Коррупция как политическая и социально экономическая проблема кнр

Обновлено: 18.05.2024

В конце января в Пекине прошёл Пятый пленум 19-й Центральной комиссии по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая (КПК) — высшего органа по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями властью среди партийных чиновников. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул на заседании, что мздоимство остаётся самым большим фактором риска в управлении Компартией. Поэтому нужно усилить антикоррупционную работу, чтобы дать людям чувство справедливости и обеспечить процветание страны.

Крупномасштабная чистка партийных рядов началась в Китае в 2012 году после избрания Генеральным секретарём КПК Си Цзиньпина. Одним из первых его действий, предпринятых на новом посту, стало ужесточение партийного контроля в высших эшелонах власти. Результат не заставил себя ждать: в 2013 году бывший секретарь парткома города центрального подчинения Чунцин Бо Силай, входивший до этого в состав Политбюро Центрального комитета КПК, был исключён из партии и приговорён к пожизненному лишению свободы за коррупцию и растрату государственных средств в особо крупном размере. Следом за ним по аналогичным статьям и на тот же срок осудили экс-министра общественной безопасности КНР, одного из девяти членов Постоянного комитета Политбюро в 2007–2012 годах Чжоу Юнкана. Уголовное дело против чиновника, который курировал правоохранительные органы Китая, дало ясный сигнал всем нечистоплотным членам КПК: неприкасаемых не будет.

Всех их выявляют и ловят сотрудники Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД), образованной в 1978 году с началом политики реформ и открытости Дэн Сяопина. По сути, это партийная спецслужба с разветвлённой сетью территориальных органов и своими оперативно-розыскными, силовыми и следственными подразделениями. Зона их ответственности не ограничена Китаем и негласно распространяется на страны, где скрываются от правосудия беглые чиновники, — сотрудники ЦКПД выезжают за границу и принуждают лихоимцев вернуться на родину вместе с похищенными деньгами. И многие возвращаются: в традиционном китайском обществе коррупция — это клеймо на весь род.

Основной источник информации о коррупционерах — доносы граждан. В Конституции КНР прямо указано, что они вправе обращаться в соответствующие органы власти по поводу нарушения закона или служебного долга госслужащими. С доносов начинается в среднем 60–70 процентов антикоррупционных расследований в стране: ежегодно в адрес органов партконтроля их приходит около трёх миллионов. Ещё один простой способ найти взяточника – мониторинг аккаунтов чиновников, их жён и детей в социальных сетях. Сфотографировался с эксклюзивным дизайнерским портфелем или в лаунж-зоне элитного загородного клуба – будь готов объяснить, откуда у тебя деньги на это.

Обращения граждан и компрометирующие материалы рассматривают незамедлительно: если подозрения подтверждаются, мздоимца изолируют от общества, чтобы он не мог воспрепятствовать следствию, и передают дело в Верховную народную прокуратуру КНР. Наказание ждёт не только коррупционера, но и членов его семьи вплоть до дальних родственников: у них конфискуют имущество, исключают из партии и увольняют с работы.

Пятое пленарное заседание Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины 19-го созыва в Пекине 23 января 2021 года.

В работе Пятого пленума 19-й ЦКПД участвовали председатель КНР Си Цзиньпин и члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Кэцян, Ли Чжаньшу, Ван Ян, Ван Хунин, Хань Чжэн и Чжао Лэцзи. Фото: Синьхуа

Не смею, не могу, не буду

Во время выступления на Пятом пленуме 19-й ЦКПД Си Цзиньпин заявил, что работа по искоренению коррупции в партийных кругах будет продолжена. Прежде всего это касается таких областей, как образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, экология и ликвидация бедности. Для защиты интересов людей и социальной справедливости председатель КНР призвал всесторонне развивать систему, при которой чиновники не осмеливаются, не могут и не имеют желания совершать коррупционные действия.

– Альтернативы борьбе с коррупцией нет, и мы должны двигаться вперёд, несмотря на трудности, – подчеркнул Си Цзиньпин. – Необходимо усилить надзор за высшими руководителями и ведущими должностными лицами, а также ужесточить наказание за неправомерные действия при назначении на официальные должности, включая взяточничество на выборах и продвижение по службе. КПК, как крупная партия со 100-летней историей, должна неустанно работать в этом направлении, если она хочет навсегда сохранить свою передовую природу, чистоту и жизнеспособность.

С 2012 по 2020 год число наказанных за коррупционные преступления чиновников перевалило за 4 миллиона. С учётом того что количество членов КПК составляет около 90 миллионов человек, цифры впечатляющие. Уголовная ответственность и срок от 1 до 7 лет светят при взятке от 5000 юаней (примерно 58,5 тысячи рублей), если же сумма меньше, то коррупционера ждёт строгое дисциплинарное взыскание и понижение в должности. За последние пять лет к уголовной ответственности привлекли 101 функционера центрального аппарата КПК: чаще всего попадаются на мзде руководители провинций, городов центрального подчинения, национальных топливно-энергетических, финансовых, страховых и транспортных компаний. Кроме того, в 2017–2020 годах из-за рубежа в Китай репатриировали более 6 тысяч беглецов: только в 2019-м они возвратили в бюджет страны около 586 миллионов долларов США.

Смертную казнь к государственным ворам в Китае применяют всё реже: она возможна при получении взятки на сумму от 100 тысяч юаней (более 1,1 миллиона рублей). Однако в последнее время высшую меру наказания заменяют на пожизненное заключение. Если же суд всё-таки выносит смертный приговор, то его исполнение придаётся огласке по центральному телевидению КНР. После казни родственникам коррупционера предъявляют счёт на 8 юаней (93,5 рубля) за две пули, которыми его расстреляли. Буквально на прошлой неделе суд в Тяньцзине казнил экс-председателя государственной компании по управлению активами China Huarong Лай Сяоминя. Следствие установило, что во время работы на этом посту он получил взятки на 280 миллионов долларов, у него было свыше ста квартир и столько же любовниц, которых он устраивал на работу в госкомпанию.

Одобрение народа

Китайская цивилизация насчитывает не одно тысячелетие: в её истории были разные династические периоды, которые сменяли друг друга в результате народных восстаний и крестьянских волнений. Одной из их главных причин были коррупция и произвол чиновников. Так, в 184–205 годах в Поднебесной произошло восстание Жёлтых повязок — оно привело к падению династии Хань, в 1628–1647 годах крестьянская война послужила концом империи Мин, а Тайпинское восстание 1850–1864 годов было предвестником свержения последней китайской империи Цин. К слову, первый председатель КНР Мао Цзэдун рассматривал тайпинов как революционеров-героев, поднявшихся против коррумпированной феодальной системы.

Китайский народ одобряет антикоррупционную кампанию: люди видят, что власти их слышат и молниеносно реагируют на любые проявления взяточничества. По данным директора Центра демократического управления и инноваций Эш при Гарвардском институте в США Тони Сайча, с 2003 года доверие к КПК неуклонно растёт: 15-летние социологические опросы в разных провинциях Китая показали, что 95,5 процента граждан КНР полностью или частично удовлетворены действиями Компартии. Прогресс, достигнутый в борьбе с коррупцией, построении чистого правительства и улучшении партийного поведения, позволил Поднебесной стать одним из мировых лидеров в экономике и полностью ликвидировать бедность к началу новой пятилетки.

Вопрос о политической реформе в Китае в научной и публицистической литературе часто сводится к дилемме: либо Китай пойдет по пути демократизации постсоветского типа, либо он останется приверженным старым постулатам коммунистического развития. Однако опыт государственного реформирования Китая уже не раз доказывал, что Китай ищет свой собственный путь политической модернизации, не сводящийся к этим двум крайностям.

В политической сфере Китаю уже удалось достичь прогресса, неведомого периоду позднего СССР: внутрипартийная ротация лидеров каждые десять лет, позволяющая избежать политического застоя, открытость иммиграционной и эмиграционной политики, свобода, хотя и сдержанная, полемического политического дискурса и разнообразие позиций в средствах массовой информации - все эти перемены заслуживают тщательного внимания и изучения.

В ряде документов и политических заявлений, последовавших за XVIII съездом Коммунистической партии Китая (КПК), который прошел в ноябре 2012 года, очерчены шаги по дальнейшей реформе партии и политической реформе страны. Из документов следует, что признаки политической реформы в КНР, по-видимому, нужно искать не там, где их зачастую ожидают. Речь в них идет о реформе партийных надзорных механизмов, повышении прозрачности управления, об укреплении принципов правопорядка и о борьбе с коррупцией. В настоящей статье мы постараемся доказать, что именно в этом направлении и развивается так давно ожидаемая, а на самом деле уже полным ходом идущая политическая реформа КНР.

От борьбы с коррупцией к политической реформе

Китайское руководство отличается прежде всего прагматичностью: если конечная цель - сохранение политической власти в руках КПК, то методы ее достижения должны быть реалистичными, то есть необходимо построить эффективную и привлекательную модель управления, которая позволит избежать социального взрыва. Непривлекательность коммунистической модели наподобие сталинизма, маоизма или северокорейского типа очевидна, в том числе и для прагматического китайского руководства.

Следовательно, усиление привлекательности политической модели будет связано с заимствованием лучших достижений западной системы, а именно: увеличение ответственности правительства посредством повышения прозрачности государственного управления, укрепление защиты прав граждан путем развития правозаконности, предотвращение социальных взрывов и разрядка общественной напряженности при повышении гражданского участия и оживлении политического дискурса, особенно в социальных сетях и Интернет-СМИ.

Именно в этом и заключается новая кампания по борьбе с коррупцией, заявленная на XVIII съезде КПК. Она призвана позволить КПК выиграть время, то есть сохранить, по крайней мере в обозримой перспективе, однопартийную, хотя и не единоличную, систему управления и предотвратить изменение политической системы вследствие социального взрыва.

Усиление прозрачности государственного управления

Традиционная система государственного управления Китая отличалась непрозрачностью. Необходимо четко отдавать себе отчет в том, что в КНР не был пройден тот путь открытия информации, который Россия прошла за время своего постсоветского развития. В Китае пока отсутствуют или лишь частично присутствуют даже такие базовые элементы открытости государственной информации, как наличие единой бесплатной государственной системы доступа к законодательству (по типу российского официального Интернет-портала правовой информации) 2 . Законы в Китае принимают без общественного обсуждения, документы о законотворческом процессе в открытом доступе не публикуют. Не существует в КНР и установленного законом официального способа публикации судебных решений, а на официальных сайтах и в официальных публикациях можно найти только небольшое количество полных текстов судебных решений. Нет в Китае и системы публичного декларирования чиновниками доходов и имущества 3 .

Реформа партийных надзорных механизмов
и усиление правозаконности

В центре китайской антикоррупционной системы находится партийный орган - Центральная комиссия по проверке дисциплины Компартии Китая (ЦКПД КПК), а также сеть местных дисциплинарных комиссий. ЦКПД КПК и местные комиссии черпают свои полномочия из партийных документов (Устав КПК, Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины КПК). Институционально ЦКПД КПК находится непосредственно под руководством Центрального комитета КПК 9 . Местные комиссии по проверке дисциплины находятся под двойным руководством: партийного комитета и вышестоящей комиссии по проверке дисциплины 10 .

В случае успеха реформы по подобному сценарию в долгосрочной перспективе вероятно произойдет постепенное снижение прямого политического влияния на процесс расследования коррупции, начиная со снижения роли партийных комитетов местного уровня. Кроме того, усилится процесс правовой регуляризации применяемых партийных методов расследования.

Усиление гражданского участия через Интернет
и предотвращение социального взрыва

Дело в том, что в китайском обществе силен накал социального недовольства, вектор которого направлен непосредственно на КПК в силу того, что партия несет на себе всестороннюю ответственность за развитие страны. Если в странах с политическим плюрализмом накопленная социальная фрустрация приводит к колебаниям политического маятника и смене партий власти, то в странах с однопартийной системой партия-государство оказывается в конечном счете ответственным за все и виноватым во всем. Недовольство же может быть связано с рядом вполне естественных для общества проблем - от загрязнения окружающей среды до продовольственной безопасности, от трудоустройства выпускников вузов до качества медицинских услуг.

Активность китайских интернет-пользователей в отношении разоблачения коррупционеров позволяет разрядить накал страстей в обществе в условиях, когда другие способы разрядки пока неприемлемы для КПК. Действительно, требования жесткого обращения с коррумпированными государственными служащими исходят непосредственно от китайского населения. За исключением отдельных специалистов-юристов, в Китае очень мало кого заботит вопрос защиты прав подозреваемых, обвиняемых или осужденных. А несмотря на жесткие меры наказания коррупционеров, вплоть до смертной казни, обычно в китайском обществе антикоррупционная система считается скорее слишком мягкой, чем слишком жесткой.

Что касается перспектив китайских интернет-осведомителей, то в силу названных причин правительство, вероятно, продолжит поощрять их действия, однако в обозримом будущем можно ожидать введения законодательства, регулирующего эту сферу. С одной стороны, в Китае требуется законодательство по защите осведомителей от мести. Призывы к введению такого законодательства уже звучат 32 . С другой стороны, необходимо законодательство, регулирующее случаи сознательного причинения ущерба репутации невиновных лиц. Пока такое законодательство отсутствует, однако призывы к его введению также высказываются экспертами и были опубликованы в ряде официальных СМИ 33 .

Китайское руководство отличается прежде всего прагматичностью. Преследуя конечную цель ввиду выигрыша времени и сохранения в обозримой перспективе политической власти в руках КПК, оно ищет реалистичные методы ее достижения. Непривлекательность коммунистической модели наподобие сталинизма, маоизма или северокорейского типа очевидна как для большинства китайского общества, так и для прагматического китайского руководства.

Усиление привлекательности особой китайской политической модели будет связано с заимствованием лучших достижений западной системы при сохранении рамок в виде политического контроля КПК, а именно:

- усиление ответственности правительства посредством повышения прозрачности государственного управления;

- укрепление защиты прав граждан путем развития правозаконности;

- предотвращение социальных взрывов и разрядка общественной напряженности посредством повышения гражданского участия и оживления политического дискурса, особенно в социальных сетях и Интернет-СМИ.

Именно по этим направлением и идет сегодня политическая реформа в Китае. Во-первых, принятое на третьем пленуме ЦК КПК Решение ЦК КПК относительно углубления курса реформ и прочих важных вопросов предполагает развитие прозрачности экономической и инновационной политики и открытости процессов принятия решений. Во-вторых, реформа партийных надзорных механизмов в случае успеха может привести к снижению влияния политических элементов на процессы отправления правосудия и к формированию на основе сегодняшних партийных дисциплинарных комиссий четвертой надзорной ветви власти в правовом поле. В-третьих, активная деятельность интернет-осведомителей при внимательном и терпимом отношении властей позволяет разрядить обстановку социального недовольства, направленного на КПК, в условиях неприемлемости на современном этапе других методов снижения общественного напряжения.

Все происходящие процессы свидетельствуют о том, что Китай стремится избежать дилеммы между переходным периодом постсоветского типа, с одной стороны, и старыми постулатами коммунистического развития - с другой. Китай хочет найти свой собственный уникальный путь постепенной политической модернизации, подобный его особенному пути постепенных экономических реформ.

6 См., например: Конвенция ООН против коррупции: офиц. текст. Нью-Йорк: ООН. 2004. Ст. 5 (1); Djankov Simeon [et al.] Disclosure by Politicians // American Economic Journal: Applied Economics. Vol. 2. 2010. April. P. 179-209; The World Bank and UNODC. Public Office, Private Interest: Accountability though Income and Asset Disclosure. Washington: The World Bank. 2012.

8 我国反腐败机制完善与联合国反腐败措施 Улучшение системы борьбы с коррупцией в нашей стране и антикоррупционные меры ООН / Ян Юйгуань (杨宇冠). Пекин: Чжунго жэньминь гунань дасюэ чубаньшэ (中国人民公安大学出版社). 2007. C. 127.

13 Sapio Flora. Shuanggui and Extralegal Detention in China // The Documentation and Research Centre for Modern China, Leiden University. 2008. P. 24.

15 Цзян Минань (姜明安). 论中国共产党党内法规的性质与作用 (Рассуждения о природе и использовании внутрипартийных постановлений Коммунистической партии Китая) // 中央纪委研究室 (Исследовательская группа ЦКПД КПК). 中国反腐败理论文选 (2012年度)(Избранные статьи по теории борьбы с коррупцией в Китае. Выпуск 2012 г.) Пекин: Бэйцзин фанчжэн чубаньшэ, 2012. С. 391.

16 Цзэн Дэбинь (曾德斌). Указ. соч.

17 Винниченко О.В. и Ваганов А.М. К вопросу об определении статуса партийных актов в системе источников советского права // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №3. С. 204-209.


В экономике Поднебесной, где ряд секторов все еще находятся под тотальным контролем и регулированием, взятки в обмен на государственные разрешения иногда создают видимость свободного рынка, пишет в Project Syndicate член научного совета Института мировой экономики Петерсона Пауло Мауро.

В то время как коррупция обычно негативно влияет на экономический рост, мы имеем пример того, как в течение многих лет (с тех пор как Китай начал переход к рыночной экономике в конце 1970-х гг.) она не всегда оказывалась злом из-за особых первоначальных условий страны: жесткий государственный контроль и ограниченная международная торговля.

Однако, проводимая сегодня президентом Си Цзиньпином борьба с коррупцией заставляет заново взглянуть на влияние системы подкупов на китайскую экономику. С точки зрения экономической трансформации и интеграции Поднебесной в мировую экономику, пресечение коррупции в настоящее время становится чрезвычайно важным для устойчивого высокого роста экономики.

Большинство изучающих влияние коррупции экономистов уверены, что она мешает росту. В самом первом международном технико-экономическом исследовании по этому вопросу (опубликованном 20 лет назад) я обнаружил, что более высокое восприятие коррупции (основанное на опросе инвесторов) ведет к более низкому экономическому росту, главным образом из-за более низкого рейтинга частных инвестиций.

Однако, в международной статистике не видна прямая связь между уровнем коррупции и снижением государственных инвестиций, возможно из-за того, что крупные инфраструктурные проекты создают широкое поле для взяток.

Похожие результаты получили другие ученые, а также подтверждены многочисленными исследованиями на основе различных примеров и методик.

Ранние работы, включая мою, основывались на восприятии инвесторов в начале 1980-х гг. и фокусировались на рыночных экономиках (по понятным причинам консалтинговые фирмы, проводившие в то время опрос восприятия, не анализировали коммунистические страны). В любом случае Китай и его головокружительный экономический рост в сочетании с восприятием повсеместной коррупции, оставался большим исключением.

Две отличительные черты китайской экономики помогают объяснить, почему Поднебесной удавалось успешно развиваться несмотря на это. Во-первых, стремительный рост экономики Китая стимулировался необычно крупными государственными инвестициями, которые, по всей видимости, не очень сильно страдали от коррупции.

Во-вторых, в жестко контролируемом китайском обществе развивалась хорошо организованная коррупция, которая (как экономисты Андрей Шлейфер и Роберт Вышний написали вначале 1990-х гг.) безусловно, менее опасна, чем хаотическая коррупция, широко распространенная в бывших советских республиках в ранние годы переходного периода.

В Китае предприниматели знают кому давать взятку и сколько нужно платить, и они могут быть уверены, что в обмен смогут спокойно вести бизнес. На контрасте, при хаотической коррупции предприниматели сталкиваются с большей неопределенностью: давая взятку одному чиновнику, нет гарантии, что другой чиновник не попросит “вознаграждение” и для себя.

Тем не менее, нет никакого сомнения, что коррупция процветает в Китае. Помимо взяток и продажи должностей в армии и правительстве, независимые журналисты обнаружили убедительные доказательства того, что высокопоставленные чиновники Китая (как и многих других стран) владеют значительными долями ценных компаний (часто через друзей и родственников). Интересно, что стоимость этих компаний увеличивается, как только появляется слух об их связи с влиятельными официальными лицами.

Вполне возможно, что без коррупции и кумовства движение Китая к рыночной экономике не было бы политически устойчивым. Разрешая государственным чиновникам иметь долю в экономическом росте страны, облегчалась задача либерализации экономики и открывались двери для международной торговли, одного из ключевых факторов экономического успеха Поднебесной.

Однако, по мере того как Китай все больше становится современной экономикой (интегрированной в глобальную экономику) тотальная коррупция приносит больше вреда, чем пользы. Руководство страны, вероятно, также считает, что с точки зрения политической стабильности наличие слишком большого количества богачей среди государственных чиновников может привести к социальной напряженности в обществе, где большинство простых граждан все еще достаточно бедные.

Основным политическим вызовом Китая в ближайшем будущем является готовность государственных чиновников смириться с тем, что растущий класс предпринимателей может быть намного богаче, чем они, на фоне продолжения экономических реформ и более интенсивного развития частного сектора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Истоки коррупции: менталитет или традиции?

Разница в менталитете и традициях Востока и Запада наглядно демонстрирует история 1585 года. К турецкому султану Мураду III явился аристократ из Австрии. Он плохо был знаком с традициями Востока и не принес на прием подарок. В результате поступок расценили как неуважение. Австрийского посла избили палками, бросили в темницу.

Приход Си Цзиньпина: начало войны с взяточничеством

В 2012 году Председателем Компартии в Китае стал Си Цзиньпин. Он расставил приоритеты в своей политике. Борьба с коррупцией в Китае (фото осужденных за это ниже) становится во главу угла.

Кодекс для чиновников от Си Цзиньпина

методы борьбы с коррупцией в китае

Первым делом китайским чиновникам передали список из 8 пунктов. Каждый должен был их выучить наизусть и соблюдать беспрекословно. В нем отразились правила для чиновников:

  1. Отказ от торжественности и формализма. Многие высокопоставленные чиновники и губернаторы любят восточные пышные торжества. Красные дорожки, встречи с народом, на которых обязательно принято одаривать бюрократов. Все это сопровождается цветами, песнями, аплодисментами, дорогими банкетами. Естественно, что все это оплачивается из государственных бюджетов.
  2. Отказ принимать участие в каких-либо коммерческих мероприятиях, таких как закладка камней, участие в конференциях, перерезание ленточек при открытии и т.д.
  3. Сведение к минимуму поездок за границу. Сокращение штата помощников, сопровождающих, если они все же необходимы.
  4. Ведение документации и разъяснения понятным для обычных граждан языком.
  5. Отказ от перекрытия дорог, улиц для проезда кортежей.
  6. Отказ от лишнего пиара. Появление в новостных лентах, передачах только при крайней необходимости.
  7. Отказ от публикаций, автобиографий, поучительных книг и прочее.
  8. Экономия. Не выписывать себе машины, квартиры, путевки и т.д.

Экономный банкет – сигнал для чиновников

опыт борьбы с коррупцией в китае

Си Цзиньпин распорядился подавать только 4 блюда и суп. Чиновники были обескуражены. Многие из них поняли, что предстоит серьезная борьба с коррупцией в Китае.

Экономия на банкетах для высших китайских чиновников нанесла серьезный удар для бизнеса, который был на этом сосредоточен.

 борьба с коррупцией в китае 2015

За первый год работы Председателя количество банкетов снизилось на 30 процентов.

Первые результаты 2013 года дали свои результаты. Экономия бюджета составила около 40 млрд долларов. И это только цифры федерального бюджета. Общая экономия всех уровней составила порядка 160 млрд долларов.

Так в чем же заключалась борьба с коррупцией в Китае? Только ли одними угрозами и указаниями нечистых на руку чиновников удалось приструнить? Нет. Методы борьбы с коррупцией в Китае намного суровее.

Расстрел – высшая мера для коррупционеров

борьба с коррупцией в китае казнили 10000 человек

Высшей мерой наказания для чиновников, которых поймали на взятке, является расстрел. Однако существует много мифов, которые распространены у нас в стране. Первый из них – в Китае всех поголовно ставят к стенке за воровство. Это, мягко говоря, не совсем так.

Борьба с коррупцией в Китае: казнили 10000 человек

 борьба с коррупцией в китае или высокая мораль или расстрел

Действительно, за весь период антикоррупционной политики государства за 16 лет к высшей мере наказания приговорили более 10 тыс. человек. Однако цифры эти нуждаются в комментариях:

  1. Китай содержит 70 млн. чиновников. Для огромного населения эта цифра небольшая. Китай находится на 26 месте в рейтинге по проценту количества чиновников от всех трудоспособных граждан – 8.8%. Для сравнения Россия входит в первую пятерку с результатом в 30%. Для огромного 70-миллионного штата чиновников, привыкших к традиционным видам подарков, поощрений расстрел 10 тыс. за 10 лет кажется ничтожной цифрой.
  2. Для примера, только за один год борьба с коррупцией в Китае (2015) привела к тому, что было заведено более 330 тысяч дел. Т.е. только за один год должны были расстрелять треть от десятилетнего показателя.

Приговорить не значит расстрелять

 борьба с коррупцией в китае статистика

Отсюда вывод: массовый расстрел всех нечестных чиновников в Поднебесной является мифом. Смертная казнь, конечно, применяется, но только в исключительных случаях, как правило, в качестве показательных уроков для остальных.

Высшая мера не значит расстрел

Сегодня в Китае редко применяется именно расстрел. Его заменяют инъекцией. Это связано с двумя причинами:

  1. Гуманностью. Китай часто обвиняли в жестокости.
  2. Донорством. Часто китайцы после расстрела везли трупы в медицинские учреждения, в которых изымались органы. Этот бизнес процветает в стране. Органы покупают в других странах за солидные суммы. Укол зачастую не дает возможности изымать сердце и другие важные органы.

Причины показательной борьбы с коррупцией

борьба с коррупцией в китае фото

Антикоррупционная политика не случайно связана именно с началом 2000-х гг. Это произошло по двум причинам:

Война с коррупцией или с оппозицией?

 борьба с коррупцией в китае

Людям, которым призывают ввести расстрел за коррупцию в нашей стране, необходимо задуматься, а действительно ли за расстрелами будут скрываться нечестные чиновники? Не приведут ли эти меры к легальному способу избавления от политической оппозиции? По крайней мере, именно к этому склоняется большинство политологов, изучающих опыт борьбы с коррупцией в Китае.

Медийность как метод борьбы с коррупцией

На одном из недавних выступлений нашего президента прозвучала мысль, связанная с громким делом Улюкаева. Путин заявил, что не нужно создавать шоу в СМИ из коррупционных дел.

Опыт борьбы с коррупцией в Китае показывает, что, наоборот, широкая огласка в СМИ дает положительные результаты. Вся антикоррупционная компания в Китае решает две задачи:

Результаты борьбы с коррупцией

Итак, что дала борьба с коррупцией в Китае? Статистика только за 2015 год показывает, что выявленных нарушений было около 34 тыс. Из них более 8 тыс. дел передали в суд за использования служебного положения в личных целях, более 5 тыс. – за получение ценных подарков. До суда доходят и нарушения, связанные с использованием служебного транспорта в личных целях. Таких дел за 2015 год насчитывалось около 5.5 тыс. Около 4.5 тыс. чиновников были наказаны за организацию слишком пышных банкетов, свадеб, похорон родственников и т.д. Более 500 тыс. человек пострадало за организацию увеселительных заведений, клубов. Более 2.5 тыс. ответили перед законом за свои поездки по стране за счет бюджетных средств.

Борьба с коррупцией в Китае: 2016 год

Вывод

Расстрелы в Китае за взятки не носят массовый характер. Однако нельзя не признать, что многих приговорили к пожизненному заключению, еще больше тех, кто получил солидный срок в 10-15 лет. Все это позволило сэкономить значительные суммы в бюджете. Также такие меры позитивно повлияли на развитие экономики, так как деньги идут в инвестирование, а не в карманы чиновников.

Хочется верить, что в России, наконец, тоже заработает активно антикоррупционное законодательство, и аресты будут не единичными, а массовыми. Конечно, искоренить полностью это явление невозможно. Однако ситуация, когда министры финансов в открытую утверждают, что вкладывать деньги в развитие бесполезно, так как "разворуют", а по федеральным каналам удивляются тому, что была построена одна трасса, и не украдено ни рубля, кажется безысходной. Только системные и решительные меры по борьбе с коррупцией принесут результаты.


Почему-то принято считать, что в Китае нет коррупции из-за жестоких карательных мер, используемых государством для наказания виновных. Чиновников любого уровня, уличенных во взяточничестве и других злоупотреблениях служебным положением, расстреливают, чуть ли не в прямом эфире. Если принять во внимание, что, к примеру, в 2015 году по коррупционным статьям было возбуждено около полумиллиона уголовных дел, то где-то должны находиться громадные могильники с массовыми захоронениями, либо неустанно дымящие печи крематориев, разносящие на тысячи километров характерный удушливый сладковатый запах.

Особенности китайского менталитета

Основной особенностью менталитета китайского народа является превалирующая роль родственных связей. Жизнь общества строится на базе семьи, на которую также ориентированы и обе традиционные религии – даосизм и конфуцианство.

Почтение к родителям в конфуцианских догматах стоит выше лояльности к законам и государству в целом. Древние философы считали, что только на таком фундаменте могут вырастать законопослушные граждане. Почитаешь родителей, следовательно, почитаешь Императора и Небо. Если почтения к родителям нет, а к Императору и Небу – есть, то, скорее всего, человек либо лицемерит, либо его вера и убеждения нестойки.

Успешный карьерный рост в Китае однозначно трактуют, как результат деятельности семьи. Личные заслуги – вторичны. Семья оплачивает образование, помогает сдавать экзамены и содержит во время обучения. Для небогатых провинциалов это крайне высокие траты, воспринимающиеся исключительно в качестве выгодных инвестиций в будущее всех родственников. Успехи, каждого из отпрысков, считаются достижением всего рода.

Благодарность за услугу в той либо иной форме также является неотъемлемой составной частью национальной деловой культуры. Если она находится в разумных границах, то не вызывает никаких осуждений в обществе.

Коррупция на самом верху

Сферы влияния в стране поделены между упомянутыми кланами. Они полностью контролируют все аспекты бизнеса, включая теневой и противозаконный. Сложная политико-экономическая система государства, сочетающая рыночный и социалистический уклад, особый статус Тайваня, специфические взаимоотношения с Гонконгом и прочие характерные особенности китайской реальности создают громадный теневой рынок.

Растущая экономика, одновременно ориентированная на экспорт и колоссальное внутреннее потребление, новейшие разработки, глубокая модернизация вооруженных сил, масштабные космические программы и прочие направления хозяйственной деятельности государства создают доселе невиданные финансовые потоки и возможности личного обогащения чиновнического аппарата. Который, кстати, насчитывает 70млн. человек. Относительно России, если измерять в процентном соотношении к численности населения, получается совсем немного – 8,8% против 30,2%. Представители кланов купаются в роскоши, открыто демонстрируя яхты, дворцы, личные самолеты и это никого не смущает.

В марте 2012 года, когда председателем КНР стал Си Цзиньпин, ситуация в высшем эшелоне власти выглядела следующим образом:

— в Постоянном комитете Политбюро ЦККПК 187 из 204 членов (или 91%) имели ближайших родственников с гражданством США и европейских государств

— 113 из 127 или 89% членов ЦКПД имели прямых родственников, проживающих за границей.

В числе высокопоставленных владельцев оффшорных компаний оказались: внучка китайского лидера Цзя Цинлиня; зять самого Си Цзиньпина и зять Чжана Гаоли — члена Постоянного комитета Политбюро; дочка Ли Пена – главного организатора и исполнителя кровавых событий на площади Тяньаньмэнь; жена Бо Силая — члена политбюро; брат вице-президента, сын Тяня Цзиюня — члена Политбюро и многие другие.

Великий Мао Цзэдун

Ослабленный поражениями Император ничего не мог противопоставить беспределу европейских колонизаторов, а образы чиновников-предателей, наживающихся на эксплуатации народа, надолго укоренились в национальной культуре. Подобные персонажи присутствуют в литературе этого драматического периода, а также в многочисленных фильмах, посвященных боевым искусствам.

Коррупционный коллаборационизм чиновничества на долгие годы стал самой значимой социальной проблемой Китая, что в конечном итоге привело к падению знаменитой Маньчжурской династии Цин, которая управляла страной с 1645 года, и последующей за этим японской интервенции и перманентной гражданской войне. Помощь СССР позволила восстановить суверенитет государства, но Запад попытался сохранить свое влияние, в том числе через существующие коррупционные механизмы.

Реформы Дэн Сяопина

Метод Си Цзиньпиня


Фото: geo-politica.info

Технология борьбы с коррупцией по-китайски

Особенности искоренение порока

Си Цзиньпин – это новый Мао Цзэдун

Читайте также: