Коррупция как системное явление

Обновлено: 02.07.2024

Коррупция как социально-опасное явление посягает на основы государственного управления всех уровней, но за последние годы преступления в указанной сфере приобрели угрожающе масштабный характер. В силу высокого уровня коррупции в государственных структурах среди должностных лиц, возникает значительное препятствие развитию государственного управления, приводящее к повышению расходов в сфере бизнеса, что негативно сказывается и на благосостоянии населения [48] .

Коррупция подрывает доверие населения власти и существенно затрудняет экономическое развитие как государства в целом, так и субъектов Федерации в отдельности. Данное положение в полном объеме распространяется на все регионы страны.

С принятием на федеральном и региональном уровнях политических и программных документов в области противодействия коррупции возникла и необходимость разработки и реализации специальных мер, направленных на решение задач обеспечения безопасности субъектов Федерации и, прежде всего, в основных коррупционно-опасных сферах управления государственной собственностью, использования бюджетных средств, инвестиционной политики, внешнеэкономической деятельности, корпоративных конфликтов и регулирования миграционных процессов[49]. Коррупционные проявления в субъектах Федерации в современных условия представляют серьезную угрозу, прежде всего, экономическим основам региональной безопасности, и тем самым подрывают основы социальной безопасности населения.

С точки зрения методологии анализа основных коррупционных проявлений в деятельности региональных органов исполнительной власти и построения системы показателей региональной безопасности в части противодействия коррупции, важно избрать наиболее продуктивный подход к определению сути самой коррупции, в том числе в контексте региональной экономической безопасности и обозначить особенности ее проявления в современных условиях.

- коррупция в публичном секторе (подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение);

- коррупция в частном секторе (подкуп и хищение имущества).

«Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей [52] .

В.Л. Римский представил дифференцированное понимание коррупции с точки зрения права, экономики и социологии. Согласно его модели, юридическое понимание коррупции отличается тем, что коррупционные проявления считаются правонарушением, заключающимся в использовании служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления к тем или иным вариантам получения или дачи взяток; предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.); выгодами имущественного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

Экономическое понимание отражает использование инструментов коррупции в практике принятия решений экономического блока Правительства Российской Федерации; коррупцией чаще всего считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях – развития социальной сферы.

Социологическое понимание коррупции заключается в использовании неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах и пр.[55]. Разнообразие позиций ученых в определении коррупции может быть объяснено множеством подходов к её изучению и специфическими проявлениями самого явления в различных сферах жизнедеятельности. Однако трактовка авторами данного явления как закономерного последствия экономических и политических преобразований государства и общества нисколько не уменьшает степени его исключительно высокой общественной опасности, угрожающей не только национальным и экономическим интересам государства. Так, по некоторым данным, в России в коррумпированные отношения вовлечено до 40% предпринимателей и практически две трети хозяйствующих предприятий, а на взятки уходит около 50% доходов организованных преступных структур[56].

Обобщая различные взгляды можно заключить, что коррупция как социальное явление представляет определенную структуру и включает в себя совокупность неких противоправных установок и определенных принципов при взаимоотношении субъектов социальной деятельности. Коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социально-экономического явления, поскольку она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности в частности.

При описании рассматриваемого социально-экономического явления, специалисты выделяют и так называемые социальные признаки коррупции, в частности, такие, как:

- отличие поведения коррумпированной элиты по отношению к интересам общественного большинства, игнорирование интересов большинства;

- использование коррумпированной элитой методов принуждения для достижения властного экономического господства;

- неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;

- нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству, а также всевозможных средств для их достижения

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

- превышение должностных полномочий (ст. 286);

- незаконное предпринимательство (ст. 289);

- получение взятки (ст. 290);

- дача взятки (ст. 291);

- служебный подлог (ст. 292);

- незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300);

- присвоение или растрата (ст. 160), а также иные преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК Российской Федерации) и т.д.

Причины существования коррупции, также как и попытки решения проблемы ее определения, довольно разнообразны, и на этот счет высказано множество мнений.

Наиболее распространенными из них представляются следующие:

- этнические факторы, объясняемые традиционными устоями и привычным образом поведения представителей отдельных этнокультур и географических регионов;

- профессиональная некомпетентность представителей части российского чиновничества;

- неконтролируемая, по существу разрушительная, текучесть кадров в органах исполнительной власти;

Читайте также: