Коррупция как пример беловоротничковой экономики

Обновлено: 25.06.2024

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций

White-Collar Crime: последние тенденции

18.06.2017

White-Collar Crime: последние тенденции

В связи с технологическими и информационными изменениями современное общество находится в процессе постоянных преобразований, поэтому очень трудно проследить, как изменяется преступность, какие новые методы возникают в борьбе с ней и какие виды преступлений имеют наибольшее влияние на экономику развитых стран. Однако не остается сомнений, что White-Collar Crime является одним из самых опасных явлений в мире.

Первым, кто обратил внимание на такой вид преступности, был выдающийся американский социолог Эдвин Сатерленд, который выделил его среди остальных и указал на его системное влияние на все сферы жизни общества.

Следует отметить, что хоть само понятие White-Collar Crime известное в развитых странах в течение длительного времени, для Украины этот вид преступлений относительно новый, поскольку механизмы рыночной экономики у нас еще не в полной мере сформировались, а преступления, которые могут быть отнесены к этому виду, имеют в основном экономический (корпоративный) характер, присущий развитым странам Европейского Союза, США и некоторым странам Азии. Наверное, именно поэтому к беловоротничковой преступности в Украине в основном относят служебные и коррупционные преступления представителей власти и бизнеса. При этом акцент смещен именно на коррупционные преступления представителей власти или лиц, которые влияют на них, а не на злоупотребления в частном секторе. Это значительно отличается от практики развитых стран, где фигурантами беловоротничковой преступности чаще становятся представители высших звеньев крупных корпораций, а преступления совершаются в основном бизнесом против самого же бизнеса.

Для понимания сущности беловоротничковой преступности стоит отметить, что на сегодня существует очень много интерпретаций ее определения, а среди криминологов многих стран имеется тенденция смешивания понятий, что обусловливает определенную путаницу. Так, некоторые криминологи предоставляют содержания понятия White-Collar Crime признаков элитарной преступности, поскольку именно элита (политики, представители бизнеса, руководители различных фондов и общественных формирований и т. п), по их мнению, являются группой риска девиантного, потому что именно она принимает решения и имеет возможность влиять на социально-экономические отношения. Однако смешивать элитарной и беловоротничковой преступности только по признакам респектабельности лиц, которые могут совершать преступления в сфере экономики, финансов и общественной жизни, представляется неверным подходом, ведь элитарная преступность носит в основном релятивным характер и вызвана историческими условиями каждой отдельной страны в процессе общественной трансформации.

Некоторые ученые отождествляют беловоротничковое преступность с экономической, особенно в странах, где беловоротничковая преступность на официальном уровне как вид не рассматривается. Такой подход можно считать ошибочным, поскольку эти два вида преступности следует рассматривать, во-первых, как часть и целое (где экономическая преступность – целое, а беловоротничковая – часть целого), а во-вторых, исключительно через призму лиц, которые совершают эти преступления, социальных отношений, на которые они влияют, и их последствий. Это позволит отделять беловоротничковое преступность от экономической с присущими только ей признаками.

Признаки беловоротничковой преступности

1. Экономический характер преступлений (корпоративное мошенничество, фальсификация финансовой информации, самообслуживания корпоративными инсайдерами, мошенничество с хедж-фондами, преступления в сфере конфискации имущества, ипотечное мошенничество, мошенничество в сфере здравоохранения, похищения личных данных или интеллектуальной собственности, киберпреступность, отмывание денег, преступления в сфере корпоративной безопасности, инвестиционное мошенничество, манипуляции на рынке ценных бумаг, фондовых бирж, доведение финансовых учреждений до банкротства, создание схем уклонения от налогов, организация конвертационных центров, нарушения антимонопольного законодательства и тому подобное).

4. Антисоциальный характер. Конечно, если лицо, которое имеет значительный авторитет в обществе, пользуется уважением и доверием, предложит широкому кругу лиц, например, вложить деньги в некий инвестиционный проект или благотворительную акцию, обосновав экономическую целесообразность и безопасность таких операций, мало кто заподозрит ее в преступлении. Именно поэтому беловоротничковая преступность является одним из самых опасных явлений, поскольку наносит не только экономический ущерб странам и отдельным людям, но и подрывает общественное доверие к институтам власти, общественную мораль и способствует общественной дезорганизации.

6. Скрытое перераспределение материальных благ в обществе, что обусловливает рост теневой экономики и преступности в целом. Злоупотребления на финансовых рынках, мошенничество в общегосударственных масштабах, организация схем уклонения от уплаты налогов, коррупция среди чиновников – все это способствует ухудшению криминогенной ситуации в обществе в целом. Поэтому, хотя сама по себе беловоротничковая преступность к насильственным преступлениям не относится, прослеживается причинно-следственная связь между беловоротничковыми преступлениями как причиной и всеми другими преступлениями как следствием.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что беловоротничковая преступность – это деятельность лиц, которые занимают высокое социальное положение, пользуются уважением на национальном и/или международном уровне, имеют влияние на экономическую и политическую ситуацию в отдельных странах и на глобальном уровне, однако несмотря на свой статус, умышленно и систематически осуществляют антисоциальную деятельность, направленную на личное обогащение или обогащение определенной группы лиц, используя свой авторитет, должность или профессию как инструмент совершения преступления.

White-Collar Crime в аспекте глобализации и информационных технологий

Важной особенностью является именно согласованность действий таких лиц. То есть, если еще несколько десятилетий назад беловоротничковая преступность в основном существовала в рамках отдельных стран, то сегодня, с развитием информационных технологий и средств коммуникации, она выходит на глобальный рынок.

Другой тенденцией является переход беловоротничковой преступности из плоскости финансовых рынков и государственной власти к плоскости технологий, поскольку именно технологические компании и современные мобильные сервисы играют все большую роль в повседневной жизни и начинают конкурировать как с государственными институтами в аспекте социальных коммуникаций, так и с финансовыми в аспекте внедрения новых технологий осуществления платежей, перечисление средств и прочее.

Например, каждый современный человек пользуется мобильными гаджетами, программным обеспечением, необходимым для использования этих устройств, интернетом и каждый день дает о себе личную информацию, которая собирается, систематизируется и используется в основном в рекламных целях. И с накоплением информации о пользователей современных сервисов и гаджетов (наверное, каждому известно понятие Big Data) возрастают риски их личной безопасности, поскольку эта информация может быть использована против них. А как уже отмечалось,беловоротничковой преступности присущ длительный характер, и никто сегодня не может быть уверен, что информация, которая хранится на удаленных серверах технологических компаний, не будет впоследствии использована для преступных схем.

Для международного сообщества проблема противодействия White-Collar Crime продолжает оставаться одной из самых актуальных. Объективные факторы свидетельствуют о том, что этот вид преступности создает существенную опасность для жизнедеятельности многих стран, а масштабы ее распространения на сегодня составляют угрозу для национальной безопасности любой страны. Поэтому на современном этапе международного развития, когда происходят значительные изменения в международном политическом и общественной жизни, изменились взгляды и на проблему противодействия беловоротничковой преступности. Ныне задача борьбы с ней рассматриваются как общегосударственные и приоритетные.

Основы успешного противодействия White-Collar Crime уже давно известны международному сообществу. Это, прежде всего, открытость власти, прозрачность и понятность процедур принятия государственных решений, действенные механизмы контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества, свобода слова, свобода и независимость средств массовой информации, современный и технологический контроль над бизнесом и соблюдения прав человека во всех аспектах жизнедеятельности общества.

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Согласно федерального закона №273 "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года.

Статья 1. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Более понятно о коррупции можно сказать так: это использование служебного положения для собственной выгоды. Коррупция бывает системной и случайной, большой и малой. Что касается проявлений коррупции, которые чаще всего имеют место в нашей повседневной жизни, то они следующие: взяточничество, вымогательство, протекционизм, кумовство, обман, растрата бюджетных средств, злоупотребление властью.

Наиболее распространённые статьи за коррупцию предусмотренные уголовным кодексом Российской Федерации: Статья 290. Получение взятки, Статья 291. Дача взятки, Статья 204. Коммерческий подкуп, Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями.

Это досадно, но в наше время это явление является частью всех сфер жизнедеятельности человека. Качество жизни и ее продолжительность напрямую зависит от коррупции. Коррупция это разрушение и деградация общества в целом. Разрушение образования, экологии, здравоохранения, промышленности, правовой системы и т.д.

Выступление Алексея Кудрина в Совете Федерации с отчетом о работе СП РФ за 2020 год. Всего по результатам проведенных мероприятий было выявлено 3698 нарушений на общую сумму 355,5 млрд рублей, из них больше чем на 100 миллиардов – по государственным закупкам.

По снижению коррупции не задался и 2021 год. В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений. С января по июль в России выявили 24,5 тыс. преступлений в сфере коррупции — это на 16,5% больше относительно прошлого года и максимум за восемь лет. Около половины таких преступлений пришлось на взятки.

Коррупция убивает.

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Самый популярный дом лета 2021 года - особняк бывшего главы ГИБДД . В июле 2021 года, в Ставрополе прошла спецоперация по задержанию начальника ГИБДД Ставропольскому краю Алексея Сафонова и более 35 его подчиненных.

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Интересно в этом событии и то, что фото таможенника, которое разошлось в интернете, не соответствует тому, которое публикуют крупные СМИ. К примеру, ТАСС.

Коррупция в России, и топ 3 известных коррупционеров

Более того, генерал-лейтенант таможенной службы, кем являлся Алексей Серебро, довольно значимая фигура. Однако в сети интернет не удалось найти его фото в форме таможенника. Что тоже довольно странно.

В общем, если этих 18 тонн золота не было, то событие хоть и примечательное в мире российской коррупции, но по количеству шума в информационном пространстве и похищенного, явно не тянет для участия в лидирующем рейтинге коррупционеров. Таких событий, довольно много по стране, и в российской действительности найти замену довольно просто.

Декабрь 2019 года, Басманный суд Москвы приговорил к 14 годам колонии общего режима бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, признав его виновным по делу о хищении более 14 млрд рублей.

Мнения, высказываемые в данной рубрике могут не совпадать с позицией редакции

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Тот факт, что коррупция – это плохо, никто не отрицает. С высоких трибун произносятся речи о борьбе и реформах. Тем не менее это явление ничуть не меняет свои показатели. Ежегодно составляется рейтинг самых коррумпированных стран, в котором они только меняются местами.

Бытовая коррупция – это… Определение понятия, признаки и примеры

Как известно, для решения любой проблемы нужно знать ее изнутри. Коррупция обычно не может выжить без благоприятных на то условий – системы. Отсюда и выводы, что необходимо менять систему, чтобы элементы изменили вектор движения.

В более запущенных формах коррупция приобретает системный характер, когда она воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Человек, направляясь в детский сад или школу, знает, что руководителю или директору нужно заплатить отдельно, мимо кассы. И всех участников такое положение дел устраивает.

Бытовая коррупция - это беда общества

Определение

Основная черта коррупции – конфликт интересов. Интересы могут быть государственными, конкретного лица, группы лиц или общества. Некоторые виды коррупции по содержанию аналогичны мошенническим действиям. С этой точки зрения деловая коррупция, как и бытовая коррупция (термин, применимый к обычным гражданам), схожи с преступлениями против государства.

Коррупция делится на два вида: делового характера и бытовая. То, с чем многие страны борются на протяжении многих лет, – это деловая коррупция. Она существует между представителями власти и бизнес-сектором. Охватывает весьма широкий спектр отраслей:

  • Финансовый рынок.
  • Сфера производства.
  • Сфера услуг.
  • Аграрная структура.
  • Страхование.
  • Иные коммерческие структуры.

Бытовая коррупция – это взяточничество, встречающееся во всех остальных сферах общественной жизни. Она охватывает:

  • Сферу образования.
  • Медицину.
  • Судебные органы.
  • Остальные структуры.

Как бы парадоксально ни звучало, бытовой уровень коррупции основывается на благих намерениях населения: чтобы удовлетворить свои потребности в полной мере, люди предпочитают неформально вознаградить исполнителя. И здесь уже вырисовываются истинные причины возникновения этого явления. Она развивается, когда государство не в состоянии удовлетворить социальные потребности граждан. Иными словами, все виды бытовой коррупции возникают в слабом государстве, которое не способно выполнить базовые обязательства перед гражданами.

Это самый распространенный вид коррупции

Фигуранты

Основными фигурантами выступают должностные лица, которым вверены ресурсы, не принадлежащие им. Например:

  • Государственный чиновник, в компетенцию которого входит целая отрасль, территориальное подразделение или их часть.
  • Депутат, у которого есть возможность лоббировать законы.
  • Сотрудник правоохранительных органов, который может решать судьбы людей путем управления процессом расследования.
  • Судья, правомочный принимать решения на основе закона или против него.
  • И даже простой администратор, имеющий доступ к определенным ресурсам.

В качестве примера бытовой коррупции можно рассмотреть типичный случай, когда беременная женщина обращается в медицинский пункт. Ей предстоит получать медицинскую помощь на протяжении длительного времени: постановка на учет, наблюдение за развитием беременности и роды. Возможно, на определенном этапе потребуются другие манипуляции или лечение.

Но реальность такова, что граждане стремятся договориться с врачом: за определенную плату он будет вести беременность. На финальном этапе нужно будет то же самое предложить другому врачу, чтобы принял роды. За все это выплачивается определенная сумма, которая нигде не регламентирована и не будет зафиксирована. Это всего лишь одно проявление бытового взяточничества.

Мотивы

Что побуждает людей совершать коррупционные действия в систематическом порядке? По поводу стимулов выдвигаются множество вариантов, среди которых можно отметить следующие:

  • Низкая заработная плата должностных лиц.
  • Бессилие закона.
  • Сложившаяся система в среде.
  • Недостаточная компетентность исполнителей.
  • Отсутствие механизмов отслеживания их действий.

Но в основе всех вышеперечисленных факторов лежит один общий мотив – цель получения личной выгоды.

Трактовка в российском законодательстве

Что самое интересное, до недавнего времени в российском законодательстве не было определения коррупции. Оно появилось в рамках принятого закона о противодействии коррупции в 2008 году. Там же дается определение. Согласно российскому законодательству под термином "бытовая коррупция" понимается факт злоупотребления должностным положением, взяточничество, подкуп должностных лиц, а также использование служебного положения против интересов общества и государства.

По мнению ряда ученых, в частности Е. В. Марьиной, определение, приведенное в законе, нельзя называть исчерпывающим, так как коррупционные действия могут совершаться не только государственными лицами, но и физическими, и юридическими, независимо от статуса.

Ряд ученых склоняется к мнению, что определения должны учитывать не только правовые аспекты этого явления. Например, по мнению В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова, деловая и бытовая коррупция – это нарушение этических и моральных норм в обществе.

Бытовая коррупция в РФ уголовно наказуемо

Исследования

Исследования на тему коррупции начали проводиться с 1980-х годов. Проводился ряд социологических работ. Инициаторами выступили крупные международные организации в лице ЕБРР, МВФ и Всемирного банка. Результатом работ стало создание международного рейтинга показателей коррупции в странах. В рамках этих исследований рассматривались различные уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.

Отношение к этому рейтингу сложилось неоднозначное. Многие не верили в его объективность. Но несмотря на это, во многих странах началась активная антикоррупционная борьба. Сторонники негативного отношения полагают, что невозможно выразить одним показателем объемы столь широкого явления.

Но есть и более углубленные исследования. Их данные базируются на взаимоотношениях государства со своими гражданами. Так, чем выше уровень доверия граждан властям, тем ниже коррупция, и наоборот. С этой точки зрения можно сказать, что деловая и бытовая коррупция – это вполне преодолимые проблемы общества.

Существуют тарифы коррупции

Тенденции в настоящем

Исследования последних лет больше сконцентрированы на социальных и экономических проявления коррупции. Все авторы и участники исследований едины во мнении, что, будь то деловая или бытовая коррупция, это огромный вред экономике любого государства, существенно затормаживающий развитие. Ресурсы перенаправляются в пользу конкретной личности или группы лиц. Определенные решения, принятые коррупционными методами, могут изменить судьбу страны в худшее русло.

Кроме того, сам факт наличия коррупционных проявлений в государстве служит мощным фактором против инвестиций. Вследствие этого постепенно формируется рыночная экономика целиком криминального содержания.

Российская реальность в области коррупции

В области борьбы с коррупцией принят ряд законопроектов. В их рамках непрерывно ведутся работы по устранению и предотвращению коррупционных схем на различных уровнях власти. Один из значительных документов – Поручение Президента РФ от 14 марта 2010 года. В целях исполнения данного поручения Министерство экономики и развития провело ряд социологических исследований. В нем участвовали граждане России от 18 лет и выше. Их цель – определение уровня и разработка мер для устранения последствий бытовой коррупции.

С этой точки зрения под термином "бытовая коррупция" понимается реальность, являющаяся индикатором доверия граждан к властям.

Ответственность неминуема

Плата за регламент

Другая специфика коррупции заключается в том, что граждане часто вынуждены заплатить государственному лицу за выполнение своих регламентированных обязанностей. Причиной тому является бюрократия. Но почти все участники опроса отметили, что сталкивались со случаями преднамеренного затягивания принятия решений, выдачи документов или иных вопросов. Как правило, после неформальной благодарности эти процессы значительно ускоряются.

Еще один интересный момент заключается в формировании определенных расценок за услуги должностных лиц. Как выяснилось, чем больше известно о тарифах, тем больше вероятность предложить эту сумму. И наоборот, если граждане не имеют представления о том, какой объем средств потребуется, то реже прибегают к коррупционным решениям.

Наказание

В этом же документе дано юридическое определение бытовой коррупции. В рамках этого закона бытовой коррупцией считается получение или дача взятки собственноручно или через посредников в размере до 10 000 рублей. Следует отметить, что такое правило применимо не только для фактов взяточничества в вышеназванных сферах (образование, медицина и т.д.). Статья действительна независимо от сферы выявления, обстоятельств, участников и других факторов.

Коррупция - болезнь общества

Другое основание для принятия данной статьи описывается в пояснительной записке к проекту данного закона. Отмечается, что в промежутке от 2012-го до 2015 года в подавляющем большинстве уголовных дел фигурируют размеры взятки менее 10 000 рублей.

Меры наказания определяются в зависимости от конкретной суммы взятки. Общие положения гласят следующее:

  1. Посреднику грозит штраф до 700 000 рублей, лишение доходов в объемах заработной платы за последний год или лишение права занимать определенную должность.
  2. Если посредником выступило должностное лицо, то штраф увеличивается до 1 миллиона рублей плюс положения из предыдущего пункта.
  3. Наказывается даже обещание оказать посреднические услуги в даче или получении взятки. В этом случае виновнику грозит штраф в размере до 3 миллионов рублей плюс положения из первого пункта.

Дача или получение взятки в составе организованной группы наказываются в зависимости от суммы.

Чиновников сажают за подкуп

Споры

После принятия закона ряд специалистов высказывают свое мнение относительно соблюдения принципа справедливости в нем. Так, по УК РФ под термином "бытовая коррупция" понимаются коррупционные правонарушения мелкого характера. До внедрения новой статьи такая формулировка фигурировала в отношении других преступлений: мелкое хулиганство или мелкое хищение. Но приведенные примеры, если учитывать незначительность причиненного вреда, относятся к административным правонарушениям.

Специалисты считают, что логичнее было бы внести новую статью не в Уголовный, а в Административный кодекс с определением размера взятки в менее чем 1000 рублей. Тому причина – наличие статьи 290 в Уголовном кодексе, предусматривающей наказание за коррупционные действия в общем смысле.

Другая тема для споров – равная ответственность получателя и инициатора взятки. Согласно мнению юристов такое положение в корне противоречит принципам справедливости, так как получение взятки определенно несет большую опасность для общества, чем дача или предложение.

Но главное для общества – не юридические тонкости и теория, а реальные результаты. В развитом обществе граждане должны быть уверены в том, что их права ни в коем случае не будут ущемлены и за их соблюдение придется заплатить деньги. В достижении этой цели большую роль играет государство. Но не менее важно сознательное отношение граждан.

Читайте также: