Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции

Обновлено: 30.06.2024

Коррупция как социальное явление: социологический анализ

Шедий Мария Владимировна. Коррупция как социальное явление: социологический анализ: диссертация . доктора социологических наук: 22.00.04 / Шедий Мария Владимировна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"].- Москва, 2015.- 393 с.

Содержание к диссертации

Глaвa 1 Тeoрeтикo-мeтoдoлoгичeскиe oснoвы иccлeдoвaния кoррупции кaк coциaльнoгo явлeния

1.1. Научные подходы к анализу коррупции как социального явления 26

1.2. Коррупция как объект социологического анализа 45

1.3. Социальная архитектоника коррупционных отношений в современном обществе

Глава 2 Институционализация коррупции в России: историко-социологический анализ

2.1. Социальная обусловленность возникновения и развития коррупционных проявлений на Руси

2.2. Коррупционные отношения в Российской империи: тенденции формирования и механизмы противодействия

2.3. Коррупционные отношения и механизмы трансформации антикоррупционной политики в Советской России

2.4. Коррупция в современном российском обществе: основные тенденции и проблемы политики противодействия 101 120 138

Глава 3 Детерминанты институционализации коррупции в российском обществе

3.1. Социально-экономические факторы трансформации коррупционных отношений

3.2. Общественно-политическое устройство общества и коррупция: проблема корреляции

3.3. Деформация общественного правосознания как институциональный фактор коррупции в России

3.4. Социально-психологические детерминанты коррупционного поведения Коррупционализация власти как фактор деформации государственного управления 237

Глава 4 Коррупция в системе современных общественных отношений (социологический анализ)

4.1. Коррупция и население: проблема понимания и оценки степени распространения в российском обществе 258

4.2. Причины и механизмы распространения коррупции: социологическая оценка 272

4.3. Установка российского общества на коррупционные отношения: анализ современной ситуации 280

4.4. Общественный антикоррупционный потенциал: современный уровень и проблема развития 292

Глава 5 Гражданское общество как социальный ресурс повышения эффективности политики противодействия коррупции

5.1. Антикоррупционный потенциал акторов гражданского общества как субъектов реализации государственной политики противодействия коррупции: проблемы формирования и механизмы использования 305

5.2. Антикоррупционная коалиция институтов гражданского общества как способ партнерского взаимодействия социума и государства в сфере противодействия коррупции 320

5.3. Технологии активизации антикоррупционного потенциала российского общества 330 Заключение 348

Список используемых источников и литературы

Коррупция как объект социологического анализа

Социология представляет собой сложно структурированную, многоуровневую область научного знания о сложных общественных явлениях и процессах, о закономерностях становления и развития больших и малых социальных групп и общностей, в целом социальной системы.

Социология исследует общественные явления и процессы на уровне как общества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части: 1) общесоциологические теории, или общетеоретическая социология, исследующая общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов; 2) специальные социологические теории или теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, которые нередко характеризуются как частные; 3) прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.

Исследуя коррупцию как социальное явление, мы опирались на первый, общетеоретический уровень социологического анализа. Именно на данном уровне коррупция как социальное явление рассматривается с точки зрения ее места и роли в обществе, ее многообразных связей с другими явлениями. Она рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают экономические, социальные, политические, духовные и другие общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни.

Социальное явление рассматривается в социологии как элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то, в социальной действительности, что обнаруживает себя. В качестве социального явления могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д.

Любое социальное явление может рассматриваться как социальный факт, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, то есть если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае социальные явления становятся исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества социальное явление выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой – наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.

Социальная природа и социальная обусловленность коррупции проявляются прежде всего в том, что она возникает из конкретных деяний, совершенных людьми в обществе и против интересов общества, их особого социального поведения. Коррупция социальна еще и потому, что в основе поведения каждой личности лежат не биологические, а социальные причины, обусловленные совокупностью сложившихся общественных отношений с их закономерностями и противоречиями.

Коррупция является продуктом общества, пронизывает различные его сферы и общественные отношения. В то же время как относительно самостоятельное, целостное социальное явление она обладает определенными особенностями:

1. Коррупция распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе.

2. Взаимосвязана с другими социальными явлениями. Это обстоятельство, дает возможность рассматривать коррупцию как социальное явление, так как развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определенной коммуникативностью, то есть обладающей механизмами общения между индивидуумами. В качестве такой среды выступают общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение природы, взаимосвязи с другими явлениями. Коррупция, помимо государственной и муниципальной службы возникает и среди лиц, привлеченных к публичному управлению. Она имеет место в бизнесе, в профессиональных союзах и политических партиях, в других сферах жизнедеятельности общества. Все это свидетельствует о том, что коррупция тесно взаимосвязана со всеми сторонами социальной жизни общества, в первую очередь с теми, в которых возникают трудности и социальные коллизии, которые противостоят общественному прогрессу.

3. Коррупция как социальное явление в полной мере зависит от происходящих изменений в системе общественных и государственных отношений. Важным показателем, влияющим на уровень коррупции, являются изменения в экономической сфере, оказывающие определенное влияние на общественное благосостояние, то есть на уровень жизни населения. При этом надо признать, что возможности получения услуг в сфере образования, здравоохранения, покупательная способность различных категорий населения не одинакова. Каждая из этих категорий стремится к улучшению своего положения, что способствует коррупционной мотивации. В основе движущей силы мотивации или побудительного мотива лежат интересы, которые направлены, прежде всего, на стремление обеспечить свою семьи, близких, и уже затем на достижение определенного социального положения и самореализацию.

4. Коррупция – это социальное явление, возникающее и поддерживающееся на уровне неформальных связей, составляющих основу общества. Она существует на всех уровнях управления обществом, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование. Тем самым коррупция фактически является неотъемлемой частью образа жизни всего общества.

5. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу, так как она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений.

Перечисленные выше характеристики дают основание полагать, что коррупция представляет собой сложное, системное, самовоспроизводящееся общественно опасное социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения в личных целях

Коррупционные отношения в Российской империи: тенденции формирования и механизмы противодействия

Различия в комфортности определяются рядом обстоятельств, среди которых, возможно, первое – эмоциональная направленность межличностных отношений. Следующее – влияние норм. В случае отношений дарения нормы предельно интериоризированы, в случае отношений обмена в современном обществе они привычны, а в случае отношений услуги они относительно малопривычны, обременительны и воспринимаются как внешние по отношению к взаимодействию. Следует упомянуть и простоту воспроизведения норм поведения, также влияющую на комфортность практики взаимодействия.

Теперь можно сформулировать следующее утверждение, что в отсутствие внешних ограничений люди стремятся свести менее комфортные отношения к более комфортным. Так, если есть возможность, то отношения услуги пытаются свести к отношениям обмена или дарения, а отношения обмена – к отношениям дарения.

Отношения обмена традиционно изучаются экономической теорией и социологией, включающей теорию государства и права как частную социологическую теорию. Сами социальные отношения есть в своем основании отношения обмена. Как отмечает Л. Спиридонов, отношения обмена – это исходные отношения, объединяющие людей в социальный организм, в котором существует государство, в сфере экономики выступает как отношение производственное, в сфере права – как отношение правовое, в сфере государственного – как отношение публично-властное, политическое1.

Базируясь на прочном экономическом фундаменте, коррупция создает и воспроизводит нелегальные отношения обмена и соответствующие им неформальные социальные нормы (правовые, экономические и др.), регулирующие незаконный обмен, а также присвоение незаконной ренты, что приводит к деградации общественных отношений, которая заключается: в утрате принципа эквивалентности как в сфере самого обмена, так и возникающих на его основе отношений; в социально несправедливом перераспределении национального дохода и национального богатства в пользу немногочисленных социальных групп населения; в появлении значительных дополнительных трансакциональных издержек в национальной экономике и, как справедливо отмечают в своих работах В. Колесников, И. Клямкин и Л. Тимофеев, в утрате функциями государственного управления характера общественных благ и их превращении в объект купли-продажи.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что коррупция является особой формой отношений обмена, и сформировать следующее определение коррупции: это социально опасное явление, представляющее собой нелегальный обмен служебных полномочий должностного лица на удовлетворение его личных, групповых потребностей, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участника коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником.

Деформация общественного правосознания как институциональный фактор коррупции в России

После смерти Сталина и особенно в брежневскую эпоху роль бюрократии во всех сферах жизни возросла, список номенклатурных должностей расширился, увеличились сроки пребывания в должности, тем самым сформировались устойчивые группы управленцев, которые консолидировались вокруг чиновников, занимавших более высокие должности и выступавших в роли патрона1. Система личного патронажа, строившаяся на базе личной преданности и сформировавшаяся в 1960–1980-е годы, охватила всю бюрократию сверху донизу. Коррупция среди чиновников приобрела значительные масштабы, государственная бюрократия постепенно смыкалась с мафиозными группировками.

Наиболее значимым нормативным актом, регулирующим уголовную

В целях усиления уголовной ответственности за взяточничество были введены следующие санкции: 1. Получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки наказывалось лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества. Те же действия, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное должностное положение либо ранее судившимся за взяточничество или получившим взятки неоднократно, либо сопряженные с вымогательством взятки, наказывались лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от двух до пяти лет или без ссылки, а при отягчающих обстоятельствах смертной казнью с конфискацией имущества. 2. Посредничество во взяточничестве наказывалось лишением свободы на срок от двух до восьми лет. 3. Дача взятки наказывалась лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки и если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся.

Однако, как отмечает А.В. Шабанов, данное изменение законодательства об ответственности за взяточничество не стало более эффективным средством борьбы с этим явлением1. Взятки продолжали давать и брать.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 19751980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Констатируется о появлении организованных групп, о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах2.

Таким образом, советская номенклатура стала своеобразным инкубатором мафиозных структур, которые укрепились, легализовались в постперестроечный период, после распада СССР.

Установка российского общества на коррупционные отношения: анализ современной ситуации

Будучи во многом порождением коррупции, правовой нигилизм стал наиболее характерным выражением правового бескультурья, а последнее - органическим составным компонентом ее питательной среды.

Таким образом, дисфункции институтов социализации, отсутствие единства в базовой системе ценностей общества препятствуют выработке ценностно-нормативных стандартов права, становясь причиной противоправного, в том числе и коррупционного, поведения людей.

Исследования показывают, что сегодня правовая культура российского населения мозаична и характеризуется ростом отклоняющегося, а также и коррупционного сознания и поведения. Эти тенденции свойственны практически всем слоям российского населения, но одни из них выступают преимущественно активными, другие – пассивными субъектами коррупционных отношений, а третьи попеременно исполняют на разных их уровнях роли тех или других. Все это отражает рост масштабов и коррупционных отношений, обусловленных усилением девиантности правового сознания, мышления и поведения не только коррумпантов, но и все более широких масс населения.

Анализ показывает, что в нашей стране такого рода иррациональность становится свойственной сознанию не только детей и социализируемых групп молодежи, но и все большей части взрослых россиян. И не только их сознанию, но и мышлению и поведению. В правовой сфере это продуцирует соответствующий нигилизм, бескультурье, непринятие нормативно-регулятивных рамок поведения, в том числе снятие морально-нравственных табу на вступление в коррупционные отношения. Глубинные причины настроений, порождающих эти явления, кроются в системном кризисе современного состояния общества. Действительно, в России достаточно поздно сформировалось понимание того, что интересы государственного и общественного развития требуют развитого персонального самосознания, без которого немыслимо развитое правосознание1. Здоровая нравственная антикоррупционная среда - это атмосфера свободы и ответственности одновременно. В условиях же безусловной покорности, преклонения перед властью вне зависимости от законности ее действий возникают неблагоприятные последствия, в том числе - коррупционной направленности.


Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Выделяют следующие причины коррупционного поведения:

- толерантность населения к проявлениям коррупции;

- слабое правосознание граждан;

- отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Выделяют следующие виды коррупции:

1). В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

- государственная коррупция (коррупция госчиновников);

- коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);

- политическая коррупцию (коррупция политических деятелей).

2). В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;

- подкуп по инициативе просителя.

3). В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

- криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4). В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

- обмен услугами (патронаж, непотизм).

5). В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

6). В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);

- верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);

- международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7). В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

- систематическая (институциональная) коррупция;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

- отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

- распад партийной системы контроля.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Читайте также: