Консультации для родителей можно ли обойтись без наказания ребенок и его права

Обновлено: 02.07.2024

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:
- жить и воспитываться в семье;
- знать, кто является его родителями;
- на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
- на всестороннее развитие;
- на уважение человеческого достоинства;
- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;
- на защиту;
- на выражение собственного мнения;
- на получение фамилии, имени, отчества;
- на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л.Вульф)

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

В настоящее время существует две позиции отношения к наказаниям “за” и “против”.

(Подвести итог письменного опроса родителей по этой теме)

Позиция “за” наказания: их надо использовать, так как ребёнок делает всё назло, не понимает слов, а как только его шлёпнут, сразу понимает.Не зря наказания использовали раньше.

Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт родителей в играх и собственных суждениях?

Пример: рассматривая на занятии предметные картинки, дети видят ремень для брюк, на мой вопрос для чего нужен этот предмет, многие дети сразу ответил - бить по попе.

Комментарий юриста

В1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Согласно требования Конвенции и нормативно-правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Ударить ребёнка – значит нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребёнку не “Ты плохой”, а “Ты сделал плохо”, не “Ты жестокий”, а “Ты поступил жестоко”. Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Позиция “Против наказаний”

Л.Н. Толстой писал: “Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают. Желание наказать есть желание мести”.

Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность найти разумный способ воздействия на ребёнка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, т.е. то, что позволит ребёнку быть успешным в дальнейшей жизни. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, лживыми и жестокими, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. Дети перестают уважать старших, испытывают чувство мести, страх.

Психоневрологи считают: Болевые методы, не оправдавшие себя даже в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей.

Суть воспитания сегодня – создание у ребёнка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Ребёнка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, т.к., боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, помощь, поддержка.

Вопрос к родителям:

- В чём, по-вашему, заключается вред запугивания ребёнка?

Часто взрослые не выполняют обещаний, и ребёнок привыкает к угрозам. Использование угроз и запугиваний приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребёнок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, вызывать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись и без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.

У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например, когда он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие , например взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов. Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и это травмирует нервную систему ребёнка. Брать слово с ребёнка также ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то, сколько обещаний он не даст, выполнить их всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы.

Ситуация для анализа

Четырёхлетний Алёша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол, После того как мальчик “отбыл наказание”, отец спросил его:

- Будешь ещё так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял.

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

Замечания, сделанные так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

Выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди. Игнорировать ребёнка можно не более нескольких минут. Недопустимо наказывать трудом, труд должен быть радостью. Можно использовать “метод естественных последствий”: насорил – убери за собой. Полезно дать понять ребёнку, что он сам страдает от своего непослушания. Вовремя не убрал игрушки – меньше времени на занятие любимым делом. Недопустимо злоупотреблять запретами, это вызывает стремление противодействовать им. Рекомендуется отвлечь малыша. Так, маленькому ребёнку можно напомнить, что он хотел рассказать о чём-то, предложить заняться вместе чем-нибудь. Но если и это не помогает надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь важно, единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость и разрешить сделать то, за что ругали, как весь эффект наказания будет нулевым.

Подведём итог нашей беседы. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, учитывать при этом мотив поступка и возрастные особенности ребёнка. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.

Крем"бархатные ручки" сделает Ваши волосы здоровыми и красивыми. Если у Вас сухие, ломкие.

Коврик из полосок текстиля

ЛУКОВАЯ ШЕЛУХА-ОТ ПОЖЕЛТЕНИЯ ЛИСТЬЕВ ОГУРЦОВ У огурчиков резко начали желтеть листья?Подкормите.

РЕДИС:защищаем от вредителей Редиску любим не только мы,но и огородные паразиты!чтобы их отвади.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

ВЕДУЩИЙ. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Вопросы к слушателям:

Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
Как часто можно использовать этот метод?
Можно ли без него обойтись?
Есть ли приемлемые наказания?
Как вы оцениваете слова А. С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?

Предлагается высказать разные позиции

ВЕДУЩИЙ. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?

Каково ваше мнение по поводу высказывания П. Ф. Лесгафта о том, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание.

Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. И. Леви.

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
Наказание не должно вредить здоровью.
За один проступок – одно наказание.

Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном.

(Эти рекомендации можно подготовить заранее в письменном виде или распечатать как памятки для родителей).

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47 % случаев. Поощрение, например когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь. И его снова наказывают.

Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещенное действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов.

Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка. Результаты при этом бывают еще хуже.

Брать слово с ребенка также ненадежное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их все равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребенка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон выработки новой системы рефлексов.

Ситуация для анализа

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.

Какими могут быть последствия взаимонепонимания?

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.

Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?

Ведущий предлагает родителям самостоятельно называть педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Целесообразно также предложить дискуссию о целесообразности использования этого метода. Например, противники его считают, что так можно целый день прообижаться. Сторонники же приводят аргументы, подтверждающие обратное.

Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но если этот метод на помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

Ситуация для анализа

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости Дома девочка делает еще один заход:

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
Как вы относитесь к делам ребенка?
Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

Ситуация для анализа

Мама говорит сыну:

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:

- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?
В чем эффективность, на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.


Целью консультации является обсуждение с родителями способов наказания и поощрения в семье, напоминание о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.

Описание разработки

Цель:

обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.

Задачи:

- выявить умение родителей правильно оценивать поступки своих детей;

- формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье, умение находить альтернативы наказанию ребёнка

- дать практические рекомендации о методах наказания и поощрения в семье.

Ход консультации.

В центре ладони нарисуйте схематично кто для вас ребенок дома (кошечка, рыбка и т.д.). (Родители рассказывают о том, что они изобразили).

Вот какие у нас хорошие, добрые, умные, аккуратные, нежные дети. Все вы их очень любите и хотите им только добра. А вот какими вы видите себя по отношению к вашим детям? (Ответы родителей).

Скажите, пожалуйста, если вас огорчают ваши дети, где-то не дослушались, где-то пошалили, как вы их наказываете?

А сейчас мне хотелось бы познакомить с методами правильного поощрения и наказания детей.

В семье растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Можно ли наказывать ребенка? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходиться. Но чем реже вы будете это делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребенок не чувствовал часто себя провинившимся, предъявляйте ему требования, но посильные. Старайтесь не требовать от него, чтобы он слишком долго занимался одним делом, тем более спокойно сидел или стоял. Он не устает прыгать и бегать, зато утомляется, если ему приходиться долго идти за руку с взрослым.

Консультация для родителей на тему Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше!

В конце нашей с вами встречи я хотела бы вам раздать памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой и будут вашими помощниками в воспитании ваших детей.

Словесные способы поощрения и поддержки.

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно!

Прекрас­но! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

2. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво!

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 390

Дзержинского района г. Волгограда.

Консультация для родителей на тему:

воспитатели высшей категории

Кривабокова Светлана Павловна

Попова Ирина Викторовна

Консультация для родителей.

Цель: обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.

выявить умение родителей правильно оценивать поступки своих детей;

формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье, умение находить альтернативы наказанию ребёнка

дать практические рекомендации о методах наказания и поощрения в семье.

В центре ладони нарисуйте схематично кто для вас ребенок дома (кошечка, рыбка и т.д.). (Родители рассказывают о том, что они изобразили).

Вот какие у нас хорошие, добрые, умные, аккуратные, нежные дети. Все вы их очень любите и хотите им только добра. А вот какими вы видите себя по отношению к вашим детям? (Ответы родителей).

Скажите, пожалуйста, если вас огорчают ваши дети, где-то не дослушались, где-то пошалили, как вы их наказываете?

(Ответы родителей).

А сейчас мне хотелось бы познакомить с методами правильного поощрения и наказания детей.

В семье растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Можно ли наказывать ребенка? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходиться. Но чем реже вы будете это делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребенок не чувствовал часто себя провинившимся, предъявляйте ему требования, но посильные. Старайтесь не требовать от него, чтобы он слишком долго занимался одним делом, тем более спокойно сидел или стоял. Он не устает прыгать и бегать, зато утомляется, если ему приходиться долго идти за руку с взрослым.

Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше!

В конце нашей с вами встречи я хотела бы вам раздать памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой и будут вашими помощниками в воспитании ваших детей.

Читайте также: