Кто ходатайствует перед судом о проведении обследования жилища

Обновлено: 25.06.2024

Акт обследования объекта – документ, который может составляться по самым разным поводам, таким как предстоящая передача в аренду, капитальный ремонт здания, передача объекта под охрану, снятие с учета, ввод в эксплуатацию, купля-продажа и т.д. Независимо от того, что именно послужило причинно написания акта, в нем обязательно фиксируется состояние объекта на момент проведения обследования, а также описываются меры, которые могут быть приняты к устранению найденных дефектов, повреждения и поломок.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Акт может составляться в отношении объектов совершенно различного назначения, в том числе жилых и нежилых зданий и сооружений, движимого и недвижимого имущества и т.д.

Обычно обследование носит визуальный характер, но при необходимости, некоторые элементы и детали объекта могут быть подвергнуты более тщательному (а том числе лабораторному) исследованию.

Кто пишет акт обследования объекта

Составлением данного акта занимается специальная независимая комиссия, поэтому, первое, что следует сделать для обследования объекта – назначить членов комиссии, в составе не менее двух человек. Эти люди должны обладать достаточной квалификацией, чтобы произвести обследование и оценку на требуемом уровне, при этом, по возможности к работе следует привлечь специалиста из организации, профессионально занимающейся экспертизой состояния подобных объектов. Кроме того, в комиссии желательно включить представителя заинтересованной стороны.

Фамилии всех членов комиссии должны быть вписаны в документ, с указанием выбранного председателя.

Как правильно составить акт: основные моменты

Унифицированного образца акта нет, поэтому составлять его можно в свободном виде. Во многом форма акта диктуется целью создания документа и его содержанием. Однако для того, чтобы акт обследования объекта обрел законную силу, при его оформлении следует придерживаться некоторых стандартов.

Документ обязательно должен содержать

  • дату составления,
  • наименование и адрес местоположения проверяемого объекта,
  • его состояние (по необходимости),
  • цели, которые преследует обследование,
  • действия, производимые в его рамках,
  • а также результат.

Если в процессе обследования выявляются какие-то повреждения, поломки, дефекты (неважно, внешние или внутренние), их тоже надо отразить в документе (по возможности, с указанием причин, приведших к их появлению). В тех случаях, когда речь при обследовании ведется об объектах капитального строительства, особое внимание следует уделить несущим конструкциям. В заключение акта нужно прописать рекомендации, данные комиссией для устранения обнаруженных недочетов.

Если кто-то из членов комиссии не согласен с внесенными в акт сведениями или выводами, он должен написать свое аргументированное, обоснованное мнение в этом же документе отдельным пунктом.

При необходимости к акту могут прикладываться различные подтверждающие его содержание документы (в т.ч. фотографии, ссылки на видео, свидетельства независимых источников), которые оформляются в виде приложений и обязательно регистрируются в самом акте.

Акт обследования объекта составляется на бумажном носителе не менее чем в двух, а, как правило, даже в нескольких экземплярах (в зависимости от количества заинтересованных сторон). Он может быть заполнен как от руки, так и напечатан на компьютере, но независимо от того, какой способ оформления будет выбран, каждая его копия должна быть заверена оригиналами подписей членов комиссии. Удостоверять печатями заполненный бланк не нужно.

Образец составления акта обследования объекта

В начале документа заполняем его наименование, затем в строке ниже указывается населенный пункт, в котором производилось обследование, а также дата составления акта.

Основная часть акта

Основная часть акта открывается описанием цели проведения обследования (капитальный ремонт, снятие с учета, передача в аренду и т.п.), со ссылкой на основание (заявление, приказ, распоряжение, судебное постановление и т.п.), потом сюда же вписывается состав комиссии. Каждый ее член должен быть внесен в акт с наименованием должности и указанием организации, которую он представляет.

Далее в документ включается адрес объекта и подробные действия, которые были произведены при его обследовании (желательно отдельными пунктами). После того, как описательная часть акта будет составлена, нужно резюмировать проведенную процедуру. Если в ходе обследования не было выявлено никаких повреждения, объект находится в удовлетворительном состоянии и соответствует всем необходимым нормативам, в акте достаточно ограничится фиксацией этого факта.

При обнаружении недостатков, их нужно тщательно описать и дать рекомендации к их устранению.

В заключении все члены комиссии должны поставить под документом свои подписи.

Военкомат направил сына на обследование в ПНД. В направлении не указана форма проведения обследования. Врач настаивает на стационарном обследовании. Что делать?

Заключенный отбывает наказание, в колонии, териториально рядом со своими родственниками, домом. Он заболел, и требуется проведение медицинских обследований, для определения диагноза.

Кто должен ходатайствовать о проведении обследования (сам осужденный, врач, родители)? У осужденного есть полис? Могут родители сами написать ходатайство (кому?) об обследовании заключенного. Можно заключенного обследовать ПЛАТНО (узи, томографию) как это сделать?

Имеет ли срок давности постановление судьи по проведению обследования жилища? Постановление вынесено 08.07.14, а проведено обследование 18.12.14

В 17 лет был поставлен диагноз после проведения обследования и все. Больше по поводу заболевания обследования не проводилось. Должен ли военкомат проводить обследование по заболеванию, без напоминания призывника?

Мне для перевода лицевого счета надо из БТИ взять копию поэтажного плана и копию экспликации к поэтажному плану. Чтобы получить копии, БТИ назначило проведение обследования квартиры. За проведение обследования я сначала должна заплатить, и только после оплаты приедут и сделают обследование и выдадут копии. Правомерно ли это? Ведь в нашей квартире не было перепланировки. И должна ли я оплачивать обследование? Спасибо.

Одна организация другой оказала услуги по проведению обследований и составления отчетов по проведенным обследованиям с приложением фотоматериалов обследования территории. Исполнитель передал отчеты Заказчику, Заказчик не оплатив услуги и не подписав акт сдачи-приемки услуг уже изготовил брошюры с использованием предоставленных материалов. Законно ли это? какова ответственность Заказчика в этом случае.

Такой вопрос. Есть распоряжение на проведение обследования некой организации. В распоряжении указано "Установить срок проведения обследования с 01.05.2016 г. по 31.05.2016 г.". Само же распоряжение от 11.05.2016 г. Допустимо ли такое?

Суд послал запрос в организацию на проведение акта обследования помещения. Содержание акта меня не устраивает. Как правильно подать в суд жалобу на организацию по поводу безграмотного акта обследования помещения и требовать новый запрос суда на повторное обследование.

Нужна юридическая помощь по взысканию материального ущерба, нанесённого имуществу, в результате проведения ремонтных работ соседями. Возможно потребуется подача искового заявления и т.д.

Помогите составить досудебную претензию. Заявление о проведении комиссионного обследования помещения, акт о проведении обследования, телеграмма соседям о проведении независимой экспертизы и само заключение независимой экспертизы - есть!

1. Сегодня по месту жительства обратился в районный онкодиспансер на предмет выписки лекарственных средств по рекомендациям после прохождения обследования в онкоцентре на Каширке для проведения химиотерапии. Участковый врач сказал, что я могу получить бесплатные рецепты не ранее чем в пятницу. Вопрос? Есть ли нормативные правила по срокам выдачи рецептов на руки. 2. При обследовании на КАширке не делали копий результатов обследования. Возможно ли получить копии некоторых результатов обследований необходимых для продолжения лечения.

Я живу в доме на 6 квартир. Дом относится к ЖКХ. Летом этого года компания ЖКХ заказала техническое обследование нашего дома. Экспертное заключение по результатам обследования: фактический износ жилого дома на момент проведения обследования составляет 72%, проведение капитального ремонта нецелесообразно, рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу. У меня вопрос: какая организация должна признать это заключение и кто должен заниматься всей этой бумажной волокита (жильцы нашего дома или ЖКХ)? Ответьте пожалуйста, это важно. Заранее Благодарю!

В апреле месяце было проведено обслебование ребенка на привязанность к отцу, результаты отца не устроили. Сейчас он подал в суд и опять пришел запрос на проведение этого же обследования. Возможно ли его повторение или можно отказать? Отцу было запрещено видеться с детьми, т.к он обучал онанизму, развратные действия не были доказаны, т.е. было отказано в проведении мед. экспертизы.

Сотрудниками ПУ ФСБ был проведен ОРМ Обследование зданий, участков местности и т.д., в протоколе не указано, на основании чего проводилось данное ОРМ, в деле не имеется ни рапорта, ни постановления руководителя о проведении гласного ОРМ Обследование. только постановление о предоставлении результатов ОРД. Есть ли отдельный приказ ФСБ, регламентирующий проведение сотрудниками ФСБ гласного ОРМ Обследование. как по аналогии с ПРиказом МВД об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного ОРМ Обследование. согласно которому до начала проведения ОРМ Обследование. сотрудник представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Насколько знаю, в сентябре 2020 года был подготовлен аналогичный проект приказа ФСБ, но утвержден ли он в настоящее время - не известно? Кто сталкивался?

Государственный контракт предусматривает проведение экспертизы поставщика услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита) Поставщик является членом саморегулируемой организации и результаты выполненных им работ проходят проверку в СРО с выдачей экспертного заключения. Правомерно ли проведение экспертизы Заказчиком в отношении указанных работ.

Государственный контракт предусматривает проведение экспертизы поставщика услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита) Поставщик является членом саморегулируемой организации и результаты выполненных им работ проходят проверку в СРО с выдачей экспертного заключения. Правомерно ли проведение экспертизы Заказчиком в отношении указанных работ.

Я подала заявление о проведение комиссии на обследование признать дом непригодным для проживания заявление было написано 21 02 12 каковы сроки его рассмотрения и проведения комиссии спасибо.

Я 2 месяца работаю мед. сестрой на предприятии. Обучена на проведение предрейсового мед. осмотра за счет предприятия. Через месяц работы руководитель переписал должностную инстрструкцию и обязал заниматься организацией проведением периодического осмотра осмотра и психиатрического обследования. По незнанию я подписала. Сейчас везде читаю, что этим занимаются ОК и ОТ. Смогу ли я отказаться от проведения мед. осмотра и на что я могу ссылаться?

Я являюсь ответчиком по гражданскому делу о заливе квартиры.

Управляющая компания составила акт о заливе, но при его составлении допустила многочисленные нарушения. Все это я изложил в возражениях на исковое заявление:

а) с момента залива помещения 6 октября 2017 г., до составления Акта обследования от 16 октября 2017 г прошло десять дней. Согласно п.152 Постановления Правительства РФ 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" акт о заливе должен быть составлен и подписан не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу;

б) предполагаемый виновник аварии по адресу ул.Л. д. кв.11 З. В.С.не был извещен о проведении обследования залитой квартиры по адресу: ул.Л. д…., кв.7 и не присутствовал в момент проведения обследования залитой квартиры и составлении Акта обследования от 16 октября 2017 г., что подтверждается отсутствием его подписи или пометки об отказе подписания в Акте обследования от 16 октября 2017 г. Ответчик З. В.С. не был уведомлен о проведении обследования и, следовательно, не мог присутствовать при обследовании залитой квартиры, что является нарушением его прав;

Возражения приобщены к делу. Но реакции суда на эти возражения нет никакой. Дело находится в процессе рассмотрения.

Имею ли я право на признание акта обследования недействительным и как мне этого добиться?

Местом происшествия является местность, помещение (в том числе и жилище), где произошло какое-либо событие, имеющее значение для уголовного дела. Местом происшествия не обязательно является место преступления. Место происшествия может определяться подготовкой к совершению преступления, сокрытием следов преступления, последствиями преступления, наличием имущества, полученного в результате совершения преступления, и т.д.

Производство осмотра места происшествия допускается и до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

Осмотр места происшествия. Схема.

Особенности осмотра места происшествия — квартиры

Несмотря на то что этой теме посвящено достаточно много публикаций и монографий, практика проведения такого важного следственного действия, как осмотр места происшествия, по-прежнему неоднозначна.

Одна из причин — новелла действующего Кодекса, содержащего положения ч. 5 ст. 177, регламентирующие основания и порядок производства осмотра жилища, ч. 2 ст. 29, 165 УПК РФ о судебном порядке получения разрешения на производство следственного действия. В соответствии с ч. 5 ст. 177 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 Кодекса. Как быть, если местом происшествия является жилище, следует ли для его осмотра истребовать согласие проживающих в нем лиц, а при их возражениях ходатайствовать о разрешении осмотра в судебном порядке? Что, если единственным лицом, проживающим в данном жилище, является подозреваемый, который в качестве способа защиты не даст согласия на производство осмотра, а воспользуется этим фактором и уничтожит следы преступления?

Такие, и ряд других вопросов уместно возникали и возникают у следователей и прокуроров в повседневной правоприменительной практике.

Детализация уголовно-процессуального регламентирования проведения осмотра по его видам привела к обратному эффекту, на практике допускаются диаметрально противоположные подходы к проведению осмотра места происшествия, когда подлежащее исследованию событие произошло в жилище. Неоднозначные мнения высказываются и в ученой среде.

Так, существует мнение, что ход, содержание и результаты осмотра места происшествия, которым является жилище, необходимо фиксировать в протоколе осмотра жилища на основании постановления следователя, а при отсутствии согласия проживающих в жилище лиц добиваться судебного решения.

Имеется и иной взгляд на эту проблему, что неотложный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц, если оно является местом происшествия, может быть проведен с соблюдением правил о судебном контроле и прокурорском надзоре, установленных ч. 5 ст. 165 УПК РФ, и до возбуждения уголовного дела.

По нашему мнению, оформление осмотра места происшествия (жилища) протоколом осмотра жилища процессуально неправильно.

Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой — необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступного деяния, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы связывает руки правоохранительным органам, повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми.

Полагаем, что следует руководствоваться следующими положениями уголовно-процессуального закона.

В соответствии с п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление — решение следователя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и получения согласия прокурора (ч. 1 ст. 156 УПК РФ). В стадии доследственной проверки закон допускает выносить только постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 145 УПК РФ), постановление о производстве освидетельствования, постановление о назначении судебной экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Форма бланка постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища указывает на то, что следователь при подготовке руководствуется материалами уже возбужденного уголовного дела, следовательно, осмотр жилища до возбуждения уголовного дела не допускается. Таким образом, процессуально правильно оформлять осмотр места происшествия, когда оно является жилищем, протоколом осмотра места происшествия (приложение N 4 к ст. 476 УПК РФ), выносить при этом постановления не требуется. При условии соблюдения правила о вынесении постановления о производстве осмотра жилища следователем перед осмотром места происшествия мы возвращаемся к вопросу о необоснованно возбужденных делах.

Еще один аргумент в пользу этих доводов — абсурдность ситуации, когда следы происшествия расположены и за пределами жилища. Если следовать логике вышеупомянутых авторов, то необходимо составлять два протокола — осмотра жилища и осмотра места происшествия, что с криминалистической точки зрения нелогично и повлечет только необоснованное увеличение количества процессуальных документов.

С сожалением можно констатировать, что в законе при регулировании порядка проведения осмотра места происшествия — жилища в рамках доследственной проверки, в случае отсутствия согласия проживающих в нем лиц либо отсутствия таковых лиц, не реализован конституционный принцип неприкосновенности жилища.

Осмотр предметов, документов

Осмотр предметов и документов должен быть произведен на месте производства следственного действия. В этом случае индивидуальные особенности предмета (документа) отражаются в протоколе соответствующего следственного действия (осмотр, обыск, выемка). Однако если для производства осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. В этом случае осмотр предметов и документов производится по месту производства предварительного следствия с составлением самостоятельного протокола осмотра предметов (документов).

В случаях необходимости признания предмета вещественным доказательством (ст. 81 УПК РФ) предмет должен быть осмотрен путем производства самостоятельного следственного действия — осмотра предмета (документа) с составлением соответствующего протокола. После этого предмет может быть признан вещественным доказательством и приобщен к материалам уголовного дела (ч. 2 ст. 81 УПК РФ).

Осмотр документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

Частные случаи осмотра места происшествия

В зависимости из особенностей осматриваемого предмета проведение процедуры осмотра будет существенно различаться. Рассмотрим основные виды недвижимости, подлежащей осмотру, и особенности эксгумации и осмотра тела жертвы преступления.

Осмотр трупа

Все вопросы, касающиеся проведения осмотра тела жертвы, отражены в ст. 178 УПК РФ. Для осмотра трупа по желанию следователя могут привлекаться различные специалисты.

Неопознанные трупы обязательно должны быть сфотографированы, и в отношении них должна быть проведена дактилоскопия.

Неопознанных жертв в соответствии с законодательством РФ обязательно регистрируют в специальной базе. Кремация таких жертв на территории страны в 2021 году запрещена.

В некоторых случаях для следственных действий может потребоваться эксгумация трупа. Для ее проведения необходимо соблюдение следующих процессуальных требований:

  • Обязательно следователем выносится постановление об эксгумации;
  • Следователь уведомляет об этом родственников погибшего;
  • Копия постановления обязательно передается администрации места захоронения;
  • Когда родственники погибшего возражают против эксгумации его тела, вопрос будет решаться судом.

Расходы по эксгумации и последующему захоронению трупа полностью несут родственники.

Осмотр автомобиля

Когда имеет место быть в качестве орудия совершения преступления автомобиль, он подлежит обязательному осмотру следователем. Это, как правило, происходит при ДТП.

Итак, осмотр автомобиля обязательно должен анализировать следующие обстоятельства:

  • Отлетевшие осколки и детали автомобиля с фиксированием места их нахождения;
  • Следы движения автомобиля относительно границ проезжей части;
  • Тормозной путь транспортного средства;
  • Состояние дорожного покрытия;
  • Ширина и повороты проезжей части, обочины, тротуаров и газонов;
  • Выбоины и ямы на дорожном покрытии;
  • Знаки дорожного движения;
  • Освещение на дороге.

Все эти детали в совокупности имеют огромное значение для следствия и, в частности, для установления степени вины подозреваемого по делу.

Следователь сначала вносит в протокол сведения о марке автомобиля, его государственный номер. Осматривать автомобиль начинают с его передней части.

Первым делом осмотру подлежат все внешние детали транспортного средства: бампера, зеркала, фары, стекла, крылья и др. После этого следователь переходит к анализу внутренних частей автомобиля.

Обязательной фиксации и изъятию подлежат волокна одежды на сиденье, следы крови и волосы.

Следователь обязан проверить совместно с экспертом исправности основных систем управления автомобилем. Изымаются также запаховые следы с сидений, на которых сидели подозреваемые и потерпевшие. Все материалы, изъятые в ходе осмотра, подлежат медицинской экспертизе.

Осмотр квартиры

Как уже ранее говорилось, осмотр квартиры допустим только в случае получения согласия на это действие со стороны других жильцов. При их несогласии потребуется решение суда.

Многие юристы ошибочно полагают, что осмотр жилища и обыск – это одинаковые следственные процедуры. Это не так.

При осмотре квартиры сотрудник полиции не имеет права открывать или вскрывать что-либо без разрешения жильцов.

Такие действия можно признать незаконными и полностью обжаловать осмотр места происшествия. При обыске сотрудники полиции могут самостоятельно заниматься поиском необходимым улик преступления.

Если Вы с чем-то не согласны по ходу проведения осмотра квартиры, Вы должны указать это в замечаниях к протоколу осмотра, когда будете его подписывать. По закону можно даже вести съемку осмотра, что также требуется зафиксировать в самом протоколе.

Копию протокола осмотра Вам обязаны выдать в течение 5 дней после его совершения.

Осмотр места происшествия, по праву, считается одним из самых важных следственных действий. В ходе его проведения следователь получает огромное количество информации относительно особенностей совершенного преступления, мотивов его совершения.

Только оперативный выезд на место совершения преступного деяния позволяет получить важные доказательства, которые по прошествии времени могут потерять свою значимость в деле.

Осмотр трупа

При наличии возможности осмотр трупа должен быть произведен в рамках осмотра места происшествия на месте его обнаружения. В этом случае результаты осмотра трупа отражаются в протоколе осмотра места происшествия. Однако если в силу различных объективных причин детальный осмотр трупа на месте ею обнаружения невозможен, следователь, отразив в протоколе осмотра места происшествия результаты осмотра трупа, вправе осмотреть труп после его перемещения в иное место. В этом случае составляется самостоятельный протокол осмотра трупа. Как самостоятельное следственное действие осмотр трупа может быть произведен и в случае, если труп перемещен с места его обнаружения до прибытия следователя.

Осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 178 УПК РФ). Осмотр трупа производится с обязательным участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача.

Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Неопознанные трупы также подлежат обязательной государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается (ч. 2 ст. 178 УПК РФ).

При необходимости назначить судебно-медицинскую экспертизу, произвести осмотр захороненного трупа или предъявить его для опознания следователь вправе произвести эксгумацию. Эксгумация — извлечение трупа из места официального захоронения.

О производстве эксгумации следователь выносит постановление и уведомляет об этом близких родственников покойного. В случае отсутствия сведений о близких родственниках или невозможности их уведомления в известность о предстоящей эксгумации должны быть поставлены иные родственники. Желательно получение от указанных лиц письменного согласия на производство эксгумации. В случае если близкие родственники или родственники возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение может быть подучено после проведения судебного заседания.

В постановлении следователя должны быть отражены цели эксгумации, содержаться точное указание на место захоронения, данные о лице, чей труп подлежит эксгумации. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения.

В ходе эксгумации участвуют судебно-медицинский эксперт, а при невозможности его участия — врач. О производстве эксгумации составляется протокол.

Общие сведения об осмотре места происшествия

Место происшествия – это не просто конкретная территория, на которой совершено злополучное деяние. Место происшествия включает в себя ряд характеристик преступления, в том числе, и его объект, объективную сторону.

Следователь в рамках осмотра места происшествия обязан обнаружить и исследовать все детали преступления, документировать их особенности и при участии всех лиц, присутствующих при этом, заверить их обнаружение.

УПК РФ выделяет следующие виды осмотра:

  • Места происшествия;
  • Помещения и местности вне места совершения преступления;
  • Трупа;
  • Следов и предметов преступления;
  • Документов.

Возможно проведение осмотра места происшествия фактически до возбуждения уголовного дела.

Цели и задачи осмотра

Главная цель проведения осмотра места происшествия – это раскрытие уголовного преступления. Второстепенные цели, раскрывающие методы достижения главной, предполагают исследование доказательств и обнаружение следов преступного деяния.

Все обстоятельства, имеющее отношение к происшествию, должны быть учтены сотрудниками следственной группы. Осмотр места происшествия производится для того, чтобы получить максимум важных деталей по делу для его последующего анализа и рассмотрения в суде.

Задачи осмотра представлены следующем перечнем:

  • Изучение и фиксирование обстановки произошедшего;
  • Установление степени воздействия подозреваемого на окружающую среду;
  • Изъятие преступника и следов преступления;
  • Сбор сведений о личности преступника и его предполагаемых мотивах;
  • Установление причинно-следственных связей преступного деяния и др.

Осмотр места происшествия осуществляется на основании справочника следователя, в котором содержатся методические рекомендации в области криминалистики, действовать в рамках, которых он обязан.

Тактика осмотра места происшествия должна происходить на основании принципов оперативности и внимательности.

Только быстрота и детальное исследование доказательств преступления может способствовать быстрому раскрытию деяния и установлению точного виновного.

Осмотр может быть проведен неоднократно. Но это чревато ошибками, когда важные детали в силу упущения драгоценного времени могут уйти от глаз следователя.

Участники осмотра

Основными участниками осмотра места происшествия являются прежде сотрудники следствия или дознания. Следователь, как правило, инициирует данную процедуру и несет ответственность за ее исполнение.

Кроме следственных органов в осмотре могут принимать участие:

  • Оперативники;
  • Эксперты-криминалисты;
  • Кинологи;
  • Иные сотрудники.

Все они в совокупности образуют так называемую следственно-оперативную группу.

Также могут быть привлечены и другие участники происшествия, такие как, специалисты, эксперты, понятые, потерпевшие, переводчики, свидетели, подозреваемые, защитники.

Осмотр документов и предметов в ходе предварительного следствия производится дознавателем, следователем или прокурором.

При наличии трупа обязательным участником осмотра выступает судебно-медицинский эксперт или врач.

Если осмотр проводится без понятых, следователь обязан фиксировать детали осмотра с помощью специальных средств и сделать об этом соответствующую запись в протоколе осмотра.

Этапы осмотра

Осмотр всех обнаруженных следов и предметов преступления должен производиться на том же самом месте следственного действия. Однако, из этого правила есть исключения.

В частности, когда требуется длительный осмотр вещей или на данной территории провести ее качественно затруднительно, следователь принимает решение об изъятии предметов преступления. Они изымаются, подлежат опечатыванию, и фиксируются документальным подтверждением.

Все, что было обнаружено в ходе осмотра, обязательно к предъявлению участникам следственного действия.

Для осмотра жилища по общему правилу требуется разрешение других жильцов или судебное решение. Если же жильцы категорически не желают предоставлять свою недвижимость для осмотра, следователь возбуждает ходатайство о необходимости проведения обыска.

Когда осмотру подлежит организация, для участия привлекается представитель ее администрации. Если он не может присутствовать при этом, следователь фиксирует этот факт в протоколе осмотра.

Протокол осмотра места происшествия должен быть оформлен по определенным правилам. Закреплены они в ст. 180 УПК РФ.

В протоколе обязательно должны быть указаны время осмотра, погодные условия, освещение, использование средств фиксации осмотра, факты изъятия предметов преступления.

Когда протокол осмотра полностью оформлен, каждый из участников обязан поставить в нем свою подпись.

Начальник следствия или прокурор имеют право предъявить следователю обязательные для исполнения письменные требования о проведении осмотра места происшествия. Причем его несогласие с данным документом не приостанавливает его исполнения.

Если судья признает осмотр жилища незаконным, доказательства, полученные в ходе его проведения, не будут учитываться при вынесении приговора.


В данной статье рассматриваются процессуальные и тактические особенности осмотра жилища. Делаются выводы о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих законность осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Ключевые слова: осмотр жилища, тактические особенности, процессуальные особенности, конституционный принцип.

Следственный осмотр является одним из наиболее эффективных действий, с помощью которого обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистически значимой информации.

Одно из главных требований, предъявляемых к следственному осмотру — это своевременное его проведение, без промедления после получения соответствующей информации о деянии [1, с. 116].

Конституционный принцип неприкосновенности жилища нашел своё закрепление в п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

В тех ситуациях, когда жилище сдано в аренду, очевидным является то, что нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Необходимо отметить, что согласие нужно спрашивать только у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы и т. д.) в расчет не принимается. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, то согласие нужно спрашивать у их законных представителей. В тех случаях, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок. Аналогичным образом следует поступить и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласились на его осмотр, а потом поменяли свое решение.

Таким образом, постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища выносится в тех случаях, когда проживающие в жилище лица не выразили согласие на производство осмотра. Только после этого следователь вправе обратиться с ходатайством в суд за получением разрешения на производство осмотра жилища.

Порядок производства осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц, практически не урегулирован законодателем. При наличии оснований для осмотра жилища, но при отсутствии согласия проживающих в нём лиц следователь обращается за соответствующим разрешением в суд. Когда уголовное дело возбужденно, следователь перед началом осмотра предъявляет соответствующее постановление суда. При вхождении в жилище следователь объявляет присутствующим, какое следственное действие будет производиться и в чем состоит его цель. Если осмотр производится по постановлению следователя, то оно также предъявляется следователем владельцу или иному лицу, проживающему в данном жилище под роспись. Вместе с тем закон не устанавливает порядок действия следователя, если проживающие в жилище лица на момент проведения осмотра отсутствуют. Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК РФ позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ТСЖ и т. д.).

Так, О. Я. Баев указывает, что при осмотре жилища одна из первых тактических задач следователя — это убедить проживающих в нем лиц дать согласие на проведение осмотра, путем разъяснения целей данного следственного действия, не противоречащих их интересам, а также негативных последствий отказа [3, с. 82,83].

Закон не указывает, что делать, если проживающие в жилище лица, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, отказываются впустить участников осмотра. Возможно, что в случае добровольного отказа жильцов предоставить следователю возможность осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске [4, с. 59]. Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнять законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности [5, с. 29].

Как и в обычных ситуациях, когда проведение осмотра жилища требует предварительного получения судебного решения, в исключительных случаях также необходимы соответствующие основания и соблюдение процессуальной процедуры их проведения. Поэтому результаты этого следственного действия могут быть признаны недопустимыми не только в связи с отсутствием ситуации, не терпящих отлагательств, но и из-за нарушения процессуальной процедуры при их производстве. К сожалению, отсроченный контроль со стороны прокурора и судьи может лишь выявить и устранить допущенные нарушения, но не предупредить их. Этим и определяются повышенные требования к следователю по обеспечению законности и обоснованности производства осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ.

При производстве осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ предусмотрена возможность в исключительных случаях производить осмотр жилища на основании постановления следователя до получения судебного решения с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи и прокурора. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности принятого следователем решения и в связи с этим оценки допустимости полученных доказательств.

В соответствии с ч.2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательств, производство осмотра жилища, может производиться до возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, если осмотр места происшествия производится до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен и не имеется достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было бы обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц. Следовательно, такой осмотр возможен лишь после возбуждения уголовного дела и получения разрешения суда. Но здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на производство осмотра в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительной удаленности места происшествия от места нахождения суда повлечет задержку во времени.

В ходе осмотра жилища участвуют понятые, которые удостоверяют факт производство следственного действия, его ход и результаты. В тех случаях, когда возникает опасность для жизни и здоровья, или жилище расположено в труднодоступной местности, следователь производит осмотр без участия понятых. Если невозможно обеспечить участие понятых, то в протоколе должны быть указаны причины их отсутствия. К таким причинам можно отнести следующие обстоятельства: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима или осложнена; б) необходимость производства в неблагоприятных условиях. Вместе с тем проведение следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, без участия понятых — исключительное обстоятельство и подобная практика не должна принимать системный характер.

В ч.3 ст. 170 УПК РФ закреплено требование, в соответствии с которым при производстве следственных действий в отсутствии понятых обязательно применение технических средств фиксации результатов таких действий. Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий возможно во всех случаях, в том числе и в отсутствии понятых. При невозможности использования технических средств, следователь вносит в протокол соответствующую запись.

Если понятые участвуют в следственном действии, то следователь должен организовать осмотр жилища таким образом, чтобы они непосредственно наблюдали обследуемую обстановку и присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для уголовного дела обстоятельств. Все обнаруженное и изъятое при осмотре жилища следователь в обязательном порядке предъявляет понятым и другим участникам следственного действия. По сложившейся практике понятые не редко допрашиваются в качестве свидетелей в целях проверки достоверности и допустимости результатов осмотра. Следователи допрашивают их в качестве свидетелей, как правило, в тех случаях, когда лично не производили это следственное действие.

В ходе осмотра жилища следователь составляет протокол, в котором описывает все действия, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Если осмотр некоторых предметов невозможно произвести в самом жилище, то следователь изымает их, упаковывает, опечатывает и заверяет подписями понятых и своей подписью и впоследствии осматривает их в ходе самостоятельного следственного действия. Изъятые предметы прилагаются к протоколу, в котором указывается перечень изъятых предметов с описанием их индивидуальных признаков и особенностей. Внесенные в протокол изъятые предметы могут быть признаны постановлением следователя вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 74 и 180 УПК РФ доказательством по уголовному делу являются не сами результаты осмотра, а протокол этого следственного действия, в котором описываются все действия следователя при производстве осмотра, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в которой производился осмотр, и в том виде, в котором оно наблюдалось в момент обнаружения.

По окончанию производства следственного действия протокол следственного действия подписывается всеми участниками следственного действия. В соответствии с действующим законодательством в случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия, следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 167 УПК РФ).

Таким образом, осмотр жилища является одним из наиболее эффективных следственных действий, при котором обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации. Доказательства будут признаны недопустимыми, если при проведении осмотра жилища суд выявит нарушения требований законодательства.

2. Феоктистов А. Осмотр места происшествия: уголовно-процессуальные проблемы // Законность. 2006. № 2.

3. Баев О. Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика. М., 2003.

4. Долгинов С. Д. Осмотр жилища: уголовно-процессуальные аспекты // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. № 3. С. 58–62.

5. Власенко Н., Иванов А. Осмотр жилища // Законность, 2004. № 11.

6. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2014. С. 77.

Основные термины (генерируются автоматически): следственное действие, осмотр жилища, РФ, лицо, производство осмотра жилища, следователь, возбуждение уголовного дела, осмотр, производство осмотра, жилое помещение.

Ключевые слова

осмотр жилища, тактические особенности, процессуальные особенности, конституционный принцип., конституционный принцип

Похожие статьи

Осмотр электронных устройств как самостоятельное.

Осмотр удобен тем, что его можно проводить до возбуждения уголовного дела без судебного решения и в протокол осмотра включать любые наблюдаемые и изымаемые сведения. Так, следователь вправе до возбуждения уголовного дела в порядке ст.

Проблемные вопросы производства обыска и выемки.

РФ, выемка, обыск, осмотр места происшествия, действие, возбуждение уголовного дела, Российская Федерация, следственное действие, личный обыск лица, изъятие предметов.

Нарушение прав и законных интересов граждан при производстве.

Осмотр жилого помещения должен производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Следственное действие это проводится в том числе и до возбуждения уголовного дела.

Проблема неравенства субъектов собирания доказательств.

Однако при полном уравнивании пришлось бы предоставить защитнику полномочия, которыми обладает и следователь (дознаватель): возбуждение уголовного дела, производство следственных действий и т. д. При этом неизбежно.

Проблемы обеспечения прав и законных интересов подозреваемого.

Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного, даже если на то есть согласие проживающих лиц? Уголовно-процессуальный закон не дает на это четкого ответа.

Производство и система следственных действий в уголовном.

В случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела может быть произведено лишь одно следственной действие — осмотр места происшествия (ч.1 ст. 176 УПК).

Производство процессуальных действий на стадии.

3. Ограниченный круг следственных действий возможных до возбуждения уголовного дела по признакам преступлений экономической направленности. Набор следственных действий, предусмотренных частью 1 ст. 144 УПК РФ.

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

Эффективность осмотра зависит от его правильного планирования и законного проведения, с соблюдение норм УПК РФ.

Особая роль принадлежит при расследовании дорожно-транспортных происшествий такому следственному действию, как осмотр.

В стадии возбуждения уголовного дела следователь делает обоснованное предположение, что признаки преступления существуют

‒ в случае отсутствия оснований для производства осмотра места происшествия иной возможности изъятия наркотического средства не имеется.

Н. Власенко, прокурор управления прокуратуры Саратовской области, кандидат юридических наук.

А. Иванов, доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной академии права.

Следственный осмотр - одно из наиболее эффективных действий, с помощью которых обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации.

Для отечественного судопроизводства ч. 5 ст. 177 УПК РФ, устанавливающая порядок производства осмотра жилища, принципиально новая. Остановимся на некоторых проблемах ее трактовки.

До сих пор не ясен ряд вопросов: может ли жилище быть осмотрено до возбуждения уголовного дела в рамках осмотра места происшествия; кого понимать под проживающими в жилище лицами; как должно оформляться согласие проживающих в жилище лиц на его осмотр; нужно ли получать согласие у всех жильцов; что делать, если, несмотря на наличие судебного решения об осмотре жилища, проживающие в нем лица отказываются впустить участников осмотра?

Под местом происшествия, как правило, подразумевают участок местности или помещение, где были обнаружены следы события, требующего расследования. В жилых помещениях нередко совершаются убийства, изнасилования, кражи и иные преступления, в результате которых на месте их совершения остаются различные следы. Поэтому в широком смысле понятие "место происшествия" охватывало собой и участки местности, и помещения (в том числе жилые). В связи с этим ранее результаты осмотра жилого помещения, в котором предположительно имелись следы преступного события, оформлялись протоколом осмотра места происшествия.

Анализ уголовных дел, следствие по которым проводилось после вступления в законную силу УПК РФ, позволяет сделать вывод о том, что на практике еще не выработано единообразного подхода к осмотру жилища и порядку оформления связанных с этим действием процессуальных документов.

В одних случаях следователи возбуждали перед прокурором ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища, мотивируя это тем, что проживающее в нем лицо совершило преступление и возражает против производства осмотра в жилище. Однако письменно такое возражение никак не оформлялось и не выяснялось согласие других проживающих в этом жилище лиц.

В другой ситуации следователь проводил осмотр жилища в присутствии и с согласия матери проживающего там лица, совершившего преступление, но опять же в отсутствие этого лица.

В третьем случае при обнаружении в жилом доме трупа мужчины, который проживал один, осмотр жилища проводился вообще без согласия и присутствия каких-либо лиц.

В четвертой ситуации следователь составил протокол осмотра места происшествия вместо протокола осмотра жилища.

Во всех случаях протоколы осмотра жилища или места происшествия недопустимыми доказательствами не признавались и были положены в основу приговора. Однако такое положение дел можно связать с недостаточной активностью стороны защиты.

С принятием УПК РФ осмотр следов преступления в жилище, как уже говорилось, должен проводиться в соответствии с ч. 5 ст. 177 и оформляться протоколом осмотра жилища. Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного дела, даже если на то есть согласие проживающих в нем лиц? Уголовно-процессуальный кодекс не дает четкого ответа.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В определенных ситуациях жилище может быть местом происшествия. Поэтому полагаем, что в таких случаях осмотр жилища может быть проведен и до возбуждения уголовного дела. Этот вывод основывается на формулировке ч. 5 ст. 165 УПК, устанавливающей, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения.

Необходимость проведения в исключительных случаях осмотра жилища до возбуждения уголовного дела объясняется и тем, что не всегда на момент проведения осмотра жилища могут быть основания для возбуждения уголовного дела. Например, выезжая на место происшествия - в квартиру, где обнаружен труп без внешних признаков насильственной смерти, следователь может и не знать, совершено в квартире убийство или человек умер естественной смертью. Разобраться в причине смерти он сможет только в ходе осмотра трупа и места происшествия, которым является квартира, или только после результатов судебно-медицинского исследования трупа. В данной ситуации, если труп "некриминальный", то в возбуждении уголовного дела будет отказано. В противном случае, если следовать правилу о проведении осмотра после возбуждения дела, будет множество необоснованно возбужденных уголовных дел.

Под проживающими в жилище в контексте ч. 5 ст. 177 подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище .

См., напр.: Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика. М., 2003. С. 82.

Не совсем ясно, нужно ли получать согласие у лица, временно отсутствующего (например, уехавшего в командировку), если другие лица, проживающие в жилище, дали согласие на осмотр. По смыслу закона, нужно выяснять мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц. При этом закон не оговаривает зависимость получения такого согласия лиц от законности их проживания в жилище (в частности, помещение ими может быть самовольно занято, приобретено путем незаконной сделки и т.п.).

В ситуации, когда жилище сдано в аренду, очевидно, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Следует подчеркнуть, что согласие испрашивается лишь у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.) в расчет не принимается. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, нужно спрашивать согласие на проведение осмотра у их законных представителей.

В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок получения разрешения на осмотр.

Согласие должно быть реальным. Если оно оказалось следствием насилия, угроз или обмана, то оно не расценивается как добровольное и юридического значения не имеет. В США, например, собственник вправе давать согласие на любых условиях: разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить - второго. На наш взгляд, эта практика приемлема и применительно к отечественному уголовному судопроизводству. Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр.

В таком случае следователь в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.

Может возникнуть вопрос: нужно ли в этой ситуации после вынесения постановления составлять новый протокол осмотра жилища? На наш взгляд, не нужно. В этом случае можно продолжать фиксацию хода и результатов осмотра в уже начатом протоколе.

Аналогичным образом, как полагают некоторые авторы, следует поступать и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласившиеся на его осмотр, впоследствии меняют свое решение и возражают против продолжения осмотра жилища . С таким мнением трудно не согласиться, поскольку в противном случае продолжение осмотра жилища без согласия на то проживающих в нем лиц будет нарушением их конституционных прав.

См.: Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. N 11.

В законе не указано, как оформлять согласие лиц, проживающих в жилище, на осмотр. Хотя в типовом бланке протокола осмотра жилища отсутствует графа, предусматривающая запись о согласии на осмотр жилища, на наш взгляд, мнение о том, что согласие должно фиксироваться в протоколе следственного действия, справедливо .

В законе не сказано, можно ли проводить осмотр, если в момент его проведения в жилище отсутствуют жильцы. В ч. 5 ст. 177 УПК говорится, что если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165. То есть основанием для возбуждения перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища является возражение проживающих в нем лиц. А как быть, если у следователя нет ни согласия, ни возражения ввиду отсутствия проживающих в жилище лиц?

Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ДЭЗ, ТСЖ и т.д.).

О. Баев справедливо указывает, что при осмотре жилища одна из первых тактических задач следователя - убеждение проживающих в нем лиц дать согласие на проведение осмотра. Это возможно путем разъяснения целей данного следственного действия, не противоречащих их интересам, негативных последствий отказа . Закон умалчивает, что делать, если, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, проживающие в жилище лица отказываются впустить участников осмотра. В отличие от обыска при осмотре жилища уголовно-процессуальный закон не предусматривает возможности вскрывать любые помещения, если владелец отказывается открыть их добровольно.

См.: Баев О.Я. Указ. раб. С. 82 - 83.

Поскольку необходимость производства осмотра жилища мотивирована в постановлении следователя и кроме постановления есть судебное решение, то, на наш взгляд, в случае отказа жильцов добровольно предоставить следователю возможность для осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске. Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнить законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Так, ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Часть 2 ст. 294 УК устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела. В этой связи проживающим в жилище лицам целесообразно разъяснять предусмотренную законом ответственность.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: