Критерием какого направления общественного развития выступают права человека
Обновлено: 30.06.2024
Общественный прогресс - совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.
Периоды развития общества:
- прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
- регресс - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
- стагнация - период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое. 1
Критерии прогресса
Критерии прогресса - это основные параметры его характеристики:
- социальный;
- экономический;
- духовный;
- научно-технический.
Социальный критерий - это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития - это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.
Экономический критерий - это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий - самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.
Духовный критерий - нравственное развитие - один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот - регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.
Научно-технический критерий - это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче - инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь. 2
Характер общественного развития:
Реформы, их виды и направления
Реформа - степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
- Социальные - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
- Политические - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
- Экономические - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
Революции и их виды
Революция - коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
- Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет, промышленная революция - XVII-XVIII вв.),
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России).
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫ | УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
… | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)демографические проблемы; 2)глобальные проблемы; 3)экологические проблемы;4)экономические проблемы;5) продовольственные проблемы.
3.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1)прогресс; 2)структура; 3)эволюция; 4)реформа; 5) спад; 6) стратификация
4.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
5.Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
19.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов .Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
21.По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
22.В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? По каким основаниям можно о нем судить?
23.Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Выберитеодно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.
1.16. Понятие общественного прогресса
По кодификатору нам нужно знать:
Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция
В данном пояснении есть такое понятие как "революция". Оно является составной частью понятия "социальные изменения" вместе с понятием "эволюция". То же определение является составной частью "социального прогресса", который (прогресс) является составной частью понятия "общественное развитие". Заметьте, если бы в курсе обществознания слово "развитие" имело бы субъективное значение, давало бы нам оценочную характеристику какого-либо явления, то вопросов по классификации не возникло бы. Но в курсе обществознания понятие "развитие" определяется как понятие "изменение", что следует из классификации понятия "развитие" на прогресс и регресс.
Получается, что революция - одновременно и форма прогресса, и форма изменения, которая уже включает в себя понятие прогресса.
В конце статьи я оставил план по этой теме, который сделан исключительно по учебнику Котовой и Лисковой за 11 класс.
Обозначим главные пункты:
1. Социальные изменения
По Котовой и Лисковой: Эволюция (в т.ч. реформы), Революция
По Боголюбову: Эволюция, Реформа, Революция
2. Общественное развитие
Прогресс, регресс
Здесь, как вы понимаете, важна не сама классификация, которую запомнить очень легко, а именно формулировки, которые будут соответствовать этим понятиям. Их мы обязательно разберем во второй части данной статьи.
Определение этим понятиям дать можно "на ходу". Мы знаем, что это форма общественного развития, а также потом узнаем, что есть отличительные прогресса или регресса.
3. Критерии общественного развития
По Котовой и Лисковой: Развитие науки и техники, Улучшение условий жизни людей, Увеличение производительности, Развитие общедоступного образования и т.д.
По Боголюбову: Развитие производительных сил, включая развитие самого человека, Мера свободы, которую общество может предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
В сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть 6 заданий на эту тему. Сперва разберём задание на сопоставление форм общественного развития (прогресса и регресса) с их характеристиками:
А) использование на каждой стадии развития лучших достижений прошлого с добавлением к этому чего-то нового
Обращу Ваше внимание также на задание, в котором от нас требуют нахождения социальных изменений, носящих прогрессивный характер.
3) инновационные технологии внедряются в различные области жизни, включая процессы производства и управления
4) ежегодно растёт доля обучающихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами
6) политика государства ориентирована на развитие способностей граждан, сохранение и укрепление их здоровья
Суждение 2 неверно, поскольку любая избирательная система имеет свои преимущества и недостатки, так что внедрение новой системы не является прогрессом. Смотрите тему 4.10. Избирательная кампания в Российской Федерации
Суждение 5 неверно, поскольку переименование парламента не изменяет его функционала, не приносит каких-либо инноваций и благ.
Заостряю Ваше внимание на суждении под номером 1. Изначально я, когда решал это задание, не записал в ответ первое суждение. Из-за слова "вместо" я понял это суждение не так, как на самом деле его нужно понимать. Такую же ошибку совершил, при разборе этого задания, Валентиныч (один из буржуев, торгующих онлайн-школами). Видео с разбором им заданий прикреплю в конце статьи. Это задание у него под номером 21. Таймкоды:
56:39 - решает неправильно
Следующее задание из сборника Котовой и Лисковой:
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию . на тему "Общественное развитие". Один из слайдов называется "критерии общественного прогресса" .
Суждение 1 неверно, поскольку инфляция - это плохо, а, значит, не является критерием прогресса.
Суждение 5 неверно, поскольку сокращение рабочих мест означает рост безработицы, а это плохо.
Суждение 6 неверно, поскольку ослабление социальной мобильности - регресс, возвращение общества к изжившим себя социальным институтам.
И последнее из заданий, на которое я хочу обратить внимание:
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию . на тему "Общественный прогресс". Один из слайдов называется "противоречивость общественного прогресса" .
6) увеличение количества людей, погибающих во время вооруженных конфликтов с применением новой боевой техники
Что здесь примечательного? Каждое предложение строиться по системе: "это из-за этого". Если мы попробуем охарактеризовать каждое из "этого", поставив над ним + или - соответственно, то в каждом предложении будет по два знака. Нам нужно, чтобы в одном предложении было два разных знака. Таким образом, к примеру, получается, что: (5) ухудшение состояния окружающей среды (-) в развитием производства (+) - верный ответ.
Как мы с Вами знаем, в задании 25 будут спрашивать о чём-то, связанном с реальным миром. Потому предлагаю Вам иметь в виду такие события как Конституционная реформа 2020 года , а также Октябрьская революция 1917 года в качестве примеров форм общественного развития.
План на тему "Понятие общественного прогресса" по учебнику Котовой и Лисковой 11 класс:
Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.
Используемые источники:
- Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
- КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
- Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
- Видео на ютуб:
Напоминаю о таймкодах: 56:39 - решает неправильно 2:12:46 - исправляет
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫ | УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
… | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)демографические проблемы; 2)глобальные проблемы; 3)экологические проблемы;4)экономические проблемы;5) продовольственные проблемы.
3.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1)прогресс; 2)структура; 3)эволюция; 4)реформа; 5) спад; 6) стратификация
4.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
5.Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
19.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов .Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
21.По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
22.В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? По каким основаниям можно о нем судить?
23.Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Выберитеодно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Читайте также: