Коррупция как проверить безударную гласную в корне

Обновлено: 30.06.2024

Безударные гласные в корне слова — это самая большая проблема школьников при написании диктантов и сочинений. Сегодня ещё раз повторим правила написания безударных и выполним тест.

Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в безударной позиции слога пишется та же гласная, что и в форме этого слова, когда слог находится под ударением. Например: вЕсы — вЕс, бЕрега — бЕрег и т.п.

Чтобы поставить безударную гласную под ударение, нужно подобрать однокоренное проверочное слово, потребуется изменить форму слова, например: произнести его во множественном числе или поставить в другую грамматическую форму.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же словаПодобрать родственные слова
1. Один — много
коза — ко́зы
1. Большой — маленький
козёл — ко́злик
2. Много — один
рукава — рукав
2. Маленький — большой
лошадка — ло́шадь
3. По вопросу:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что делает?
лизал — ли́жет
3. Назови ласково
зима — зи́мушка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

  • слеза́ — слёзы;
  • мокрота́ — мокрый;
  • испаре́ние — пар;
  • увлажни́ть — вла́га;
  • баловли́вый — ба́ловень.
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  • умолять — мо́лит;
  • топта́ть — то́пчет;
  • опоздать — по́здно.
  • навева́ть на размышления — ве́ять;
  • обежа́ть лужу — бег;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • освеще́ние в доме — свет.
  • обижа́ть друга — оби́да;
  • примири́ть врагов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в деревне — жить;
  • чистота́ помыслов — чи́стый;
  • списа́ть домашнее задание — пи́шет.
  • разряди́ть обстановку — разря́д;
  • посвятить стихи — свя́тость;
  • мячи́ — мяч;
  • увяда́ют цветы — вя́лый.

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, к которым невозможно подобрать проверочные слова, пишутся так, как рекомендуется в орфографических словарях. К ним и будем обращаться, если потребуется правильно написать такие слова, как: вестибюль, ветчина, винегрет, каравай, каракатица, кобура, пластилин и много других.

Хотя слова с непроверяемыми гласными в корне — большая головная боль, но запомнить их написание можно. В этом помогут некоторые советы.

Во-первых,

Человек обладает тремя видами памяти: зрительная, слуховая, моторная. Кому-то легче запомнить написание слов, посмотрев, как они пишутся. Кто-то запоминает на слух, а кто-то запоминает правильное написание благодаря моторной памяти.

Например, если вы овладели техникой слепой печати, и пальцы уже знают порядок букв в конкретных словах. То даже думать не придётся, слово будет напечатано без ошибок.

Тем не менее большинство лучше запоминают благодаря зрительной памяти. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Прочитали правило несколько раз и запомнили образ слова.

Чтобы потренироваться запоминать написание слов этим способом, можно трудные слова выписывать на листочки и развешивать в разных местах, чтобы слова были всегда на виду: у зеркала, на дверях и даже возле кровати.

Сразу много слов лучше не писать. Достаточно 3-4 слова на одном листочке, буквы должны быть крупными, а безударные гласные лучше ещё и другим цветом выделить.

Во-вторых,

Человеческая память устроена так, что легче запоминаются слова в словосочетаниях и других конструкциях, а не одиночно, т.е. имеющие логически организованную последовательность.

Вот два способа запоминания: по сходству и по контрасту.

По сходству: президент претендует на кресло в президиуме.

По контрасту: режиссер, но продюсер, импресарио. Деликатный дилетант (Е-И, И-Е).

В-третьих,

Для тех, кто не плохо владеет иностранным языком, будет не сложно сравнить написание слов, даже мысленно можно сразу представить, как пишется аналог, например: по-русски оппозиция пишется так же как и его англоязычный вариант opposition.

Чередующиеся гласные


Чередование а и о
1. В корне гар — – гор- под ударением пишется А, без ударения – О: зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть.

Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар — – зор — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – А: за́рево, зо́рька – зарни́ца, озаря́ть.

3. В корне кас — – кос(н)- пишется О, если дальше следует согласная Н, в остальных случаях – А: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – О: кла́няться, покло́н – поклони́ться, поклоне́ние.

5. В безударном корне лаг- – лож- перед Г пишется А, перед Ж – О: предлага́ть, прилага́тельное – предложи́ть, обложе́ние.

Исключение: по́лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав — гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст — – рос- пишется А перед последующим сочетанием СТ (также перед Щ), в остальных случаях пишется О: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак — – скоч — перед к пишется А, перед Ч – О: подскака́ть – подскочи́ть.

Исключения: скачо́к, скачу́.

11. В корне твар — – твор — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – О: тварь, тво́рчество – твори́ть, творе́ц.

Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар — – твор -). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного О: уговори́ть – угова́ривать, затро́нуть – затра́гивать, зарабо́тать –зараба́тывать

Чередование е и и

12. В корнях бер — – бир -, дер- – дир -, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист -, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) – и М, а(я) – и Н пишутся ИМ и ИН, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др.

В производных формах сохраняется ИМ, даже если дальше и не следует суффикс -а -, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Гласные после шипящих

1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы Я, Ю, Ы, а пишутся соответственно А, У, И, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т.п.).

2. После шипящих под ударением в корне пишется Е(Ё), соответствующее в произношении звуку О, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется Е (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется О.

а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -о тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

Написание с О сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.

Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем жечь – жёг).

Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой О, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна.

3. В словах иноязычного происхождения возможно написание О после шипящих в безударном слоге, например: жоке́й , жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м,шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.

4. В собственных именах О после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.

Гласные после ц

1. После Ц буквы Ю и Я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.). Например: Цюрих,Цяньшань, Цюрупа, Цявловский.

2. В ударном слоге после Ц пишется О, если произносится звук О, например: цо́кать, цо́коль, цо́кот.

Примечание 1. Написание с О сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокота́ть, цокоту́ха.

Примечание 2. В словах иноязычного происхождения о после Ц может писаться и в безударном слоге: ге́рцог, герцоги́ня, пала́ццо, ске́рцо.

3. После ц в корне пишется И, а не Ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.

Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).

Буквы э – е

1. Гласная Э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трехэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).

2. В словах иноязычного происхождения после твердых согласных пишется в соответствующих случаях Е, например: адекватный, компьютер, рейтинг, стенд, тендер.

Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.).

Написание многих заимствованных слов, особенно в начале изучения русского языка, вызывает большие трудности: каратэ и карате, истэблишмент и истеблишмент.

3. После гласной И, как правило, пишется Е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др.

Написание Э после И встречается только после приставок на И (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на И (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).

4. После остальных гласных в соответствии с произношением пишется Э: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт (но: проект, реестр, феерия и некоторые др.).

Буква й

Если при произнесении слова иноязычного происхождения слышится ё, то писать следует -йо-: йога, йогурт, йод.

Упражнения по теме

1. Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:
а) гонять +
б) занимать
в) сложить

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) обменять
б) предлагали +
в) выхватил

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) блокноты
б) невероятно
в) по касательной +

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) занимательный +
б) приходите
в) растерянность

5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:
а) покосился
б) броненосцы
в) резиновые +

6. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:
а) трагический
б) с дипломом +
в) предполагал

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) косоглазый
б) директор
в) собирались +

8. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне:
а) по долинам +
б) в адмиралы
в) к матросам

9. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:
а) молоденькая
б) обижаться
в) бояре +

10. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова:
а) занимаешься
б) терпения +
в) абсолютные

11. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила:
а) ростовщик +
б) озарять
в) безотлагательно

12. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила:
а) изгарь
б) скакать +
в) равнина

13. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А-:
а) застелить +
б) скакалка
в) загорать

14. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения:
а) вырастить
б) положение
в) макать +

15. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения:
а) пригореть +
б) придираться
в) выскочить

16. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня:
а) равнение
б) подросли +
в) касательная

17. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) оживленно
б) удивительно
в) натирает +

18. Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:
а) положить
б) держащий +
в) внимание

19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) обменять
б) заправлялись
в) предлагали +

20. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) подписать
б) умирал +
в) толкнуть

21. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) положили +
б) заплесневеет
в) голодала

22. Укажите слово с удвоенной согласной в корне:
а) рассмешить
б) колоссальный +
в) бессильный

23. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
а) обращение
б) выжидать
в) расстилаться +

24. Укажите слово с проверяемой гласной в корне:
а) метафора
б) опоздание +
в) равняться

25. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:
а) подстилать
б) озарение
в) репутация +

26. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:
а) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатерть
б) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел +
в) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти

27. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:
а) перег..родка
б) заг..ратьи+
в) г..рный

28. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:
а) к..сить
б) к..стный
в) прик..сновение +

29. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:
а) прик..снуться +
б) к..солапый
в) к..стрище

30. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:
а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одежду
б) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины+
в) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение

Безударные гласные в корне слова – это гласные, на которые не падает ударение. Написание безударных гласных проверяется путем подбора родственных слов или подбора другой грамматической формы слова.

Давайте на примерах разберем, что такое безударные гласные в корне слова.

Например:

В данном слове, как и во всех словах русского языка выделяется голосом один слог, в котором гласная является ударной. В слове “красота” ударением выделяется гласная буква “а” третьего слога. Все остальные гласные буквы в данном слове являются безударными.

Итак, ударение в слове – выделение гласного звука в слоге при помощи силы голоса, повышения его тона и долготы звучания.

Ударение в слове может падать на гласные звуки разных частей слова: приставку, корень, суффикс, окончание.

Если ударение не падает на корневую часть слова, то гласная в корне находится в слабой фонетической позиции, являясь безударной. Безударную гласную необходимо будет проверять.

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Давайте разберем способы проверки безударной гласной буквы в корне слова:

  • проверяемые ударением
  • непроверяемые ударением
  • чередующиеся гласные

Безударные гласные, проверяемые ударением

Безударные гласные, проверяемые ударением, можно проверить одним из следующих способов:

  • при помощи изменения формы слова (изменение падежа и/или числа слова)

Например: о кн о́ (им.п., ед.ч.) – о́ кн а (им.п., мн.ч.)

  • При помощи подбора родственных (однокоренных) слов

Например: объ ед и н и́ть – ед и́ н ый (оба слова содержать корень “един-“).

Следует запомнить, что под ударением пишется та гласная буква, которая слышится.

Безударные гласные, непроверяемые ударением

В русском языке есть слова, безударные гласные которых, невозможно проверить ни одним из вышеперечисленных способов. Правописание таких слов следует проверять с словаре.

Итак, если безударную гласную в корне слова невозможно проверить, то данное слово является словарным.

Например: ар о мат, г о ризонт, к о рова, ст а кан и др.

Чередующиеся безударные гласные в корне слова

В данном случае следует обращаться к следующим правилам:

В чередующихся корнях “-бер-/-бир-“, “-дер-/-дир-“, “-мер-/-мир-“, “-пер-/-пир-“, “-тер-/-тир-“, “-блест-/-блист-“, “-стел-/-стил-“, “-жег-/-жиг-“, “-чет-/-чит-“ пишется гласная “и” , если после корня стоит суффикс “а” . Если после корня не пишется суффикс “а” , то в корне пишется безударная гласная буква “е”.

Исключения: сочетать, обжиг.

Например: за б е р у – за б и р а ть, раз д е р е т – раз д и р а ть, рас ст е л и ть – рас ст и л а ть и др.

В чередующихся корнях “-кас-/-кос-“ пишется гласная “а” , если после корня стоит суффикс “а” . Если после корня не пишется суффикс “а” , то в корне пишется безударная гласная буква “о” .

Примечание: слова “косить”, “коса”, “косой” данному правилу не подчиняются.

Например: к а с а ться – к о с нуться

В чередующихся корнях “-гор-/-гар-“ , “-твор-/-твар-“ под ударением пишется гласная “а” , без ударения – гласная буква “о” .

Исключения: выгарки, пригарь, изгарь.

Например: тв о р и́ть – тв а́ р ь, за г о р а́ть – за г а́ р

В чередующихся корнях “-зор-/-зар-“ под ударением пишется гласная “о” , без ударения – гласная буква “а” .

Исключения: зоревать, зорянка.

Например: з а р я́ – з о́ р и

В чередующихся корнях “-клон-/-клан-“ под ударением пишется та гласная буква, которая слышится, без ударения – гласная буква “о”.

Например: по кл о́ н – кл а́ н яться, по кл о н е́ние

Исключения: ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль и все, образованные от них слова.

Например: р а ст ить/вы р а щ ивать, вы р о с

Например: при л а г ать – при л о ж ить

В чередующихся корнях “-скак-/-скоч-“ в безударном положении перед буквой “к” пишется гласная “а” , перед буквой “ч” – гласная буква “о” .

Например: ск а к ать

В чередующихся корнях “-ровн-/-равн-“ пишется гласная “о” , если слово имеет значение “гладкий, ровный” , и пишется гласная “а” , если слово имеет значение “одинаковый, равный”.

В чередующихся корнях “-мок-/-мак-” пишется гласная “а” в значении “опускать в жидкость” и буква “о” в значении “пропускать жидкость, становиться влажным”.

Холодный или халодный ? Вырастет или выростет? Корабль или карабль ? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.

Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:

  • Слова с проверяемой безударной гласной корня
  • Слова с чередующейся гласной в корне
  • Слова с непроверяемой безударной гласной корня.

Слова с проверяемой безударной гласной корня

Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.

1) ух. дить Можно подобрать проверочные слова ход , уход . В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – ух о дить .

2) аргум. нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент , в котором ударение падает на букву е . Значит, правильное написание – аргум е нтировать .

Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв. щение и посв. щение . Проверочное слово для слова просв. щениесвет , поэтому надо писать просвещение . Проверочное слово для слова посвящениесвятость , поэтому посвящение пишется через букву я . Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.

Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:

извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада ); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь ); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара ); постигать — постигнуть (а не стегать ); разлиновать — линия.

Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Глагол с безударной гласной Правильное проверочное слово Парный глагол, который нельзя использовать для проверки
опоздать поздно опаздывать
затопить затопит затапливать
проглотить глотка проглатывать
раздвоить двое раздваивать

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Слова с чередующейся гласной в корне

В русском языке есть целый ряд корней с чередующимися гласными: в одних словах такие корни пишутся с одной гласной, а в других словах — с другой. Слова с такими корнями можно по ошибке принять за слова с проверяемой гласной корня.

Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть. Выбор гласной в таких корнях может зависеть от наличия в слове суффикса - а -, от ударения, от буквы, следующей за гласной, или от значения корня.

Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса - а -

  • - кос - — - кас -: коснуться — касаться
  • - лож - — - лаг -: положить — полагать
  • - мер - — - мир -: замереть — замирать
  • - бер - — - бир -: уберу — убирать
  • - пер - — - пир -: запереть — запирать
  • - дер - — - дир -: задеру — задирать
  • - тер - — - тир -: стереть — стирать
  • - блест - — - блист -: блестеть — блистать
  • - стел - — - стил -: стелю — застилать
  • - чет - — - чит -: вычет — читать
  • - жег - — - жиг -: выжег — обжигать

Исключения: сочетать, сочетание, обжиг (керамики).

Корни с чередованием а ( я ) — им , ин пишутся с буквой и , если в слове есть суффикс - а -:

  • - ня - — - нима -: понять — понимать, заняться — заниматься
  • - ча - — - чина -: начать — начинать
  • - мя - — - мина -: размять — разминать, упомянуть — упоминать
  • - жа - — - жима -: разжать — разжимать.

Корни, написание которых зависит от ударения

  • Корни, в которых без ударения пишется о : - гор -, - клон -, - твор -. Примеры: гореть, поклониться, творить.
  • Корни, в которых без ударения пишется а : - зар -, - плав -. Примеры: заря, поплавок, плавучий (мост).

Под ударением во всех этих корнях пишется та гласная, которая слышится: загар, кланяться, поклон, зори, зарево, плавать, заплыв.

Исключения: утварь, пловец, пловчиха, плывун, плывучий (песок).

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Корни, написание которых зависит от буквы, следующей за гласной

  • - рос - — - раст -, - ращ -: в корне - рос - пишется о , в корнях - раст -, - ращ - пишется а . Примеры: выросли, вырасту, выращенный.
  • - скоч - — - скак -: в корне - скоч - пишется о , в корне - скак - пишется а . Примеры: выскочу, скакать.

Из этого правила много исключений.

  • росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
  • скачок, скачу (и другие формы: скачешь, скачет, скачем, скачете, скачут), скачкообразный.

Корни, написание которых зависит от значения

Во всех спортивных и военных выражениях пишется корень - равн -: сравнять счет, равнение направо, подравнять ряды, выравняться, Равняйсь!

Выберите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска должна стоять буква а .

переск. чить через барьер, м. кать сухарики в чай, подр. внять волосы

ср. внять с землей, р. сток, отр. сль

подр. сли, пром. чить ноги, ср. внить два фильма

ур. внять в правах, выр. стут, уск. кать

Слова с непроверяемой безударной гласной корня

Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.

Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

г е ктар
ген и альность
ген и альный
г е рбарий
г и мназист
г и пноз
г и потеза
г о ризонт
г о рячий
г о сударственный
гр о мадный
декл а рация
д и агноз
д и намичный
д и ректор
д и рижировать
д о кумент
д о рогие
д о рожный
доск о нально
ж е лать
железнод о рожный

завтр а шний
заинт е ресовать
игн о рировать
ижд и венец
инт е рес
инф о рмационный
инф о рмация
инц и дент
к а вычки
к а л е ндарь
к а рьера
к а рьерист
к о личество
к о лыхать
к о мбинация
к о мментарий
к о ммерсант
к о ммуникабельный
к о мпаньон
к о мпенсация
к о мп е тентный
к о мп о нент
к о мпр о мисс
к о нституция
к о нтинент
к о пошится
к о ридор
к о рифей
к о ричневый
к о рова
к о рректный
к о рректор
к о ррекция
кр е стьянин
кр и терий

л а зурь
л е леять
л и ловый
л и нгвистический
л о терея
маг и страль
м а ндариновый
м е ридиан
м е тафора
мет е орология
м е ханика
м е ханизатор
м и н и атюра
мин и мальный
м о локо
м о тив
нав а ждение
н а речие
не о хотно

об о няние
оз а боченный
ок а ймлять
ок о лдовать
опр е делить
ор и гинальный
орнам е нт
ош е ломлённый
п а лисадник
п а н о рама
пап о ротник
п е йзаж
п о лировать
пор а зительный
п о ролон
пос е щать
предв а рительный
през и дент
преод о ление
пр е тензия
прив и легия
пр и оритетный
прогр е меть
прод е монстрировать
проц е дура
раздр а жаться
р е альный
рег и он
р е жим
р е месленный
р е цензия
рест а врировать
р е шить

с е м и нар
сер и ал
с и мпатия
с и стема
с и туация
с о бака
соб е седование
сов е сть
ср а жаться
ст е реотип
ст и пендия
сув е ренитет
т о ржественный
т о ропливый
тр а диционный
уд о влетворительно
уд о стоен
уд о стоить
ун и чтожать
утр а мбовать

ф а милия
ф и гурировать
фил а рмония
ф и лология
ф и лософия
фр а гментарный
фраз е ологизм
х а рактер
х а рактеризовать
х а рактеристика
хор е ографический
ц е р е мония

ч е л о век ш е девр экв и валентный
эксп о зиция
эксп е римент
эл е мент
эт и кетка

На самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

2. Учить детей понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;

3. Продолжить работу над последовательным выполнением действий, предписанных этим правилом;

4. Совершенствовать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова;

5. Создавать условия для развития творческой активность, инициативы, самостоятельности, взаимопомощи при выполнении заданий.

Деятельность педагога

Деятельность детей.

1. Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Проверяем вашу готовность к уроку.

- Хорошо, сели все ровно, спинки выпрямили, ножки поставили ровненько на пол, кто у нас самый стройный?

- …, скажи пожалуйста, какой сейчас урок?

Реакция на учителя, внимание.

2. Актуализация знаний.

4. Объяснение нового материала

5. Закрепление изученного материала.

7. Закрепление изученного материала.

2.1. Актуализация полученных знаний.

3.1. Определение темы урока.

3.2 Работа с планом урока.

4.1. Работа с правилом о безударной гласной в корне слова.

4.2.Работа с планом.

5.1. Тренировка в подборе проверочных слов к орфограмме. Работа с учебником.

5. 2. Работа с планом.

7. 1. Игра с мячом.

7.2. Работа с планом

7.3. Проверочная работа. Работа по учебнику.

7.4. Работа с планом.

Выясняет, что усвоили учащиеся с предыдущего урока, подталкивает к теме нынешнего урока.

- Кто мне ответит, над какой большой темой мы начали с вами работать?

- Какова была тема предыдущего урока?

- В каких случаях нужно писать прописную букву?

Совместно с учащимися определяет тему урока, ставит цель и задачи урока. Планируют работу на уроке.

- Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Послушайте задание (выводится на экран): вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в предложенных словах.

- Проверим. (слайд 3)

- На какое правило были предложены орфограммы?

- Верно, сформулируйте тему урока.

- Отлично. На экране вам предложен план работы на сегодняшнем уроке. Но пункты в нём перепутаны. Определите порядок нашей работы на уроке. Первый пункт плана я открою вам сама. (слайд 4, 5)

1. Выяснить, как проверить правильное написание безударной гласной в корне слова.

2. Сформулировать правило о безударной гласной в корне слова.

3. Тренироваться писать безударную гласную в корне слова. Учиться подбирать проверочные слова.

4. Закрепить полученные знания.

5. Проверить, научились ли применять данное правило.

6. Подвести итоги урока.

Учитель обращает внимание учащихся на первый пункт плана. Выясняет, что нужно сделать.

Учитель обращает внимание учащихся на упражнение, которое они до этого делали.

- Взгляните ещё раз на упражнение, которое вы выполняли. С каким рядом слов, было проще работать? Почему?

- Сформулируйте вывод о том, как проверить безударную гласную в корне слова. Пользуйтесь опорной схемой.

(слайд 13 - 18)

- Молодцы. Но это правило неполное. Внимательно взгляните на экран и попробуйте его дополнить (в случае затруднения пример: вода – водит, красивый – краска)

- Верно! Сформулируйте правило о, безударной гласной в корне слова, целиком. (слайд 19)

- Какие пункты плана мы выполнили?

- Что будем делать дальше?

Раздаёт указания, объясняет как выполнить работу.

- Откройте учебники на странице 43. Обратите внимание, сформулированное нами правило представлено вверху страницы в рамке.

- Сейчас будем выполнять упражнение 63. Что нужно сделать?

- Приступайте. Рядом с каждым словом записывайте проверочное слово.

- Проверим. Каким образом вы проверяли безударную гласную?

- Можно сказать, что мы справились с этим пунктом плана? (слайд 25)

- Кто считает, что он не справился? Почему?

Предлагается учащимся повторить вслед за учителем оздоровительные упражнения.

Предлагает учащимся развивающую игру-закрепление.

- Будем играть. Я бросаю мяч и называю слово с безударной гласной, вы подбираете проверочное слово. Кто ответит правильно, тот садится.

- Какой пункт работы мы выполнили?

- Верно. Что будем делать теперь?

Раздаёт указания, объясняет как выполнить работу.

- Взгляните в учебники упражнение №61. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках пишите проверочное слово. Приступайте даю вам 6 минут.

- Поменяйтесь работами. Проверяем. Выставьте оценки.

- Сдайте мне работы.

- Что осталось сделать?

- Над каким орфографическим правилом мы сегодня работали.

- Какие два условия должны соблюдаться при подборе проверочного слова?

- Молодцы. Мы справились с задачами урока?

Д/3 стр. 44 упр. 64

Актуализируют полученные знания с предыдущего урока, готовятся к формулированию нынешней темы урока.

- Девять орфографических правил.

- Прописная буква в именах собственных.

- 1. Начало предложения. 2. В именах собственных, в названиях рек, городов, стран, кличках животных.

Определяют тему урока. Ставят цель и задачи урока. Планируют работу на уроке.

Работают с предложенными карточками. Вставляют пропущенные буквы, ставят ударение.

Проверяют выполненную работу, называя буквы, которые вставили и поставленное ударение.

- Безударная гласная в корне слова.

Знакомятся с планом работы.

Устанавливают правильный порядок работы на уроке.

Решают, что будут делать на первом этапе работы, объясняют учителю.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют вывод о том, как проверить безударную гласную в корне слова.

Пытаются разрешить проблемную ситуацию.

Делают вывод о том, что слова должны быть непременно однокоренными.

Читают и дополняют правило, о безударной гласной в корне слова.

- Тренироваться писать безударную гласную в корне слова. Учиться подбирать проверочные слова.

Отвечают на поставленный вопрос.

- Списать слова, вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово в каждой группе.

- Подбирали проверочное однокоренное слово так, что бы эта безударная стала ударной.

Оценивают проделанную работу.

Повторяют за учителем упражнения.

Закрепляют полученное умение.

Работают с планом.

- Проверим полученные знания.

Отвечают на поставленные вопросы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: