Госуслуги что это такое и для чего он нужен

Обновлено: 05.07.2024

Публикуем большой гид по Госуслугам и рассказываем, как пользоваться порталом

Морозное зимнее утро, очередь хмурых сонных граждан приплясывает у входа в присутственное место. Место это называется Управлением федеральной миграционной службы, а граждане приехали со всего миллионного Воронежа, чтобы подать документы на загранпаспорт. Пьют чай из термосков, потирают окоченевшие руки и при помощи горячих выражений, способных растопить сугробы, сходятся во мнении, что процесс получения государственных услуг не мешало бы упорядочить.

Я в этой очереди 31-й и потому рискую оказаться в пролете. Но мне повезло: несколько человек передо мной сошли с дистанции, так что к концу дня я попал в нужный кабинет и благополучно сдал документы. А через месяц (без очереди!) явился получать загран под злобно-завистливые взгляды страждущих.

Примерно так же я получил международные водительские права и зарегистрировался в квартире. Не буду утомлять вас скучными подробностями, план везде одинаков: открыл сайт или приложение Госуслуг - выбрал нужный сервис - заполнил данные - заплатил, если надо - пришел в учреждение и получил услугу. А теперь рассказываем. как правильно пользоваться порталом Госуслуги.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОРТАЛОМ

Недавно портал Госуслуг отметил 11-летие. И надо признать, свою главную миссию - перенести общение граждан с государством в интернет - с каждым годом он выполняет все лучше.

Дальше (вот за это разработчикам Госуслуг большой респект) все интуитивно понятно. Просто пошагово заполняете на Госуслугах нужные формы, причем те данные, которые уже внесены в вашу учетную запись, прописываются автоматически. Если услуга требует оплаты, то сделать это можно тоже через портал. Причем со скидкой.

КАК ПОЛУЧИТЬ СКИДКУ

Госуслуги позволяют экономить не только время и нервы, но и деньги - при подаче заявления и оплате госпошлины на Госуслугах дается скидка в 30%. Пока это правило действует до конца 2022 года, но его могут в очередной раз продлить. Скидка дается автоматически, отказаться нельзя.

Чтобы получить скидку, вам нужно:

- Подать заявление на портале Госуслуг или в приложении (при личном визите скидка не действует).

- Дождаться, пока в Личном кабинете появится счет на оплату госпошлины.

Список государственных услуг, на которые можно получить скидку, очень длинный. Вот самые популярные из них:

- разрешение на хранение и ношение оружия.

На Госуслугах можно оплатить и автоштрафы со скидкой 50%, если с даты постановления о штрафе прошло не больше 20 дней. Но это касается всех, а не только пользователей портала. Зато в приложении Госуслуг можно подключить автоматические уведомления о новых штрафах - тогда вы точно не забудете оплатить их со скидкой.

ЧТО НОВЕНЬКОГО

Список услуг, которые можно получить на портале, все время расширяется. Вот какие новые сервисы появились на Госуслугах в минувшем году.

- Выплаты на детей. На каждого ребенка, рожденного 18 декабря 2012 года и позже, полагается разовая выплата в 5000 рублей. Оформить ее надо до 1 апреля 2021 года. Была еще выплата на детей от 3 до 16 лет, но это уже не актуально: заявления принимались до октября.

ФУНКЦИИ, О КОТОРЫХ ВЫ МОГЛИ НЕ ЗНАТЬ

1. Бот в помощь

2. Госуслуги, я потерял паспорт

3. Подготовка к путешествию

4. История обращений к врачу

5. Где хранится ваша кредитная история?

6. Узнайте все о своем стаже и пенсии


КУВАЛДОЙ ПО МОНИТОРУ

А теперь давайте разберем темную сторону Госуслуг. Как заявлено, эта система создана для того, чтобы облегчить нашу жизнь. И в основном портал со своей задачей справляется. Но раскаленные от гнева отзывы на форумах не оставляют сомнений: онлайновое общение с чиновниками порой бесит не меньше, чем живое.

Рассмотрим три основные претензии к порталу Госуслуг и выясним, как с ними бороться и возможно ли это в принципе.

1. Не удается войти на сайт или в приложение. Наверное, это основная жалоба пользователей. Система не дает зарегистрироваться, сменить пароль, не присылает смс для подтверждения телефона, вылетает раз за разом, или еще по какой-то непонятной причине отказывается вас впускать.

Что делать: глубоко вдохнуть, закрыть глаза, помассировать виски. И повторить процедуру регистрации на следующий день, авось портал перестанет глючить. Если не перестанет, отправляться с паспортом и СНИЛС в Центр обслуживания, там помогут зарегистрироваться. Все адреса Центров обслуживания – на странице.

2. Не получается записаться в нужное ведомство или на нужное время. Очереди никуда не пропали - они просто стали электронными. И если у гаишника или врача весь день расписан, клонировать его Госуслуги пока не научились. А бывает, что записаться нельзя по куда более банальной причине - неполадки на портале.

3. Информация на Госуслугах не обновляется. Например, висит старая информация о задолженности или штрафе, хотя все уже оплачено.

Что делать: ничего. Информацию на портал Госуслуг предоставляют ведомства, чьи сервисы к нему подключены. И если какое-то из ведомств не обновляет свои данные, остается лишь ждать, пока оно не удосужится это сделать.

ЗНАЙ!

Как получить полный доступ

На Госуслугах есть три типа учетных записей.

1. Упрощенная

Что позволяет: записываться к врачу, проверять автомобильные штрафы и судебную задолженность и оплачивать их на Госуслугах.

Как получить: при регистрации на Госуслугах указать имя, фамилию, телефон и адрес электронной почты.

2. Стандартная

Что позволяет: дает все права упрощенной записи плюс позволяет узнавать налоговую задолженность.

Как получить: к упрощенной записи добавить паспортные данные и номер СНИЛС.

3. Подтвержденная

Что позволяет: получить полный доступ ко всем электронным госуслугам.

1. Через онлайн-кабинет, если вы являетесь клиентом одного из этих банков: Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, Почта Банк, Банк Санкт-Петербург, Ак Барс, СКБ Банк, Газэнергобанк, ДелоБанк.

2. Если у вас есть Квалифицированная электронная подпись, с ее помощью вы можете подтвердить свою запись прямо в личном кабинете на Госуслугах.

3. Заказным письмом. Владельцы Стандартной учетной записи могут в личном кабинете заказать письмо со специальным кодом. Его надо ввести на портале, чтобы подтвердить свою запись.

4. Прийти с паспортом и СНИЛС в ближайший Центр обслуживания (их адреса указаны на портале Госуслуг).

КОНКРЕТНО

Госуслуги-2020 в цифрах

228 млн услуг заказали россияне на портале за прошлый год

78 млн платежей провели пользователи Госуслуг

76 млрд рублей – общая сумма этих платежей

24 млн из них присоединились в 2020-м

Аудио: Как быстро найти нужную услугу или заказать справку на портале Госуслуг

5 самых популярных сервисов Госуслуг в 2020 году

2. Выписка о состоянии индивидуального лицевого счета - 29 млн заявлений.

3. Единовременная выплата на детей от 3 до 16 лет - 15 млн заявлений.

4. Запись в детский сад - 11 млн заявлений.

Возрастная категория сайта 18 +


Американские хакеры решили повлиять на результаты выборов в России, но пока просто не могут зарегистрироваться на сайте Госуслуг.
(с) интернет



Ещё можно подать документы онлайн на второй заграничный паспорт, 2 часа редактируя фотографию, а потом приехать в МФЦ и узнать что нужное окно работает до 17:00 и только в будни. Возможно это самая полезная услуга, т.к. позволяет получить хоть что-то материальное, при этом при оформлении онлайн можно сэкономить 1500 рублей, потратив 3500 рублей вместо 5000, если оплачивать через Госуслуги. Конечно, сбор информации для загранпаспорта это целая история. В частности, надо указать все свои места работы/учёбы за последние 10 лет, адреса заведений и прочее. Дома это делать всё же проще, нежели сидя где-то ещё. Справедливости ради, стоит отметить, что 18 августа (суббота) я подал заявление, 21 августа (вторник) получил приглашение на фотографирование, сфотографировался, 5 сентября пришло уведомление об отправке паспорта на печать в Госзнаке, а 10 сентября я приехал и получил его. Таким образом, паспорт был изготовлен за 24 календарных дня, либо в пересчёте на рабочие дни — 15 рабочих дней.





Можно попробовать получить информацию из ГИС ЖКХ о своём доме, услугах ЖКХ и т.д. Увы, для жителей Москвы функционал портала почти недоступен, поэтому если кто-то из хабрапользователей из поддерживаемых регионов сможет рассказать и показать, что портал умеет — пишите в комментарии.



2. Субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история о нем, не более двух раз в год (но не более одного раза на бумажном носителе) бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своей кредитной истории, включая индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории (при наличии), в том числе накопленную в соответствии с настоящим Федеральным законом информацию об источниках формирования кредитной истории и о пользователях кредитной истории, которым выдавались кредитные отчеты.



Получить информацию о своих пенсионных накоплениях, а так же о количестве наебаллов благодаря которым на пенсии можно будет жить здоровой, полной новых впечатлений, жизнью можно либо на Госуслугах по ссылке, либо на сайте Пенсионного фонда России (у вас тоже заиграла эта заставка из рекламы в голове?). Эта услуга вполне информативная, т.к. позволяет понять, какой работодатель осуществлял отчисления в фонд, а кто нет. Так же можно увидеть свой официальный трудовой стаж (обновляется, как я понял, раз в квартал либо реже), сумму пенсионных накоплений, а так же индивидуальный пенсионный коэффициент aka баллы, на основе которых будет рассчитываться будущая пенсия.





Получить подписанную электронной подписью справку об отсутствии/наличии судимости можно по ссылке. Раньше, кстати, через Госуслуги можно было запросить выпуск бумажной справки, а по готовности прийти за ней в МВД. Я в 2013 году 3 раза пытался её получить — заказывал онлайн, через месяц приходило уведомление, что справка готова, я приходил в МВД (работал недалеко, во время обеда, наивный, хотел её забрать), а там хвост очереди уже из двери виднеется. Ради такого я не был готов стоять в такой огромной очереди, поэтому так её в бумаге и не получил тогда.

Получить подписанную электронной подписью справку о том, что не н0ркоман не привлекались к административной ответственности за употребление наркотических средств можно по ссылке.



Узнать, есть ли в стране в которую едете в отпуск, угрозы безопасности для туристов можно так же через Госуслуги по ссылке, после чего в электронном виде доложить куда надо свой маршрутный лист (необязательно, но реально можно указать куда и на сколько едешь, где будешь ночевать и вот это вот всё), что бы _там_ знали куда, зачем и на сколько едете. Ответ придёт как в личный кабинет Госуслуг, так и по почте от, внимание, АИС ИНФУБТ — когда увидел такую аббревиатуру, сразу повеяло благоговейным трепетом перед информированностью всевидящего ока.



Можно посмотреть все оказанные медицинские услуги в государственных медицинских учреждениях и выяснить о себе много нового, например, анализы, которые никогда не сдавали или диспансеризации, которые никогда не проходили. Жителям Москвы необходимо зайти в личный кабинет на сайте Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (обратите внимание на название ссылки, на которую редиректит сайт при попытке зайти в личный кабинет — вдруг вы суеверный и не хотите открывать ящик Пандоры). Для жителей других регионов (в т.ч и Москвы) посмотреть список оказанных медицинских услуг можно через Госуслуги по ссылке, но только за период начиная с 09.09.2016.



Возможно кто-то всё делает по старинке — оплачивает счета ЖКХ, штрафы и прочее по квитанции в кассе Сбербанка, но давно не секрет, что, в частности в Москве, можно вносить показания счётчиков воды, электричества, оплачивать штрафы, записываться к врачу, а также пополнять проездной и многое другое через интернет. Отдельно стоит отметить портал Наш город (только для Москвы, видимо) — именно через него можно сообщить о той или иной проблеме (разбитая остановка, упавшие деревья, надписи в переходах и т.д.) и получить на удивление достаточно быстрое решение проблемы, а результат исправлений зачастую вполне нормальный (хотя и не обходится без работы, выполненной тяп-ляп).

Однако, несмотря на вагон и маленькую тележку недостатков, связанных с реализацией тех или иных Госуслуг, некоторые базовые, но часто используемые госуслуги, работают вполне корректно и удобно. Но остальная часть услуг, к сожалению, либо не переведена в электронный вид, либо по тем или иным причинам не юзабельна для среднестатистического пользователя компьютера (чего стоит пример с выпиской из ЕГРН). Было бы интересно услышать, как развиваются госуслуги в регионах за МКАДом, т.к. в Москве, всё же ситуация не самая плохая, как я подозреваю.

Электронные госуслуги в России: история развития, текущие проблемы и планы на будущее

Проверить штрафы, записаться к врачу, оплатить госпошлину со скидкой в 30% – это, наверное, самые популярные сценарии использования Единого портала государственных услуг (ЕПГУ), или просто Госуслуг. За 10 лет это слово стало синонимом того, что хотя бы в некоторых сферах деятельности развитие технологий может уничтожить бюрократию и очереди.

В августе 2009 года проект забрали у НИИ и отдали его Ростелекому. К октябрю правительством был утвержден план по переходу государственных услуг в электронный формат, а уже 25 ноября 2009 года состоялся тестовый запуск портала. Министр связи объявил проект запущенным 15 декабря.

Услуги добавлялись на портал постепенно. Например, услугу по оформлению загранпаспорта туда добавили уже в апреле 2010 года, а информацию о штрафах за нарушения ПДД – только к августу, проверку налоговой задолженности – к маю следующего года.

Многие путают портал Госуслуги и Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). На самом деле, формально это разные вещи, и через ЕСИА можно авторизоваться, в том числе, на других сайтах. Например, через систему можно зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, или авторизоваться на региональном портале госуслуг.

Кроме того, важно понимать, что власти регионов создают свои отдельные порталы, где предоставляют услуги регионального уровня. Сейчас их пытаются перевести на единую платформу.

Из года в год увеличивалось количество доступных для граждан госуслуг: уже в 2011 году их было 945 федеральных, из которых 511 оказывали в электронной форме. Региональных услуг было 11 739, а муниципальных 21 608 (в реальности их гораздо меньше – каждая услуга учитывается по разным регионам и разным муниципальным образованиям).

В 2014 году начался переход на новый вариант портала, до 2016 года он существовал в режиме бета-версии. С 2016 года всех пользователей перевели на новый интерфейс.

По состоянию на 2018 год пользователям портала было доступно уже 968 федеральных госуслуг, а всего за год было оказано 60 миллионов услуг.

Еще интересный вопрос – во сколько обошлось запустить и поддерживать порта госуслуг. Официальные цифры есть только от 2009 года: тогда официально объявили, что на запуск проекта потратили 100 миллионов рублей. Учитывая, что в 2009 году это был информационный сайт с перечислением видов государственных услуг, сумма была явно завышенной.

Следующие данные относятся к 2013 году, когда портал начали модернизировать. Тендер на это объявил Ростелеком, а выиграла его компания AT Consulting. Сумма по конкурсу – 70,5 миллионов рублей.

Недавно был объявлен конкурс на продвижение электронных госуслуг, и на эти цели Минкомсвязи готово выложить целых 526 миллионов рублей.

То есть, каждый год на функционирование Госуслуг выделяются суммы, измеряемые миллиардами рублей.

Самые популярные услуги

Более того, 11% опрошенных вообще используют портал госуслуг каждый день. Учитывая, что по официальным оценкам в среднем каждый день на него заходит 1,6 миллиона человек, цифры вполне правдивы.

Конечно, не все из почти 1000 видов федеральных услуг и десятков тысяч региональных используют все. Но чаще всего пользователи заходят на Госуслуги, чтобы воспользоваться такими функциями:

  • оплата налогов и штрафов – 84,2%;
  • запись на прием к врачу – 68,9%;
  • отправка жалобы на качество каких-либо проводимых работ – 44,9%;
  • заполнение налоговой декларации (вероятно, оценивалась частота авторизации через ЕСИА на сайте ФНС) – 43,8%;
  • запись ребенка в школу или детский сад – 43,6%;
  • постановка на учет автомобиля – 43,6%.

Практически все опрошенные уверены, что электронные госуслуги за последние годы стали намного лучше.

Однако стоит заметить, что примерно 2 из 3 опрошенных сообщили, что при обращении за получением услуг у них возникали какие-либо проблемы, а многие до сих пор не уверены в безопасности собственных данных.

Эти данные, конечно, не стоит считать абсолютно точными, как и любую другую статистику. Однако проникновение электронных государственных услуг действительно увеличивается каждый год.

Сейчас человек, которому нужно что-то получить от государства, обычно выбирает между обращением напрямую в профильный орган власти, обращением в МФЦ или посещением портала Госуслуги. Но есть все больше ведомств, которые фактически отказываются принимать заявителей напрямую. Это становится проблемой для социально незащищенных слоев населения.

Для получения большинства услуг нужна подтвержденная учетная запись в ЕСИА. Для подтверждения нужно обратиться в банк (многие из них оказывают такую услугу), Пенсионный фонд, МФЦ и т.д. Это бесплатно.

Сколько россиян пользуются порталом

Портал госуслуг сейчас функционирует в виде сайта и мобильного приложения. Приложение было запущено в 2012 году, и сейчас им пользуются более 10 миллионов россиян.

Число пользователей ЕСИА выросло с 336 тысяч на старте проекта до 86 миллионов человек по состоянию на начало 2019 года:

blank

Параллельно росло количество оказанных услуг. Если за весь 2010 год через портал было оказано 581 тысячу услуг, то через 2 года это было уже 7 миллионов. В 2014 году пользователи получили 16,8 миллионов услуг, а в 2018 – 60 миллионов. Учитываются услуги, которые можно получить именно в электронной форме.

Можно сказать, что план в целом выполняется, процент россиян, использующих портал госуслуг, постоянно растет:

blank

Однако можно с уверенностью утверждать: все, кто хоть как-то нуждается в электронных госуслугах и имеет доступ к интернету, скорее всего, уже зарегистрировались на портале.

Жалобы пользователей и проблемы

Использование единого портала госуслуг обычно не вызывает больших вопросов. Зарегистрироваться там легко, нужны будут СНИЛС, паспортные данные, номер телефона.

После первичной регистрации можно внести дополнительные данные – водительские права, документы на автомобиль, медицинский страховой полис, и т.д. Но полноценно пользоваться учетной записью можно только после ее подтверждения. Такую услугу оказывают банки, ПФР, МФЦ, и другие ведомства.

Проблемы в процессе получения электронных госуслуг, хоть и не очень часто, но бывают, и связаны они могут быть с работой самой платформы или с проблемами на стороне конкретного ведомства.

Куда сложнее решить проблему, если она на стороне ведомства, которое отвечает на конкретную услугу.

Согласно статистике, которую собрал в 2017 году РОЦИТ, перечень наиболее частых претензий к сервису такой:

  • нужной услуги просто нет в электронном виде – 52% опрошенных
  • невозможно получить услугу по вине сервиса – 46%;
  • нет подробной информации о том, как получить услугу – 45%;

Есть проблемы технического характера. Например, сбои, из-за которых пропадают заполненные заявления или теряется оплата (списывается с карты, но не приходит на бюджетный счет).

Наконец, смущает людей и сложная система регистрации – наличие 3 уровней доступа (в зависимости от предоставления паспортных данных и прохождения идентификации) путает многих.

Правда, как сообщают пользователи портала, дозвониться с первого или второго раза сложно, каждый раз нужно ждать, пока освободится оператор. И сами операторы не всегда достаточно компетентны для решения сложных проблем.

Среди жалоб на сами услуги часто встречаются такие:

  • медицина : нет данных о прикреплении пациента к поликлинике, нет свободных дат для записи (а запись возможна только через Госуслуги), сложный процесс записи;
  • социальные выплаты и услуги : подать заявление исключительно в электронной форме, скорее всего, не получится. Обычно нужно принести их в МФЦ или в сам орган власти;
  • оформление или замена паспорта : форма не всегда принимает данные документов. Частые жалобы на то, что орган выдачи паспорта не находится в базе портала;
  • услуги, где нужно платить госпошлину : часто по каким-то причинам не выходит получить услугу и приходится подавать документы лично. Тогда требуют заново оплатить госпошлину (так как через Госуслуги она оплачивается со скидкой).

Наиболее часто встречающиеся проблемы с самими услугами, как правило, решаются при обращении в МФЦ или в соответствующий орган власти.

Планы на будущее

Под этим словом понимают комплекс услуг, которые подобраны под определенную жизненную ситуацию. Всего таких суперсервисов будет 25, на данный момент озвучены планы по 10 из них:

  1. рождение ребенка (тестовый запуск в 2020 году, полноценный запуск в 2022) – оформление всех документов, больничного, выплат и льгот для молодой матери и ребенка;
  2. подача заявлений в правоохранительные органы (тест в 2020 году, запуск с 2022). Сейчас подать заявление можно только обратившись лично в правоохранительные органы;
  3. пенсия онлайн (запуск в 2021 году) – контроль стажа, накоплений, подача заявлений на назначение и перерасчет;
  4. правосудие онлайн (тест в 2020 году, запуск с 2024 года) – дистанционная подача судебного иска, дистанционное участие в заседаниях, контроль за всеми этапами процесса;
  5. утрата близкого человека (тест в этом году, запуск в 2022) – оформление документов о смерти, полагающихся выплат и наследства;
  6. поступление в ВУЗ (тест в 2020 году, запуск с 2023) – время сбора документов и подачи заявления сокращается с 4 дней до минимума;
  7. оформление ДТП по европротоколу (тест в этом году, запуск в 2022) – вместо часа можно будет оформить документ за несколько минут;
  8. обжалование штрафов (тест в этом году, запуск в 2022) – не придется идти в ГИБДД лично, чтобы обжаловать штраф с камеры или от инспектора;
  9. переезд в другой регион (тест в 2020 году, запуск с 2023);
  10. цифровое исполнительное производство (тест в этом году, запуск с 2021).

Ожидается, что все эти достаточно сложные услуги человек будет получать быстро и комфортно. Остаются вопросы, как подавать бумажные документы (например, справки о работе при начислении пенсии), но к дате запуска все должно быть проработано.

Некоторые суперсервисы уже доступны на портале госуслуг, но пока это даже не тестовая версия, а сбор информации от потенциальных пользователей.

Хоть многие услуги до сих пор вызывают вопросы, запуск суперсервисов в будущем сделает эту сферу в России практически мировым лидером – сейчас и в развитых странах остается бюрократия даже в самых простых вещах. Главное – чтобы ответственные лица не сорвали обозначенные сроки.

Читайте также: