Копирайтеру как автору статьи принадлежат следующие права

Обновлено: 18.05.2024

Вы нашли интересную статью, и захотели перевести ее и опубликовать на Хабре, но вдруг задумались об авторских правах? Давайте разберемся, как закон регулирует право на перевод, и его опубликование.


Итак, допустим, что некто Василий Пупкин увидел в Интернете статью за авторством некоего Джона Доу на английском языке. В порыве любви к знаниям и человечеству, он решил перевести статью и выложить ее в блоге. С какими подводными камнями он столкнется? Давайте разберемся.

Права автора оригинала, и право осуществлять перевод

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Итак, Джон может использовать собственное произведение, если это использование не противоречит закону. Будем надеяться, что он так и делает. Также он может передать свои исключительные права кому-то еще (например, он может передать их работодателю в рамках контракта, или, скажем, подарить своей девушке на день рождения). В реальности, как мы знаем, правообладателем часто является не сам автор, а какая-нибудь организация, например, издательство. На мой взгляд, это немного печально, но такова правда жизни. Теперь переходим к упомянутому пункту 2 той же статьи:

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности

Тем не менее, согласно пункту 1 этой статьи, автор может также и поделиться с кем-нибудь, в том числе с Василием, своим правом осуществлять перевод. Подытожим:

  • Право на перевод является исключительным правом, принадлежащем автору или иному правообладателю;
  • Если вы нарушаете это право, то не имеет никакого значения, получите ли вы от этого какую-то прибыль или нет;
  • В то же время, право на перевод может быть передано правообладателем другому лицу.

Получается, что в общем случае Василию нужно обратиться к правообладателю и попросить разрешение перевести статью (ну, строго говоря, ему нужно заключить договор, но для целей Василия простое разрешение, скорее всего, подойдет). Если правообладателем является сам автор, то Василию повезло, потому что авторы в основном — люди здравомыслящие, и чаще всего идут навстречу.

Права автора перевода

С правом на осуществление перевода разобрались. Теперь перейдем к правам на сам перевод, которые описаны в статье 1260 ГК РФ. Начнем с пункта 1:

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Перевод, не смотря на то что он по сути представляет собой некую переработку оригинала, является, тем не менее, самостоятельным произведением. Следовательно, в момент его создания у автора — Василия — возникают на него все те же исключительные права.

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Несмотря на то, что авторское право Василия возникает независимо от того, разрешали ему делать перевод или нет, воспользоваться этим правом он может только если не нарушает при этом права автора оригинала.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Проще говоря, если Джон решит передать свои авторские права другому лицу, это никак не отразится на правах Василия на свой перевод. Это довольно логично, так как Василий, после того как закончил свой перевод, и не должен никак зависеть от дальнейшей судьбы оригинала. И, наконец,

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

То есть, Василий не может запретить другим людям делать собственные переводы того же самого произведения. Это по-прежнему может делать только правообладатель оригинала.

Два распространенных заблуждения

Пример из жизни

Ну и напоследок небольшая история. Недавно со мной поделились ссылкой на интересную статью одного крупного американского издания, которую я хотел было перевести ее и выложить на Хабр, но вдруг задумался об авторских правах. Первым делом я, естественно, попытался связаться с автором оригинала. Я написал ему письмо, в котором объяснил, что мне понравилась его статья, и я хотел бы перевести ее и опубликовать перевод, чтобы дать возможность прочитать ее людям, которые по каким-то причинам не могут ознакомиться с оригиналом (например, в силу незнания языка). Автор ответил мне довольно быстро, и сказал, что лично он не имеет абсолютно ничего против, но, к сожалению, это не ему решать. Он посоветовал мне обратиться в нечто вроде профсоюза авторов издания, который, видимо, являлся правообладателем. Пока я искал контактную информацию человека, к которому мне посоветовали обратиться, я наткнулся на форму, с помощью которой можно запросить предоставление прав на публикацию.

Я заполнил форму, указав цель запроса — перевод, а также выбрав наиболее подходящий мне по духу вид использования произведения — academic (в образовательных целях), и оставив подробный комментарий. В комментарии я написал то же, что отправлял автору, и отдельно добавил, что никакой прибыли я получать не хочу, а цель моя — нести знания людям.

Ответа я ждал на это раз дольше — чуть больше двух дней. В ответе, который был явной копипастой из какого-то документа (письмо было абсолютно безличным! Могли бы хотя бы поздороваться по имени, но увы. ) мне подробно описали их политику по повторному использованию произведений, и предложили купить необходимые мне права за 1200 долларов на полгода, или 2000 долларов на год. Подозреваю, что мои комментарии никто даже не удосужился прочитать. Поразмыслив, я решил что тратить время на попытки объяснить им что-то нет смысла, а проще и быстрее будет написать собственную статью на схожую тематику.

Я не имею юридического образования, так что данная статья имеет ознакомительный характер. Если вам нужно профессиональное мнение по этому вопросу, лучше обратиться к юристу.

Специалисты Центра защиты прав СМИ рассказывают, как НКО использовать чужие тексты и фотографии, не нарушив закон.


Что такое авторское право

Объекты авторских прав – это произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Фотографии, видео, аудио, иллюстрации (в том числе открытки, демотиваторы и картинки) и некоторые виды текстов считаются объектами авторских прав. Полный, но не исчерпывающий список – в статье 1259 Гражданского кодекса РФ.

Кто считается автором

Автором любого произведения в силу ст. 1257 ГК РФ признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. В России действует презумпция авторства, то есть автором считается физическое лицо, чье имя указано около произведения (до тех пор, пока кто-то не докажет обратное). Регистрировать авторские права специально не нужно.

По законодательству автором произведения может быть только физическое лицо (журналист, редактор, фотограф, блогер и др.). Юридическое лицо не может быть автором, но может быть правообладателем, то есть тем, кому автор передал исключительные права на его произведения и которое вправе использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Например, если фотограф передает свои снимки какому-то изданию, он будет автором, а редакция — правообладателем.


Фото: Miha Jan Strehovec / Unsplash

Можно ли менять чужое произведение

У авторов бывают разные права: личные неимущественные и исключительное право на произведение.

К личным неимущественным правам относятся право авторства и право автора на имя (то есть право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени). Эти права неотчуждаемы и охраняются законом бессрочно.

Право на неприкосновенность означает, что чужое произведение нельзя менять: кадрировать, подписывать, переводить в черно-белую гамму без согласия автора. Это право можно передавать другому человеку, но оно также охраняется бессрочно.

Еще есть право на обнародование произведения (право осуществить или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение общедоступным). Право на обнародование произведения принадлежит автору с момента создания произведения и охраняется бессрочно, однако может быть передано по договору другим лицам.

Исключительное право на произведение – это право использовать чужое произведение в любой форме и любым способом (всего форм использования произведения 11, в зависимости от категорий авторского права). В случае с фотографией это может быть распространение, публикация, переработка, размещение в интернете.

Способ использования произведения нужно четко обговаривать с автором: например, если вы получили разрешение публиковать фото в интернете, вы не можете напечатать его на афише.

При использовании архивных фотографий и других материалов важно помнить: автор владеет исключительным правом на произведение в течение своей жизни и еще 70 лет после смерти, начиная с 1-го января года, следующего за годом смерти. Но право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения должны соблюдаться в любом случае. Например, чтобы иметь право свободно использовать музыку Чайковского, который умер в ноябре 1893 года, нужно было дождаться 1964 года.

Если вы хотите законно использовать чужую фотографию, спросите разрешение на публикацию у автора (так вы получите права на использование) и укажите его имя (и соблюдете личные неимущественные права автора).


Фото: Catarina Carvalho / Unsplash

Какая существует ответственность за нарушение авторских прав

За нарушение авторских прав предусмотрено два вида ответственности:

  • нарушение личных неимущественных прав. Если вы использовали фотографию или откадрировали ее (то есть изменили произведение искусства) и не указали имени автора, он может потребовать с вас компенсацию морального вреда, сумма которой определяется судом. Практика показывает: обычно это около 10 тыс. рублей;
  • нарушение права на использование произведения. Например, вы без разрешения использовали фотографии или переработали их, сделав слайд-шоу. В таком случае автор вправе требовать судебной компенсации от 10 тыс. (это нижняя планка, определенная законом) до 5 млн рублей за каждый случай незаконного использования. Суд субъективно определит сумму компенсации за каждую фотографию, но не может присудить менее, чем 10 тыс. рублей . Исключение – если вы незаконно использовали сразу много произведений одного автора, суд может снизить сумму штрафа и взыскать по 5 тыс. рублей за использование каждой фотографии.

Отдельное нарушение — удаление копирайта. Автор может потребовать дополнительную компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей за каждый случай незаконного использования. Нарушением также признается использование фотографии без копирайта, если он был удален кем-то другим. Поэтому чужие фотографии без копирайта лучше вообще не использовать.

Если о вас написали в СМИ, и вы хотите забрать текст к себе на сайт

Правила могут различаться в каждом конкретном случае. Например, использование фотоматериалов с сайта АСИ возможно только при согласовании с автором или организацией, предоставившей фото, а при перепечатке текстов нужно:

  • при цитировании не более 30% материала – просто указать ссылку на сайт АСИ;
  • при цитировании более чем 30% материала – обратиться с уведомительным письмом в редакцию и указать ссылку на используемый материал в первоисточнике.

Если правила использования на сайте отсутствуют, действуйте по закону:

  • спросите разрешение на использование текста или других материалов (фото, видео);
  • используйте часть текста без согласия автора или правообладателя в качестве цитаты в информационных целях и в объеме, оправданном целью цитирования, но с обязательным указанием имени автора и источника;
  • используйте текст или другие материалы без согласия автора или правообладателя, если они посвящены текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам. Обязательно укажите имя автора и источник.

Можно ли взять фото с чужого сайта или из социальных сетей

  • спросить у автора разрешение на публикацию фотографии на вашем сайте;
  • прислать скриншот фотографии, которая вас интересует, чтобы было точно понятно, о каком именно снимке идет речь;
  • проговорить, что использование бесплатное;
  • обговорить срок использования: по умолчанию он равен пяти годам, после этого фото, видео или текст придется удалять.


Фото: Christian Wiediger / Unsplash

Когда можно не спрашивать разрешения у автора

В некоторых случаях закон разрешает использовать чужие авторские произведения, не спрашивая разрешения.

  • Можно использовать произведение изобразительного искусства или фотографии, которые постоянно находятся в открытом для свободного посещения месте – например, вы можете сфотографировать картину в музее и выложить у себя в социальной сети. Только нужно снимать ее так, чтобы она не была основным объектом использования, иначе это все-таки будет нарушением авторских прав. Снимки, сделанные на выставках или в музеях, нельзя использовать в коммерческих целях.

Важно: интернет не считается открытым для свободного посещения местом.

  • Можно перепечатывать произведения по текущим экономическим политическим, социальным и религиозным вопросам с указанием имени автора и источника заимствования. Важно: правообладатель не должен специально запрещать такое использование. Если запрет есть, вы не можете свободно использовать эти произведения. Раньше под произведением понимались только текстовые и печатные материалы, но практика изменилась, и теперь таким образом можно свободно использовать фотографии и видеозаписи.
  • Можно цитировать любые произведения, но в том объеме, который оправдан целью (научная, полемическая, критическая, информационная, учебная) цитирования. Нужно также указывать автора и источник цитирования.

Если вы снимаете человека и потом хотите выложить это фото

Если вы без разрешения опубликовали фотографию, то попавший в кадр человек может подать на вас в суд. Если суд признает право на изображение нарушенным, он может обязать вас удалить фотографию и выплатить компенсацию за причиненный моральный вред (средняя сумма компенсации по таким делам — 10 тыс. рублей).

Съемка сама по себе не нарушает право человека на изображение – нарушением считается именно публикация или любое иное публичное использование фотографии. Нельзя просто так опубликовать фото человека на своем сайте или в социальных сетях.


Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

Публикация фото детей

Публикация фотографий с изображениями детей подчиняется тем же правилам, что и использование изображений взрослых. Если вы хотите опубликовать фото с изображением ребенка до 18 лет, нужно получить согласие родителя (опекуна, попечителя). Если родители лишены родительских прав, согласие дает директор учреждения, где находится ребенок (например, детского дома). Воспитатели в детских садах и учителя в школах вправе разрешить снимать внутри учреждения, но давать согласие на публикацию снимков с детьми оттуда должны только родители. Если вы опубликовали изображение ребенка без согласия родителя (опекуна, попечителя), он может обратиться в суд с требованием компенсации морального вреда.

Фото из больницы

Сам факт обращения за медицинской помощью — это медицинская тайна, и ее разглашение расценивается как вторжение в частную жизнь.

Фотографировать пациента в больнице можно только с его согласия. Исключение из этого правила – если есть общественный интерес на разглашение информации о состоянии здоровья человека (но вряд ли это будет подопечный НКО) или если человека нельзя распознать по фотографии и другим опубликованным о нем сведениям.

Фотографировать в коридорах больницы или поликлиники можно, но важно, чтобы посетители на снимках были неузнаваемы. Даже если человек снят со спины, его могут узнать: по деталям одежды, прическе, татуировкам.

Некоторые медучреждения запрещают снимать в коридорах и палатах, объясняя запрет охраной врачебной тайны, и требуют получать разрешение главного врача. Это незаконно – снимать на территории можно. А вот съемка внутри палат, где находятся пациенты, которых можно идентифицировать, может нарушить тайну их частной жизни. Перед съемкой нужно спросить разрешение всех людей, которые попадают в кадр. На съемку в коридорах больницы и на прилегающей территории согласие спрашивать не нужно, но публикация изображения людей, которые попали в кадр, допускается только с их разрешения.

Когда согласие на публикацию фотографий не нужно

Есть несколько случаев свободного использования фотографии, когда изображение человека можно публиковать без его специального согласия. Это в равной степени касается снимков взрослых и детей.

С вами Евгения Андреева, эксперт по текстам для туристических проектов.

А еще — Екатерина Михеева, юрист, специалист по вопросам интеллектуальной собственности, партнер юридической фирмы LawLike.me.


Екатерина Михеева

Екатерина согласилась ответить на несколько вопросов по такой животрепещущей теме, как авторское право.

Зачастую мы, авторы, работаем анонимно. Когда это действительно правомерно и что мы можем, а что не можем делать в такой ситуации?

Право автора на имя предполагает также и право на анонимность, когда при использовании произведения автор не указывается. Этот момент стороны должны прописать в договоре.

Но даже в этом случае это не означает, что автор перестает быть автором и не может опубликовать работу в портфолио. По закону ничто не может помешать автору заявлять о себе как об авторе, и никто не вправе присваивать авторство произведения себе.

Впрочем, в договор можно включить условие о конфиденциальности, согласно которому вы не сможете говорить, что как-то взаимодействовали с заказчиком или что-то для него делали. Но это уже другая история и другие меры ответственности за нарушение.

Автор — всегда физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Неимущественные права могут принадлежать только автору.

А вот имущественные права (исключительное право) может принадлежать как автору, так и другому лицу, например, заказчику.

Если автор работает по трудовому договору как штатный сотрудник, то всё, что он создает в рабочее время и в рамках своих должностных обязанностей, считается служебным произведением, и исключительное право на него принадлежит работодателю. На служебных произведениях работодатель может указывать свое имя/наименование.

В любом случае работник сохраняет за собой права на авторство и имя.

Поэтому он может в трудовом договоре согласовать использование имени работодателя или своего имени либо прибегнуть к праву на анонимность. И уж, конечно, если он захочет внести такое произведение в портфолио, то вполне может это сделать.

1710 год — в Англии принят первый в истории закон об авторском праве, так называемый Статут королевы Анны. В России аналогичный закон был принят лишь в 1828 году.

Из истории авторского права

Кстати, аналогичное право возникает при создании сложного произведения.

Например, сайт — это сложное произведение, которое включает программирование, дизайн, тексты, иллюстрации и, соответственно, работу множества людей.

Организатор создания сложного произведения вправе указывать свое имя и не указывать конкретных авторов. То есть, если вы пишете тексты для сайта (не одну конкретную статью, а комплект текстов), то заказчик вправе скромно умолчать о том, что именно вы автор.

Этот момент можно оспорить в суде, поэтому я рекомендую клиентам обезопасить себя соответствующим пунктом в договоре.

Майк Тайсон и Эд Хельмс тату

Майк Тайсон и Эд Хельмс. Эд сделал такую же татуировку, как у Майка, и мастер, который ее делал Тайсону, подал иск за неправомерное использование.

Какие пункты должен содержать договор на передачу исключительного права?

Когда автор пишет произведение под заказ, стороны заключают авторский договор заказа.

Не важно, что именно вы создаете: текст, фото или видео, — договор будет одинаковым и должен содержать описание создаваемого произведения: техническое задание, бриф и срок выполнения.

Без этого договор не будет считаться заключенным, и при споре вы не сможете на него ссылаться.

Еще на этапе переговоров с заказчиком важно определить, какой объем прав вы передаете заказчику: исключительное права (по аналогии с недвижимостью — продажа квартиры) или право использования (аренда квартиры) и также закрепить это в договоре.

В первом варианте договор будет содержать фразу о том, что автор передает исключительное право на такое-то произведение в полном объеме.

В результате автор теряет имущественные права на произведение, не может публиковать или иным образом его использовать. Единственное, что он может, это требовать указания себя в качестве автора (если не договорился об анонимности) и самостоятельно указывать на авторство произведения.

Исключительное право — это имущественное право на использование произведения любым способом, включая продажу, воспроизведение и распространение.

Если автор продает исключительное право, то уже ничего не может делать со своим произведением, кроме как называться его автором.

Во втором варианте (передача права использования, лицензия) в договоре должно быть указано, что именно вправе делать заказчик с произведением (публиковать, размещать в Интернете и т. п.), а также срок, на который передаются такие права, и территория использования.

Если в договоре ничего не сказано про срок и территорию, то по умолчанию срок — 5 лет, территория — РФ, что очень мало для использования в Интернете.

Иными словами, как только в договоре появляются хоть какие-то ограничения (по сроку использования, способам, территории), то речь уже идет не о передаче исключительного права, а о выдаче лицензии.

Ньютон и Лейбниц

Спор Ньютона (слева) и Лейбница (справа) о приоритете открытия дифференциального и интегрального исчисления. Известная история в общем.

В обоих вариантах договора передача права может быть возмездной или безвозмездной.

Если она возмездная, то необходимо указать не только размер вознаграждения, но и срок его уплаты.

Это может оказаться полезным, если возникнет конфликтная ситуация с клиентом. Ведь именно с этой даты начинается просрочка в случае неуплаты. А если она не указана, вполне можно заявить, что неисполнения обязанности по уплате вообще не было, а значит, и иск не имеет оснований.

В идеале следует также прописать неустойку за неуплату, но, так как авторы обычно находятся в зависимом положении, такой возможностью пользуются крайне редко.

Можно также указать, что права переходят к заказчику только после оплаты (полной или хотя бы частичной).

С 2004 г. в России исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после смерти. После этого произведение получает статус имущественного достояния, то есть его можно свободно использовать с указанием имени автора.

Из истории авторского права

Может ли заказчик вносить изменения в произведение (текст, фото или видео)?

Это один из непростых моментов: с одной стороны, если автор передал исключительное право или дал лицензию с правом переработки заказчику, то заказчик вправе перерабатывать произведение.

При этом право на неприкосновенность не передается, отказаться от него тоже нельзя.

То есть правообладатель не может без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Суды разъяснили, как толковать такую коллизию.

Обама постер

Фото и постер Барака Обамы. Постер был сделан на основе фото, и фотограф подала в суд за неправомерное использование. Дело решилось мировым соглашением, но вообще это сложный вопрос на счет творческой переработки. Однозначной позиции судов нет

Право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося, поэтому они возможны только с согласия автора (можно прописать согласие в договоре).

В то же время переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

Правда, максимум, что сможет предъявить автор за нарушение права на неприкосновенность, это возмещение морального вреда, что не страшно.

Так как за нарушение имущественных прав автор может потребовать компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 миллионов рублей.

А за нарушение неимущественных прав предполагается только компенсация за моральный вред, размер которого не урегулирован.

В суде нужно доказывать, что вы понесли физические и нравственные страдания, ну и Россия — не Америка, рассчитывать на миллионы не приходится. Максимальные суммы — 100-150 тыс. руб.

Многие из нас работают по договору оказания услуг. Подходит ли он в таких ситуациях?

Нет, потому что договор услуг не предполагает передачу прав, и заказчик фактически не является правообладателем произведения, которое купил. Для него будет лучше оформить стандартный договор передачи исключительного права.

Дюрер

В свое время Альбрехт Дюрер подал иск на гравера Маркантонио Раймонди (более всего известен гравюрами эротического содержания типа камасутры), который копировал Дюрера. Дюрер подал в суд (на минуточку 15 век).

Задам актуальный для всех вопрос: как правильно использовать чужие тексты, фото и видео?

Давайте начнем с текстов, так как с ними всё просто и однозначно.

Закон позволяет нам бесплатно использовать чужие тексты в объеме, оправданном целью цитирования, то есть: для раскрытия творческого замысла, в информационных, научных и учебных целях, для критики и дискуссии.

Как мы должны это понимать? Если из текста удалить цитаты и при этом он останется читабельным, то речь идет об оправданном объеме цитирования.

Исключение составляют дайджесты и обзоры.

Закон разрешает использование статей, и даже всей статьи, но нужно соблюсти три условия:

1) статьи правомерно (то есть законно) опубликованы в печатных СМИ или в интернете

2) статьи касаются текущих экономических, политических, социальных или религиозных вопросов

3) такое использование (подготовка обзора статей) специально не запрещено автором или иным правообладателем.

Свободное использование — это использование произведения без специального разрешения автора/правообладателя, но с указанием имени автора и источника заимствования.

При этом российское законодательство не регулирует, какой должна быть эта ссылка, активной или нет.

Ситуация с фото и видео несколько сложнее, и именно с ними связано большинство судебных дел о защите авторского права.

Первоначально использование чужих фото и видео подгоняли под цитирование. Однако в последние годы при принятии решений суды исходят из того, что фото и видео цитировать нельзя, так как речь идет об иллюстрации. А свободное использование иллюстраций возможно только в учебных целях.

Пока мы готовили интервью, Верховный суд сказал свое веское слово в споре о том, можно ли цитировать фото и видео.

Высшую судебную инстанцию заставил обратить внимание на вопрос известный блогер и фотограф Илья Варламов. Он подал против различных СМИ и интернет-порталов в общей сложности более 30 исков на общую сумму 12 миллионов рублей и отсудил у СМИ больше миллиона рублей на спорах о незаконном использовании фотографий.

Несколько дней назад Верховный суд признал, что использование фотографий в рассказе об авторе является цитированием, раскрывающим творческий замысел автора.

Однако призываем вас сохранять бдительность и осторожность до тех пор, пока решение Верховного суда не выйдет в полном объеме и не будет ясна дальнейшая судьба подобных дел.

А что вы скажете по поводу Youtube?

Ну, во-первых, Youtube прямо разрешает использование контента в некоммерческих целях. Во-вторых, мы в любом случае не размещаем видео физически у себя на сайте, а интегрируем плеер Youtube с помощью ссылки.

То есть можно использовать и фото из Instagram, ведь там есть функция вставки на сайт?

Если речь идет именно об интеграции, а не физическом копировании фото или видео, то да, можно.

Однако в обоих случаях остается риск, что человек, который разместил у себя в Youtube или Instagram фото или видео, не является автором, а взял у кого-то, читай — своровал.

И в этом случае формально вы нарушаете закон. Поэтому я рекомендую искать первоисточник.

Инстаграм и ютуб

Честное использование ворованного контента по закону приравнивается к воровству. Ищите первоисточник!

А теперь давайте посмотрим с другой стороны. Что делать, если ВАШ текст, видео или фото кто-то украл и использовал без вашего ведома?

Как можно зарегистрировать авторские права, если очень хочется?

Тогда вы сможете использовать его в суде в качестве доказательства, только храните полученный конверт запечатанным.

От редактора:

Вот так — оказывается, оформить авторские права не так сложно, как мы обычно думаем.

А мы благодарим Екатерину за полезную беседу и предлагаем пообщаться в комментариях.

Расскажите, как вы сами используете чужие фото или видео? И были ли случаи, когда вы находили свой текст под чужим авторством? Как вы решали эту проблему?


Ночной кошмар писателя — увидеть свою книгу, изданную без его ведома, под чужим именем. В эпоху интернета, когда все тайное становится явным на раз-два, сложно поверить, что кому-то может прийти в голову присвоить результаты чужого труда. И тем не менее, некоторым приходит. Как в этом случае призвать виновного к ответу? Как доказать, что автор — именно ты? Как заблокировать продажи нелегального контента? Как защитить свое творчество?

Справочник писателя: Начинающие авторы часто опасаются за свою рукопись. Дескать, отправлю в издательство, а там ее присвоят. Писатели со стажем знают, что это абсурд: ни один издатель не будет ввязываться в подобное — себе дороже. Как случилось, что вашу рукопись опубликовали под псевдонимом?

Думаю, не имеет смысла описывать эмоции, когда я открыла ссылку и увидела слегка видоизмененную обложку и родной текст, перемежающийся с чужим.

Справочник писателя: Каковы были ваши шаги, когда все это обнаружилось?


Справочник писателя: Расскажите подробнее про депонирование. Как это сейчас работает? И какой из способов лучше с юридической и практической точки зрения?

Впрочем, почтовую копию также лучше иметь: к электронным документам суды порой относятся настороженно, а сделать осмотр сайта или страницы на почтовом сервисе для них не всегда технически возможно — не все суды оснащены компьютерами.

Справочник писателя: Какие еще способы обезопасить свое творчество показали себя эффективными?

Анастасия Ольшевская: Во-первых, никогда не удаляйте ничего из того, что имеет отношение к созданию произведения. Черновики (электронные и бумажные), записанные на клочках бумаги обрывки мыслей и идей, все сопутствующие файлы и так далее — все это важно сохранять. Сюда же, в перечень доказательств, относятся переписка с бета-ридерами, а также публичные упоминания в своих блогах о том, что вы работаете над книгой. Во-вторых, стоит взять за правило официально оформлять отношения со всеми, кто причастен к созданию произведения: соглашение о конфиденциальности и неразглашении с бета-ридерами, договоры с иллюстратором обложки, редактором, корректором, акты о передаче исключительных или неисключительных прав (если в книге используются не только ваши тексты). Словом, всё, что касается книги, должно надежно храниться. В отношении электронных файлов еще один маленький совет: почаще делайте резервные копии.

Справочник писателя: Выше перечисленного достаточно для суда и для адвоката, который будет защищать интересы писателя в случае плагиата?

По словам моего юриста плагиат квалифицируется как преступление (в терминологии закона — присвоение авторства) только в том случае, если причиняет крупный ущерб автору. Размер такого ущерба закон не устанавливает, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, имущественного положения автора и так далее. В подавляющем большинстве случаев дела, связанные с плагиатом, являются гражданско-правовыми.

Вторая группа нарушений — это искажение и заимствование авторского текста. Заимствование по сути — это тот же плагиат, только речь идет о присвоении авторства части текста. Правовые действия в этом случае регулируются Гражданским кодексом. И должна сказать, что последняя редакция ГК РФ (от 23 мая 2018 года) сильно отличается от того, что имело место раньше. Глубина проработки законодательных моментов, подробное и четкое определение ситуаций и нарушений, их трактовка и прозрачность — все это стало лучше прописано. За это отдельное спасибо тем, кто работал над редакцией IV части Гражданского кодекса. Хотя отдельно хочу подчеркнуть, что сравниваю ситуацию с той, которая была лет семь-восемь назад. Мой юрист полагает, что в текущей редакции ГК не все идеально и есть, что и куда улучшать. Например, компенсацию суд теперь имеет право назначить ниже предела, определенного в законе. А некоторые категории нарушителей может вообще освободить от ответственности.

Справочник писателя: Что представляет собой лингвистическая экспертиза?

Экспертизу проводят как в досудебном порядке, так и по назначению суда уже в процессе рассмотрения дела. Тут есть тонкости формулировок: обычно досудебная экспертиза проводится по назначения правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела. В отношении гражданских дел экспертизу, как правило, называют исследованием. Впрочем, суть от этого не меняется.

В России есть пара-тройка десятков аттестованных компаний, которые профессионально занимаются этой деятельностью. Все они есть в интернете, найти их нетрудно. Стоимость услуг этих специалистов в среднем составляет порядка двадцати тысяч рублей, но эта цифра приблизительная — все зависит от объема текста и от сложности работы.

Справочник писателя: А что касается юриста — где искать хорошего профессионала по авторскому праву? И как технически происходит процесс защиты прав?

Анастасия Ольшевская: Мне кажется, при поиске юриста нужно руководствоваться тем же принципом, что и при поиске хорошего врача: пообщаться в несколькими, узнать, какова их оценка вашей ситуации, понять уровень компетенции. В идеале лучше обращаться по рекомендации — если кто-то из знакомых уже имел дело с этим адвокатом и остался доволен, то вероятность успеха и вашего процесса выше. В итоге, это должен быть специалист, которому вы будете доверять не только, как профессионалу, но и как человеку.

Дальнейшее общение с нарушительницей, с издательством, опубликовавшим ту книгу, и прочими инстанциями вел уже мой юрист. Одним из шагов, который стоит отметить отдельно, стало претензионное письмо, направленное даме, покусившейся на мою рукопись. Претензионное письмо — это официальный документ и попытка урегулировать спор в досудебном порядке. Тут есть нюанс. Автор, чьи права нарушены, имеет право сразу подать исковое заявление. Однако российские суды перегружены делопроизводством и очень не любят, когда одна из конфликтующих сторон прямиком идет в суд, не попытавшись решить дело мировым соглашением. Конечно, если к согласию прийти не удалось и нарушитель отказывается удовлетворить претензионные требования, то остается только одна дорога — в суд.

Анастасия Ольшевская: Точно придется потратиться на следующее:

  • консультации с юристами (еще до того, как выбор остановится на одном из них);
  • оформление доверенности на адвоката, с которым в итоге решите работать (потому что вряд ли вы будете лично бегать по всем инстанциям и собирать необходимые документы и справки, нужные для ведения дела);
  • оплата услуг юриста по составлению претензионного письма и заключению мирового соглашения;
  • если к последнему прийти не удастся, то следующий шаг — это расходы на составление искового заявления и защита интересов в суде первой инстанции (который, кстати, проходит по месту прописки ответчика);
  • госпошлина за подачу заявления в суд;
  • командировочные расходы юриста (если судебные заседания проходят в другом городе и нет возможности участвовать в них дистанционно);
  • досудебная лингвистическая экспертиза также оплачивается отдельно (но не исключено, что суд постановит провести еще одну экспертизу, и в этом случае расходы будут оплачиваться обеими сторонами — и ответчиком, и истцом — в равных пропорциях).

Кстати, к вопросу о чести и соцсетях. Если вы обнаружите свой текст там, где его не должно быть ни при каких условиях, то очень не советую затевать личное общение с нарушителем, устраивать троллинг, организовывать крестовые походы френдов, натравливая их на противника. И уж тем более не стоит сыпать оскорблениями в блоге нечистого на руку гражданина. Даже в своем блоге будьте с этим поосторожнее: все сказанное может быть использовано против вас в суде. Если не хотите получить встречный иск с обвинением в оскорблении чести и достоинства, то лучше выплескивать эмоции на близких, родственников и адвоката, но не давать противной стороне повода для инсинуаций.

Справочник писателя: Да, все это очень печально и неприятно. Можно только удивляться, чем руководствуются люди, решающиеся присвоить себе плоды чужого труда… Вы с юристом получили какие-либо объяснения на этот счет? Чем вообще дело кончилось?

А это, как я уже упоминала, не быстрый процесс. Подготовка искового заявления, сопутствующих документов и справок, передача дела в суд, рассмотрение его там — все выливается в месяцы ожиданий. Впрочем, это стандартная практика для России: суды перегружены, толковых юристов не хватает, плюс есть свой регламент и сроки, отведенные законом для каждого этапа судопроизводства.

Так что ничем, кроме непонимания, как устроен литературный мир, я не могу объяснить ее поступка.

Справочник писателя: Анастасия, спасибо, что поделились своей историей. Наверняка этот опыт — хоть горький и печальный, но очень конкретный и конструктивный — поможет многим писателям понять, как защитить свое творчество. Успехов вам и пусть справедливость поскорее восторжествует.

Анастасия Ольшевская: Спасибо!

Читайте также: