Криптовалюта как предмет взятки

Обновлено: 30.06.2024

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2019 г. принял постановление о внесении изменений в Постановление от 9 июля 2013 г. № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее – Постановление № 24). Одновременно внесены поправки уточняющего характера в Постановление от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.

Напомним, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ нормы, устанавливающие ответственность за коммерческий подкуп, получение, дачу взятки (ст. 204, ст. 290, ст. 291 Уголовного кодекса РФ), были скорректированы: в отдельные составы выделены действия по мелкому коммерческому подкупу (ст. 204.2 УК РФ) и мелкому взяточничеству (ст. 291.2 УК РФ), а также введены ст. 204.1 УК РФ и ст. 291.1 УК РФ за посредничество в коммерческом подкупе и во взяточничестве соответственно. В этой связи изменения Постановления № 24 и дополнительные разъяснения к нему обусловлены действием обновленных норм уголовно-правового закона.

В частности, в п. 9 Постановления № 24 внесено уточнение понятия предмета взятки и коммерческого подкупа. Таковым, помимо перечисленных, является доход должностного лица от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав. Данная формулировка соотносится с нормами гражданского законодательства при определении объектов имущественных прав (ст. 128, ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ).

Пункт 10 Постановления № 24 в новой редакции способом получения/дачи взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе называет зачисление денежных средств с согласия должностного лица на указанный им электронный кошелек (к числу таких относятся электронные платформы, которые предлагают услуги по хранению и переводу денег без открытия счета, например, Яндекс.Деньги, QUWI-кошелек и т.д.). Отмечается, что привлечь к уголовной ответственности должностное лицо за взятку или коммерческий подкуп можно будет в том случае, когда при предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место (например, переводит деньги на указанный взяткополучателем номер электронного кошелька), к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем. При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться зачисленной суммой.

Новым пунктом 11.1 Постановления № 24 предусматривается, что независимо от того, какую часть получил взяткополучатель от суммы взятки, ответственность за ее дачу или получение наступит за тот размер взятки, о котором предварительно договорились обе стороны.

Введенными п. 13.1 – 13.5 Постановления № 24 дается описание двум видам посредничества во взятке. Так, различается физическое посредничество, когда передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя денег и других ценностей происходит непосредственно, а также иное способствование (интеллектуальное посредничество) в получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (например, организация встречи, ведение переговоров). При физическом посредничестве, когда согласно договоренности коррупционера с посредником о том, что деньги от взяткодателя остаются у последнего, преступление будет считаться оконченным с момента получения ценностей посредником. В иных случаях физическое посредничество при передаче взятки будет окончено при условии передачи хотя бы части взятки лицу, которому они предназначены. Так называемое интеллектуальное посредничество будет считаться оконченным с момента выполнения посредником действий, направленных на достижение соглашения между взяткодателем или взяткополучателем, независимо от результата достижения такого соглашения между ними.

Обращается внимание, что лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче взятки либо предмета коммерческого подкупа, на сумму, не превышающую значительный размер для указанных преступлений (25 тыс. руб.), не может нести ответственность как соучастник в получении и даче взятки, мелком взяточничестве, коммерческом подкупе (в том числе мелком). Взятка и коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тыс. руб., подлежат квалификации по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ либо ч. 1 ст. 204.2 УК РФ соответственно, при этом неважно, подлежит ли ответственности лицо за законные или незаконные действия, совершенные единолично либо в группе лиц.

В новой редакции п. 24 Постановления № 24 разъясняется: если коррупционер получил деньги (иные ценности) за действия, которые он осуществить не может, так как не обладает соответствующими полномочиями, то его действия подлежат квалификации как мошенничество. Владелец же переданных денег (ценностей) будет привлечен за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, при этом он не будет считаться потерпевшим по делу о мошенничестве, соответственно, возврат денег и возмещение вреда ему не предусмотрены.

Верховный Суд РФ также отметил, что результаты оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться в доказывании по преступлениям коррупционной направленности, только если они добыты в рамках закона.

Ежегодный объем взяток во всех странах мира оценивается в сумму около $1 триллиона, подсчитали в декабре 2017 г. в ООН. Еще больший объем денежных средств мировая экономика теряет вследствие коррупционной деятельности — тут речь идет уже о сумме в $2,6 триллиона. В России статистика не более оптимистичная — минувшим летом Генпрокуратура оценила ущерб российскому госбюджету от коррупции начиная с 2015 г. в сумму, превышающую 130 миллиардов рублей.


Художник: Юрий Аратовский

Еще недавно казалось, что коррупцию смогут искоренить новые технологии, прежде всего блокчейн, в том числе за счет внедрения умных контрактов и повышения прозрачности сделок. Однако активно развивающийся сектор криптовалют показал и иную перспективу — учитывая отсутствие регулирования в большинстве юрисдикций, цифровые деньги могут оказаться и инструментом, позволяющим производить не вполне соответствующие букве закона операции.

Берут валютой и оборудованием

Стоит отметить, что пока в мире еще не существует законодательно зафиксированного прецедента получения взятки именно в криптовалюте и, тем более, последовавшего затем наказания. Конечно, это вовсе не означает отсутствия в отрасли коррупционной практики, в том числе с участием известных компаний и громких имен.

Не менее громкой стала и история с пастором из Нью-Джерси Тревоном Гроссом. Последний был приговорен к пяти с половиной годам тюрьмы по обвинению в получении взятки и преступном сговоре. Пастора подозревали в получении взяток от разработчика обменника Coin.mx (речь шла о сумме в $150 000). В свою очередь Тревон Гросс помогал компании в проведении международных платежей через кредитный союз HOPE CreditUnion, в котором был председателем.

Минувшей весной разгорелся и скандал в Венесуэле — как выяснилось, представители тайной полиции Sebin получили взятку от местных майнеров в качестве оплаты за возможность заниматься криптовычислительными операциями, сообщало издание Bit.news. Утверждается, что служебные лица требовали по $1000 за каждый майнер, на что те, естественно, согласились, чтобы остаться на свободе и продолжить заниматься своей деятельностью (теперь власти страны требуют от майнеров регистрироваться в онлайн-реестре).

По словам еще одного майнера из Венесуэлы, он также столкнулся с вымогательством со стороны представителей власти. Изначально у него требовали 20 тысяч, однако в итоге предметом сделки стало майнинговое оборудование (у венесуэльца забрали 11 из 20 машин).

Криминал присмотрелся к биткоину

Волатильный курс криптовалют вызвал настоящий ажиотаж вокруг нового финансового актива, спровоцировав интерес со стороны криминального мира. Так, в Нью-Йорке грабители, угрожая оружием, отобрали у владельца криптовалюты ключи от квартиры и похитили жесткий диск вместе с 1,8 млн эфиров, а в Дании киллер принял заказ на убийство за плату в 4 биткоина.

С подобными инцидентами участникам криптовалютного рынка приходится сталкиваться и в России. При этом жертвами преступников рискуют стать не только обладатели криптовалюты, но и ее продавцы. Так, в минувшем ноябре 15 миллионов рублей и соответствующего количества биткоинов лишился житель Москвы. Последний перевел потенциальному покупателю криптовалюту, однако после этого в помещение, где происходила сделка, ворвались неизвестные и забрали имеющуюся наличность.

В декабре едва не стал жертвой преступников столичный майнер, студент одного из московских вузов Сергей Тягов. Грабители совершили нападение на майнера в метро, затем, уже в его квартире, попытались похитить финансовые средства, вырученные майнингом, — речь шла о 100 млн рублей. Однако жертва нападения успела вызвать полицию с помощью тревожной кнопки, сообщает Russian bitcoin community.

Под угрозой — банкоматы

Внимание криптомира в последнее время привлекают и автоматы по продаже криптовалют — похищения последних встречаются с завидной регулярностью. Так, в 2015 г. в сети попало видео ограбления табачного магазина в Атланте. Тогда преступники вынесли из торговой точки банкомат, который специализировался на операциях с биткоином.

Только к началу 2017 г. в США удалось завершить дело о группе рэкетиров, территоризировавших владельцев автоматов по продаже криптовалюты. Всего группа похитила около 70 автоматов в Чикаго и Детройте, угрожая владельцам их уничтожением и требуя выкуп за технику. Как сообщал Forklog, один из обвиняемых до этого сам владел собственной сетью банкоматов по продаже криптовалюты.

Буквально в минувшем ноябре биткоин-автомат компании ByeleX был похищен из пивного бара в нидерландском городе Ауденбош. Кроме банкомата, ничего больше не взяли. Само похищение грабителям вряд ли принесло материальную выгоду — поступившие от клиентов деньги из автомата, весившего, кстати, более 120 кг, успели забрать вечером накануне ограбления.

Валюта с потенциалом

Привлекательность криптовалют для сомнительных с точки зрения буквы закона операций объяснима, конечно же, отсутствием для цифровых денег правового поля. Как полагает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, криптовалюты изначально использовались для незаконных денежных операций, и сегодня человека практически невозможно привлечь, скажем, за получение или дачу взятки в биткоинах.

В результате, по его мнению, криптовалюта остается механизмом для легализации преступных доходов.

При этом, по его мнению, легализация криптовалют хотя и может повлечь за собой юридическую ответственность за операции с теми же биткоинам, но в то же время позволит легализовать криптокапиталы, в том числе, не исключено, полученные не всегда законным образом.

Член правления СЭЦ Модернизация Артем Юдкин с вышеизложенным мнением согласен:

Биткоин и другие криптовалюты не представляют собой с точки зрения права имущества, говорит Юдкин.

Но пока техническая и правовая база у государств не сформирована, взятки в биткоинах отследить невозможно.

Впрочем, полностью уйти от ответственности взяткодателю, оперирующему криптовалютой, все же не удастся. Конечно, криптовалютную взятку идентифицировать как взятку не получится. А вот как покушение или приготовление к даче взятки — вполне. Такого мнения, в частности, придерживается прокурор Тульской области Александр Козлов: эту идею он озвучил в рамках IV открытого антикоррупционного форума в регионе.

Автор: Ольга Блинова

Президент утвердил новый Национальный план противодействия коррупции

Взятки биткоинами отследят и отберут

Цифровые новинки

В новом плане впервые появился блок задач по пресечению коррупции с помощью IT-технологий. В частности, до лета 2024 года Генпрокуратура должна придумать, как выявлять взятки цифровой валютой, например биткоинами. В том числе ведомство должно определить, как арестовывать такие активы и возвращать потерпевшим или обращать в доход государства. Минфину предстоит разработать порядок проверки достоверности данных, которые предоставляют госслужащие, о владении цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Следственный комитет должен ежегодно отчитываться о новых формах коррупции, связанных с использованием цифровых технологий.


Ещё одно поручение, связанное с электронными технологиями, адресовано Минцифры — оно должно разработать программу, позволяющую проводить мероприятия по борьбе с коррупцией в удалённом режиме. Программа должна иметь защиту, чтобы участники видеовстреч могли обсуждать персональные данные и другую информацию ограниченного доступа.

Контролировать будут тщательнее

Есть в плане и поручение МВД и другим компетентным органам позаботиться, чтобы деньги, выделенные из бюджета на борьбу с эпидемией COVID-19, не тратили на другие цели. Особое внимание президент просит уделить фактам предоставления аффилированным коммерческим компаниям неправомерных преимуществ.

К концу этого года президент ждёт предложений от Правительства о том, как детализировать данные о доходах, расходах и имуществе чиновников. Также кабмин должен рассмотреть вопрос о проверке достоверности деклараций при смене места службы или назначении на другую должность.

Документ обозначает курс на более тщательное проведение антикоррупционных проверок. Для этого кабмину поручено обдумать, нужно ли дать право губернаторам привлекать полицию к проверкам местных чиновников и депутатов. Ещё один вопрос, который ставит президент: стоит ли дать право руководителям антикоррупционных органов обращаться в ходе проверок в банки и к операторам систем, выпускающих цифровые финансовые активы, а также в налоговые органы и Росреестр? Из национального плана следует, что проверяющим могут дать право уточнять данные о чиновниках в загсах, бюро кредитных историй и у брокеров.

Ведомствам также поручено рассмотреть вопрос о том, чтобы ввести антикоррупционные проверки в полном объёме для муниципальных служащих.

Минцифры поручено создать платформу для приёма и автоматической обработки деклараций чиновников в электронном виде.

Личный интерес исключается

В предыдущем плане по борьбе с коррупцией президент уделил много внимания совершенствованию норм, касающихся конфликта интересов. Новый план развивает эту линию, хотя акцент сделан на личной заинтересованности.


Для исполнителей госзакупок также могут ввести обязанность сообщать о гражданах и компаниях, в отношении которых у них может быть личная заинтересованность. Ещё одно предложение, относящееся к сфере госзакупок: установить ещё одно условие контракта, согласно которому стороны должны дать обязательство не допускать действий, способных привести к нарушению антикоррупционных стандартов.

Кроме того, на депутатов региональных парламентов планируется распространить все антикоррупционные ограничения, которые сейчас возложены на госслужащих.

Наказание для госслужащих

Минюсту предлагается разработать поправки в статью УК РФ о незаконном участии в предпринимательской деятельности, дабы установить квалифицирующий признак участия в ней госслужащего. Вероятно, для чиновников наказание может стать строже.

Также ведомство должно устранить недоразумение в УК РФ: сегодня за обещание стать посредником в коррупционной схеме наказывают строже, чем за уже выполненную услугу такого рода.

До конца 2023 года президент будет ждать инициатив о запрете устраиваться на федеральную госслужбу людям, которые были освобождены от уголовной ответственности за взятку с назначением судебного штрафа. Согласно УК РФ, такое снисхождение проявляют к тем, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести и возместил причинённый ущерб. Также президент просит Генпрокуратуру поделиться соображениями о том, стоит ли запретить руководство госучреждениями и унитарными предприятиями людям с неснятой судимостью за взяточничество.

В президентском плане предлагается ввести временный запрет по назначению на госдолжности тех людей, которые были уволены с госслужбы из-за пренебрежения антикоррупционными нормами.

Генпрокуратуре вместе со Следственным комитетом предлагается обдумать, стоит ли выделять из основного уголовного дела в отдельное производство розыск и арест доходов, полученных преступным путём. Благодаря этому поиск таких денег будет вестись даже в случае, если основное дело отправят в суд или прекратят по нереабилитирующим основаниям.

Пропаганда борьбы с коррупцией

Довольно объёмный блок поручений и рекомендаций касается просвещения граждан об антикоррупционных стандартах и формирования нетерпимого отношения к взяткам.

Так, до 1 апреля следующего года Правительство должно провести всероссийский семинар для федеральных и региональных СМИ по поводу социальной антикоррупционной рекламы и других информационных кампаний на эту тему. Минпросвещению поручено провести всероссийский конкурс среди школьников на лучшую работу о борьбе с коррупцией. По этой же теме должны состояться международные и всероссийские студенческие мероприятия, а также научно-практическая конференция для педагогов.


А Федеральному казначейству поручили провести Всероссийский антикоррупционный форум финансово-экономических органов.

Против мзды выступят профессионалы и общественники

От Общественной палаты президент ждёт предложений о мерах стимулирования граждан к участию в борьбе с коррупцией и привлечения волонтёрских организаций к системной работе в этой сфере. Также Общественной палате РФ следует изучить, полезно ли включить в список приоритетных направлений общественно полезных услуг ещё одно — о противодействии коррупции.


Минцифры предписано создавать и развивать сайты, с помощью которых россияне могут вести общественный контроль нормотворческой работы органов власти.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

9 декабря генеральный прокурор Игорь Краснов рассказал о подготовке нормативных актов, регулирующих криптовалюту в России. По его словам, законодательные изменения наделят силовиков правом ареста и изъятия цифровых активов. Краснов не разъяснил, какие именно ведомства будут расследовать дела об обороте незаконно полученной криптовалюты и кто будет координировать эту работу.

Законодательство запрещает расчёт в криптовалюте на территории России, ставя вне закона любые операции с ней за исключением купли-продажи. Представитель Центрального банка рассказал TJ, что такая политика в отношении цифровых монет объясняется рисками мошенничества и отмывания преступных доходов.

Банк России обращает внимание на высокие риски оборота и использования криптовалют — операции с криптовалютами несут риски финансовых потерь (как из-за резких колебаний обменного курса, так и в случае привлечения финансирования через ICO), риск вовлечения в противоправную деятельность, включая отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

Анализом и контролем оборота криптовалюты в России заняты сразу несколько ведомств.

Наличие в России инфраструктуры по их обмену на рубли и другие валюты, к примеру криптообменников, способствует распространению криптовалют и их использованию в теневых операциях, и функционирование такой инфраструктуры должно быть прекращено.

Силовые ведомства в ближайшее время также возможно начнут мониторинг транзакций, рассказал TJ Игорь Бедеров, руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter, который консультирует Академию СК в Санкт-Петербурге по вопросам ЦФА.

По словам Бедерова, при условии, что сказанное Генпрокурором Красновым верно, в процесс выявления владельцев криптовалют могут быть включены почти все силовые ведомства: помимо подразделений МВД, СК и ФСБ, это Министерство юстиции, Служба судебных приставов, а в отдельных случаях — Таможенная служба.

Однако у силовиков уже сегодня возникают две проблемы — отсутствие возможности идентификации криптовалютных кошельков, а также отсутствие у органов контактов с администраторами бирж и обменников, подчеркнул Бедеров. По его словам, в штате силовых ведомств ощущается дефицит ИТ-специалистов, есть очевидные проблемы с ПО и — в целом — с подготовкой исследований транзакций.

Мировая практика расследования киберпреступлений свидетельствует, что для ареста и конфискации криптовалюты необходимо участие её оператора или другого посредника — владельца площадки по обмену криптоактивов (биржи или миксера).

Платформа или другой посредник по решению суда и по запросу силовых органов (в США дела по криптоактивам подведомственны ФБР и Министерству юстиции) замораживают суммы на определённых кошельках: в результате подозреваемые в преступлениях не могут совершать операции со своими монетами.

В это же время силовики предъявляют обвинения, проводят обыски и изымают технику подозреваемых, в том числе флеш-накопители с ключами от кошельков. По окончании следственных действий каждый владелец средств должен самостоятельно перевести их на кошельки государственных органов.

Например, в США в прошлом году власти объявили о конфискации криптовалюты на сумму более 1 млрд. долларов, однако, перед этим с владельцем было подписано соглашение на добровольную выдачу.

Затем следствие анализирует цифровой след подозреваемых и сопоставляет активность в сети с движением средств. Часть информации американские силовики получают от налоговых органов, которые официально собирают сведения об участниках рынка криптовалют.

По американским законам, компании, которые так или иначе используют электронные активы, обязаны отчитываться перед налоговыми ведомствами. В поле зрения налоговиков попадают все транзакции на сумму больше 10 тысяч долларов. Евросоюз планирует начать контроль за оборотом криптовалют по похожей схеме в 2024 году.

Кроме того, для подтверждения своих гипотез и изобличения преступников ФБР проводит контрольные закупки и переводы средств — такая практика распространена в делах о торговле оружием, наркотиками и поддельными документами.

В качестве примера Бедеров рассказывает историю хакерской группы DarkSide. Мошенники заразили компьютеры сети трубопроводов Colonial Pipeline и других компаний вирусом-вымогателем, чтобы получить крупный выкуп. Хакерам удалось собрать не менее 90 миллионов долларов. ФБР заморозило незаконно полученные средства и вернуло их жертвам кибератак.

Собеседникам TJ пока неизвестны подробности порядка конфискации криптовалют в России. Бедеров предполагает, что силовые структуры будут действовать так же, как и их коллеги из других стран. По его словам, не стоит ждать чего-то принципиально нового.

Очевидно, что российская правоохранительная система пойдёт по схожему пути. Правда, сильно спотыкаясь. Дело в том, что в стране реально отсутствует достаточное число специалистов, из числа сотрудников правоохранительных органов, которые могли бы проводить схожие расследования.

По словам Бедерова, силовикам придётся обучать ИТ-специалистов и закупать или создавать ПО для анализа и контроля транзакций, а также для идентификации владельцев криптовалюты. Он отмечает, что для успеха подобных операций необходимо быть в контакте с операторами криптобирж, миксеров и обменников, без которых, например, невозможно заморозить незаконно полученные средства.

Другая проблема состоит в том, что операторы криптовалют находятся вне российской юрисдикции, а это существенно осложняет расследования преступлений, связанных с криптовалютой, и её конфискацию, отметил Бедеров.

С этой оценкой в целом согласен представитель ЦБ, который подчеркнул, что успешные расследования противоправной финансовой деятельности возможны в координации с госорганами других государств.

Вероятно, первым шагом для изъятия цифрового актива станет решение суда, отмечает Бедеров. Криптовалюта в России признана имуществом, а следовательно на неё распространяются нормы действующего законодательства о конфискации.

Конфискация имущества назначается только судом и состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства определённых видов имущества, таких как деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступлений; предметов незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо через Государственную границу РФ; доходов от этого имущества; орудий, оборудования или иных средств совершения любого преступления, принадлежащих обвиняемому.

Очевидно, следственные действия — обыск и изъятие электроники, — также будут проводиться по решению суда, и в этой практике нет ничего нового. Затем, как и в других странах, средства с криптокошелька преступника переведут на специально созданный государственный кошелёк, считает Бедеров.

На этом список проблем не заканчивается. Сотрудники силовых ведомств будут вынуждены договариваться с преступниками, как это сейчас происходит в США и Великобритании, отмечают Игорь Бедеров и Ярослав Шицле. В противном случае государство не сможет конфисковать криптоактивы.

Собеседники TJ привели несколько типичных ситуаций, когда, вероятно, изъять цифровые монеты не удастся.

  • Подозреваемые могут оказаться посредниками, которым неизвестен пароль от криптокошелька.
  • Преступники используют поддельные IP-адреса, двойной или тройной VPN, что затрудняет их идентификацию. В результате обыск не даст результатов.
  • Преступник может хранить флеш-накопитель с ключом доступа к криптокошельку в секретном месте, известном только ему.

Но и этот короткий список потенциальных трудностей далёк от полноты. Например, неизвестно, как российские силовики будут доказывать преступный умысел владельца криптовалюты, если он получил монеты по ошибке.

Об этом в разговоре с TJ напомнил техноблогер Григорий Бакунов, который отказался от комментариев, сославшись на своё незнание подробностей об инициативе Генеральной прокуратуры.

Я, зная ваш биткоин-кошелёк, могу послать вам деньги, а вы потом оправдывайтесь.

Никто из опрошенных TJ экспертов не берётся прогнозировать, как именно силовики будут решать озвученные выше проблемы.

Читайте также: