Кто должен уметь осуществлять техническое обслуживание оборудования и систем охраны

Обновлено: 05.07.2024

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОХРАНЫ

6.1. Техническое обслуживание ТСО представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера по поддержанию ТСО в состоянии, соответствующем требованиям технической документации на ТСО в течение всего срока эксплуатации.

6.2. Основные задачи технического обслуживания ТСО:

обеспечение правильного функционирования;

контроль технического состояния ТСО и определение пригодности к дальнейшей эксплуатации;

выявление и устранение неисправностей и причин ложных срабатываний, уменьшение их количества;

ликвидация или недопущение последствий воздействия неблагоприятных климатических, производственных и других мешающих факторов;

анализ и обобщение сведений результатов выполненных работ, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов технического обслуживания.

6.3. Эффективность технического обслуживания достигается:

рациональной организацией труда ИТР и электромонтеров, их заинтересованностью в качественном и производительном труде;

плановым проведением регламентов технического обслуживания;

знанием и соблюдением ИТР и электромонтерами требований нормативно-технической документации, правил безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию;

правильной постановкой плановых заданий и оперативным выполнением заявок на устранение неисправностей;

контролем своевременности и качества выполняемых работ;

материально-техническим обеспечением (спец. одежда, инструмент, диагностическая аппаратура, материал для регламента и другое);

высокой профессиональной подготовкой электромонтеров и ИТР;

оснащением поверенной КИА и инструментом;

знанием тактико-технических характеристик и эксплуатационных особенностей обслуживаемых ТСО.

6.4. Ответственность за организацию технического обслуживания, обеспечение электромонтеров документацией, материалами, инструментом, средствами измерений и защиты возлагается на руководителей технической службы управлений (отделов) вневедомственной охраны.

6.5. Техническое обслуживание ТСО включает:

неплановое (не исключает планового выполнения регламентных работ).

6.6. Плановое техническое обслуживание проводится со следующей периодичностью:

комплекса ТСО, установленного на объекте, в объеме регламента № 1 — 1 раз в месяц.

6.7. Регламент № 1 комплекса ТСО предусматривает выполнение следующих основных работ:

регламент № 1 шлейфов сигнализации;

регламент № 1 извещателей;

регламент № 1 приборов приемно-контрольных, устройств объектовых СПИ, приборов-сигнализаторов;

проверка работоспособности комплекса ТСО совместно с СПИ с обязательной фиксацией в журнале электромонтера и на ПЦО;

измерение электрических параметров комплексов ТСО с обязательной регистрацией в журнале электромонтера.

6.8. Регламент № 2 комплекса ТСО предусматривает выполнение следующих основных работ:

регламент № 2 шлейфов сигнализации;

регламент № 2 извещателей;

регламент № 2 ППК, устройств объектовых СПИ, приборов-сигнализаторов;

проверка работоспособности комплекса ТСО совместно с СПИ с обязательной записью в журнале электромонтера и документах ПЦО.

6.9. Объем выполненных регламентных работ должен в обязательном порядке фиксироваться в журнале электромонтера с документальным подтверждением собственника, а по СПИ и приборам-сигнализаторам с подтверждением ИТР, с последующими отметками о выполненных регламентных работах в контрольном листе (журнале) и на распечатке печатающего устройства.

6.10. Неплановое техническое обслуживание проводится:

устройств СПИ и приборов-сигнализаторов, установленных на ПЦО и в помещениях телефонных станций при возникновении сбоев в работе аппаратуры, когда их причина не может быть устранена проведением регламентов № 1 и № 2;

при поступлении ложного срабатывания проводятся работы в объеме определяемом ИТР или бригадиром электромонтеров, но не менее объема регламента №1;

комплекса ТСО, установленного на объекте, в объеме регламента № 2 — при поступлении с объекта двух и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней, а также в случаях ликвидации последствий воздействия на ТСО неблагоприятных климатических или производственных условий.

При поступлении заявки или невзятии объекта под охрану объем работ определяется ИТР или бригадиром электромонтеров.

6.11. Техническое обслуживание ТСО, установленных в МХЛИГ, проводится:

комплекса ТСО в объеме регламента № 1 — по заявкам собственников, но не реже 1 раза в год;

комплекса ТСО в объеме регламента № 2 — при поступлении с МХЛИГ двух и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней, а также в случаях ликвидации последствий воздействия на средства ТСО неблагоприятных климатических или других условий;

перед сдачей МХЛИГ на длительную охрану (более 6 месяцев).

При организации охраны МХЛИГ (коттеджи, дачи, загородные дома, квартиры, гаражи и другие), оборудованных ТСО соответствующими в сумме более 1 условной установки, обслуживание их проводится в рамках регламента № 1 – 1 раз в 3 месяца, по договоренности с собственником.

При поступлении заявки на устранение неисправности ТСО старший инспектор-инженер, инженер отдела (отделения), на которых возложены обязанности по организации охраны МХЛИГ, должны предварительно решить вопрос с собственником о дате и времени выполнения работ.

6.12. На охраняемых МХЛИГ, удаленных от ПЦО, плановое техническое обслуживание ТСО в объеме регламента № 1 проводится не реже 1 раза в год и неплановое – перед сдачей МХЛИГ на длительную охрану.

6.13. При несогласии собственника принять установленный режим обслуживания ТСО на объекте МХЛИГ, допускается вводить особые условия обслуживания (время, периодичность и условия проведения регламентов, обслуживание перед сдачей на длительную охрану), которые необходимо включить в договор об охране.

6.14. Объемы, содержание и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию ТСО определяются действующей технической документацией на ТСО.

6.16. Режим работы электромонтеров по обслуживанию ТСО организуется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

6.17. Численность электромонтеров в каждой смене определяется руководителем инженерно-технической службы отдела (отделения), исходя из производственной необходимости. На вторую и третью смены назначается старший смены.

6.18. Электромонтеры, заступающие на работу во вторую и третью смены, в выходные и праздничные дни, подчиняются дежурным ПЦО и ЦОУ, при его отсутствии – ответственному должностному лицу по отделу (отделению).

6.19. При необходимости электромонтер может быть направлен бригадиром, начальником или инженером ПЦО на выполнение заявок и (или) регламентных работ на участках, закрепленных за другими электромонтерами отдела (отделения).

6.20. Техническое обслуживание ППК, СПИ, интегрированных систем безопасности, построенных на основе микропроцессорной техники, выполняют ИТР, имеющие соответствующую квалификацию.

6.21. Для обеспечения эффективности и оперативности выполнения работ по техническому обслуживанию, руководителями инженерно-технической службы и ИТР отделов (отделений) ежедневно проводятся производственные инструктажи электромонтеров с подведением итогов.

6.22. Инструктаж электромонтеров включает:

выдачу заданий на проведение плановых работ;

распределение заявок между бригадами и электромонтерами на выполнение неплановых работ;

анализ недостатков, выявленных в процессе технических осмотров и обслуживания, принятие решений по их устранению;

проверку наличия у электромонтеров необходимой документации, материалов, инструмента, средств измерений и защиты.

6.23. Подведение итогов включает:

отчет электромонтеров о проделанной работе,

проверку правильности заполнения журналов электромонтеров, наличия в них сведений о выполненных работах и израсходованных комплектующих изделиях и материалах, отметок собственника.

6.24. При надлежащем качестве технического обслуживания разрешается увеличивать электромонтерам количество обслуживаемых ТСО, а также выполнение работ по монтажу ТСО.

Допускается совмещение должности электромонтера по техническому обслуживанию ТСО с должностями электромонтера по монтажу ТСО, водителя автомобиля (мотоцикла).

Оплата указанных дополнительных видов работ производится в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.25. Техническое обслуживание резервных источников питания (аккумуляторов, бензо- и дизельэлектрических агрегатов) осуществляется в соответствии с их инструкциями по эксплуатации и рекомендациями по организации резервного электропитания на ПЦО электромонтерами, прошедшими специальное обучение.
Источники питания и устройства резервного электропитания закрепляются для технического обслуживания за электромонтерами приказом начальника отдела (отделения).

6.26. Техническое обслуживание средств вычислительной техники в объеме, аналогичном регламенту № 1 ТСО (чистка, смена картриджей), осуществляется электроником, а в объеме, аналогичном регламенту № 2 (обслуживание операционной системы, резервное копирование данных, установка и настройка программного обеспечения) — инженером-программистом отдела (отделения) или лицом, ответственным за эксплуатацию средств вычислительной техники в отделе (отделении) или организацией имеющей лицензию на данный вид работ.

6.27. Техническое обслуживание средств регистрации переговоров на ПЦО осуществляется работниками инженерно-технической службы.

Средства регистрации закрепляются для технического обслуживания приказом начальника отдела (отделения) за работниками инженерно-технической службы.

6.28. Техническое обслуживание систем охранного телевидения и систем контроля и управления доступом осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией.

Техническое обслуживание системы охранной сигнализации

Лучше не использовать охранную систему вообще, чем эксплуатировать неисправную, которая не будет реагировать на проникновение или станет подавать ложные сигналы тревоги.

  • бесперебойность функционирования;
  • контроль текущего состояния аппаратуры и определение степени ее износа;
  • выявление и ликвидация причин ложных срабатываний и сбоев;
  • обнаружение и исправление поломок вызванных техническими, природными и человеческим факторами.

В соответствии с действующими нормативами ГОСТ Р 50775-95 и ГОСТ Р 52435-2015 в результате выполнения ТО осуществляется оформление установленных документов, и ведение журналов, где указаны результаты выполненных работ, характер поломок и рекомендации по методикам дальнейшего обслуживания охранной системы сигнализации и/или ее модернизации.

После сдачи в эксплуатацию или глобальной модернизации системы безопасности владелец или ответственный за техническое состояние помещения должен получить от инсталляторов регламенты технического обслуживания охранной сигнализации.

В нем прописывается техническое задание на выполнение всех работ, которые могут потребоваться для поддержания оборудования в рабочем состоянии.

Простые операции по уходу и очистке устройств может выполнять сам пользователь или назначенный технический работник без профильного образования.

Более сложные работы, которые требуют разборки аппаратуры и использование специализированных инструментов, измерительных приборов и тестирующих устройств лучше доверить профессионалам, имеющим соответствующее образование.

  • ремонт – как правило, он заключается в оперативной замене, вышедшего из строя оборудования;
  • профилактика – состоит из частичной или полной проверки аппаратного комплекса и программного обеспечения.

РЕГЛАМЕНТ ПРОВОДИМЫХ ПРОВЕРОК И РАБОТ

При проведении технического обслуживания охранной сигнализации проверке подлежат:

Контроль прочности и целостности крепежных приспособлений периферийных приборов охранной сигнализации, это первичный обязательный этап техобслуживания. Закрепляя прибор на определённом месте, и осуществив его тонкую настройку, инженеры не могут гарантировать его полную неподвижность.

На изменение положения могут повлиять температурные деформации материалов в результате суточных и сезонных колебаний температуры окружающей среды, усадочные деформации строительных конструкций зданий и сооружений, человеческий фактор.

В результате ослабления креплений может произойти изменение зоны контроля или механическое повреждение самого устройства. Поэтому в регламент ТО обязательно вносят работы по подтяжке фиксирующих элементов для надежного крепления устройств на опорной конструкции.

Основные и вспомогательные приборы.

Прежде всего, производится оценка состояния корпуса и функциональных элементов и тестирование основных функциональных возможностей приемно-контрольного прибора.

При ТО охранно-пожарной системы следует обратить внимание на звуковые и световые оповещатели. Оба типа устройств активируются только при возникновении нештатных ситуаций, поэтому пользователь сможет выявить их неисправность только в случае отказа всей системы, что может привести к самым печальным последствиям.

Именно поэтому проверка устройств оповещения входит в обязательный регламент при каждом техобслуживании. Также проверке подлежат все линии связи между приемно-контрольным прибором и пунктом охраны или диспетчерской. Проверка приемно-контрольных приборов и устройств оповещения осуществляется одновременно.

После включения приемно-контрольного прибора с его пульта передается имитация сигнала тревоги на оповестительное оборудование.

В случае если охранная сигнализация использует для передачи сигнала GSM технологии, модуль связи в приемно-контрольном приборе постоянно функционирует в ходе нормальной работы системы. Поэтому проверка GSM модуля выполняется с большей периодичностью во время полного тестирования всей системы.

Гибкие соединения и переходы.

Под этой терминологией в системах пожарной и охранной сигнализации имеются в виду кабельные сети, соединяющее всю внешнюю периферию приборов и устройств в единую систему. В охранной сигнализации существуют приборы расположенные на подвижных конструкциях, в процессе эксплуатации которых тонкие провода могут перетираться.

Это может привести как к ложному срабатыванию, так и к несрабатыванию, что значительно снизит надежность системы. При организации технического обслуживания охранной беспроводной сигнализации этот этап пропускается.

Источники питания.

Техническое обслуживание средств охранной сигнализации включает проверку работоспособности основных, резервных и аварийных источников электроснабжения. Этот этап является обязательным при каждой проверке и включает также осмотр и обслуживание защитного оборудования.

При проверке от блока питания системы отключается основная линия электроснабжения, при этом прибор должен перейти на резервное питание от аварийной линии или аккумуляторных батарей.

При этом должна быть обеспечена максимальная нагрузка с учётом энергопотребления системы оповещения. Резервный источник питания должен поддерживать работоспособность на протяжении времени указанного в технических характеристиках.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Если техническое обслуживание будет осуществлять компания выполнявшая установку оборудования, то ее представители подают на согласование с заказчиком график работ, где указывается перечень работ и периодичность их выполнения. Отдельно можно оговорить перечень операций, которые относятся к сервисному обслуживанию и гарантийному ремонту.

В соответствии с законодательством стоимость технического обслуживания включает и действия по ремонту или замене вышедшего из строя оборудования либо другим действиям по устранению поломок, неисправностей и сбоев в настройках.

Дополнительно заказчик должен оплатить только стоимость приобретенного для замены оборудования при условии, что гарантийный срок его эксплуатации закончился.

Порядок и периодичность технического обслуживания систем охранной сигнализации регламентируется не только ГОСТ и СНиП, но и инструкциями по эксплуатации устройств компании изготовителя.

Все работы по обслуживанию системы сигнализации можно условно разделить на плановые и внеплановые.

Внеплановые проводятся в случае отказа всей системы, какой-либо ее части или постоянных ложных срабатываний. А также в случае каких-либо воздействий на устройства охранной сигнализации, которые привели к их неработоспособности.

Плановое техническое обслуживание охранной сигнализации имеет следующую периодичность:

  • внешний осмотр устройств;
  • выявление видимых обрывов кабеля;
  • тестирование работоспособности системы.

Эти мероприятия выполняются техническим персоналом предприятия или организации где установлена сигнализация.

  • при наличии подвижных элементов осуществляется их осмотр и проверка работоспособности;
  • при необходимости осуществляется замена вышедших из строя компонентов;
  • производится измерение параметров кабельных сетей (шлейфов);
  • проверяется работоспособность всех приборов и извещателей.

Охранная сигнализация сложная инженерная система, которая состоит из разнообразного оборудования. Наиболее целесообразно доверить ее профилактику и обслуживание профессионалам, имеющим профильное образование и соответствующие сертификаты.

© 2014 - 2021 г.г. Все права защищены.

Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и официальных документов

Читайте также: