Космонавты как субъекты космического права

Обновлено: 02.07.2024

Космическими объектами признаются искусственно созданные пилотируемые и непилотируемые аппараты и установки, предназначенные для отправления в космос. В эту категорию попадают космические корабли, искусственные спутники Земли, орбитальные станции, базы на небесных телах, а также их составные части и средства их доставки. Необходимо иметь в виду, что правовой режим космического оборудования, находящегося на Земле (центры управления полетами, радары и др.) в принципе регулируется национальным законодательством соответствующего государства. Правовой режим космических объектов и космонавтов регулируется различными международными договорами, в первую очередь - пятью основными универсальными договорами по космосу.

Договор по космосу 1967 года устанавливает, что государство, в регистр которого занесен запускаемый в космическое пространство объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве и на небесном теле. Права собственности на такие объекты (в том числе доставленные или сооруженные на небесном теле) и на их составные части остаются незатронутыми как при нахождении в космосе, так и по возвращении на Землю. Такие объекты, обнаруженные за пределами государства, в регистр которого они занесены, должны быть ему возвращены. Условием возвращения является предоставление заинтересованным участником соответствующих опознавательных данных. На практике возможны ситуации, когда космический объект включает в себя элементы, принадлежащие различным государствам. В таких случаях за каждым государством сохраняется право собственности (а иногда и юрисдикция) на соответствующую часть космического объекта. Такой подход закреплен, в частности, в Соглашении относительно сотрудничества на Международной космической станции 1998 года, в котором участвуют несколько государств и Европейское космическое агентство.

Положения о сохранении юрисдикции и права собственности в отношении космических объектов содержит также Соглашение о Луне 1979 года. Статья 12 этого Соглашения предусматривает, что в чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой жизни человека, государства-участники могут использовать оборудование, установки или запасы других государств-участников на Луне. Соответствующее уведомление немедленно должно быть направлено Генеральному Секретарю ООН и заинтересованному государству.

В целях содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космоса государства должны на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых космических объектов. Конкретные условия такой возможности определяются специальными соглашениями между заинтересованными государствами. Согласно статье 12 Договора по космосу, все станции, установки, оборудование и космические корабли на небесных телах открыты для представителей других государств-участников на основе взаимности. При этом представители каждого государства должны заблаговременно сообщать о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на объекте посещения. Соглашение о Луне (статья 15) предусматривает, что все космические аппараты на Луне открыты для доступа всех государств-участников.




Каждое государство регистрации представляет Генеральному Секретарю ООН следующую информацию о каждом космическом объекте:

-название запускающего государства или государств;

-обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

-дату и место запуска;

-основные параметры орбиты (период обращения, наклонение, апогей, перигей);

-общее назначение космического объекта.

Вся эта информация должна также содержаться в национальных регистрах запускающих государств.

В соответствии со статьей 6 Конвенции, государства-участники обязаны сотрудничать в случаях, когда затруднена или невозможна идентификация космического объекта, который причинил ущерб или может иметь опасный характер. Сотрудничество в подобных ситуациях заключается в предоставлении соответствующей информации о времени, характере и обстоятельствах, связанных с событием, и в оказании помощи в идентификации объекта.

Правовой режим отдельных космических объектов и порядок их использования регулируются Принципами использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году. Согласно этому документу, деятельность в области телевещания с помощью спутников должна быть совместимой как с принципом невмешательства, так и с правом каждого искать, получать и распространять информацию. Каждое государство имеет право осуществлять соответствующую деятельность и санкционировать ее осуществление своими физическими и юридическими лицами. Доступ к технологии в области международного непосредственного телевещания должен быть открыт для всех государств без дискриминации. Особое внимание при этом должно уделяться нуждам развивающихся стран в целях ускорения их национального развития. Осуществляя спутниковое телевещание, государства обязаны сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе в деле защиты авторских и смежных прав. На практике между государствами возникает немало споров, связанных с организацией спутникового телевизионного вещания. В частности, острой остается проблема несанкционированного вещания на иностранную территорию с целью оказания влияния на сознание населения соответствующего государства.

23 июня 1992 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Данный документ регулирует режим эксплуатации космических объектов с точки зрения ядерной безопасности. В соответствии с ним, государства должны свести к минимуму количество радиоактивного материала в космосе. Для этого они используют ядерные источники энергии (ЯИЭ) только в тех космических полетах, которые не могут разумно осуществляться при помощи других источников. Государства обязаны прилагать все усилия для защиты населения и биосферы от радиологических опасностей. В частности, конструкция и использование соответствующих космических объектов должны обеспечивать, чтобы при предвидимых аварийных обстоятельствах опасность была минимальной (индивидуальная доза облучения - в пределах 1 mSv в год).

Согласно Принципам, ядерные реакторы могут использоваться государствами только в ходе межпланетных полетов, на достаточно высоких орбитах, а также на низких околоземных орбитах, если после выполнения рабочей части полета они хранятся на достаточно высоких орбитах. В качестве топлива в ядерных реакторах должен использоваться исключительно высокообогащенный уран-235. Запрещено выводить ядерные реакторы на критический уровень до достижения ими эксплуатационной орбиты или до вывода на межпланетную траекторию.

Обязанностями запускающего государства, помимо прочего, являются: всеобъемлющая оценка безопасности объекта с ЯИЭ, уведомление заинтересованных государств о любой неисправности на объекте и о возникновении опасности возвращения радиоактивных материалов на Землю, предоставление пострадавшему государству помощи по ликвидации фактических и возможных вредных последствий и т.д.

Отдельные вопросы правового режима конкретных космических объектов могут регулироваться локальными (специальными) международными договорами. Например, 14 февраля 1994 года в Вашингтоне между Казахстаном, Россией и США было заключено межправительственное Соглашение о технологических гарантиях в связи с запуском искусственного спутника Земли "ИНМАРСАТ-3". Основная цель Соглашения - предотвращение несанкционированной передачи американских и российских технологий в связи запуском ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур" изготовленного в США спутника "ИНМАРСАТ-3". По смыслу Соглашения, США была предоставлена возможность сохранять контроль за данным космическим аппаратом независимо от места его нахождения в течение всего времени до его запуска в космическое пространство.

В международно-правовой доктрине принято считать, что космонавтом (во многих странах используется термин "астронавт") является и обладает соответствующим статусом только то лицо, которое входит в состав экипажа космического объекта и осуществляет в космосе профессиональную деятельность. В связи с развитием индустрии космического туризма может возникнуть необходимость в точном законодательном закреплении данного понятия. В соответствии с Договором по космосу 1967 года, космонавты рассматриваются всеми государствами-участниками как посланцы человечества в космос. Данный статус предполагает оказание космонавтам всемерной помощи в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавты, которые совершили такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Кроме того, государства обязаны незамедлительно информировать друг друга об установленных ими фактах, которые могли бы представлять опасность для жизни и здоровья космонавтов.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, включая небесные тела, космонавты должны оказывать друг другу возможную помощь.

По общему правилу, над экипажем космического объекта во время нахождения в космосе сохраняется юрисдикция и контроль государства, в регистр которого занесен данный объект.

В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, государства взяли на себя дополнительные обязательства, касающиеся правового статуса космонавтов. В частности, если государство обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел бедствие или совершил вынужденную посадку на его территории или в любом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, оно обязано немедленно информировать власти, осуществившие запуск. Если же идентификация экипажа невозможна или затруднительна, государство обязано сообщить об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств связи, а также отдельно информировать Генерального Секретаря ООН.

Согласно статье 2 Соглашения, каждое государство обязано принимать все возможные меры для спасания и оказания помощи экипажу иностранного космического корабля, оказавшегося на его территории. Если для быстрого спасания требуется помощь осуществивших запуск властей, оба государства должны сотрудничать в осуществлении операций по поискам и спасанию экипажа. Общее руководство такими совместными действиями является прерогативой государства, на территории которого они проводятся. Вместе с тем, такое государство в любом случае обязано действовать в тесной и постоянной консультации с государством, осуществившим запуск.

Статья 3 Соглашения регулирует ситуации, когда экипаж космического корабля опустился в открытом море или в другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства. В подобных случаях обязанность по оказанию необходимой помощи возлагается на любое договаривающееся государство, которое в состоянии это сделать.

Государство, на территории которого оказался возвратившийся космический корабль или его составные части, обязано информировать об этом власти запустившего государства и Генерального секретаря ООН, принять практически возможные меры для спасания космического объекта, а также возвратить его государству, осуществившему запуск. Расходы, понесенные в связи с обнаружением и возвращением космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.

Следует также упомянуть о статье 10 Соглашения о Луне 1979 года, которая обязывает государства предоставлять находящимся на Луне и терпящим бедствие лицам право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.

В последнее время расширилась практика формирования интернациональных экипажей и отправления в космос космических туристов (к 2006 году на орбите в этом качестве побывало уже 3 человека). Это требует создания новых международно-правовых норм, регулирующих статус соответствующих лиц. Например, Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 года предусматривает, что каждый член экипажа, находящийся на МКС, подчиняется юрисдикции государства своего гражданства.

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

Содержание
Работа содержит 1 файл

реферат3.doc

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Правовой статус космонавтов и космических объектов

Реферат по дисциплине

Международное публичное право

ОЦЕНКА ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ__________

Студент 3 курса ЮР-09-2 группы

Крайнова Татьяна Сергеевна

к.ю.н., доцент кафедры ГПД

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства. На сегодня в космосе побывало более 500 космонавтов (по данным на 18.10.2011 г. – 520 чел., в т.ч. из России – 110. По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. Уже 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В настоящее время под международным космическим правом понимается отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности.

Глава I. Правовой статус космонавтов

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос.

Вообще, космонавтом — членом космического экипажа считается:

1) гражданин одного из участвующих в запуске государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством.

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом. Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат.

Согласно договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств - участников Договора. Государства - участники Договора незамедлительно информируют другие государства - участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст.5) 2 . Также этот договор устанавливает, что все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств - участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. каждое государство-участник, которое получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно:

а) информирует власти, осуществившие запуск, или, если конкретное государство — участник Соглашения не может опознать и немедленно информировать об этом осуществившие запуск власти, сообщает об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи;

б) информирует Генерального секретаря ООН, который должен немедленно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи. 3

В параметрах международно-правовых обязательств, обозначенных Соглашением 1968 г., предусматриваются следующие процедуры.

  • Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией государства-участника, оно незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Оно будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых им мерах и о достигаемых результатах.
  • При обстоятельствах, когда помощь властей, осуществивших запуск, помогла бы обеспечить быстрое спасание или в значительной мере способствовала бы эффективности операций по поискам и спасанию, власти, осуществившие запуск, будут сотрудничать с указанным государством в целях эффективного проведения операций по поискам и спасанию. Заявленные операции призваны быть поставлены под руководство и контроль осуществляющего спасание государства, которое действует в тесной и постоянной консультации с властями, предпринявшими запуск. Экипаж космического корабля незамедлительно возвращается представителям властей, осуществивших запуск. 4

В свете перспектив, связанных с развитием космического туризма, возникает проблема правового статуса лиц, совершающих космические путешествия. Этот статус в полной мере не совпадает со статусом профессиональных космонавтов. На сегодня международный режим космического туризма надлежащим образом не урегулирован. Но Соглашение о спасении космонавтов a priori распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.

В целом, правовой статус космонавтов достаточно полно урегулирован вышеперечисленными актами, установлен субъектный состав данных отношений, их права и обязанности, полномочия государств, отправляющих этих космонавтов, и условия взаимопомощи.

Глава II .Правовой статус космических объектов

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации. 5

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения. 6

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства следующий порядок :

1) внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Генерального секретаря ООН;

Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств. Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение

на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. 7 Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям. 8

Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Субъекты международного космического права

  • Суверенные государства;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.

Объекты космического права

  • Космическое пространство;
  • Небесные тела;
  • Искусственные космические объекты;
  • Космонавты;
  • Результаты практической космической деятельности.

Источники космического права

  • Устав ООН;
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
    и др.

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:

  • На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
  • Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
  • При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
  • Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
  • Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.

Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

  • внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
  • нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.

Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.

Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам

Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну. Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.

Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.

Международное космическое право

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о регистрации.

Соглашение о Луне.

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как общее наследие человечества. В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Международное космическое право имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Автор: Nicolas Mateesco Matte, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, vol. 11, 1989, pp. 303-308. © North-Holland, Amsterdam.

Похожие записи

Исследование космического пространства открывает перспективы последующего заселения Луны, использования ее ресурсов и расширения человеческого

В соответствии с международными соглашениями государственный суверенитет не может простираться вверх до бесконечности, а

Читайте также: