Кто фактически осуществлял исполнительную власть в германской империи в начале ее образования

Обновлено: 28.06.2024

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами. Под ее председательст­вом действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств.

Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными".

В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных".

Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. В Союзном совете были представлены не народы субъ­ектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по 'Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.

Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов.

Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера..

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов.

Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом, которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов, право роспуска рейхстага при согласии императора, разрешения конфликтов между землями с правом определять необходимость применения мер принуждения (экзекуции) к союзным государствам. Формально "всеобщее избирательное право" также не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, "нижних чинов войска и флота, нахо­дящихся на службе" и пр.

В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу - с 20 до 28 лет) к составу армии), право императора использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.

Политический и экономический кризис Германии XIX века. Попытки объединения Германии: Рейнский и Германский союз. Этапы создания Северо-Германского союза и образование Германской Империи. Военные силы Германии как инструмент внутренней и внешней политики.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.03.2016
Размер файла 21,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Попытки объединения Германии

1.1 Рейнский союз

1.2 Германский союз

2. Объединение Германии

2.1 Создание Северо-Германского союза

2.2 Образование Германской Империи

Список используемой литературы

В XIX веке Германия переживает глубочайший политический и экономический кризис. Экономическое развитие Германии поражает воображение после разгрома Священной Римской империи данной нации.

Но в тоже время ХIХ век в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни.

Важнейшими признаками новой цивилизации являлись: в области экспериментальной науки и техники - внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство; в военной сфере -рост военной техники; огнестрельного оружия , дальнобойной артилерии, создание бронированных кораблей; в социальной - свержение буржуазных революций в ряде стран Европы, Америки и Японии, формирование новых, основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата), их противостояние, возникновение интеллигенции; в духовной - резкое ослабление влияния традиционных религий, возрастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий; в формах правления - образование республик и конституционных монархий, в международных отношениях - полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний, вооруженное соперничество государств, сопровождавшиеся огромными разрушениями и людскими потерями.

На рубеже XIX - XX веков капитализм вступает в новый этап развития. Новые достижения в области техники и технологии дали мощный импульс концентрации производства в централизации капитала. Крупные капиталисты становятся монополистами различных отраслей промышленности. Для усиления своего могущества они создают объединения для получения большой прибыли. Одновременно повышается роль финансового капитала, который используется для укрепления монополий внутри государств, а также для финансирования предприятий в колониальных владениях.

1. Попытки объединения Германии

1.1 Рейнский союз

К началу XIX века Германия все еще оставалась Священной римской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению.

Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами - поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.

Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Дворянство было неоднородно по своему составу и находилось в зависимости либо от князей, либо от императора; городское население состояло из патрицианских семей, городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от мастеров. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой 1 .

Французская революция "точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией" (Энгельс), Наполеон не оставил камня на камне от так называемой "Священной римской империи Германской нации".

Таким образом, с 1806 по 1813 годы на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, куда вошли такие крупные государства, как Баден, Вюртемберг, Бавария и др. (всего - 16). Рейнский союз отделился от остальной Германии и принял руководство Франции, обязался участвовать в военных действиях на ее стороне. Наполеоном был введен здесь французский Гражданский кодекс 1804 г., отменено крепостное право и вместе с тем феодальные привилегии вообще.

Но после сокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 г. Рейнский союз распался.

Наполеон перекроил карту Германии следующим образом: из 51 вольных городов он оставил всего пять, остальные же были переданы десятку наиболее сильных в то время государств. Он положил начало дальнейшим территориальным переделам, которые были произведены уже после поражения Франции и отречения Наполеона.

Австрия и Пруссия приняли участие, хотя и на вторых ролях, в победе над Наполеоном, которая давала Германии новый шанс к объединению в единое государство. К тому же этот шанс был наиболее вероятен, так как "Римская империя Германской нации" была ликвидирована французскими завоевателями.

1.2 Германский союз

Поражение Франции не восстановило архаической германской империи. В 1815 г., был созван Венский конгресс, постановил учредить Германский союз - объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств-королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города (Гамбург, Бремен, Франкфурт и Любен). Это объединение произошло 8 июня 1815 года на Венском конгрессе.

Итак, каждое из объединившихся государств сохраняло свою независимость, хотя главенство в союзе принадлежало Австрии.

Германский союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм, который заботился лишь о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Заседания Союзного сейма в полном составе (69 голосов) проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). 2 Председательство в Союзе принадлежало Австрии, как самому крупному государству в то время Германского союза.

Каждое из объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобия парламентов ("Земские собрания") и лишь в немногих конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.).

Дворянство смогло вернуть себе прежнюю власть над крестьянством, барщину, "кровавую десятину" (налог на забитый скот), феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.

Но капиталистическое развитие пробивало себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, была отменена крепостная зависимость, барщина вытеснялась более производительным трудом наемных батраков. Развивается буржуазное промышленное производство, особенно в Рейнской области. В 1834 г. Образуется Таможенный союз, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Руководство в Союзе принадлежало Пруссии, которая претендовала на роль объединительной силы в Германии вместо Австрии. Выдвижению Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивавшаяся с каждым годом.

Пресса и публицистика подвергались жесточайшей цензуре, университеты находились под контролем, политическая деятельность была почти невозможной.

В 1835 году введен в эксплуатацию первый участок немецкой железной дороги. Началась индустриализация. С фабриками появился новый класс фабричных рабочих. Вначале в промышленности они могли больше зарабатывать, но быстрый рост населения привел вскоре к избытку рабочей силы на рынке труда.

Так как не существовало никаких социальных законов, массы фабричных рабочих жили в большой нужде. Напряженные ситуации разрешались с применением силы, как, напр., в 1844 году, когда прусская военщина подавила восстание силезских ткачей. Лишь постепенно стали появляться ростки рабочего движения.

Однако франкфуртская конституция так и оставалась проектом. Австрийский и Прусский Короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии, Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание было разогнано. Революция 1848 года закончилась ничем. Она уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после разгрома Австрии в войне с Пруссией (к 1866 г. в него входило 32 государства)

2. Объединение Германии

2.1 Создание Северо-Германского союза

Между двумя крупнейшими из германских государств - Пруссией (в ней правил король из династии Гогенцоллернов) и Австрией, находившейся под властью императора из династии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую роль в объединении Германии.

В 1861 г. прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии - войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: "Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия". 4 Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).

Дания г. стала первой жертвой бисмарковской политики. В 1864 году Пруссия и Австрия отторгли от Дании две немецкие провинции - Шлезвиг и Гольдштейн - и стали управлять ими совместно.

Такое совместное управление стало источником постоянных трений между Пруссией и Австрией и таило в себе возможность военных столкновений. Это как раз и входило в расчеты Бисмарка.

Летом 1866 г. началась война между Австрией и Пруссией. Прусские войска, которые были лучше вооружены и подготовлены к войне, наголову разбили австрийцев в битве при Садовой.

Победа при Садовой открыла дорогу немецким войскам в глубь Австрии. Важнейшим итогом австро-прусской войны было присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в числе которых были Ганновер, Гессен - Кастель, Франкфурт - на - Майне, Нассау.

Под именем Северо-Германского союза в Центральной Европе возникло по сути дела новое государство. Оно получило новую особую конституцию, датированную 1867 годом. Управление Союзом отдавалось прусскому королю ("президенту"), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.

Бисмарк стал готовить третью войну за объединение Германии "сверху", на этот раз против Франции.

2.2 Образование Германской империи

Франко-прусская война (правильнее её называть Франко-германской) носила двойственный характер. Коль скоро объединение Германии явилось актом исторической необходимости, то война, имевшая целью завершить это объединение, объективно служила прогрессу. Но прогрессивность её простиралась лишь до определенного пункта. Как только решающая победа над французами была одержана и препятствия к объединению Германии устранены, исторически прогрессивная миссия войны кончилась. Все последующие действия немцев, и прежде всего навязанные Франции условия мира, были уже чисто захватническими и грабительскими.

После того как прусская армия разгромила основные силы Франции 18 января 1871 года в Версальском дворце, на территории побежденной Франции прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии.

В конце XIX века победой Пруссии над Францией было завершено объединение Германии в единое государство - Германскую империю. Завершение объединения произошло “сверху” в ходе захватнической войны. Прусское юнкерство (крупные земельные собственники) в объединительном процессе выступило господствующей силой, в которой огромную роль играло политика милитаризма. Те немецкие государства, которые оставались вне Северо-Германского союза, были подчинены Бисмарком Пруссии. Германская империя объединила 22 германские монархии сохранившие автономию и три вольных города - Любек, Бремен и Гамбург. Самым крупным государством среди них была Пруссия - ее территория составляла две трети империи, а население 60%.

В апреле 1871 года была принята конституция Германии, утверждавшая федеративное государственное устройство страны.

Национальное объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующем дальнейшему развитию капитализма в стране. Однако форма объединения во главе с Прусской монархией была реакционной и опасной для народов Европы. Торжество Германии превращало ее военные силы в важнейший инструмент внутренней и внешней политики.

германский империя политический экономический

Заключение

Несмотря на то, что многие попытки объединения Германии, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 гг.), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 г., были не очень удачными, ее воссоединение в единую Германскую империю все-таки состоялось. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк (1815-1898). Итак, в 1871 году Германия была объединена "железом и кровью".

Сам факт объединения, несмотря антидемократичность его пути, был прогрессивным, так как устранял препятствия к экономическому развитию страны.

Конституция Германии 1871 года - реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным в нее идеям - была полна юридических нелепостей и несообразностей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

Список литературы

1. Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001.

2. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. М., 2000.

3.Поляк Г.Б. Всемирная история. М., “ЮНИТИ “, 1997.

4. Батыр К.Н. Всеобщая история. М., 1999.

5. Виппер Р.Ю. История нового времени.М., "Республика ", 1995.

6. Кострыкин М.И. История нового времени стран Европы и Америки. К., ГУНПП "курск", 1996.

Подобные документы

Германский союз, реакционное пруссачество и "система Меттерниха". Экономический строй германских государств и Австрийской империи. Борьба с реакцией в Германии, карлсбадские постановления. Всеобщий германский рабочий союз, Лассаль и лассальянство.

реферат [38,9 K], добавлен 16.02.2015

Проблема послевоенного политического устройства и вопрос германского урегулирования. История Берлинского кризиса, Ялтинская и Потсдамская конференции. Раскол Германии и образование Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики.

контрольная работа [59,3 K], добавлен 18.05.2010

Состояние германских земель к середине XIX века, направления и особенности их развития, социальное положение населения. Предпосылки объединения Германии и основные этапы данного процесса. Революционные настроения и главные факторы, их провоцирующие.

презентация [2,9 M], добавлен 19.12.2014

Образование Германской империи. Процесс становления буржуазного государства. Пруссия в составе Германского союза. Политическое устройство Германской империи. Гражданское право, трудовое и социальное законодательство. Германское уголовное уложение 1871 г.

контрольная работа [20,5 K], добавлен 06.12.2009

Предпосылки создания и развития Прусского королевства. Объединение формально независимых прирейнских государств в "Рейнский союз" в 1806 году. Основные этапы создания единого германского государства. Особенности борьбы Пруссии за гегемонию в Германии.

Антон Александр фон Вернер. Провозглашение Германской империи в 1871 году. Бисмарк в белом (в центре картины)

18 января 1871 года король Пруссии Вильгельм принял императорский титул. Была провозглашена Германская империя, просуществовавшая 47 лет. В 1918 году внук первого императора Вильгельм II был вынужден отречься от престола на фоне революции и бежал из страны. На смену Второму рейху пришла Веймарская республика.

18 января 1871 года, в дни осады Парижа немецкими войсками, король Пруссии Вильгельм I был провозглашен в Зеркальной галерее Версальского дворца германским императором (кайзером). С разгромом Франции в войне 1870-1871 годов и объединением Германии в единое государство вокруг Пруссии начиналась новая эра в истории немецкого народа – Второй рейх. Он символически наследовал Первому рейху – Священной Римской империи германской нации, основанной в 962 году Оттоном Великим и просуществовавшей до 1806 года.

1059 лет назад король Германии получил венец из рук Папы Римского в великом городе Древнего мира — Риме. Императорский титул наделял Оттона I исключительными полномочиями, ставя выше других людей. Подражая традициям прошлого, в 1871-м году Вильгельма I короновали в самом роскошном месте Нового времени – резиденции французских монархов. Занятый с октября 1870-го главным штабом прусской армии Версаль специально выбрали для проведения церемонии, чтобы еще больше унизить французов.

Именно отсюда Вильгельм I командовал своими войсками.

Вильгельм I вернулся в Берлин как триумфатор, сопровождаемый повсеместными изъявлениями восторга и любви.

К империи присоединились южногерманские государства, не входившие в состав Северогерманского союза. Важнейшим из них оказалась Бавария. Население Германской империи превысило 41 млн человек, а ее армия насчитывала 1 млн солдат и офицеров.

В апреле 1871 года учредительный рейхстаг (парламент) принял общеимперскую конституцию. Вильгельм I становился главой объединенной державы и президентом союза. Империя была образована по принципу федерации из 22 монархий и трех вольных городов – Гамбурга, Бремена и Любека. Каждое из этих государств сохранило некоторую самостоятельность. В них остались свои правительства и местные парламенты — ландтаги. По новой конституции сохранялись и местные династии, что должно было укрепить в Германии монархический дух и традиции.

После заключения мирного договора с Францией 10 мая 1871-го в империю влились Эльзас и часть Лотарингии.

Конституция наделяла императора огромной властью, но первым лицом державы, выстраивавшим всю ее внешнюю и внутреннюю политику, оставался Отто фон Бисмарк. В 1871 году архитектор объединения Германии стал первым канцлером империи. На волне всеобщей популярности он получил титул князя и новое поместье.

Вильгельм I в силу своих личных качеств вполне довольствовался отведенной ему ролью и на большее не претендовал.

В отличие от Бисмарка, современники и потомки не считали монарха выдающейся личностью. При этом он отличался склонностью к усидчивому труду, упорством в проведении своих намерений, твердой волей, умением разгадывать людей и пользоваться их талантами для осуществления своих целей. Вильгельм I живо интересовался делами армии и прикладывал усилия для модернизации германских вооруженных сил.

Согласно конституции, рейхсканцлер нес ответственность только перед императором, который мог назначить его или сместить (в 1890 году этим правом воспользовался молодой император Вильгельм II, не пожелавший оставаться в тени стареющего Бисмарка).

Временной отрезок с момента провозглашения Германской империи до 1914 года стал одним из самых продолжительных периодов в истории Европы без крупных войн.

Однако избранная Бисмарком модель развития державы, по мнению многих историков, предполагала дальнейшее стремление Берлина к лидерству на всем континенте и даже во всем мире. Соответствующий курс внешней политики еще более явно обозначился после досрочного ухода Бисмарка на пенсию и сосредоточения верховной власти в руках внука Вильгельма I – Вильгельма II. Его целью стала активная колониальная деятельность, передел мира и достижение Германией могущества, сопоставимого с Британской империей.

Второй рейх просуществовал до 1918 года, когда немцы потерпели поражение в Первой мировой войне, а Вильгельм II на фоне начавшейся революции отрекся от престола и бежал в Нидерланды.

Во второй половине ХУШ в. "Священная римская империя германской нации" по прежнему представляла собой раздробленное феодальное государство, в состав которого входило более 300 светских и духовных княжеств. Формально все германские государства находились в подчинении императора и имперского сейма, но фактически обладали пол ной независимостью. Среди них выделялись два государства - Пруссия и Австрия, которые претендовали на роль центров будущего объединения Германии.

В результате войны с Францией в начале XIXв. "Священная римская империя германской нации" перестала существовать. Разгромив Австрию в 1806 г., стоявшую во главе империи, Наполеон уничтожил саму империю. Наполеон предпринял попытку реорганизации империи, создав на ее территории Рейнский союз, под своим протекторатом, территории государств, вошедших в Рейнский союз, было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, введен Гражданский кодекс Франции. После разгрома Наполеона Рейнский союз распался, но восстановления прежней Германской империи произошло.

В 1814 г. Венский конгресс постановил учредить Германский союз, где ведущую роль заняла Австрия. Были восстановлены абсолютизм и феодальные привилегии дворянства, при этом государства, вошедшие в Германский союз, сохраняли полностью независимость.

Экономическое развитие страны привело к образованию в 1833 г. Таможенного союза, куда вошли 18 германских государств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединителя.

В 1848 г. под влиянием событий во Франции в Германии развернулось массовое демократическое движение. Причины революции 1848 -1849 гг.:

1. Противоречие между зарождающимися капиталистическими отношениями и сохранявшимися феодальными пережитками (крепостное право, крупное феодальное землевладение, самодержавная форма правления).

2. Сохранявшаяся политическая раздробленность, тормозившая развитие капиталистических отношений.

Однако власти были вынуждены пойти на некоторые уступки, В 1850 г король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV даровал Конституцию. Она содержала немало демокра­тических положений: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жи­лища, свобода совести, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собра­ния, тайна переписки, но не было предусмотрено гарантий реализации этих положений.

Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, ко­торую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты парламента, правом объявления войны и заклю­чения мира, являлся верховным главнокомандующим. Парламент Пруссии (ландтаг) со­стоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата депутатов избиралась на­селением, разделенным на курии в соответствии с имущественным цензом, палата господ формировалась королем.

В этот период усилилась борьба между Пруссией и Австрией за господство в про­цессе объединения Германии. В 1866 г. в результате австро-прусской войны Австрия была исключена из Германского союза и объединение пошло по "малогерманскому" пути под эгидой Пруссии.

Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.

В 1862 г. главой правительства стал Отто фон Бисмарк, поставивший цель - объе­динение Германии "не речами и постановлениями, а железом и кровью". Для достижения этой цели были проведены реформы, направленные на усиление армии (увеличены расхо­ды на содержание армии, введена всеобщая воинская повинность, созданы новый орган управления военными делами - Генеральный штаб, для выработки военной стратегии, сбора и хранения военной информации). В итоге, прусская армия стала одной из самых сильных в Европе.

В августе 1866 г. был образован Северо-Германский союз, возглавляемый Прусси­ей. В него вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств. Он стал по­следним этапом объединения Германии. Принятая в 1867 г. Конституция открыто закре­пила гегемонию Пруссии. После завершения франко-прусской войны 1870 г. цель Бис­марка была достигнута - германские государства объединились вокруг Пруссии. Особен­ность объединительного движения в Германии заключались в следующем:

1. Ведущими социальными силами являлись прусские помещики при поддержке буржуазии.

2. Объединение происходило "сверху", путем войн и реформ, проводимых Прусси­ей.

В январе 1871 г. было провозглашено создание Германской империи, 16 апреля 1871 рейхстаг утвердил Конституцию Германии. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена, Гамбурга). В Конституции были закре­плены господствующее положение Пруссии, приоритет ее голоса при решении всех наи­более важных проблем. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами. По форме правления Германия стала конституционной мо­нархией. Германским императором - кайзером был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство в союзе с крупной буржуазией. Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат. Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) состоял из представителей Государств, входящих в состав союза. Они назначались представительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией. Нижняя палата - рейхстаг - избирался на три года (с 1887 г. на 5 лет) посредством всеобщих, прямых выборов при тайном голосовании. Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось большинство голосов обеих палат парламента. При этом к компетенции общеимперского законодательства относились внешняя политика, военное законодательство, финансы, судопроизводство. Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, издавала административные распоряжения и инструкции для исполнения законов, принимала решения об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей.

Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства. Им мог быть только прусский король. Император обладал широчайшими полномочиями - от права заключать мир и объявлю войну до издания законов и созыва и роспуска парламента. Делами империи управлял имперский канцлер, назначаемый императором и ответственный только перед ним. Рейсканцлер назначал руководителей всех ведомств, кроме военного и военно-морского, руководил их деятельностью. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном Совете и руководил его комитетами.

Исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которую сам назначал и сам смещал и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. В 70-е гг. был принят ряд законов, направленных на укрепление единства империи и общеимперского государственного аппарата. Шло формирование имперской системы управления, были созданы отраслевые органы государственного управление министерства. Приняты единые для всей страны гражданский и уголовный кодексы. 1871 г. была введена единая золотая валюта, которая унифицировала денежную систему Германии. Образование единого экономического рынка дало толчок стремительному развитию экономики.

Социально-политическое развитие Германии в конце XIX- начале XX вв. Изменения в экономической сфере в конце XIX оказали существенное влияние социальную структуру германского общества. Выразителями интересов различных слоев населения стали многочисленные политические партии ("свободных консерваторов", национал-либеральная, социал-демократическая и др.). Интересы рабочего класса и мелко- буржуазных слоев представляла социал-демократическая партия, чье влияние неуклонно возрастало. В создавшихся условиях Бисмарк провел через рейхстаг так называемый Исключительный закон (действовал до 1890 г.). По нему все социалистические организации распускались, распространение социалистических идей запрещалось, а членство в подданных организациях каралось тюремным заключением и крупным штрафом. Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса, поэтому он стал инициатором законов, направленных на улучшение положения рабочего класса. В 1883 г. был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 г. введено страхование от несчастных случаев, в 1889 г. - закон о страховании по инвалидности и старости.

К началу XX в. Германия превратилась в экономически развитое, милитаристски настроенное государство, в котором едва пробивались ростки демократии. Милитарист­ские интересы финансово-промышленной олигархии толкнули Германию к войне за пере­дел мира (1914-1918 гг.). В этой войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а империя перестала существовать.

Читайте также: