Кому разрешено заходить в межвагонное пространство в ходе выполнения должностных обязанностей

Обновлено: 30.06.2024

6.1 К работе на объектах, поднадзорных Ростехнадзору, должны допускаться:

- руководители и специалисты, аттестованные аттестационными комиссиями Ростехнадзора (проверка знаний требований промышленной безопасности, нормативных правовых актов и документов в области стандартизации и технического регулирования, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям;

- рабочие, прошедшие обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований, отнесенных к их трудовым обязанностям. Перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) рабочий должен пройти стажировку под наблюдением опытного работника в течение не менее первых десяти рабочих смен. Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются приказом руководителя эксплуатационной организации.

6.2 К работе на объектах, не поднадзорных Ростехнадзору, должны допускаться:

- специалисты эксплуатационных организаций, в т.ч. ГРО, прошедшие проверку знаний настоящего стандарта, нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и технического регулирования в объеме, соответствующем должностным обязанностям;

- рабочие, прошедшие обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований, отнесенных к их трудовым обязанностям. Перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) рабочий должен пройти стажировку под наблюдением опытного работника в течение не менее первых десяти рабочих смен. Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются приказом руководителя эксплуатационной организации.

6.3 Сварочные работы должны выполняться сварщиками, аттестованными в установленном порядке.

6.4 Эксплуатация электрооборудования должна осуществляться персоналом, аттестованным в установленном порядке.

6.5 Должностная инструкция ответственного за безопасную эксплуатацию объекта должна предусматривать:

- участие в рассмотрении проектной и исполнительной документации перед проведением пусконаладочных работ;

- регистрацию в органах Ростехнадзора сосудов, работающих под давлением [резервуаров для хранения СУГ, для неиспарившихся остатков, сосудов автоцистерн, конденсатосборников (кроме установленных на газопроводах), воздушных ресиверов и т. п.];

- участие в комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов;

- организацию работ по вводу в эксплуатацию объекта;

- разработку производственных и должностных инструкций, плана локализации и ликвидации аварий, плана взаимодействия с заинтересованными организациями и заключение с ними договоров;

- проверку соблюдения порядка допуска специалистов и персонала к самостоятельной работе;

- производственный контроль за эксплуатацией опасного производственного объекта выполнением графиков технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования и диагностирования структурных элементов проверкой ведения эксплуатационных журналов;

- организацию и проведение тренировочных занятий специалистов и персонала по ликвидации потенциальных аварий;

- участие в проверках, проводимых надзорными органами;

- контроль за выполнением графиков технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования и диагностирования структурных элементов проверкой ведения эксплуатационных журналов.

6.6 Должностная инструкция ответственных за безопасную эксплуатацию участков (отделений и наружных установок) должна предусматривать:

- участие в рассмотрении проектной и исполнительной документации перед проведением пусконаладочных работ;

- участие в проведении пусконаладочных работ;

- разработку должностных инструкций;

- проверку соблюдения порядка допуска специалистов и персонала к самостоятельной работе.

6.7 Персонал объектов должен выполнять технологические операции в соответствии с производственными инструкциями, отнесенными к их трудовым обязанностям.

6.8 Работы, связанные с прямой угрозой жизни и здоровью персонала, должны выполняться специально обученным и допущенным к проведению данных работ персоналом.

6.9 Персонал участков должен вести эксплуатационные журналы учета работы структурных элементов объекта, проведения технического обслуживания и ремонтов, технического освидетельствования и технического диагностирования.

Вопрос: Должны ли владелец и специализированная организация назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, в том числе, когда специализированная организация по договору с владельцем объекта выполняет все работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов?

Вопрос: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотрено внесение сведений об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (кроме лифтов), в реестр. Каков порядок внесения сведений в указанный реестр?

Ответ: Сведения в целях внесения в реестр экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов (кроме лифтов) подаются в центральный аппарат Ростехнадзора в заявительном порядке (форма заявления произвольная) с указанием сведений и приложением документов, в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.10.2017 № 425.

Ответ: Согласно пункту 3 Постановления все лифты, на которые распространяется действие Правил, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации) и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.

Вопрос: Какие требования предъявляются к квалифицированному персоналу по обслуживанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов?

Вопрос: Какие лица должны быть назначены организацией, обслуживающей лифты, для их безопасной эксплуатации и каким документом?

- лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов;

- лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифта;

- электромеханика по лифтам;

- лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.

В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров.

Вопрос: Обязательно ли применять работодателям наименования квалификаций, содержащихся в профессиональных стандартах работников, занятых в лифтовой отрасли?

Ответ: Наименования квалификаций предназначены для целей присвоения и проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, и не определяют наименования должностей работников.

В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Вопрос: Может ли владелец самостоятельно эксплуатировать лифт, подъемную платформу для инвалидов, пассажирский конвейер без привлечения специализированной организации?

Ответ: Согласно пунктам 16 и 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, работы по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера могут выполняться владельцем самостоятельно при условии его соответствия требованиям Правил к специализированной организации.

Вопрос: Подскажите, какие профессиональные стандарты существуют на текущий момент и могут быть использованы для оценки квалификаций персонала, осуществляющего выполнение работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта?

Вопрос: Наша организация является муниципальным унитарным предприятием. Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности?

- определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

- определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

- проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть в соответствии со статьей 196 Кодекса.

Согласно статье 196 Кодекса работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.

В Постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.

Вопрос: Где можно пройти оценку квалификации работников, участвующих в процессах монтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта (лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов)?

Вопрос: Чем определяются требования, предъявляемые к опыту работников, участвующих в процессах эксплуатации лифтов?

Ответ: Согласно определению квалифицированного персонала, содержащемуся в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, такие работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным соответствующими профессиональными стандартами. Профессиональными стандартами определяются в том числе требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе.

Вопрос: Просим Вас разъяснить требования к форме документа, подтверждающего наличие у работника квалификации соответствующей профессиональному стандарту и как проверить его наличие у вновь принятого работника?

Ответ: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, установлено требование об обязательном соответствии квалификации работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работникам для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитене.

Наличие у работников, осуществляющих выполнение трудовых функций, необходимых для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объектов, а также подлинности документов о квалификации, можно проверить через Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.

Проверку документов о квалификации, наличия и соответствия сведений о квалификации содержащихся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций возможно проводить при помощи считывания QR-кода, являющегося неотъемлемой частью свидетельства о квалификации.

Вопрос: Назначенный срок службы установленного в административном здании лифта, введенного в эксплуатацию в 1990 году, истек в 2015 году. В какой срок необходимо привести лифт в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 для его дальнейшего безопасного использования?

Согласно пункту 5.5 технического регламента ТР ТС 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления технического регламента ТР ТС 011/2011 в силу, т.е. до 15 февраля 2025 года.

Вопрос: Какой документ позволяет продлевать срок эксплуатации лифта и какие организации выдают такой документ?

Ответ: Условия и возможный срок продления использования лифта определяются на основании оценки соответствия лифта обязательным требованиям техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Согласно пунктам 4, 5 статьи 6 технического регламента ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования (выдается акт технического освидетельствования), а отработавшего назначенный срок службы - в форме обследования (заключение по результатам обследования). Такие работы проводит организация, аккредитованная (уполномоченная) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Вопрос: У нас очень часто меняются управляющие компании, обслуживающие наш дом, в котором используется лифт. В лифте не производится уборка, площадки перед дверями шахты не освещены, двери лифта разбиты и т.п. Как можно узнать, какая управляющая компания обслуживает наш дом в настоящее время?

Вопрос: Управляющая компания, обслуживавшая дом ранее, не передала в составе документации паспорта лифтов и руководства по эксплуатации. Может ли специализированная организация обслуживать лифты без предоставления со стороны УК указанных документов?

Таким образом, на стадии эксплуатации паспорт и руководство по эксплуатации лифта должны храниться у владельца лифта, либо в обслуживающей организации (при наличии таких договорных обязательств). В случае отсутствия указанных документов, владелец лифта обязан прекратить его эксплуатацию до получения (приобретения) документации.

Вопрос: После установки новой лебедки на лифте шум от её работы слышен в квартире, на мои жалобы управляющая компания не реагирует, какими нормами установлены требования к шуму от лифта, и кто имеет право проводить соответствующие измерения?

Указанные измерения могут проводиться представителями управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Вопрос: Какими документами следует руководствоваться при эксплуатации лифтов?

В части использования и содержания лифтов в период назначенного срока службы следует руководствоваться Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением правительства от 24.06.2017 № 743.

Вопрос: Каким образом осуществляется в настоящее время регистрация лифтов в Ростехнадзоре и каков порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию лифта после монтажа?

Правилами установлен порядок ввода лифтов в эксплуатацию с участием органа государственного контроля после их замены, установки во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также после модернизации. Ввод остальных лифтов в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 6-9 Правил в целях оформления решения о вводе лифта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизации владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента подачи уведомления и при отсутствии нарушений в поданном уведомлении проводит контрольный осмотр лифта. При положительных результатах контрольного осмотра уполномоченный орган принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию. Решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется в течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра лифта актом ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу лифта (его уполномоченному представителю).

при проходе вдоль железнодорожных путей на железнодорожной станции следует идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса,

при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы);

во время прохода по железнодорожным путям распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;

выполнять требования знаков безопасности, звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования:

предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест указывается в инструкции по охране труда);

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося

подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место

схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует посередине при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелочных переводов и предупреждениями, передаваемыми по парковой громкоговорящей связи о маневровых передвижениях подвижного состава;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах и сильном шуме, создаваемым работающей техникой, проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов;

при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между

одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

оказавшись на пути следования поезда со скоростью движения до 140 км/ч, маневрового состава или локомотива, до их приближения (при расстоянии не менее 400 м) отойти в безопасное место (на обочину пути, середину

междупутья), находиться на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса пути, по которому движется подвижной состав;

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (лечь) на землю в междупутье параллельно

1.44. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной и другими подвижными единицами), когда расстояние до него менее 400 м, или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

подниматься на подножки вагонов, локомотивов или другого подвижного состава и сходить с них во время движения;

пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;

становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов и крестовин;

становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;

наступать на рельсы и концы железобетонных шпал;

находиться в габарите подвижного состава;

протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

заходить в межвагонное пространство (руководителям маневровой работы - без предупреждения машиниста локомотива);

пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио и видео - плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

1.45. Выходя на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути требуется предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов, и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенность - пользоваться ручным фонарем. При приближении подвижного состава остановиться и пропустить его.

До выхода на открытый воздух при сильных морозах работникам следует смазать открытые части тела кремом от обморожения на безводной основе.

При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту).

Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах работники должны пользоваться теплозащитной одеждой и теплозащитной обувью. Работникам также должны

предоставляться регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.

1.59. Работники, включая руководителей подразделений, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, пожарной безопасности и настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2. Меры соблюдения требований безопасности при выполнении работ.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРИЕМОСДАТЧИКА ГРУЗА И БАГАЖА ОАО "РЖД"(утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.11 г. № 2877р, в ред. от 09.12.2014 №2921р).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Производственная деятельность станции должна обеспечивать взаимодействие всех элементов технического оснащения, выполнения заданных объемов работы одновременным обеспечением личной безопасности всех работников.

Маневровая работа, выполняемая составительскими бригадами, характеризуется специфичностью труда и его повышенной опасностью. В связи с этим появляется необходимость в разработке безопасной технологии маневровой работы.

При разработке безопасной и безвредной технологии работы составителя проектируется система защиты от опасных и вредных производственных факторов. Система защиты приведена в таблице 7.1.

5.2 Расчет искусственного освещения

Работа составителя осуществляется на путях независимо от времени и связана с работой в темное время суток.

Необходимым условием безопасной и безвредной производительной работы является создание надежной системы освещения, предусматривающей размещение осветительных приборов в междупутье.

Для вагонов, прибывающих на пути очистки в темное время суток, необходимо рассчитать общее освещение железнодорожного пути.

Таблица 5.1 – Система защиты от опасных и вредных производственных факторов

Воздействующий фактор Характер воздействия Существующие системы защиты оператора
Опасные производственные факторы
Кинетическая энергия Травма, летальный исход вследствие наезда подвижного состава при работах на железнодорожных перегонах Закрытие путей перегонов и станций для движения поездов, выдача предупреждений и ограждение места работ, светофоры, рации
Потенциальная энергия Травма, летальный исход Инструктаж, соблюдение техники безопасности
Электрическая энергия Электротравмы, летальный исход вследствие соприкосновения с элементами конструкций, контактной сети, находящимися под напряжением Снятие рабочего напряжения и принятие мер против ошибочной подачи его на место работы; проверка отсутствия напряжения
Тепловая энергия При низких температурах: обморожения Защита временем, устройство технологических перерывов, индивидуальные средства защиты, питьевой режим
При высоких температурах: солнечный, тепловой удары, ультрафиолетовый ожог Защита временем, устройство технологических перерывов, индивидуальные средства защиты, питьевой режим
Химическая энергия Ожоги, отравления, кожный покров, дыхательные пути Соблюдение времени нахождения в спецодежде. Соблюдение правил предусмотренных основной защитой
Вредные производственные факторы
Метеорологические условия Нарушение теплообмена и терморегуляции Защита временем, питьевой режим, места обогрева
Световой климат При работе в темное время суток – снижение работоспособности, утомление Обеспечение достаточного освещения участка работ
Воздушная среда Дыхательные пути, кожный покров
Шум Шум от подвижного состава – действие на слуховой анализатор и центральную нервную систему Звукопоглощающие и звукоизолирующие индивидуальные средства защиты.
Вибрация Вибрация от подвижного состава, автомотрис, дрезин. Виброизолирующие и вибропоглощающие средства защиты, смазка вибрирующих деталей
Тяжесть труда Перемещение и подъем в ручную используемых в работе приспособлений, прибывание в вынужденной позе Соблюдение норм руководства по оценке условий труда по гигиеническим критериям
Электромагнитное излучение Влияние на костно-мышечные ткани

1. Выбираем нормируемые параметры освещенности.

Согласно ОСТ 32.120-98 ССБТ [1] освещенность рабочих поверхностей, находящихся на открытых площадках для приемо-отправочного пути участковой станции должна быть не менее 5 лк (Емин=5 лк) и обеспечиваться осветительными приборами осветительными приборами.

Выбираем систему освещения.

Для освещения горловина сортировочного парка принимаем общую систему освещения. Для освещения узких участков, при ширине его до 20 м, принимается освещение в один ряд по оси участка (согласно ОСТ 32.120-98 ССБТ).




Выбираем тип светильника.

Определяем требуемую степень защиты. Зона освещения находится на открытой площадке и требует защиту от дождя. Принимаем IP23.

Выбираем класс светильника по светораспределению. Принимаем светильник класса Р – рассеянного света (табл.П.6 [2]).

Выбираем тип ККС. Выбираем тип ККС–М (равномерная).

Выбираем тип светильника. Классу светораспределения Р, типу ККС–М и степени защиты IP23 соответствует следующий светильник :

Тип светильника Источник света Конструктивно-эксплуатационные параметры Светотехнические характеристики
Тип Мощность, Вт Кривая силы светы КПД, % Класс свето-распре-деления
Конструктивно-светотехническая схема Степень защиты Общий В нижнюю полусферу
НСП04 ЛН IA IP23 М Р

2. Выбираем метод расчета освещенности.

Для расчета искусственного освещения используем метод силы света.

1 10м 2 10м 3 4 5

3м 10,5м 20,2 30,1 40,1

Рис. 1. Схема освещения (проекция на горизонтальную плоскость)

- возможное расположение светильника;

3. Расчет освещенности.

Расчетная схема представлена на рисунке 1.

Определяем потребное количество светильников. Высотуосветительных приборов принимаем равной 6м.

Определяем расстояние между соседними светильниками

где l– рекомендуемое значение для типа ККС (берется из таблицы табл.П.15[2]). Для ККС – М принимаем lМ = 1,8;

По выбранным параметрам светильники расположены в 1 ряд(n=1).

Определяем число светильников в ряду, длина расчетного участка пути – 50 м .

Определяем требуемое количество светильников по формуле:

Определяем световой поток лампы светильника.

Для НСП04 и ККС–М

где ЕН – нормативная минимальная освещенность расчетной поверхности, Ен =5лк

Ерт - условная освещенность в расчетных точках:

где Iаi – сила света i – того светильника с условной лампой 1000 лм, кд (берется из табл. П 21 [2]), Iм= 159,2; αi – угол между направление силы света от i – того светильника в расчетную точку и нормалью к элементарной площади dS, α1= 30 о ; cos α2=6/10,5=0,57; cos α3= 6/20,2=0,29;

cos α4= 6/30,1=0,19, cos α5= 6/40,1=0,15. Углы α2, α3, α4, α5 определяются исходя из рис.2; к – число точечных излучателей излучающих данную точку, к=5.

Рисунок 5.2 Схема расчета освещенности в точке А.

К3 – коэффициент запаса (берется из ОСТ 32.120-98 ССБТ), К3=1,5

Выбираем лампу накаливания В 125-135-15 мощностью 15 Вт, на 130 В, дающую световой поток ФМ’=135 лм. [4]

Действительная освещенность будет равна:

Е>Еминна 1%, что допустимо, данные светильники подходят для освещения.

5.3 Защита от наездов подвижного состава

Наряду с главным направлением в предупреждении наездов на железнодорожном транспорте выводом работающих из опасных зон за счёт механизации, роботизации и автоматизации транспортных процессов, значительное место должно отводится проектированию и внедрению систем защиты, обеспечивающих высокий уровень безопасности работающих на путях.

Высокий уровень безопасности транспортного процесса по наездам достигнут за счёт двукратного резервирования основной защиты. В основу запроектированной защиты положен человек (составитель поездов) со стандартизированными параметрами системы защиты человека (СЗЧ). Если по каким-либо параметрам эта система не отвечала требуемой надёжности, она дополнялась техническими средствами.

Своевременное информирование работников о приближении подвижного состава, к месту проведения работ важная составляющая безопасности движения поездов. Более высокой степени безопасности, возможно, добиться путем безоговорочного исполнения требований руководящих документов и технического оснащения станций и перегонов современными системами автоматического оповещения путевых работников.

- об отсутствии поездов на участках приближения и возможности производства работ на данном участке перегона, стрелке;

- о приближении поезда к месту работ на перегоне, стрелке (группе стрелок) и необходимости немедленно уйти на безопасное расстояние. Сигналы оповещения составляются при проектировании и записываются в постоянное запоминающее устройство.

Системы, действующие в настоящее время на железных дорогах России, являются групповыми системами оповещения и не нацелены на индивидуальное оповещения работников. Информацию, об опасности и необходимости удалится на безопасное расстояние, до работника доводит сигналист или дежурный по железнодорожной станции. В то время как ряд операций на железнодорожных путях выполняются без сигналиста или в условиях ограниченной слышимости и видимости, система обеспечения безопасности сводится к жесткому соблюдению требований нормативных документов.

5.4 Технологический регламент безопасности маневровой работы

Четкое выполнение безопасной технологии маневровой работы позволяет достигнуть нужных результатов работы при безусловном обеспечении личной безопасности работников. Защитой работников от опасных производственных факторов является правильное выполнение ими установленного на станции регламента производства работ.

Регламент выполнения основных операций работниками представлен в таблице 5.2.

Таблица 5.2 - Безопасный регламент выполнения основных операций работниками, задействованными на маневрах

При проезде по путям, расположенным около негабаритных мест, составителю поездов запрещается находится на подножках вагона и нижних ступеньках тормозных площадок. В этих случаях составитель обязан подняться на тормозную площадку, а при ее отсутствии идти впереди маневрового состава по междупутью, погрузочно-выгрузочной платформе или обочине пути. Скорость движения при этом должна быть не более 5 км/час.

При передвижении маневрового состава вагонами вперед составитель поездов находится на тормозной площадке или первой по движению специальной подножке или идти по междупутью (обочине пути) впереди вагонов на безопасном расстоянии с таким расчетом, чтобы была обеспечена видимость составителя с машинистом.

Составитель и машинист маневрового локомотива при работе составителя в одно лицо должны проявлять повышенное внимание в случае необходимости соединения рукавов воздушной магистрали, перевода ручных стрелок, при закреплении вагонов башмаками и их уборке. О предстоящем выполнении вышеуказанных операций, а также о своем месте нахождении, составитель поездов в каждом отдельном случае уведомляет машиниста.

Заход в межвагонное пространство составительской бригады разрешается только при полной остановке маневрового состава, при условии, что машинист локомотива предупрежден о предстоящем заходе в межвагонное пространство и обеспечивается взаимная видимость машиниста и наблюдающего члена составительской бригады. Возобновить движение разрешается только после получения машинистом личной команды составителя поездов после его выхода из межвагонного пространства на междупутье или обочину пути, поставив в известность об окончании работ дежурного станционного поста централизации.

5.5 Кадровый регламент безопасности маневровой работы

В соответствии с кадровым регламентом безопасности маневровой работы требуется, чтобы работы выполнялись лицами, имеющими на это право. Все работники предварительно должны пройти обучение и сдать соответствующие экзамены на должность, а также получить заключение медицинской комиссии о пригодности к занятию определенной должности. Также в соответствии с данным регламентом необходима разработка безопасных условий труда работников, задействованных на маневрах.

Составительская бригада может работать в два лица. Для работы составитель поездов должен пройти обучение и практическую подготовку. Для работы в одно лицо вновь принятый работник должен отработать не менее шести дежурств.

При работе в одно лицо запрещается составителю поездов работать более двух ночей подряд, а также нарушение установленной продолжительности работы - 12 часов в смену.

Составители поездов должны быть обучены, и сдать экзамены по порядку пользования автотормозами локомотива, радиосвязью, приемам остановки дизеля тепловоза для принятия мер и организации помощи на случай внезапной потери машинистом способности управления тепловозом.

5.6 Краткие выводы

В данном разделе дипломного проекта разработана система защиты составителя поездов от воздействия опасных и вредных производственных факторов, таких как:

- движущиеся локомотив и вагоны;

- недостаточная освещённость рабочей зоны.

Для максимального приближения условий работы составителя поездов к оптимальным необходимо усовершенствовать систему профилактического обслуживания как технического состояния средств защиты, так и подвижного состава, с которым он взаимодействует в процессе выполнения работ. Первостепенными задачами инженеров по охране труда станции К являются контроль соблюдения требований безопасности, обучение и проверка знаний, разработка мероприятий по улучшению условий работы на станции и прилегающих участках.

Учитывая то, что составитель постоянно находится в зоне повышенной опасности, следует больше внимания уделять его обучению, проверке знаний, а также усовершенствованию обучающей системы и документации.

Список использованных источников:

1) ОСТ 32.120-98 ССБТ. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1998

2) Расчет и проектирование искусственного освещения производственных помещений и открытых площадок. Методические указания к решению задач.

Е. Д. Чернов, В.Л. Павлова. Новосибирск,2009;

3) СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение.

4) Справочная книга для проектирования электрического освещения/ Под ред. Г. М. Кнорринга. Л. 1976.

5) Щелконогов С. В. Анализ современных и перспективных систем предупреждения путевых работников о приближении подвижного состава [Текст] / С. В. Щелконогов // Молодой ученый, 2012, №6.

Читайте также: