Кому принадлежит незаконно заготовленный лес

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня международная организация Earthsight опубликовала большой доклад о расследовании незаконных рубок в Братском районе Иркутской области и поставки древесины с них на мировые рынки. В частности, речь идет об использовании этой древесины для изготовления детских кроваток для сети ИКЕА. В докладе содержатся комментарии экспертов Greenpeace, которые также много лет борются с незаконной рубкой лесов в России.

Главный вывод авторов доклада: препятствием для распространения древесины незаконного или сомнительного происхождения не стали ни государственные механизмы в России, Евросоюза США, ни системы добровольной лесной сертификации, в частности FSC и PEFC. Несмотря на то, что законов, препятствующих незаконным рубкам леса, становится все больше в разных странах, а экологическая сертификация становится чуть ли не обязательной практикой, они не способны остановить псевдосанитарные рубки в российской тайге и распространение незаконной древесины.

Речь в докладе идет о коммерческой заготовке древесины под видом санитарных рубок — мероприятий, которые по закону должны проводиться для предупреждения распространения вредных организмов — вредителей и болезней леса. Рубки проводились в защитных лесах, в основном вдоль водных объектов (Ангары, Братского водохранилища и притоков), а общий объем заготовленной древесины составил более двух миллионов кубометров.

В докладе анализируется деятельность группы лесозаготовительных компаний, связанных с иркутским предпринимателем и депутатом Законодательного Собрания Иркутской области Евгением Бакуровым. Сообщается, что древесина поставлялась индонезийскому переработчику, а от него в виде мебели она попадала во многие страны, включая США, Великобританию, Германию, Францию как через сеть ИКЕА, так и другими путями. При этом формально поставщики обладали всеми необходимыми сертификатами, а продукция проходила все существующие процедуры, которые должны отделять древесину незаконного и сомнительного происхождения от заготовленной в результате экологически приемлемого, социально значимого и экономически жизнеспособного управления лесами.

Проблема с законностью заготовки древесины, о которой идет речь в докладе, давно стала предметом пристального внимания российских природоохранных организаций, в том числе Greenpeace. Так называемые санитарные рубки фактически превратились в инструмент для обхода различных запретов и ограничений на промышленную заготовку древесины в некоторых наиболее ценных категориях российских лесов, например, в водоохранных, зеленых, лесопарковых зонах, нерестоохранных полосах лесов вдоль рек, на особо охраняемых природных территориях.

Пять лет назад Greenpeace и WWF в своем совместном заявлении призвали всех ответственных потребителей и переработчиков древесины отказаться от приобретения древесины, заготовленной при проведении санитарных рубок, без организации тщательной полевой проверки их законности.

В целом по стране волну псевдосанитарных рубок удалось приостановить. За последние десять лет доля санрубок в общем объеме заготовки древесины сократилась с 19% в 2011 году до 6% в 2020, и продолжает сокращаться сейчас.

Greenpeace поддерживает предложенный авторами доклада набор рекомендаций, и полагает, что их выполнение может стать существенным вкладом в формирование будущей системы ответственного и бережного обращения с лесами.

К числу наиболее важных рекомендаций относятся:

  • проведение детального расследования всех указанных в докладе нарушений и преступлений;
  • незамедлительные меры по прекращению псевдосанитарных рубок в Иркутской области и в других регионах России;
  • увеличение финансирования переданных регионам федеральных лесных полномочий до уровня, при котором лесохозяйственным организациям не придется искать криминальные заработки;
  • отзыв неправомерно выданных сертификатов FSC и PEFC и лишение аккредитации выдавшего их органа по сертификации;
  • создание ответственными лесопользователями и государствами систем противодействия импорту незаконно заготовленной и сомнительной древесины, основанных на более надежных инструментах, чем добровольная лесная сертификация.

Важнейшим условием наведения порядка в российских лесах, с точки зрения Greenpeace, является полный переход от нынешней экстенсивной, бесхозяйственной модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству в наиболее освоенных человеком лесах, и к сохранению как можно большей площади доживших до наших дней диких лесов.

Ситуация, сложившаяся вокруг вырубки лесов в 2020 году, показала, что, несмотря на все принимаемые со стороны правительства Российской Федерации меры по противодействию нелегальной лесозаготовке и декриминализации отрасли в целом, полностью искоренить проблему в одночасье не удастся. Существования законопроектов, а после и самих федеральных законов на бумаге для этого определённо мало, необходимы решительные действия, а с этим, считают эксперты, в нашей стране всё обстоит несколько сложнее.

Незаконная вырубка лесов 2020 в России

Информация, полученная благодаря космическому мониторингу, показала, что в прошлом году наибольшее количество незаконных вырубок было организовано на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Эксперты отметили эти положительные изменения: если в 2019 году на миллион гектаров космического мониторинга приходилось около 6,6 кубометра нелегальной лесозаготовки, то в 2020 году это число за аналогичный период времени снизился до 5,8 кубометра.

В целом по стране объём нелегальной вырубки леса в 2020 году составил 6,3 кубометров на каждую 1000 гектаров. Подавляющая часть незаконной лесозаготовки пришлась на Сибирский федеральный округ, в частности 37% от указанного масштаба – на Иркутскую область.

В октябре 2020 года вице-премьер России Виктория Абрамченко поделилась информацией о том, что ежегодно темпы сокращения российских лесов превышают их восстановление примерно на 450 тыс. гектаров.

В связи со столь неблагополучной динамикой правительство РФ приняло решения о разработке нескольких ключевых законопроектов, направленных на решение проблемы с нелегальной лесозаготовкой.

В соответствии с планом Правительства РФ по декриминализации лесного комплекса России было принято решение о модернизации системы ЛесЕГАИС и её последующей повсеместной эксплуатации. Согласно плану, под взор системы попадут все цепочки движения древесины, от момента её добычи на лесосеке до получения готовой продукции.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ также выступило с законопроектом, в рамках которого предполагается разделение лесного надзора и лесной охраны. Надзор должен быть полностью переведён на государственный уровень.

Ещё одна мера противодействия деятельности недобросовестных лесорубов —- запрет на экспорт необработанного круглого леса (кругляка) лиственных и хвойных пород. Законодательно решение должно заработать уже в следующем году.

Также в январе текущего года правительство РФ выступило с инициативой создания новой федеральной службы лесных инспекторов, что предусмотрено в обновлённой редакции Стратегии развития лесного комплекса страны до 2030 года.

Чем грозит нарушителям незаконная вырубка леса?

Наказание за противозаконную заготовку древесины в значительном, крупном и особо крупном размерах предусматривает 260 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Размер нелегальной вырубки Предусмотренное ст. 260 УК РФ наказание Значительный
Свыше 5000 рублей Штраф до 500 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до 3 лет.

2-годичные исправительные работы/обязательные работы на 480 часов.

Возможно лишение свободы сроком до 2 лет со штрафом от 100 000 до 200 000 рублей! Крупный
Свыше 50 000 рублей Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или доход осуждённого за период 3-4 лет.

Принудительные работы на 3-4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

Лишение должности сроком на 3 года.

Лишение свободы на 4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей с лишением должности до 3 лет. Особо крупный
Свыше 150 000 рублей Штраф от 1 до 3 миллионов рублей или доход осуждённого за период 4-5 лет.

Принудительные работы на 5 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей.

Лишение должности сроком на 3 года.

Лишение свободы на 7 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей с лишением должности до 3 лет.

Санитарно-оздоровительные мероприятия как прикрытие для незаконной вырубки

Зачастую рубки санитарного ухода, предназначенные для оздоровления лесного участка, становятся для него и близлежащих посадок настоящим бедствием. Часто ширмой для организации незаконных лесозаготовительных работ являются документы, законодательно оформленные на иные виды деятельности, включая проведение санитарных рубок.

Под данным термином обозначают ситуацию, когда документация на проведение вырубки леса присутствует, однако она выдана без каких-либо на то оснований либо, напротив, выдана с соблюдением всех правил, а на деле работы идут совсем не по плану.

В обоих случаях страдает здоровый, не назначенный в рубку лес — под топор недобросовестных лесорубов попадают большие объёмы деревьев ценных пород, зачастую произрастающих вовсе за пределами обозначенной лесосеки.

Проблема нелегальных заготовок леса под видом санитарно-оздоровительных мероприятий, по словам эксперта, в недавнем прошлом остро стояла в Сибирском федеральном округе , а именно в Иркутской области. Ранее рубки санитарного назначения проводились там без каких-либо стоящих оснований, однако к текущему времени ситуация успела выровняться.

Более всего, по мнению Константина Кобякова, от действий дровосеков-нарушителей страдают южные территории Дальнего Востока , поскольку именно на них произрастают столь ценные породы деревьев, как ясень и дуб. Эти виды древесины пользуются большим спросом у покупателей за границей, и потому практически весь объём незаконно заготовленного леса отправляется на экспорт. На внутренний рынок страны от этого количества поступает крайне малый процент.

Эксперт WWF отмечает, что постепенно объёмы переправляемой через таможню древесины снижаются. Если ранее количество экспортируемого ценного леса превышало количество выписанных разрешений на его вырубку в 2, а то и в 5 раз, то сейчас таможенные службы фиксируют сравнительно небольшое превышение по транспортировке дуба, а по ясеню этот процент почти вовсе отсутствует.

Не обошла проблема незаконных вырубок леса и зелёные богатства Кавказа — древесину таких ценных пород, как бук и дуб, вырубают там с незавидной регулярностью. Однако именно на экспорт, как утверждает Кобяков, идёт малый процент срубленного: практически всё отправляется на внутреннюю переработку. Потому масштабы нелегальной лесозаготовки на Кавказе не так велики, как стоило бы ожидать, хотя основную проблему это всё-таки не отменяет.

Незаконная вырубка 2020: кого ещё волнует российский лес

А волнует он, в первую очередь, природозащитные организации. Всемирный фонд дикой природы встревожен тем, что в ходе проведения санитарных вырубок российскую древесину могут заготавливать с крупными нарушениями действующего законодательства.

Посему WWF в декабре 2020 года призвал правительство и представителей лесной промышленности РФ принять меры по усилению контроля за ведением рубок санитарно-оздоровительного назначения, поддержав при этом опасения Лесного попечительского совета (FSC).

Ранее FSC России также обеспокоился ситуацией, сложившейся вокруг санитарных рубок в России. Связано это с тем, что древесина, заготовленная нелегальным путём могла попасть в FSC-сертифицированные цепочки, что, конечно же, совершенно недопустимо.

Именно поэтому Лесной попечительский совет в начале декабря 2020 года выступил инициатором исследования легальности санитарно-оздоровительных рубок в российских лесах. Привлечённые эксперты оценят, насколько часто проводятся санитарные рубки, каковы масштабы использования древесины, заготовленной в рамках подобных мероприятий держателями FSC-сертификатов, а также подвергнут анализу существующие пробелы в нынешнем лесном законодательстве и т. д.

К участию в исследовании FSC готов привлечь представителей гражданского общества ответственных лесных организаций и компаний.

Беспокоятся о состоянии российского леса и, как это ни парадоксально, в Великобритании. Печатное издание Guardian со ссылкой на доклад экологической организации Earthsight, пишет о том, что в некоторых британских магазинах торгуют дальневосточной древесиной.

Так, по данным Earthsight, доход от продажи дальневосточного леса в европейские страны составил около 870 млн евро. На снимках из космоса видно, что действия лишь одной компании-заготовителя обезлесили территорию, сопоставимую по площади со столицей Туманного Альбиона, а это около 1580 кв. км.

Следствие деградации лесов и обез­лесения - многочисленные острые проблемы: уничтожение, казалось бы, возобновляемого ресурса, без которого невозможно экономическое развитие, исчезновение традиционной среды проживания коренных народов и местного населения, деградация почв и изменение водного баланса территорий, исчезновение многих видов растений и животных, существование которых связано с лесом. Кроме того, обезлесение и деградация лесов обеспечивают 1/5 объема мировых эмиссий углекислого газа в атмосферу и являются одной из существенных причин глобального потепления.

Ущерб от нелегального оборота древесины

По данным Всемирного банка, прямой экономический ущерб от незаконных рубок и сопряженного с ними нелегального оборота лесоматериалов составляет от $10 до $15 млрд ежегодно. Причем эта оценка не учитывает косвенный ущерб местному населению от невыплаченных налогов и сборов, а также от весьма значительного экологического ущерба.

Российская Федерация - один из крупнейших производителей и экспортеров лесоматериалов в мире. По данным Рослесхоза, в 2010 году было выявлено более 47 тыс. лесонарушений, в том числе нелегальная заготовка леса в объеме около 1,3 млн м (в 2009 году - 1,5 млн м). По оценкам независимых экспертов, почти 20 % (или около 35 млн м) древесины, заготавливаемой в России, незаконного происхождения. Общий экономический ущерб бюджету РФ от незаконной заготовки древесины и ее оборота, по разным оценкам, составляет от 13 до 30 млрд руб. ежегодно.

И по официальной статистике, и по оценкам независимых экспертов, незаконные рубки наиболее распространены в экспортно-ориентированных регионах, особенно на границе с Китаем, в частности в Иркутской области, Красноярском и Приморском краях.

Почему это происходит

Основные факторы, обуславливающие широкое распространение незаконных рубок и оборот незаконной древесины:

● общий кризис системы лесоуправления в стране, непрозрачность отношений в лесном секторе;

● высокий уровень коррупции и низкий уровень межведомственного взаимодействия;

● длинные, запутанные и непрозрачные цепочки поставок древесины, особенно из России в Китай, притом что начинаются эти цепочки в крайне неблагополучных с точки зрения нелегальных рубок регионах, таких как Забайкальский край, Приморье, Иркутская область;

● низкий уровень жизни на селе, толкающий людей на нелегальные рубки при отсутствии государственной лесной охраны;

● большой спрос на внутреннем и внешнем рынках (в первую очередь на рынке Китая и арабских стран) на древесину вне зависимости от ее происхождения.

Наиболее распространенными нарушениями в сфере заготовки и оборота древесины являются: заготовка древесины редких и исчезающих пород; заготовка древесины на ООПТ; коммерческие лесозаготовки под видом санитарных рубок и рубок ухода; заготовка древесины, осуществляемая с нарушением правил и (или) технологий; торговля нелегально заготовленной древесиной и коррупция; контрабанда и легализация нелегально заготовленной древесины; коммерческая заготовка населением древесины под предлогом использования для собственных нужд (WWF, 2010 год).

А как бороться?

На федеральном уровне также прилагаются определенные усилия в борьбе с нелегальными рубками. Российская Федерация активно участвует в Европейско-североазиатском министерском процессе по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе (ENA FLEG), который призван содействовать решению проблемы нелегального лесопользования. В рамках взятых обязательств нашей страной принимается ряд мер по обеспечению легальности заготовок. К ним, в частности, относятся:

● принятие Правительством РФ Плана по предотвращению незакон- ной заготовки и оборота древесины в РФ на 2009-2011 годы;

● создание комиссии по предотвращению незаконной заготовки древесины и оборота древесины и рабочей группы при комиссии;

● активизация работ Рослесхоза по дистанционному мониторингу лесов с применением аэрокосмических методов, а также проверке состояния лесного фонда и организации лесопользования в субъектах РФ;

● разработка новых нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с незаконными рубками и теневым оборотом древесины, а также системы единого государственного учета лесоматериалов и контроля их перемещения.

Но, судя по практическим результатам, эта деятельность пока не приносит ощутимого эффекта и не может переломить ситуацию с распространением в стране незаконных рубок и теневым оборотом древесины.

Тенденции на будущее

К сожалению, приходится приз- нать, что проблема незаконных рубок в России приняла системный, устойчивый характер, обусловленный многочисленными как социально-экономическими, так и нормативно-правовыми и политическими фак- торами. Полного решения этой проблемы только на уровне страны, несмотря на активную позицию неправительственных организаций и отдельных органов государственной власти и управления, вряд ли стоит ожидать в ближайшей перспективе (1-2 года).

В среднесрочной перспективе ситуация может значительно измениться, и к тому имеются важные предпосылки. Существенную роль в борьбе с незаконными рубками в России и теневым оборотом древесины будут играть не внутренние факторы лесного сектора или сферы правоприменения, а рыночные. В первую очередь это процесс экологизации внешних рынков, прежде всего Евросоюза, США и постепенно Китая, опосредованно оказывающий влияние на рост осознания имиджевых рисков Российской Федерации и крупного частного сектора, а также дальнейшее становление среднего класса в России и постепенная экологизация внутреннего рынка и развитие добровольной лесной сертификации (прежде всего FSC).

В экономически развитых странах продолжается процесс экологизации сознания потребителей, который начался в 1970-80-е годы, что проявляется в стремлении государств - импортеров лесоматериалов оградить свои рынки от древесины нелегального и неизвестного происхождения. Это выражается, главным образом, в трех важных процессах: развитии многостороннего сотрудничества по усилению контроля за легальностью лесопользования в странах третьего мира (поставщиках тропической древесины); развитии политики ответственных государственных закупок лесоматериалов, важнейшим требованием которых является легальность лесной продукции, закупаемой для нужд государства, и, наконец, создании законодательных механизмов, противодействующих проникновению лесоматериалов нелегального и неизвестного происхождения на рынки.

В основных странах-импортерах важным фактором для развития этих механизмов борьбы с незаконными рубками и оборотом древесины, кроме прямого давления на государство потребительских групп, является прямая заинтересованность крупных брендов в оправдании своих инвестиций в создание и поддержание корпоративных систем обеспечения легальности лесоматериалов, а также затрат, связанных с добровольной сертификацией в регионах с высоким риском проникновения нелегальной древесины в цепочки поставок (к таким регионам относится и Россия). Безусловно, эти процессы также связаны с растущей экологизацией сознания массового потребителя.

Очень большую роль в формировании рынка продукции из древесины с гарантированной легальностью играют ответственные политики закупок: объем государственных закупок в Евросоюзе составляет 16-18 % общего объема рынка лесобумажных материалов. Такая весомая доля рынка, возводящего легальность лесной продукции в ранг обязательного требования к производителю, оказывается достаточным стимулом для многих производителей, для того чтобы обеспечить легальность древесного сырья не только в цепочках поставок, направленных на удовлетворение спроса со стороны государства, но и в целом для всего рынка. В настоящее время политики ответственных закупок для государственных и муниципальных нужд действуют в ряде стран Евросоюза (Великобритания, Германия, Дания, Франция), а также в Японии и других странах, причем этот список растет.

Таким образом, спрос на легально заготовленную древесину и устойчиво произведенные лесоматериалы и продукцию из этой древесины на международном рынке будет расти даже в условиях экономического кризиса.

Законодательные меры в США и Евросоюзе

К таким мерам относятся принятые в 2008 году Конгрессом США поправки к закону Лейси, предусматривающие требования к импортерам продукции из древесины на территорию США по обеспечению ее легальности и известности происхождения, а также новый регламент Евросоюза, запрещающий ввоз на территорию ЕС древесины, заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран.

Евросоюз - крупнейший потребитель лесоматериалов в мире. После продолжительных консультаций и всесторонней оценки Советом министров Европы и Европейским парламентом 20 октября 2010 года был одобрен новый регламент Евросоюза № 995/2010, накладывающий обязательства на импортеров лесоматериалов и продукции из древесины на рынок ЕС и запрещающий импорт на территорию Евросоюза древесины нелегального и сомнительного происхождения. Этот документ вступит в силу 3 марта 2013 года. Согласно новому регламенту все импортеры должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов. Импортеры должны либо самостоятельно разработать систему контроля легальности, либо использовать одну из существующих схем независимой проверки, например схему международной добровольной лесной сертификации. Импортеры будут обязаны требовать от своих поставщиков документальные подтверждения того, что покупаемая ими продукция соответствует законам страны, в которой была заготовлена древесина.

Идеи, заложенные в регламент, не новы для стран ЕС: с 2003 года Евросоюз стал реализовывать процесс FLEG(T) о недопущении на рынок ЕС древесины сомнительного происхождения, и новый регламент ЕС разработан в рамках выполнения плана действий по реализации этой инициативы. Ключевым компонентом FLEG(T), эффективно дополняющим новый регламент, являются схемы лицензирования заготовки и поставки древесины между странами-поставщиками и ЕС, обеспечивающими легальность происхождения древесины.

Безусловно, только эффективность практического правоприменения названных законодательных инициатив покажет, насколько они будут эффективны как стимул для органов государственной власти и управления, а также для частного сектора бороться с незаконными рубками. Ответ на этот вопрос будет получен в ближайшем будущем. Если декларируемые меры будут приняты Евросоюзом и США на практике и у частного сектора не окажется других вариантов, кроме двух: следовать этим правилам либо потерять значительную долю рынка, - то, исходя из структуры экспорта, производителям придется обеспечить известность или легальность происхождения не менее 1/3 объема экспорта, т. е. около 10 % общего объема заготавливаемой древесины в стране. Учитывая определенную диверсифицированность механизмов обеспечения известности и легальности происхождения древесного сырья и продукции (корпоративные системы отслеживания, добровольная лесная сертификация, законодательные инициативы федеральных и региональных органов власти), это вполне реально. Около 15 % рынка уже приходится на сертифицированные либо произведенные через производственные процессы, обеспеченные корпоративными системами отслеживания лесоматериалы и продукцию из древесины. Поэтому вполне вероятно, что значительной части крупных производителей, ориентированных и на внешний, и на внутренний рынок, придется отказаться от нелегальных практик лесопользования и защитить цепочки поставок от древесины нелегального и неизвестного происхождения. В среднесрочной перспективе это может значительно - до 20-30 % - снизить реальные объемы нелегального лесопользования в стране.

Тенденции экологизации внутреннего рынка

Внутренний потребительский рынок России серьезно отстает от рынков постиндустриальных стран по темпам экологизации. Недавнее (2011 год) исследование WWF показало весьма низкий уровень значимости законности происхождения древесины для потребителей: 50 % опрошенных заявили о полном безразличии к вопросу легальности происхождения продукции. Тем не менее отмечаются тенденции роста доходов населения (по прогнозам Минэкономразвития, в среднем на 4 % в год в ближайшие несколько лет) и роста экологического сознания крепнущего среднего класса, что выражается в том числе в росте протестных настроений в отношении несогласованного с общественностью использования пригородных лесов.

В частности, в проекте закона предусмотрено, что все организации и индивидуальные предприниматели, торгующие любыми круглыми лесоматериалами как на внутреннем рынке, так и при поставке на экспорт, должны будут подавать соответствующие декларации и регистрировать сделки с указанием своих данных и поставленных объемов продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе в сети Интернет.

Указанный законопроект - один из необходимых шагов в развитии российского лесного законодательства и обеспечения его соответствия Регламенту ЕС 995/2010 и закону Лейси (США). В то же время необходимо отметить, что такую задачу законопроект решает частично, поскольку предусматривает лишь некоторые инструменты, обеспечивающие известность места происхождения древесины и прозрачность официальных сделок с круглыми лесоматериалами. Вместе с тем ключевым требованием нового законодательства США и ЕС является обеспечение соответствия заготовки древесины российскому законодательству в части права на заготовку в пределах отведенной лесосеки; уплаты арендной платы, других налогов и сборов; выполнения требований экологического и лесного законодательства, в том числе по сохранению биоразнообразия; обеспечению прав третьих сторон, в том числе местного и коренного населения, и др. Тем самым законопроект может рассматриваться лишь как один из инструментов борьбы с незаконными рубками, но не может считаться универсальным.

В экспертном сообществе опасаются, что введение закона может негативно сказаться на малом лесном бизнесе, обеспечении сельского населения дровами. Перспективы согласования этого закона с другими органами государственной власти и управления пока туманны, есть определенные сомнения в возможности его широкого применения. Тем не менее в случае принятия, а равно принятия всех необходимых подзаконных актов, и эффективного функционирования этот закон может оказать самое серьезное положительное воздействие на проблему незаконных рубок. Безусловно, он не решит все проблемы (см. выше), обуславливающие широкое распространение незаконных рубок в России, но сможет снизить остроту ситуации. Исходя из структуры сектора производства и потребления, принятие и эффективное обеспечение реализации этого закона позволит сократить фактический объем нелегального лесопользования на 20-30 %.

Николай ШМАТКОВ, координатор проектов по лесной политике WWF России


Уважаемы коллеги! Хочу поделиться с вами соображениями по поводу серьёзного, на мой взгляд, пробела в праве, имеющего место в вопросе привлечения к уголовной ответственности по части 3 ст. 260 УК РФ арендаторов лесных участков и позиции, которую занял в этом вопросе Верховный Суд.

Итак, дабы ввести в курс дела, поясню, что в настоящий момент в производстве СЧ СУ УМВД России по Тюменской области находится уголовное дело по обвинению нашего доверителя в совершении преступления, предусмотренного частью 3 ст. 260 УК РФ, то есть в совершении им незаконной рубки лесных насаждений, совершённой в особо крупном размере.

Согласно предъявленному обвинению, факты незаконной рубки имели место в 11, 12, 13 и 14 кварталах Энского участкового лесничества Гавайского лесничества Тюменской области. В результате произведённых в указанных кварталах рубок, Департаменту Лесного комплекса Тюменской области, признанному потерпевшим по уголовному делу, причинён ущерб, по предварительным данным составляющий порядка 17 миллионов рублей.

Указанные лица, по заключенным с Департаментом лесного комплекса Тюменской области договорам аренды лесных участков, имеют право на заготовку и обработку древесины в пределах арендованных лесных участков. По условиям договора аренды, они обязаны, как арендаторы, ежеквартально уплачивать арендную плату, размер которой превышает полмиллиона в год (обязательные ежеквартальные платежи размером чуть более 200 000 рублей).

На наш взгляд, в результате незаконных порубок на лесных участках, арендованных различными организациями, непосредственный ущерб причиняется именно этим организациям, а не Департаменту лесного комплекса Тюменской области, поскольку последний ежеквартально получает по договору аренды арендную плату.

В силу части 3 ст. 42 УПК РФ, потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. На сегодняшний день ущерб от совершённого преступления, по предварительным данным, составляет порядка 17 миллионов рублей, право требовать которые, имеет лишь Департамент лесного комплекса Тюменской области, но не организации, арендующие лесные участки, на которых было совершено преступление. Но вся суть в том, что эти организации не могут быть признаны потерпевшими, поскольку потерпевшим по вменяемому составу может выступать только государство в лице своих органов (в нашем случае Департамент лесного комплекса).

Кто-то возмутится – мол, правовой нигилизм! Кто-то более мягко подумает – несбыточная утопия, но тем не менее, такие соображения посетили меня по ходу того, как я вник в суть этого дела. А суть сводится к тому, что по факту, — а) наши леса заполнены перестойной и буреломной древесиной, не дающей возможности прорастать молодняку (это касаемо экологии); б) при таких реалиях бизнесу развиваться в этой отрасли довольно тяжело, но подробнее об этом ниже.

Далее, согласно предъявленному обвинению, незаконной является и рубка лесных насаждений в 14 квартале Энского участкового лесничества. Указанный квартал входит в состав лесного участка, арендованного нашим обвиняемым. Помимо договора аренды на указанную территорию, у него имеется и проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу. Однако на выдел 01, 02, 03, квартала №14 не подана Лесная декларация, за что, в числе незаконных рубок на прочих лесных участках, он и привлекается к уголовной ответственности.

Приведённые объёмы ежегодно допустимой заготовки леса в разы превышают объёмы незаконно вырубленной, по мнению следствия, древесины в 14 квартале Энского участкового лесничества.

Таким образом, назревает второй казус и возникает вопрос – если Де-юре в пределах арендованного лесного участка допускается заготовка в общей сложности 16 тысяч куб. м древесины, но Де-факто заготовить такой объём не представляется возможным в силу различных причин (доступ к арендованному лесному массиву, наличие сил и средств для заготовки такого объёма и так далее), то насколько правомерно привлечение именно к уголовной ответственности, а не к административной, арендаторов лесных участков, имеющих проект освоения лесов, но не подавших лесных деклараций, при этом заготовивших древесины в объёме гораздо меньшем, чем предусмотрено договором аренды?

Но Верховный Суд выразил своё мнение по этому поводу в пункте 16 Постановления Пленума от 18.10.2012 года следующим образом:
Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Вот такая позиция. Хотя, чему удивляться, если она основана на действующей редакции ст. 260 УК РФ, внести изменения в которую я и предложил выше.

Предпринимателям-арендаторам помимо высоких арендных платежей ещё необходимо нести траты на ГСМ для техники, зарплаты работникам, мероприятий по восстановлению лесов (обязательных в силу договора аренды) и, самое главное – выполнять невыполнимые условия – заготавливать древесину в необходимом для прибыли объёме, не совершая при этом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. А если не нарушать – работать в минус, при чём в большой, а кому это надо?!

Читайте также: