Коран не будет подвергнут искажению потому что обязанность оберегать его взял на себя
Обновлено: 30.06.2024
Свобода выбора заключается в предложении широкого спектра вариантов чего бы то ни было вниманию людей. Этим обусловлено присутствие в интеллектуальном поле всей палитры идеологий и философской мысли, которым Бог существовать не препятствует. Такое положение вещей свидетельствует об активности человеческой мысли в поиске истины.
Для удовлетворения такой потребности и возможности найти нечто основательное Творец периодически давал людям шанс обрести незыблемый фундамент. Последним источником, содержащим истину, был Коран.
Поистине, Мы послали тебя с истиной, радующим и предупреждающим. Ты не будешь спрошен о присоединенных к адскому огню. (2:119)
Порочная практика поиска дополнительных сокровенных знаний в ниспосланном откровении привела многих адептов к толкованию Предписания Бога с помощью посредников или неких признаков, что, в конечном итоге, только уводило их от открытой, доступной истины.
Поиск истины ассоциируется с выбором пути к ее познанию. Поэтому Коран позиционируется как наставление.
Будучи самодостаточным, Коран нуждался лишь в передаче его населению земли, эту миссию выполнил Мухаммад.
С истиной Мы его ниспослали, и с истиной он снизошел! Послали Мы тебя исключительно радостным вестником и предупреждающим! (17:105)
Зацикленность на своих устоях не позволяла рассмотреть истину в Коране, что выразилось в утверждении о ложности и выдуманности Предписания.
Предписание предназначено для внимательного изучения, ведь содержание в нем истины не вызывает сомнения.
Таковы знамения Бога. Мы читаем их тебе в истине. Поистине, ты являешься одним из посланников. (2:252)
Поистине, это – рассказ истинный! Божество – исключительно Один Бог! Поистине, Бог – Он Всемогущий, Мудрый! (3:62)
Таковы знамения Бога. Мы их читаем тебе в истине. Поистине, Бог не желает мрака людям! (3:108)
Вся встречающаяся информация в Коране соответствует критериям истины. Это касается и исторических событий.
Для успешного исполнения возложенной миссии Мухаммаду, да и всем людям, было сообщено о былых избранниках.
Все это рассказываем Мы тебе из вестей про посланников, чтобы укрепить твое сердце, и в этом явилась к тебе истина, увещание и напоминание для верующих. (11:120)
Как мы видим, структура Предписания строится в форме рассказов и показывает несостоятельность людских легенд и мифов.
Это – знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ после Бога и Его знамений они поверят? (45:6)
Для максимального эффекта в распространении истины доносящий ее должен быть сам в полной уверенности.
Истина от твоего Господа. Так не будь среди сомневающихся! (3:60)
Сомнения же снимаются прецедентами, о чем и было сообщено посланнику.
А если ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают ниспосланное до тебя Предписание. Поистине, явилась к тебе истина от Твоего Господа! Не будь из колеблющихся! (10:94)
Ниспослал Он тебе Предписание с истиной, оправдывающее то, что было до него. Ранее ниспослал Он Таурат (Тору) и Инжиль (Евангелие) наставлением для людей. (3:3-4)
Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Бог! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! Всем из вас Мы установили прямое направление и план. Если бы пожелал Бог, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, старайтесь сохранить хорошее! К Богу возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! (5:48)
То, что Мы внушили тебе из Предписания, – истина, оправдывающая то, что было до нее. Поистине, Бог ведь о своих слугах Сведущий, Видящий! (35:31)
Даже представители незримых существ убедились в истинности последней Книги.
Как было отмечено выше, мнения людей представлены в широком ассортименте. Человек имеет право верить так, как он хочет. Главное, что он осведомлен об истине и последствиях ошибочного мнения.
Поистине, это Бог ниспослал Предписание с истиной! Поистине, те, чье мнение расходится с Предписанием, находятся в полном раздоре! (2:176)
Наличие множества представлений неизменно входило в конфликт с истиной, снятие чего и было возложено на Предписание.
Были люди на единой основе. Посылал Бог радующих и предупреждающих вестников. Ниспослал вместе с ними Предписание с истиной, чтобы выносить решение между людьми в том, в чем они разошлись. Притесняя друг друга, расходились в ней только те, которым оно было дано после того, как пришли к ним явные аргументы. Наставил Бог тех, которые поверили той истине, относительно которой они разошлись, с позволения Бога. Поистине, Бог наставляет на прямой путь того, кто желает! (2:213)
Мы ниспослали тебе Предписание в истине, чтобы ты мог разбирать среди людей так, как показал тебе Бог. Не будь для изменников соперником! (4:105)
Хотелось бы напомнить, что Предписания носят рекомендательный характер и основано исключительно на добровольном выборе каждого человека.
Поистине, Мы ниспослали тебе Предписание с истиной для людей. Кто наставится, то для самого себя, а кто сбился, то, поистине, он сбил себя! Ты для них не поручитель! (39:41)
Принцип добровольности предполагает наличие дискуссионной площадки для честной состязательности.
Как только они приводят тебе какой-нибудь пример, так Мы приводим истину и еще лучшее, как толкование. (25:33)
Отсутствие принуждения обнажило настоящее духовное состояние людей, большая часть которых не поверили Богу.
Алиф. Лам. Мим. Ра. Это – знаки Предписания, которые ниспосланы тебе от твоего Господа, – истина, но большинство людей не верит. (13:1)
Во многом это выразилось в скептическом отношении к предупреждению о Дне Долга.
Бог – тот, который ниспослал Предписание с истиной и весами. Ты не знаешь, может быть, Час близок!
Торопят с ним те, которые не верят в него. Те, которые верят в него, опасаются его и знают, что он – истина. О, поистине, те, которые сомневаются о Часе, ведь в далеком заблуждении! (42:17-18)
Тем же, кто принял всем сердцем и разумом кораническую истину, дано Господом обещание успешного исхода в День Долга.
Для тех, которые поверили и исправились, поверили тому, что было ниспослано Мухаммаду, а это – истина от их Господа, Он закроет дурные деяния и улучшит их разум!
Это потому, что закрывшиеся последовали за напраслиной, а поверившие последовали за истиной от их Господа. Таким образом приводит Бог людям их пример! (47:2-3)
Неужели не наступила пора для тех, которые поверили, чтобы благоговели их сердца при поминании Бога и того, что Он ниспослал из истины?! Не становитесь подобно тем, кому дано Предписание раньше. Затянулся над ними срок, ожесточились их сердца, и многие из них стали отступниками! (57:16)
Ведь и Мухаммад опирался на ниспосланную истину – Коран.
Так полагайся на Бога, ведь ты на очевидной истине! (27:79)
В этом плане эрудированные, лишенные косности мышления интеллектуалы безошибочно определяют, что истина – Предписание Творца.
Видят те, которым даровано знание, что ниспосланное тебе от твоего Господа – истина и наставляет на путь Всемогущего, Славного! (34:6)
Верующие должны всю жизнь подчинить руководству Кораном, тем самым выполняя предписание – служение Богу.
Поистине, Мы ниспослали тебе Предписание в истине. Так служи Богу, искренне проявляя обязанность! (39:2)
Первый халиф ислама Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приказал выбрать группу для сбора всех фрагментов Корана, записанных на различных материалах и рассеянных среди мусульман.
Группу возглавил Зейд ибн Сабит. Из-за огромной ответственности, чтобы случайно не перепутать слова Корана, принимались только фрагменты, записанные в присутствии Пророка (мир ему и благословение) при наличии двух свидетелей, которые могли это подтвердить.
Затем текст всех собранных фрагментов сверили с текстом, существовавшим в устном варианте (сподвижники запомнили его наизусть) — это обеспечило отсутствие расхождений между письменной и устной версиями.
Когда эта задача была выполнена, полученный в результате свиток представили Абу Бакру. Он оставил его на хранение в архивах молодого мусульманского государства в Медине. Можно с уверенностью сказать, что экземпляр, имеющийся у Абу Бакра, точно соответствовал словам Пророка (мир ему и благословение), потому что он был составлен по письменным фрагментам и подтвержден множеством мединских хафизов. В случае расхождений, жители Медины указали бы на них. Но нам не известны никакие возражения против затеи Абу Бакра или ее результатов.
При правлении халифа Усмана (644-656) у мусульманской общины возникла новая проблема: произношение. При жизни Пророка (мир ему и благословение) Коран ниспосылался на семи диалектах. Они несколько отличались произношением отдельных букв и слов, но это не влияло на смысл.
Сам Пророк (мир ему и благословение) говорил о достоверности всех семи диалектов, что зафиксировано в сборниках хадисов Бухари и Муслима.
Причиной существования Корана на разных диалектах была необходимость его понимания разными племенами Аравийского полуострова. При правлении Усмана началось активное изучение Корана людьми, прибывавшими с окраин мусульманского мира: из Персии, Азербайджана, Армении, Северной Африки. Поэтому встал вопрос о том, как им произносить слова Корана, потому, что они слышали, что сами арабы произносят одни и те же аяты по-разному.
Хотя Пророк (мир ему и благословение) разрешил разное произношение и это не мешало чтению и изучению Корана, оно вызывало путаницу среди новых мусульман-неарабов. Поэтому Усман назначил группу ученых, которая должна была привести Коран в соответствие с диалектом племени Курайш и заняться распространением этого наречия по всей мусульманской империи.
Теперь, когда Коран был собран, записан и стал регулярно переписываться, уже не было необходимости в многочисленных разрозненных фрагментах, которые хранились у разных мусульман. Усман повелел собрать эти фрагменты и уничтожить, чтобы их нельзя было использовать в будущем и посеять среди народа разнотолки. Этот факт часто используется ориенталистами в попытках доказать наличие неких неточностей или противоречий в тексте, которые Усман якобы хотел устранить. Но это слишком упрощенный взгляд на его решение.
План Усмана с готовностью одобрили все жители Медины, в том числе многие знаменитые сподвижники, например, Али ибн Абу Талиб. Если бы существовала попытка скрыть какие-то несоответствия, жители Медины обязательно возразили бы или даже восстали против Усмана, но ничего подобного не было. Напротив, мусхаф Усмана был единодушно одобрен общиной как истинный и достоверный.
Система иснада
Одной из самых животрепещущих проблем для первых мусульман была защита Корана от искажений. Ведь Коран и хадисы Пророка многократно напоминают мусульманам, что иудеи и христиане не сохранили свои тексты в первоначальном виде, поэтому их нельзя считать достоверным словом Всевышнего. Поэтому мусульмане изобрели систему иснада, чтобы застраховать Коран и Сунну от возможных ошибок и изменений, как нечаянных, так и преднамеренных.
Первые мусульмане придавали большое значение этой системе подтверждения достоверности хадисов, а также аятов Корана. Если кто-то утверждал, что ему известен аят, которого нет в каноническом тексте мусхафа Усмана, то ученые изучали всю цепочку передатчиков вплоть до Пророка (мир ему и благословение) и устанавливали, какова вероятность истинности этого аята. Очевидно, что тот, кто выдумывал аяты, не мог подтвердить их связь с Пророком.
Таким образом, система иснада позволила уберечь Коран и хадисы от искажений, потому что не позволяла вносить поправки или дополнения, которые со временем стали бы воспринимать как элемент первоначального текста. Надежность цепочки передатчиков гарантировала и достоверность самого текста аята или хадиса.
Когда Зейд ибн Сабит собирал Коран, он пользовался системой, которая десятилетия спустя была положена в основу системы иснада, исключавшую любые изменения в тексте. Таким образом, текст Корана не изменился со времен Мухаммада (мир ему и благословение) до наших дней.
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. Сказал Аллах, Великий и Всемогущий:
Прошу Всевышнего Аллах принять наш труд, и облегчить нам Его путь! Амин.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОТМЕНЫ И ЗАМЕНЫ АЯТОВ КОРАНА
Во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Безусловно, важнейшей причиной этого было то, что иногда аяты сразу нескольких сур ниспосылались в один период, и их ниспослание носило смешанный характер. Однако не менее важную роль играло то, что Всевышний Аллах отменял некоторые ранние откровения, которые по божественному замыслу, в конечном итоге, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика получила название отмены, или аннулирования коранических аятов или предписаний (насх).
Что же касается хадисов, подтверждающих истинность отмены коранических аятов и предписаний, то их очень много. Мы же ограничимся упоминанием лишь некоторых из них.
عَنْ نَافِعٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ ـ رضى الله عنهما ـ أَنَّهُ قَرَأَ قَالَ هِيَ مَنْسُوخَةٌ.
عَنْ عَائِشَةَ، أَنَّهَا قَالَتْ كَانَ فِيمَا أَنْزَلَ اللَّهُ مِنَ الْقُرْآنِ ثُمَّ سَقَطَ لاَ يُحَرِّمُ إِلاَّ عَشْرُ رَضَعَاتٍ أَوْ خَمْسٌ مَعْلُومَاتٌ
МУДРОСТЬ ОТМЕНЫ И ЗАМЕНЫ АЯТОВ
Поэтому в настоящее время мусульманские богословы не могут упразднять одни религиозные предписания и изменять другие в зависимости от обстоятельств, поскольку это означало бы опровержение предписаний Всевышнего Господа. Однако, руководствуясь мудрыми принципами мусульманского права, они могут принимать самостоятельные решения о том, какое из религиозных предписаний соответствует сложившимся обстоятельствам. Безусловно, принимаемые ими решения могут отличаться в зависимости от общества и многих других условий, к которым будет применяться их религиозное постановление.
Возвращаясь к вопросу об отмене аятов и предписаний, мы должны отметить, что некоторые откровения и предписания изначально не подлежали отмене.
В первую очередь, это относилось к повелениям исповедовать единобожие и правильные мусульманские воззрения, касающиеся веры в Аллаха, ангелов, небесные писания, пророков, Судный день, вознаграждение и наказание, божественное предопределение и т.п.
Во-вторых, это относилось к историческим повествованиям и предсказаниям о событиях в будущем. Здесь уместно отметить, что повествования о грядущем наказании могли быть отменены, и в этом нет ничего удивительного, поскольку Аллах сообщил, что тех, кто заслуживает наказания, Он может подвергнуть мучениям, если пожелает, или простить, если пожелает. Конечно же, окончательное избавление от наказания возможно только для правоверных, исповедовавших единобожие.
В-третьих, это относилось к священным текстам о благонравии и достойных качествах, поскольку достойное качество не может быть упразднено. Противоположностью достоинства является низость, противоположностью добродетели – злодеяние, противоположностью великодушия – скупость, и религия никогда не призывала к этим низким и порочным качествам.
В-четвертых, это относилось к основным предписаниям, которые являются главной целью шариата. Отмененные аяты касались только второстепенных предписаний, и их отмена служила для сохранения и укрепления основных предписаний религии.
Вопросом отмены коранических аятов и предписаний занимались многие мусульманские богословы, которые детально исследовали эту тему и оставили после себя много фундаментальных трудов, среди которых можно выделить следующие:
ВИДЫ АННУЛИРОВАНИЯ АЯТОВ
Отмена аятов имеет три положения (все будет приведено с примерами):
- Аят остался в Коране, но его постановление было отменено.
- Аят был убран из Корана и его постановление было отменено
- Аят был убран из Корана, но его постановление оставалось в силе
Последний хадис мы рассмотрим подробно в 3 главе, где будет разъяснены достоверные хадисы, ибо вокруг этого хадиса есть много сомнений.
Итак, вся вышеприведенная информация – это основные вещи, которые вам нужно знать, прежде чем приступить к разбору хадисов относительно данной темы.
Однако вразрез с этими плюралистическо-толерантными установками значительное число богословов фактически сводит на нет кораническое признание Христианства и Иудаизма, со ссылкой на сам Коран утверждая принципиальный отход христиан и иудеев от истинной веры и их субстанциональное извращение исконной Библии. Кораническую критику некоторых иудейских и христианских сект Аравии они неправомерно распространяют на Иудаизм и Христианство вообще2.
Айаты об искажении
Согласно одному широко распространенному преданию, обычно приводившемуся в классических толкованиях к айату 5:41, как-то к Пророку обратились иудеи по поводу мужчины и женщины, обличенных в прелюбодеянии. Сами иудеи к тому времени уже не применяли к прелюбодеям положенное по Торе наказание в виде побивания камнями, но ограничивались бичеванием с опозориванием. И они надеялись, что Пророк станет санкционировать такую их практику. При этом они про себя решили: если Пророк присудит виновных к бичеванию, они примут его судейство, и это станет оправданием для них перед Богом, раз какой-то пророк Божий рассудил таким образом, но коли он приговорит к побиванию камнями, то не признать его суд. Но Пророк вынес решение в соответствии с предписанием Торы.
Что же касается айатов, в которых говорится о сокрытии части Писания или о забвении Завета, то это, как указывается в классических комментариях, относится к неразглашению подлинного текста библейских откровений или к сокрытию их подлинного смысла, или к неисполнению соответствующих предписаний. В этой связи обычно упоминают стих о наказании прелюбодеев побиванием камнями и стихи, возвещающие о грядущем приходе нового посланника Божьего, пророка Мухаммада. Стих о побивании камнями, как было сказано, сохранился в том экземпляре Библии, который имелся у мединских иудеев, он присутствует в иудейско-христианском каноне Библии. А библейские стихи с благовестием о Пророке еще средневековые мусульманские авторы обнаруживали сотнями. Значит, ни о какой-либо утрате первоначального библейского текста речь здесь не идет.
Десять коранических свидетельств подлинности Библии
Богословы, приписывающие Корану отрицание подлинности наличного библейского текста, не замечают многочисленных свидетельств Корана в пользу аутентичности современной пророку Мухаммаду Библии и даже невозможности искажения ее.
Рациональные обоснования невозможности фальсификации
Против тезиса о возможной фальсификации Библии говорят также соображения богословского и рационально-логического характера. Ведь для обоснования фальсификации нужно иметь перед собой оригинальный текст, дабы сличить подлинник с фальшивкой. Где же она, подлинная Библия? Считал бы Бог или Пророк Библию фальсифицированной, но почему ни в Коране, ни в Сунне ни разу не обозначается ни одно место Библии, которое подверглось бы изменению или искажению?!
Тезис о фальсификации Библии самими ее приверженцами не сообразуется и с аксиомами религиозной веры. Ибо невозможно, чтобы иудеи или христиане, веруя в свое Писание, пошли на его искажение. И даже если допустить, что некоторые нечестивцы вознамерились это сделать, то невозможно себе представить, чтобы все благоверные согласились с этим и не противостояли таким злонамерениям.
Предположение о возможной фальсификации библейского текста не соответствует религиозному представлению и о его фундаментальном назначении. Ведь Писание дается, чтобы люди знали Божью истину, руководствовались ею и впоследствии обрели вечное спасение. А если Писание может подвергаться изменению, то, значит, оно не только перестает выполнять свою водительскую миссию, но и превращается в орудие заблуждения. И в чем тогда вина тех людей, которые верят в текст, традиционно считавшийся Божьим откровением?13
Порой говорят, что данное пророку Иисусу небесное Писание — Евангелие — было сокрыто врагами христиан из числа иудеев еще на самых ранних этапах христианской истории или что именно иудеи внесли искажение в наличествующие у христиан четыре Евангелия. Но это нелогично не только с вышеуказанной точки зрения о спасительной функции Евангелия, но и в свете коранического обещания Иисусу, что его последователей Бог возвысит, вплоть до Судного Дня, над не уверовавшими в него (3:55), и в свете коранического свидетельства о Божьей поддержке сторонникам Иисуса над врагами и об одержании первыми верха (61:14). Что же это тогда за победа, если христиане остались с фальсифицированным Писанием?!
Искажение библейского текста невозможно также в свете факта наличия и в Иудаизме, и в Христианстве многочисленных, враждующих между собой толков, не говоря уже о спорах между христианами и иудеями. И, несмотря на это, все они фактически опираются на один и тот же текст. Трудно себе представить, чтобы все толки и секты, все люди и народы на всех континентах и на всех языках сговорились между собой для искажения Слова Божьего. Допустить такое — значит допустить возможную фальсификацию всех священных текстов и всех основанных на преданиях свидетельств15.
Самые же серьезные возражения против предположения об искаженности текста Библии представляет библейская археология. Ибо сохранились рукописи Торы, датируемые несколькими веками до рождения Иисуса Христа, и рукописи Евангелия, относящиеся к первым векам нашей эры. А текст этих рукописей принципиально не отличается от ныне признанного в иудейско-христианской традиции.
Стало быть, какими бы ни были фальсификации библейского текста со стороны мединских иудеев, это никак не могло повлиять на судьбу библейского текста, не могло иметь какого-либо отношения к общепринятому канону. И совсем наивным выглядит предположение, кое встречается не только у некоторых средневековых богословов, но и у ряда современных авторов, будто пресловутая фальсификация библейского текста произошла уже после смерти Пророка (раз он подтвердил истинность тогдашней Библии).
Многие мои единоверцы, возможно, не подозревают, что изложенное нами мнение о подлинности Библии было широко представлено в классической мусульманской мысли, в которой были сформулированы почти все вышеупомянутые коранические и рациональные аргументы. В толковании к айатам об искажении Фахраддин ар-Рази сообщает, что большинство богословов-мутакаллимов придерживается этого мнения, полагая, что искажение (тахриф, табдиль) может затрагивать лишь толкование текста, но не его слова [см. также: Ибн Касир, 1990, т.2, с. 149]16.
О критикуемых в Коране догматах
В обосновании тезиса о фальсификации Библии порой ссылаются на расхождения между ней и Кораном и особенно на кораническую полемику с некоторыми религиозными положениями, имевшими хождения среди аравийских иудеев и христиан времен Пророка. Иногда приводят и чисто рациональные доводы. На этой полемике, которая прежде всего и интересует нас здесь, мы подробно остановимся ниже. Касательно же ссылки на расхождения между двумя Писаниями и на рациональные доводы мы ограничиваемся несколькими общими замечаниями.
Второе, и одно из самых ярких21 свидетельств фальсификации Библии, усматривают в повествовании о Божьем повелении Аврааму принести в жертву своего сына. В Коране сын не назван по имени, а по Библии это Исаак. Согласно кораническому рассказу, Исмаил вместе с отцом воздвиг храм Каабу, впоследствии главную святыню мусульман, к которой они обращаются лицом во время ритуальной молитвы-салата и к которой совершают обряд паломничества-хаджжа, кульминацией коего выступает жертвоприношение, памятующее, согласно широко распространенным представлениям, именно о благополучном исходе Авраамова испытания. На этом основании большинство мусульман полагает, что в Коране под сыном-жертвой обозначается Исмаил, а следовательно имя Исаака в качестве жертвы не более чем вставка в оригинальный текст Библии.
И вообще, никаких серьезных расхождений вероучительного характера между Кораном и ортодоксальным иудаизмом не обнаруживается. Даже богоизбранничество не только не отрицается за сыновьями Израилевыми, но и многократно повторяется в Коране (например, в айатах 2:47, 122; 44:32). Коранические упреки связаны только с вульгарным пониманием этого избранничества, выражавшимся в горделивых заявлениях о себе как о единственно водимых Богом (2:135) и единственно достойных райского блаженства на том свете (2:111).
Правда, определенное напряжение в исламо-иудейском диалоге все еще создает вопрос о признании иудеями небесного посланничества нашего Пророка. Однако нам, мусульманам, следует понять всю колоссальную сложность проблемы интерпретации соответствующих библейских пророчеств о грядущем мессии. Это видно хотя бы в свете того факта, что многие благовестия, в которых мы узнаем нашего Пророка, христиане связывают с Иисусом. Не менее сложна и проблема, которая была поставлена в нашем классическом богословии и которая не нашла там однозначного ответа: виноват ли человек, который при всем своем желании и старании так и не смог убедиться в истинности посланничества данного пророка.
В опровержение богосыновства Коран замечает, что у Бога нет супруги (6:101; 72:3). Следовательно, у критикуемых христиан сыновство понималось физически-телесно, на человеческий манер. И под осуждением таких вульгарных взглядов, имевших распространение среди некоторых христиан Аравии, с не меньшим рвением поставят свою подпись и ортодоксальные богословы всего христианского мира.
Для аравийских христиан, с которыми, собственно, и полемизирует Коран, было характерно и вульгарное понимание Троицы, фактическое исповедование веры в трех богов. И такое еретическое представление, известное как тритеизм (троебожие), официально осуждалось Христианством еще за несколько веков до возникновения Ислама.
Среди аравийских приверженцев такого тритеизма одни учили о Троице, состоящей из Бога, Супруги Его и Сына, а другие (в частности, марьямиты) исповедовали Троицу в составе Бога, Пресвятой Марии/Марьям и Иисуса. И классические комментаторы полагают, что именно против последних и направлен айат 5:116, осуждающий тех, кто принимает Иисуса и Марию за божества, наряду с Богом.
Таким образом, Коран полемизирует не с христианским учением о Троице вообще, а лишь с некоторыми сектантскими его разновидностями. Относительно же самого этого учения заметим вкратце, что христианская мысль постепенно отходит от традиционных/средневековых формулировок в сторону более рафинированной (и более приемлемой для Ислама) интерпретации и что ряд наших богословов-мутакаллимов классической эпохи снисходительно отзывался о христианском толковании трех ипостасей на манер мусульманского понимания Божьих атрибутов — в частности, как Самость (Зат), Слово (Калима)/Знание (‘ильм) и Жизнь (Хайат).
Следовательно, кораническая полемика с определенными догматами Христианства и Иудаизма не подтверждают тезис о фальсификации библейского текста. И в целом коранические откровения не дают какого-либо основания для вывода о такой фальсификации.
Литература
Примечания:
2На основании тезиса об искаженности Торы/Библии некоторые богословы-факихи считали, что наличный ее текст перестал быть вполне священным, поэтому на него не распространяются культовые предписания, установленные касательно Корана – в частности, запрет на прикасание к ней в состоянии ритуальной нечистоты. Ханафитские же факихи и некоторые шафииты применяли сии предписания и к Библии.
5В айате 6:34 об этом говорится в смысле неминуемого исполнения Божьего обещания пророкам победы над их соотечественниками-неверными – но разве сохранение откровения в неприкосновенности не входит в эту обещанную победу?!
9По классическим комментаторам, Бог порицает тех и других, поскольку в Евангелии содержится подтверждение посланничества Моисея, а в Торе – посланничество Иисуса.
11По толкователям, мединские иудеи утверждали, что пребывание их в Аду продолжится лишь семь дней – соответственно сроку мира в семь тысяч лет; или в сорок дней – согласно сроку поклонения Золотому тельцу.
14Версия: по памяти, ибо Узайр еще ребенком знал Писание наизусть. В иудейско-христианской библеистике с именем Ездры порой связывают окончательную фиксацию канона Торы/Пятикнижия.
17Эти слова приведены аль-Бухари перед хадисом.
21На нем акцентируют внимание даже такие авторы, как Ибн Таймийа и Ибн Касир, занимающие в вопросе об искаженности Библии достаточно умеренную позицию.
22Впрочем, некоторые видные представители иудейской богослово-философской мысли (включая Маймонида, ум. 1204) высказывались положительно в смысле возможности такого признания.
23Анализ коранических откровений относительно конца земной жизни Иисуса, допускающих различные толкования, не входит в круг рассматриваемых нами здесь тем.
Читайте также: