Кто должен осуществлять замену расчетных электрических счетчиков

Обновлено: 04.07.2024

Алгоритм действий по вводу в эксплуатацию прибора учета

Согласно положению пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Установленный, а также замененный в случае выхода из строя, в том числе по истечении межповерочного интервала, прибор учета подлежит вводу в эксплуатацию исполнителем коммунальной услуги (УК, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающая организация) в течение 15 рабочих дней, но не позднее месяца, следующего за датой его установки, на основании поданной собственником помещения заявки.

Шаг 1. Установку прибора учета необходимо осуществлять на основании договора с организацией, специализирующейся на выполнении данного вида деятельности. Кроме того обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Перед заключением договора необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, а именно: с предметом договора, его ценой, порядком расчетов по договору, сроком установки прибора учета, его местом установки, порядком ввода прибора учета в эксплуатацию и гарантийными обязательствами данной организации.

Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

Шаг 2. Заявка на ввод в эксплуатацию вновь установленного / замененного прибора исполнителю коммунальных услуг.

фамилия, имя, отчество потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;

Установленный прибор должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца со дня, следующего за днем его установки (п. 81 Правил).

Шаг 3. Исполнитель коммунальных услуг обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию. В случае невозможности исполнения заявки в указанный срок он обязан согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

Предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено потребителю не позднее чем через три рабочих дня со дня получения заявки. Предложенная новая дата не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (п. 81(1) Правил).

Если исполнитель коммунальных услуг не выполнит эти условия или не явится в предложенные дату и время, то прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя коммунальных услуг заявки потребителя (п. 81(2) Правил).

Шаг 4. Подпишите акт ввода прибора учета в эксплуатацию, составленный исполнителем коммунальных услуг после контрольного опломбирования прибора учета.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя (п. 81(7) Правил).

фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

в случае ввода прибора учета в эксплуатацию - показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

Эксплуатация приборов учета и расчеты за потребляемые услуги по их показаниям начинаются с момента подписания сторонами акта ввода приборов учета в эксплуатацию с исходными показаниями приборов учета на момент подписания акта (п. 81 Правил).

Основаниями для отказа ввода установленного прибора учета в эксплуатацию могут являться (п. п. 81(4), 81(5) Правил):

ненадлежащее качество установки прибора учета, в том числе несоответствие установленного прибора учета комплектации и схеме монтажа, указанным в технической документации на него.

Проследите за тем, чтобы при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию представитель исполнителя коммунальных услуг установил контрольную пломбу на приборе учета.

Прибор учета, вводимый в эксплуатацию после его замены, должен опломбироваться исполнителем коммунальных услуг без взимания платы с потребителя. За ввод прибора учета в эксплуатацию плата с потребителя также не взимается (п. п. 81(8), 81(9), 81(14) Правил).

**В соответствии с п.81(3) Правил, если потребитель заключил с исполнителем договор об установке ИПУ (то есть монтаж прибора выполняет сам исполнитель коммунальных услуг), ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания соответствующего акта, предусмотренного п. 81(6) Правил. Очевидно, все предыдущие этапы (подача заявки на установку ИПУ, согласование времени, проверка ИПУ и документов на него, установка пломб) выполняются в рамках договора на установку ИПУ.

Шаг 5. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию. Поверка индивидуального прибора учета выполняется по истечении межповерочного интервала. Межповерочный интервал определяется предприятием - изготовителем и в обязательном порядке указывается в паспорте индивидуального прибора учета.

  1. Подал заявку (обращение) на установку (замену) прибора учета электроэнергии, прошло уже более 6 месяцев, но так электросчетчик и не установили. Когда прибор учета будет установлен (заменен)?

В соответствии с действующим законодательством установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации:

- в случае, если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г.;

- в случае, если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г.

За прибор учета, его установку, замену и опломбировку потребителям платить не нужно.

  1. Истекает срок поверки. К кому обратиться?

При обнаружении неисправности, выходе из строя или истечении межповерочного интервала электросчетчика необходимо:

  1. Установили умный прибор учета, можно ли демонтировать старый электросчетчик, который в свое время перенес с лестничной площадки в квартиру?

Если интеллектуальный прибор учета электроэнергии допущен в качестве расчетного и на него составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию, то старый электросчетчик можно демонтировать.

  1. Как будут производиться расчеты за электроэнергию до установки (замены) прибора учета электроэнергии?

В случае истечения интервала между поверками индивидуального прибора учета, плата за коммунальную услугу по электроснабжению производится исходя из показаний такого прибора учета, а в случае отсутствия или выхода из строя электросчетчика, плата за коммунальную услугу по электроснабжению производится исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы), а при невозможности определения такой информации по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления.

  1. Можно ли в квартире самостоятельно установить ПУ?

В соответствии с ФЗ N 522-ФЗ обязанность по установке и замене прибора учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, иными словами потребитель утратил право на самостоятельную его установку. В противном случае, данный прибор учета может быть не допущен в эксплуатацию и не принят гарантирующим поставщиком.

  1. В какой срок установят новый счетчик?

Работы по установке/замене прибора учета и допуску его в эксплуатацию осуществляются в сроки, установленные законодательством – не позднее 6 месяцев с момента обращения гражданина (Постановление правительства РФ от 06.05.2011 № 354 п.80(2)).

  1. Как узнать срок межповерочного интервала?

Срок межповерочного интервала указывается в паспорте прибора учета. Кроме того, данные о поверке прибора учёта указаны на пломбах поверителя, которые устанавливаются на самом электросчетчике. Также дата следующей поверки указана в счет-квитанции.

  1. Указан неправильный межповерочный интервал, что делать (потребитель – физическое лицо)?
  1. Самостоятельно поверили электросчетчик, куда обратиться для его опломбировки?

Замена электросчетчиков производится в следующих случаях:

  • при выходе из строя прибора учета;
  • по истечению срока его эксплуатации;
  • по истечению срока межповерочного интервала;
  • при отсутствии у потребителя прибора учета, но только в том случае, если имеется техническая возможность для установки электросчетчика.
  1. Когда будут подключены приборы учета электроэнергии после установки (замены) к интеллектуальной системе учёта?

Подключение к интеллектуальной системе учёта приборов учета электроэнергии частично начато.



Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.

Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой юридическими лицами:

1. В зависимости от значения максимальной мощности (указанной в акте разграничения) и уровня напряжения на месте установки измерительного комплекса класс точности прибора учёта должен быть:

· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже с максимальной мощностью (согласно акту разграничения) менее 670 кВт - счетчики класса точности не менее 1,0.

· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше класса точности не менее 0,5S.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию счетчики, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности не менее 0,5S, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

(основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012)

2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

4. Прибор учёта должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке (основание п. 137 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

5. Собственник прибора учёта обязан:

· обеспечить эксплуатацию прибора учёта;

· обеспечить сохранность и целостность прибора учёта, а также пломб и (или) знаков визуального контроля;

· обеспечить снятие и хранение показаний прибора учёта;

· обеспечить своевременную замену прибора учёта;

(основание п. 145 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

6.Энергоснабжающая организация должна пломбировать:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;

решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

(Основание – п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей)

Требования к учету электрической энергии с применением измерительных трансформаторов:

1. Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40% номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке - не менее 5% (основание п. 1.5.17 ПУЭ).

3. Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты и совместно с электроизмерительными приборами (основание п. 1.5.18 ПУЭ).

4. Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается (основание п. 1.5.18 ПУЭ).

5. Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений (основание п. 1.5.19 ПУЭ).

6. Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков (основание п. 1.5.19 ПУЭ).

Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой гражданами (физическими лицами):

1. Счётчики должны иметь класс точности не менее 2,0 (основание п. 138 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

4. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 80 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

5. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. (основание п. 81 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

6. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 81(10) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

7. Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу (основание п. 81(11) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

Счетчики электроэнергии с 1 июля 2020. Новые правила замены и поверки

Что изменилось со счетчиками с 1 июля 2020 года?

Главное новшество – если раньше собственникам жилых помещений вменялось в обязанность следить за исправным состоянием счетчиков электроэнергии, через которые осуществлялось электроснабжение жилого дома/квартиры, то теперь такая обязанность на законодательном уровне отменена.

Следить за исправность счетчика (в том числе, чтобы у него не истек срок поверки) теперь должны энергокомпании. В отношении приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме эта обязанность возложена на энергосбытовую компании, которая поставляет электроэнергию в многоэтажку. В частных домах за состояние счетчика отвечает электросетевя компания, от линии которой запитан дом.

При этом, уточним, новации коснулись только счетчиков электроэнергии. Со счетчиками воды, газа и тепла все обстоит, как и прежде. За состояние приборов учета отвечают собственники жилых помещений.

Как платить за свет, если счетчик сломался либо у него кончился срок поверки?

Действующие правила таковы:

— если счетчик сломался (неисправно табло, трещина на корпусе, не отображаются показания и т.п.), то потребитель переводится на оплату исходя из среднего потребления в предыдущие полгода до поломки прибора учета

С этим можно было мириться, если бы поверку можно было бы произвести быстро, и быстро провести перерасчет. Однако проблема в том, что бесплатную (т .е. за счет сбыта или электросетей) поверку в короткие сроки провести не получится.

В какие сроки должна быть проведена поверка/замена неисправного счетчика?

Восстановить работоспособность счетчика (заменить прибор или провести его поверку) энергкомпании обязаны в течение шести месяцев с даты его выхода из строя (окончания срока межповерочного интервала).

Исключения сделаны для тех жилых помещений, в которые счетчики уже были неисправны (или же их вовсе не было) на момент вступления в силу новых правил.

Так, для счетчиков, у которых срок поверки истек до 1 апреля 2020 года, срок проведения поверки установлен до 31 декабря 2021 года.

Для счетчиков, которые на 1 апреля 2020 года считались вышедшими из строя по причине поломки или истечения срока эксплуатации, срок замены установлен до 31 декабря 2023 года.

Таковы же условия для жилых помещений, не оборудованных электросчетчиками на начало апреля 2020 года. Счетчики в таком случае должны быть установлены до 31 декабря 2023 года.

Стоит при этом отметить, что в нормативных актах, которыми была запущена работа новых правил эксплуатации электросчетчиков, не было столь продолжительных сроков по исполнению энергетиками своих обязательств. Они появились лишь в конце 2020 года, когда стало ясно, что в течение изначально заявлявшихся шести месяцев сети и сбыты не справляются.

Ответственность энергокомпаний за нарушение сроков замены/поверки электросчетчиков

В момент запуска новых правил обращения с электросчетчиками условия выглядели вполне адекватными. Правительство установило, что если проблема с прибором учета не будет решена в течение шести месяцев (счетчик не будет поверен или заменен), то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%.

Подразумевалось, что таким образом энергокомпании будут достаточно мотивированы к тому, чтобы не затягивать дело, проводить поверку и (или ) замену счетчика в установленные законом сроки.

— 7% начиная с 1 января 2023 года

— 14% начиная с 1 января 2024 года

— 20% процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 года.

Норма, предусматривающие повышение штрафа, если счетчик остается в неисправном состоянии еще четыре месяца, осталась. В таком случае штраф увеличивается вдвое.

Новые правила по электросчетчикам с 1 июля 2020 года. Где про все это написано официально?

В то же время закон лишь задает общие рамки. Да и кроме смены ответственных за функционирование электросчетчиков там много о чем еще идет речь. В том числе, например, и про развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии, о чем речь шла выше. Законом были внесены дополнения в десятки нормативных документов.

Главным из них является п. 80 1 и п. 80 2 . В них, собственно, и прописано, что теперь за состояние счетчиков отвечают энергосбыты (в многоквартирных домах) и электросети (в частных домах). Что именно сети и сбыты несут ответственность за состояние приборов учета, расположенных вне пределов квартир (в многоквартирном доме) и границ участков частных домов.

Там же, а именно в п. 80 2 прописана обязанность энергкомпаний заменить прибор учета в течение шести месяцев. А так же описаны санкции, которые последуют, если это требование выполнено не будет.

Вывод: в ближайшие годы электросчетчики придется менять/поверять за свой счет

Какое резюме? Приняв достаточно революционное решение переложить ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании правительство, похоже, не смогло отбиться от требований лоббистов, потребовавших отложить реформу. По сути, она заморожена.

Никаких штрафных санкций за невыполнение требований по установке/замене счетчиков энергокомпаниям в ближайшие два года не грозит. Следовательно, энергосбыты и электросети могут попросту игнорировать заявки потребителей. И как уже выше было сказано, для потребителя единственным надежным способом решить проблему с учетом электроэнергии остается поверить/установить электросчетчик за свои деньги.

Такое положение дел продлится еще пару лет. Если, конечно, сроки вступления в силу норм об ответственности энергокомпаний за состояние счетчиков не будут еще раз перенесены.

Читайте также: