Консолидированная субсидия что это

Обновлено: 07.07.2024

Субсидии в России – одна из форм целевой денежной поддержки из бюджетов различных уровней. Ее аудитория – преимущественно социально-уязвимые категории населения страны: пенсионеры, малоимущие, семьи с детьми. Субсидии помогают гражданам решить приоритетные бытовые проблемы, повысить качество жизни, спасти от гибели нерентабельные, но стратегически важные виды производства.

Оплатить коммуналку? Без проблем! Купить или построить собственное жилье? Становитесь в очередь! Список субсидий в России охватывает огромный пласт потенциальных получателей финансирования, нуждающихся в государственной поддержке. Сегодня мы обсудим главные программы, запущенные для массового использования населения. Но обо всем по порядку.

Если простыми словами

Субсидия – это финансовая помощь. Ее могут выделять гражданам, бизнесу и даже бюджетам различных уровней, например, для перераспределения денег из федерального центра в регионы. Нас интересуют субсидии для физлиц – самые массовые программы финансовой поддержки для решения неотложных бытовых вопросов. Выделяют их на различном уровне, от федерального до местных бюджетов в зависимости от особенностей программ, охватываемой аудитории и решаемых целей. Все они, тем не менее, имеют ряд характерных черт:

  1. Безвозмездность. Субсидия выделяется всегда бесплатно, возвращать ее обратно в бюджет или фонд не нужно. Исключение – случаи нецелевого расходования.
  2. Целевойхарактер. Деньги всегда выделяются на конкретные цели: нельзя потратить субсидию, выделенную для улучшения жилищных условий на путевку в Египет. При нарушении целевого характера деньги могут отобрать, а получателя – привлечь к уголовной ответственности.
  3. Софинансирование. Большинство программ предусматривает долевое финансирование целей субсидий. Государство покрывает лишь часть предусмотренных расходов. Сумму, не покрытую субсидией, получатель помощи должен найти самостоятельно, за счет собственных или заемных средств.

Деньги выделяются на различные цели и в различном объеме. Ниже мы рассмотрим основные программы субсидий в России: кто имеет право на них, и на каких условиях можно получить финансовую помощь.

Субсидия для оплаты ЖКХ

Пожалуй, первая ассоциация, приходящая на ум при слове субсидия – это оплата коммунальных услуг. Это федеральная компенсация части стоимости ЖКУ.

Предоставляется всем, кто тратит на коммуналку больше максимально допустимой доли в общем объеме семейных доходов (ст. 159 ЖК). Самая большая допустимая доля – это 22%, но регионы могут устанавливать и меньше. Например, в СПБ – это 14% (ст. 2 Закона СПб № 403-48 от 30.06.2005).

Платите за коммуналку больше – получите компенсацию части расходов от государства.

Претендовать на деньги может кто угодно, если размер дохода позволяет. Но учитывая бюрократический ад, главная категория, для которой предусмотрена эта субсидия в России – для пенсионеров. Получать такую ежемесячную компенсацию можно на протяжении полугода, потом придется переоформлять. И только при условии, что:

  • доля семейных расходов на ЖКУ превышает максимально допустимую долю в доходах;
  • заявитель имеет постоянную регистрацию в регионе, где оформляет субсидию;
  • у заявителя отсутствует задолженность по коммуналке или он заключил договор о реструктуризации долга;
  • занимаемое жилое помещение соответствует нормативной площади жилья.

Потенциальному получателю нужно документально подтвердить размер расходов на коммуналку, сумму доходов каждого члена семьи, предоставить документы на жилье и другие бумаги. Если все в порядке, государство ежемесячно будет компенсировать вам разницу в максимально допустимой доле семейных расходов и региональном нормативе. Это может быть и 10%, и 90% от суммы ЖКУ – все индивидуально. Получите разъяснения в УСЗН, городском центре субсидий или МФЦ.

Жилищные субсидии


Жилищные субсидии в России – вторая по распространенности форма целевой финансовой поддержки населения. Предоставляется для частичного финансирования расходов на покупку или строительство жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Программ таких субсидий действуют как на федеральном, так и региональном уровне, и финансируются совместно. При условии наличия у получателя достаточных доходов, бюджет выделяет определенную сумму на приобретение жилья (25-75% в зависимости от программы), а остаток покрывается за счет собственных или заемных средств.

Программы рассчитаны на различные категории населения. Вот некоторые из них:

Это далеко не все программы субсидирования жилья. Информацию, актуальную для вашего региона, рекомендуем узнать на сайте местного управления УСЗН.

Субсидии на развитие бизнеса

Также огромный пласт форм государственной и региональной поддержки приоритетных направлений развития бизнеса. Это преимущественно направления малого и среднего предпринимательства. В числе таких программ:

Вообще в регионах действует множество других программа для малого и среднего бизнеса, направленных на возмещение кредитных расходов, расходов на обучение персонала, сертификацию производства.

Субсидии на покупку автомобиля

Государство стимулирует покупку личного автотранспорта и реализует программы льготного автокредитования:

  1. Первый автомобиль. Для граждан, ставших впервые обладателями нового легкового автомобиля.
  2. Семейный автомобиль. Для семей с 2-мя и более несовершеннолетними детьми.

По программе можно получить субсидию в размере 10 % от стоимости автомобиля, если он выпущен не позже декабря 2018 года, стоит не больше 1,45 млн руб., взят в кредит в одном из банков, участвующих в программе и относится к одной из таких марок:

  • Lada (Kalina, Granta, Vesta, 4х4, Xray)
  • Datsun (Mi-do, On-do)
  • Chevrolet Niva
  • Nissan (Almera, Terrano, Sentra)
  • Ford (Focus, EcoSport, Fiesta)
  • Hyundai (Solaris, Elantra, Creta)
  • Kia (Rio, Cee`d, Cee`d_SW, Cerato, Soul)
  • Renault (Duster, Kaptur, Logan, Sandero, Sandero Stepway)
  • Mitsubishi Lancer
  • Volkswagen (Polo, Jetta)
  • Peugeot 408
  • УАЗ (Патриот, Хантер, Пикап).

А вот обещанные ранее в России субсидии на покупку электромобиля так и заглохли на стадии подготовки. Впрочем, регионы могут решить этот вопрос самостоятельно. В Москве, например, уже рассматривают законопроект об освобождении электрокаров от транспортного налога и говорят об увеличении бюджетных субсидий на их покупку, если они в дальнейшем будут использоваться в такси.

Статьей 78.1 БК РФ установлена возможность предоставления бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ целевых субсидий. Такая субсидия предоставляется на основании заключенного между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), соглашения. При этом общего для всех уровней бюджета документа, устанавливающего нормы определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, до недавнего времени не было. С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 22.02.2020 № 203, утвердившее Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели (далее – Общие требования).

Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ в абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ были внесены изменения, устанавливающие, что порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ. Данная норма вступает в силу с 1 января 2021 года. В целях ее реализации были разработаны Общие требования, которые начнут применяться с указанной даты. К этой дате федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления должны обеспечить приведение своих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, в соответствие Общим требованиям. Таким образом, начиная со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии будут по новым, унифицированным правилам.

Содержание нормативно-правовых актов

Общими требованиями установлено, что нормативные акты Правительства РФ, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий (далее – правовые акты), должны содержать в себе (п. 3 – 9 Общих требований):

Наименование раздела правовых актов

Краткая информация, которая должна быть отражена в разделе

Общие положения о предоставлении субсидий

1. Понятия, используемые в правовом акте (при необходимости).

2. Цели предоставления субсидий.

3. Наименование органа учредителя, учреждения, осуществляющего функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, до которых согласно бюджетному законодательству РФ как до получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период)

Условия и порядок предоставления субсидий

1. Перечень документов, представляемых учреждением учредителю для получения субсидии (при необходимости – требования к указанным документам).

2. Порядок и сроки рассмотрения учредителем вышеназванных документов.

3. Основания для отказа учреждению в предоставлении субсидии.

4. Размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения и (или) иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источник ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

5. Условия и порядок заключения между учредителем и учреждением соглашения о предоставлении целевой субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

6. Требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.

7. Результаты предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта), и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).

8. Сроки (периодичность) перечисления субсидии.

9. Критерии отбора получателей субсидии, имеющих право на получение субсидии, отбираемых исходя из указанных критериев отбора, в том числе по итогам конкурса (далее – отбор) (если предоставление субсидии осуществляется по результатам отбора с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора).

10. Иная информация (при необходимости)

Требования к отчетности

Определение порядка, сроков и формы представления учреждением отчетности о достижении результатов предоставления субсидий, иных показателей (при их установлении) и отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и права учредителя устанавливать в соглашении дополнительные формы представления учреждением указанной отчетности и сроки их представления.
Норма не применяется при предоставлении субсидий учреждениям, осуществляющим функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджетов бюджетной системы РФ

Порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение

1. Положение о порядке принятия учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии.

2. Положение о порядке и сроках принятия учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии.

3. Требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии.

4. Положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов, иных показателей (при их установлении).

6. Иная информация, определенная правовым актом (при необходимости)

Из таблицы видно, насколько существенны изменения порядка предоставления целевой субсидии – начиная с определения целей предоставления целевой субсидии и заканчивая взаимодействием между учредителем и учреждением. Особое внимание хотелось бы уделить обоснованию необходимости получения целевой субсидии и требованиям, которым должно отвечать учреждение, претендующее на получение целевой субсидии. Поговорим об этом ниже.

Обоснование необходимости получения целевой субсидии

С 1 января 2021 года учреждение для получения целевой субсидии должно будет предоставить учредителю пакет документов, который содержит:

пояснительную записку, отражающую обоснование необходимости предоставления ему целевой субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;

перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);

программу мероприятий, если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;

информацию о планируемом к приобретению имуществе, если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;

информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;

иную информацию (в зависимости от цели предоставления субсидии).

Требование к претенденту на получение

неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате;

просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (из которого планируется предоставление субсидии) субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами (исключением являются случаи предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и т. п.).

Также требованием для получения субсидии является погашение учреждением задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Учреждение должно соответствовать названным требованиям на дату, определенную порядком предоставления целевых субсидий, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.

Здесь же отметим, что, не дожидаясь 1 января 2021 года, многие субъекты РФ и муниципалитеты приводят свои нормативные акты, устанавливающие порядок предоставления целевых субсидии, в соответствие положениям Общих требований. Например, Порядком определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, финансируемым из бюджета Кубенского сельского поселения на иные цели, утвержденным Постановлением администрации Кубенского сельского поселения от 05.03.2020 № 36, установлено, что среди документов, предоставляемых учреждением для получения субсидии, должна быть информация об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет поселения субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами администрации Кубенского сельского поселения, за исключением случаев предоставления целевой субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, а также предоставления целевых субсидий на предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидации последствий и восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации.

Соглашение о предоставлении субсидии

1) цели предоставления субсидии с указанием наименования национального проекта (программы);

2) значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть достигнуты, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации);

3) размер субсидии;

4) сроки (график) перечисления субсидии;

5) сроки представления отчетности;

6) порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением;

7) основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения учредителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

8) основания для досрочного прекращения соглашения по решению учредителя в одностороннем порядке, в том числе:

в связи с реорганизацией или ликвидацией учреждения;

в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

9) запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке;

10) иные положения (при необходимости).

В завершение отметим, что Общие требования направлены на увеличение эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых учреждением в форме целевых субсидий, и учреждения вынуждены будут не просто расходовать средства субсидий по их целевому назначению, но и достигать установленные соглашением показатели (результаты) при расходовании данных средств.

Субсидия от государства может стать поддержкой гражданам, которые нуждаются в этом. Помощь, на которую можно претендовать в тяжелой жизненной ситуации, положена не только пенсионерам и сиротам, но и другим социальным группам населения страны.

Что такое субсидия

Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.

Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.

  • один из родителей ребенка – москвич;
  • сам малыш родился в Москве;
  • свидетельство о рождении оформлено в московском роддоме.

В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!

Совкомбанк поддерживает политику РФ по улучшению демографической ситуации. Для многодетных семей действуют выгодные условия по жилищному кредитованию. Оформите заявку на ипотеку для многодетных и получите предварительное решение в течение минуты.

Виды субсидий

Упомянуть все варианты субсидий, доступные в России, сложно, однако есть основные виды, на которые можно разделить многообразие государственной и фондовой поддержки.

Жилищные

Это государственная помощь, которая выражается в предоставлении жилищного сертификата с определенным денежным номиналом.

У такой помощи есть несколько условий. Она положена определенному кругу лиц, ее достаточно сложно получить – придется доказать, что вы нуждаетесь.

Также ее направляют на оплату всего жилища, но обычно она покрывает только часть стоимости квартиры или дома.

Такую помощь используют:

  • при социальной ипотеке в качестве первоначального взноса;
  • для улучшения жилищных условий, чтобы количество квадратных метров на человека соответствовало норме;
  • как паевой взнос;
  • чтобы погасить ипотечный кредит и так далее.

Выплата положена:

В Республике Татарстан на дополнительные денежные средства могут претендовать работники медицинских организаций. Чтобы получить жилье, необходимо выиграть грант, а также:

  • проработать врачом на территории региона не менее 5 лет;
  • не иметь собственного жилища в регионе;
  • осуществлять трудовую деятельность минимум на одну ставку.

На эти деньги можно погасить долг по приобретаемому жилью либо оплатить часть ипотеки. Государственную поддержку на приобретение жилья можно использовать только один раз в жизни.

Детям

Основная помощь, которую государство оказывает каждой новоиспеченной матери в стране, – выплата материнского капитала.

Для стимуляции рождаемости власти сначала давали маткапитал на рождение второго ребенка, а с недавнего времени деньги положены и первенцу в семье – почти 484 тысячи рублей. На второго малыша добавляют еще примерно 155 тысяч рублей.

Также власти России и субъектов выплачивают пособия малоимущим и многодетным семьям.

В Ростовской области выплаты положены семьям, в которых рожден или усыновлен ребенок с 2018 года. В 2021 году такая семья получает более 11 тысяч рублей ежемесячно, если среднедушевой доход – в два раза ниже прожиточного минимума. После достижения малышом трехлетнего возраста выплата уменьшается до чуть более 5 тысяч рублей.

Также существует выплата для матерей, которые родили трех или более детей за один раз (тройня, четверняшки и так далее), тогда власти Ростовской области выплачивают по 71 тысяче рублей на каждого ребенка единовременно.

Инвалидам

В России выплачивается ежемесячная поддержка инвалидам, размер которой зависит от группы инвалидности.

Так, в 2021 году размер страховой пенсии составляет:

  • 12 тысяч рублей для первой группы инвалидности;
  • 6 тысяч рублей для второй группы;
  • 3 тысячи рублей для третьей группы.

Также есть надбавки в виде государственной и социальной пенсии для уязвимых групп граждан данного типа.

Помощь при оплате ЖКХ

В случаях, когда сумма затрат на жилищно-коммунальные услуги превышает половину зарабатываемых средств, местные и государственные власти оказывают помощь. Такая субсидия чаще всего выражается в скидке на определенные виды ЖКХ.

Выплаты пострадавшим при ЧС

В случаях, когда семья пострадавшего или пострадавших не зарабатывает более 50 тысяч рублей ежемесячно, ей положены выплаты в размере 20 тысяч рублей. 50% суммы идут из бюджетных денег страны, остальная половина – из региональных.

Предпринимателям

Чтобы помочь развить свое дело, безработным гражданам страны положена субсидия на открытие бизнеса или его развитие.

Поддержка положена не только уязвимым слоям населения, но и тем, кто хочет развивать рыночную экономику

Чтобы бизнесмену получить деньги, необходимо:

  • создать перспективный бизнес-план;
  • защитить его в центре занятости, доказать перспективность и пользу нового дела.

При запуске проекта предприниматель может получить 60 тысяч рублей. Если он продержится на плаву более 12 месяцев, то может претендовать на денежную поддержку в размере 300 тысяч рублей.

Если суммы, выделенной в помощь, окажется мало, или не удастся защитить проект в центре занятости, можно взять кредит на развитие бизнеса в Совкомбанке, чтобы не останавливать развитие дела.

Поддержка положена не только в начале предпринимательского пути, но и на этапе развития предприятий. В каждом регионе собственные правила субсидирования, они основываются на степени необходимости деятельности каждой организации относительно нужд субъекта.

На автокредит

Существует программа льготного автокредитования, согласно которой из бюджетных денег выплачивают 10% стоимости автомобиля, чтобы покупатель использовал средства как первоначальный взнос по кредиту.

Для участия в программе необходимо оформить автомобиль не старше 2020 года выпуска, стоимостью не более 1 миллиона 500 тысяч рублей.

Также установлен список участвующих марок. В первую очередь это автомобили LADA, УАЗ и ГАЗ. Из иномарок можно выбрать модели концернов Hyundai, KIA, Renault.

Для граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, сумма субсидии увеличена на 15% и достигает 25% от стоимости автомобиля.

Получить субсидию непросто. Намного быстрее можно оформить потребительский кредит на выгодных условиях от Совкомбанка на то, что вам действительно нужно.

Цели субсидии

Выплаты назначаются тем, кто нуждается в помощи. Государство обязано заботиться о своих гражданах.

В Конституции Российской Федерации есть отдельная статья, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Пособия защищают и другие ценности России, которые определены в Конституции.

Кому положены

Как мы упоминали выше, право на субсидирование есть у граждан страны, которым действительно необходима помощь.

Важно: субсидия положена как физическим лицам, так и предпринимателям.

Физические лица:

  • безработные граждане;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп;
  • нуждающиеся в улучшении жизненных условий;
  • малоимущие семьи;
  • многодетные семьи;
  • пострадавшие при ЧС;
  • сироты и другие категории социальной защиты.

Юридические лица, которые могут претендовать на поддержку, могут быть как предпринимателями, так и частными предприятиями, муниципальными и некоммерческими компаниями.

Также существует понятие целевой субсидии, которую выплачивают учреждениям и муниципалитетам на постройку детского сада или для использования на похожие нужды.

Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить

Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.

К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.

В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.

Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.

Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.

Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.

Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.

Субсидия – это разновидность финансовых выплат или поддержки, представляющийся из бюджета государства и региона или предназначенных для этого фондов. Проще говоря, это финансовая помощь лицам, органам местного самоуправления. Рассмотрим, в каких случаях можно получить субсидии и каких видов они бывают.

Что такое субсидия?

Единого и конкретного определения субсидии в законодательстве нет. Бюджетный кодекс РФ выделяет два типа выплат и дает им определения по отдельности:

  • Субсидия – трансферт между бюджетами, который предоставляется для помощи в расходах бюджетов муниципалитетов и субъектов;
  • Субсидия – денежные средства, поставляющиеся бюджетных денег или внебюджетного фонда для юридических лиц и физических лиц.

Деньги или иная помощь предоставляются лицу на определенных целевых основаниях, их выполнение является главным условием получения выплаты.

Виды субсидий

Финансовая поддержка лиц и органов осуществляется различными способами. Выделяют следующие виды:

  • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ.

Физические лица могут получить выплату в случае, когда уплата коммунальных платежей требует затрат большей части заработка. Сумма зависит от дохода семьи и регионального законодательства.

Помощь для получения жилья может быть предоставлена для живущих в ветхом или аварийном строении, воспитанникам детских домов, военным, многодетным малоимущим семьям, молодым семьям, участникам ВОВ, бюджетным работникам и жителям Крайнего Севера. Сумма зависит от региона (в некоторых субъектах РФ субсидии выделяются не по всем категориям граждан) и группы, к которой относится физическое лицо.

Так как рождаемость в России находится не на самом высоком уровне, власти принимают все меры для стимулирования рождения детей. Для этого назначаются различные выплаты: материнский капитал (466 617 рублей на первого ребенка, 616 617 рублей на второго и третьего), жилищные для семей, малоимущим семьям с детьми (прожиточный минимум в субъекте).

  • Субсидии на открытие и развитие бизнеса.

Получить выплату могут только официально безработный гражданин. Сумма платежа составляет 59000 рублей. Для получения необходимо создать и защитить бизнес-план в центре занятости. Главное условие: перспективность проекта и действие бизнеса на протяжении одного года. При нарушении правил средства придется вернуть. Если предприниматель проработал более года, то может быть назначена субсидия размером в 300000 рублей.

Размер выплат для лиц с ограниченными возможностями зависит от группы инвалидности (их всего три). В 2020 году сумма для первой степени составляет 3626 рублей, также важно учитывать доход инвалида. Если он составляет ниже установленного прожиточного минимума, то ему будет начисляться и социальная доплата из федерального бюджета.

Государство гарантирует выплаты в 10% от стоимости автомобиля для первоначального взноса по кредиту. На дальнем Востоке сумма увеличена и составляет 25%

  • Субсидии при техногенных и природных катастрофах.

Эти выплаты касаются лиц, которые пострадали от наводнений, пожаров, взрывов на промышленности, катаклизмов. Субсидия составляет 10000 рублей из бюджета региона и столько же из федерального. При этом общая сумма не должна превышать 50 тысяч на семью. Лицам, попавшим в заложники, сумма составляет 100000 рублей.

Военным положена жилищная выплата для покупки жилья или строительства. Сумма зависит от звания, выслуги лет и количества членов семьи.

Для получения более подробной информации нужно изучить законодательство субъектов и особенности положения лица.

Как рассчитывается субсидия

Каждая из разновидностей имеет свои особенности расчета субсидий. Рассмотрим подробнее:

Норма ЖКУ по региону * количество человек в семье – процент по региону за услуги в семейном бюджете/100* доход семьи. В расчет включен оплата воды, света и содержания дома.

  • Жилищные субсидии рассчитываются с учетом количества льготных лиц (дети, пенсионеры, матери), размера доходов, минимального прожиточного минимума и региона проживания. Для этого можно использовать калькулятор или обратиться в органы, так как нужно учесть слишком много факторов.
  • Субсидии на детей могут выражаться в материнском капитале и для малоимущих семей. В первом случае суммы фиксированы. Во втором случае вычисляются доходы на год, после чего сумма делится на 12. Так получается среднемесячный доход, который делится на количество членов семьи. Если полученное число меньше прожиточного уровня, то семья может претендовать на выплаты.

Остальные субсидии имеют либо фиксированный размер, либо процентное отношение от суммы. Поэтому рассчитать будет не сложно.

Свойства субсидий

  • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе - от получателя не требуется возвращать деньги.

Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

  • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
  • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
  • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

Цели субсидии

Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

Субсидии для развития бизнеса

  • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
  • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.

Пример. Предприниматель работает в сельской местности и развивает сельское хозяйство, оказывая при этом социальную помощь гражданам. Но бизнес себя не окупает и стоит на грани разорения. В этом случае власти региона могут предоставить субсидии для поддержки бизнеса.

  • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.

Субсидии физическим лицам

Этот вид выплат назначается малоимущим и социально незащищенным гражданам. Целью субсидирования является облегчение бремени обеспечения денежными средствами для неотложных нужд.

Субсидии бюджетам регионов и муниципалитетов

Система бюджета в России построена по вертикали: часть средств уходит в федеральную казну, а вторая в местную или региональную. Субсидии выделяются для софинансирования нижестоящих бюджетов.

Кто может получить субсидию

В соответствии с действующим законодательством на помощь могут претендовать как физические, так и юридические лица.

Физические лица

Получателями могут быть лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, безработные, пострадавшие от техногенных и природных катастроф, а также лица, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Юридические лица

Среди юридических могут получить финансовую поддержку следующие категории:

  • государственные и муниципальные учреждения или предприятия;
  • коммерческие организации, занимающиеся каким-либо определенным видом деятельности;
  • некоммерческие организации, реализующие социальную деятельность.

Часто государство финансирует организации для поддержки какой-либо определенной деятельности или для стимулирования помощи населению от этих самых организаций.

Как оформить субсидию

Каждый вид поддержки имеет свои особенности оформления. Рассмотрим, как оформить субсидию подробнее.

Софинансирование оплаты услуг ЖКХ

Оформить финансовую поддержку можно в Городском центре коммунальных субсидий, в МФЦ или через сайт Госуслуг. Заявление подается лично, онлайн или при помощи почты. При этом оформление может осуществляться только собственником или нанимателем. На основании Постановления Правительства №761 можно составить доверенность на члена семьи.

Потребуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или договор аренды;
  • счета по оплате ЖКУ;
  • документы о наличии доходов или их отсутствии на всех членов семьи;
  • реквизиты для перечисления сумм поддержки;
  • заявление на получение субсидии.

Могут понадобится и другие документы, поэтому лучше обратиться в МФЦ, где точно скажут об условиях получения выплат. Компетентные органы принимают решение в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Жилищные субсидии

Для получения субсидии нужно лично обратиться в компетентные органы с предварительно подготовленными документами, куда входят:

  • заявление в установленной форме;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или другое подтверждение права на собственность;
  • справка о составе семьи;
  • сведения о доходах и лицевом счете;
  • счета или чеки об оплате ЖКУ.

Если нет возможности обратиться лично, то можно подать заявление онлайн на сайте госуслуг, при помощи почты или по доверенности через представителя. Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на детей

Для получения субсидии необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения (по адресу официальной регистрации), в Многофункциональный Центр, в Пенсионный Фонд России, в отдел субсидирования или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Выплаты зависят от положения семьи и возраста ребенка. Для детей до 3 лет, которые являются первенцем можно получить пособие до 7600 рублей, на ребенка до 16 лет (если умер один из родителей) при показателе заработка ниже МРОТ и для детей до 18 лет на тех же условиях.

Важно! При поступлении ребенка на очную форму обучения в ВУЗ, то выплаты продолжают начисляться до получения диплома.

Для получения субсидии необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • справка о составе семьи; с места работы (если есть); ; ;
  • среднедушевой доход.

Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на открытие и развитие бизнеса

Для получения выплаты по данному основанию необходимо пройти следующие этапы:

Обратиться за помощью можно как в центр занятости, так в администрацию города, Торгово-промышленную палату, Гарантийные фонды и другие организации. Список документов различен и зависит от выбранного органа.

Субсидии инвалидам

Инвалиды в большей степени могут рассчитывать на получение различной финансовой поддержки от бюджета. За финансирование данной категории граждан отвечает Региональное управление социальной защиты. Оформить можно как по между проживания, так и по месту регистрации.

Наиболее часто инвалиды получают субсидии на жилье. Рассмотрим подробнее этом вид социальной поддержки населения.

Инвалиды могут претендовать на получение выплаты на жилую площадь при соблюдении следующих условий:

  • размер жилой площади меньше установленного минимального уровня;
  • имущество не соответствует требованиям санитарии и техническим показателям;
  • в квартире или доме проживают сразу несколько семей с различными заболеваниями, которые создают опасность для здоровья и жизни инвалида;
  • отсутствие жилья.

Сумма рассчитывается так: средняя стоимость квадрата в регионе умножается на норматив жилой площади в 18 квадратных метров.

Обратите внимание! Цена и минимальный уровень жилой площади может меняться в различных регионах, поэтому информацию нужно получать в соответствующем органе.

Для получения субсидии потребуются следующие документы:

  • официальное обращение о регистрации на получение собственности;
  • документы, которые подтверждают необходимость улучшения условий проживания;
  • справка медицинской экспертизы, которая подтверждает присвоение группы;
  • лицевой счет в банке;
  • сведения из домовой книги.

Этот перечень не является строгим и может меняться в зависимости от законодательства регионов.

Субсидии по автокредитованию

Получить субсидию можно в банке, который есть в перечне Министерства промышленности и торговли. Выплата является кредитом на льготных условиях, при которых государство оплачивает некоторое процентное отношение от суммы.

Этапы оформление кредита на льготных условиях:

  1. Выбор авто, которое подпадает под государственную программу.
  2. Расчет автокредита в банке, который содержится в перечне Министерства.
  3. Сбор документов.
  4. Проверка документации.
  5. Вынесение решения по вопросу выдачи кредита.
  6. Оформление КАСКО.
  7. Внесение первого взноса.
  8. Подписание договора.
  9. Получение автомобиля в распоряжение.

Денежные средства поступают на счет на следующий день, после одобрения финансирования. Сама субсидия перечисляется на второй день. Для оформления будущему владельцу машины потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение; ;
  • трудовая книжка или трудовой договор;
  • документы супруга, если он выступает поручителем.

Оформить заявку можно как в МФЦ, так и на сайте Госуслуг.

Субсидии при техногенных и природных катастрофах

Для получения и можно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства, в МФЦ, в ПФР, в организацию по субсидированию или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Военные субсидии

Офицеры могут воспользоваться помощью государства, после того, как они встали на учет в качестве лица, которому требуется выплата субсидии. Оформить такой статус можно в исполнительном органе.

Потребуется следующий перечень документов:

  • заявление;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • домовая книга;
  • лицевые счета на последние пять лет;
  • справка о воинском стаже, данные о послужном списке и личное дело.

Для получения субсидии необходимо обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны. Исполнительный орган может запросить и другие документы, поэтому предварительно нужно проконсультироваться с должностными лицами.

Основания прекращения выплат субсидии

Субсидии могут перестать выплачивать в соответствии со следующими основаниями:

  • доход семьи увеличился и стал превышать минимальный допустимый уровень, то есть заявитель может обеспечить себя самостоятельно;
  • заявитель изменил место проживания и официальной регистрации: изменилась привязанность к региону, в котором установлена выплата;
  • заявитель при оформлении финансовой помощи предоставил ложные сведения;
  • при слишком большой задолженности (ЖКУ, кредит или другие уплаты);
  • изменение состава семьи: один из детей вырос и перестал быть иждивенцем. Это приводит к тому, что средний доход на одного члена семьи увеличивается и основания для предоставления субсидии исчезают;
  • банкротство юридического лица или ИП, а также выявление мошенничества в их деятельности.

Органы, предоставившие разрешение на получение субсидии, контролируют ситуацию заявителя и своевременно принимают меры по прекращению выплат.

Ответственность и обязанности получателей субсидии

Получить финансовую помощь это только полдела. Нужно понимать, что получатель несет ответственность и обязанности при оформлении субсидии.

Так как субсидирование имеет целевой характер, то к его использованию предъявляются особые требования:

  • Заявитель несет ответственность за предоставление достоверной информации и документации. При недостоверных данных претендент получил отказ.

Обратите внимание! Предоставление заведомо ложных сведений и подделка государственных документов влечет за собой более серьезные последствия, чем обычный отказ в предоставлении субсидии. Вплоть до уголовной ответственности.

  • Если у получателя сложилась ситуация таким образом, что увеличился доход или любым другим образом улучшилась ситуация, то выплаты могут уменьшиться или полностью прекратиться. Гражданин обязан в течение одного месяца предоставить такую информацию в орган, назначивший субсидию.

Интересен момент и о целевом использовании средств. Получатель не имеет права потратить субсидию на нецелевое назначение. Также финансовая помощь оказывается только на определенные траты с конкретной максимальной суммой.

Например, нельзя получить средства на покупку дорогой машины, земельного участка, дорогостоящей недвижимости или каких-либо предметов роскоши.

Как продлить субсидию

Продлить субсидию можно в МФЦ, через Госуслуг или при помощи почты. Также можно назначить доверенное лицо. Для продления понадобятся все те же документы, которые были нужно при первом оформлении, но только за последний период времени.

Заявитель должен подготовить документы и подать их в МФЦ (или другой орган в зависимости от вида субсидии). Должностные лица проверят достоверность информации и назначат продление выплаты. Стандартно вопрос рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. При положительном решении субсидия будет пересчитана и продлена.

В 2020 году были некоторые изменения из-за ситуации с коронавирусом, поэтому часть субсидий продлевается автоматически для уменьшения скопления людей.

Пример. Выплаты на ЖКУ, истекающие с 1 апреля по 1 октября продлеваются на полгода автоматически в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №420.

Телефон горячей линии по вопросам субсидий

Получить точную информацию о размере, назначении и требования можно по номеру телефона организации, предоставляющей субсидии.

Москва и МО

Россия

В списке представлены горячие линии и номера главных отделов организаций. Заявитель будет перенаправлен в свой региональный отдел для получения более точной информации по своему вопросу.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.


Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам. Требований к основным этапам этого процесса — от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования — станет больше.

Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований [1] . В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

1

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать:

  • цели, условия и алгоритм предоставления субсидий;
  • сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах;
  • формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии.

Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Целевое назначение средств

Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на:

  • капремонт недвижимого имущества;
  • приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.;
  • финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС (такие цели установили в Свердловской области) [2] .

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий.

Так, комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга [3] утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм. Аналогичный подход выбрали в Ростовской области [4] : большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай [5] . В качестве обоснования может выступать:

  • информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
  • либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Требования к учреждению-получателю

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета субсидии

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета — редкость.

В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5% действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области — порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом [6] . В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод — расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);
  • метод индексации — объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;
  • нормативный метод — расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);
  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму [7] , утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год.

Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Контроль результативности расходования средств

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться.

Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей.

Например, в Свердловской области (см. сноску 2) решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области [8] установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение. В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

Сейчас органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие — в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

[1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203.

[7] Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: