Коррупция как международная проблема в эпоху глобализации

Обновлено: 17.05.2024

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

Коррупция.docx

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов – более 2% от мирового ВВП. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1.Понятие коррупции

Основные критерии классификации коррупционных отношений

Первый критерий – вид деятельности коррупционера

Второй критерий – формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий – насколько часто возникают коррупционные явления

Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений . Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

2. Причины возникновения коррупции

В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назначает агентам (А), чиновникам среднего и низшего звена, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную службу и т.д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице руководителя налоговой службы, агенты – это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики.

В обмен на выплату налогов налогоплательщики получают возможность легально функционировать, в противном случае их ожидают штрафы и прочие наказания.

Также предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Ещё одна модель, часто применяемая экономистами, представлена ниже:

где I – страна, t – год.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

Коррупция.docx

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов – более 2% от мирового ВВП. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1.Понятие коррупции

Основные критерии классификации коррупционных отношений

Первый критерий – вид деятельности коррупционера

Второй критерий – формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий – насколько часто возникают коррупционные явления

Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений . Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

2. Причины возникновения коррупции

В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назначает агентам (А), чиновникам среднего и низшего звена, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную службу и т.д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице руководителя налоговой службы, агенты – это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики.

В обмен на выплату налогов налогоплательщики получают возможность легально функционировать, в противном случае их ожидают штрафы и прочие наказания.

Также предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Ещё одна модель, часто применяемая экономистами, представлена ниже:

где I – страна, t – год.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

Рассмотрение определения коррупции, её основных форм и видов проявления. Характеристика методов оценки её масштабов. Изучение зарубежной практики и методов борьбы с коррупцией. Выявление масштабов и форм проявления коррупции в Российской Федерации.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.12.2014
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Определение коррупции, формы и виды проявления коррупции

В самом общем виде под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды.

Следует отметить, что первоначально коррупция была нравственной проблемой. Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

Административную и как её разновидность бытовую. ( Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода крышам и т.д. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.) К этой категории также относится кумовство(непотизм).

Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis -- внук, потомок), также кумовство -- фаворитизм (например, при найме на работу), предоставляемый родственникам или друзьям, вне зависимости от профессиональных достоинств. Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.

Деловую коррупцию. Плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. (Например, в случае хоз. спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу). коррупция масштаб борьба зарубежный

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, о том что в мире нет государств, где вера в чиновника была бы абсолютной.

в Италии верили 100%,

Особой разновидностью коррупция на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Впервые о коррупции первых лиц государства заговорили в 1990г., когда президент Пакистана отправил правительство Беназир Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

В Италии в 1992г. После десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование дела премьер-министра Италии Беттино Кракси.

пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты.

В 1995 году возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 1999 г. Андреотти был оправдан.

В Германии громкий скандал разгорелся в конце 90-х годов вокруг многих политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.

В Японии в 1994 г. В связи с обвинением в финансовых нарушениях был отправлен в отставку премьер-министр Морихиро Хосокава.

В Израиле в конце 90-х годов ушёл в отставку президент Эзер Вейцман. Прокуратора этой страны уведомило его в том, что находится под следствием по обвинению в коррупции: в получении подарков от своего друга французского миллионера Эдуарда Сарусси в период между 1988 и 1993 г, когда Вейцман был министром науки Израиля.

По оценкам специалистов, самыми коррумпированными политиками высшего эшелона власти прошлого столетия были:

Президент Индонезии Д.Сухарто,

президент Филиппинг Фердинанд Маркос,

президент Заира Мобуту Сесе Секо,

президент Нигерии Сани Абача,

президент Югославии Слободан Милошевич,

бывший диктатор Гаити Ж.К. Дювалье.

Одним из важнейших факторов, благоприятствующих развитию коррупции, является низкая заработная плата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

По данным (2002-2003 гг.) самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире является премьер-министр Сингапура Го Чок Тун, годовая зарплата которого в 2003 год составляла 810 тыс.долл.

Министры и ключевые функционеры в правительстве Сингапура зарабатывает как высококвалифицированные управленцы в крупных корпорациях. В частности, министр в Сингапуре получал в 3 раза меньше премьера, однако эта сумма превышала годовой заработок премьер-министров таких стран, как Франция, Италия, Голландия и др. России на тот период времени занимала 86 место. ( Михаил Фрадков-604 800 рублей)

Методы оценки масштабов коррупции

В 1994 году был опубликован первый индекс восприятия коррупций. Эффект о публикации был сногсшибательным. Теперь общество знало, что коррупция как социальное явление может быть измерена и проявляется возможность сравнивать коррумпированность тех или иных стран и следить за изменениями этого показателя в зависимости от проведения соц-эконом политики.

Страны наиболее успешные в противодействии коррупции.

2009- Новая Зеландия -9, 4 Дания-9, 3 Сингапур-9, 2 . 2010-Дания-9, 3 ;Нов Зеландия-9, 3, Сингапур-9, 3.

Наиболее коррумпированные страны мире. В 2008 году. Из 180 обследованных стран наиболее коррумпированными были Зимбабве, Киргизия(1, 8), Узбекистан, Туркмения, Таджикистан(2). В 2009 году из 180 стран-Сомали(1, 1), Афганистан (1, 3), Мьянма (1, 4), Судан и Ирак (1, 5), Чад (1, 6), Узбекистан(1, 7), Туркменистан (1, 8), Иран (1, 8), Гаити (1, 8).

В 2010 г. Из 180 обследованных стран-добавились Бурунди и Экваториальная Гвинея.

Зарубежная практика и методы борьбы с коррупцией

-Получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений.

-Были задействованы все возможное инструменты борьбы с мафией, закон о борьбе с мафией, который позволял спец службам инфильтроваться в ряды преступников

-Назначение специального прокурора по борьбе с коррупцией

-упрощение бюрократических процедур

-регламентация действий чиновников

-строгий надзор над соблюдением высоких этнический стандартов

-законодательный акт о предотвращении коррупции

-ужесточили наказание за взяточничество

-увеличили тюремные сроки за получение, дачу взятки

-Форма наказания с конфискацией имущества

-практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и других гос. организациях и службах

-значительно увеличили зарплаты

-чиновничество стало привилегированным аристократическим классом

-каждые три года чиновники проходят серьёзную переаттестацию

Эта политика привела к тому, что по результатов соц опроса практически 100% опрошенных считают, что их начальник никогда не преступал закон и не брал взяток

-Коррупционеров в Китае наказывают жестоко. Возможно применение за это преступление смертной казни.

-Только за период 2000-2010 год в Китае было расстреляно за коррупцию около 10 тыс. чиновников, еще 120 тыс. были осуждены на 10-20 лет.

Масштабы и формы проявления коррупции в России

Коррупция в России.

В 16-17 вв. на Руси было широко распространено такое понятие, как почесть, форма добровольного подношения, призванная выражать уважения к тому, кто его удостаивался Значение почести происходит от русского обычая одаривать уважаемого человека и особенно начальство.

Историческая справка: Только в течение 1841-1859 гг. почти 100 тыс. чиновников государственного аппарата были привлечены в суду за различного рода преступные действия, в том числе за взяточничество и присвоение казенного имущества.

Основатель Коммунистической партии, вождь Октябрьской революции, первый глава советского государства Владимир Ильич Ленин (1870-1924)с самого начала прихода власти требовал самого строгого наказания коррупционеров и взяточников. К концу 20-х годов борьба с коррупцией в Советском Союзе приобретает характер массовых карательных кампаний. Жесткие меры противодействия коррупции просуществовали в СССР вплоть до ВОВ. Основными составами преступлений того периода, которые фиксировали правоохранительные органы, были:

-выделение материальных ресурсов, машинотехнической продукции технологического оборудования сверх плана и существующих лимитов;

-незаконный отпуск дефицитной продукции;

-корректировка и снижение плановых показателей;

-приписки к выполненным объемам работ;

После распада Советского Союза в 90-е годы прошлого столетия, когда начались так называемые рыночные реформы, масштабы коррупции в современной России стали расти в геометрической прогрессии.

Для этого периода были характерны процессы сращивания власти с бандитскими и мафиозными структурами. Коррупционные сделки стали масштабнее, а аппетиты чиновников-гораздо больше. Широкое распространение получила административная коррупция. Для многих чиновников государственная служба превратилась в бизнес, и главная цель такой службы-извлечение прибыли.

Согласно статье 290 Уголовного кодекса РФ-одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия(бездействие). Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Дача взятки-согласно ст.291 Уголовного кодекса Российской Федерации -преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий(бездействия) либо предоставлению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Дача взятки рассматривается Уголовным кодексом как менее общественно опасное деяние, нежели получение взятки. Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности если установлен факт вымогательства или гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Коммерческий подкуп-согласно ст. 204 Уголовного кодекса РФ-взятка лицу, выполняющему управленческих функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях, -директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т.д.

В ноябре 2003 года Президент учредил Совет по борьбе с коррупцией во главе с Председателем Правительства. В Совет вошли шесть бывших председателей Правительства, председатели Государственной думы, Совета Федерации, Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. При совете были созданы две комиссии по противодействию коррупции и по разрешению конфликтных интересов.

В апреле 2004 в Государственной думе также была создана комиссия по противодействию коррупции. На комиссию были возложены функции анализа законодательства на предмет выявления положений, создающих почву для коррупции.

В числе карательных мер предусматривались конфискация имущества и запрет на занятие определенных должностей. Законопроект предполагал создание специального органа, контролирующего расходы чиновников и правильность декларирования. Таким органом мог стать Росфинмониторинг.

В 2010 году была подготовлена и утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. В России сформирована нормативно-правовая база противодействия коррупции, в целом соответствующая международным нормам. Одно в России до сих пор не создан специализированный орган, ответственный за борьбу с коррупцией, что значительно снижает эффективность противодействия с коррупцией.

Подобные документы

Определение понятий денежного обращения, денежной массы, а также рынка капитала. Характеристика наличной и безналичной форм расчета. Изучение закона финансового обращения. Рассмотрение основных проблем оборота денег в России, методов его стабилизации.

курсовая работа [58,9 K], добавлен 30.10.2014

Знакомство с экономическими рычагами, стимулирующими приток средств в бюджет. Общая характеристика бюджетного дефицита в Российской Федерации, анализ основных видов и способов покрытия. Рассмотрение распространенных методов определения величины дефицита.

курсовая работа [128,1 K], добавлен 13.01.2015

Инвестиционный климат - набор специфичных факторов, определяющих возможности и стимулы фирм к расширению масштабов деятельности. Темпы роста основных экономических показателей Российской Федерации. Отраслевая структура производства промышленной продукции.

контрольная работа [40,1 K], добавлен 09.03.2011

Место современной финансовой системы в рыночной экономике Российской Федерации. Финансовая система как система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий, общая характеристика функций.

дипломная работа [63,4 K], добавлен 19.05.2014

Анализ эффективности экономической оценки инвестиций с использованием современных подходов и международной практики. Экспериментальный сравнительный анализ методов экономической оценки инвестиций. Характеристика достоинств и недостатков методов оценки.

курсовая работа [25,1 K], добавлен 25.03.2011

Отличительные черты налоговой системы Республики Беларусь, которая представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 01.04.2010

Анализ особенностей функционирования финансовой системы Российской Федерации. Изучение природы и основных функций денег, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией. Денежно-кредитная политика государства.

Читайте также: