Контроль как способ обеспечения законности характеризуется следующими признаками

Обновлено: 02.07.2024

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении - совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

· недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

· своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

· установление причин и условий, им способствующих;

· привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности;

· разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

· создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законностии дисциплиныдостигается организационно-правовыми средствами. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

Виды способов обеспечения законностии дисциплины:

Государственный контроль - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процес­сом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Государственный надзоркак способ обеспечения законности и дисциплины - постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности и дисциплины.

Судебный контролькак способ обеспечения законности - это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Обжалованиекак способ обеспечения законности и дисциплины - реализация гражданами своего права высказывать претензии орга­нам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.

3.Понятие контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Принципы контроля.

Основные принципы контроля:

6. сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Виды контроля.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям:

1.В зависимости от объема обследуемой деятельностивыделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

2.По стадиям проведенияконтроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

3.По отношениям (связям) субъектов контроля с государствомконтроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

4.По характеру деятельностиконтроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.

5.В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочийможно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Президентский контроль.

Основные направления контрольной деятельности Пре-зидента Республики Беларусь:

• контроль в процессе формирования органов управления;

• контроль за содержанием деятельности аппарата госу-дарственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Наиболее четко урегулирован контроль, проводимый непосредственно Президентом за Правительством. Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также - вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее - федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).

9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Что такое контроль и в чем проявляется его сущность и каковы его основные принципы

Общество характеризуется системой государственных органов, обязанных поддерживать и укреплять законность и дисциплину в деятельности органов исполнительной власти.

Эти органы используют различные способы обеспечения законности, состоящие из: контроля, надзора и обжалования.

Контроль представлен системой мероприятий по наблюдению и проверке процесса функционирования объекта с целью устранить отклонения от определенных параметров.

Контроль представляет широкую и объемную правовую категорию.

Сущностью и назначением контроля является:

  • наблюдение за тем, как функционирует соответствующий подконтрольный объект;
  • получение объективной и достоверной информации о том, как обстоят дела с дисциплиной и законностью на подконтрольном объекте;
  • предотвращение и устранение нарушений законности и дисциплины;
  • выявление причин и условий, которые способствовали нарушениям;
  • привлечение к ответственности лиц, которые виновны в нарушении дисциплины и законности.

Другими словами, контроль позволяет его субъектам выяснить соответствие деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц установленным правовым нормам.

Назначение контроля заключается в строгом и неуклонном исполнении законов и подзаконных актов и соблюдении дисциплины всеми органами исполнительной власти.

Контроль характеризуется следующими принципами:

  • законностью;
  • объективностью;
  • независимостью;
  • гласностью;
  • экономичностью;
  • сохранением государственной тайны.

Какими признаками характеризуется контроль и в каких формах он осуществляется

Контролю присущи определенные признаки, заключающиеся в следующем:

  • в отношениях подчиненности или подведомственности между контролирующими органами и подконтрольными объектами;
  • в возможности контролирующего органа вмешиваться в текущую деятельность подконтрольного;
  • в праве контролирующего отменять решения, выносимые контролируемым;
  • в применении контролирующим мер дисциплинарного воздействия к подконтрольному в случае выявления допущенных нарушений.

Готовые работы на аналогичную тему

Способы, которыми может осуществляться контроль, делятся на:

  • проверку исполнения;
  • осуществление прокурорской и административной надзорной деятельности.

Контрольная деятельность характеризуется следующими формами:

  • заслушиванием отчетов;
  • проверкой;
  • экспертизой;
  • наблюдением за действиями контролируемого;
  • изучением личных и деловых качеств кандидатов на замещаемые должности;
  • координацией деятельности контрольных органов;
  • рассмотрением жалоб.

Какие бывают виды контроля

Контроль, который осуществляется всеми государственными органами, носит название государственного контроля. Его осуществление происходит от имени государства и при этом используются государственно-властные полномочия.

Существует несколько классификаций контроля.

В зависимости от стадии проверки контроль может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.

Контроль делится на:

  • внешний (когда контроль за органами исполнительной власти осуществляют законодательная, судебная власть или общественные организации);
  • внутренний (при осуществлении контроля посредством собственных сил – министерствами, ведомствами, учреждениями).

По характеру полномочий государственных органов контроль может осуществляться органами:

  • представительной власти;
  • исполнительной власти.

В соответствии с содержанием контроль может быть:

  • общим (когда охватывается вся деятельность подконтрольных органов);
  • специальным (охватывается какой-то конкретный вопрос или направление деятельности).

В зависимости от субъекта контроль может осуществляться:

  • Президентом;
  • органами законодательной власти;
  • исполнительной;
  • судебной.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 30 11 2016

марина николаевна калугина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Контроль – система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Контроль в области государственного управления – необходимое условие обеспечения законности, дисциплины, правопорядка, соблюдения прав и законных интересов граждан в процессе повседневной деятельности органов исполнительной власти.

Основные цели контроля в области государственного управления: соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства; поддержание стабильности государственного устройства; повышение эффективности государственного управления; целесообразное и экономичное расходование средств государственного бюджета.

В основе контроля лежат принципы законности, объективности, гласности, независимости, оперативности, результативности, систематичности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять контроль за законностью в государственном управлении, выделяют: контроль Президента Республики Беларусь, представительных, исполнительных и судебных органов власти.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СООТНОШЕНИЕ КОНТРОЛЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.

Президент Республики Беларусь осуществляет контроль в процессе формирования и деятельности органов государственного управления, а именно, за численностью, структурой аппарата управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы, законностью осуществления данной деятельности. Непосредственно или через создаваемые Президентом структуры он осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также осуществляет контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Основным органом, наделенным контрольными полномочиями и образованным Президентом, является Комитет государственного контроля, осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Контроль органов представительной власти осуществляется на республиканском и местном уровнях. Контроль Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляется за деятельностью Правительства Республики Беларусь при разработке и исполнении республиканского бюджета; рассмотрении проектов законов о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты населения; об охране окружающей среды и др. Советы депутатов на определенной административно-территориальной единице также осуществляют свои контрольные полномочия за деятельностью соответствующего исполкома.

Контроль органов исполнительной властиподразделяется на три вида: общий, внутриведомственный и надведомственный.

Осуществление общего контроля связано с деятельностью органов общей компетенции: Совета Министров и исполкомов. Правительство координирует, объединяет, направляет и контролирует работу министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров, исполкомов; на своих заседаниях заслушивает отчеты руководителей республиканских органов государственного управления о состоянии дел в той или иной отрасли либо сфере. Исполнительные комитеты осуществляют, в свою очередь, контроль за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений и нижестоящих исполкомов.

Внутриведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции (их руководителями) внутри системы подчиненных им нижестоящих органов, а также предприятий, учреждений и организаций. Данный вид контроля может сопровождаться административно-организационными мерами: от реорганизации данного органа управления или предприятия до применения дисциплинарных взысканий. Внутриведомственный контроль позволяет субъектам контрольных полномочий активно вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и устранять недостатки.

Надведомственный контроль достаточно часто именуется как внешний контроль, осуществляется за выполнением неподчиненными органами определенных функций. Органы, осуществляющие надведомственный контроль наделены полномочиями по производству проверок и обследований предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок контрольные органы вправе давать указания подконтрольным объектам об устранении выявленных нарушений. Субъектами надведомственного контроля в основном являются органы межотраслевой компетенции, например Министерство финансов.

В государственном управлении контрольными полномочиями обладают также судебные органы.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь проявляются в процессе разрешения дел о соответствии Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь законов, декретов, указов Президента, актов органов государственного управления.

Суды общей юрисдикции при рассмотрении административных, гражданских, уголовных дел могут выявить нарушения действующего законодательства в государственном управлении, в таких случаях они выносят частные определения, которые являются формой правового реагирования судов на вскрытые в процессе рассмотрения конкретных дел нарушения законности в работе того или иного управления и соответствующих должностных лиц. Частное определение суда выносится в орган (должностному лицу), допустивший нарушения законности, либо вышестоящий орган (должностному лицу). Частное определение обязательно для исполнения. Получив его копию, руководитель соответствующей организации должен не позднее чем в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по восстановлению законности.

Хозяйственные суды также осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел по экономическим спорам, возникающим из административных отношений, имеются ввиду дела о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и затрагивающих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обжаловании отказа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в государственной регистрации либо уклонении от их регистрации в установленный срок и др.

Надзор является одним из способов обеспечения законности в сфере государственного управления, он заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять надзорные функции, выделяют два вида надзора: прокурорский и административный.

В административном праве изучается общий надзор прокуратуры, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных актов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов;

4) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Выделяют следующие формы прокурорского реагирования при установлении нарушений законности: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Административный надзор – это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Административный надзор является одним из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, специальным видом правоохранительной деятельности. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Данный вид надзора предназначен для наблюдения за исполнением действующих в государственно-управленческой сфере правовых актов. Особенности административного надзора заключаются в следующем: 1) он распространяется на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, т.е. административный надзор носит надведомственный характер; 2) при определенных обстоятельствах субъекты надзорной деятельности вправе применять к объектам надзора меры административного принуждения.

К субъектам административного надзора следует отнести государственные инспекции и приравненные к ним органы. Таких субъектов достаточно много и они разнообразны по своему статусу, порядку образования, масштабу деятельности. Субъекты надзора, осуществляющие свою деятельность на всю территорию Республики Беларусь в отношении поднадзорных объектов, функционируют во многих республиканских органах государственного управления как на правах юридических лиц (Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты), так и в качестве внутренних структурных подразделений (Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, иные контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления). Некоторые государственные инспекции имеют свою систему органов от республиканского до районного уровня (Государственная автомобильная инспекция).

Субъекты административного надзора вправе беспрепятственно входить на территорию, в помещения поднадзорных объектов; требовать предоставления необходимых документов; осуществлять технические проверки, получать объяснения, требовать устранения выявленных нарушений; приостанавливать деятельность предприятий, эксплуатацию механизмов, транспортных средств и др.

Правоохранительные органы являются специальными субъектами административного надзора, обладающие широкими полномочиями по применению мер административного принуждения.

Основные отличия административного контроля от надзора:

1) субъекты административного контроля проверяют как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольных объектов, а субъекты административного надзора – только законность;

2) по итогам контрольной деятельности контрольный орган вправе ходатайствовать перед уполномоченными органами о привлечении виновных лиц к ответственности, а надзорный орган сам обладает полномочиями привлекать виновных лиц к административной ответственности.

1. Понятие и виды способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
2. Государственный контроль.
3. Административный и прокурорский надзор.

1 вопрос
Законность – это важнейший общеправовой принцип, предполагающий строгое и точное соблюдение и исполнение законов всеми государственными и негосударственными органами, а также физическими и юридическими лицами.

В сфере исполнительной власти законность имеет особое значение – это связано с тем, что:
Во-первых, исполнительная власть в своей деятельности охватывает все сферы жизни общества и тем или иным способом воздействует на законные права и интересы каждого члена общества. Законность в этом случае обеспечивает защиту данных прав и интересов от возможного негативного воздействия со стороны государства.
Во-вторых, исполнительная власть осуществляется широким кругом уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Законность обеспечивает унификацию деятельности всех названных субъектов, сохраняя тем самым единство системы исполнительной власти.
В-третьих, названные государственные органы и должностные лица осуществляют правотворческую деятельность, самостоятельно устанавливая новые правовые нормы. Законность обеспечивает соответствие данных норм действующему законодательству и тем самым обуславливает единство системы законодательства в РФ.
В-четвертых, исполнительная власть является административно-распорядительной деятельностью с правом применения мер государственного принуждения. Законность ограничивает возможный произвол со стороны государственных органов и должностных лиц, применяющих такое принуждение.
В исполнительной власти законность может обеспечиваться двумя основными способами: путем осуществления контроля или надзора.
Контроль – это особый вид деятельности, предполагающий систематическое наблюдение за деятельностью отдельных субъектов, с целью выявления, предотвращения и пресечения возможных негативных отклонений от заранее заданных параметров. Контроль как вид деятельности характеризуется следующими признаками:
а) контроль осуществляется преимущественно в отношении подчиненных объектов.
б) порядок осуществления контроля устанавливается органами, его осуществляющими.
в) контроль осуществляется не только за соблюдением законности, но и за целесообразностью осуществляемых действий объектом контроля, т.е. орган контроля может отменить решение объекта.
г) по результатам осуществления контроля к объектам могут применяться меры дисциплинарной, а в отдельных случаях административной и уголовной ответственности.
Контроль делится на следующие виды:
1. В зависимости от времени проведения на:
а) Предварительный контроль осуществляется с целью предотвращения условий, способствующих совершению правонарушений.
б) Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе осуществления деятельности с целью пресечения совершаемых правонарушений.
в) Последующий контроль или проверка исполнения. На данном этапе устанавливается соответствие достигнутых результатов деятельности заранее установленным параметрам.
2. В зависимости от субъекта осуществляющего контроль:
а) государственный (контроль Президента РФ, контроль законодательных, исполнительных и судебных органов власти)
б) общественный
в) аудиторский
3. В зависимости об организации контроля:
а) внутренний
б) внешний
4. В зависимочти от причин организации контроля:
а) обязательный, т.е. в силу требования законодательства
б) инициативный.
Методами контроля являются: проверки, ревизии, наблюдения, обследования, анализ и др.
Второй способ обеспечения законности – это надзор, который является разновидностью контроля, однако обладает рядом отличительных признаков:
а) надзор осуществляется только специально уполномоченными государственными органами. Орган надзора не может отменить решение объекта, т.е. не вмешивается в текущую деятельность объекта.
б) надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, обычно установленных этими органами.
в) надзор осуществляется только в отношении неподчиненных лиц.
г) по результатам надзора применяется меры административной и уголовной ответственности.
Выделяют 2 вида надзора:
- общий – осуществляется прокуратурой РФ
- специальный – осуществляется органами исполнительной власти.

3 вопрос
Административный надзор представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами специальных норм и правил, закрепленных в законах или подзаконных актах.
Субъектами административного надзора являются:
- федеральные службы;
- государственные инспекции (ГИБДД);
- структурные подразделения государственных органов.
Административный надзор обладает следующими признаками:
- отсутствие организационной подчиненности объекта субъекту;
- надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, норм, стандартов;
- субъект не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объекта;
- субъекты вправе применять меры административного принуждения;
- надзор осуществляется как за юридическими, так и за физическими лицами;
- наличие у субъекта юрисдикционных полномочий, т.е. по рассмотрению дел о правонарушениях;
- формами административного надзора является проверка выданных лицензий, разрешений, документов.
Для выполнения своих задач органы административного надзора наделены полномочиями:
1. По предупреждению правонарушений: вправе запрашивать и требовать сведения, информацию, документы, беспрепятственно обследовать территории объектов, проводить проверки.
2. По пресечению правонарушений; дача предписаний об устранении выявленных нарушений, о приостановке работ, ведущихся с нарушением установленных требований, приостанавливать или аннулировать лицензии и т.д.
3. По применению мер ответственности: назначать наказания, проводить производство по делам об административных правонарушениях.
4. По нормотворчеству: устанавливают и разрабатывают правила, нормы, требования, стандарты при осуществлении той или иной деятельности.

Прокурорский надзор
Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением на территории РФ всех законов, обеспечением их верховенства, единства и укреплением законности, защитой прав и свобод человека и гражданина.
Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.
Объектами прокурорского надзора являются:
- федеральные органы исполнительной власти;
- представительные и исполнительные органы субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- органы военного управления;
- органы управления;
- органы контроля;
- коммерческие и некоммерческие организации;
- учреждения и организации исполнения наказания.
Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.
Методами прокурорского надзора являются:
1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Осуществляется на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Для осуществления своих полномочий прокурор наделяется следующими правами: беспрепятственно входить на территорию объекта, иметь доступ к документам, проводить проверки, требовать материалы и документы, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.
2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами. Критериями установления несоответствия актов закону являются:
- несоблюдение правил, сроков, формы, процедуры издания норм, актов;
- отсутствие основания для издания актов;
- произвольное толкование или умышленное искажение положений закона и т.д.
3. Участие прокурора в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности и принятие по ним мер.
В случаях нарушений законов и иных актов прокурор может отреагировать в следующих формах:
1. Протест приносится на противоречащий закону акт и направляется органу или должностному лицу, издавшему неправомерный акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней и о результатах рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.
2. Представление – форма реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в органы, должностным лицам, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца и о результатах рассмотрения прокурор извещается в письменной форме.
3. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный орган, который в письменной форме должен сообщить прокурору о результатах рассмотрения.
4. Предостережение о недопустимости нарушения законодательства объявляется должностному лицу с целью предупреждения готовящегося правонарушения.

Читайте также: