Коррупция как фактор нравственной деградации личности этика

Обновлено: 25.06.2024

ДУХОВНО-НРАВСТВЕ Н НЫЙ АСПЕКТ КОРРУПЦИИ

Ивентьев Сергей Иванович

В статье на теоретическо м уровне рассматрива ю тся духовно-нравственн ы е фактор ы коррупции. Отмечается, что коррупция - это не только правов ое (уголовное) , но и духовно-нравственн ое преступление. Автором даются рекомендации по борьбе с данным общественным негативным явлением. Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, права человека, права души и духа человека, нравственное преступление, коррупция .

Государство включило в одно из направлений национальной безопасности России меры по борьбе с коррупцией, которая охватила все слои общества [ 4 , с.133]. Т.Н.Синюкова справедливо отмечает, что "в научной литературе отсутствует общепринятое определение коррупции, а существующие понятия сильно различаются между собой" [ 9 , с.133]. Указанный автор выделяет несколько по д ходов определения коррупции: 1) Социологический подход под коррупцией понимает сложное социальное явление; 2) Политический подход мыслит к оррупцию как способ борьбы за власть, как способ её существования; 3) "В экономическом подходе коррупция является порождением экономических отношений и непосредственно влияет на их развитие"; 4) "С точки зрения юридического подхода феномен коррупции определяется как общественно опасное противоправное явление, характеризующееся подкупом - продажностью должностных лиц при корыстном использовании ими своих должностных полномочий"; 5) Антропологический подход делает "акцент на субъективное отношение человека к этому явлению"; 6) Психологический подход говорит о "специфических психологических характеристиках личности, способствующих ее коррупционному поведению" [ 9 , с.33 4-335 ]. Кроме отмеченных подходов следует сказать о религиозном и духовно-нравственном подходе определения коррупции, которые приводятся ниже. Традиционно п од коррупцией (corruption - нарушать, ломать) понимают действия по использованию служебного положения с целью получения выгоды. Исторически в России коррупция проявлялась в виде получения материальных благ за совершение законных действий ( " мздоимство " ) или незаконных действий ( " лихоимство " ). Коррупцию связывают с нарушением административных положений либо морального или социального кодекса [1 , с.75-75 ]. Коррупция в основном по форме получения выгоды состоит из двух видов: классическое мздоимство или лихоимство и " оказание услуг (патронаж, непотизм). О первом виде коррупции (денежные взятки) знает почти каждый. Правоохранительные органы масштабно проводят мероприятия по разрыву связей " взяточник-взяткодатель " . Вторая форма коррупции основана на дружеских, должностных или родственных отношениях. На законодательном уровне данный вид коррупции не имеет юридического определения. По этой причине " коррупционное оказание услуг " на данном этапе становления государственности пока неистребимо [ 4 , с.133 ]. Коррупция приводит государство и общество к политическим, экономическим, социальным и нравственным негативным последствиям [5 , с.16]. Как правило, все преступления всегда носят нравственный характер, то есть все правовые (уголовные) преступления, определённые законом, включая коррупцию, являются духовно- нравственными преступлениями , т.к. представляют собой нарушения норм морали и прав души и духа человека , направлены против души человека [6 , с.124] (духовно-нравственный подход определения коррупции ) . В.В.Горбова раскрывает этическую сторону коррупции, указывая, что "в коррупционном поведении действует не только экономическая целесообразность, но и стремление к личной выгоде, которая становится иррациональной страстью и самоцелью. Личная выгода сама по себе не может быть, конечно, восприниматься как юридически криминальное или морально порочное явление. Однако гипертрофированные формы, которые становятся возможными при коррупции, являются одновременно и правонарушением и этически недопустимыми действиями. Кроме страсти к наживе, необходимо указать ещё на один специфически коррупционный моральный порок как продажность человека . Продажность тесно связана с личной выгодой; можно сказать, что желание личной выгоды стимулирует продажность, которая легализует морально порочные механизмы поведения, создаваемые в свою очередь коррупционной ситуацией. Образуется порочный круг между моральными пороками личности и коррупционной ситуацией, способствующей проявлению этих пороков. Тем самым, выявляется исключительно нравственная природа коррупции " [2 , с.42 -43 ] . С точки зрения христианства , ислама и других религий коррупция - это грех или нравственный порок (религиозный подход определения коррупции ). К основным причинам коррупции относят духовно-нравственные, экономические, институциональные и социально-культурные факторы [ 4 , с.133 ]. Акцент следует сделать на духовно-нравственные факторы коррупции , которые вытекают из нравов человека , а также существующей морали ценностных приоритетов общества . Наличие в государстве коррупции говорит нам о том, что общество духовно деформировано, а народ нравственно болен. Чтобы эффективно бороться с коррупцией, государству большое внимание необходимо уделять духовно-нравственным факторам , которые влияют на жизнь и развитие человека . Системность рассматриваемого порока во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека. В п оследнее время научное сообщество говорит о правах духа и души человека [3, с.183-185], которые, в свою очередь, позволяют сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека. В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [8, с.19]. К четвёртому поколению прав человека относятся следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека. В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия человека [8, с.123-135]. К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем и материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и сотрудничество с Богом, совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны. Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права духа и души человека [3, с.183-185]. Под душой человека понимается Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо, Творение Бога [7, с.158; 8, с.352]. Дух человека - это Эманация Бога, Нетелесное духовное начало [8, с.352]. Р елигия , в отличие от государства, которое базируется на материалистических научных достижениях , особое внимание уделяет душе человека. Наука, к большому сожалению, не занимается исследова нием тысячелетн е го правомерно го утверждени я религии и доказательств существовани я души человека. Потребности души и духа человека удовлетворяются через воспитание, мораль, молитву , духовное творчество и духовно-нравственное просвещение, осуществляемое духовными и светскими учебными заведениями. В последних преподаются Основы религиозных культур и светской этики, религиоведение, теология, этика, философия, включая религиозная философия, культурология и другие дисциплины. К большому сожалению, многие государства к мерам по обеспечению противодействия коррупции не относят возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм , на что необходимо обществу обратить особое внимание [4, с.133]. Изучение в светских учебных заведениях ценности души и духа человека и их потребностей позволит пересмотреть существующие приоритеты, отдав предпочтение духовно-нравственному развитию человека. Средства массовой информации больше должны уделять внимание духовным и нравственным вопросам человека и общества, а не формировать пагубные, потребительские и безнравственные ценности у человека. Безусловно, что вышеуказанными рекомендациями не ограничиваются меры борьбы с коррупцией. Только г лубокое исследование коррупции позволит обществу найти исчерпывающие меры по её предотвращению и искоренению.

Государство включило в одно из направлений национальной безопасности России меры по борьбе с коррупцией, которая охватила все слои общества.
Под коррупцией (corruption - нарушать, ломать) понимают действия по использованию служебного положения с целью получения выгоды.
Исторически в России коррупция проявлялась в виде получения материальных благ за совершение законных действий ("мздоимство") или незаконных действий ("лихоимство").
Коррупцию связывают с нарушением административных положений либо морального или социального кодекса [1].
Коррупция в основном по форме получения выгоды состоит из двух видов: классическое мздоимство или лихоимство и "оказание услуг" (патронаж, непотизм). О первом виде коррупции (денежные взятки) знает почти каждый. Правоохранительные органы масштабно проводят мероприятия по разрыву связей "взяточник-взяткодатель".
Вторая форма коррупции основана на дружеских, должностных или родственных отношениях. На законодательном уровне данный вид коррупции не имеет юридического определения. По этой причине "коррупционное оказание услуг" на данном этапе становления государственности неистребимо.
В науке к основным причинам коррупции относят экономические, институциональные и социально-культурные факторы.
По нашему мнению, в первую очередь, коррупция является следствием нарушения человечеством Божественных и духовно-нравственных законов. Это привело к резкой смене приоритетов, ценностей и идеалов общества. Эти процессы в публицистике относят к одной из причин коррупции [7,с.5].
С точки зрения Божественных и духовно-нравственных ценностей коррупция - это болезнь алчной и эгоистичной души, которая поклоняется золотому тельцу. Если человек подвержен этой "болезни", то он в состоянии за любое материальное вознаграждение поменять свою идеологию и предать.
Можно с уверенностью сказать, что коррупция является благодатной почвой для работы иностранных спецслужб. Потенциально каждый "доморощенный" коррумпированный чиновник может быть завербован спецслужбами других государств, что подрывает национальную безопасность страны.
В Соборном Соглашении "О защите духовно-нравственных ценностей Нации и культурного наследия России" от 24.04.2008г. коррупция приравнивается к государственной измене.
Коррупция приводит государство и общество к политическим, экономическим, социальным и нравственным негативным последствиям.
Системность российской коррупции во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей, а также нарушением и не обеспечением четвёртого и пятого поколения прав, которые были открыты в конце ХХ - начале ХХI вв. в России [2, с.5-6; 9, с.94-97; 10, с.92-93; 11].
К четвёртому поколению прав относятся духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина.
Пятое поколение прав включают в себя Божественные права и свободы, основной ценностью которых является Любовь, которая выступает первопричиной существования Вселенной и человека. В эту же группу прав следует отнести право на информацию и энергию, и управление ими. Эти права основаны на том, что человек - это энергоинформационная многоуровневая система, состоящая из сознания клеток, органов, личного и коллективного сознания людей [3,с.169].
Управление информацией происходит через мысль [3,с.184], которую можно отнести к разновидности энергии.
Любовь связывает весь Мир воедино и является реализацией права на управление энергией [3,с.201]. Как указывает отец Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии, любовь сопряжена с всегда с жертвенностью [5,с.11]. Это связано с законом отдачи энергии [6,с.38].
В пункте III.4. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека указывается, что "Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним", "Именно любовь снимет все противоречия между личностью и окружающими её людьми, делая человека способным полностью реализовать свою свободу и одновременно о ближних и об Отечестве" [8].
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д.И.Луковская в своих комментариях на открытие нового поколения прав указала следующее: "Не вызывает сомнение и то, что реализация прав человека должна согласовываться с нормами морали, с духовными и культурными традициями стран и народов и т.п. На это, в частности, обращено особое внимание в "Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" от 26 июня 2008г. При этом классификация прав человека, предлагаемая в данном документе, в целом соответствует международным стандартам и конституционным нормам" [2].
Как отмечает С.Н.Лазарев, неумение любить и правильно мыслить - это основная причина преступности [4,с.129].
О присутствии и передаче Любви из поколения в поколение говорится в преамбуле Конституции Российской Федерации.
Семейное законодательство исходит из необходимости построения семейных отношений на чувствах любви и уважения (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные ценности пятого поколения прав являются основой четвёртого поколения прав (духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина). Божественные права и свободы имеют приоритет над другими поколениями прав.
Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Указанные права позволяют пересмотреть установленные в юридической науке и государстве базовые ценности человека.
Анализируя Божественные и духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера и любовь к Богу, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное и нравственное развитие, образование и творчество и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических, культурных и пр.).
Как указывается в Национальном плане противодействия коррупции от 31.07.2008г., в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.
К большому сожалению, государство к мерам по обеспечению противодействия коррупции не относит возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм.
Вопрос о духовном и нравственном воспитании человека также не был поставлен в "Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", утверждённом указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 [12].
В России государство отделено от религии. По указанной причине на уровне государства отсутствует такое понятие, как "духовно-нравственное воспитание человека".
Законы не направлены на защиту и обеспечение четвёртого и пятого поколений прав. Как правильно отмечает С.Н.Лазарев, "никакие законодательные акты и инструкции не смогут удержать человека от совершения преступления, если он безнравственен и никакое наказание не остановит человека, если в его душе нет любви и главным для него является кусок хлеба" [4,с.160].
Чтобы эффективно бороться с коррупцией, по нашему мнению, необходимо провести следующие мероприятия:

1.Проверка законопроектов на направленность к Любви.
2.Принятие законов, которые вели бы к сохранению и увеличению Любви и обеспечивали защиту четвёртого и пятого поколения прав и свобод человека и гражданина.
3.Публичное закрепление нравственных норм.
4.Ежемесячная проверка чиновников на детекторе лжи.
5.Ежегодная вертикальная и горизонтальная ротация госслужащих.
6.На законодательном уровне определить юридическое понятие второго вида коррупции ("оказание услуг").
7.Введение института конфискации имущества по коррупционным преступлениям.
8.Немедленное увольнение всей команды (штата), если в госучреждении был пойман мздоимец.
9.Закрепление на законодательном уровне четвёртого и пятого поколения прав человека и гражданина, их обеспечения и юридической защиты.
10.На законодательном уровне определить юридическое понятие "духовно-нравственное воспитание".
11.Включить в Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы задачу по духовному и нравственному воспитанию человека.
12.В состав всех комиссий по борьбе с коррупцией включить 70% представителей общественности.
13.Принять меры по искоренению "коррупционного оказания услуг".
14.Законодательно отнести коррупционные преступления к государственной измене.
По нашему мнению, после проведения этих мероприятий будут реально видны результаты борьбы с коррупцией.

Принцип ответственности обязывает государственных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения в сфере борьбы с коррупцией. Под нравственной ответственностью нами понимается моральное

осуждение коррупционера со стороны членов коллектива, общества и, даже родных и близких. Это должно приводить к угрызениям совести, которая, как известно, является внутренним цензором человека, что послужит толчком к раскаянию и недопустимости в дальнейшем коррупционных действий.

Принцип справедливости требует разумного использования властных полномочий в деле борьбы с коррупцией, равной ответственности всех перед законом независимо от должностного и имущественного положения.

Принцип лояльности предписывает государственному служащему быть верным государству, его курсу в борьбе с коррупцией, даже если это противоречит его внутренним принципам и политическим взглядам.

Принцип лояльности предполагает определённую жертвенность, заключающуюся в отказе от своих интересов в пользу интересов государства, общества, человека.

Принцип честности и неподкупности требует категорического неприятия коррупции и бюрократизма.

Для многих важнее вопрос не о том, стоят ли они высокого чина, а о том, сколько стоит получение этого чина (Народная мудрость).

Да не оскудеет рука дающего, да не отсохнет рука берущего (Молитва коррупционера).

Кто ни с чем к нам придет, тот ничего от нас не получит (Девиз мздоимца).

Нравственные требования к антикоррупционному

поведению должностного лица

1. Приверженность моральным принципам, верность государству; постановка государственных интересов выше индивидуальных.

2. Добросовестное исполнение своих служебных обязанностей.

3. Не отдавать в своей деятельности никаких предпочтений обращающимся субъектам, как за плату, так и бесплатно.

4. Не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.

5. Не давать никаких личных обещаний, связанных со служебными обязанностями.

6. Не использовать конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения своих должностных обязанностей, в качестве средства получения личной выгоды.

7. Не заниматься предпринимательской деятельностью.

8. Разоблачать любые коррупционные действия, бороться за создание в

государственных органах атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению сослуживцев.


9. Быть честным, скромным, вежливым, тактичным, отзывчивым, справедливым по отношению к своим сослуживцам и посетителям.

Деградация личности, это — утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств , суждений, дарований, активности и др. На деградацию личности указывает

повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти , снижение адаптационных возможностей, а также сужение интересов . Деградация личности может выражаться и в развитии (обратите внимание) благодушия , беспечности, безволия. Наиболее тяжелый вид деградации личности - маразм

- своеобразная беззаботность, глубокое слабоумие при потере контактов с окружающей средой, полном (обратите внимание) безразличии к окружающему . Одной из причин деградации личности - алкоголизм, при котором наблюдаются тяжелые соматические и неврологические расстройства, вызванные злоупотреблением алкоголя. Больные теряют социальные связи и способность к профессиональной, а затем и вообще к какой- либо трудовой деятельности.

Любые проблемы психического или психологического характера указывают на слабую личность или ослабленную личность, которая больше живёт чувствами, нежели менталом. И любая

слабая личность является жертвой другой более сильной личности в обществе. А слабость, как известно, ведёт к деградации личности, если не принимать никаких мер.

Коррупция – это злоупотребление должностным лицом своими полномочиями с целью получения личной выгоды или выгоды в пользу третьих лиц за вознаграждение.

  • во-первых, подход к организации системы управления, в основе которой находится вертикальная иерархия, призванная обеспечивать исполнение поставленных перед ней задач максимально эффективным способом;
  • во-вторых, пренебрежение существом дела ради формального его исполнения;
  • в-третьих, система чиновничества, ориентированная на защиту интересов господствующего класса и игнорирование интересов населения.

Бюрократизм как общественное явление

Бюрократия является естественным спутником государственного управления, искоренение которого в полной мере невозможно и не требуется. Бюрократия является качественной характеристикой государственного управления, обусловленной обязательностью его решений, особым отношением к законодательству, защитой общественных интересов, подотчетностью деятельности органов государственного управления общественному контролю и так далее.

Макс Вебер рассматривал бюрократию как эффективную систему администрирования, в основе которой находятся действия квалифицированных государственных служащих, действующих согласно предписанным правилам. Бюрократия являлась свойством рациональной работы учреждений, обеспечивающим максимальную эффективность функционирования каждого их элемента. Признавая многочисленные достоинства бюрократии, следует отметить ее противоречивый характер, ведущий к возникновению проблем этического характера. Бюрократические системы в своем развитии ведут к торможению эффективности системы государственного управления.

Бюрократизм ведет к возникновению следующих основных проблем этического характера:

  • во-первых, отчуждение государственной власти от человека. Основное назначение бюрократии состоит в решении проблем населения, однако в условиях обезличенности подхода, декларируемого бюрократией, игнорируется уникальность проблем человека, выказывается стремление подогнать всех под определенный шаблон и решить дело стандартным образом, даже если стандарт не подходит под конкретную ситуацию;
  • во-вторых, ритуализм. Бюрократическая система предусматривает определенные процедуры, которые требуются для получения той или иной государственной услуги. Процесс прохождения этой процедуры зачастую может привести к устареванию полученного результата. Поглощенность правилами и процедурами бюрократической системы ведет к невозможности достижения поставленных целей;
  • в-третьих, инерция. Применение бюрократического механизма для решения определенных проблем не ведет к его упразднению. При достижении целей бюрократическая система стремится к сохранению своей структуры и препятствованию роспуску. Это ведет к функционированию бюрократии вне поставленных перед ней целей.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коррупции как этической проблемы

Коррупция представляет собой явление, основанное на стремлении получить выгоду от использования своего служебного положения. Зачастую коррупции является прямым следствием бюрократизма.

Проблема коррупции является неотъемлемой частью государственного управления любой страны.

В качестве причин возникновения коррупции в системе государственного управления можно обозначить:

  • несовершенство нормативно-правового регулирования;
  • низкий уровень нравственности чиновников;
  • отсутствие мер системного характера, призванных минимизировать последствия коррупции;
  • падение общественных нравов, моральных и этических норм.

Коррупция в качестве этической проблемы может рассматриваться как уродливое проявление бюрократии, опасное явление, наносящее губительные последствия для социальной и экономической ситуации в государстве.

Коррупция выступает в качестве реальной угрозы национальной безопасности страны, поскольку влечет за собой огромные экономические потери, отрицательно влияет на эффективность государственных решений, способствует увеличению и закреплению имущественного неравенства, снижает степень доверия населения власти, разлагает морально-этические устои.

Эксперты высказывают мнение о величине суммарных потерь экономики России от коррупционных действий, оценивая их в пределах от 10 до 20 млрд долларов в год.

Коррупция носит интернациональный характер, имеющей проявления в каждой стране, коррупция находится в прямой взаимосвязи с властью, является ее порождением. Наличие власти всегда создает возможность для злоупотребления ею. Специалисты признают невозможность абсолютной победы над коррупцией, однако государство стоит перед задачей ограничения ее масштабов, снижения динамики, предотвращения негативных последствий.

Искоренение коррупции является важнейшей проблемой государственного управления. Его основу обеспечивает моральный облик государственного служащего, действующего в соответствии с принципами честности, объективности, добросовестности и так далее.

Антикоррупционная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. Государство активно разрабатывает методы выявления коррупционных действий, инструменты, обеспечивающие пресечение деятельности незаконного характера и наказания государственных служащих, допустивших нарушение закона.

Основу антикоррупционной политики составляет формирование нравственных норм, гуманизма и патриотизма у государственных служащих и населения в целом.

Нравственные основы государственного служащего должны обеспечивать правильное его поведение в условиях принятия неоднозначных и неудобных решений. В связи с этим приоритетной задачей государства можно считать необходимость совершенствования законодательства, ориентированного на соблюдение нравственных норм.

Комплексный подход к борьбе с коррупцией подразумевает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, укрепление системы охраны правопорядка, ограничение монополизма власти отдельных должностных лиц, снижение роли государства в экономике, развитие независимых контролирующих структур и так далее.

Читайте также: