Но суть одинакова: инвестор собирает документы, которые могут подтвердить его квалификацию, а организация их проверяет. Если все в порядке, инвестору присваивают статус квалифицированного инвестора или отказывают, если что-то не соответствует критериям ЦБ.

У каждого брокера или УК свой реестр таких инвесторов. Общего списка квалифицированных инвесторов нет.

Если у вас уже есть статус квалифицированного инвестора в Сбербанке, то в Тинькофф-инвестициях , БКС, ВТБ и у прочих брокеров и УК придется подтверждать статус с нуля, чтобы эти организации позволили вам совершать операции с инструментами для квалифицированных инвесторов. Так организации подстраховываются на случай, если другой брокер или УК выдал статус с нарушениями или если основания для такого статуса устарели.

Что в итоге

Статус квалифицированного инвестора позволяет использовать финансовые инструменты, недоступные обычным инвесторам. Например, акции инвестиционных фондов (ETF), которые не допущены к торгам на российских биржах.

Квалифицированным инвестором можно стать, если соответствовать хотя бы одному критерию из списка Банка России: капитал не менее 6 млн рублей, определенное образование и т. д.

Статус квалифицированного инвестора может присвоить брокер или управляющая компания. Для этого надо представить подтверждающие документы.

Единого реестра квалифицированных инвесторов нет, и статус, полученный у одного брокера, другим обычно не учитывается. У нового брокера или УК статус придется подтверждать заново.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Читайте также: